Государство и право - готовые работы

ГлавнаяКаталог работГосударство и право
fig
fig
ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА.
Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с разрешением стоящих перед ним на международной сцене целей и задач.
Последние никогда не были и практически не могут быть одинаковыми для всех государственных образований и государств. Они зависят от характера существующего в стране политического режима и типов государств, от этапов развития одного и того же государства, от складывающейся в мире международной обстановки, от характера взаимоотношений сосуществующих друг с другом государств.
Цели и задачи, а вмести с ними и некоторые функции государства в решающей степени зависят от его социально-классовой сущности и содержания, социально-классовой предопределенности и направленности, а так же в значительной мере - от идеологической обусловленности. Нет и не может быть у государства таких целей и задач, а вместе с ними и соответствующих функций, которые бы не были обусловлены его сущностью, содержанием, идеологическими воззрениями правящих кругов, его социально-классовым назначением.
§ 3. Основные направления реализации прав человека в ходе судебной реформы
Одной из важнейших задач федеративного государства является обеспечение единых стандартов осуществления и защиты прав человека во всех субъектах Федерации. Для России эта проблема особенно актуальна в силу значительных территориальных масштабов страны, разнообразия социально-политических, экономических и национальных особенностей регионов, плюрализма исторических, религиозных и культурных традиций населения.
Нарушению этих стандартов нередко способствуют содержащиеся в конституциях, уставах и законах многих субъектов Российской Федерации положения, которые прямо противоречат Конституции и законам Российской
Федерации. Достаточно сказать, что в некоторых из них действие принципа равенства прав и свобод человека и гражданина распространяется только на жителей субъекта Федерации, ограничивается действие прав и свобод, гарантированных на федеральном уровне, предоставляются определенные преимущества гражданам, принадлежащим к титульной для данного субъекта Федерации национальности. В практике Конституционного Суда не раз рассматривались дела о несоответствии Конституции Российской Федерации законов субъектов РФ, регламентирующих избирательные права граждан, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
«Восстановлению единого правового пространства, вертикали власти и тем самым обеспечению общих стандартов прав человека на всей территории страны способствует решение Президента РФ об образовании семи федеральных округов, его законодательные инициативы, направленные на изменение порядка образования Совета Федерации, повышение ответственности глав исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов».
Для обеспечения единых стандартов осуществления прав человека на всей территории нашего государства необходимо:
- федеральным органам государственной власти более активно использовать согласительные процедуры для преодоления коллизий между законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, право обращения в Конституционный Суд, разработку типовых (модельных) законов и нормативно-правовых актов в области прав человека и гражданина;
- органам Прокуратуры России периодически проводить обобщающие проверки законности правовых актов, регламентирующих права человека и гражданина на территории субъектов Федерации;
- органам, курирующим вопросы прав человека в Российской Федерации, координировать усилия и оказывать взаимное содействие в правовом и информационном обеспечении мероприятий в данной сфере;
- создать базу данных о региональных законах и нормативно-правовых актах, регулирующих права и свободы человека.
Серьезным ущемлением прав граждан является принятие таких ведомственных инструкций, которые призваны регламентировать порядок реализации законов, но на практике приводят к созданию дополнительных препятствий для осуществления гражданами своих прав. Они малодоступны для ознакомления с ними, в ряде случаев сохраняется фактически закрытый характер этих документов, не эффективна действующая в настоящее время процедура оценки их соответствия Конституции и законам.
Для совершенствования законодательства в области прав человека, развития их юридических гарантий необходимо:
- провести ревизию действующих федеральных нормативно-правовых актов и нормативно-правовых актов субъектов Федерации с точки зрения их соответствия Конституции РФ и международным стандартам в области прав человека и гражданина;
- принять федеральный закон «Об обеспечении соответствия нормативных правовых актов субъектов РФ федеральным законам», которым, в частности, предоставить органам Министерства юстиции РФ в субъектах Федерации право обращения в суды этих субъектов по данному вопросу;
- создать эффективный механизм конституционного и другого судебного, а также иного контроля и отмены противоречащих Конституции РФ решений и действий органов государственной власти субъектов Федерации;
- выявить пробелы правового регулирования прав и свобод человека и подготовить план законотворческих работ, определив первоочередность разработки законопроектов, которые призваны обеспечить реализацию конституционных норм и принципов, относящихся к правам человека;
- подготовить проект закона, регулирующего сферу ведомственного законотворчества, уточнив предусмотренную постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997г. процедуру обязательной государственной регистрации ведомственных актов. Исходить при этом надо из следующих критериев:
-ведомственные нормативные акты должны регулировать внутриорганизационные отношения и технические вопросы и не противоречить конституционным нормам о правах и свободах граждан;
- регламентация механизма реализации прав граждан не должна сужать объема этих прав, предусмотренных законом .
Принятие нового законодательства в области прав человека - важное условие их гарантированности и защиты. Однако для обеспечения прав человека необходима единая, четко скоординированная система правовых механизмов и процедур реализации прав и свобод человека. В этой связи особенно актуально создание комплексного механизма, единой системы обеспечения и защиты прав человека. Система защиты прав человека включает: судебную защиту, несудебную защиту, деятельность неправительственных правозащитных организаций.
Судебная система является одной из центральных в защите прав и свобод человека. С начала 90-х гг. в нашей стране осуществляется реформирование судов и совершенствование их деятельности. В частности приняты законы о судебной системе Российской Федерации, Конституционном суде, об арбитражных судах, исполнительном производстве, новые Гражданский и Уголовно-Исполнительный кодексы.
Определенное внимание уделяется развитию и совершенствованию института внесудебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Эти институты призваны существенно дополнять судебный механизм защиты прав и законных интересов личности и способствовать комплексному решению этой проблемы .
