Государственное регулирование - готовые работы

ГлавнаяКаталог работГосударственное регулирование
fig
fig
ВВЕДЕНИЕ
Формирование оптимальной макроэкономической структуры, обес-печивающей динамизм производительных сил и сбалансированность внут-реннего рынка, предполагает наличие системы централизованного регули-рования, в частности такого института, каким является государство. В ус-ловиях рыночных отношений важное значение имеет поддержание на не-обходимом уровне степени государственного вмешательства в экономику, достижение оптимальности правового регулирования общественных от-ношений, в том числе – отношений предпринимательства, во всех отраслях и сферах народного хозяйства.
Значимость государственного регулирования особенно актуальна в период трансформации от административно-командной системы к рыноч-ной модели экономики, когда существенно усиливается потребность в же-сткой координирующей структуре, оказывающей определенное влияние на формирование необходимых предпосылок становления конкурентной сре-ды и развития совокупного рынка. В процессе формирования многоуклад-ной рыночной модели экономики государство как регулирующий орган гарантирует стабильность воспроизводства, способствует устойчивой ра-боте предприятий различного статуса как основных налогоплательщиков и непосредственных производителей материальных благ.
Участия в хозяйственной жизни общества раскрывается в работах многих экономистов. Еще А. Смит отмечал, что «видимая рука» прави-тельства должна регулировать «невидимую руку» конкуренции. Проблемы государственного регулирования экономики раскрыты в трудах Дж.М. Кейнса, М. Фридмена, В. Леонтьева, Д. Гелбрейта, А. Маршалла, П. Самуэльсона, Д. Норта и др. Различия между концепциями сводятся к используемым методам государственного воздействия, вплоть до полного их отрицания.
Целью данной работы является исследование роли государства как институциональной структуры в экономике.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач: раскры-тие сущности государственного регулирования, характеристика функций государства в управлении экономикой, методов и инструментов государст-венного регулирования, раскрытие особенностей государственного регу-лирования экономики в условиях ее рыночной трансформации, также рас-смотрена специфика государственного регулирования в Украине.
В процессе написания работы использовались материалы периодиче-ской печати, экономическая литература.
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка лите-ратуры и двух приложений.
Введение
Согласованное функционирование разных частей экономи¬ки достигается путем ее регулирования, под которым пони¬мается изменение темпов роста отдельных структурных подразделений, призванное перестроить производство в со¬ответствии с изменившимися потребностями общества. В условиях рынка регулирование экономики обеспечивает¬ся путем перераспределения финансовых ресурсов. Именно благодаря такому перераспределению создаются необходимые финансовые предпосылки для осуществления структурных сдвигов.
В современной России серьезной проблемой является установление эффективных методов экономического регулирования. Между тем с самого начала экономических реформ стали применяться такие методы государственного регулирования, ко¬торые усиливали нестабильность национальной экономики. Мы знаем, что спрос и предложение определяют цену товара и количество проданного товара, как воздействуют на спрос и предложение и, следовательно, изменяют равновесную цену и равновесный объем различные со¬бытия.
В этой работе рассмотрена политика регулирования цен. В этом аспекте хочется заранее отметить тот факт, что анализ покажет и отрицательные стороны ценовой политики правительства, ведь правительству так часто не удается предусмотреть неожиданные или нежела¬тельные последствия его экономической политики. Еще одна сторона регулирования цен – регулирование цен на продукцию монополиста. На конкурентом рынке государственное регулирование цен всегда приводит к полным чистым убыткам. Это, однако, не совсем так, когда фирма обладает монопольной властью. Наоборот, регулирование цен может устранить полные чистые потери, которые проистекают из монопольной власти. Одним словом, регулирование монополии направлено на снижение цен и увеличение выработки в интересах потребителей, а также на получение монополистом справедливой прибыли.
Государство может воздействовать на цены в отраслях естественных монополий двумя способами: во-первых, за счет регулирования цен и тарифов; во-вторых, путем внедрения и развития элементов конкуренции даже в отраслях естественных монополий. Наиболее эффективным явля¬ется поддержание оптимального баланса конкурентных и регулирующих механизмов по принципу: регулирование только там, где конкуренция абсолютно невозможна. Этот тезис справедлив и по отношению к есте¬ственным монополиям несмотря на приведенное выше определение.
Нагляднее всего последовательный алгоритм преобразований можно выразить в виде формулы: реформа естественных монопо¬лий = наведение элементарного порядка и структурная перестрой¬ка + реструктуризация.
