По алфавиту:

Указатель категорий Уголовное право Контрабанда в системе уголовного права

Контрабанда в системе уголовного права

Тип работы: Реферат
Предмет: Уголовное право
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Определение контрабанды и ответственность за неё

Выдержка из работы.

 

     Таможенное  право

     КОНТРАБАНДА 
 

     Оглавление 

 

      Введение

     С принятием УК РФ 1996 г. был криминализирован ряд общественно опасных деяний, причиняющих существенный вред в  сфере таможенного дела. Расширение перечня таможенных преступлений в  свою очередь в определенной мере усложнило задачу правоохранительных органов по правильной квалификации указанных преступных деяний и разграничении их между собой. Наиболее серьезные трудности в практической деятельности правоохранительных органов возникают при разграничении контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей, свидетельством чему является разноречивость следственно-судебной практики, а также научная полемика, развернувшаяся в последнее время на страницах юридической периодической печати.

     Сложности разграничения контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей во многом возникают в связи с тем, что обе статьи, предусматривающие ответственность за совершение этих преступлений, содержат бланкетные диспозиции и для их толкования необходимо учитывать целый ряд предписаний таможенного законодательства, а также сложившуюся судебную практику в части оценки их содержания и смысла. Таким образом, специфика контрабанды на современном этапе существенно усложнила применение уголовно-правовых норм, что не могло не отразиться в правоприменительной практике.

     Анализ  судебной и следственной квалификации по делам о контрабанде свидетельствует  о различном понимании практиками отдельных положений, устанавливающих  уголовную ответственность за данное преступление. Ошибки большей частью связаны с недостаточной разработанностью вопросов выяснения и учета обстоятельств, влияющих на квалификацию контрабанды. Изложенное свидетельствует о том, что выбранная к исследованию тема достаточно актуальна и в теоретическом плане и имеет существенное практическое значение. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при совершении контрабанды и в связи с уголовной ответственностью за ее совершение.

     Предмет исследования — уголовно-правовые нормы об ответственности за контрабанду, их содержание, тенденции развития, судебная и следственная практика по уголовным делам о контрабанде. Основные цель работы заключаются в изучении теоретических и практических проблем уголовной ответственности за контрабанду, разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию уголовного законодательства, регламентирующего борьбу с контрабандой, и практику его применения.

     В соответствии с целями в ходе работы предполагается решить следующие задачи:

     - изучить развитие уголовной ответственности за контрабанду по российскому уголовному законодательству;

     - раскрыть содержание понятия  общественной опасности преступлений, указанных в ст. 188 УК РФ;

     - исследовать содержание объекта  преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ;

     - выработать предложения по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики.

     1. Определение  контрабанды и  ответственность  за неё

     1.1 Место и значение  контрабанды в  системе уголовного  права

     Расширение  внешнеторгового оборота, вовлечение в него значительного числа субъектов повлекли за собой рост негативных явлений в сфере внешнеэкономической деятельности, что потребовало изменения уголовного законодательства, апробации его к изменившимся социально-политическим условиям.

     В соответствии со ст. 15 УК РФ контрабанда, признаки которой содержатся в ч. 1 ст. 188 УК РФ, относится к преступлениям средней тяжести, в ч. 2 ст. 188 УК РФ — к тяжким, в чч. 3 и 4 ст. 188 УК РФ — к особо тяжким преступлениям.

     Контрабанда относится к преступлениям, попадающим в сферу криминальной деятельности организованных преступных групп, участниками которых становятся товаропроизводители, участники внешнеэкономической деятельности, торговые посредники, мелкие торговцы товаром, работники транспортных предприятий, таможенных служб и др. Контрабандным путем из нашей страны, как правило, вывозят: валюту, антиквариат, цветные и редкоземельные металлы, нефть и нефтепродукты, газ, лес, уголь, меха, стройматериалы, алкогольные напитки, продовольствие. 
Незаконно ввозятся на территорию российского государства, в частности, дешевые товары народного потребления, подержанные транспортные средства, наркотики, психотропные и сильнодействующие вещества. Наибольшее число выявленных фактов контрабанды, образующей состав соответствующего преступления, фиксируется на границах с бывшими союзными республиками, а также по всему периметру сухопутных, морских и воздушных границ России.

