По алфавиту:

Указатель категорий Физкультура Критерии отбора спортсменов легкой атлетики

Критерии отбора спортсменов легкой атлетики

ВУЗ: МГУП
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
Количество страниц: 31
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2010
Последнее скачивание: не скачивался

Содержание.

СОДЕРЖАНИЕ    2
ВВЕДЕНИЕ    3
1    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОТБОРА И ОРИЕНТАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ    4
1.1    ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СПОРТИВНОГО ОТБОРА И ОРИЕНТАЦИИ    4
1.2    ЭТАПЫ СПОРТИВНОГО ОТБОРА    16
2    ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ, И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОТБОРА    23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ    32
 

Описание.

Достижение высоких результатов в любом виде деятельности зависит от многих факторов, основным из которых является максимальное соответствие индивидуальных особенностей личности требованиям избираемой профессии. В связи с этим знание требований конкретного вида спорта к спортсменам высокой квалификации – важнейшее условие эффективного отбора перспективных спортсменов.
     За последние три десятилетия, в течение которых проблема отбора и диагностики спортивных способностей стала самостоятельной ветвью исследований в спортивной науке, наметился общий методологический подход к ее решению. В чем его суть?
     Во-первых, необходимо выявить требования вида спорта к спортсмену, то
есть те основные качества и свойства, которые присущи выдающимся спортсменам в конкретном виде упражнений (профессиограмма, или, точнее, спортограмма). Во-вторых, с помощью современного математического аппарата (факторный анализ, корреляция, регрессия и др.) определить степень обусловленности спортивного результата уровнем развития отдельных качеств и свойств. И, наконец, в-третьих, выявить необходимые для данного вида и в большей степени генетически обусловленные качества у новичков – кандидатов в чемпионы и рекордсмены. При таком подходе необходимо учитывать антропометрические особенности,     физиологические     характеристики (деятельность энергообеспечивающих систем), уровень развития двигательных качеств вообще и специфических для данного вида спорта.
    На протяжении последних 20-25 лет мировые рекорды и результаты победителей крупнейших международных соревнований возросли очень высоко. Все это говорит о стремительном росте научных и методических исследований в вопросах тренировки детей, юношей, взрослых атлетов и внедрения их в спортивную практику.
    Цель настоящей работы – определить методические положения,  обеспечивающие наиболее рациональное решение основных вопросов возникающих в тренировке легкоатлетов. Источниками выдвигаемых в работе положений являются литературные данные по педагогическим проблемам спорта.
 

Выдержка из работы.

Ядро спорта состоит из трех элементов: спортивного отбора, тренировки и соревнования. Именно эти три элемента являются той основой, через которую проявляется функционирования и развитие сферы спорта в целом.
По мнению ряда авторов спортивный отбор - это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).
Спортивный отбор - длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.).
В методическом плане спортивную ориентацию и отбор, В.М.Смолевский и Ю.К.Гавердовский, основывают на ряде принципиальных положений. К ним следует отнести понимание способностей как структуры достаточно стойких, но изменяющихся под влиянием воспитания качеств личности, определяющих успешность обучения и совершенствования в определенной деятельности. Советские психологи рассматривают способности во взаимосвязи с анатомо-физиологическими особенностями организма человека, с задатками и с условиями внешней среды, которые облегчают или затрудняют их развитие[2].
Многие виды деятельности предъявляют к человеку свои специфические требования, которые не могут компенсироваться. Для музыканта - это слух, для молотобойца - сила, для бегуна на короткие дистанции - быстрота, а на длинные - выносливость. Для видов спорта, связанных с искусством движений, - тонкая координация.
Для aприобщения к спортивной систематической деятельности нужны определенные предпосылки. К числу важнейших из них относятся, кроме прочих, индивидуальная предрасположенность к ней, личностные установки, потребности, интересы. Несомненно, также, что их выявление, формирование и развитие происходят под воздействием естественных и социальных факторов, в том числе направленно воздействующих и стихийных. Вероятность оптимального развёртывания процесса спортивного совершенствования во многом зависит от того, на каком из этапов индивидуального возрастного развития выявляется предрасположенность к прогрессированию в том или ином виде спорта. Соответственно обеспечивается спортивная ориентация, то есть формирование магистральной нацеленности спортивной деятельности и целесообразный выбор перспективных путей ее развертывания, согласующихся с индивидуальной предрасположенностью.
Ряд авторов отмечают, что выявление предрасположенностей, а также ускоренный прогресс современного спорта и сильное обострение конкуренции на международной спортивной арене обусловили актуальность проблематики спортивного отбора в ее исследовательских и организационно-практических аспектах. Проблемам отбора в последние несколько десятилетий посвящено достаточно много исследований и публикаций. В ряде стран, развитых в спортивном отношении, сложилась и разветвленная практика спортивного отбора. Тем не менее, само понятие «спортивный отбор» пока не получило вполне согласованного истолкования. Большинство специалистов, так или иначе, связывает его с заблаговременным распознаванием индивидуальной предрасположенности (задатки, способности, одаренность) к достижениям в каком-либо виде спорта, определением, в зависимости от этого, направленности спортивной специализации и выделением из общего числа приобщаемых или уже приобщенных к спорту тех, кто относительно более способен к высоким спортивным результатам для того, чтобы создать им предпочтительные условия для спортивного совершенствования[4].
 

Список литературы.

Дубровский В. И. Спортивная медицина / В. И. Дубровский. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – С. 238-270.
2. Мехрикадзе В. В. Тренировка юного спринтера / В. В. Мехрикадзе. – М.: ФиС, 1999. – С. 5-17.
3. Попов А. Л. Спортивная психология / А. Л. Попов. – М.: Изд-во Флинта, 1999. – С. 128-
131.
4. Попов В. Б. Юный легкоатлет / В. Б. Попов. – М.: ФиС, 1984. – С. 11-16.
5. Теория и методика спорта: Учебное пособие для училищ олимпийского резерва / Под общ. ред. Ф. П. Суслова. – М., 1997.. – С. 284-287, 316-330.
6. Архипов В.Н., Мурга И.А. Система оценки одаренных спортсменов-легкоатлетов, специализирующихся в беге на средние дистанции.// Отбор, контроль и прогнозирование в спортивной тренировке. – Киев, 1990. – с. 111-117.
7. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко Ю.А. Прогнозирование в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 192 с.
8. Бальсевич В.К.Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации. Теория и практика физической культуры, 1980, №1, с. 31-33.
9. Губа В.П., Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией в различные виды спорта. Автореф.дис.докт.пед.наук м., 1997. – 50 с.
10. Гужаловский А.А.Проблемы теории спортивного отбора.// Теория и практика физической культуры. 1986. - №8. – с. 24-25.
11. Кого мы ждем в сборной// Легкая атлетика. 1987. №12. – с. 6.
12. Критерии отбора как основа комплектования сборных национальных команд по легкой атлетике. М., «ИКА». – 1998. – 120 с.
13. Надори Л. Специализация и талант.// Отбор и юношеский спорт за рубежом: Экспресс-информация. – М.:ЦООНТИ. – Физкультура и спорт. – с. 14-21.
14. Родионов А.В. Влияние психофизических факторов на спортивный результат. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 112 с.
 

Похожие работы:
© 2009-2021 Все права защищены — dipland.ru