По алфавиту:

Указатель категорий Менеджмент Конкурентоспособность фирмы и ее значение в достижении поставленных целей

Конкурентоспособность фирмы и ее значение в достижении поставленных целей

Тип работы: Реферат
Предмет: Менеджмент
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

ВВЕДЕНИЕ
1. Составляющие конкурентоспособности
2. Место конкурентоспособности в управлении предприятием
3. Оценка конкурентоспособности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Выдержка из работы.

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

    В настоящее время конкурентоспособность  выступает решающим фактором коммерческого  успеха на развитом рынке. Конкурентоспособность  – это комплекс потребительских  и стоимостных характеристик товара, которые определяют его успех на рынке.

    Конкурентоспособность (то есть возможность коммерчески  выгодного сбыта на конкурентном рынке) можно определить, только сравнивая  товары конкурентов между собой.

    Одной из составляющих конкурентоспособности является качество продукции (услуги). Качество продукции – это определенная совокупность свойств товара, способная в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.

    Производственная  деятельность любого предприятия в современных условиях зависит от того, насколько успешно решаются проблемы, связанные с конкурентоспособностью выпускаемой продукции. Только решив эту проблему, предприятие может эффективно функционировать и развиваться в рыночной среде. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.

    Успешная  работа предприятий в условиях конкуренции  зависит от системы взаимосвязей внешнего и внутреннего характера.

    Наибольшее  воздействие на конкурентоспособность  предприятий оказывают, по мнению многих ученых, интегральные факторы и, прежде всего, инвестиционные, инновационные и финансовые.

    Основными требованиями для достижения конкурентоспособного производства являются: использование  прогрессивной технологии, современных методов менеджмента, своевременное обновление фондов, обеспечение гибкости производства, пропорциональности, непрерывности и ритмичности процессов.

    Предмет исследования – конкурентоспособность  фирмы.

    Цель  исследования – изучение теоретических основ конкурентоспособности.

    Задачи:

  • охарактеризовать составляющие конкурентоспособности;
    • осветить место конкурентоспособности в управлении предприятием;
  • изучить методы оценки конкурентоспособности.

    При написании работы использовались отечественные  и зарубежные разработки и методики в области исследования конкурентоспособности, материалы периодической печати и сети Internet.  

 

1. Составляющие конкурентоспособности 

1.1 Сущность, индикаторы и факторы  конкурентоспособности 

    Борьба  за потребителя – это, прежде всего, борьба за сферу влияния на рынке, а она в свою очередь зависит от низкой цены и качества производственной продукции, то есть потребительной стоимости. В ходе конкуренции устанавливается общественная необходимость в данной продукции, дается оценка с определением уровня цен.

    Прочность положения предприятия на рынке  определяется конкурентоспособностью производимых ею продуктов и возможностями  вести конкурентную борьбу.

    Конкурентоспособность отражает качественную сторону предлагаемой продукции. Конкурентоспособным является тот товар, комплекс потребительских и стоимостных свойств которого обеспечивает ему коммерческий успех на рынке. Конкурентоспособный товар – это товар, выгодно отличающийся от аналогов-конкурентов по системе качественных и социально-экономических признаков.

    Индикаторами  конкурентоспособности товара являются (рисунок 1)1:

Рис. 1 –  Индикаторы конкурентоспособности  товара

    Конкурентоспособность означает высокое качество товаров  при поддержании высокой заработной платы и жизненных стандартов. Важнейшим фактором, обеспечивающим конкурентоспособность, является повышение темпов производительности труда.

    Параметры качества, как правило, определяются исходя из интересов производителя, а параметры конкурентоспособности  – из интересов потребителя. Уровень качества и технический уровень продукции задаются техническим уровнем современного производства, а для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить его с уровнем развития потребностей.

    Для каждого товара необходимо оценить  его уровень конкурентоспособности для того, чтобы в дальнейшем провести анализ и выработать успешную товарную политику.

    Оценка  конкурентоспособности состоит  из следующих этапов2:

    • анализа рынка и выбора наиболее конкурентоспособного товара;
    • определения сравнительных параметров образцов товара;
    • расчета интегрального показателя конкурентоспособности оцениваемого товара.

    Конкурентоспособность товара определяет во многом конкурентоспособность  и самого предприятия, его финансово-экономическое  состояние и репутацию.

    Конкурентной  устойчивости предприятия способствует соответствие управления предприятием и его технологического уклада. Чем  больше разрыв между организацией управления предприятием и техническим уровнем  производства, тем быстрее оно  теряет свою конкурентоспособность.

    Производство  и реализация конкурентоспособных  товаров и услуг – обобщающий показатель жизнестойкости предприятия. Однако производство конкурентоспособной  продукции может быть ресурсоемким и высокозатратным, что в условиях рынка неизбежно приведет к снижению эффективности, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия. В этом случае требуется дополнительное финансирование, что в результате понижает конкурентоспособность производителя.

    Применение  интенсивных технологий, высокий уровень механизации – это необходимые условия для получения дохода от произведенной продукции.

    Для того чтобы производить товар  на уровне мировых стандартов, необходимы новые технологии и современное  оборудование. Это требует значительных инвестиций, способных обеспечить не только высокое качество российских товаров, но и создать новые рабочие места.

    Процесс формирования конкурентоспособности  представляет собой совокупность организационно-экономических  мер по приведению производственных программ выпуска продукции определенного объема, ассортимента и качества в соответствие с имеющимся производственным потенциалом. Одним из главных факторов формирования конкурентоспособности является максимальное использование конкурентных преимуществ.

