По алфавиту:

Указатель категорий Педагогика Самостоятельная работа как средство обучения решению уравнений в 5 - 9 классах

Самостоятельная работа как средство обучения решению уравнений в 5 - 9 классах

Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Дипломная работа

Выдержка из работы.

 Министерство  общего и профессионального  образования РФ

 Светлоградский  педагогический колледж 
 
 
 
 
 

 Дипломная работа 

 Самостоятельная работа как средство обучения решению  уравнений в 5 - 9 классах 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:     

Руководитель:     
 
 
 
 

Светлоград, 2000 г.

 

 Содержание: 

Введение:   3
Глава 1. Теоретические аспекты обучению уравнений в 5 - 9 классах  с использованием самостоятельной  работы. 4
§ 1. Из  истории возникновения  уравнений. 4
§ 2. Содержание  и роль линий уравнений  в современном  школьном курсе математики. 8
§ 3. Основные  понятия линий  уравнения. 11
§ 4. Обобщенные  приемы решения уравнений  с одной переменной в школьном курсе  алгебры. 23
§ 5. Методика  изучения основных классов  уравнений и их систем. 28
Глава II. Методико - педагогические основы использования самостоятельной работы, как средство обучения решению уравнений. 36
§ 1. Организация самостоятельной  работы при обучении решению уравнений. 36
§ 2. Исследовательская работа 69
Заключение   73
Библиография   74
Приложение   75

  Конкретные  способы изложения материала, относящегося к исследованию, могут быть различными. Зависят они в первую очередь от стиля выделения этого класса. Если он выделяется явным определением, то и результаты исследования формулируются в виде четкой системы условий, при выполнении которых имеет место один из трех возможных случаев. Если же этот класс уравнений выделяется посредством описания, то реализация каждого из этих случаев показывается на примерах, но общего обоснования не дается.

  Отметим еще, что рассматриваемый класс  является единственным, для которого в современной методике есть разные подходы к проведению исследований. Для каждого из остальных классов уравнений, неравенств, систем исследование проводится, по существу, одинаково при любом построении курса алгебры. Именно те классы уравнений, неравенств, систем, алгоритмы решения которых заучиваются при усвоении материала, исследуются аналогично первому способу; для тех классов, где результирующих формул для получения ответа не указывается, используется второй способ.

  В итоге  тематического изучения первого  класса уравнений учащиеся должны овладеть: алгоритмом решения уравнений данного класса; умением применять результаты исследования уравнений данного класса; основными понятиями общей теории уравнении;

применением уравнений  данного класса к решению текстовых  задач.

  1. Системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными.

С помощью линейных уравнений с одним неизвестным  можно решать многочисленные .задачи, в которых либо имеется только одно неизвестное, либо среди неизвестных  можно указать одно «ведущее», через  которое выражаются остальные. Но многие ситуации описываются несколькими параметрами, вообще говоря, равноправными друг другу; эти ситуации требуют разработки новых алгебраических средств их изучения. В качестве одного из таких средств в курсе алгебры выступает класс систем двух линейных уравнений, с двумя неизвестными.

  Приведенное рассуждение может быть положено в основу методики изучения указанного класса. Такой способ введения подчеркивает прикладную значимость уравнений с двумя неизвестными, однако изучение этого класса требует введения обширной совокупности формальных понятий и методов, поэтому отмеченная схема изложения, в которой проводится содержательная мотивировка данного класса, не единственный способ изложения этого материала.

  Изложение темы можно начать с рассмотрения понятий, входящих в качестве компонентов в понятие системы линейных уравнений с двумя неизвестными; их соединение формирует представление о данном классе. Эти компоненты таковы: представление о конъюнкции логических условий, которое формализуется в понятии системы уравнений; представление о наличии в составе логического условия двух переменных, представление о линейном уравнении с двумя неизвестными, непосредственно связанное с данным классом систем.

  Рассмотрим  эти компоненты подробнее. Полезность изучения понятия уравнения с двумя неизвестными перед введением понятия о системе уравнений заключается в том, что при этом могут быть рассмотрены два важных в дальнейшем вопроса: выражение одного из неизвестных через другое (это преобразование используется при изучении метода подстановки) и введение понятия графика уравнения с двумя неизвестными.