Национальная система несудебных государственных учреждений, призванных защищать права и свободы гражданина и человека в Российской Федерации, состоит из следующих звеньев: Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации («Парламентский омбудсмен»), Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации, Прокуратура Российской Федерации, иные комиссии при Президенте РФ, Администрация Президента РФ и Правительства РФ, Министерство юстиции РФ и иные федеральные органы исполнительной власти РФ.
Важное место в системе защиты прав человека занимают неправительственные правозащитные организации. В настоящее время зарегистрировано более 1000 НПО, функционирующих практически во всех субъектах Федерации. Многие из них объединены в правозащитные центры, ассоциации и иные союзы. Следует отметить, что в настоящее время НПО, по сути, не получают должной государственной поддержки; они не имеют ни прочного законодательного статуса, ни экономической базы.
Формирование правового государства в России и развитие гражданского общества предполагают последовательное и неуклонное соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права и положений международных договоров, участниками которых является РФ. Принципиальное значение имеет положение Конституции о том, что общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы (п.4 ст.15). Более того, в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина как в соответствии с Конституцией, так и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (п.1 ст.17).
Современное международное право не только закрепляет перечень основных прав и свобод человека, которыми обладает каждый индивид, но и предоставляет ему право на прямой доступ в межгосударственные судебные и несудебные органы для защиты своих прав.
1. Понятие источников (форм) права
1.1 Сущность источников права.
Источники (формы) права - это официально определенные формы внешнего выражения содержания права. Термин "источник права" юриспруденции известен давно. Еще римский историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц источником всего публичного и частного права. Слово "источник" в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права.
В юридической литературе принято выделять: а) источник права в материальном смысле; б) источник права в юридическом (формальном) смысле.
Под «материальным источником права» при этом имеются в виду причины образования права, т.е. все то, что, согласно соответствующему подходу порождает позитивное право, понимаются - те или иные материальные или духовные факторы, общественные отношения, природа человека и т.д.
Когда же говорят об источниках в юридическом смысле, то имеют в
виду различные формы (способы) выражения, объективизации правовых
норм. Таким образом, под источниками права в юридическом смысле понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли. Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина.
Форма права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества.
Каждая система права имеет свои конкретно-определенные источники права.
Судебный прецедент — один из источников права в Англии, США, Канаде, Австралии, то есть там, где воспринята система общего права. Во всех этих странах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах.
Следует, однако, подчеркнуть, что в разных странах даже одной правовой семьи судебный прецедент применяется по-разному. Правило прецедента в Англии, например, связано следующими положениями: 1) решения вынесенные палатой лордов, обязательны для всех судов; 2) решения, принятые Апелляционным судом, обязательны как для всех нижестоящих судов, так и для самого этого суда (кроме уголовного права); 3) решения, принятые Высоким судом, обязательны для низших судов и, не будучи строго обязательными, имеют весьма важное значение и обычно используются как руководство различными отделениями Высокого суда и Судом Короны. В США правило прецедента не действует так жестоко в силу особенностей федеративного устройства страны. Во-первых, Верховный суд США и верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям, и могут таким образом изменить свою практику.
Во-вторых, штаты независимы, и правило прецедента относится к компетенции лишь в пределах судебной системы конкретного штата.
Известны судебные решения, принятые в наше время, которые основывались на прецедентах 18 века. Так, позиция английского Апелляционного суда (Court of Appeal) по проблеме иммунитета государственных морских судов основывается на решении по делу « The Parlement Belege», вынесенному в 1890 г. Суть его заключалась в том, что морское почтовое судно, принадлежащее бельгийскому правительству, столкнулось с британским судном. Суд вынес решение об отказе в иске на основании иммунитета имущества, принадлежащего иностранному государству.
Глава 1. Общая характеристика права и морали как систем нор-мативного регулирования социальных взаимодействий
1.1. Мораль как регулятор общественных отношений
Мораль регулирует все сферы общественных отношений. Являясь основой правовых норм, она представляет собой совокупность жизненных принципов и взглядов общества. Мораль имеет « вездесущий, всепроникающий характер». Мораль неотделима от поведения людей, она проявляется в осознании челове-ком себя как личности, поступающей согласно собственным убеждением, неза-висимо от других. Отличительная особенность морали состоит в том, что она выражает внутреннюю позицию индивидов, их свободное и самосознательное решение того, что есть добро и зло, долг и совесть в человеческих поступках, взаимоотношениях и делах.
Мораль – форма общественного сознания. Восприятие и осознание мо-ральных требований различными людьми неодинаково, и зависит от несколь-ких условий: материального, социального, политического положения субъекта, образа жизни, а также его мировоззрения, состояния его психики, его системы ценностей, образа мыслей.
Мораль имеет сложную структуру: в нее входят идеи, принципы, убежде-ния, чувства, эмоции и т.д. Это особая специфическая сфера общественной жизни, включающая сознание, нормы и реальное поведение людей. Мораль оценивает общественные явления, поведение человека общества, коллективов не с индивидуальной, а с общественной точки зрения.
Если право формируется государством в процессе целенаправленного нормотворчества, то мораль складывается стихийно, постепенно, по мере осоз-нания и признания нравственных идеалов большинством членов общества. Норма права становится общеобязательной сразу, с момента вступления в силу соответствующего источника. Мораль же не вводится в действие с определен-ной даты, она оказывает влияние постепенно, по мере ее осознания обществен-ным сознанием. Нельзя точно указать ни время, ни причины, ни порядок воз-никновения тех или иных этических норм, ни срока их действия. Возникая по-степенно, они незаметно уходят в прошлое, теряют силу. В отличие от права, носящего государственно-волевой характер, мораль имеет общественное про-исхождение, формируется и содержится в сознании людей. Мораль появилась намного раньше права.
