Административное право - готовые работы

ГлавнаяКаталог работАдминистративное право
fig
fig
1. Соотношение законности, дисциплины и целесообразности в сфере управления
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции России органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы, а в соответствии с ч. 1 той же статьи законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции страны. Итак, соблюдение Конституции и законов и соответствие всех иных издаваемых нормативных актов действующему законодательству составляют сущность законности.
Законность в государственном управлении характеризуется рядом черт.
Во-первых, это общеобязательность законов для всех без исключения граждан, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц. Здесь проявляется верховенство и всеобщность предписаний законов, их высшая юридическая сила. Никому не дана привилегия не выполнять закон, обходить его, ставить себя над законом. Ни должностное положение, ни прошлые заслуги и успехи не дают оснований для несоблюдения установленных правил поведения и обязанностей перед обществом и государством.
Во-вторых, единство законности, обеспечивающее единообразное понимание и применение законов на всей территории РФ.
В-третьих, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, издания каких-либо правовых актов и действий по их реализации вопреки закону под предлогом их целесообразности. Сам закон есть высшая степень проявления целесообразности. Понимание данного требования особенно важно для государст¬венных служащих органов исполнительной власти, призванных проводить в жизнь законы РФ и изданные на их основе подзаконные акты.
Применение норм права в деятельности государственных служащих, по мнению Д.М. Овсянко, не только несовместимо с противопоставлением законности и целесообразности, но и не терпит формализма, бездушного отношения к гражданам . Закон предполагает его творческое применение. Поскольку закон регулирует сложные и многообразные отношения между людьми, законодатель дает исполнителю правовой нормы определенный простор, предлагая на основе так называемого административного усмотрения обычно несколько вариантов конкретного решения. Главное здесь состоит в том, чтобы любой вариант решения при применении закона обязательно осуществлялся в границах и на основе норм права.
В-четвертых, неразрывная связь законности и правовой культуры населения. Эта связь проявляется в том, что, с одной стороны, внедрение законности означает повышение культурного уровня населения, а с другой — само наличие определенного уровня культуры составляет необходимую предпосылку соблюдения законности.
В-пятых, при любом управленческом решении законность должна быть рядом со справедливостью. Только вместе они достигают целей правового регулирования, реализации исполнительной власти.
Отсутствие справедливости перечеркивает и законность.
В шестых, законность в государственном управлении торжествует лишь в том случае, если ее нарушение влечет неизбежность ответственности или другой реакции государства на противоправное поведение.
Обеспечению законности в России служит система определенных гарантий. Существуют экономические, политические, организационные, юридические и общественные гарантии. На них опирается деятельность всех субъектов административного права в процессе реализации исполнительной власти.
Эффективность деятельности органов исполнительной власти зависит не только от уровня законности, но и от дисциплины участников управленческого процесса. Под государственной дисциплиной подразумевается сознательное повиновение всех граждан порядкам и правилам, установленным государством и его полномочными органами, строгое соблюдение норм поведения, согласованность в действиях, а что касается государственных служащих, то выполнение ими общих и должностных обязанностей и распоряжений руководителей. Ясно, что меры, обеспечивающие законность, способствуют укреплению дисциплины.
В целях укрепления законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти проводится соответствующая работа. Это: совершенствование системы органов исполнительной власти и более четкое регламентирование их правового статуса; определение общих и должностных обязанностей и прав государственных служащих, пределов их личной ответственности; принятие правовых актов, предусматривающих административный и судебный порядок восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан; воспитание у граждан чувства уважения к закону, повышение их правовой культуры.
Вместе с тем действует особая система государственных органов, на которую возложена обязанность по поддержанию и укреплению законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти. Применяемые ими различные правовые и организационные формы и методы деятельности, практические приемы, операции обобщенно называются способами обеспечения законности. Это — контроль и надзор.
Обобщенно контроль — это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклоне¬ний от заданных параметров.
Сущность контроля за деятельностью органов исполнительной власти заключается в том, что уполномоченные на то государственные органы (законодательной, исполнительной, судебной власти) и общественные организации, используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, не допущены ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц какие-либо нарушения законности, и если таковые имеются, то своевременно их устраняют, восстанавливают нарушенные права, привлекают виновных к ответственности, принимают меры по предотвращению нарушений законности и дисциплины.
Надзор как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти отличается от контроля. Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается.
Различаются два вида надзора: прокурорский и административный.
Определенная роль в обеспечении законности в сфере управления отводится общественному контролю, а также заявлениям и жалобам граждан.
Под обжалованием понимается реализация гражданами своего права высказывать претензии органам и должностным лицам исполнительной власти. Согласно ст. 33 Конституции России граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Каждый гражданин вправе обратиться в суд в соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» .
2. Предупреждение и штраф как вид административных наказаний
Часть 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указывает на то, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация (ч. 1 ст. 3.2).
Предупреждение, как мера административного наказания, выносится только в письменной форме. Применяется преимущественно к лицам, виновным в совершении незначительных административных правонарушений, например, в области дорожного движения (КоАП РФ ст. 12.1, ч. 1 ст. 12.2, 12.3 и др.) или к несовершеннолетним в возрасте до восемнадцати лет.
Единственная установленная форма предупреждения - письменная. Никакие устные замечания правонарушителю, например предусмотренные статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного проступка, не относятся к мерам административного наказания.
Вынесение предупреждения в письменной форме является своего рода напоминанием правонарушителю, что совершение однородного административного правонарушения повторно, если за совершение первого лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, один год, предусмотренный КоАП РФ (ст. 4.6), является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.
Введение
В жизни любого общества и любого государства могут возникнуть ситуации, несущие угрозу существованию и того, и другого. Это могут быть чрезвычайные природные катаклизмы, подобные землетрясению 1988 г. в Армении или памятному урагану 2005 г. в США, а также различные социальные явления, приобретающие разрушительные черты, например массовые беспорядки и терроризм . Постоянное развитие науки и техники наряду с многочисленными благами цивилизации порождает и риски утраты контроля со стороны человека за своими достижениями. Побочными результатами прогресса становятся масштабные техногенные катастрофы, распространяющие негативные последствия далеко за пределы того места, где произошел непосредственный технологический сбой. Примером является авария 1986 г. на Чернобыльской АЭС, стремительно переродившаяся из локального чрезвычайного происшествия в катастрофу планетарного масштаба. И, наконец, кульминацией чрезвычайных ситуаций является война или угроза ее возникновения.
Чрезвычайность ситуации независимо от ее основы (природная, социальная, техногенная, война или угроза войны) предполагает и чрезвычайность мер, направленных на ее скорейшее разрешение. Такими мерами, в частности, могут выступать ограничения отдельных прав и свобод граждан. Так, существенно возросшая в конце прошлого – начале нынешнего столетия актуальность исследования проблемы возможных ограничений отдельных прав и свобод граждан в период чрезвычайных ситуаций, обусловленная причинами объективного характера (среди которых выделяется необходимость принятия законодательных мер по противодействию международному терроризму и другим новым угрозам), вызывает необходимость разработки концептуальных подходов к формированию теории ограничения прав и свобод граждан . В рамках таких научных исследований важное значение имеет определение основных принципов, которыми должно руководствоваться государство при применении подобной меры реагирования, имеющей не только вынужденный, но и исключительный по своему содержанию характер. В этом заключается актуальность данной работы.
Таким образом, цель данной работы – определить сущность специальных административно-правовых режимов Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи: определить понятие специального административно-правового режима; определить конституционно-правовые основы различных административно-правовых режимов.
Источниками данной работы являются Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, различные нормативно-правовые акты.

1. Понятие специального административно-правового режима
В жизни невозможно избежать ситуаций произвольного изменения состояния общественных отношений, которые находятся в сферах действия органов исполнительной власти и регулируются административным правом. Такого рода изменения могут быть значительными и малозначительными, ожидаемыми или неожиданными для органов государственной власти. Кроме того, они могут носить позитивный или негативный характер.
Так, если ожидаемые изменения несут за собой ощутимые негативные последствия или влекут нарушение норм права, то задачей органов государства, как указывает С.М. Петров, становится нормализация вышедшей из-под контроля ситуации . Если изменения незначительны, то они преодолеваются обычными мерами государственно-управленческой практики. Примером может служить осуществляемая органами исполнительной власти борьба с преступностью или меры по поддержанию общественного порядка в случаях, когда криминогенная ситуация находится в контролируемых органами государства пределах и существенно не изменяется. Если же негативные изменения приобретают неконтролируемый (чрезвычайный) характер и не могут быть преодолены обычными мерами, органы государственной власти должны иметь в своем арсенале особые, существенно отличающиеся от обычных (чрезвычайные) меры государственно-управленческого воздействия, совокупность которых принято характеризовать понятием специальных административно-правовых режимов.
Однако помимо чрезвычайных ситуаций у государства и общества есть определенные сферы жизнедеятельности, требующие повышенного внимания и особенностей регулирования. Они могут быть обусловлены разными причинами: необходимость рационального использования ограниченных ресурсов, сохранение уникальных объектов, недопустимость причинения вреда интересам общества и государства, обеспечение безопасности определенных объектов. Такие специфические сферы обусловливает определенные, весьма специфичные нормы и правила, носящие, по сути, режимный характер.
Можно уверенно сказать, что в силу объективных причин (чрезвычайные, экстраординарные ситуации, с одной стороны, и определенные сферы жизнедеятельности, требующие повышенного внимания и особенностей регулирования, - с другой) государство и общество заинтересованы в действенных инструментах контроля и воздействия. При этом обе названные причины, хотя и имеют известную степень самостоятельности, в значительной степени взаимосвязаны. Например, установление определенного порядка функционирования опасных производственных объектов помимо учета второй причины - специфики объекта имеет в виду и недопущение возникновения первой причины - чрезвычайной ситуации, обусловленной техногенной аварией.
Среди таких инструментов в первую очередь необходимо выделить административно-правовые режимы. Они призваны решить две задачи:
недопущение негативных для общества и государства последствий, обусловленных чрезвычайными ситуациями природного, социального и техногенного характера;
в случае возникновения негативных для общества и государства последствий чрезвычайных ситуаций природного, социального и техногенного характера обеспечить преодоление последствий указанных чрезвычайных ситуаций, минимизацию ущерба, помощь пострадавшим.
Особняком стоят война и угроза войны. В этих случаях определенные административно-правовые режимы (пограничный режим, режим мобилизационной готовности, закрытых административно-территориальных образований, в которых расположены оборонные производства) направлены на предотвращение войны. В случае ее возникновения - на мобилизацию всех сил общества и государства для противостояния вооруженному противнику.
В юридической литературе сформулирован ряд определений того, что понимается под административно-правовым режимом. Так, Д.М. Овсянко характеризует его как особый правовой режим деятельности физических и юридических лиц в сфере исполнительной власти, который устанавливается федеральным законодательством и обусловлен обстоятельствами чрезвычайного характера или особенностями вида деятельности .
