По алфавиту:

Указатель категорий Педагогика Экологическое воспитание дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников

Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

На современном этапе, когда мир находится на грани экологической катастрофы, и под угрозой исчезновения находиться будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое образование является одной из актуальных проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности каждого человека.

Выдержка из работы.

     СОДЕРЖАНИЕ 

     1.1. Характеристика эколого - развивающей среды в ДОУ (элементы среды и их функциональная роль……………………………………………...3

     1.2. Экологический подход к подбору  и размещению обитателей живого  уголка. Своеобразие его организации  в каждой возрастной группе…………………………………………………………………………….9

     1.3.Требования  к организации, озеленению участка  ДОУ; его планировка……………………………………………………………………….12

     1.4.Экологическая  тропа; ее использование в эколого-  педагогической работе с детьми………………..………………………………………………..16

       2.1. Заполнить схему, вписав в ячейки названия основных элементов  эколого - развивающей среды в дошкольном учреждении….........................18

     2.2. Осуществить подбор животных  в уголки природы разных возрастных  групп, аргументируя свой  выбор………………………..…….19

     2.3. Проанализировать список комнатных растений, рекомендованных для живых уголков ДОУ. Распределить их по графам таблицы. Обосновать свои действия…………………………………………………………………….22

     2.4. Дать рекомендации по  подбору  и содержанию  в уголке природы  сезонных обитателей……………………………………………………………24

     2.5. Определить содержание воспитательной  работы с дошкольниками в живом  уголке, заполнив схему………………………..…………………….27

     2.6.Закончить высказывание…………………………………….………27

     2.7. Описать особенности размещения  деревьев и кустарников на участке. Привести примеры древесных культур, наиболее подходящих для озеленения территории дошкольного учреждения………………………….27

     2.8. Составить схему разбивки цветника  на участке детского сада…29

     2.9.Осуществить  подбор цветочных (овощных) культур   для цветника (огорода) разных возрастных групп. Объяснить, чем в первую очередь должен руководствоваться педагог при решении данной задачи…………32

     2.10. Разработать конспект организации  наблюдения или труда по уходу  за обитателями уголка природы  для одной из возрастных групп…………………………………………………………………………….33

     Список  использованных источников……………………………………35

 

     1. 1. Характеристика эколого-развивающей  среды в ДОУ  (элементы среды  и их функциональная  роль).

      

     На  современном этапе, когда мир  находится на грани экологической катастрофы, и под угрозой исчезновения находиться  будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое образование является одной из актуальных  проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности каждого  человека.

     Наиболее  благоприятным периодом для решения  задач экологического образования является дошкольный возраст. Поскольку в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры. Нужно закладывать в детях  представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Поэтому важно научить детей беречь красоту природы, чтобы он достаточно рано понял, как ценно здоровье, и стремился к здоровому образу жизни. Немаловажным фактором в формировании экологического сознания детей  является правильная организация эколого - развивающей среды в ДОУ.  

     Эколого-развивающая  среда - важное условие экологического образования детей дошкольного возраста. Организованная в соответствии с педагогическими и санитарно-гигиеническими требованиями, такая среда выполняет множество функций (развивающая, адаптационная, оздоровительная, корректирующая, воспитательная, познавательная, практико-ориентировочная и др.),  она обеспечивает постоянное общение с природой, способствует воспитанию основ экологической культуры, формированию экологически целесообразного поведения, экологизации различных видов деятельности.

     Природа с её необычным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная  с экологической точки зрения организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

     Основными элементами эколого-развивающей среды  в дошкольных учреждениях принято считать уголок природы и зелёные зоны на участке. Актуален вариативный подход к организации уголков природы. Это могут быть традиционные (комната природы, зимний сад, живые уголки в группах) и нетрадиционные элементы природной среды (экологическая лаборатория, фитобар и др.). Однако каждая из этих форм должна соответствовать целям и задачам эколого-образовательной работы, способствовать реализации всех компонентов содержания экологического образования: познавательного, ценностного, деятельностного, нормативного.