Нормы морали не обладают признаком формальной определенности, они не закрепляются в письменной форме и содержатся в сознании людей – инди-видуальном и общественном. Иногда моральные ценности выражаются через фольклор, искусство, массовую культуру. Нормам морали присущ высокий уровень обобщения. В целом они не конкретны, им не свойственна детализа-ция. Однако даже при отсутствии такой формализации все члены общества прекрасно знают содержание моральных требований.
Как отметил Матузов Н.И.: мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый – выражает глубину осознания индивидом своего собственного «Я», меру ответственности, духовности, общественного долга, обязанности. В соот-ветствии с этим в каждой личности заключено высшее и, безусловно, нравст-венное правило, коему она должна добровольно и неукоснительно следовать. Смысл этого императива прост: поступай с другими так, как ты хотел бы, что-бы поступили с тобой.
§2. Права человека в советском праве: проблемы и противоречия
Основные особенности советского права как своеобразного явления в истории права, занимающего особое место даже среди заидеологизированных правовых систем (отмеченной ранее четвертой группы семей), состоят в следующем.
Во-первых, советское право под углом зрения гуманистических показателей — это неразвитое, несовершенное право: оно даже по сравнению с правом, существовавшим в России до 1917 г., оказалось отброшенным назад, утратило утвердившиеся в дооктябрьском праве прогрессивные тенденции. К 1970— 1980 гг.,несмотря на ряд технико-юридических достижений в позитивном праве, оно так и осталось, по существу, своего рода гибридом права власти и права войны.
Во-вторых, советское право — огосударствленная, опубличенная юридическая система в том смысле, что в ней проводится всеобъемлющий и безусловный приоритет государственной власти и государственной собственности над личностью и персонифицированным имуществом, исключается частное право, а предоставление прав отдельным лицам ставится в зависимость от усмотрения государственных органов, должностных лиц, чиновников.
В-третьих, советское право лишено всеобщего характера: оно оставляет широкий простор для внеправовой деятельности, связанной с основными вопросами жизни общества и осуществляемой коммунистической партией, которая находится вне регулирования со стороны закона и в то же время напрямую командует репрессивно-карательными органами, всем управленческим административным аппаратом.
В-четвертых, высшим и безусловно обязательным критерием для оценки действий и событий является не закон и тем более не прирожденные права и свободы человека, а идеологические догмы и партийные решения, с которыми — по утвердившемуся в обществе порядку — должны сообразовываться и законы, и юридическая практика.
В-пятых, в советском праве реально большей юридической силой обладают не законы, а подзаконные нормативные акты, прежде всего ведомственные инструкции, которые нередко блокируют законы, устанавливают такой режим и порядок поведения, которые соответствуют интересам ведомств, чиновничьего аппарата.
В-шестых, советское право, вопреки исконной природе права, стало носителем государственной лжи, фальсификаций, коммунистической пропаганды. В партийных и государственных документах, в самих текстах законов оно изображалось в качестве воплощения воли народа, подлинно демократического права, его высшего исторического типа.
Советское право останется в истории как некий правовой уродец — лживый, нежизнеспособный, утративший истинное предназначение права и используемый в партийно-узкокорыстных, неправедных целях .
После смерти Сталина, со второй половины 1950-х годов, особенно в обстановке хрущевской оттепели, в советском праве, как и во всей советской общественной системе, были осуществлены известные преобразования.
В законодательстве было упразднено то, что во второй половине 30-х годов и в последующие годы способствовало незаконным репрессиям,—действие внесудебных карательных органов, ограничения процессуальных гарантий. Во второй половине 50-х и в 60-х годов состоялась общая законодательная реформа, были обновлены основные отрасли законодательства — уголовное, гражданское, процессуальное, трудовое, семейное, земельное. Издавались новые крупные законодательные акты, в частности, об охране окружающей среды, охране атмосферного воздуха, животного мира. Наконец, в 1977 г. была принята новая (брежневская) Конституция.
Однако эти преобразования лишь в малой степени затронули саму суть, тоталитарно-силовую природу советского права (были осуждены и отменены наиболее крайние, одиозные институты и установления). Они не изменили общего облика советской правовой системы, имеющей тоталитарный характер. Не изменили во многом потому, что законодательные нововведения, в сущности, не затронули главного — доминирующего положения административно-командного управления, безраздельного господства всесильного партаппарата, всевластия монопольной бюрократической государственной собственности, репрессивной деятельности карательных органов и в целом осуществления политико-государственной деятельности помимо права. В этих условиях не обрели нужной силы законы, прежде всего гражданское законодательство. И в обновленном законодательстве, и в новых юридических документах не были установлены сколь-нибудь действенные юридические механизмы, которые ставили бы деятельность ведомств в четкие законодательные рамки, обеспечивали бы юридические возможности для того, чтобы противостоять их диктату, командно-нажимным акциям, авторитарным методам, реально утверждали бы не только ответственность гражданина перед государством, но и ответственность государства перед гражданином.
Во многом произведенные в то время в законодательстве изменения носили косметический характер, свелись по большей части к лакировке законодательства, еще большему насыщению его идеологическими положениями, социалистическими догмами. В этой связи, например, новый, еще более «социалистический» ГК 1956 г., несмотря на тщательную технико-юридическую отработку ряда институтов и норм, был даже шагом назад по сравнению с ГК 1922 г., во многих своих частях воспроизводившим в чистом виде проект дореволюционного гражданского уложения.
С середины 1960-х годов, в годы брежневского неосталинизма, попытки каким-то образом преобразовать советскую юридическую систему и вовсе прекратились. В эти годы под покровом «социалистического права» усились негативные социальные явления: разложение аппарата, коррупция, организованная преступность, мафия, безответственность и безнаказанность руководящих лиц, грубые нарушения законности — все то, что в юридической сфере выражало углубление в стране экономического и социально-политического кризиса. Не стала поворотным пунктом в развитии правовой системы и Конституция 1977 г. Она оказалась документом, в полной мере соответствующим брежневскому времени (безвременью): в ней было много пустых, ничего не значащих в то время красивых пропагандистских положений (например, о гласности как элементе демократии, о союзных республиках как носителях суверенитета); в целом она имела декларативный характер и, создавая привлекательный, внешне демократический государственно-правовой фасад, прикрывала и даже легализовывала фактическое господство тоталитарной системы.

