По алфавиту:

Указатель категорий Педагогика Учебно-методического комплекса по основам логики

Учебно-методического комплекса по основам логики

Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Главным образом, целью данной курсовой работы является разработка и создание учебно-методического комплекса по основам логики для студентов I курса. При этом перед автором работы стоят задачи, которые необходимо выполнить:

1.изучить литературу по основам логики;
2.рассмотреть дидактические средства обучения;
3.спроектировать УМК по основам логики для студентов I курса;
4.создание УМК по основам логики.

Выдержка из работы.

     Введение

 

     Характерными  чертами реформирования и модернизации образования в России являются стремление к повышению качества образования, фундаментальности и интеграции, усиление гуманистической направленности, увеличение вариативности, роли самостоятельной  работы обучающихся и технологизации процесса обучения. Целью информатизации является создание условий для развития личности, ее самоопределения и самореализации. На достижение этой цели направлен  образовательный процесс в учебном  заведении.[21]

     Предметные (цикловые) комиссии или кафедры  проводят значительную методическую работу, направленную на создание учебно-методических материалов, позволяющих:

  • преподавателю применять более эффективные, оптимальные методы и приемы работы или освоить новые технологии в обучении;
  • студентам эффективно выполнять учебную деятельность (изучить «трудный» вопрос или тему, быстрее провести расчеты, готовиться к контрольной работе, экзамену, зачету и т.д.);
  • учебному заведению обеспечить высокое качество профессиональной подготовки специалистов.[1]

     Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса должно отличаться разнообразием, соответствовать  вариативным образовательным программам, разрабатываться для всех видов  учебной деятельности студентов  и отличаться комплексностью.

     Требования  к содержанию отдельных компонентов  учебно-методических комплексов зависят  от вида учебно-методического материала, но общим должен быть комплексный  подход. Это означает, что УМО  специальности, дисциплины, раздела, темы, модуля представляется в виде некоторого комплекса, который в той или  иной форме должен:

  • отражать содержание подготовки по специальности, дисциплины или раздела, модуля и т.п., обоснование уровня усвоения;
  • содержать дидактический материал, адекватный организационной форме обучения и позволяющий студенту достигать требуемого уровня усвоения;
  • представлять студенту возможность в любой момент времени проверить эффективность своего труда, самостоятельно проконтролировать себя и откорректировать свою учебную деятельность;
  • максимально включать объективные методы контроля качества образования со стороны администрации и педагогов.[21]

     Главным образом, целью данной курсовой работы является разработка и создание учебно-методического комплекса по основам логики для студентов I курса. При этом перед автором работы стоят задачи, которые необходимо выполнить:

  1. изучить литературу по основам логики;
  2. рассмотреть дидактические средства обучения;
  3. спроектировать УМК по основам логики для студентов I курса;
  4. создание УМК по основам логики.

     При создании УМК по основам логики следует  учитывать вышеперечисленные критерии, соответствовать требованиям, установленными государственными образовательными учреждениями.

 

      1. Комплексное учебно-методическое  обеспечение (КУМО) образовательного процесса: понятие, сущность

 

     Комплексное методическое обеспечение специальности  складывается из нормативной документации, УМК (учебно-методический комплекс) тем, КМО всех видов практики, КМО итоговой государственной аттестации, работы кабинета (мастерской) и внеучебной деятельности студента.

     В самом обобщенном виде сущность образовательного процесса можно представить в  виде схемы (см. Приложение №1).

     Детальное описание каждого элемента, представленного  в ней, т.е. описание необходимых  действий обучающего, обучаемых и  администрации по достижению поставленных целей – это и есть учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

     Термин  КУМО (комплексное учебно-методическое обеспечение) используется в двух смыслах: процесса и результата. КУМО как  процесс – это планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и средств обучения, необходимых  для эффективной организации  образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых профессиональной образовательной  программой. КУМО как результат (чаще в этом случае называют учебно-методическим комплексом – УМК) – это совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных  пособий и т.д.), представляющих собой проект системного описания образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике. В этом смысле КУМО является дидактическим средством управления подготовкой специалистов, комплексной информационной моделью педагогической системы, задающей структуру и отображающей определенным образом ее элементы.