Концепция определения уровня прибыли, закладываемого в регулируемые цены, несет на себе явный отпечаток переходного состоя¬ния российской экономики, ее рыночных институтов, частной собствен¬ности и конкуренции. Однако очень важной представляется и обрат¬ная связь: концепция нормирования прибыли, принимаемая регулирующими органами, в свою очередь, оказывает заметное влияние на развитие рыночных институтов, частной собственности и конкурен¬ции. Рассмотрение способа нормирования прибыли, используемого при регулировании цен, проливает дополнительный свет на специфику экономической системы и экономическую ситуацию в России. Эта проб¬лема имеет один аспект, делающий ее особенно актуальной. Способ нормирования прибыли в регулируемых ценах существенно влияет на инвестиционную деятельность естественных монополий и эффек¬тивность их капитальных вложений.
С другой стороны, проблема использования льготного налогового режима (офшорных зон) для легального ухода от налогообложения стала актуальной для нашей страны с переходом к рыночной экономике, либерализацией внешней торговли. Зарубежные государства столкнулись с этой проблемой значительно раньше. Если транснациональные корпорации проводят такую политику, то при совершении внешнеэкономических сделок между юридическими лицами, подконтрольными этим корпорациям, исполь¬зуются так называемые трансфертные цены. В связи с этим законодательство, предоставляющее налоговым органам право корректировать в определенных случаях для исчисления налогов цены, применяемые налогоплательщиками, называют законодательством о трансфертном ценообразовании.
Таким образом, цель данной работы – рассмотреть регулирование цен государством и его эффективность. Объектом настоящего исследования является ценообразование. Субъектом – государственное регулирование ценообразования.
Введение
В данной работе рассмотрен вопрос государственного регулирования экономики России, а так же связанные с ним проблемы и пути решения.
В течение XX в. сочетание государства и рынка принимало разнообраз-ные формы. Сложность современной социально-экономической жизни посте-пенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, в частности, уровень образования, квалифи-кации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста. Вопрос государственного регулирования экономики с начала существования рынка был актуальным и ос-таётся таковым и по сей день, так как только государство имеет такую власть, способную изменить развитие экономики в макромасштабе.
Целью данной работы является рассмотрение методов, путей и форм го-сударственного регулирования экономики, а так же роль государства в совре-менной экономике России.
Введение.
Чтобы поддерживать необходимый жизненный уровень, иметь семью, растить потомство, людям необходимы пища, одежда, кров. Эти предметы жизнеобеспечения создаются на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, строительства при непосредственном участии различных фирм, организаций и предприятий. Поэтому знание экономики – необходимое условие понимания происходящих социально-экономических процессов и решения любых хозяйственных задач. Профессиональный экономист как основное лицо в структуре хозяйственного управления в достаточной мере должен обладать знаниями о реальных процессах и механизмах производства, позволяющими избегать ошибок и гарантировать успех дела.
Совершенствование управления на всех уровнях хозяйственной иерархии имеет чрезвычайную важность. По проблемам развития экономики и различных ее отраслей и сфер опубликована обширная научная и учебная литература, подготовлен большой массив деловой документации, компьютерных программ и их версий.
Реальной экономики, оторванной от реального производства, не существует. Особое место в ней отводится вопросам предпринимательства, его значению в сфере производства, включая индивидуальные и коллективные, частные и функционально-управленческие формы. Уточняется роль и место рынка. В различных формах и при различной степени регулирования рынок безостановочно функционирует уже несколько тысячелетий. Рынок на современной стадии развития цивилизации невозможно ни отменить, ни вновь ввести.
Механизмы и конкретные правила управления экономикой и ее звеньями в каждой стране складываются столетиями. В частности, опыт и национальные традиции хозяйствования стран Запада, сложившиеся на протяжении веков на основе мелкотоварного производства, для России в основном мало пригодны. Чрезвычайно тяжелые природно-климатические условия и огромные пространства России, общинные народные традиции диктуют необходимость укрепления централизованного управления экономикой, концентрацией и взаимострахования материальных и трудовых ресурсов.
Внутренняя стабильность и международный авторитет современ¬ного государства, престиж органов его управления определяются богатством страны (общей суммой среднегодового национального дохода). Ни одно сколько-нибудь заметное событие внутри государ¬ства или на международной арене не совершается без расходова¬ния продуктов материального производства. Ясно, что лишь наибо¬лее примитивно мыслящие политики могут относиться к деятель¬ности производственных структур безразлично – по принципу «работайте, как хотите». В настоящее время практически во всех странах производственная сфера и ее составляющие — предприя¬тия находятся в центре внимания государственных органов.
Современный рынок не сам по себе регулирует соотношение производства и потребления. Это додают люди — специалисты и руководители, непосредственно связанные с производством и рас¬пределением материальных благ. Достаточно обратиться к опыту добычи и потребления нефтепродуктов на мировых рынках, кото¬рые управляются из единого центра — ОПЕК и не допускают серь¬езного дисбаланса. За положение дел на нефтяном рынке отвечают как непосредственные руководители предприятий, так и чиновни¬ки государственных органов стран — членов ОПЕК.