§3. Проблемы реализации прав человека в процессе государственно-правового строительства советской России.
В советский период целые классы и слои общества были лишены не только политических, но и неотъемлемых гражданских прав - права на жизнь, личную неприкосновенность, собственность. Были отброшены гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и многие другие. Следствием этого стало попрание в России общечеловеческих ценностей: принципа универсальности прав человека, всеобщего равенства, достоинства личности, справедливости, права на свободу, личный выбор и самоопределение, защиту от произвола властей.
«Судьбу реализации российского права невозможно понять, если не учитывать влияния на него большевизма — радикально-воинствующего крыла социал-демократической партии, названного уже после 1917 г. коммунистической партией» .
Большевизм в России имел некоторые исторические корни. Это идеология русского бунта, анархистско-социалистические течения народников, движения Бакунина, Кропоткина, «героика» Нечаева. И все же главное в российском большевизме — это предельное, последовательное и обнаженное выражение марксистской доктрины. Назовем следующие основные черты большевизма (ленинизма):
- во-первых, крайне утопический характер программы большевизма, его целей и задач, что придало большевистской программе привлекательный для бедных и обездоленных людей, соблазнительно-коварный характер (следует отметить в этой связи такие лозунги большевиков, как немедленное после захвата власти введение коммунистических начал жизни, быстрое устранение пороков эксплуататорского строя, дележ богатств — «грабь награбленное», отмирание государства и т.д.),
- во-вторых, радикально-революционный путь достижения поставленных целей и задач, основанный на насилии, заговоре, на вооруженном завоевании власти и подавлении контрреволюции, установление ничем не ограниченной диктатуры, что привлекло на сторону большевиков романтически-решительных людей, радикалов, авантюристов.
Эти черты большевизма, пронизывающие всю практическую деятельность большевиков-ленинцев, характеризующие сущность и функционирование созданного на этой основе диктаторского режима власти, отвергали саму возможность существования сколько-нибудь развитого права. Ибо развитое право не приемлет постановки утопических целей и задач, далеких от реальной жизни людей, а еще более — идеологии и практики насилия, вседозволенности, попрания личности, ее неотъемлемых прирожденных прав.
Право рассматривалось идеологами большевизма по юридическим вопросам (Стучкой, Пашуканисом и др.) в качестве контрреволюционного элемента, оставшегося от прошлого, реакционного института, участь которого — скорое и желаемое отмирание.
Большевистские идеология и практика признавали оправданным, в сущности, одно лишь «революционное» право и «революционное» правосознание.
Положение с правами человека в России можно проследить по советским конституциям.
1. Конституция РСФСР 1918 г. Ее основу составила Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 13 января 1918 г., принятая III Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов . В Декларации законодательно подтверждались завоевания трудящихся в первый период существования Советской власти и провозглашались основные принципы и задачи Советского государства. Были сформулированы основы национальной политики Советской власти и впервые законодательно закреплена одна из форм национально-государственного устройства - социалистическая федерация.
Первая Конституция РСФСР была в сильной степени идеологизирована, имела открыто классовый характер. В ней были законодательно закреплены:
- диктатура пролетариата;
- установление государственной власти в форме Советов.
Правовая система поистине уникальна. Ее главная особенность состоит в том, что это - социальная сверхси¬стема, система всех других регулируемых ею систем, аккумулирующая в себе ее характерные свойства в юриди¬ческой форме и в то же время формулирующая в процессе становления права как социального явления свое собствен¬ное содержание, свои характерные черты, свою структуру, свои составные части.
Как система право образуется под воздействием объек¬тивных и субъективных правообразующих и правотвор¬ческих факторов, прежде всего правосознания и законода¬тельства, а также его реализации. Основными составными элементами правовой системы являются: устойчивое об¬щественное правосознание, правовое законодательство, правоотношения. Важным звеном ее является также про¬цедура правотворчества и правореализации. Как и всякая система, система правовая - это взаимодействие ее струк¬тур. А поскольку эта система по природе своей целенаправ¬ленно регулятивная, постольку ее компоненты являются не просто элементами, а факторами особой активности. Ее специфика и в том, что она по своей объективности превос¬ходит все другие регулятивные социальные системы.
Исторически у каждого народа право складывается само собой как устоявшийся порядок отношений между людьми, непосредственно обусловленный осознанной необ¬ходимостью соблюдать всеобщие правила (обычаи) в про¬цессе совместного участия в производстве, обмене, распре¬делении и потреблении.
Эти правила выработались, в конечном счете, под воздействием объективных потребно¬стей жизни, практической деятельностью организованных в общество людей. Так возникло, в частности, право древнеиндийское, древнегреческое, древнеримское, древнегерманское, древнерусское и другие правовые системы. Об этом свидетельствуют законы Ману, Законы XII таблиц, Салическая правда, Русская правда - акты, закрепившие в основном обычаи. В праве изначально закладывалось то, что приемлемо для всех членов общества, - общесоциальная справедливость. И лишь усиление государственного правотворчества, позиций интересов властвующих неред¬ко уводило законодательство и судебную практику от права, его природы, его сущности.
В русле общих потребностей у различных народов, идущих по пути прогресса, осуществлена, в частности, рецепция римского права. Неизбежно происходит заим¬ствование одной национальной правовой системой всего лучшего, приемлемого у другой системы. Так возникли правовые семьи, или, как их именуют еще, основные правовые системы мира (романо-германская, англосаксон¬ская, мусульманская и др.) .