     Уголок  природы в ДОУ  выполняет  следующие функции: социокультурную; интеллектуально - познавательную; направленную на развитие эмоционально- личностной сферы дошкольника;  эстетическую; формирующую навыки позитивно- ориентированного взаимодействия с предметами и объектами природного окружения.

     Уголок  природы - это место постоянного общения малыша с микромиром живой природы, представленной растениями и животными, учебными экологическими пособиями. Это вносит в жизнь ребенка разнообразие, обогащает их знания, и способствует формированию их эмоциональных и духовных сил. В уголке природы дети имеют возможность не только проводить интересные наблюдения  за природными объектами , но и заботиться о них. У детей формируются правильные представления о мире природы, воспитывается интерес к природе, наблюдательность, бережное и заботливое отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них, ценностное отношение к любому проявлению жизни.  При организации работы в уголке природы  следует обратить внимание  на важность, значимость комплексного использования различных методов и форм работы с детьми, таких как: систематизированные наблюдения, упорядоченная фиксация наблюдаемого, организация элементарных опытов, моделирование ситуаций, уход за объектами. 

     Обустроить  уголок природы  можно  разместив в нем: комнатные растения, декоративных животных, календарь природы и погоды, альбомы, гербарии,содержащие материал природоведческого характера, художественную литературу о природе, дидактические игры природоведческого содержания, различные природные материалы, оборудование для организации труда в природе, для организации опытнической деятельности, модели, отображающие предметы и явления природы.

       Постоянное взаимодействие с обитателями уголка помогает развивать наблюдательность, познавательное отношение к природе, воспитать у детей ценностные ориентации, доброту, гуманное, бережное, заботливое отношение ко всему живому, ответственность за благополучие существ, нуждающихся в покровительстве. Дети учатся видеть красоту природы, находить эстетические свойства растений и животных, создавать красоту своими руками.

     Природный уголок организуется с учетом возрастных особенностей  и возможностей детей,  с требованиями программы, и задачами экологического образования дошкольников.  Объекты, предметы должны быть эстетически привлекательными, вызывать у детей положительные эмоциональные проявления, интерес, стимулировать детей к самостоятельной организации различных видов и форм взаимодействия, экологически ориентированного  общения в уголке природы. Вместе с этим объекты должны быть доступны детям. Также должны учитываться санитарно- гигиенические требования, особенно при размещении растений и животных (они не должны наносить вред здоровью детей,  к месту размещения должен быть свободный доступ для организации ухода за ними).

     Для ознакомления детей с растениями, произрастающими в других климатических поясах (экзотическими) целесообразна организация зимнего сада. Комнатные растения для зимнего сада подбирают в соответствии  со следующими принципами: краеведческим, географическим, биологическим (растения различных жизненных форм), природоохранительным. Функциональная роль зимнего сада следующая.

     1.Интеллектуальная Реализуется через ознакомление детей с новыми растениями, а также в процессе закрепления уточнения, конкретизации, систематизации знаний, представлений. Направлена на формирование у детей системы знаний  о многообразии мира комнатных растений, о специфических морфофункциональных особенностях растений различных климатических зон и областей, на развитие у детей мыслительных процессов и операций, психических процессов и качеств.

     2. Познавательная. Реализуется через  ознакомление детей с незнакомыми  им растениями. направлена на  развитие устойчивой субъективной  познавательной активности детей,  потребности в получении новой  информации, знаний о мире природы, любознательности.

     3. Эмоционально – эстетическая. Реализуется  через ознакомление  детей с  нетипичными по внешним особенностям  растениями (ярко расцвеченные листья, крупные яркие цветы, опушенный  стебель). Направлена на развитие у детей положительных эмоций  и чувств посредством общения и взаимодействия с растительными объектами.

     4. Деятельностно- практическая. Реализуется  через приобщение детей  к  уходу за растениями  зимнего сада. Направлена на формирование у дошкольников  умений и навыков по уходу за растениями  сообразно с  их морфофункциональными потребностями, устойчивой потребности в позитивно - деятельностном взаимодействии с миром растений.