Отказ государственных органов от участия в управлении экономикой и передача всей ответственности на уровень предприятий – действия, которые не отвечают потребностям развития современ¬ного производства и не обоснованны. Современные рыночные от¬ношения практически во всех странах регулируются государствен¬ным законодательством. Они связаны с изменчивой политической конъюнктурой, но строятся на основе объективно необходимых и регулируемых государственными органами хозяйственных связей, межотраслевого и международного перелива капитала, игры на мировом рынке, международных валютно-финансовых отноше¬ний. Современная экономика страны не в состоянии развиваться в изоляции от международного рынка, механизмы которого опреде¬ляются международными законами и государственной политикой стран.
В курсовой работе подробно освещаются методы и цели регулирования экономикой, описывается инструментарий, которыми пользуются экономисты и политики. Подробно рассмотрены объекты государственного регулирования и затронута тема о необходимости совершенствования государственного регулирования.
После введения в силу НК РФ (часть 1) значение камеральных проверок возросло, поскольку налоговые органы потеряли право осуществлять постоянные выездные проверки без ограничения срока их проведения. В таких условиях налоговые органы могут и должны использовать право проводить камеральные проверки в полном объеме. Налоговый кодекс не содержит официального определения камеральной налоговой проверки. В ст. 88 НК РФ содержится лишь перечень квалифицирующих признаков данной категории, которые и позволяют определить ее содержание.
Введение
Значение сельскохозяйственного сектора для экономического развития российского общества нашло отражение в принятии приоритетного национального проекта "Развитие АПК". Реализация основных задач, поставленных этим проектом, заставляет еще раз оценить методы государственной поддержки и государственного участия в АПК, выявить и сформировать основные концептуальные подходы к обновлению процессов государственного регулирования одного из существенных секторов экономики России.
Изучая аграрные правовые отношения, юридическая наука особое внимание уделяет учету особенностей сельского хозяйства в правовом регулировании, влиянию права и законодательства на формирование аграрного рынка и выведение сельского хозяйства из кризисной ситуации. Однако наиболее важной остается проблема правовых методов государственного регулирования аграрного производства. Тема методов государственного регулирования оказалась одной из основных и при разработке проекта Федерального закона "О развитии сельского хозяйства". Не менее актуальной является эта тема и при решении проблемы разграничения полномочий в области государственной поддержки АПК между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, местным самоуправлением; при разработке и реализации инвестиционных проектов для АПК; при обсуждении возможности вступления России в ВТО. Можно сказать, что за последнее время в очередной раз выделено несколько основных направлений государственного участия в регулировании аграрных отношений.
Помимо реализации основных идей аграрной реформы, связанных с разгосударствлением и приватизацией имущества, реорганизацией сельскохозяйственных предприятий, к этим направлениям относятся следующие:
продолжение структурных изменений в аграрном секторе и связанное с этим уточнение правового положения субъектов сельскохозяйственного производства (сельскохозяйственных кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств прежде всего); определение особых условий участия сельскохозяйственных товаропроизводителей в финансовых отношениях, в том числе налогообложение и меры финансовой поддержки участников сельскохозяйственного производства; государственное регулирование отдельных видов сельскохозяйственной деятельности, к которым традиционно относятся растениеводство и животноводство, как основные виды сельскохозяйственного производства, ветеринария и мелиорация земель, семеноводство, селекционная деятельность и некоторые другие; особенности использования земли в целях сельскохозяйственного производства (прежде всего установление особого режима земель сельскохозяйственного назначения); формирование рыночных отношений и опосредование отношений участников аграрного рынка нормами права о договорах поставки сельскохозяйственной продукции, об оказании услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям, поддержка материально-технического снабжения сельскохозяйственного производства; контроль за качеством и безопасностью сельскохозяйственного производства; поддержание научных исследований, сельскохозяйственного образования; развитие сельских территорий.
Нельзя сказать, что перечисленные направления регулирования аграрных отношений отличаются от тех, что традиционно и ранее составляли основу сельского хозяйства, разумеется, за исключением относительно новой сферы правового обеспечения аграрного рынка. Действия последнего времени по модернизации общества, экономики и права коснулись не столько структуры и материального содержания аграрного производства, сколько качества аграрных отношений.
Основной задачей в первоначальный переходный период экономических преобразований являлась реорганизация аграрного сектора, с тем, чтобы субъекты аграрного производства могли адаптироваться к новым рыночным, правовым и социальным условиям. С этим связаны были идеи в области разгосударствления и приватизации аграрной экономики. Правовые решения в данном случае были обеспечены принятием ряда нормативных актов, направленных на реорганизацию основных хозяйственных товаропроизводителей - колхозов и совхозов, созданием правовых условий для индивидуального и семейного предпринимательства в сельском хозяйстве (крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств), приватизации средств производства - земли и иного имущества, находившегося в пользовании колхозов и совхозов.