Общечеловеческие ценности воплотились и в сформиро¬вавшейся системе международного права. Оно также воз¬никло из жизненных потребностей общения между народа¬ми, прежде всего в сфере экономической, особенно торговой, на основе обычаев в обмене своей продукцией. Именно поэтому выдающиеся древнеримские юристы нарекли его правом народов (jus gentium) - совокупностью таких правил, которые установлены естественным разумом у всех народов.
Таким образом, реально сформировались три уровня правовой системы:
♦ национальные правовые;
♦ основные правовые системы мира;
♦ международная правовая система.
Все они имеют свои особенности и в то же время системную общность.
Общим для всех уровней правовой системы являются системообразующие факторы. К их числу относится: науч¬ное, профессиональное и общественное правосознание; деятельность субъектов правотворчества, особенно госу¬дарства, его правоустановительных органов; потенциаль¬ная возможность правотворческих процедур; обострение противоречий, требующих правового упорядочения во всех жизненно важных сферах; механизм действия объек¬тивных законов регулируемых общественных отношений; конкретно-исторические условия, в которых они функ¬ционируют. Всем правовым системам присущи следующие функционирующие элементы: устойчивое правосознание, правовые нормы, формы их выражения (источники права), формы их реализации (соблюдение, использование, испол¬нение, применение), правовые процедуры правотворчества, правоустановления и правореализации, правопорядок.
Правовая система в широком понимании – это закономерно связанная целостность устойчивого пра¬восознания, всех правовых норм, форм их выражения (источников) и их реализации, а также правотвор¬ческих, правоустановителъных и правореализующих процедур, обеспечивающих регулирование обществен¬ных отношений по пути прогрессивного их развития.
Правовая система в узком смысле представляет собой закономерно связанную целостность всех право¬вых норм, форм их выражения (источников), инсти¬тутов и отраслей, предназначенных для упорядочения общественных отношений с целью обеспечения соци¬ального прогресса.

1. 2. Роль правовых институтов в структуре системы права
Юридические нормы, составляющие право, связаны между собой. Их взаимосвязь придает праву определен¬ную целостность, единство и внутреннюю согласованность. Единство и согласованность правовых норм обусловлены единством регулируемых правом многообразных обще¬ственных отношений, которые взаимосвязаны, взаимоза¬висимы, взаимодействуют между собой, обладая при этом отличительными особенностями и качественным своеоб¬разием. Все это свидетельствует о системности обществен¬ных отношений как целостности, объединенной внутрен¬ними связями. Общественные отношения «передают» эти качества праву. Составляющие право группы норм, как и регулируемые ими общественные отношения, многообраз¬но взаимозависимы и взаимосвязаны, т.е. обладают всеми признаками системности.
Система права, таким образом, не создается по произ¬вольному усмотрению людей, а обусловлена в конечном счете системой общественных отношений и складывается постепенно, в процессе естественно-исторического развития.
Система (от греч. – соединение, составленное из час¬тей) - это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений в целое, состоящее из частей, упорядоченных по определенным законам или принципам. Следовательно, исследование системы права предполагает выяснение того, из каких элементов (час¬тей) она состоит, как они между собой связаны, как взаи¬модействуют, выявить принципы построения и развития системы, т.е. ее структурную организацию .
Теория права в качестве первичного звена, исходного элемента системы права выделяет правовую норму. В со¬ответствии с многообразием группировки, обособления са¬мих общественных отношений путем различных сочетаний правовых норм формируются (группируются) более круп¬ные элементы (части) системы, которые в науке получили название институтов права, подотраслей и отраслей права.
Основными элементами системы права являются, та¬ким образом, отрасли (подотрасли) права, институты пра¬ва и нормы права.
Следовательно, система права - это объективно обус¬ловленная характером общественных отношений внут¬ренняя организация (структура) права, которая выража¬ется в единстве и согласованности взаимосвязанных юридических норм, их делении на отрасли (подотрасли) и институты.
Отрасль права - основное структурное подразделение системы права, представляющее собой наиболее крупную группу юридических норм, регулирующих качественно од¬нородные общественные отношения, обладающие устой¬чивостью и обособленностью.
В силу обособленности и относительной самостоятель¬ности регулируемых отношений объективно приобретает относительную самостоятельность, устойчивость и отрасль права. В отличие от иных элементов системы отрасль спо¬собна к самостоятельному функционированию и взаимо¬действию с другими отраслями в рамках единой системы. Следовательно, входящие в систему права отрасли взаи¬мосвязаны, но не дублируют друг друга.
Отрасль права регулирует обширную сферу относи¬тельно однородных общественных отношений, существен¬но влияющих на организацию социальной жизни. Но для образования и выделения самостоятельной отрасли права еще недостаточно, чтобы регулируемые общественные от¬ношения составляли единый обширный комплекс соци¬альных связей, отличающихся от других общественных отношений. Отрасль права, кроме того, характеризуется на¬личием особого метода правового регулирования, т.е. свое¬образного набора специфических юридических средств, спо¬собных обеспечить эффективное регулятивное воздействие как отрасли в целом, так и составляющих ее частей.
Специфика строения отраслей права заключается в том, что в них, как правило, выделяются общая и особенная части. В общей части группируются нормы и институты, обслуживающие особенную часть, в которой они конкрети¬зируются. Это исключает дублирование, громоздкость и, сле¬довательно, способствует лучшему восприятию содержания норм. В отраслях права обычно выделяются основные ин¬ституты, в которых закрепляются общеотраслевые прин¬ципы, содержание и объем правового регулирования. Так, в отрасли конституционного права таким институтом вы¬ступает институт конституционного строя, а в отрасли тру¬дового права - институт трудового договора.
Отрасль права, таким образом, можно определить как совокупность взаимосвязанных, объективно обособленных юридических норм, регулирующих при помощи специфи¬ческого метода обширный круг общественных отноше¬ний, обладающих внутренним единством, отличительны¬ми свойствами, качественным своеобразием.