     При оценке качества УМК нужно рассматривать  два аспекта. Первый – это степень  адекватности отображения области  профессиональной деятельности и специальности в УМК специальности или предметной области – в УМК дисциплины. Второй – успешность решения поставленных задач обучения. По второму аспекту можно выделить несколько формальных признаков, определяющих эффективность применения методических материалов: научность, целенаправленность, системность, комплексность, вариативность, действенность, практическую направленность, диагностируемость и др. Качество УМК и эффективность их применения зависят от ряда факторов:

  • уровня профессионально-педагогической компетентности руководящих и педагогических кадров, управляющих образовательным процессом;
  • уровня обученности и обучаемости студентов;
  • организационно-педагогических и дидактических условий образовательного процесса.

     Цель  УМК - обеспечение высокого качества подготовки специалистов.

     Задачами  УМК, его элементов (или составляющих) являются:

  • создание наилучших условий для управления образовательным процессом путем систематизации учебно-методических материалов и сведения к минимуму нормативно-методических, стандартно реализуемых документов, обеспечивающих подготовку выпускников;
  • оптимизация подготовки и проведения занятий, интенсификация всего учебно-воспитательного процесса;
  • активизация деятельности как обучаемого, так и обучающего, развитие познавательной активности студентов через дифференциацию заданий с учетом их индивидуальных способностей;
  • обеспечение единства требований к студентам;
  • организация и регулирование методической работы преподавателей, классных руководителей, предметных (цикловых) комиссий, кафедр, лаборантов, мастеров и прочих сотрудников и подразделений ссуза, совершенствование мастерства преподавателей с передачей педагогического опыта;
  • обеспечение учебно-методическими материалами всех видов занятий и учебной и внеаудиторной деятельности;
  • оказание методической помощи:
        • студентам в учебной, учебно-исследовательской, научной и прочих видах деятельности;
        • преподавателям, не имеющим достаточного опыта работы.
  • Обеспечение непрерывности и продуктивности внутренней системы повышения квалификации работников образовательного процесса.[21]

     2. Структура УМК

 

     Структура УМК можно представить в виде трех блоков

    • нормативно-методические материалы;
    • учебно-информационные материалы;
    • учебно-методические материалы.

     Содержание  каждого блока является примерным, выявленным на основе анализа действующих  нормативно-правовых документов в системе  среднего профессионального образования. Дополнительный перечень материалов должно определять учебное заведение с  учетом содержания реализуемых образовательных программ, особенностей и условий образовательной деятельности.

     На  основании анализа опыта работы была разработана принципиальная схема  содержания каждого блока (см. Приложение 1).

     I блок – нормативно-методические материалы, определяющие основные требования к содержанию и качеству подготовки специалиста, формам и методам обучения, управлению образовательным процессом и отдельным его элементам, направлениям, представлены федеральными, региональными и локальными документами. Также в их перечень включаются материалы, разрабатываемые научно-методическими центрами, отраслевыми методическими кабинетами, методическими службами (см. Приложение 2).

     II блок – учебно-информационные материалы, определяющие различные источники информации, которыми могут пользоваться как преподаватели, так и студенты, довольно обширны. Список источников информации (основной и дополнительной) должен быть известен студентам заранее (см. Приложение 3).

