Контрольная работа на тему "Управление коммерческим предприятием. Принципы и виды организации управления. Характеристика организационной структуры предприятия - вариант 21" - готовые работы
Управление коммерческим предприятием. Принципы и виды организации управления. Характеристика организационной структуры предприятия - вариант 21
Описание:
Вариант № 21.
Выдержка из работы:
В отношении управления коммерческим предприятием чаще всего руководители и специалисты руководствуются практикой, она господствует над знанием, поэтому основная задача учёных и экономистов заключается в том, чтобы повысить роль знания.
Понятие «управление» происходит от латинского слова «direction», что в переводе означает деятельность под руководством, служба в подчинении. Данное понятие применимо к любым системам — биологическим, техническим, социальным.
Управление можно представить как процесс, как характеристику динамики организационных систем, когда «все элементы системы вступают во взаимодействие, осуществляется преобразование входов в выходы и обеспечивается достижение целей организации» [4, с.24].
Управление в рыночной экономике занимает особое место, так как оно обеспечивает интеграцию экономических процессов на предприятии, и связывает воедино внутренние ресурсы и внешнюю среду. Современный подход к организации предполагает «сбалансированное сочетание человеческих ценностей, организационных изменений, непрерывных адаптации к изменениям внешней среды.
Процесс управления как специфический вид деятельности - объективный и неизбежный результат превращения индивидуальных производственных процессов в комбинированный общественный труд. С развитием производительных сил общества, сопровождающемся разделением труда, возникла объективная необходимость координировать труд людей в масштабе предприятия, а также и в целом отрасли экономики или целой страны. Управление - обязательный элемент любой формы организации коллективной деятельности людей. Об этом упоминал К. Маркс: «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижёре» [7, с.342].
В современных условиях растет сложность организации управления коммерческим предприятием. В первую очередь следует отметить, что фирмы используют более совершенную технику, устройства, механизмы, во - вторых реорганизация, рост предприятий, выход на новые рынки требует рыночного подхода к управлению. Все большее значение приобретает долгосрочное (стратегическое) планирование и прогнозирование. В этих условиях эффективное руководство организацией представляет весьма существенные трудности, которые с течением времени все больше возрастают. Управление, основывающееся на опыте и интуиции руководителя, становится все чаще неэффективным.
Многие специалисты отмечают, что один из важнейших факторов развития производства и управления, повышения их эффективности - это рациональная организация.
Организация должна строиться на традиционных принципах, но с учетом современных тенденций. Основные принципы — структура, иерархия, административная власть, специализация, объем контроля, линейные подразделения и центральные службы. Структура — это взаимосвязь различных функций или видов деятельности внутри организации. Для эффективного управления коммерческим предприятием необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним.
Опыт ведущих коммерческих предприятий показывает, что ключ к успешной деятельности - в соблюдении определённой логики в организации управления предприятием.
Преобразование процессов системой управления должно быть организовано руководителем, то есть входящая информация должна быть объективной и достоверной, достаточной для принятия решений, необходимые ресурсы и капитал предприятия заранее спланированы. В ходе производственных и реализационных процессов своевременно проводится координация и регулирование, затем контроль. Для этого нужны компетентные кадры управления, для которых созданы соответствующие условия деятельности, в результате возможно достижение поставленных целей.
Среди множества внешних целей можно выделить одну главную цель, которая остается неизменной в течении всего времени существования предприятия, и которая называется его миссией. Что касается внутренних целей, то они будут различными в зависимости от рода деятельности организации:
Для коммерческого предприятия, ориентированного на рынок основополагающей внутренней целью является получение прибыли за счет удовлетворения потребностей покупателей в условиях конкуренции;
Организация управления коммерческим предприятием представляет собой последовательность действий работников аппарата управления, направленных на достижение целей организации.
Организацию управления можно рассматривать с различных точек зрения:
1) с содержательной, анализируя сущность (содержание) и последовательность деятельности на каждом из этапов процесса управления;
2) с информационной, анализируя процессы обработки, передачи и хранения информации, происходящие в системе управления;
3) с модельной, используя математические модели описания процесса управления;
4)с критериальной, анализируя преемственность и взаимозависимость целей и критериев оценки деятельности системы управления на различных этапах процесса управления [2,c.52].
При анализе процесса управления с любой точки зрения следует иметь в виду, что он носит циклический, спиралевидный характер. Процесс управления начинается с момента установления взаимосвязей между субъектом и объектом управления и заканчивается только с исчезновением этих взаимосвязей.
С содержательной точки зрения в процессе управления можно выделить следующие этапы: прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование (мотивация), учет и контроль, анализ.
Прогнозирование представляет собой процесс исследования, направленный на выяснение тенденций развития предприятия и его внешней среды.
Планирование - это процесс разработки планов деятельности и развития предприятия. План, в свою очередь, представляет собой систему, включающую:
1) цели деятельности или развития;
2) описание этапов и способов достижения целей;
3) расчет требуемых для достижения целей ресурсов;
4) показатели, по значению которых можно судить о степени достижения целей и расходе имеющихся ресурсов.