    Вторую  группу факторов составляют показатели качества товара, определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями.

    К третьей группе факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности, относят экономические показатели, формирующие себестоимость и  цену товара.

    Обеспечение конкурентоспособности предприятия достигается благодаря соблюдению основополагающих принципов рыночной системы и разумного использования факторов, воздействующих на эффективность и конкурентоспособность производства.

    К основным принципам конкурентоспособности предприятия относятся:

    • принципы превосходства качества товара на рынке;
    • принципы преобладания товара на рынке;
    • принципы минимизации издержек труда и материально-денежных средств на единицу товарной продукции;
    • принцип экономической выгоды3.

    Процесс формирования конкурентоспособности представляет собой совокупность организационно-экономических мер по приведению производственных программ выпуска продукции определенного объема, ассортимента и качества в соответствие с имеющимся производственным потенциалом. Одним из главных факторов формирования конкурентоспособности является максимальное использование конкурентных преимуществ. 

1.2 Конкурентные преимущества 

    В теории существуют два основных типа конкурентных преимуществ товаропроизводителя.

    Суть  первого – более низкие издержки на производство за счет концентрации и лучшей технологии производства, а значит, возможности продавать по ценам более низким, чем конкуренты.

    Второй  тип конкурентоспособности основывается на удовлетворении особых потребностей покупателя, его запросов за премиальную цену.

    Конкурентоспособность выступает как часть воспроизводственного процесса относительно способов и методов  хозяйствования на рынке товаров  и услуг и оценивается массой прибыли в соотношении с потребленными  и используемыми ресурсами.

    Также существует пять факторов, выделенных М. Портером, определяющих конкурентоспособность (рисунок 2).

    Кроме того, М. Портер выделяет пять наиболее типичных новаций, дающих конкурентное преимущество:

      • новые технологии;
      • новые или изменившиеся запросы покупателей;
      • появление нового сегмента рынка;

Рис. 2 –  Факторы конкурентоспособности  по М.Портеру

      • изменение стоимости или наличия компонентов производства;
      • изменение правительственного регулирования4.

    Конкурентоспособность предприятия является относительной характеристикой, выражающей отличия развития данного предприятия от развития конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

    Сформулируем  общие принципы, которые дают конкурентные преимущества предприятиям, это:

    • нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.
    • близость предприятия к клиенту.
    • создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.
    • рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.
    • демонстрация важности общих для предприятия ценностей.
    • умение твердо стоять на своем.
    • простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.
    • умение быть одновременно мягким и жестким. Держать под жестким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчиненным менее важные.

    Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем и использование данных принципов гарантирует повышение конкурентоспособности предприятия.

    Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность  предприятия-производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность предприятия конкурировать на определённом рынке находится в прямой зависимости от конкурентоспособности товаров и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

    Поскольку конкуренция предприятий на рынке  принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции предприятия.  

 

2. Место конкурентоспособности в управлении предприятием 

    2.1 Управление конкурентоспособностью 

    Конкурентоспособность товара является решающим фактором его  коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Значимая составная часть  конкурентоспособности товара –  это уровень затрат потребителя  за время эксплуатации. Другими словами, конкурентоспособность – это комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, которые и определяют его успех на рынке5.

    Постольку поскольку за товарами всегда стоят  их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий и стран, в которых они расположены. Любой товар, находясь на рынке, фактически проходит проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары.

    В связи с этим конкурентоспособность  товара определяется, только в сравнении  товаров конкурентов друг с другом. Иначе говоря, конкурентоспособность  есть понятие относительное, привязанное  к конкретному рынку и времени  продажи. У всех покупателей имеются  свои индивидуальные критерии оценки удовлетворения собственных потребностей, поэтому конкурентоспособность приобретает еще и индивидуальный оттенок6.

    Конкурентоспособность может быть определена только свойствами, представляющими заметный интерес  для потребителей. Все характеристики товара, которые выходят за рамки этих интересов, не рассматриваются при оценке конкурентоспособности, поскольку не имеют к ней отношения. Превышение норм, стандартов и правил (при условии, что оно не вызвано предстоящим повышением государственных и иных требований) не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает ее, так как ведет к росту цен, не увеличивая при этом потребительской ценности, в силу чего представляется покупателям бесполезными. Изучение конкурентоспособности товара необходимо вести непрерывно, в тесной связи с фазами его жизненного цикла. Это вызвано необходимостью своевременного улавливания момента начала снижения показателей конкурентоспособности товара и возможностью принятия соответствующих решений (например, снять с производства, модернизировать товар и тому подобное). При этом, исходят из того, что выпуск нового товара, до того как старый исчерпает возможности поддержания конкурентоспособности, как правило, экономически нецелесообразен.

    Вместе  с тем любой товар после  выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Этот процесс возможно замедлить  и временно задержать, но остановить невозможно. Поэтому новый товар  проектируется по графику, обеспечивающему выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним товаром.

    Конкурентные  маркетинговые стратегии на корпоративном  уровне преследуют цель обеспечить конкурентное преимущество предприятия на рынке относительно фирм-конкурентов. Смысл конкурентных стратегий состоит в способности предприятия удержать определенную долю рынка (или рыночного сегмента) или увеличить ее.

    Конкурентного преимущества достигается предприятием решением следующих вопросов7:

    1. Какими путями может быть получено конкурентное преимущество?

Похожие работы:
© 2009-2021 Все права защищены — dipland.ru