Notice: Only variables should be passed by reference in /home/clients/ds/html/production/dipland.ru/index.php on line 268
Государственное регулирование и денежно-кредитная политика - курсовая работа | скачать
По алфавиту:

Указатель категорий Деньги, кредит, банки (ДКБ) Государственное регулирование и денежно-кредитная политика

Государственное регулирование и денежно-кредитная политика

Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Деньги, кредит, банки (ДКБ)
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2010
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Целью моей работы является: охарактеризовать денежно-кредитную политику и направления государственного регулирования. Россия не является исключением, и при переходе к рынку в ней сложилась новая банковская система. Естественно, она имеет некоторые особенности, свои собственные сложности и пути их разрешения. Вся система в данный момент находится в стадии становления, и не может избежать кризисов и потрясений. Именно поэтому важно понять, как свести негативные последствия к минимуму. «Сегодня спасти банки - это спасти экономику».

Задачей исследования информации в данной курсовой работе является анализ структуры государственного регулирования денежно-кредитной политики, ее роль в экономике. Не должны остаться без внимания в этой курсовой работе тенденции денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации. Рассмотреть проблемы денежно-кредитной политики.

Выдержка из работы.

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Сибирская Академия Финансов и  Банковского Дела

  
 

Кафедра финансов и кредита 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Деньги, кредит, банки»

Тема: Государственное  регулирование и  денежно-кредитная  политика» 
 
 

Выполнила                                                                                 Руководитель

О.Н. Яриз                                                                                   ст.преподаватель

Группа ИСВ 92ф                                                                           О.В.Ширяева 
 
 
 
 
 

Новосибирск

2010

      Введение

     В настоящее время изучение денежно-кредитной политики является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования банков в России и создания наилучших условий для успешной их работы. Законодательные органы много внимания уделяют выработке новых концепций работы банков страны. До сих пор банковская система в России имеет очень много противоречий и ее не совершенность, я думаю, привели нашу страну к финансовому кризису. Нельзя не отметить, что все же в 1999 г. в России наблюдался экономический рост и необходимо учитывать, что немалую роль в этом сыграли и, наверное, в будущем будут играть банки нашего государства.

     Целью моей работы является: охарактеризовать денежно-кредитную политику и направления государственного регулирования. Россия не является исключением, и при переходе к рынку в ней сложилась новая банковская система. Естественно, она имеет некоторые особенности, свои собственные сложности и пути их разрешения. Вся система в данный момент находится в стадии становления, и не может избежать кризисов и потрясений. Именно поэтому важно понять, как свести негативные последствия к минимуму. «Сегодня спасти банки - это спасти экономику».

     Задачей исследования информации в данной курсовой работе является анализ структуры государственного регулирования денежно-кредитной политики, ее роль в экономике. Не должны остаться без внимания в этой курсовой работе тенденции денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации. Рассмотреть проблемы денежно-кредитной политики. 

      

  1. Сущность государственного регулирования, цели и задачи
 

    Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную.  

    Практический  опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования.

    Теоретический аспект - систематическое научное  исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.

Исходя  из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

- экономический рост;

- полная занятость; 

- стабильность уровня цен и  устойчивость национальной валюты;

- внешнеэкономическое равновесие.

В системе экономических целей  обеспечение экономического роста  считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП.

    С обеспечением экономического роста  сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.

    Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства.

    Решение трех перечисленных целевых задач  означает достижение в рамках национального  хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.

    Значимость  и последовательность постановки целей  в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего  и внешнего порядка. Применительно  к условиям России последовательность достижения рассмотренных целей может заметно отличаться от очередности, характерной для западных стран. Да и в самом составе целей есть определенная специфика, вызванная недостаточной зрелостью рыночных отношений.

    В настоящее время российское правительство исходит из того, что его “сверхзадача” связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Следующая важная проблема - создание стимулов для экономического оживления, прежде всего оживления инвестиционной активности. Проблема безработицы в текущем периоде пока не кажется столь опасной, поэтому она не выдвигается на первый план с точки зрения очередности целей (хотя ряд ученых и практиков так не считают). По разным мотивам правительство пока не включает в число приоритетных целей достижения внешнеэкономического равновесия и природоохраны.

    Определяя цели государственного регулирования  на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой  взаимопротиворечивости целей. Поэтому  сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей. Например, достижение полной занятости сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост и сохранение окружающей среды находятся в очевидном противоречии.

1.1.1 Функции и инструментарий государственного регулирования

    Исходя  из целей, государственное регулирование  выполняет важные функции в рыночной экономике. Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может  функционировать без необходимой  законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы соблюдение заключенных частных контрактов и защита граждан от произвола бюрократии. Поэтому важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы. Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы и др. Государство должно создать такой экономический “фон”, который обеспечил бы благоприятные условия для субъектов рыночной экономики.

    Рыночный  механизм сам по себе в “чистом  виде” не позволяет своевременно выявлять преимущества стран в конкурентной борьбе, быстро концентрировать ресурсы  для приоритетного развития соответствующих  отраслей, ускоренной структурной перестройки промышленности. Это функция государственного регулирования экономики. Одна из главных функций государственного регулирования - активизация, интенсификация прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики.

    Функцией  государственного регулирования является воздействие государства на распределение  доходов в обществе. Как известно, рынок признает лишь один критерий распределения доходов - итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми считаются как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Требуются и меры социальной защиты населения.

В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования.

      Одним из инструментов являются  законодательные и правовые документы,  издаваемые государством. Здесь прежде всего имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство пытается поддерживать определенную структуру:

  • степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования;
  • трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы;
  • различные государственные стандарты, регулирование условий эксплуатации окружающей среды.

Инструментами государственного регулирования выступают :

  • Финансовая политика
  • денежно-кредитная политика
  • промышленная политика
  • структурная политика
  • научно-техническая политика.

    Социальная  политика и внешнеэкономическое  регулирование являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным инструментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого распределения доходов.

    Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.

    Для каждой страны набор инструментов и  степень вмешательства государства  не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех или иных инструментов только в данной стране или группе стран.

1.1.2 Методы государственного регулирования.

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные  методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются  методы прямого и косвенного влияния.

      Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.

    Методы  косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики. К таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному сектору экономической информации. Недостатком косвенных методов является определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

    Методы  государственного регулирования классифицируются и по критерию организационно-институциональному. Здесь различают административные и экономические методы.

    Административные  методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер - создание определенных “правил игры” в рыночной экономике.

    Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения.

    Жесткое разграничение экономических и  административных методов несостоятельно, так как порой и административные и экономические методы несут в себе черты того и другого.

    1.2 Денежно-кредитная политика

    1.2.1 Цели денежно-кредитной политики

    Первичные цели конкретизируют стратегическую установку  государства в долгосрочном периоде, тактические цели - способы достижения общей цели в конкретных условиях меняющейся конъюнктуры, а промежуточные - основные показатели, которыми руководствуется центральный банк в своей повседневной деятельности

    Следует отличать:

  1. Первичные цели

Первичные цели сводятся к достижению ориентиров магического четырехугольника:

  • стабилизация уровня цен (процент инфляции);
  • достижение полной занятости (процент безработицы);
  • равновесный и стабильный экономический рост (прирост ВВП);
  • внешнеэкономическая стабильность (равновесный платежный баланс).

    Правительство ежегодно корректирует значения этих экономических ориентиров. Следует подчеркнуть, что от того, насколько четко сформулирована первичная цель денежно-кредитной политики, в большой степени зависит особенность экономического развития страны.

    2.Тактические цели

    Если  цель развития национальной экономики заключается в обеспечении достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель денежно-кредитной политики. Следовательно, высшая цель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости населения и росте реального объема валового национального продукта

    3.Промежуточные цели

    Промежуточная цель денежно-кредитной политики - это  экономическая переменная, которую  центральный банк избирает в качестве объекта своего повседневного контроля, так как считает, что она способствует достижению основных целей монетарной политики.

Похожие работы:
© 2009-2021 Все права защищены — dipland.ru