Уже в период проводимых экономических реформ наблюдался разрыв в реформировании и развитии аграрного сектора и иных секторов экономики. Формирование рыночных основ в сельском хозяйстве изначально шло по "особому сценарию". Это в целом было оправдано особенностями приватизационных процессов и реорганизации сельскохозяйственных предприятий. Но как показало время, особый подход более оправдан при наличии четкой общей картины реформирования экономики, где сельское хозяйство занимает известное место, и при жестко очерченном и контролируемом временном периоде проведения преобразований.
Не лучшим образом складывалась и правовая ситуация. Обозначенное особое направление в регулировании приватизации и разгосударствлении должно было, по идее, привести отношения собственности и оборота товаров в сельском хозяйстве к "общему знаменателю" регулирования данного круга отношений с тем, чтобы сельскохозяйственный товаропроизводитель, сохраняя собственную специфику, стал адекватным участником правовых отношений, "внятным" и полноценным партнером в сделках с субъектами - представителями иных экономических отраслей (промышленной, энергетической, финансовой).
Однако пока этого не произошло. Участники аграрного производства (возможно, в этом сыграла роль и затянувшаяся обособленность формирования отношений собственности и структурных преобразований) пока еще не до конца освоили общие требования гражданского, земельного и иных отраслей законодательства, равным образом распространяющиеся на всех участников экономических отношений. В результате в аграрном секторе чаще, чем в иных отраслях, можно столкнуться с игнорированием или непониманием необходимости соблюдения правовых требований о статусе юридических лиц, договорной дисциплине, да и с правовой неграмотностью в целом. Правовые методы обеспечения экономических отношений, защиты прав собственников и участников рынка при таких обстоятельствах должным образом не работают. Подобное положение увеличивает разрыв между аграрным и иными секторами экономики (явления подобного рода присутствуют везде, но в сельском хозяйстве они более заметны и масштабны), "останавливает" при принятии решений об инвестировании в сельское хозяйство.
Как отмечается, к специфическим чертам сельскохозяйственного производства относятся в том числе существенное влияние на производство природно-климатических условий, использование земли как основного ресурса, многоотраслевой характер предприятий . В качестве негативных отличий отмечается низкая инвестиционная привлекательность аграрного сектора, вызванная высокой капитало- и энергоемкостью . Эти и иные, нередко противостоящие друг другу, факторы обусловливают важность участия государства в регулировании аграрной экономики в целях создания условий для инвестиционной привлекательности аграрного сектора, повышения его конкурентоспособности и устойчивости в условиях рынка, обеспечения продовольственной безопасности, создания условий для развития сельских территорий и улучшения условий жизни сельского населения. Причем и специфика аграрного сектора, и роль государства в его поддержке присущи сельскому хозяйству в различных государствах с различным развитием рынка. Российское же сельское хозяйство, помимо перечисленных особенностей, отличает затянувшееся кризисное состояние, которое является дополнительным основанием участия государственного регулирования и включения методов государственной поддержки для выравнивания ситуации. В связи с этим в России укрепились высказывавшиеся и ранее идеи необходимости государственного регулирования экономики, в том числе путем общего укрепления законодательного регулирования аграрного сектора, государственного регулирования инвестиций в АПК, кредитования сельского хозяйства, регулирования потребления сельскохозяйственной продукции.
Особенности аграрного сектора определяют и направления воздействия государства. К таким направлениям в настоящее время, то есть после первых реформенных преобразований, относятся:
1) преодоление кризисных явлений, дальнейшее обеспечение развития рыночных отношений в сельском хозяйстве с сочетанием государственной поддержки аграрного производства;
2) обеспечение защиты сельскохозяйственного товаропроизводителя на внешнем рынке;
3) обеспечение сельского хозяйства основными ресурсами - землей, недвижимым имуществом, необходимым для расширенного воспроизводства, капиталом, трудовыми ресурсами;
4) обеспечение социальных преобразований на селе, устойчивое развитие сельских территорий;
5) обеспечение научных исследований в АПК;
6) обеспечение интеграции и кооперации.
Основные итоги международной деятельности Государственной Думы в 2006 году.
В 2006 году центральное место заняли мероприятия, посвященные 100-летию учреждения Государственной Думы в России (г. Санкт-Петербург, 26-29 апреля 2006 года), и Пятая встреча руководителей парламентов стран «Группы восьми» (г. Санкт-Петербург, 15-17 сентября 2006 г.).