Так, например, нормы права, регулирующие имуществен¬ные и связанные с ними личные неимущественные отно¬шения, образуют отрасль гражданского права; отношения, возникающие по поводу пользования землей, - отрасль земельного права; отношения, связанные с браком и семь¬ей,- семейное право.
В свою очередь, отрасли права состоят из менее круп¬ных групп норм, имеющих общие черты, но характеризую¬щихся внутри отрасли некоторой обособленностью. Это правовые институты. Отрасль формируется из правовых норм через институты. Правовой институт — это входя¬щая в отрасль (подотрасль) права обособленная группа взаимосвязанных юридических норм, регулирующих опре¬деленную разновидность или сторону однородных обще¬ственных отношений.
Как видно, институт права является частью отрасли права, ее составляющей. Это связано со сложной структу¬рой любой группы однородных общественных отношений. В рамках однородных отношений структурируются их подвиды. Именно специфика отношений одной группы по сравнению с другими служит основанием формирования определенного института. Например, в отношениях по при¬менению труда наемных работников на предприятиях, в организациях выделяются в относительно самостоятель¬ные группы отношения по заключению трудового догово¬ра, по определению рабочего времени, времени отдыха, оп¬латы труда, по обеспечению трудовой дисциплины и т.д. В отрасли трудового права на основании этого образуют¬ся соответствующие правовые институты .
Вступление
При написании данной работы важно сосредоточить внимание на том, что вторая половина XIX века стала переломным периодом царствования Александра II, который создал условия для экономического развития конца столетия. Главными достижениями его царствования стали отмена крепостного права и реформы в экономической сфере, которые потребовали перемен в общественно-политической жизни страны.
Хотя темой данной работы стала, главная крестьянская реформа 1861 года мне хотелось бы во вступительной части к моей работе, в общем, очертить, какие еще реформы были проведены в период царствования Александра ІІ.
Земская и городская реформы. Эти реформы оказали большое влияние на социально-политическое развитие российской империи. Во второй половине XVIII века было введено дворянское местное самоуправление на основе сословных дворянских собраний, земская и городская реформа предусматривали усиление политической роли буржуазных городских, а также сельских слоев. Уездные, губернские и городские собрания, выборные думы стали большим прорывом в развитии местного самоуправления.
Судебная реформа. Самая демократичная реформа. Отмена крепостного права уравняло крестьян в их юридических правах с другими категориями населения и потребовало отмены феодальных судов. Была введена система гласных, открытых, состязательных судов присяжных, что было новым крупным шагом в судопроизводстве.
Выше названы основные реформы времен правления Александра ІІ, которые оказали большое влияние на дальнейшее развитие государства в целом.
І. Предпосылки и условия проведения крестьянской реформы второй половины ХІХ века.
Система крепостного права и сельского хозяйства на рубеже XVIII – XIX в. была в стадии разложения и кризиса. Производительные силы сельского хозяйства к этому времени достигли высокого развития, показателями которого были применение машин, определенные достижения агрономической науки, распространение посевов и последних технических новинок того времени.
Крестьянское хозяйство достигло определенных сдвигов, хотя они не получили здесь заметного развития. Тенденция перехода к условностям наблюдалась по большей части у государственных, а также иногда у помещичьих крестьян, находящихся на оброке. Это выражалось выражение в некоторых улучшениях орудий сельского хозяйства, а также улучшении технологии выращивания породистого скота, посевов технических культур и т.д.
В начале XIX в. центром экономического развития деревень являлась помещичья усадьба. Земля, находящаяся во владении помещика, подразделялась на: барскую запашку, которую обрабатывали крепостные и крестьянскую, находившуюся в их пользовании. Размер этих частей определялся единоличными соображениями помещика.
Феодальная собственность на землю, была основой крепостного хозяйства. Для этого вида собственности характерны следующие признаками: право монопольного владения землей, которое принадлежало только дворянству; крепостной крестьянин, находился в личной зависимости от помещика, он был прикреплен к земле, что гарантировало феодалу наличие рабочей силы. За крепостными крестьянами закреплялся определенный надел, который не считался его собственностью, и который принадлежал помещику. Этой системе хозяйства соответствовало низкое состояние техники, которое отражало низкий уровень развития производительных сил при феодализме. Крепостное хозяйство было натуральным и представляло собой замкнутую систему феодальных отношений.
В первой половине XIX в. наблюдалось увеличение роста товарно-финансовых отношений, которые в условиях внедрения новинок техники, а также применения вольнонаемного труда представляли собой кризис феодально-крепостнических отношений. Возрастающее вовлечение помещичьих усадеб в рыночные отношения привело к появлению помещичьего предпринимательства.
Повышение доли эксплуатации крестьянства, а также условия возрастания финансовых отношений выражалось в увеличении помещичьей запашки за счет залежей и пустошей.
Одной из форм выражения протеста против крепостного права было стремление крестьян к смене места проживания.
В целях колонизации Побережья Черного моря крепостным разрешено было селиться там, в качестве свободного населения. Большого размаха крепостное переселение достигло в 1847 г. в Витебской губернии.
Крепостное движение, направленное на борьбу против крепостного права, ежегодно возрастало, оно было угрозой для осуществления самодержавного управления государством.
Кризис феодального права обусловил возникновение революционной идеологии, буржуазного содержания. Первого этап русского освободительного движения осуществили революционеры-декабристы.
Процесс разложения системы крепостного права привел к возникновению двух идеологий: революционно-демократической и либеральной.
Крымская война была толчком для вскрытия всех недочетов крепостнической системы экономического и политического плана и оказала огромное влияние на отмену крепостного права. Несмотря на героизм войск, армия потерпела поражение.
В период Крымской войны наблюдается значительный подъем крестьянского движения массового характер. В 1854 г. в Тамбовской, Рязанской, Владимирской, Нижегородской и Казанской губерниях были зафиксированы массовые волнения, которые были связаны с указами о создании морского ополчения.