  Существенно новым представлением, которое получают учащиеся при изучении этой темы, является представление о том, что решением уравнения с двумя неизвестными служит не число, а упорядоченная пара чисел. Вторым представлением, резко расширяющим кругозор учащихся, служит то, что множество решений уравнения с двумя неизвестными, как правило, бесконечно и его изображение на координатной плоскости — некоторая линия.

  Изучение  этой темы может рассматриваться  как определенный мостик, связывающий  понятие функции и понятие  уравнения с двумя неизвестными: с одной стороны, уравнение с  двумя неизвестными, в котором  одно из них выражено через другое, по виду формулы совпадает с функцией; с другой — оказывается, что один и тот же геометрический образ является и графиком уравнения, и графиком функции. Эти первые представления в дальнейшем подвергаются неоднократному уточнению и переосмысливанию, но уже и в таком несовершенном виде они с успехом используются при изучении систем уравнений.

  Тема «Уравнение с двумя неизвестными» в случае наличия ее в курсе изучается  недолго. Цель ее изучения состоит скорее во введении новых представлений, чем  в развитии навыков.

  Непосредственно за ней или на ее месте рассматривается тема «Линейные уравнения с двумя неизвестными». Этот класс изучается детальнее. Здесь необходимо приобрести навыки перехода от линейного уравнения ах+bу=с к уравнению y=kx+b или x=k1y+b1. Кроме того, требуется усвоить факт: график линейного уравнения ах + bу= с, где а?0 или b?0, есть прямая линия, а также научиться строить график конкретных линейных уравнений с двумя неизвестными.

  Непосредственно перед изучением систем линейных уравнений может быть введено  понятие о системе уравнений с двумя неизвестными. Но здесь необходимы некоторые уточнения. Понятие системы уравнений в курсе школьной математики строго определено быть не может из-за отсутствия в нем понятия конъюнкции. Однако для развития теории уравнений достаточно оказывается формировать представление о системе уравнений косвенным образом, посредством указания на цель — нахождение общих решений, двух данных уравнений. Заметим, что общее понятие о системе уравнений в этот момент и необязательно вводить. Общее понятие формируется постепенно на основе своего ведущего частного случая — системы линейных уравнений,— который и составляет непосредственный предмет изучения. Фактически получается так, что понятие о системе уравнений формируется у учащихся на основе осмысления понятия «решение уравнения» и представления о том, что значит решить уравнение. |

  Переход к изучению системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными целесообразно осуществить при  помощи того же процесса выделения  математических понятий из текстовой  задачи, который был использован в изучении первого класса уравнений. Если реализуемая в учебнике методическая система не содержит пропедевтики этого понятия, такой подход является единственно возможным. Однако даже и при наличии подготовки он позволяет уточнить формальные характеристики вводимого класса систем уравнений и подчеркнуть некоторые существенные моменты: например, что решением системы является не одно число, а пара чисел

  Основное  содержание рассматриваемой темы состоит  в изучении двух алгебраических способов решения таких систем, графического способа решения и исследования систем этого класса.

  Отметим наиболее важные отличия в изучении этого материала от изучения класса линейных уравнений с одним неизвестным.

  Алгоритмы решения систем линейных уравнений намного сложнее алгоритма решения линейного уравнения с одним неизвестным. Поэтому при их изучении учитель должен четко указывать последовательность операций, используемых в этих алгоритмах, а также провести изучение каждого действия. Эти алгоритмы, по существу, являются первым нетривиальным примером алгоритма в линии уравнений и неравенств.

  В развертывании  содержания данной темы используются геометрические представления, которые  не только в ряде мест могут пояснить изложение, но имеют важное самостоятельное значение. Наиболее принципиальным является их применение для проведения исследования данного класса систем. Возможны различные уровни развертывания этого материала — от иллюстраций, поясняющих смысл различных типов множеств решений, и до использования геометрических представлений для выведения аналитических условий, определяющих каждый случай.

  Второй, более  высокий уровень в современном  школьном курсе алгебры обычно не достигается. 

  1. Квадратные  уравнения.

  Для этой темы характерна большая глубина  изложения и богатство устанавливаемых с ее помощью связей в обучении, логическая обоснованность изложения. Поэтому она занимает исключительное положение в линии уравнений и неравенств. К изучению этой темы учащиеся приступают, уже накопив определенный опыт, владея достаточно большим запасом алгебраических и общематематических представлений, понятий, умений. В значительной мере именно на материале этой темы осуществляется синтез материала, относящегося к уравнениям.

Похожие работы:
© 2009-2021 Все права защищены — dipland.ru