В юбилейных мероприятиях в апреле 2006 года приняло участие 34 делегации представляющих парламенты государств, в том числе страны СНГ, а также международные парламентские организации. В рамках торжеств состоялись двусторонние встречи Председателя Государственной Думы Б.В.Грызлова с главами иностранных делегаций.
На встрече руководителей парламентов стран «Группы восьми» в сентябре 2006 года под председательством Председателя Государственной Думы Б.В.Грызлова прошло обсуждение законодательного противодействия новым вызовам и угрозам, а также международно-правового обеспечения глобальной энергетической безопасности. По окончании встречи 17 сентября 2006 года руководители парламентов стран «Группы восьми» были приняты в Сочи Президентом Российской Федерации В.В.Путиным.
Развитие сотрудничества со странами СНГ оставалось приоритетом в межпарламентских связях Государственной Думы. В рамках формирования Союзного государства Беларуси и России проведены две сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (19-20 января 2006 года в Москве и 21-22 июня 2006 года в Полоцке) под председательством Б.В.Грызлова, являющегося Председателем Парламентского Собрания. В качестве Председателя Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества (МПА ЕврАзЭС) Б.В.Грызлов руководил работой двух заседаний Бюро МПА ЕврАзЭС (апрель и ноябрь 2006 года) и сессии МПА ЕврАзЭС (апрель 2006 года).
Встречи Председателя Государственной Думы Б.В.Грызлова со своими коллегами по линии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, МПА СНГ, МПА ЕврАзЭС, а также в двустороннем формате дали возможность существенно повысить уровень сотрудничества с парламентами стран СНГ. Наиболее весомыми итогами этих мероприятий ( всего по линии СНГ их было проведено 13) стало проведение учредительного собрания Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности (г. Санкт-Петербург, 16 ноября 2006 года), на котором обязанности Председателя ПА ОДКБ были возложены на Председателя Государственной Думы Б.В.Грызлова, достижение договоренностей с государствами СНГ на двусторонних переговорах о конкретных путях развития межпарламентских связей на ближайшую перспективу.
По линии двустороннего межпарламентского сотрудничества со странами дальнего зарубежья важное значение имели официальные визиты в Российскую Федерацию глав парламентов Афганистана, Дании, Чехии, КНР, Кубы, Мали, ЮАР, Финляндии и Франции, встречи с ними Председателя Государственной Думы Б.В.Грызлова. В рамках этих визитов проведено первое заседание Российско-китайской парламентской комиссии, двенадцатое заседание Большой российско-французской межпарламентской комиссии. На них состоялось обсуждение актуальных вопросов двусторонних отношений и достигнуты договоренности о проведении следующих заседаний. Кроме того, проведено 14 встреч Председателя Государственной Думы Б.В.Грызлова с находившимися в России государственными деятелями иностранных государств.
По линии международных парламентских организаций отличительной особенностью 2006 года стало проведение в России широкого комплекса мероприятий, в том числе по парламентской линии, в рамках российского председательства в Комитете министров Совета Европы. Председатель Государственной Думы Б.В.Грызлов дважды встречался с Председателем Парламентской Ассамблеи Совета Европы Р. ван дер Линденом, принял участие в форуме Совета Европы «За будущее демократии», который прошел в Москве 18-19 октября 2006 года и в котором приняли участие представители более 200 политических партий Европы, формирующих политическое лицо Совета Европы. Кроме того, состоялись рабочий визит в Российскую Федерацию Председателя Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Й.Леннмаркера и его встреча с Председателем Государственной Думы Б.В.Грызловым. Встречи на высшем уровне с руководством ПАСЕ и ПА ОБСЕ имели особое значение в плане укрепления авторитета России в этих организациях и отстаивания в них наших позиций.
3.Текущие мероприятия Государственной Думы.
По состоянию на 6 марта 2007 года:
Депутаты Государственной Думы в качестве международных наблюдателей от ПАСЕ и ОБСЕ приняли участие в наблюдении за парламентскими выборами в Республике Сербии (г.Белград, 19 - 23 января)
10 - 12 января в Российской Федерации с рабочим визитом находился Председатель Парламентской Ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линден.
26 - 29 января в Российской Федерации с рабочим визитом находилась делегация Национального собрания Лаосской Народно-Демократической Республики во главе с заместителем Председателя С. Фомвиханом.
14 - 16 февраля в Российской Федерации с рабочим визитом находился Председатель Палаты депутатов Национального конгресса Республики Парагвай В.Богадо Гонсалес.
1 марта в Российской Федерации с официальным визитом находился Председатель Маджлиси Намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан С. Хайруллоев.
Делегации Государственной Думы приняли участие в зимней сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) (г.Страсбург, Французская Республика, январь), в парламентском экономическом семинаре Парламентской Ассамблеи ОБСЕ (г.Вена, Австрия, январь).