В 1855 г. движение приняло еще более массовый характер. Волнения крестьян были связаны также с их надеждой обрести волю, с помощью службы в государственном ополчении Волнения эти обрели розмах в Киевской, Воронежской, Казанской, Пермской, Самарской и Саратовской губерниях.
Первым актом, который спровоцировал официальное заявление о необходимости отмены крепостного права, была речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856 г. перед московскими дворянами.
Он говорил, что рано или поздно придется дать свободу крестьянам, и что «гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».
Правительство начало осознавать то, что вольнонаемный труд выгоднее крепостного, что крепостничество приостановило развитие земледелия и снижает объемы производства хлеба, это свидетельствовало о пользе отмены крепостного права.
В начале 1857 г. царю открылось истинное, крайне тяжелое финансовое положение государства. Причиной финансовых затруднений стала Крымская война в связи ,с которой дефицит бюджета составил, почти 61 млн. рублей серебром, после окончания войны, тогда как в начале, он составлял 9 млн. рублей серебром.
Подготовка реформы началась созывом в начале 1857 г. в Зимнем дворце Секретного комитета. Новые условия оказали на установленную традицию небывалый эффект.
На втором заседании государственные заседатели постановили, что правительству надлежит разработать и издать указ, касающийся по крепостного права, отпечатать его, и разослать во все губернии, уезды и отдаленные утолки империи, с целью «успокоить взволнованные умы».
Реформирование помещичьей деревни в первой половине XIX в. включало, еще два варианта, которые имели локальное применение: освобождение крестьян, которые не имели земли в трех прибалтийских губерниях, а также введение в трех юго-западных правительственной регламентации наделов и повинностей при сохранении крепостного права.
5 декабря 1857 г. был издан рескрипт на имя петербургского генерал-губернатора П. Н. Игнатьева. Это привело к неизбежному распространению реформы на другие губернии.
Правильные ответы
Тест № 1:
в) отдел по охране руководящих кадров партии;
Тест № 2:
б) городские комитеты обороны;
Тест № 3:
а) демократизм;
д) идеологическое и политическое многообразие;
е) независимость от любого из членов СНГ;
ж) провозглашение правового государства;
Глава 1. Толерантность
1.1.Понятие толерантности
Понятие «толерантность» начинает активно входить в нашу жизнь. Правда, разные люди вкладывают в это понятие разные смыслы. Одни понимают под толерантностью терпимость, снисходительность к чужим недостаткам . Другие рассматривают толерантность как способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать мнение, отличное от своего . Третьи используют для расшифровки этого понятия такие категории, как: дружелюбие, спокойствие, мирная настроенность . Все сходятся во мнении, что толерантный человек - это человек, который с уважением относится к интересам, привычкам, верованиям других людей, стремится понять их и достичь взаимного согласия без применения насилия, давления .
Категорией, противоположной по своему социальному смыслу толерантности, является экстремизм, опирающийся на насилие как главный инструмент решения проблем.
В современной «литературе вопроса» интолерантность все более рассматривается как серьезная угроза. И дается объяснение одной из причин: «Интолерантность проистекает из убежденности человека или социокультурной группы в том, что их система верований или образ жизни является высшим», а отсюда и предубежденность к «другим», оскорбления, дискриминация, преследования, запугивание, сегрегация и - как крайность - насилие . С интолерантностью в демократическом обществе «мир» невозможен.
2.2. Гипотеза нормы права
Определение условий, при наличии которых совершаются конкретные поступки, содержится в гипотезе нормы, т.е. в той ее части, которая преду-сматривает обстоятельства претворения нормы в жизнь в форме конкретных правоотношений. Другими словами, гипотеза служит для того, чтобы устано-вить область действия диспозиции и сферу ее применения.
Гипотеза нормы определяет не только обстоятельства возникновения правоотношений, но и указывает на состав тех лиц, которые выступают в ка-честве субъектов данных правоотношений. Кроме того, гипотеза выражает отношение нормы права к жизненным фактам, событиям и действиям людей, тем самым являясь критерием, определяющим применимость или неприме-нимость нормы в конкретных условиях.
Гипотеза - перечень обстоятельств, при возникновении которых в реальной жизни норма начинает действовать. Гипотеза устанавливает ус-ловия действия нормы. Юридические запреты, дозволения и обязанности на практике реализуются не произвольно, а лишь в связи с наступлением тех или иных жизненных обстоятельств, обусловливающих начало действия нормы права. Гипотеза закрепляет юридические факты (действия, события, состояния), при наличии которых на практике приводится в действие и реа-лизуется диспозиция нормы .
Гипотеза представляет собой ту часть правовой нормы, которая опре-деляет условия, при которых субъекту права надлежит следовать предписан-ному нормой правилу поведения. Конечно же, дать исчерпывающий пере-чень условий, которыми обусловлено действие норм, в налоговом праве не-возможно. Законодатель достаточно часто использует указание на различно-го рода условия, при которых норма налогового права осуществляет свое ре-гулятивное воздействие. Однако, даже если из текста нормы права не следует каких-либо особенных условий ее применения, это может означать, что усло-вием ее применения является "отсутствие специальных условий", что также составляет гипотезу нормы .
Основной функцией гипотезы является установление фактических ус-ловий (жизненных обстоятельств), наличие которых и вводит в действие юридическую норму. Наличие гипотезы в составе правовой нормы связано с основным назначением правила поведения - регулированием отношений субъектов в определенных ситуациях. Гипотеза предстает как присущее са-мому правилу свойство, без которого она была бы лишена своего основного предназначения. Если представить норму права каким-то механическим агре-гатом, то гипотеза, в данном случае, это стартер, приводящий в движение весь механизм в целом.