     Экологическая комната предназначена для проведения  занятий экологического содержания  и характера. Здесь могут быть представлены все необходимые иллюстративные, макетные, плакатные материалы о природе (карты, схемы, модели, разнообразные дидактические игры), способствующие формированию у детей системы представлений о мире природы, разнообразии растений и животных, сезонных изменениях в природе, позитивном воздействии на человека на природное окружение в целях сохранения и преумножения природного достояния. В экологической комнате должен быть представлен  материал о природе родного края. Это может быть разнообразный иллюстративный материал, отображающий все разновидности растений и животных, типичных для данной местности, сезонные явления в мире природы, а также материалы (альбомы, стенды), отражающие природоохранительную деятельность дошкольников (фотографии посадки деревьев детьми, прогулок и экскурсий в природу, зимнюю подкормку птиц, праздники в природе и т. д.) Также может быть представлена выставка поделок из природного материала.

     Экологическая лаборатория предназначена для организации детской исследовательской деятельности  в природе. Этот вид экологического образования обеспечивает детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и даст возможность практически освоить элементарные навыки, необходимые для организации экологически грамотного ухода за выращиваемыми растениями. В процессе этой деятельности дошкольники осознают позитивную роль в жизни природы родного края. Она оказывает благотворное влияние на развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы  дошкольников, на развитие духовности и нравственности.   В экологической лаборатории целесообразно выделить два содержательных блока: материалы и пособия, обеспечивающие результативность проведения опытов с объектами неживой природы; материалы и пособия, предполагающие проведение опытов с растениями.

     Экологическое пространство территории ДОУ должно быть представлено типичными для данного региона зелеными насаждениями, в том числе деревьями и кустарниками, цветником огородом, плодовым садом.

     Правильно спланированный и хорошо озелененный участок - это одно из важнейших условий организации работы с детьми по их экологическому образованию. Особое значение имеет хороший участок в  городском детском саду, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой.

     На  участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в памяти, способствуют формированию любви к природе, (естественного) интереса к окружающему миру. Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться в цветнике, на огороде, в саду. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни животных и растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе. Участок- это и место для разнообразных игр детей с песком, водой, глиной и т.д., необходимо предусмотреть при его организации.

     В процессе повседневных наблюдений в  уголке природы, на участке у детей  формируются конкретные знания о морфологии, потребностях растений и животных, своеобразии их приспособления к среде и месту обитания, сезонным изменениям в природе, последовательности стадии роста и развития. Организация несложного труда по уходу за живыми существами позволяет познакомить с повадками животных и т.д. 
 

     1.2. Экологический подход к подбору и размещению обитателей живого уголка. Своеобразие его организации в каждой возрастной группе.

     Живой уголок- помещение, в котором могут быть сосредоточены различные декоративные животные (аквариумные рыбки, морские свинки, хомячки, волнистые попугаи, канарейки, черепахи и др.)

     При подборе животных необходимо руководствоваться следующими принципами: санитарно- гигиеническими (животные не должны наносить вред или ущерб здоровью детей); географическими (могут быть представлены животные разных стран и континентов); эколого- географическими (предполагает  обеспечение оптимальных условий содержания для каждого живого объекта).

     Подбор  объектов также осуществляется с учетом возрастных особенностей детей (своеобразие восприятия предметов и явлений природы, уровень развития познавательной деятельности, доступность ухода), возможности создания условий для содержания организмов, их безопасности для окружающих. В сезоны вносятся дикорастущие травянистые растения, ветки деревьев, кустарников, мелкие животные - типичные представители местной флоры и фауны.

     Дошкольники имеют возможность длительно  рассматривать обитателей и получать знания о животных (внешний вид, повадки, условия существования и т. д.), развивается наблюдательность. На основе знаний и навыков, которые приобретают дети, формируются интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности.

     Экологически  правильное содержание обитателей живого уголка - это создание для них индивидуальных условий, максимально приближенных к естественной среде обитания.

     Для устройства живого уголка лучше всего выделить светлую, просторную, теплую комнату с окнами на юг или юго-восток.  В этом помещении можно не только разместить обитателей живого уголка, но и проводить занятия с детьми. В зооуголке должно быть определенное количество объектов. Это обеспечит более глубокое познание, без рассеивания внимания. Очень важно при составлении зооуголка правильно подобрать его будущих обитателей.

Похожие работы:
© 2009-2021 Все права защищены — dipland.ru