     Концепция национальной безопасности Российской Федерации предусматривает, что  борьба с контрабандой является важной составной частью обеспечения как национальной безопасности Российской Федерации, так и безопасности мирового сообщества в целом.

     1.2 Определение контрабанды

     Термин  «контрабанда» произошел от итальянского «contrabands» («contra» — против и «bando» — правительственный указ). Соответственно, лица, занимающиеся контрабандой, стали называться контрабандистами. В Толковом словаре русского языка даны следующие определения контрабанды:

     1) нарушающий таможенное законодательство  тайный провоз товаров и других  предметов через границу;

     2) товары, предметы, провезенные незаконным  способом.

     В юридическом словаре под термином «контрабанда» подразумевается незаконное перемещение через границу товаров, ценностей и иных предметов.

     Контрабанду можно рассматривать, с одной стороны, как объективную потребность по удовлетворению спроса на рынке на товары с доступными для большинства населения ценами, и в этом смысле она выступает как экономическая категория, затрагивающая процесс купли-продажи в плане реализации экономических интересов государства.

     С другой стороны, контрабанда - это показатель уровня развития культуры и экономики  государства по отношению к сопредельным странам и показатель соотношения  богатства и жизненного уровня его  граждан. Контрабанда затрагивает интересы государства и является показателем уровня его экономического развития.

     Понятие «контрабанда» содержит также нравственный аспект, поскольку контрабандная  деятельность осуществляется людьми, поступки которых противоречат сложившимся  в обществе правовым нормам поведения. В большинстве стран мира контрабанда признана одним из самых опасных преступлений.

     Причинами роста контрабанды являются: неоправданно высокие ставки отдельных видов налогов и пошлин; низкий уровень налогового и таможенного контроля; коррумпированность правоохранительных и контролирующих органов; несоответствие уровня налоговых и таможенных ставок, а также экономической ситуации, низкий уровень благосостояния граждан, когда малообеспеченные люди, подгоняемые безысходностью, сознательно участвуют в нелегальном бизнесе.

     Объекты контрабанды крайне многочисленны  и разнообразны, а ее масштабы достигают  опасных размеров. Особую опасность представляют контрабандный ввоз и вывоз таких предметов, как наркотические средства, оружие, культурные ценности. Сложились высокоорганизованные транснациональные рынки, связанные с контрабандой этих товаров. Под контрабандой практически во всех странах принято понимать незаконное перемещение через границу государства товаров или иных предметов, признаваемое преступлением.

     В Российской Федерации уголовная  ответственность контрабанду установлена  ст. 188 Уголовного кодекса. Исходя из положений данной статьи, контрабандой признается:

     1) перемещение через таможенную  границу Российской Федерации,  совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документ или средств таможенной идентификации, либо сопряженное недекларированием или недостоверным декларированием:

     а) товаров или иных предметов;

     б) наркотических средств; психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ;

     в) вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения; материалов и  оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации;

     г) стратегически важных сырьевых товаров  и культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации;

     д) деяния, предусмотренные частями  первой или второй настоящей статьи, совершенные неоднократно либо должностным  лицом с использованием своего служебного положения, либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль;

     е) деяния, предусмотренные частями  первой, второй или третьей настоящей  статьи, совершенные организованной группой.

     2.  Уголовная ответственность за контрабанду 
2.1 Характеристика контрабанды как уголовного преступления

     При незаконном перемещении через таможенную границу РФ товаров и предметов  нарушается порядок государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности, который в себя включает общий, а в отношении отдельной группы товаров и предметов - специальный порядок перемещения их за границу.

     Преступлениями, связанными с контрабандой, причиняется  вред либо создается угроза его причинения:

     экономической безопасности (при незаконном вывозе стратегически важных сырьевых товаров);

     общественной  безопасности (при незаконном перемещении  наркотических средств, психотропных и др. веществ, огнестрельного оружия и т.д.);

     национальной  безопасности России, безопасности мирового сообщества (при незаконном вывозе или ввозе оружия массового поражения, а также материалов и оборудования, используемых при его создании);

     интересам культуры (при контрабанде культурных ценностей).