Через гипотезу происходит конкретизация юридической нормы, благо-даря чему норма начинает регулировать не какое-то абстрактное обществен-ное отношение, а вполне конкретное, имеющее узнаваемые очертания. Именно посредством гипотезы, предусмотренный диспозицией и охраняе-мый санкцией прогнозируемый вариант поведения приурочивается к кон-кретному лицу, к тому или иному жизненному случаю, событию или дейст-вию, месту, времени, возрасту и другим конкретным жизненным об-стоятельствам.
При отсутствии определенных жизненных обстоятельств, те или иные предписанные нормой права действия или бездействия могут и не понадо-биться. Определение фактических пределов возможного применения всей логической структуры нормы права и диспозиции, в частности - главное в понимании гипотез. Существенно и другое: гипотеза не просто учитывает конкретные жизненные обстоятельства, при которых действует норма права, она придает этим обстоятельствам юридическое значение, тем самым пре-вращая их в юридические факты (или юридический состав).
Например, согласно действующего законодательства для лиц, желаю-щих вступить в брак, юридические факты начинаются с их взаимного согла-сия, если ими достигнут брачный возраст, отсутствуют родственные отноше-ния, препятствующие браку, не имеется душевных болезней или слабоумия у брачующихся, отсутствует другой брак. Только при наличии данных обстоя-тельств можно вступить в брак. Согласие, возраст и другие жизненные об-стоятельства - это и есть условия действия нормы о заключении брака, это и есть юридически значимые факты, образующие соответствующий юридиче-ский состав, это и есть гипотеза нормы.
Таким образом, гипотеза - элемент нормы, указывающий те жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых норма права вводится в действие. Гипотеза является необходимым элементом структуры, который является предпосылкой практического функционирования нормы права, ее претворения в жизнь в форме правоотношения.
Гипотезы правовых норм могут подразделяться на виды по следующим основаниям:
а) по характеру содержания различают общие (абстрактные, опреде-ляющие условия действия норм общими родовыми признаками) и конкрет-ные (казуистические, устанавливающие частные специальные условия дейст-вия нормы, например нормы УПК, где по пунктам перечислены обстоятель-ства, при наличии которых уголовное дело не возбуждается либо прекраща-ется);
б) по степени определенности общая гипотеза может быть абсолютно определенной (только указывает факты, которые обусловливают действие нормы, например сроки давности), абсолютно неопределенной (не указывает никаких фактов, с которыми связано ее действие, а предоставляет право ор-ганам власти в необходимых случаях применять юридическую норму) либо относительной (содержит указание на ограничительные условия действия нормы, например, применение нормы на территории закрытого военного подразделения);
в) по степени сложности гипотезы подразделяются на однородные (ес-ли в ней указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы) и составные (если гипотеза дей-ствие нормы права ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновре-менно двух или более обстоятельств).
По строению гипотезы подразделяются на простые, сложные и альтер-нативные.
Простой называют ту гипотезу, в которой указано одно обстоятельство с наличием или отсутствием которого связывается действие юридических норм. Например, ст. 444 ГК РФ: «Если в договоре не указано место его за-ключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту».
В сложной гипотезе действие нормы ставится в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств. Например, п.4. ст. 101 УК РФ: «Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назна-чено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения».
Разновидностью сложной гипотезы является гипотеза альтернативная. Ее сходство с другими сложными гипотезами состоит в том, что она также предусматривает два или несколько условий осуществления правовой нормы. Однако, в отличие от сложной, альтернативная гипотеза содержит несколько обстоятельств, одного из которых достаточно для действия нормы. Напри-мер, ст. 138 ГПК РФ устанавливает, что судья принимает встречный иск в трех случаях: если встречное требование направлено к зачету первоначаль-ного требования; если удовлетворение встречного иска исключает полностью или в части удовлетворение первоначального иска; если между встречным и первоначальным исками имеется взаимная связь и их совместное рассмотре-ние приведет к более быстрому и правильному рассмотрению споров. Другой пример - ст. 387 ГК РФ: «Права кредитора по обязательству переходят к дру-гому лицу на основании закона и наступления одного из указанных в нем об-стоятельств...», и дальше перечисляются все возможные обстоятельства.
По форме выражения и в зависимости от степени обобщения фактиче-ских обстоятельств и предписываемых ими действий, различают абстрактные и казустические гипотезы .
Абстрактная гипотеза, указывая на условия действия нормы, акценти-рует внимание на их общих, родовых признаках. Термин "абстрактная" вовсе не предполагает отвлеченности гипотезы. Как раз наоборот, абстрактность гипотезы, как и все абстрактное, подразумевает конкретность в ее типовых признаках. Абстрактное изложение -это изложение путем обобщения факти-ческих обстоятельств или предписываемых нормой действий с использова-нием их общих родовых признаков, различных юридических терминов, кон-струкций (например, "вина", "юридическое лицо" и т. п.).
Примеров абстрактных гипотез множество. Например, ч.1 ст. 130 УК РФ содержит запрет совершать преступление, заключающее в оскорблении, т.е. умышленном унижении чести и достоинства личности, выраженном в неприличной форме, и определяет наказание за ее нарушение. Гипотеза этой нормы носит абстрактный характер - если кто-либо совершит оскорбление, т.е. умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в не-приличной форме. Гипотеза данной нормы не указывает на частные обстоя-тельства, конкретные формы и способы унижения чести и достоинства лич-ности - она (гипотеза) обозначает общие, родовые признаки условий приме-нения нормы уголовного права об оскорблении.
Казустическая гипотеза связывает реализацию нормы права, возникно-вение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с от-дельными, строго определенными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы . Такая гипотеза правовой нормы указывает на индивидуальные признаки этих обстоятельств и действий. Например, гипотеза нормы, заключенной в ч.1 ст.245 УК РФ, предусматривающая вступление этой нормы в силу при наличии состава преступления, состоящего в жестоком обращении с животными, повлекшем их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних. В указанном случае гипотеза предполагает отдельные, конкретно-определенные случаи.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества