Notice: Only variables should be passed by reference in /home/clients/ds/html/production/dipland.ru/index.php on line 268
Денежно-кредитная политика: сущность, цели, задачи, виды, инструменты - курсовая работа | скачать
По алфавиту:

Указатель категорий Экономическая теория Денежно-кредитная политика: сущность, цели, задачи, виды, инструменты

Денежно-кредитная политика: сущность, цели, задачи, виды, инструменты

Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая теория
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Курсовая работа

Выдержка из работы.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ТЕОРИИ.

ТЕМА: «ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ  ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ВИДЫ, ИНСТРУМЕНТЫ». 

         

2008

План  работы:

Введение…………………………………………………………………….3

1. Сущность денежно-кредитной политики, ее основные теоретические концепции…………………………………………………………………..4

2. Основные цели, задачи, объекты и субъекты  денежно-кредитной  политики…………………………………………………………………….7

3. Основные инструменты денежно-кредитной политики…………...9

3.1. Инструменты прямого регулирования……………………………..10

3.2. Инструменты косвенного регулирования………………………….11

     3.2.1. Операции на открытом рынке………………………………...11

     3.2.2. Политика учетной ставки…………………………………….13

     3.2.3. Изменение нормы обязательных резервов……………………15

4. Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег)……………………………………………………………....16

5. Банк России как субъект денежно-кредитной политики………….19

Заключение…………………………………………………………………27

Список  использованной литературы…………………………………...29 
 
 

    Введение.

    Денежно – кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса.

    Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

    Денежно-кредитная  политика – одно из четырех направлений  единой финансовой политики государства, обеспечивающих устойчивость экономики  и достижение экономического роста. Именно она контролирует инфляцию и  рост денежной массы. Наличие в Российской Федерации достаточно высокого уровня инфляции и несбалансированного роста денежной массы обуславливает огромный интерес к проблемам денежно-кредитной политики и актуальность данной темы.

    Целью данной работы является анализ денежно-кредитной политики в современных условиях. Для этого необходимо рассмотреть, во-первых, что представляет из себя денежно-кредитная политика с точки зрения кейнсианцев и монетаристов, которые по-разному оценивают механизм денежно-кредитного регулирования. Во-вторых, в данной курсовой работе будут рассмотрены основные цели, задачи, типы и инструменты денежно-кредитной политики. И, наконец, необходимо рассмотреть, как функционирует денежно-кредитная политика в условиях России, а именно политику Центрального Банка Российской Федерации как основного проводника денежно-кредитной политики в России, какие основные инструменты денежно-кредитного регулирования применяются в российской практике. 

    1. Основные теоретические концепции денежно-кредитной политики.

    В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, которая включает исследования процессов воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.

    Длительное  время среди экономистов ведутся  дискуссии по проблемам значимости и денежно-кредитной политики в условиях рынка. Это обусловлено двумя различными подходами к теории денег: модернизированной кейнсианской теорией, с одной стороны, и современным монетаризмом – с другой.

    И современные кейнсианцы и монетаристы  признают, что изменение денежного предложения влияет на номинальный объем ВНП, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам его механизм. С точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитного регулирования должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов – спрос и предложение денег. 

    Кейнсианский  подход.

    Сторонники  кейсианства утверждают, что рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему со многими внутренними  «пороками». Это, в частности, выражается в безработице, инфляции, частых экономических кризисах. Поэтому государство должно активно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе финансовые и денежно-кредитные. Механизм денежно-кредитного регулирования действует следующим образом. Изменение денежного предложения является причиной повышения или понижения процентной ставки, что в свою очередь приводит к колебаниям инвестиционного спроса и через мультипликативный эффект инвестиций – к изменению в уровне национального производства. 
 

    Основополагающим кейнсианским уравнением является:                

    Y = C + G + I + NX (где Y – номинальный объем ВНП, C – потребительские расходы, G – государственные расходы на покупку товаров и услуг, NX – чистый экспорт).

    Кейнсианцы  отмечают, что цепь причинно-следственных связей между предложением денег и номинальным ВНП достаточно велика. Центральный банк при проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки и, соответственно, как изменится величина ВНП). Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует определенный временной промежуток – лаг. И, наконец, наращивание денежного предложения при неизменном спросе может завести экономику помимо прочего, в так называемую «ликвидную» ловушку, процентная ставка может снизиться до критического уровня, что будет означать исключительно высокое предпочтение ликвидности. Если при этом предложение денег продолжает увеличиваться, то процентная ставка уже может не реагировать на это, так как ниже определенного уровня она уже не может опуститься. Если же ставка процента не реагирует на изменение денежного предложения, то рвется цепь причинно-следственных связей между ростом количества денег в обращении и номинальным ВНП.

    В связи с вышеизложенным, кейнсианцы считают денежно-кредитную политику не столь эффективным средством  стабилизации экономики, предпочитая  фискальную политику.

    Монетаристский подход.

    В 70-х годах прошлого столетия наблюдался кризис кейнсианской школы. В экономической  науке преобладающим стало неоклассическое  направление, в том числе его  современная форма – монетаризм, главным теоретиком которого является Милтон Фридмен, известный американский экономист.

    Монетаризм  базируется на убеждении, что рыночная экономика – внутренне устойчивая система. Все негативные моменты  экономического развития – результат  некомпетентного вмешательства  государства в экономику, которое  надо свести к минимуму.

    Корреляция  между денежным фактором (массой денег  в обращении) и номинальным объемом  ВНП более тесная, чем между  инвестициями и ВНП. Динамика ВНП  следует непосредственно за динамикой  денег. Монетаристы полагают, что  существует взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики. Эта связь выражается уравнением обмена И.Фишера, или, иначе, уравнением количественной теории денег:

    M x V = P x Q (где M – количество денег в обращении; V – скорость обращения денег; P – средняя цена товаров и услуг; Q – количество товаров и услуг, произведенных в рамках национальной экономики в течение определенного периода времени (обычно за год).

    Иными словами, количество денег в обращении, умноженное на число их оборотов в актах купли-продажи за год, равняется объему валового внутреннего продукта.

    Уравнение обмена И.Фишера позволяет понять, почему колеблются цены и, соответственно, покупательская способность денег, объем реального  национального продукта. Например, при постоянных V и Q изменение денежного предложения (M) будет прямо влиять на цены. Однако роста цен не произойдет, если увеличение денежного предложения будет происходить одновременно с расширением выпуска товаров и объема оказанных услуг в той же или большей степени.

    Причинно-следственная связь между предложением денег  и номинальным объемом ВНП  осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. М.Фридмен  объясняет этот механизм воздействия  через промежуточную категорию  – «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивид.

    Фридмен отмечает, что каждый человек привыкает  к определенной структуре своих  активов: соотношение наличных денег  и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и, в конечном счете, это приводит к росту ВНП.

    Исходя  из этого, Фридмен выдвинул «денежное  правило» сбалансированной долгосрочной денежно-кредитной политики, а именно: необходимо поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении.

    «Денежное правило» Фридмена предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы  в обращении – в пределах 3-5% в год. Именно такой прирост вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста ВНП будет падать.

    Следует отметить, что современные теоретические  модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в которой учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем, государство не отказывается в краткосрочном периоде от воздействия непосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования.  

    2. Сущность, цели, задачи, объекты и субъекты денежно-кредитной политики.

    Основополагающей  целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.

    Следует различать 1) первичные (макроэкономические), 2) тактические и 3) промежуточные цели (задачи) денежно-кредитной политики (рис.1). Первичные цели  конкретизируют стратегическую установку государства в долгосрочном периоде, осуществляются довольно медленно и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Тактические – способы достижения общей цели в конкретных условиях меняющейся конъюнктуры, а промежуточные – основные показатели, которыми руководствуется центральный банк в своей повседневной деятельности. 

      

    Главной целью денежно-кредитной политики большинства центральных банков мира является поддержание устойчиво низкой инфляции. Обеспечивая низкую инфляцию, они способствуют созданию условий для экономического роста, снижения безработицы, повышения уровня жизни населения. Как показали исследования, проводившиеся в различных странах мира, высокие темпы инфляции (выражающиеся двузначными цифрами) сопровождаются низкими темпами роста экономики или экономическим спадом. В государствах Восточной Европы рост экономики возобновлялся после того, как удавалось снизить темпы роста цен, которые в начале процесса перехода к рыночной экономике достигали высоких значений. Таким образом, влияя на инфляцию, центральные банки вносят заметный вклад в создание условий для решения социально-экономических проблем.

    Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Субъектами денежно-кредитной политики выступают прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки.

    В каждом государстве функционирует центральный банк – орган государственного денежно-кредитного регулирования экономики, наделенный правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения, контроля за деятельностью кредитных учреждений, осуществления функций «банка банков», хранения официальных золото-валютных резервов. Для осуществления своих функций центральные банки используют широкий диапазон экономических инструментов, с помощью которых и осуществляется денежно-кредитная политика.  

    3. Основные инструменты денежно-кредитной политики.

    В рамках денежно-кредитной политики применяются инструменты прямого и косвенного регулирования денежно-кредитной сферы. Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.

    Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

    3.1. Инструменты прямого регулирования.

    К инструментам прямого (административного) денежно-кредитного регулирования относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. Кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия-заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики. Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменен.

    Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

Похожие работы:
© 2009-2022 Все права защищены — dipland.ru