     Важное  правовое значение для характеристики объекта контрабанды и преступления в целом имеет предмет преступления. В зависимости от него законодатель выделяет два вида контрабанды, дифференцируя наказание за них.

     В качестве предмета контрабанды первого  вида названы любые товары и иные предметы, находящиеся в свободном  обороте: промышленные и продовольственные товары, предметы хозяйственно-бытового назначения, валюта, валютные ценности, ювелирные изделия, транспортные средства, алкогольные напитки, табачные изделия и др.

     В качестве предмета второго вида контрабанды  дан исчерпывающий перечень товаров и иных предметов, изъятых полностью или частично из свободного гражданского оборота (наркотические средства; психотропные, сильнодействующие, ядовитые отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества; вооружение; взрывные устройства; огнестрельное оружие или боеприпасы; ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения), а также в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу (материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, стратегически важные сырьевые товары, культурные ценности).

     Объективная сторона контрабанды заключается  перемещении через таможенную границу  Российской Федерации т. е. в вывозе с территории России (экспорте) или  ввозе на территорию (импорте) указанных в ч. 1 или 2 ст. 188 УК товаров или иных предметов любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач.

     Как правило, контрабанда совершается в форме активных действий, но не исключены случаи совершения ее и путем преступного бездействия.  
Такие ситуации возникают, когда преступление выполняется усилиями нескольких соучастников, в том числе в составе организованной группы, где роль отдельных соучастников может быть не связана с совершением действий по непосредственному перемещению товаров через таможенную границу.

     Оконченным  преступлением контрабанду надлежит считать с того момента, когда  товары или иные предметы были фактически перемещены через таможенную границу России, т. е. были ввезены на ее таможенную территорию либо были вывезены с нее на территорию другого государства, свободной таможенной зоны или на свободный склад. 
При контрабанде возможны стадии приготовления (кроме охватываемой ч. 1 ст. 188 УК, поскольку согласно п. 2 ст. 30 УК оно уголовно не наказуемо) и покушения.

     Как приготовление к контрабанде  надлежит рассматривать, например, действия по незаконному получению лицензии на вывоз стратегически важных сырьевых товаров, наркотических средств, свидетельства на вывоз культурных ценностей; оборудование тайников; склонение других лиц к совместному совершению контрабанды и другие действия, направленные на создание условий для совершения данного преступления.  
Следует, однако, отметить, что в силу большой латентности приготовительных действий и значительных трудностей их доказывания уголовные дела на данной стадии возбуждаются крайне редко. Судебная практика признает контрабанду оконченным преступлением с момента фактического пересечения товаром таможенной границы России. 
Отмеченное позволяет, таким образом, признавать контрабанду оконченным преступлением лишь после фактического перемещения предметов контрабанды через таможенную границу как при ввозе (импорте) на территорию России, так и при вывозе (экспорте) из России. До тех пор, пока такое перемещение не завершилось, содеянное содержит признаки соответственно лишь приготовления к контрабанде или покушения на нее, независимо от места пресечения выявленного преступления.

     Субъектами  контрабанды могут быть физические, вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста, независимо от гражданства. В качестве специальных субъектов одного из квалифицированных видов контрабанды признаются должностные лица, совершившие преступление с использованием своего служебного положения.

     Субъективная  сторона контрабанды характеризуется  умышленной формой вины. Прямой умысел виновного включает сознание фактических  обстоятельств преступления. В предусмотренных законом случаях виновный должен также сознавать соответствующие отягчающие обстоятельства (ч. 3 и 4 ст. 188 УК), стадию осуществления преступного намерения (ст. 30 УК), факт совершения преступления в соучастии с другим лицом (ст. 33 УК). 
Мотив и цель при контрабанде правового значения для квалификации преступления не имеют.

Похожие работы:
© 2009-2021 Все права защищены — dipland.ru