     III блок – учебно-методические материалы. Это наиболее емкая и значимая для преподавателей и студентов часть УМК. В третьем блоке КУМО кроме включенных в список различных учебно-методических материалов можно рекомендовать создание специальных подборок (кейсов, папок и пр.), которыми студенты должны своевременно обеспечиваться при организации самостоятельной работы (см. Приложение 4).[21]

     Создавая  учебно-методические материалы, обеспечивающие самостоятельную работу студентов, целесообразно учитывать:

  • предельный объем домашних заданий, оптимальные затраты времени на их выполнение;
  • типичные ошибки при выполнении различных видов работ, их причины и меры по их усвоению;
  • вариативность практических работ (задачи, отдельные расчеты, составление опорных конспектов, построение различных графических и табличных работ и т.д.);
  • инструкции:
    • по изучению наиболее «трудных» тем (вопросов);
    • по подготовке к контрольным работам, защитам, зачетам и экзаменам;
    • по оформлению итогов самостоятельной работы;
    • по оценке и самооценке итоговых работ.

     Анализ  материалов анкетирования работников образовательного учреждения СПО и  анализ результатов (продуктов) различных  видов самостоятельных работ  студентов позволяют сделать  выводы:

  • Формы, методы и приемы организации самостоятельной работы студентов весьма однообразны. Поэтому целесообразно в соответствующем разделе УМК приводить систематизированный перечень СРС (УИРС, НИРС) с учетом специфики специальности.
  • Учебно-методическое обеспечение всех видов самостоятельной работы, предусмотренных образовательной программой специальности, часто тоже не систематизировано. Как правило, достаточно полно представлены УМК лабораторных работ и курсового (или дипломного) проектирования. Вместе с тем в них часто даются неполные перечни учебно-методических материалов, не предлагаются четкие алгоритмы работы.[21]

     Более подробно рассматривая структуру учебно-методического  комплекса, можно подразделить на несколько  частей.

  1. Нормативная и учебно-методическая документация.
    • государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности;
    • выписка из рабочего учебного плана;
    • перечень оборудования кабинета и лаборатории;
    • федеральная программа по учебной дисциплине;
    • рабочая учебная программа;
    • календарно-тематический план;
    • планы учебных занятий (технологические карты).

     Качественная  разработка и постоянное совершенствование  нормативной и учебно-методической документации – это составная  часть создания оптимального комплексного учебно-методического обеспечения  образовательного процесса по учебным  дисциплинам. Важно, чтобы вся эта  документация была не формальным набором документов, а действенным инструментом повышения результативности образовательного процесса.[8]

  1. Средства обучения

     Выделяются 3 группы средств обучения:

    • учебно-методическая литература:

     учебники

     учебные пособия

     конспекты лекций

     справочники, задачники

     каталоги, альбомы

     частные методики

     методические  пособия

     методические  рекомендации

     методические  разработки

     методические  указания

    • учебно-наглядные пособия:

     изобразительные

     плакаты, схемы

     рисунки, фотографии

     чертежи, графики

     таблицы, диаграммы

     натуральные

     приборы, механизмы

     инструменты

     модели, макеты

     разрезы, муляжи

     При дальнейшей классификации учебно-наглядных  пособий необходимо выделить широкий  набор раздаточных дидактических  материалов. К числу такого рода источников учебной информации относят  различные карточки-задания, дидактические  задания для выполнения самостоятельных, практических, лабораторных работ и курсовых проектов для решения проблемных ситуаций, ситуационных задач.[8]

    • технические средства обучения:
  • аудиовизуальные (проигрыватель, магнитофон, диапроектор, кодоскоп, телевизор, компьютер, мультимедиа-система, Интернет);
  • технические средства программированного обучения;
  • тренажеры.

     В последнее время в образовательный  процесс активно внедряются компьютерные средств обучения. Особенно следует  отметить мультимедиа-систему и  Интернет. Они умножают информативность  образовательного процесса, обогащают  его содержание, создают условия  для его интенсификации, кардинально  меняют технологии информационного  методического обеспечения. Возникает  необходимость создания автоматизированных банков данных научно-методической информации, информационно-методического обеспечения  учебного процесса и создания базы для внедрения элементов дистанционного обеспечения.

  1. Средства контроля
Похожие работы:
© 2009-2021 Все права защищены — dipland.ru