По алфавиту:

Указатель категорий Философия Эстетика и образование

Эстетика и образование

Тип работы: Контрольная работа
Предмет: Философия
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2011
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Слово «эстетика» — одно из наиболее употребимых в нашей повседневной жизни, рассеяно в разных ее сферах. Говорят об эстетике одежды, эстетике спектакля, эстетике фильма, эстетике интерьера и т.д. Как известно, понятие эстетики обозначает и философскую науку об искусстве.

Выдержка из работы.

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО  «Российский государственный профессионально

-педагогический  университет» 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине

            «Эстетика»

Тема  «Эстетика и образование» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2011      

Содержание 

1. Введение…………………………………………………………………

2. Эстетика. Задачи эстетики…………………………………………….                                                                                                                                    

3. Эстетика искусства: сущность и функции……………………………

4. Эстетические категории……………………………………………….

5.Образование. Функции образования………………………………….

6. Виды образования………………………………………………………

7. Литература………………………………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Слово «эстетика» — одно из наиболее употребимых в нашей повседневной жизни, рассеяно в разных ее сферах. Говорят об эстетике одежды, эстетике спектакля, эстетике фильма, эстетике интерьера и т.д. Как известно, понятие эстетики обозначает и философскую науку об искусстве.

Многообразие  использования понятия «эстетика» за пределами науки — свидетельство  его широкой содержательности, длительности исторического пути, в ходе которого возникали разные его ипостаси. При  всем различии употребления на обыденном  и профессиональном уровнях («эстетика интерьера», «эстетика спектакля») это понятие обозначает некий единый принцип, обобщающее чувственно-выразительное качество как произведений искусства, так и предметов повседневного обихода, феноменов природы. На это обратил внимание еще немецкий просветитель А. Баумгартен, когда в середине XVIII в. ввел в оборот само понятие «эстетика».

Однако история  эстетики как мировой науки восходит своими корнями к глубокой древности, к древним мифологическим текстам. Всегда, когда речь шла о принципах чувственной выразительности творений человеческих рук и природы, обнаруживалось единство в строении предметов и явлений, способных сообщать чувства эмоционального подъема, волнения, бескорыстного любования, т.е. закладывались традиции эстетического анализа. Так сложилось представление о мире выразительных форм (созданных человеком и природой), выступавших предметом эстетической рефлексии.

Активно обсуждалось  их строение и внутренняя структура  — связь чувственной оболочки с символическим, духовным содержанием, совмещенность в эстетическом явлении осознаваемых и невыразимых с помощью слов качеств и т.д. Свойства произведений и сопутствующие им чувства эмоционального подъема описывались через понятие прекрасного, явившееся центральным в эстетической науке. Все прочие эстетические понятия (возвышенное, трагическое, комическое, героическое и т.п.) обретали свой смысл только через соотнесенность с категорией прекрасного, демонстрируя безбрежные оттенки разных типов чувственного восприятия мира. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЭСТЕТИКА  (греч. Aisthetios) – наука о сущности чувственно-

эмоционального  восприятия действительности, об общих  законах образно-

эмоционального  освоения окружающего мира по «законам красоты».

Эстетика  – наука, изучающая природу, основные законы развития и

функционирования  эстетического в природе, обществе, в материальном и

духовном  производстве, в образе жизни, общении  людей, формы

эстетического сознания (чувство, восприятие, потребности, вкусы, оценки,

идеалы, категории).

Истоки  эстетики в первобытной культуре. В древних пещерах Ляско,

Альтамир, Лортэ и др. археологи и спелеологи обнаружили наскальные

росписи первобытных людей. Петроглифы –рисунки на стенах пещер.

Первобытный человек умел видеть понимать и творчески  воссоздавать

красоту живой природы.

Задачи  эстетики: воспитание и развитие вкуса, способности различать и

воспринимать  прекрасное. Изучение эстетики способствует развитию

творческих  художественных способностей человека и общества.

Эстетика  в своём развитии связана с  этикой, педагогикой, философией,

искусствознанием, культурологией и др. науками.

Термин  «эстетика» введён в научный философский и историко-

культурологический  обиход немецким философом Александром

Баумгартеном в 1750 г. Но сама наука о категориях и функциях

красоты зародилась в глубокой древности, в эпоху рабовладельческого

общества  в Египте, Вавилоне, Индии и Китае.

Предметом эстетики с современной точки зрения является человеческая чувственность, ответственная за целостное, образное постижение человеком мира. 
Эстетика - философская наука: 
а) о прекрасном; 
б) о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека и, прежде всего, в искусстве; 
в) о природе эстетического и его многообразии в действительности и искусстве; 
г) о сущности и законах бытия, восприятия, функционирования и развития искусства. 
Задачи эстетики: 
а )  формировать в человеке созидательное начало;  
б)  формировать способность воспринимать красоту. 
Эстетика как наука - это система законов, категорий и общих понятий, осмысляющая эстетические свойства реальности и процесс ее освоения по законам красоты. Категории - это такие понятия, которые составляют основу той или иной науки, являются ее теоретическим фундаментом. Эстетические категории всегда выступают в определенной связи друг с другом и в каждом конкретном историческом периоде образуют свою упорядоченную систему. 
Система строится на основе эстетического - самой широкой и фундаментальной категории эстетики. Она отражает то общее, что присуще прекрасному, безобразному, возвышенному, низменному, трагическому, комическому и другим эстетическим свойствам жизни и искусства. В эстетическом воплощаются как природные, так и социальные особенности предмета. Например: 
Золото - блестящий металл, притягивающий взгляд (природное). 
Золото - металл, олицетворяющий деньги, т. е. определенный тип общественных отношений (социальное). 
Итак, эстетическое - это общечеловеческая ценность. Эстетическое изменяется и совершенствуется в процессе исторического развития общества и природы. 
Объективные состояния эстетического: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое (см. подробнее стр). 
Духовно-практическое освоение мира: эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое чувство. 
Эстетический идеал – представление о совершенном, соединенное с действительностью, представление о высшей гармонии и совершенстве в действительности и в культуре, которое становится критерием и вектором деятельности человека. Идеал формируется путем отбора лучших эстетических ориентаций, продиктованных эстетическими вкусами. Идеал – это то, что видит человек в своем воображении, прообраз желаемого. Идеал служит критерием оценки уже существующего. 
Эстетический вкус – сложившаяся в сознании индивида система критериев и способов отбора, оценки и осмысления эстетически значимых явлений действительности, способность непосредственно, по впечатлению, без специального анализа судить о прекрасном и безобразном в искусстве и жизни. Эстетический вкус определяет уровень эстетического развития личности, степень ее способности адекватно оценивать эстетические и художественные ценности. Эстетический вкус может быть развитым и неразвитым, а также быть истинным или извращенным. Эстетический вкус носит как индивидуальный, так и культурно-исторический характер. 
Эстетическое чувство – непосредственное эмоциональное переживание индивидом своего эстетического отношения к действительности, фундамент эстетического восприятия, представленное способностью воспринимать непосредственно окружающий мир, переживать прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.  Эстетическое чувство обусловлено такими психофизиологическими явлениями, как зрение и слух, но является исключительно человеческим. Эстетическое чувство может быть развитым, глубоким, многогранным или неразвитым, а следовательно, ограниченным. Эстетические чувства могут быть также извращенными. 
Субъект социально-духовной жизни: искусство (см. подробнее далее), художественный образ, творчество.  
Художественный образ есть конкретно-чувственное, целостное видение явления или процесса с позиций эстетической установки субъекта. Это особая конкретно-чувственная модель, рожденная человеческим воображением, но обусловленная восприятием реальных вещей или событий, требующая воплощения в конкретной форме. Художественный образ отличается условностью и правдивостью одновременно, так как он воплощает в себе то, что видит художник (часть реальной действительности), то, что он при этом чувствует (часть его субъективного мира) и то, о чем мечтает (интуитивно предчувствует). 
Творчество является одной из разнообразных форм человеческой деятельности, направленной на создание чего-то нового, ранее не существовавшего. Художественное творчество – процесс создания произведения искусства, в основе которого лежит эстетическое переживание воспринимаемой действительности в художественном образе. Художественное творчество – это еще и особый духовный акт. Поэтому его структуру можно представить как последовательность накопления духовно-чувственного напряжения, момента озарения, создания произведения, воплощения задуманного в конкретной форме и стадии осознания и наслаждения или удовлетворенности результатами своего труда. 
В процессе духовно-практического освоения мира «сталкиваются» объективные состояния и субъекты социальной жизни, природное (материальное) и идеальное (духовное). В результате возникает и функционирует совершенно новый объективный феномен - эстетическое. 
В действительности категории очень редко отделены друг от друга. Чаще они проявляются бок о бок, дополняя и обогащая друг друга. Только в своем единстве они раскрывают эстетическое многообразие и богатство жизни. 
Как самостоятельная и основополагающая для системы эстетических знаний категория эстетического стала изучаться только во второй половине XX века. Ее сущность в истории эстетики часто постигалась в ходе рассмотрения прекрасного.
 
 
 
 

Эстетика искусства: сущность и функции. 

      Зарождение искусства в человеческом сознании обнаруживается на заре

человеческой  цивилизации. Человек мыслящий видит  и воссоздаёт

художественные  образы видимого мира в пещерах на камне. По мере

совершенствования сознания и трудовых технологий совершенствуются

формы, сущность и функции искусства.

Сущность  эстетики искусства - развлекая обучать, обучая

развлекать и  будить мысль и сознание к новым  уровням совершенства. У

художественного искусства есть свои образы и формы, которые воплощают в

себе особенности  типического и единичного, идеального и порочного в

зависимости от задач, которые ставит перед собой  творец искусства или

импровизатор.

В художественном творчестве проявляется авторское  мастерство,

гениальность, талант или заурядность. Творческий процесс  начинается с

вдохновения, замысла, творческого озарения и завершается  исполнением того или иного произведения. В завершённом образце искусства (в картине,

скульптуре и  т.д.) проявляется авторский стиль, манера, следованием старым

традициям или  поиск и открытие оригинального  новаторства.

Функции эстетики:

1. Визуальная  функция искусства. Наблюдение – наслаждение зрительными

образами искусства (пейзаж, натюрморт, портрет и т.д.). В основе

эстетического восприятия лежит человеческая способность реагировать на

красоту, распознавать её в действительности.

2. Функция восприятия и отражения искусства.

3.. Фоно-лексико-семантическая  (звуко-словесно-понятийная) функция

искусства. Прослушивание  и наслаждение художественным чтением или

пением (бас, тенор, сопрано, фальцет, хор).

3. Воспитательная, развивающая функция искусства. («Полное отсутствие

добра и истин  в искусстве равносильно отсутствию искусства» Шарль

Бодлер (1821-1867)- французский  поэт и критик.

4. Суггестивная (убеждение), гипноз художественно-эстетическими

средствами искусства.

5. Коммуникативная  функция искусства.

(См. Нечкина  М.Ф. Функция художественного  образа в историческом

процессе.- М., 1982).

Но английский прозаик и драматург Оскар Уайльд (1854-1900) заявлял:

«Художник не моралист. Морализаторство рождает непростительную

манерность стиля. Искусство, как зеркало отражает того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь...» Но это ещё не означает, что искусство ничему не учит. Оно учит того, кто желает совершенствоваться. Например, итальянский художник эпохи Возрождения Антонио Поллайло на картине «Муки святого Себастьяна» (1475 г.) без манерности и морализаторства показал силу воли человека, умирающего, но не изменяющего вере Христовой.

Тоже самое  находим в аналогичном сюжете другого итальянского

художника Антонело да Мессина «Святой Себастьян» (1476). Язычники стреляют в его тело из арбалетов, причиняя ему множество страданий, чтобы он (Себастьян) отрёкся от веры в Христа. Прохожие равнодушно взирают на муки праведника. Стоик Себастьян просит у Бога сил для того, чтобы достойно принять мученическую смерть, но не предать идеалы христианства. Для кого- то такая позиция – фанатизм, для кого-то – утопия ради утопии, но любовью и верой держится истинная жизнь праведников на земле. Не живет село (город) без таких праведников, как Себастьян, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и др.

6. Организующая (собирательная, объединяющая, систематизирующая)

функция искусства.

7. Образовательная функция искусства.

8. Информационно-справочная  функция искусства

9. Познавательная  функция искусства. Искусство,  содержащее тайны, секреты и ответы помогает познавать мир образов и образы мира.

10. Гедонистическая  (наслажденческая) функция искусства.

Высокое искусство дарит высокое духовно-нравственное и интеллектуальное наслаждение от приобщения к красоте.

11.Функция авторского  самовыражения, самоутверждения.

12. Функция условного  или фантастического восприятия  и отражения

художественных  образов в творчестве.

13. Функция условности, вымысла, фантастики. Даже в произведениях

социалистического реализма всенепременно обнаруживаем вымысел и

тенденциозность. 

Эстетические  категории

Фундаментальной категорией эстетики является категория  «эстетическое». Эстетическое выступает как всеобъемлющее родовое универсальное понятие для эстетической науки, как «метакатегория» по отношению ко всем остальным ее категориям.

Ближе всех к категории «эстетическое» находится категория «прекрасное». Прекрасное есть образец чувственно созерцаемой формы, идеал, в соответствии с которым рассматриваются другие эстетические феномены. При рассмотрении возвышенного, трагического, комического и др. прекрасное выступает мерой. Возвышенное – то, что эту меру превышает. Трагическое – то, что свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, часто приводящем к страданиям, разочарованиям, гибели. Комическое – то, что также свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, только это несовпадение разрешается смехом. В современной эстетической теории наряду с положительными категориями выделяют их антиподы – безобразное, низменное, ужасное. Это делается на том основании, что выделение положительного значения каких-либо качеств предполагает существование противоположных. Следовательно, научное исследование должно рассматривать эстетические понятия в их соотносительности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Образова?ние — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

 
                                         Функции образования.
 

    В социологической литературе функции  образования трактуются так: социально-дифференцирующая, культурно-воспитательная, социально-селективная.

    Образование является единственной специализированной  подсистемой  общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные  сферы  и отрасли  хозяйства   производят   определенную   материальную   и   духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования  «производит» самого  человека,  воздействуя  на   его   интеллектуальное,   нравственное, эстетическое  и  физическое  развитие1

Похожие работы:
© 2009-2021 Все права защищены — dipland.ru