Курсовая работа на тему "Взаимосвязь эмоционального развития школьника с его успеваемостью" - готовые работы
Взаимосвязь эмоционального развития школьника с его успеваемостью
Описание:
Цель исследования: охарактеризовать взаимосвязь между эмоциональным развитием школьников и их успеваемостью.
Задачи иследования:
1. Теоретически изучить проблему развития эмоций у школьников в подростковом возрасте;
2. Обосновать основные направления экспериментального изучения развития эмоций школьников в подростковом возрасте;
3. Выявить особенности развития эмоциональной сферы школьников в подростковом возрасте;
4. Проанализировать результаты успеваемости испытуемых;
5. Охарактеризовать существующую связь или различия между эмоциональным развитием школьников и их успеваемостью.
Гипотеза исследования: для школьников с естественным протеканием эмоционального становления личности характерна высокая успеваемость и наоборот.
Объект исследования: учащиеся общеобразовательной школы подросткового возраста
Предмет исследования: особенности развития эмоциональной сферы подростков 14 – 15 лет.
Методы исследования: для достижения поставленной цели был использован метод теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования, психодиагностические методы (наблюдение, тест-опросник «Тест школьной тревожности Филлипса», анализ отметок испытуемых), а также методы математической статистики.
Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования: данное исследование позволяет раскрыть важность формирования эмоциональной сферы в подростковом возрасте, дополнив уже имеющиеся знания в области психологии эмоционального развития, а также влиять на организацию учебно-воспитательного процесса.
Выдержка из работы:
А.О. Дробинская уделяя особое внимание эмоциональной сфере школьника в книге «Школьные трудности нестандартных детей» пишет: «Анализируя каждый индивидуальный случай стойких трудностей в обучении и нарушении адаптации к школе, необходимо принимать во внимание не только особенности развития, состояние здоровья и пробелы в знаниях, но и эмоциональное состояние ученика, направленность его личных усилий и интересов».
Л.М. Страхова так же отмечает связь эмоциональных процессов и мышления, а многие специалисты - влияние самооценки на успех ребенка в школе. Безусловно, уверенность, с которой ученик отвечает на вопросы учителя у доски, зависит не только от уровня знаний и подготовленности к уроку, но и от уровня его самооценки. Низкий уровень самооценки создает проблемы как в освоении учебного материала («Я все равно этого не пойму»; «Мне это никогда не запомнить»), так и в отношениях с одноклассниками и учителями («Я не буду отвечать у доски, все надо мной смеются», «Не пойду на урок биологии, учительница все равно считает меня тупицей и выше двойки не поставит»)
Еще один вариант влияния успешности обучения на формирование самооценки школьника: известны случаи, когда ребенок, успешно и без проблем, практически не затрачивая усилий, переходит из класса в класс. На фоне легких успехов закрепляется привычка к постоянному одобрению, развивается высокий уровень притязаний и высокая самооценка. Но когда ученик в старших классах где материал требует глубокой и серьезной проработки, вдруг понимает, что он уже не имеет явного превосходства по отношению к одноклассникам, и даже сталкивается со сложностями в учебе, у него резко падает самооценка.
Неадекватно завышенная самооценка также может привести к проблемам, как для самого ученика, так и для тех, кто его окружает и взаимодействует с ним. Не так редки конфликтные ситуации между учителем и учеником, когда последний отказывается посещать уроки по предмету, необоснованно считая себя лучше знающим материал учебного курса, им сам учитель, и как результат, имеет значительные проблемы в освоении материала по предмету. Иногда ребенок не соглашается со справедливо поставленной оценкой, считая себя правым и не соглашаясь с доводами педагогов, которые пытаются объяснить сущность проблемы и предложить пути ее решения.
Плохая успеваемость, как правило, ведет к ухудшению отношений подростка с одноклассниками, усложнению отношений с родителями, и учителями и как следствие – к снижению уровня самооценки. Подросток становится конфликтным, замкнутым или ищет общения вне школы и семьи.
Волевое действие характеризуется тем, что оно является собственным, инициативным, и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта. Н.П. Майорова утверждает, важным компонентом учебной деятельности является самоконтроль учащихся.
Отсутствие таких волевых качеств, как инициативность, самостоятельность и др., может повлиять на успешность обучения подростка. Однако, можно предположить, что формирование волевых качеств может быть осуществлено лишь при наличии положительного эмоционального отношения школьника к обучению.