По алфавиту:

Указатель категорий Педагогика Формирование жизнеспособной личности школьника в воспитательной системе образовательного учреждения

Формирование жизнеспособной личности школьника в воспитательной системе образовательного учреждения

Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2010
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Цель нашего исследования: разработать условия для формирования жизнеспособной личности в условиях воспитательной системы образовательного учреждения.

Задачи:

1.Раскрыть сущность понятия «жизнеспособная личность».
2.Выявить проблемы формирования жизнеспособности современного школьника.
3.Рассмотреть воспитательную систему образовательного учреждения как средство формирования жизнеспособной личности.
4.Рассмотреть критерии и методы оценки жизнеспособной личности.
5.Проанализировать опыт формирования жизнеспособной личности.
6.Разработать модель воспитательной системы образовательного учреждения, ориентированной на формирование жизнеспособной личности школьника.

Выдержка из работы.

Федеральное агентство по образованию

государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Соликамский  государственный педагогический институт»

кафедра Теории и истории педагогики 
 

Формирование  жизнеспособной личности школьника в воспитательной системе образовательного учреждения 
 
 

    Выполнила студентка 3 курса

    Педагогического факультета

    Хабарова  И.В.

    Научный руководитель:

    Милькевич О.А., к.п.н., доцент 
     
     

    Соликамск - 2010

 

    Содержание

Введение…………………………………………………………………………..1

Глава 1.Теоритическое описание формирования жизнеспособной              личности школьника…………………………………………………………………………4

1.1. Понятие жизнеспособной  личности…………………………………………………………………..……….4

1.2. Проблема  жизнеспособности современного  школьника………………………………………………………………………..10

1.3. Воспитательная  система образовательного учреждения  как                               средство формирования жизнеспособной  личности школьника……………..........................................................................................22

Вывод по первой главе………………………………………………………………………………27

Глава 2. Методическое описание формирования жизнеспособной              личности школьника………………………………………………………………………..28

2.1. Критерии  и методы оценки жизнеспособности  личности………………………………………………………………………….28

2.2. Опыт формирования  жизнеспособной личности……………………………………………………………………….....32

2.3. Модель воспитательной  системы образовательного учреждения, ориентированной на формирование  жизнеспособной личности школьника………………………………………………………………………..39

Вывод по второй главе………………………………………………………………………………46

Заключение……………………………………………………………………….47

Список  литературы………………………………………………………………………50

Приложение……………………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1

Введение

  Актуальность исследования. Развитие российского общества в условиях радикальных реформ последней декады ХХ - начала ХХI в.в. резко повысило социальный риск существования целых групп и слоев населения привело к ломке устоявшихся ценностей и нравственных ориентиров поведения отдельного человека. Условия риска в жизнеспособности каждой личности по- своему обострили и сделали особенно актуальной психолого- педагогическую проблематику деятельности образовательных учреждений на новом этапе их существования. Психолого-педагогические исследования и практика убеждают в том, что эффективным пространством для формирования жизнеспособности подрастающего поколения является воспитательная система образовательного учреждения.

  Процесс формирования жизнеспособной личности основывается на новой парадигме воспитания. Суть ее заключается в переходе от политизации воспитания к воспитанию на основе общечеловеческих, крестьянских, религиозно- нравственных, демократических ценностей; от воспитания общественного человека к воспитанию человека- творца собственной жизни; от доминанты коллективного воспитания к доминанте индивидуальной общественно- педагогической поддержки человека в личностном росте и в решении его личностных и жизненных проблем.

  Таким образом, воспитание жизнеспособности связано с развитием следующих сфер: духовной (смысложизненные установки), эмоционально- волевой (стрессоустойчивость в экстремальных ситуациях и готовность к их преодолению) и мотивационной (ориентация на успех).

  Елена Александровна Рыльская утверждает, что «школе, которая долгое время была оторванным от жизни уголком, где учат уроки, необходимо стать

2

моделью социума, местом жизни человека», где  созданы все условия для успешного  развития ребенка, при котором мы сможем с уверенностью сказать, что  он является конкурентной, инициативной, жизнеспособной личностью [20; 26].

  Изучение данной проблемы позволило сформулировать ряд противоречий:

  1)Противоречие между необходимыми условиями для формирования жизнеспособной личности школьника в условиях воспитательной системы образовательного учреждения, которые она может предоставить.

