Notice: Only variables should be passed by reference in /home/clients/ds/html/production/dipland.ru/index.php on line 268
Реформа Людвига Эрхарда - реферат | скачать
По алфавиту:

Указатель категорий Исторические личности Реформа Людвига Эрхарда

Реформа Людвига Эрхарда

Тип работы: Реферат
Предмет: Исторические личности
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Людвиг Эрхард родился в Баварии в небогатой мещанской семье в 1897 году. Во время первой мировой войны был призван в армию, воевал и был ранен. После войны изучал экономику и финансы в Нюрнбергском университете. В 1925 году защитил докторскую диссертацию по теме: “Суть и cодержание стоимостной единицы”. Научным руководителем Эрхарда был либеральный социалист Франц Оппенгеймер. Затем 14 лет работы в Нюрнбергском Институте экономических исследований, где Эрхард окончательно сложился как ученый со своим собственным видением экономических реалий. В 1931 году, будучи младшим научным сотрудником Нюрнбергского института экономического анализа, опубликовал статью “Чрезвычайный путь”, в которой предлагал свою концепцию выхода Германии из кризиса.

Выдержка из работы.

ДОКЛАД

на  тему: "Реформа  Людвига Эрхарда"

Выполнила: студентка

Группы 99МЭК2

Пикалова В.А.

Проверил: Зуева Е.Г.

Оренбург

Людвиг Эрхард родился  в Баварии в небогатой мещанской  семье в 1897 году. Во время первой мировой войны был призван  в армию, воевал и был ранен. После войны изучал экономику и финансы в Нюрнбергском университете. В 1925 году защитил докторскую диссертацию по теме: “Суть и cодержание стоимостной единицы”. Научным руководителем Эрхарда был либеральный социалист Франц Оппенгеймер. Затем 14 лет работы в Нюрнбергском Институте экономических исследований, где Эрхард окончательно сложился как ученый со своим собственным видением экономических реалий. В 1931 году, будучи младшим научным сотрудником Нюрнбергского института экономического анализа, опубликовал статью “Чрезвычайный путь”, в которой предлагал свою концепцию выхода Германии из кризиса.

После прихода Гитлера  к власти Эрхард, как специалист, наряду с Мюллером-Армаком и другими  либеральными учеными-экономистами, становится в оппозицию к той политике, которую проводил в тоталитарной Германии президент Рейхсбанка и имперский министр Ялмар Шахт. Не желая сотрудничать с режимом, был вынужден покинуть университетскую кафедру и уйти из научно-исследовательского института.

С начала II мировой  войны по поручению “ответственных и дальновидных людей в немецкой промышленности”, вместе с небольшой группой сотрудников он занимался “поиском решения, которое открыло бы путь от ожидаемого краха к новой жизни Германии”.Эрхард поддерживал отношения с Карлом Герделером, одним из организаторов заговора против Гитлера.

После поражения  гитлеровской Германии вступил в  контакт с американскими оккупационными властями. Взгляды Эрхарда получили поддержку американцев, и ему  было доверено исполнение обязанностей" министра экономики Баварии. Эрхард приступил к практической работе в 1945 году в условиях разрухи, оккупации, принудительного ограничения экономической активности, репараций и нормированного распределения топлива, горючего и одежды.

В 1946 году уровень  производства в Германии составлял 40% от объемов 1936 года.при резко возросшей численности населения за счет переселенцев с Востока почти вдвое сократилось производство зерна и картофеля, поголовье скота составляло примерно 1/3 по сравнению с 1936 г.

В условиях замороженных цен и распределительной бюрократической системы получает распространение коррупция, процветает черный рынок меновой торговли. Проблемы безработицы усложняются возвращением военнопленных и наплывом 10 миллионов беженцев из советской оккупационной зоны.

В созданном осенью 1946 года коалиционном правительстве, после  победы на выборах в ландтаг Баварии  Христианско-социального союза (ХСС), беспартийному Эрхарду места  не нашлось. Безработным Эрхард оставался  не долго. Вскоре он получил приглашение  на должность почетного профессора в Мюнхенский университет. А еще через несколько месяцев он был назначен на пост начальника Особого отдела, в задачи которого входила разработка предложений немецкой стороны по проведению денежной реформы. Первым руководителем этой группы сразу же после ее создания и стал Эрхард.