Состоялись визиты делегаций Государственной Думы во Францию, Бельгию, Финляндию, Японию, ФРГ, Перу, Бразилию, Молдову, Латвию, США, Украину, Португалию, Словакию, Казахстан и Италию.
Эффективное использование трудовых ресурсов на региональном рынке Чувашской республики
Рынок труда Чувашской Республики характеризуется следующими показателями: общая численность населения составляет 1346,3 тыс. человек, 62,5% из которых – экономически активное население. Основная часть работников сосредоточена в таких отраслях экономики, как обрабатывающие производства (115 тыс. чел.), образование (56 тыс. чел.), сельское хозяйство (40 тыс. чел.), здравоохранение и социальное обеспечение (38 тыс. чел.). Около 102 тыс. человек занято в субъектах малого предпринимательства.
Продолжающаяся реструктуризация экономики сопровождается сокращением численности рабочей силы, занятой в производственной сфере. При общей численности зарегистрированных в декабре 2005 года безработных в количестве 13,8 тыс. человек, в текущем году намечено высвободить 8,6 тыс. работников. В условиях наблюдаемого увеличения спроса на квалифицированных специалистов технического профиля в республике сохраняется тенденция превышения предложения трудовых ресурсов над их спросом – в настоящее время на каждое свободное рабочее место претендуют в среднем на менее 1,6 безработных граждан.
В то же время в Чувашии, как и в целом по России, рынок труда испытывает нехватку квалифицированных кадров рабочих специальностей. Сохраняются нерыночные отношения и устаревшие способы и методы государственного управления системой профессионального образования. Возраст большинства учебных комплексов перевалил за 30 лет. Практически ликвидирован институт базовых предприятий. Ощущается острая нехватка средств для модернизации учебно-производственного оборудования. Избыточное производство выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования и связанный с этим низкий уровень их трудоустройства ведут к расходованию значительных средств, выделяемых из государственного бюджета на подготовку кадров, не востребованных рынком труда. На начало 2006 года около 47% безработных имели высшее и среднее профессиональное образование.
Реалии XXI века требуют определения стратегических направлений развития экономики на долгосрочную перспективу, ставят перед органами власти и хозяйствующими субъектами Чувашской Республики задачу активного поиска и практического использования новых факторов и открывающихся возможностей экономического роста.
На основе наработанного за эти годы опыта, сегодня мы имеем возможность достаточно уверенно прогнозировать и планировать основные параметры развития республики уже до 2010 года.
Тенденции развития экономики республики в период до 2010 года будут определяться действием ряда объективных макроэкономических факторов, таких как:
- усиливающиеся процессы глобализации мировых хозяйственных связей;
- ускорение перехода на новые технологические уклады;
- возможные изменения на федеральном уровне в части политики монетаризма, международных отношений, законодательства;
- тарифная политика естественных монополий.
Ограничивающее воздействие на темпы экономического роста будут оказывать такие внутренние факторы, как:
- сложившаяся недостаточно эффективная структура производства, для которой характерна небольшая доля производств с высокой добавленной стоимостью;
- высокая степень изношенности производственных фондов, незначительный удельный вес конкурентоспособных мощностей;
- низкая техническая вооруженность в сельском хозяйстве, неэффективная занятость на селе;
- состояние трудовых ресурсов и развитие рынка труда.
По прогнозным данным в связи с демографическим сдвигом значительно увеличится трудоспособное население: с 819,5 тыс.человек в 2002 году до 850,4 тыс.человек в 2007 году. Предполагается, что в период до 2010 года в республике сохранится тенденция превышения предложения рабочей силы над ее спросом как за счет роста численности трудовых ресурсов, так и за счет продолжающейся реструктуризации экономики.
В результате структурных преобразований экономики ежегодно будут высвобождаться 3-4 тыс. работников, которых мы обязаны обеспечить рабочими местами.
Благоприятными внутренними стартовыми факторами являются:
- политическая стабильность в республике;
- наличие активно развивающейся относительно большинства регионов России производственной, транспортной, телекоммуникационной и социальной инфраструктуры;
- устойчивый имидж республики как «модельного» региона, использующего новаторские методы управления и проводящего прозрачную и эффективную бюджетную политику;
- положительная динамика инвестиционного потенциала, достаточно высокий инвестиционный рейтинг среди регионов России;
- отсутствие социальной напряженности, относительно благоприятная экологическая обстановка.
Целями кадровой политики в республике являются:
- формирование кадрового потенциала, адекватного потребностям реального сектора экономики и непроизводственной сферы в квалифицированных кадрах руководителей, специалистов, рабочих и служащих;
- создание мотивационной среды и соответствующей инфраструктуры для постоянного повышения квалификации специалистов в соответствии с требованиями рынка.