  2)Противоречие между сущностью формирования жизнеспособной личности и осуществлением индивидуального подхода в его реализации.

  В исследовании характеристики жизнеспособной личности существуют несколько подходов. Данная проблема рассматривается с разных позиций в различных науках. В философии жизнеспособность рассматривал А.В. Гидлевский. В психологии наиболее глубоко проблему формирования жизнеспособной личности изучали К.А. Абульханова, С.Л. Рубинштейн и Е.А. Рыльская. В педагогике данную проблему в настоящее время изучают М.П. Гурьянова и И.М. Ильинский. Все они говорят о необходимости формирования жизнеспособной личности, о необходимости «подготовить ребенка к жизненному успеху, к решению жизненных задач».

  Но основными вопросами сегодня остаются, во- первых, как это сделать, во- вторых, какие условия необходимы для осуществления данного процесса, в – третьих, каждое ли образовательное учреждение способно предоставить подобные условия.

  Таким образом, тема нашего исследования «Формирование жизнеспособной личности школьника в воспитательной системе образовательного учреждения»- актуальна.

3

  Проблема исследования: каковы условия формирования жизнеспособной личности школьника в условиях воспитательной системы образовательного учреждения.

  Объект исследования: формирование жизнеспособности школьника.

  Предмет исследования: условия воспитательной системы образовательного учреждения в формировании жизнеспособной личности школьника.

  Цель нашего исследования: разработать условия для формирования жизнеспособной личности в условиях воспитательной системы образовательного учреждения.

  Задачи:

  1. Раскрыть сущность понятия «жизнеспособная личность».
  2. Выявить проблемы формирования жизнеспособности современного школьника.
  3. Рассмотреть воспитательную систему образовательного учреждения как средство формирования жизнеспособной личности.
  4. Рассмотреть критерии и методы оценки жизнеспособной личности.
  5. Проанализировать опыт формирования жизнеспособной личности.
  6. Разработать модель воспитательной системы образовательного учреждения, ориентированной на формирование жизнеспособной личности школьника.

42

    воспитания  на втором уровне позволит учитывать  и другие аспекты формирования личности, такие как, например, половое воспитание (воспитание «мужественности» или «женственности»), воспитание по возрастным группам молодежи и т.п.

  Безусловно, воспитательная система образовательного учреждения, деятельность которой будет направлена на формирование жизнеспособной личности школьника, не может обойтись без деятельности молодежных, спортивных и творческих организаций:

  - Воспитательная функция молодежных организаций. Через эти структуры образовательное учреждение может реализовать свою политику по отношению к молодежи и, в частности, воспитательные функции. В современный период существующие молодежные организации не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на воспитание молодежи, не имея соответствующих целей, структуры и необходимого финансирования. Эти организации малочисленны, их деятельность практически не координируется. Молодежные организации могут выступать достаточно действенным институтом воспитательной работы и проведения в жизнь молодежной политики образовательного учреждения при условии их частичного финансирования со стороны государства, а также при постановке им соответствующих задач и координации их деятельности. При этом воспитательная работа должна проводиться на втором уровне, с учетом интересов и склонностей тех групп молодежи, которые входят в соответствующие организации.

- Спортивные организации всегда играли значительную роль в становлении молодого поколения. Здесь происходило не только физическое воспитание, развитие физических качеств молодого человека, укрепление его здоровья, но и целенаправленное формирование морально-волевых качеств,

43

патриотизма и гражданского мужества, чем всегда отличались советские спортсмены. Особенно это было присуще спортивно-техническим  и военно-прикладным видам спорта, где на идеях патриотизма были воспитаны значительные массы российского населения. Сейчас спортивные организации в России находятся в затруднительном положении, из-за отсутствия государственного финансирования и организационного единства.

  Эффективность воспитательных функций спортивных организаций резко снизилась, что не замедлило сказаться как на успехах российских спортсменов, так и на патриотизме, отсутствие которого определило «утечку» ведущих спортсменов за границу. Немаловажную роль в этом сыграло падение престижа спортсменов в общественном мнении.