О том, что начинать послевоенные реформы придется с  санации финансовой системы и  восстановления жизнеспособной денежной единицы, Эрхард предупреждал еще в  своем "меморандуме", когда анализировал последствия буржуазного финансирования нацистским государством военных расходов и искусственного подавления инфляции. К 1947 году положение дел в финансовой сфере еще более углубилось. Объем оборота наличной денежной массы возрос с 6 млрд. марок в 1935 году до 73-75 млрд. марок к 1946 году. Количество денег на банковских депозитах соответственно увеличилось с 30 до 150 млрд. марок. Государственный долг возрос с 15 до 415 млрд. марок. Общие размеры не обеспеченного товарной массой денежного спроса оценивались примерно в 300 млрд. марок.

Американцы имели  свои представления о том, когда, как и при каких условиях следует  проводить денежную реформу. В марте 1946 г. в Германию прибыла группа американских финансовых экспертов. Эта группа пробыла  в Германии около двух месяцев  и за это время подготовила подробные рекомендации для американского правительства по проведению в Германии денежной реформы ("план Колма - Голдсмита - Доджа").

Если сравнить установочные положения "плана Колма - Голдсмита - Доджа" с тем, как в действительности была проведена денежная реформа в западных зонах оккупации, то надо со всей определенностью сказать: 20 июня 1948 г. в жизнь воплотился не план Эрхарда и возглавляемой им группы экспертов и вообще не какой-либо немецкий план, а именно американский "план Колма - Голдсмита - Доджа". За исключением отдельных частностей совпадало буквально все, вплоть до основных цифровых показателей.

Во время своей  первой встречи с новоиспеченным начальником Особого отдела генерал  Клей разъяснил Эрхарду, в чем  заключается его главная задача: "Привести в соответствие американский проект с германским законодательством".

В общих чертах Эрхард был знаком с американским планом. У Эрхарда не было принципиальных возражений против американского плана. Но у него было ясное понимание, что денежная реформа есть очень важный, но только первый шаг к радикальной перестройке всей экономической системы, всех принципов организации и регулирования хозяйственной жизни. У него не было сомнений в том, что именно сейчас нельзя упустить благоприятную возможность "увязать валютную реформу с решительной реформой всего хозяйства". В противном случае все очень скоро может вернуться на круги своя.

Второе, что не устраивало Эрхарда. Было ясно, что жесточайшая  денежная реформа на первых порах  болезненно скажется на положении практически всех слоев населения, но в первую очередь ударит по наименее защищенным. Эрхард считал, что в этой части американский план должен быть скорректирован и следует разработать специальную программу "справедливого распределения бремени", которая бы смягчила удар по самым слабым и беззащитным.

Начавшаяся зимой 1947 - 1948 гг. интенсивная подготовка к  денежной реформе велась за закрытыми  дверями. Общественность не получала никакой  информации. Американцы требовали, чтобы  работа сохранялась в полном секрете, но сами не сообщали ровным счетом ничего о своих планах и намерениях. Сотрудники особого отдела продолжали свои обсуждения, но им не было известно, что новые банкноты уже отпечатаны, рассортированы, упакованы и хранятся в подвале здания бывшего рейхсбанка во Франкфурте - на - Майне.

Пред своими сотрудниками Эрхард сформулировал свою концепцию  предельно четко: "Наша задача - породить на свет по возможности хорошие, надежные деньги. Для того, чтобы эти деньги, как и подобает настоящим деньгам, символизировали собой реальную покупательную силу, мы не должны допустить, чтобы эти новые деньги превратились в бумажки, дополняющие распределительные талоны". А именно так очень быстро и произойдет, если не дополнить денежную реформу экономической. Наилучшим решением было бы одновременно с денежной реформой прейти к рыночной системе со свободным ценообразованием.

Как эту позицию  реализовать. Должность руководителя экспертной группы, не давала Эрхарду  в этом смысле никаких шансов. Вскоре появились если и не шанс, то надежда на шанс.

В январе 1948 г. руководитель экономического управления Землер неожиданно попал в немилость к американцам. На одном из выступлений неудачный  перевод с немецкого на английский привел к тому, что якобы американцы поставляют германскому населению зерно, которое в самих Соединенных Штатах используют в лучшем случае на корм курам. Генерал Клей свой письменный приказ об увольнении сопровождал столь колоритным устным комментарием, что привести его дословно немецкие историки не решаются до сих пор. На место Землера был назначен Эрхард.

В апреле - мае 1948 г. проходило  согласование немецкого и американского  планов. Консультации продолжались 49 дней и по их истечении было подготовлено 22 основных документа, детально регламентировавших содержание, организацию и правовое обеспечение денежной реформы.

Главное для Эрхарда  было сразу же после того, как  наступит "день Х" приступить к  радикальной перестройки экономических  механизмов.

Главное направление  этой перестройки Эрхард придумал и определил для себя уже давно. Стратегическая линия состояла в том, чтобы использовать стабилизирующий эффект жесткой денежной реформы и одновременно провести либерализацию цен; отменить многочисленные регламентации и постановления, скрывающие инициативу хозяйственных субъектов; создать условия для конкуренции путем принятия жесткого антикартельного законодательства; переориентировать инвестиционные потоки в сферу производства потребительских товаров и жилищного строительства; использовать социальные амортизаторы для защиты наиболее слабых и незащищенных.

20 июня 1948 г., в воскресенье,  немцы, проживавшие в западных  зонах оккупации получили на  руки по 40 новеньких марок. Позднее  к ним добавили еще по 20 марок.

Пенсии и заработная плата подлежали выплате в соотношении 1:1. Половину наличности и сбережений можно было обменять по курсу 1:10. Временно "замороженная" вторая половина позже обменивалась в соотношении 1:20.

Денежные обязательства  предприятий пересчитывались также  в соотношении 1:10. Предприятия, получив, наличность для выплаты первой зарплаты, в дальнейшем должны были существовать за счет сбыта своей продукции.

Обязательства банков и учреждений бывшего рейха в  основном аннулировались. Новый эмиссионный  банк - Банк немецких земель - регулировал  свои отношения с частными банками, определяя размер обязательных денежных резервов.

Итак, новая марка  родилась. Но ответ на вопрос, насколько  крепким будет ее здоровье и как  долго она проживет вообще оставался  пока открытым.

Эрхард считал, что  если все сведется к тому, чтобы обеспечить более "реалистическую базу для расчетов" и поддержать новыми подпорками контроль над ценами, то не стоило и огород городить. При таком подходе новую марку рано или поздно ждет участь старой рейхсмарки. Долго она не устоит. Если же на новом монетарном основании возвести добротные экономические стены, то все здание получится прочным и имеет шансы на долголетие.

Раздумывать было некогда. Надо было либо действовать немедленно, либо предоставить новую марку предначертанной  ей судьбе. Экономическая реформа и либерализация цен начались практически в тот же день, что и денежная реформа. В воскресенье Эрхард передал главному редактору Информационного вестника подчиненного ему Управления первые 4 из заранее подготовленных им и его ближайшими сотрудниками ключевых документов, отменявших ценовые потолки и распределительные механизмы. Они были опубликованы на следующий день и вводились в действие немедленно. Еще 20 постановлений за подписью Эрхарда должны были вступить в силу с 1 июля.

Поддержка со стороны генерала Клея стоила многого и значительно облегчила жизнь Эрхарду. Много лет спустя бывший в 1948 году главой американской военной администрации в Германии генерал Л. Клей сказал: "Денежная реформа была делом рук союзной администрации, решение о ликвидации квотирования и контроля над ценами Эрхард принимал сам на свою ответственность". Принятое тогда Эрхардом решение принесло ему поначалу в основном неприятности. Признание пришло значительно позже.

На деле эрхардовская реформа представляла собой серию взаимосвязанных, но постепенных и растянутых во времени шагов, осуществление которых заняло не недели и не месяцы, а годы. Так, контроль над ценами основных продуктов питания был снят лишь в 1958 г., когда была восстановлена конвертируемость марки. Транспортные и почтовые тарифы повысились только в 1966 г., после снятия дотаций отраслям средств связи, но с переводом соответствующих социальных выплат на бюджет Министерства труда.

Довольно долго  сохранялись государственные дотации  для поддержания цен на уголь, чугун, сталь, электроэнергию, газ. Ратификация Закона о свободе конкуренции, который Эрхард считал одним из центральных элементов своей реформы, тоже затянулась до 1957 года. Если иметь в виду создание всех необходимых рыночных институтов, структур и законодательной базы, то процесс " становления экономического порядка в известном смысле завершился в конце 50-х - начале 60-х годов", отмечает нынешний президент фонда имени Л. Эрхарда профессор О. Шлехм.

20 июня 1948 г. Эрхард  только нажал кнопку. Мотор заработал почти сразу, но еще с перебоями. Никаких гарантий, что он не заглохнет вообще, не было и быть не могло. Лишь после того, как пошел на спад "корейский кризис" 1950 - 1953 гг., появилась некоторая уверенность, что рыночный курс Эрхарда выдержал испытание на прочность.

Реформа сопровождалась сопротивлением бюрократического аппарата, протестами из лагеря социал-демократов и организацией массовых забастовок со стороны профсоюзов. Несмотря на усилия противников реформы, требовавших  восстановление контроля за ценами, Экономический совет Объединенной зоны поддержал реформу 52 голосами против 43. Идеи Эрхарда становятся основой экономического раздела предвыборной платформы ХДС при подготовке к выборам в Бундестаг в 1949 году.

Одним из важнейших  нравственных аспектов реформы стало то, что труд снова приобрел смысл. Люди поверили, что деньги можно заработать честным трудом, а не только перепродажей американских сигарет. Менялись не только витрины магазинов, но и психология, настроение и даже выражение лиц людей. В целом же ситуация в экономике и в обществе продолжала оставаться неустойчивой. Именно второе полугодие 1948 года стало одним из самых драматических периодов в экономической истории послевоенной Германии. Осенью 1948 года цены снова поползли вверх, как результат несбалансированности покупательного спроса и реального предложения товаров, но после наступает относительная стабилизация, избыток "горячих денег" и неограниченная покупательная способность сменяются жалобами на нехватку ликвидных средств, кредитов и трудности сбыта. Эрхард писал, что "под давлением конкуренции, через внешнюю торговлю, жесткую политику в отношении золота и кредитов немецкая экономика вынуждена добиваться, прилагая все силы, наибольшей эффективности".

На первые демократические выборы 1949 года ХДС выходит с лозунгом Эрхарда: "Экономическая политика должна обеспечить оптимальное, благоприятное с социальной точки зрения соотношение между ценами и зарплатой".

В сентябре 1949 года, после победы на выборах, Эрхард становится министром экономики в первом кабинете Аденауэра. В новом качестве он решительно выступает против планов борьбы с безработицей путем неограниченного предоставления кредитов. "Капитал, необходимый для инвестиций, не может быть образован путем ослабления позиций немецкой марки", - утверждал Эрхард. В 1949 году на территории Западной Германии при 12 млн. занятых безработица составляла более 103 млн. Тем не менее, как утверждал Эрхард, "жгучие социальные проблемы Германии не могут быть решены созданием таких условий, при которых можно ставить к станку пять рабочих вместо четырех".

В 1949-50 гг. экономическая  реформа осуществлялась в условиях раздела страны, блокады Берлина  и начала холодной войны. Тщательно  дозированные меры по преодолению безработицы  и подстегиванию экономической активности, не создавшей угрозу инфляции, позволили уже к лету 1950 года добиться ощутимых успехов. Но разразившийся в конце июля 1949 года международный политический кризис в связи с событиями в Корее вновь поставил под вопрос судьбу проводившихся Эрхардом реформ. К росту цен на сырье, продовольствие и потребительские товары, во многом вызванных ажиотажным спросом населения, добавилась проблема дефицита внешнеторгового баланса и внешней задолженности. Тем не менее, 1950 год стал годом строительства Европейского сообщества и начала интеграции Германии в экономический союз западноевропейских стран. Уменьшается объем репараций, прекращается демонтаж промышленности, отменяются ограничения на внешнюю торговлю и некоторые виды производства.

В марте 1951 года Эрхард предлагает программу преодоления экономических последствий т.н. "корейского кризиса". Главным являлось: "поскорей отделаться от мер принудительного хозяйствования".

1951 год стал годом  улучшения экономического положения  Германии. Объем общественного продукта достиг 140% от объема 1936 года. Экономика ФРГ начинает развиваться как экономика " мастерской мира" с ярко выраженным акцентом на экспорт машин и товаров народного потребления.

1952 год был назван "годом потребителей". "Экономическая  конъюнктура не может опираться только на финансирование потребления, но оно вполне может быть опорой конъюнктуры" - писал тогда Эрхард. Были погашены основные внешнеторговые долги, прекратился рост цен, устойчиво наращивались темпы промышленного производства, увеличивалось количество занятых, повышался уровень жизни.

Похожие работы:
© 2009-2021 Все права защищены — dipland.ru