Основные проблемы в сфере кадровой политики:
- сложившееся несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;
- структурная деформация образования: структура подготовки не отвечает потребностям рынка труда, качество высшего и профессионального образования не соответствует современным требованиям развивающейся экономики, растет нехватка инженерно-технических и квалифицированных рабочих кадров;
- территориальный дисбаланс в наличии квалифицированных специалистов;
- отсутствие у преобладающего числа организаций программ по управлению персоналом.
Механизмы достижения цели:
- активная балансировка трудовых ресурсов через формирование государственного заказа образовательным учреждениям на подготовку и переподготовку кадров необходимой квалификации в соответствии с потребностями рынка труда;
- оптимизация структуры образовательных учреждений по уровням образования;
- создание мотивационных механизмов для обеспечения высококвалифицированными специалистами сельских районов и малых городов республики;
- использование международных стандартов ISO при оценке трудовых ресурсов и организации обучения работников предприятий и организаций;
- содействие совершенствованию профессиональной ориентации населения, повышению профессионализма работников и безработных граждан через их обучение в системе дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями экономического и технологического прогресса;
- пропаганда опыта успешной реализации программ по управлению персоналом.
К приоритетным направлениям государственной политики занятости в Чувашии необходимо отнести направления, которые могут способствовать улучшению общей ситуации на рынке труда в республике и способны принести наилучший положительный результат.
К таким направлениям можно отнести:
1. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере занятости населения республики, направленное на создание необходимых условий для решения следующих задач государственной политики занятости: обеспечение социальных гарантий гражданам, потерявшим работу, и усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения; повышение качества рабочей силы на основе развития рынка образовательных услуг в соответствии с требованиями рынка труда; развитие трудовой мобильности на основе динамичного развития системы рабочих мест и свободного передвижения рабочей силы по отраслям, профессиям, территориям; поддержка малого бизнеса и предпринимательства как источника для создания новых рабочих мест, особенно в сельской местности; повышение уровня занятости молодежи, в том числе выпускников учебных заведений; улучшение условий и охраны труда в отраслях экономики.
2. Развитие социального партнерства на рынке труда, которое предусматривает следующие направления действий: обеспечение комплексного подхода к решению проблем занятости путем укрепления взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики всех уровней, работодателей, общественных организаций при разработке и реализации республиканской, районных и городских программ содействия занятости населения; учет целей политики занятости при принятии решений в области инвестиционной, налоговой и кредитно-финансовой политики, а также при разработке и реализации инвестиционных, отраслевых, образовательных и иных программ; проведение социальной экспертизы проектов программ социально-экономического развития территорий и иных программ по вопросам их влияния на создание и сохранение рабочих мест, ситуацию на республиканском рынке труда; создание в организациях, предусматривающих увольнение работников в процессе реструктуризации отраслей экономики, пунктов для их консультирования перед увольнением и содействия в дальнейшем трудоустройстве; организация общественных работ в целях обеспечения временной занятости работников, увольняемых в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики.
Как и в целом по стране, высвободившиеся работники промышленности обеспечили двукратный рост численности занятых в торговле за переходный период, но основной переток в эту отрасль сдвинулся по времени на вторую половину 1990-х годов. Еще одна особенность Чувашии – сокращение не только численности, но и доли занятых в социальной сфере за 1995-2003 гг., в то время как в целом по РФ она оставалась стабильной (без учета занятых в науке). Кроме того, в республике ниже доля занятых в управлении, хотя число управленцев выросло почти в два раза. По сравнению со среднероссийскими показателями, не говоря уже о слаборазвитых регионах, Чувашия имеет пониженную занятость в «бюджетной» сфере, что позволяет уменьшить нагрузки на бюджет.
По данным статистики, занятость в малом бизнесе невелика – около 6,5% всех занятых в 2002 г. (в среднем по стране – 11%). Наиболее активно заняты предпринимательством жители небольших городов Шумерля, Канаш и спутника республиканской столицы Новочебоксарска (9-10% трудоспособного населения). Повышенная занятость в малом бизнесе может косвенно свидетельствовать о проблемах трудоустройства по найму в этих городах.
В 1990-е годы уровень безработицы (по методологии МОТ) рос в Чувашии быстрее среднего по стране, опережая и более развитые соседние регионы, что объяснялось сильным спадом промышленного производства (рис. 4). Однако ситуация на рынке труда Чувашии мало отличалась от других слаборазвитых республик Волго-Вятки со схожими проблемами. Постдефолтный «восстановительный» рост в отраслях импортозамещения, в том числе в машиностроении, дал ощутимое улучшение, уровень безработицы в республике снизился до среднероссийского. Среди безработных устойчиво преобладают мужчины, их перевес особенно усилился в конце 1990-х – начале 2000-х годов. В возрастной структуре безработных более трети составляет молодежь в возрасте 20-29 лет, что говорит о проблемах трудоустройства для выпускников средних профессиональных и высших учебных заведений, не имеющих опыта работы. В то же время длительность безработицы в республике меньше, чем у соседей: в состоянии застойной безработицы (длительностью более 1 года) в 2003 г. пребывала треть безработных, а в Мордовии и Марий Эл их доля достигала 42%.