Успешность  реализации модели воспитательной системы, ориентированной на формирование жизнеспособной личности, будет во многом зависеть от деятельности спортивных организаций. Государство должно определить цели и задачи спортивных организаций по формированию физически здорового, патриотически-настроенного поколения молодежи, обеспечив это соответствующими кадрам работников физической культуры, а также надлежащим финансированием.

- Творческие организации всегда имели огромное влияние на молодежь через объединения литераторов, поэтов, художников, музыкантов и т. п., но главным образом через произведения литературы и искусства. В настоящее время творческие организации, литература, искусство и кино переживают трудный период в связи с отсутствием государственного финансирования, переходом на самофинансирование и платные услуги. При проведении в жизнь государственной молодежной политики по воспитанию молодежи следует учесть то, что творческие организации могут частично решать задачи

44

первого уровня модели воспитательной системы и в большей мере способны эффективно осуществлять целевые установки второго уровня. На втором уровне, согласно предложенной модели, творческие организации как институт воспитания будут формировать личностные и гражданские качества молодежи в зависимости от имеющихся способностей и склонностей к тому или иному виду творческой деятельности. Для нормальной деятельности этих организаций необходима соответствующая подготовка кадров и надлежащее государственное финансирование.

  Мы  предполагаем, что предлагаемая  нами модель воспитательной системы,  должна включать в себя индивидуально-личностную  поддержку в построении личностного  пространства развития ребенка,  в преодолении личностных и  жизненных проблем, осуществляемую как в процессе традиционных видов педагогической деятельности (урок, внеклассные, внешкольные занятия, неформальное общение взрослого и ребенка), так и в процессе специально организованных видов деятельности. В числе последних:

  –диалогическое общение ребенка и взрослого (беседа; непродолжительное общение; разговор, в которых взрослый предстает перед ребенком человеком понимающим, близким, которого можно спрашивать, с которым можно советоваться, которого можно чему-то учить, от чего-то предостерегать, от которого можно услышать мнение о себе, который заинтересован твоим мнением по вопросу, составляющему предмет беседы);

  –уроки жизнетворчества, своеобразные уроки жизни, проводимые в форме классных часов, тематических вечеров, встреч с интересными людьми по жизненно важным проблемам, помогающие учащимся осваивать и постигать мудрые уроки жизни;

45

  –«уроки вежливости», в подростковом и старшем возрасте –«уроки этикета»– специальные занятия, имеющие целью обучение детей и взрослых культурному поведению в различных жизненных ситуациях, в которых так и или иначе оказывается каждый человек;

  –обучающие семинары, психологические тренинги, из которых дети учатся общаться, разрешать конфликты, преодолевать страхи, справляться с неудачами;

  –индивидуальная программа саморазвития ученика, в процессе которой подросток вместе с взрослым проектирует и самостоятельно реализует программу личностного развития с учетом его личностных проблем, потребностей и способностей;

  –образовательная программа для родителей «Педагогические советы», целью которой является психолого-педагогическое образование родителей;

  –образовательные программы для учащихся «Историко-педагогические идеи родовой, социальной и исторической памяти в городе», «Духовно-культурные традиции и история родного города» и др.

  Отличительной  особенностью перечисленных выше  видов деятельности является  решение двуединой задачи: освоение  учащимися актуальных жизненно  важных знаний и психолого-педагогическая  подготовка школьников к жизни.  Важно дать ребенку позитивную установку, помочь наполниться уверенностью, отзывчивостью, оптимизмом, – всем тем, что составляет позитивное состояние духа; помочь настроить его сознание на радость, счастье. Бесспорно, для этого взрослый должен сам обладать способностью создавать вокруг себя пространство, наполненное позитивной энергией, уверенностью в том, что всё будет хорошо.

46

  Описанная нами модели воспитательной системы образовательного учреждения, ориентированной на формирование жизнеспособной личности школьника, при условии ее дальнейшей доработки может составить основу новой концепции воспитания. 

Вывод по второй главе:

  Изучение психолого – педагогической литературы позволило нам рассмотреть критерии жизнеспособности, которые описывает М.П. Гурьянова. Мы выяснили, что существуют различные методы оценки данных критериев, которые позволяют нам объективно оценить является ли личность жизнеспособной.

Похожие работы:
© 2009-2021 Все права защищены — dipland.ru