Иное определение дает С.М. Петров. «Административно-правовые режимы – это комплекс государственно-управленческих и административно-правовых мер, существенно отличающихся от тех, которые применяются органами государственной власти и в их числе органами власти исполнительной в нормальных условиях функционирования. Необходимость применения специальных административно-правовых режимов – мера вынужденная и относится к особым ситуациям в функционировании органов исполнительной власти и иных субъектов административного права .
Другими словами, под административно-правовыми режимами понимается основанный на нормах административного права особый порядок функционирования его субъектов, направленный на преодоление негативных явлений в соответствующей сфере государственного управления.
Введение в курс административного права: исполнительная власть

Административное право наряду с конституционным и гражданским правом является одной из основных отраслей российской правовой системы. Это объясняется прежде всего тем, что административное право – это именно та отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти (иногда ее называют административной властью), которая представляет собой одну из ветвей единой государственной власти Российской Федерации в системе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Отсюда вытекает следующий вывод: чтобы понять сущность административного права и особенности административно-правового регулирования, необходимо прежде всего выяснить, что представляет собой сама исполнительная власть. Ведь именно она является своеобразным фундаментом данной отрасли российского права.
Вот почему изучение административного права начинается с определения сущности и социального назначения исполнительной власти.
Исполнительная власть – категория особого рода и, что необходимо подчеркнуть, новая для организации государственной власти в России на современном этапе ее развития. Внедрению этого понятия в законодательный и практический обиход способствовал тот факт, что Конституция РФ 1993 г. восприняла широко распространенный в западном мире принцип разделения властей. До того как в ст. 10 Конституции РФ было зафиксировано, что государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, во всех советских и российских конституциях термин «исполнительная власть» отсутствовал. Широко использовался иной термин, а именно «государственное управление».
В этой связи интересны два вопроса: что реально представляет собой исполнительная власть и каково ее соотношение с государственным управлением? Ответ на эти вопросы можно получить на базе анализа всего действующего российского законодательства, и, конечно, прежде всего норм Конституции РФ.
Итак, что характерно для исполнительной власти?
Прежде всего необходимо учитывать, что речь идет о ветви или разновидности единой по своей сути государственной власти. Ее реализация предполагает взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей, каждая из которых имеет свое конкретное назначение, особые формы выражения, а также и особых субъектов. В этом смысле, например, для законодательной власти характерно то, что ее назначение заключается в решении на общегосударственном или региональном уровне основных вопросов социального, экономического и иного характера, осуществляемом в форме принятия законов. На долю органов судебной власти приходится выполнение в соответствующих формах законоохранительной функции.
Естественно, что и исполнительной власти присущи свои особенности. Свое выражение они находят в следующем;
1. В процессе реализации исполнительной власти осуществляется главное, без чего практически не возможна деятельность любого рода, а именно исполнение принятого по тому или иному вопросу решения. Очевидно, что применительно к государству речь может идти прежде всего об исполнении тех норм (правил), которые находят свое закрепление в соответствующих законах. И именно эта задача в рамках механизма разделения властей составляет основное содержание функционального назначения исполнительной власти. Соответственно реализация исполнительной власти есть не что иное, как процесс реализации законов, как, впрочем, и подзаконных нормативных актов. Это такой особый вид государственной деятельности, в процессе которого осуществляется правоприменение (исполнительство). При этом достигаются следующие цели: прямое исполнение требований действующего законодательства; обеспечение нормальной и эффективной работы находящихся под воздействием исполнительной власти разнообразных объектов экономики, культуры и т.п.; обеспечение реализации демократических прав и свобод граждан, обязанностей государства перед обществом.
2. Исполнительная власть имеет особые правовые формы своего выражения, каковыми являются нормативные и индивидуальные акты. С их помощью решаются все основные задачи правоприменения в процессе реализации исполнительной власти. Эти акты подзаконны. В научной и учебной литературе их характеризуют в качестве правовых актов управления.
3. Особенно показательно то, что исполнительная власть имеет определенное субъектное выражение. Это означает, что ее реализация отнесена к компетенции специальных субъектов. Соответственно в государственно-властном механизме (т.е. в системе государственных органов) выделяется особое звено, именуемое органами исполнительной власти. Так, в соответствии со cт.77 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РОССИИ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ,
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ
И ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ
ВЛАСТЬ
§ 1. Социальное управление
Социальное управление – один из типов общего управления, исследованием которого занимается кибернетика. Управление – это целенаправленное воздействие на сложную систему. «Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, то есть достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности»*.
*Алехин А., Кармолицкий А., Козлов Ю. Административное право Российской Федерации. М., 1997. С. 4.
Сложной считается система, которая состоит из ряда, как правило, разных элементов. Процесс управления имеет место только в сложных динамических системах. Он необходим для устранения дезорганизации, хаоса, повышения организованности системы, сохранения ее качественной определенности вопреки действию внутренних и внешних возмущающих факторов, приведение системы в соответствие с объективными закономерностями данной среды. Кибернетический подход к управлению основывается на выявлении его основных признаков: информационное содержание, обратная связь, целенаправленность.
Управление неразрывно связано с информацией. Для устойчивого существования системы необходимо, чтобы она была способна воспринимать, хранить, перерабатывать, передавать информацию. Связь и упорядоченность компонентов целого достигается путем их информационного взаимодействия, а также взаимодействия системы в целом с внешней средой путем передачи сведений об окружающей среде и о самой системе. Информация передается в виде сигналов. Сигналы несут в себе управляющее воздействие, которое заставляет систему перестраиваться для совершения определенных действий. Благодаря информационному воздействию даже малая доля энергии, содержащаяся в сигнале, часто влечет за собой возникновение значительно большей энергии. К информации система относится избирательно, она реагирует лишь на определенные сигналы.
Существенным признаком управления является обратная связь, т. е. механизм учета соотношения цели, команды и результата действия. Это необходимо, чтобы субъект управления получал информацию о состоянии объекта, о выполнении команды, переданной по каналам прямой связи. Благодаря обратной связи в системе создается замкнутая цепь каналов информации, система приобретает органичную целостность, способность противостоять изменениям окружающей среды. Информация, поступающая по каналам обратной связи, дает возможность управляющему перенастраивать систему, вырабатывать новые и корректировать старые команды и т. д.
Наиболее общей целью управления является гомеостазис – обеспечение динамического равновесия между системой и средой, сохранение ее качественной определенности вопреки разрушающим воздействиям, преодоление противоречий между элементами системы, системой и внешней средой. Усиливая или ослабляя внутренние процессы, комбинируя их, совершая прочие подобные воздействия, субъект добивается сохранения системы и повышения уровня ее организованности.
В тех случаях, когда управление осуществляется изнутри, органами, механизмами и при помощи факторов, присущих самой системе, налицо самоуправление. Большинство социальных и биологических систем самоуправляемы. В каждой из них можно выделить две подсистемы: управляемую (объект управления) и управляющую (субъект управления). Но многие из созданных людьми социальных и технических систем не являются самоуправляемыми (право, автомобиль и др.).
Социальное управление, как особый тип управления, представляет собой воздействие одних людей на других главным образом с помощью информации с целью упорядочения социальнозначимых процессов, обеспечения устойчивого развития социальных систем. Необходимо назвать ряд его главных особенностей.
1. Это управление людьми: отдельными индивидами, группами, обществом в целом. Это особый тип взаимоотношений людей.
Человек – общественное существо, он не может существовать вне общества. Важнейшей особенностью человеческого бытия является совместная деятельность людей в различных сферах общественной жизни. Объединение – важное средство в борьбе за существование, развитие на всех этапах человеческой истории. Коллектив неизбежно принимает форму определенной организации для того, чтобы координировать и направлять действия, регулировать отношения между его членами, подчинить их единой общей цели.
Социальное управление может сводиться только к руководству людьми (призыв на военную службу, прием в вузы). Но часто оно служит средством воздействия на вещи, средством обеспечения согласованной деятельности людей в процессе производства, транспортировки, распределения материальных благ. Субъект управления воздействует на общественные отношения, на вещи через волю и сознание людей. Организация всегда состоит в упорядочении какой-либо деятельности.
2. Действия человека носят сознательный, целесообразный, волевой характер. Воля – регулирующая сторона сознания, направляющая деятельность человека на выполнение поставленной цели. Совместное бытие предполагает единство, упорядоченность действий, для чего необходимо согласование воли разных людей. Не может быть единства действий там, где нет единства целей, волевых усилий. Единство воли – необходимое условие согласованности действий людей. И вторым существенным признаком социального управления является то, что оно осуществляется путем воздействия на волю людей.
Способность обеспечить преобладание, доминирование воли одних над волей других, способность подчинять чужую волю называют властью. Власть – это вертикальная, иерархическая координация действий, важнейшее, необходимейшее средство управления, обеспечивающее согласование воль, а значит, и действий разных людей.
2.2. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов арбитражного суда, вступивших в законную силу
Пересмотр актов арбитражного суда по вновь открывшимся обстоятельствам как стадия процесса наряду с апелляционным, кассационным и надзорным производствами призвана гарантировать законность в правосудии.
Пересмотр актов арбитражного суда по вновь открывшимся обстоятельствам является самостоятельной стадией арбитражного процесса и имеет специфические субъектный состав, объект, содержание, основания пересмотра.
Особенности данной стадии проявляются прежде всего в основаниях пересмотра судебных актов.
Вновь открывшиеся обстоятельства - это юридические факты, существовавшие в момент рассмотрения дела и имеющие существенное значение для его разрешения. Однако они не могли быть известны ни заявителю, ни суду, рассмотревшему дело, в силу объективных обстоятельств, независящих от заявителя и суда.
Таким образом, вновь открывшиеся обстоятельства - это:
1. юридический факт, который предусмотрен нормами права и влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношения;
2. юридический факт, имеющий существенное значение для правильного разрешения данного конкретного дела. Если бы вновь открывшееся обстоятельство было известно суду при вынесении судебного акта, то оно обязательно повлияло на окончательные выводы суда;
3. юридический факт, существовавший в момент обращения заявителя в арбитражный суд и при рассмотрении дела судом;
4. юридический факт, который не мог быть известен ни лицу, заявившему об этом впоследствии, ни суду, рассматривающему дело (ст. 311 АПК РФ) .
Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта недопустим, когда такие обстоятельства отсутствуют, а имеются основания для пересмотра судебного акта в кассационном или надзорном порядке. В этих случаях арбитражный суд должен отказать в пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта, обосновывая свой отказ отсутствием указанных обстоятельств.
Вновь открывшиеся обстоятельства отличаются от новых обстоятельств, которых не было в момент рассмотрения дела, и возникли они после вынесения решения.

Глава 3. Исполнение судебных актов
«Исполнительное производство - это совокупность связанных между собой действий, урегулированных правовыми нормами. Эти действия необходимы для принудительного исполнения актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов иных органов» .
О месте норм, регулирующих исполнительное производство в системе российского права, до и после принятия законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» не было и нет единой точки зрения.
Исполнительное производство - целостное и относительно самостоятельное правовое образование в системе российского права, регулирующее отношения, возникающие при исполнении судебных актов и актов иных органов.
Эти отношения и гражданские процессуальные отношения - разнородные по своей правовой природе и содержанию явления.
По мнению некоторых ученых, нормы исполнительного производства являются однородными с гражданскими процессуальными нормами и входят составной частью в систему гражданского процессуального права. В подтверждение позиции они ссылаются на наличие у исполнительного производства и гражданского процессуального права общих принципов: диспозитивности, состязательности, непосредственности и др.
Однако авторы, утверждающие, что исполнительное производство является частью системы гражданского процессуального права, не учитывают сложности, многогранности и богатого содержания отношений, связанных с защитой прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций. То обстоятельство, что гражданские процессуальные отношения и отношения, возникающие при исполнении юрисдикционных актов, в том числе и судебных решений, являются разнородными с точки зрения системы гражданского процессуального права, совсем не исключает и возможности изучения их в системе гражданского и арбитражного процессуального права.
Правильность изложенных выводов и положений на проблему о месте исполнительного производства в системе российского права подтверждается всем ходом развития общественных отношений, связанных с принудительным исполнением судебных актов и актов иных органов, и права, регулирующего эти отношения.
После создания системы арбитражных судов стало очевидным, что исполнительное производство в условиях рыночной экономики не справляется со своими задачами и требуется не только новая кадровая политика, но и существенное обновление законодательства об исполнительном производстве.
Обновлять и совершенствовать законодательство об исполнительном производстве предлагалось по-разному.
Те, кто рассматривали исполнительное производство как самостоятельную отрасль права, предлагали принять новый самостоятельный нормативный акт - закон или кодекс об исполнительном производстве. Те же юристы, которые считали исполнительное производство стадией гражданского процесса, полагали, что следует ограничиться внесением изменений и дополнений в гражданское процессуальное законодательство.
Законодатель пошел по первому пути и тем самым признал правильными идеи о самостоятельности правового регулирования исполнительного производства в системе российского права.

Заключение
Арбитражный процесс является не просто совокупностью действий, урегулированных нормами арбитражного процессуального права, а их определенной системой. Процессуальные действия, совершаемые участниками арбитражного процесса, в зависимости от процессуальной цели их совершения и их содержания образуют стадии арбитражного процесса. Таким образом, стадия арбитражного процесса - совокупность процессуальных действий по конкретному делу, объединенных их процессуальной целью.
Арбитражный процесс состоит из шести стадий:
1) производство в арбитражном суде первой инстанции;
2) производство в апелляционной инстанции;
3) производство в кассационной инстанции;
4) производство в порядке надзора;
5) пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов арбитражного суда, вступивших в законную силу;
6) исполнение судебных актов.
Каждая из названных стадий выполняет свои особые функции в системе арбитражного процесса. Стадия производства в арбитражном суде первой инстанции направлена на разрешение спора по существу. В стадии производства в апелляционной инстанции происходит повторное рассмотрение дела по существу на основании имеющихся и вновь представленных (при наличии определенных условий) доказательств. Кассационное производство имеет целью проверку законности решений и постановлений, принятых арбитражными судами субъектов РФ в первой и апелляционной инстанции. Апелляционное и кассационное производства являются ординарными стадиями арбитражного процесса, поскольку право их возбуждения предоставлено всем лицам, участвующим в деле, а также иным лицам, права и интересы которых затронуты судебным актом.
І. Язык и стиль организационно-распорядительных документов
Составление служебных документов - трудный и сложный процесс, который занимает много времени служащих. Рационализировав этот процесс можно добиться экономии времени, повысить культуру документирования и управленческой работы.
В работе с документированием большую роль играет словесное оформление решений, действий, связей. При подготовке документов нужно помнить, что язык не является пассивным фиксатором принятых решений, а выполняет активную стимулирующую роль в управленческой деятельности. Так, действенность директивной и распорядительной документации в значительной мере обеспечивается императивом - приказной инструкцией языка приказов, распоряжений постановлений. Соответствующих языковых конструкций требуют документы, которые излагают просьбу, требование, благодарность. Деловая речь, деловая, деловое служебное письмо - понятия определенные.
Официально-деловой стиль имеет спецефические свойства, которые отличают его от разговорной речи и других стилей литературного языка. При подготовке текста документа обязательное соблюдение таких основных принципов: объективности содержания и нейтральности тона, полноты информации и сжатости изложения, типизации языковых средств и стандартных терминов. Служебные документы, как правило, оформляются от лица юридического лица учреждения или его структурного подраздела. Формы выражения общественных интересов в служебных документах должны отвечать нормам административного права.
В наши дни одним из сильных средств влияния на язык масс является печатное слово. Из книг и журналов читатели черпают не только специальные знания, а и примеры правильного и образного изложения мыслей. Однако еще очень часто случаются отклонение от литературных норм. Сжатость изложения достигается путем замены сложных предложений простыми.
1. Понятие административно-правового статуса граждан
Основное отличие прав человека от прав гражданина заключается в том, что гражданин является участником общественных отношений в сфере государственного управления. «Правовой статус граждан в сфере административного права (административно-правовой статус граждан) определяется предоставленными им законодательством правами, возложенными на них обязанностями и установленной нормами административного права ответственностью ». Общий административно-правовой статус индивида Д.Н. Бахрах предлагает называть административно-правовым статусом гражданина .
«Под основами правового статуса личности следует понимать обу¬словленные социально-экономической сущностью общества ее права, свободы и обязанности, закрепленные нормами Конституции и феде¬ральными законами и обеспеченные соответствую¬щими гарантиями» . Хотя это определение дано для конституционного статуса личности, полагаю, что оно в значительной степени применимо и к теме данной работы, поскольку позволяет выделить основные элементы данного понятия.
Юридические элементы правового статуса личности:
1. Гражданство.
2. Правосубъектность (правоспособность и дееспособность). «При от¬сутствии правосубъектности нет и личности, разговор о свободе личности лишается смысла. Этот формальный юридический элемент наполняет принципы правового статуса конкретным содержанием» .
3. Права, свободы и обязанности характеризуют сущностные отношения между личностью и государством. Их широта и глубина определяют уровень свободы личности, ее демократизм.
4. Гарантии прав, свобод и обязанностей личности, совершенство их механизма предопределяют подлинный демократизм свободы лич¬ности.
Как отмечено выше, административно-правовой статус гражданина во многом определяется содержанием его административной правосубъектности, включающей в себя административную правоспособности и дееспособность.
Гражданин, чтобы стать участником административно-правовых отношений должен обладать административной правоспособностью, под которой традиционно понимается возможность иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности, установленные административно-правовой нормой. Административная правоспособность возникает у граждан с момента рождения и прекращается со смертью. Она не может быть отчуждена или передана другому лицу, но может быть частично или временно ограничена в случаях, предусмотренных законодательством. Конкретный объем прав (свобод) и обязанностей граждан в сфере исполнительной власти определяется рядом фактов: возрастом, состоянием здоровья, наличием образования и др. Как справедливо отмечено Д.Н. Бахрах, «будучи в принципе равной, административная правоспособность граждан не одинакова» .
2.1. Структура государственного управления образованием
В организационную структуру государственно-общественного управления образованием России входят:
• органы исполнительной государственной власти - Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, главы администраций субъектов РФ,
• органы законодательной государственной власти – Федеральное Собрание Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации,
• органы местного самоуправления,
• государственные органы управления образованием (Министерство образования РФ, органы управления образованием субъектов РФ) и местные (районные, городские) органы управления образованием,
• общественные органы управления образованием: Всероссийский съезд (конференция) участников образовательного процесса и избранный им (ею) Совет по образованию Российской Федерации; региональные съезды (конференции) участников образовательного процесса и избранные ими республиканские, краевые, областные, окружные, Московский и Санкт-Петербургский городские советы по образованию; районные и городские съезды (конференции) участников образовательного процесса и избранные ими районные и городские советы по образованию,
• руководители образовательных учреждений и советы образовательных учреждений, избранные общими собраниями (конференциями) участников образовательного процесса .
Наряду со специфическими методами деятельности органов государственного управления образованием (приказ, распоряжение, требование, утверждение, методы поощрения, наказания и ответственности) и органов общественного управления образованием (общественное поручение, общественное мнение, общественного поручительства, общественной экспертизы и др.) у них могут быть и общие методы государственно-общественного управления образованием. Среди них - методы управленческого цикла, педагогической инструментовки конкретного дела, личного примера, авансированного доверия, позитивного стимулирования, просьбы, совета, предложения и др.
В государственноом управлении образованием могут использоваться такие формы, как заседания, конференции, «круглые столы», отчеты, самоотчеты, обсуждение проектов управленческих решений и нормативно-правовых документов, и др. Очевидно, наилучшие результаты, принесет оптимальное сочетание методов и форм управленческой деятельности субъектов государственно-общественного управления, максимально учитывающих конкретные условия функционирования образовательных систем и учреждений. С учетом содержащейся в Законе РФ «Об образовании» компетенции органов государственной власти и управления образованием определяются полномочия субъектов ГУО на всех уровнях образования. Так, если к полномочиям руководителя образовательного учреждения отнести подбор, прием на работу и расстановку кадров; установление надбавок и доплат к должностным окладам работников учреждения, порядка и размеров их премирования; разработку и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся и др., то в порядке возможных полномочий совета образовательного учреждения можно предложить установление режима работы учреждения, порядка приема, перевода и выпуска учащихся из школы; утверждение Положения об оплате дополнительного труда работников учреждения; принятие решения по вопросам аренды зданий и оборудования образовательного учреждения; создание и использование в интересах образовательного учреждения фонда его развития; изучение и реализация потребностей участников образовательного учреждения;

общественный контроль за расходованием бюджетных средств; контроль за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством; контроль за работой подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений; разработка положений об органах школьного самоуправления, кодексов прав и обязанностей педагогов, учащихся и их родителей и вынесение их на утверждение общешкольной конференции (собрания); заслушивание информации директора школы и др.
Аналогично, если к полномочиям муниципального органа управления образованием отнести планирование, организацию, регулирование и контроль деятельности образовательных учреждений (по поручению органов местного самоуправления); обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения; назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений (если иное не предусмотрено уставом образовательного учреждения); контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями и др., то в порядке возможных полномочий муниципального общественного совета по образованию можно предложить контроль реализации конституционных прав граждан на образование и участие в управлении образовательными учреждениями; общественная оценка рациональности использования выделяемых ресурсов на образование; организация общественного обсуждения и экспертизы готовящихся и принятых нормативно-правовых актов в области муниципального образования; разработка проектов решений для органов муниципального самоуправления по актуальным проблемам муниципального образования; участие в изыскании дополнительных средств на нужды образования; координация деятельности органов общественного управления, обучение их членов по проблемам ГУО и др.
Таким же образом осуществляется определение полномочий субъектов ГУО на региональном и федеральном уровнях:
1. если компетенция государственных органов управления региональным образованием содержатся в ст. 29 закона,
2. а федеральным образованием - в ст. 28, то к определенным выше полномочиям общественных органов добавляются организация обсуждения проектов и программ развития региональной (федеральной) образовательной системы, разработка документов, направленных на развитее общественного управления образованием и др.
Критерии оценки эффективности государственно-общественного управления образованием:
1) вклад субъектов ГУО в улучшение условий функционирования образовательного процесса (финансовое обеспечение; оснащенность нормативно-правовой базой; информационное обеспечение участников образовательного процесса),
2) вклад субъектов ГУО в улучшение состояния образовательного процесса (реализация прав участников образовательного процесса на участие в управлении образовательным учреждением; гармонизация взаимоотношений участников образовательного процесса; качество учебного процесса; качество внеурочной и внешкольной воспитательной работы),
3) вклад субъектов ГУО в улучшение результатов образовательного процесса (уровень знаний, умений и навыков учащихся; уровень гражданского воспитания учащихся; готовность учащихся к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования) .
2.1. Источники и зарождение предмета административного права.
Сфера государственного управления мобильна. Здесь постоянно про-исходят изменения, диктуемые потребностями социальной и экономической жизни общества, все более усложняющихся процессов управления. Админи-стративное право призвано четко реагировать на эти изменения, что вызыва-ет необходимость совершенствовать его нормы. Данная работа ведется по-стоянно, намечена подготовка ряда важных законодательных и подзаконных актов, регулирующих в новых условиях соответствующие стороны управ-ленческой жизни.
Административное право — продукт европейского континентального правового развития, и в первую очередь французского и немецкого админи-стративного права. Так называемая английская правовая система (англосак-сонская) значительно отличается от континентального права, так как в Анг-лии и США только в последние десятилетия наблюдаются признаки выделе-ния административного права из права гражданского. В США, например, преобладает мнение, что административное право относится только к дея-тельности управленческих органов и судебного расследования администра-тивных действий, т. е. оно регулирует полномочия и порядок деятельности административных учреж¬дений, контроль судов над администрацией, де-тально регламентирует все аспекты взаимоотношений частных лиц и адми-нистративных органов .
Начало развитию административного права на европейском конти-ненте положили два правовых нововведения :
1) установление принципа разделения властей;
2) правовая регламентация государственного управления (регламен¬тация правовым путем управленческой деятельности, т. е. установление форм управления, порядка издания правовых актов управления, возможности обжалования действий чиновников и пр.).
К.С. Бельский утверждает, что административное право существова-ло, существует и будет существовать в «двух «данностях» — в сфере госу-дар¬ственного управления и в сфере общественного (полицейского) порядка» и что «связь этих двух частей административного права, несмотря на авто¬номный характер каждой, органична и несомненна: управленческое право регламентирует государственно-управленческие отношения, полицейское право — их особую разновидность: отношения в сфере общественного по-рядка или полицейские отношения» , Эти выводы, безусловно, верны и то-гда, когда мы прослеживаем историю развития административного права в западноевропейских странах за последние три столетия.

2.2. Предмет современного российского административного право
Вместе с тем современный уровень и перспективы развития админи-стра¬тивного законодательства , а также новые достижения административно-правовой науки позволяют внести определенные коррективы в выше¬указанные выводы, В качестве главных новых частей общего администра¬тивного права можно назвать управленческий процесс и административную юстицию (административное судопроизводство или административный про-цесс). Тогда административное право приобретает совсем иной, демокра¬тический смысл, так как речь идет об установленной законом системе орга-нов исполнительной власти (публичного управления), порядке совершения управленческих действий, управленческих процедурах, административных договорах (управленческий процесс) и порядке рассмотрения судом админи¬стративных споров граждан и органов публичной власти, органов государ¬ственного управления и их должностных лиц (административный процесс в узком смысле слова). Если административное право включает полицейское право, то оно не может не включать в свою структуру и административный процесс, призванный обеспечить гражданам правовую защиту от неправо¬мерных (или нарушающих права и свободы граждан) действий субъектов, реализующих полицейские функции; это является важнейшим требованием современной правовой государственности.
Характерной особенностью административного права Российской Фе-дерации на современном этапе является создание условий для организации и эффективного функционирования органов исполнительной власти. Фактиче-ски административное право выступает в качестве юридической формы реа-лизации задач, целей и полномочий, возлагаемых Консти¬туцией РФ и дейст-вующим законодательством на субъектов исполнительной власти. В силу своего социального назначения административное право приобретает осо-бенности, присущие государственно-управленческой деятель¬ности, и с этой точки зрения может рассматриваться как управленческое право.
Административно-правовые отношения возникают на почве управ¬ления, организации управления, управленческой деятельности органов управления, процесса управления, административного процесса, защиты прав и свобод граждан от неправомерных действий и решений органов управления (их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих). Прин-ципиальный момент состоит в том, что административное право — это сово-купность правовых норм, которыми регулируется публичное управление в государстве, в муниципальных образованиях и других публичных институ-тах. Иными словами, административное право регулирует отно¬шения не только в сфере государственного управления, но и в сфере управления, осу-ществляемого на негосударственном уровне местного самоуправления, а также управления в других публичных организациях и учреждениях. Извест-ный германский ученый Р. Тома еще в 1910 г. указывал, что «администра-тивное право есть совокупность правовых норм, посредством которых осу-ществляется публичное управление в государстве, общине и объединении и при помощи которых регулируется социальное право всех находящихся в го-сударстве политических общностей» .
2.1. Характеристика принципов построения органов исполнительной власти и их особенности
Теперь рассмотрим более подробно принципы, на которых зиждется существование и эффективная работа системы органов исполнительной власти. Под системой органов исполнительной власти понимается их совокупность и система взаимоотношений на основе разграничения компетенции между ними. Система органов отражает разделение предметов ведения и полномочий в организации самой исполнительной власти в осуществлении её функций множеством субъектов. Своеобразие решения разделения предметов ведения и полномочий в системе исполнительной власти Российской Федерации заключается в том, что на него оказывает непосредственное влияние федеративное устройство Российского государства.
Система органов исполнительной власти в Российской Федерации строится и функционирует на основе принципов федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности. Эти принципы вытекают из Конституции Российской Федерации. Принцип федерализма в системе органов исполнительной власти обусловлен государственным устройством России. В структурном плане он проявляется втом, что в общую систему этих органов входят :
А) федеральные органы исполнительной власти;
В) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации —республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
Принцип сочетания централизации и децентрализации тесно связан с принципом федерализма, но нетождествен ему. Нетождествен потому, что сочетание этих его элементов может иметь место на различных уровнях и необязательно сопутствует только федеральному устройству. Указанный принцип оказывает большое влияние на функционирование всей системы исполнительной власти. Централизация вытекает из единства этой системы, обусловленного наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и их совместного ведения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Централизованное осуществлениеисполнительной власти может сосредотачиваться в руках федеральных органов и субъектов Российской Федерации в пределах, определённых законодательством.
В общегосударственном масштабе более высокая степень централизации проявляется по предметам ведения Российской Федерации, она несколько ослабляется в отношении предметов совместного ведения. За пределами этих видов ведения, как известно, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст.73 Конституции Российской Федерации). В последнем случае соотношение централизации и децентрализации в осуществлении исполнительной власти определяется субъектами Российской Федерации.
Принцип законности проявляется прежде всего в том, что все органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Данное требование относится также к конституциям и другим актам законодательства субъектов Российской Федерации. Одним из важных аспектов принципа законности является обязательность строгого соблюдения положений Конституции Российской Федерации о соотношении актов органов государственной власти и её субъектов. Они сформулированы в ст.76. В частности, законы и иные нормативные правовыеакты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральнымзаконам, принятым в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Вслучае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в
Российской Федерации, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом Российской Федерации, изданным вне пределов ведения Российской
Федерации и её совместного ведения с субъектами Российской Федерации, действует нормативно-правовой акт субъекта Российской Федерации.
Полномочия Президента Российской Федерации в сфере функционирования системы центральных органов исполнительной власти.
Статус Президента Российской Федерации определён Конституцией
Российской Федерации. Президент осуществляет государственную власть в качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Хотя Президент определяет внутреннюю и внешнюю политику в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, он не входит организационно в систему какой-либо ветви государственной власти.
Президент Российской Федерации обладает широкими полномочиями в области исполнительной власти. Эти полномочия относятся как к формированию организационной системы, так и содержанию её функционирования.
Президент Российской Федерации формирует Правительство Российской Федерации, обеспечивает его согласованное функционирование и взаимодействие с другими органами государственной власти. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения оних и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как
Верховный главнокомандуюший вооружёнными силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.
Предусмотренное Конституцией Российской Федерации согласование
Президентом с Государственной Думой назначение Председателя правительства Российской Федерации имеет формально процедурный характер. Президент в конечном счёте может назначить на эту должность свою кандидатуру (.п.4ст.3). Президенту принадлежит право принимать или отклонять отставку Правительства Российской Федерации; определять внешнюю и внутреннюю политику, Президент тем самым оказывает законное влияние на различные стороны самого содержания деятельности Правительства Российской Федерации и всей системы исполнительной власти.
Именно этим обусловлена юридическая зависимость Правительства
Российской Федерации от Президента. Она отчётливо проявляется в том, что
Президент имеет право председательствовать на заседаниях правительства; его указы и распоряжения обязательны для исполнения на всей территории
Российской Федерации (см.п.2 ст.90 Конституции Российской Федерации); он вправе отменять постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (п.3 ст.115 Конституции Российской Федерации); указы Президента относятся к системе актов составляющих правовую основу деятельности Правительства Российской Федерации (ст.113, п.»ж» ст.114 Конституции Российской Федерации) .
Вместе с тем, с точки зрения требований законности, Президент
Российской Федерации не должен подменять органы исполнительной власти, представляющие собой самостоятельные звенья системы этой власти. В создании условий для выполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий важную роль играет его Администрация. В её состав в качестве самостоятельных подразделений входят главные управления и другие структуры, занимающиеся вопросами общего и специального характера, связанными с реализацией Президентом его полномочий. Например, созданы Управление делами Президента Российской Федерации, Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации и др. Они действуют в соответствии с Положениями о них, утверждёнными Президентом Российской Федерации. Некоторые из них наделены достаточно широкими полномочиями, реализуемыми во вне. Например, Главное управление специальных программ осуществляет мобилизационную подготовку федеральных органов исполнительной власти и их аппаратов; координирует работу руководителей федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской
Федерации и их аппаратов по мобилизационной подготовке и т.п.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества