Курсовая работа на тему "Учёт товарных операций в оптовой торговле" - готовые работы
Учёт товарных операций в оптовой торговле
Описание:
Бухгалтерский учёт является средством наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью. Переход к рынку ставит новые задачи перед бухгалтерским учётом. Они обусловлены крупными переменами в формах собственности, методах управления, построения хозяйственных связей.
Основным (первичным) организационным звеном торговли является предприятие. Торговое предприятие имеет уставный капитал, самостоятельный баланс, может вступать в договорные отношения с физическими и юридическими лицами. Одним из основных показателей хозяйственной деятельности предприятий торговли и общественного питания является товарооборот. Его делят на оптовый и розничный. Классификация товарооборота влияет на методологию бухгалтерского учёта и предопределяет состав показателей бухгалтерской и статистической отчётности.
Специфика деятельности различных предприятий торговли и их структурных единиц и подразделений, а также систем торговли (например, Министерство торговли Республики Беларусь, Белкоопсоюз) обусловливает особенности бухгалтерского учёта. Кроме того, на особенности учёта могут влиять и вид собственности, и форма реализации.
Бухгалтерский учёт – важнейшая составная часть информационной системы управления, воспроизводящей хозяйственные процессы. При этом в основу современного управления лежит системный подход, предполагающий получение той информации, которая даёт возможность принимать управленческие решения.
Выполняя информационную функцию, бухгалтерский учёт создаёт условия для управления предметами и людьми. Под предметами прежде всего понимают товары, а также все те денежные и материальные ценности, которые необходимы для нормальной работы торговых предприятий (основные средства, тара, деньги и т. п.). управлять предметами – это значит знать товарную массу, денежные средства и материально-техническую базу предприятия.
Под управлением людьми следует понимать прежде всего материальную ответственность за ценности (предметы), находящиеся на предприятии. бухгалтер не просто учитывает товары или другие ценности, а фиксирует правоотношения, возникающие по поводу этих ценностей. Наконец, объектом бухгалтерского учёта выступает факт хозяйственной жизни, объединяющий субъектов (юридических и физических лиц) и объекты.
Факты хозяйственной жизни описываются в бухгалтерском учёте по строго фиксированной системе (план счетов), в определённом порядке и определённых формулярах (форма бухгалтерского учёта), с использованием определённой техники регистрации (вычислительные машины). Вся эта работа выполняется определённым штатом счётных работников, составляющих бухгалтерский аппарат.
Оптовая торговля осуществляет связь между промышленностью, розничной торговлей и предприятиями общественного питания. Основной её функцией является сбыт товаров крупными партиями как предприятиям розничной торговли и общественного питания, так и промышленным предприятиям для последующей переработки (швейные фабрики и т. д.). Вторая её функция – активное воздействие на увеличение объёма производства, расширение ассортимента и улучшение качества товаров народного потребления.
Перед бухгалтерским учётом в торговле стоят следующие задачи: обеспечить действенный постоянный контроль за выполнением планов торгово- финансовой деятельности, а также за сохранностью товаров на предприятиях.
С учётом вышесказанного тема работы, посвящённая учёту и анализу реализации товаров и выявление их влияния на формирование доходов предприятий в условиях рыночных отношений, представляется достаточно актуальной и не безынтересной.
Выдержка из работы:
Таким образом, с точки зрения гражданского законодательства торговля подразделяется на виды в зависимости от цели приобретения товара и характера его дальнейшего использования.
Оптовый товарооборот – это продажа товаров торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти товары либо для последующей перепродажи, либо для производственного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения, хозяйственных нужд. В результате оптового товарооборота товары не переходят в сферу личного потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в сферу производственного потребления. Иными словами, при оптовом товарообороте товар реализуется для последующей переработки или перепродажи.
Оптовый товарооборот по реализации характеризует процесс непосредственной оптовой продажи товаров, а внутрисистемный оптовый товарооборот – движение товаров между звеньями оптовой торговли. Сумма двух видов оптового товарооборота составляет валовой оптовый товарооборот.
Оптовой торговлей могут заниматься любые предприятия независимо от вида собственности и организационно-правовой формы. Предприятие-производитель, например, может реализовывать свою продукцию как оптом, так и в розницу.
Организация бухгалтерского учета товарных операций испытывает влияние различных факторов, в числе которых наиболее значимыми являются:
- вид товарного рынка, на котором совершаются товарные операции, - внутренний или внешний;
- форма выхода на товарный рынок: прямая (продавец или покупатель) или опосредованная (с участием посредника: поверенного или комиссионера);
- право собственности на товар: собственник (продавец или покупатель; доверитель или комитент) или посредник (поверенный или комиссионер);
- содержание товарной операции (купля, продажа, обмен товаров, юридические действия поверенного, совершение комиссионером по поручению комитента одной или нескольких сделок);
- вид товарооборота (оптовый или розничный);
- договорные условия;
- учетная политика предприятия;
- налогообложение.
1.2 Принципы учета товаров в оптовой торговле.
Ведение бухгалтерского учета в торговых организациях осуществляется с учетом норм Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. N 89 [1], отраслевых особенностей организации учета, а также согласно учетной политике организаций, сформированной ими в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
При формировании учетной политики организациям следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17 апреля 2002 г. N 62[2].
Бухгалтерский учет товарных операций зависит от:
- видов и особенностей деятельности, осуществляемых субъектом хозяйствования (оптовая или розничная торговля, торговля по образцам, заказам, в кредит и т.д.);
- видов заключенных с контрагентами договоров и права собственности на реализуемый товар (договоры купли-продажи, поручения, комиссии (консигнации) и т.п.);
- порядка установления в соответствии с договорами комиссии размера комиссионного вознаграждения (вознаграждение определено в процентах от стоимости реализованного товара или в виде торговой надбавки, примененной комиссионером к цене комитента);
- условий, формы и порядка расчета за отпускаемый товар (предоплата или последующая оплата; наличный или безналичный расчет; оплата расчетными чеками, чеками из чековых книжек, банковскими пластиковыми карточками; с применением товарообменных и зачетных операций и т.д.);
- применяемой валюты контракта и валюты платежа (белорусские рубли, иностранная валюта);
- варианта оценки и учета товаров на складах, в производстве (по покупным или продажным ценам, в стоимостном или количественно-стоимостном измерении и т.д.);
- выбора момента признания выручки от реализации товаров (по отгрузке или по оплате);
- выбора порядка отражения реализации по договорам комиссии (на счетах учета реализации отражается вся стоимость реализованного товара (с учетом налога с продаж) или только сумма комиссионного вознаграждения) и др.