Рис. 4. Динамика уровня безработицы в отдельных регионах Приволжского ФО, %
На протяжении 1990-х годов в Чувашии был повышен и уровень зарегистрированной безработицы, даже по сравнению с соседними столь же небогатыми республиками Волго-Вятки. Максимальный показатель (7,3%) зарегистрирован в 1995 г., он более чем вдвое превышал средний по стране. Однако в конце 1990-х – начале 2000-х годов зарегистрированная безработица также снизилась до среднероссийского уровня и на конец 2003 г. составила 1,9% (в Марий Эл – 2,7%, в Мордовии – 1,7%). Помимо улучшения ситуации на рынке труда республики, нужно учитывать и то, что потерявшие работу сельские жители практически не регистрируются органами занятости в качестве безработных при наличии земельного участка и скота.
Социально-экономическое положение домохозяйств. Доходы населения Чувашии, учитываемые статистикой, невелики. В наихудшем 1999 г. среднедушевые денежные доходы населения Чувашии были меньше прожиточного минимума, хотя республиканский минимум ниже среднероссийского (87%). Восстановительный рост экономики после дефолта и возросшие федеральные перечисления в бюджет республики привели к росту реальных доходов населения в полтора раза. Однако и в 2003 г. Чувашия существенно отставала от более развитых и «богатых» регионов ПФО по покупательной способности доходов населения, опережая только явных аутсайдеров – республику Марий Эл и Коми-Пермяцкий АО (рис. 5). Невысокий уровень доходов, превышающих прожиточный минимум только на 76%, приводит к значительно меньшей дифференциации населения Чувашии по доходу: коэффициент фондов (отношение доходов 10% самых «богатых» и 10% самых бедных) составляет 8,6 раз, в то время как в среднем по стране – более 14 раз.
ПОНЯТИЕ, ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ АРБИТРАЖНОГО СОГЛАШЕНИЯ
Общеправовая характеристика арбитражного соглашения содержится в ст. 8 Закона РФ от 07.07.1993 № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже». Арбитражное соглашение - это соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило оно договорный характер или нет. Арбитражное соглашение может быть заключено в виде арбитражной оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения. Арбитражное соглашение заключается в письменной форме. Соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, или заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием иных средств электросвязи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения, либо путем обмена исковым заявлением и отзывом на иск, в которых одна из сторон утверждает о наличии соглашения, а другая против этого не возражает. Ссылка в договоре на документ, содержащий арбитражную оговорку, является арбитражным соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает упомянутую оговорку частью договора. Суд, в который подан иск по вопросу, являющемуся предметом арбитражного соглашения, должен, если любая из сторон попросит об этом не позднее представления своего первого заявления по существу спора, прекратить производство и направить стороны в арбитраж, если не найдет, что соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено. Однако арбитражное разбирательство может быть тем не менее начато или продолжено и арбитражное решение вынесено, пока пререкания о подсудности ожидают разрешения в суде.
Обращение стороны в суд до или во время арбитражного разбирательства с просьбой о принятии мер по обеспечению иска и вынесение судом определения о принятии таких мер не являются несовместимыми с арбитражным соглашением.
Если стороны не договорились об ином, третейский суд может по просьбе любой стороны распорядиться о принятии какой-либо стороной таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, которые он считает необходимыми. Третейский суд может потребовать от любой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с такими мерами.
Правовая природа арбитражных соглашений длительное время является предметом горячих дискуссий. Высказываемые в отношении природы названных соглашений мнения специалистов могут быть условно разделены на четыре основные группы, среди которых принято выделять суждения о договорной, процессуальной, смешанной и автономной природе арбитражных соглашений. Согласно договорной теории, арбитражное соглашение порождает для сторон гражданско-правовые обязанности, в том числе обязанность подчиниться решению, вынесенному арбитражем.
Приверженцы процессуальной теории рассматривают арбитражное соглашение в качестве соглашения процессуального характера и направленного на исключение юрисдикции государственного суда.
Концепция смешанной природы признается более привлекательной по той причине, что позволяет учитывать как материально-правовые, так и процессуальные элементы. Согласно этой теории арбитражное соглашение рассматривается как гражданско-правовой договор, порождающий в том числе процессуальные последствия.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества