Notice: Only variables should be passed by reference in /home/clients/ds/html/production/dipland.ru/index.php on line 268
Логика - реферат | скачать
По алфавиту:

Указатель категорий Логика Логика

Логика

Тип работы: Реферат
Предмет: Логика
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Краткое содержание предмета логики

Выдержка из работы.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ – это умозаключение в рамках кот на основе сходства данного предмета с др предметом в одних существенных признаках мы делаем заключение о сходстве данного предмета с др предметом в некоторых др сущ-ых признаках. ?Предмет А облад св-ми a,b,c,d/Предмет В облад св-ми а,b,c//вероятно предмет В облад. св-ми d. Стр-ра: 1. Образец по аналогии – это об-т, признак кот переносится на др об-т. 2. Суб-т аналогии – это об-т на который переносится признак с др об-та. Образец и суб-т аналогии иногда назыв терминами аналогии. 3. Основание аналогии – это признак одновременно присущее 2-м об-там и создающее основание для переноса с одного об-та на др. 4. Переносимый признак – это признак, кот переносится с образца аналогии на субъективность. В стр-ру аналогии входят и суждения: 1. о наличии основания аналогии у образца. 2. о наличии основания аналогии у суб-та. 3. о наличии перенос. призн. у образца аналогии 4. Суждения (вероятн) о наличии перенос. признака у суб-та аналогии. ?A обладает  a,b,c/ B обладает a,b,c,/ A обладает d// B обладает d. Виды сужд. по аналогии: 1. По хар-ру призн.: а) аналогии св-в, б) отношений. Св-во – это признак хар-й данный об-т сам по себе. Об-т при этом м/б сходным или не сходным в этом признаке с др об-ми . Об-ты облад. одними и теми же св-ом. Отношение – это признак хар-й связь, взаимозавис, соотн. данного бо-та с др об-ми. 2. внутренняя и внешняя аналогия. При внешн аналогии заключ-е делается на основе сходства предм. во внешних и несуществ. признаках. Подобн. аналогии уместны в сфере иск-ва. При примен в науке их называют ложн внутр аналогиями основ на сходстве предм во внутр и существенных признаках. 3. Внутренняя аналогия м/б: строгая и не строгая. Строгой называется аналогия в кот переносим признак вытекает из общих для данных предмету признаков (из основ. аналогии). Степень правдоподобности таких умозаключ нельзя считать абсолютно достоверной. ПР.: предположение о том, что наличие у птиц крыльев и хвоста дает им возможность летать, позволяет предположить, что построив аппарат с хвостом и крыльями мы получим мех-м способный летать. Иногда утверждается, что некоторые из строгих аналогий все же дают достов. заключения. Это бывает якобы тогда, когда переносимый признак причинно следует из основ. аналогии. Но в этом случае под маской аналогии скрывается дедуктивное умозаключение. ?Если из А всегда следует В/то при наличии а у некоторого предмета М// мы можем говорить о наличии у него б. независимо от того существует ли некий др предмет с подобной регулярностью. Нестрогая – дает правдоподобные заключения. Но степень их все же ниже, чем при строгой, т.к. здесь переносимый признак не вытекает из основания аналогии.  

ВЕРОЯТНОСТНЫЕ МОДУСЫ ДЕДУКТИВНЫХ  УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ. 1. ???? Докажем, что умозаключение является правдоподобным P(((a->b)^b)->a) = 3/4 . 2. Модус от отрицания основания к отрицанию следствия ? Если светит солнце, то погода теплая/ не верно, что светит солнце// вероятно, что погода не теплая. Достоверность закл-я не м/б гарантирована т.к. при отсутствии данной причины данное следствие может появ в силу др причины. P(((a->b)^¬a)->¬b)=3/4 В разделительных категорических умозакл, особенно в отриц-утверждающем модусе заключ-е будет всего лишь правдоподобным если в 1-й разделит посылке перечислены не все возможные альтернативные варианты (а токо некот из них). Статистич. умозак-я основаны на перенесении рез-ов изучения некот подмножества об-ов на все множ-во в целом. Вся сов-ть на к-л об-ов на кот мы переносим рез-ты изуч-я назыв-ся генеральной сов-тью. Подмн-во об-ов кот выделено из генеральн. сов-ти для непосредств. изуч. принято называть выборкой. Статистич умозакл строится на предполож-ии, что некий признак кот встречается с опред. частотой в рамках выборки будет с той же частотой встречаться во всей генеральной сов-ти. Сжатые выводы имеют правдоподобный хар-р, но для повышения степени правдоп. необх., чтобы выборка обладала опред св-ми и прежде всего репрезентативностью. Репрезент – это св-во знаний сост в спос-ти освещения об-та на равн глубину по всем его сущ-ым хар-ам. В нашем случае стр-ра выборки должна совпадать со стр-рой генеральной сов-ти и при этом каждый подкласс ген. сов-ти д/б представлен равным кол-ом элементов в выборке. При проведении опроса обществ мнения все населении Р. это ген. сов-ть, а опрашиваемые это выборка. Здесь в выборке должны быть представлены возр. категории. Причем в % отнош-и их доля в выборке и ген. сов-ти должна совпадать. Чем больше критериев учитывается, тем лучше обеспечивается репрезентативность. Если репр-ть обеспечена, то рез-ты опроса можно вероятностно распростр на всю Россию. 

СОКРАЩ  И СЛОЖНОСОКР СИЛЛОГИЗМЫ. Сокращ. - с пропуском одного из элементов полного умозаключ., сложн. –состоящ. из неск-их умоз-ий, опред. образом связ. др с др. Сложносокращ.совмещают в себе св-ва тех и др. умозакл-ий. Виды: энтимема, эпихейрема, полисиллогизм и сорит.Энтимема умозак., в кот. пропущ. либо одна из посылок, либо само заключ. 1. Железо есть металл, поэтому железо электропров. — это энтимема с пропущ. большей посылкой. 2. Все металлы электропр., поэтому и железо электропр. — это энтимема с пропущ. меньшей посылкой. 3. Все металлы электропр., а железо — металл — это энтимема с пропущ. выводом. ?Все металлы – электропров. - большая посылка/Железо есть металл – меньш. посылка//Железо - электропроводно – вывод. Для проверки правильн. энтимемы: восстанав. ее соответственно той или иной фигуре простого катег. умоз-ия; провер. соблюдение правил этой фигуры и на этом основании решать, дает ли такая энтимема необх. ист. вывод или он лишь правдоп. Ср. термин будет выступать глав. ориентиром в восстан. энтимемы до полного силлогизма. В энтимеме суждение, в кот. наход. ср. термин, будет определенно одной из посылок. Суждение, в кот. нет ср. термина - вывод. В выводе присутств. как меньший, так и больший термины. Эпихейрема – умоз-ие, посылками кот. выступ. энтимемы. оно сложносокращ. ?Все студенты сдают экзамены, т.к. они – учащиеся/Этот молодой чел. - студент, т.к. он учится на нашем фак-те//Этот молодой чел. сдает экзамены. Здесь кажд. из посылок явл. энтимемой с пропущ. большей посылкой Восстановим эти посылки 1. энтимема: (Все учащиеся сдают экзамены) /Все студенты сдают экзамены. 2. энтимема (Все учащиеся нашего факультета — студенты)/ Этот молодой человек — учащийся нашего факультета// Этот молодой человек — студент. Вывод 1 и 2  энтимем выступ. посылками для окончательного вывода эпихейремы Все студенты сдают экзамены/Этот молодой человек — студент// Этот молодой человек сдает экзамены. В виде схемы эпихейрема записывается так: S1 есть Р, т. к. S1 есть М /S есть S1, т. к. S есть М1//S есть Р.Полисиллогизм и сорит. Ряд силлогизмов, в кот. вывод предшеств. силлогизма (просиллог.) станов. посылкой след. силлогизма (эписиллог.), назыв.полисиллогизмом. Если вывод просил. станов. большей посылкой эписиллог., то полисил. назыв. прогрессивным; если же вывод просиллогизма станов. меньшей посылкой эписиллогизма, то полисил.назыв. регрессивн. Эписиллогизм становится просиллогизмом для след. за ним силлогизма Прогрессив. полисиллогизм:?Все позвоночные имеют красную кровь/Все млекопитающие - позвоночные     1-й силлогизм (просиллогизм).Все млекопитающие имеют красную кровь/ Все хищники – млекопитающие__ 2-й силлогизм (эписиллогизм)//Все хищники имеют красную кровь. Тигры – хищники 3-й силлогизм //Тигры имеют красную кровь. Схема: ? М --- Р/ S --- M - 1-й (про) силлогизм //S --- P/ B --- S - 2-й (эпи) силлогизм//B --- P/С --- B - 3-й силлогизм// C --- Р. Содержательный пример регрессивного полисиллогизма:?Все позвоночные – животные/Тигры - позвоночные- 1-й (про)силлогизм//Тигры – животные/Все животные – организмы/Тигры - животные - 2-й (эпи)силлогнзм//Тигры – организмы/Все организмы стареют/Тигры - организмы- 3-й силлогизм//Тигры стареют. Сокращ. полисиллогизмом явл. сорит. Сорит — такой полисиллогизм, в кот. пропущ. посылки, а точнее — промежут. выводы, выводы просиллогизмов, становящ. большей или меньшей посылкой следующих силлогизмов (эписиллогизмов).  Аристотелевский сорит:?Все студенты – учащиеся/Мой знакомый – студент/Все учащиеся - молодые люди/Все молодые люди – взрослеют//Мой знакомый – взрослеет. Гоклениевский сорит:?Все студенты – учащиеся/Все мои друзья – студенты/Все мои юные родственники - мои друзья/Этот спортсмен - мой юный родственник//Этот спортсмен – учащийся. Правила полисиллогизмов (и соритов): 1. общеутвердит. вывод возможен токо тогда, когда все посылки - суждения общеутверд.; 2.если одна из посылок част. суждение, то вывод будет обязат. част., но все остальные посылки д/б общими;3.если одна из посылок отриц. суждение, то вывод будет отриц., а все ост. посылки д/б утвердит;4. если первая посылка част.суждение, то токо последняя м/б отриц.;5.если первая посылка отриц., то токо последняя м/б частной. 
 
 

Дескрептивные и прескрептивные высказывания. Виды прескр. высказываний.

 Принято выд. два вида дух деят-ти чел –  познавательную и ценностно-ориентационную. В 1 случае чел стремиться познать мир таким, каким он существует «сам по себе», независимо от субъекта познания (найти истину). Во 2 случае - оценивает и распределяет по категориям окружающие предметы, исходя из собственных установок, предпочтений, идеалов – одним словом, ценностей.

 Соответственно  и виды высказываний мож разделить  на два больших класса:

   – дескриптивныеописывают саму реальность, т.е. сферу сущего, и, след, явл ист/лож. Сюда относятся эмпирические и теор-ие высказывания.

  прескриптивные - сфера должного и, след, не явл ни ист, ни лож. Их в лит-ре наз. ценностными (в шир. см), или аксиологическими/нормативно-ценностными. Т.е., все виды яз-х выражений, за искл описаний, являются ценностными высказываниями (в шир см), или прескрипциями, т.к. они связ. с  ценностями.

 В совр теории арг они оформляются в  логико-лингвист-ую классификацию, кот осн на сочетании пр-ов лог и теории речевых актов (идеи Дж. Остина (1955) и Дж. Сёрла, П. Ф. Стросона и др). Объектом этой теории являются речевые акты – эл-ты речевого общения, как произнесённые/напис-е предложения. Гл. здесь - выделение осн-х ф-ций яз., и след. в классификации яз-х выражений.

 Сейчас  выд разл кол-во ф-ций яз., но в  теор арг используют:

 1) сообщение  о положении дел в реальности (описание); соответствуя действительности, оно явл ист, иначе- лож. Некоторые явл неопределёнными, например, описания будущего.

 2) попытка  заставить сделать что-либо (побуждение); Это команда, приказ, требование, просьба, мольба, призыв, совет. В отлич от описаний, не явл ист/лож - могут быть правомерными/не-, способствующими достижению каких-либо целей или нет. Чаще всего осн на явной/неявной апелляции к нормам (приказы, команды, треб-я и предписания). Мож выд побуждения-призывы (апел-ие к ценностям), телеологические (к целям), оценочные (к оценкам)… Особой группой явл. экспрессивные побуждения, где апелляция к оценке сопровождается эмоциональной окрашенностью высказывания.

 3) провозглашение  правил и принципов поведения  (нормы), выражения, раскрывающие содержание определ. правила.

 4) артикуляция  критериев оценки (ценности); Различие  м/д ценностями и нормами им  относительный хар-р. Часто, один  и тот же пр-п может исп  и как норма, и как ценность. Как нормой, если исп как явное  выражение правила осуществления к-л деятельности. Но как ценность, если используется как критерий оценки уже осуществлённой деятельности, явления, предмета.

 - превращ  превращенного суждения.

 Частноутвердительные  сужд-я (I) не могут быть подвергнуты противопоставлению Р.

 - УМ-З  ПО ЛОГИЧ КВАДРАТУ – это  ум-з об ист/лож одного вида  суждения на основе знания  об ис/лож др видов сужд. В рамках логич квадрата сущ 4 вида отношений:

 - контрадикторности (противореч), где сужд отличны и по кол и по кач. Где противореч сужд-я не могут быть одновременно ис/лож, при ист одного, др – лож.

 А| О

 Е|  I

 И| Л

 Л| И

 - контрарности (противоположн-ти), 2а общих суждения разного кач.

 А| Е

 И  Л

 Л  Н

- субконтрарности (частичного противоречия) наход 2а частных суждения, отличные по кач. Частично противоположные или противоположные суждения не могут быть одновременно лож, но могут быть одновременно ист, тогда при ист одного – др неопределенно, а при лож одного – др обязательно ис.

 I |   О

 И|   Н

 Л|   И

 - подчинения – суждения одинак во кач, но различны по кол.. Соотношение по истинности этих суждений зависит от того, переходим ли мы от общего к частному или наоборот:

 1. если  идти от общ к частн, то  при истинности общего, частное  – так же истинно, а при  лож общего – частное остается  неопределенно.

 2. если  идти от частного к общ, то  при ист частного – общ ост  неопред, а при ложности частного  – общее буд ложн.

 А|   I

 Е| О

 И|   И

 Л|   Н 
 

Методы неформального анализа аргументации. В рамках НЛП был разработ. метод SCORE для опред. мин. необходимого объёма инф-ии при опр-ии причин к-л явления или события, а также для принятия реш. по выходу из создавшейся проблемной ситуации. Основой метода явл. стратегия рассуждения, использ. Аристотелем. Он состоит из след. этапов.S-этап – это опис. внешн.признаков, симптомов современ. состояния объекта или системы, кот. касается проблема (о кот. идёт речь в тезисе). Здесь описыв. внеш. поверхностные причины сущ-ия объекта в наст. вр. Эти причины опр-ют внеш. Простр-во (контуры) системы, поэтому их иногда называют пространственными прич-ми. В этом кач-ве выступ. связи и взаимод. данного объекта с др. объектами, поск-ку никакой объект сам по себе не сущ-ет, всё связано со всем. Они подраздел. на поддерживающие условия (т.е. те связи и отнош., кот.обеспечив. сущ-ие признака) и ограничивающие условия (т.е. те связи и отнош., кот. препятствуют сущ-ию данного признака). Осн. Вопр.: Каковы признаки (симптомы) данной ситуации? Какие отнош. и взаимод-ия связаны с этими симптомами? Каковы поддержив. и ограничив. условия сущ-ия данных признаков? C-этап – это опис. причин из прошлого, кот. привели к текущему сост. Иногда их подраздел. на порожд. и ускоряющ. причины: 1 приводят к возникн. ситуации, а 2 ускоряют её созрев. Осн. вопр.: Какие причины из прошлого вызвали возникн. данной ситуации? Какие фак-ры ускоряли или тормозили формир. признака или системы признаков?O-этап – это опис. желаемого рез-та и формальных критериев, свидет-щих о его выполнении. Здесь конструир-ся образ будущей ситуации, кот. мы желаем достичь. Речь идёт о постановке цели и опред-ия условий её осуществл-ия. Каков желаемый рез-ат (цели), кот. должен прийти на смену симптому? Какие фак-ры опред-ют данный рез-ат? R-этап – это опис. ресурсов, кот. отвечают за устран. причин симптомов, а также за введение новых фак-ров, способствующих достиж. поставл. цели. Осн. вопр.: Каким обр. достичь желаемого рез-та? Появление, каких симптомов укажет на его достиж.? Чем обеспечив-ся устойчивость и долговечность нового состояния?E-этап – это опис. эффектов и следствий, кот. возникнут или могут возникнуть после достижения желаемого рез-та. Их иногда называют конечн. причинами. Положит-ые следствия явл. мотивами достиж. рез-та. Отрицат. следствия способны вызвать новые проблемы, кот. необход. предвидеть. Осн. вопр.: Каковы следствия достиж. конечного рез-та? Какие из них явл. положит., а какие – отриц.? С какими новыми проблемами мы можем столкн.? Метод опровержения возражений. «Очевидно, что…» (формулировка тезиса).«В пользу этого говорит то, что…» (приводятся аргументы в пользу тезиса).«А поскольку…, то…» (приводится основание или основания перехода от арг. к тезису).«Однако против этого…» (приводятся возможные возраж. против тезиса).«Но при этом…» (опроверг. или приниж.значимость возражений).«Поэтому надлежит считать…» (повторно формулир. восстановлен. тезис или следствия, прямо вытекающие из него).В этой схеме 1-й, 4-й, 5-й, 6-й этапы явл. обязательными. Этапы 2-й и 3-й могут отсутствовать в тех случаях, когда доводы и основание тезиса считаются общеизвестн. Метод проблемного анализа тезиса. Необход. сначала привести как можно больше арг. «за», а затем «против». В дальнейшем мы можем, опровергнув арг. «против», принять тезис, или, опровергнув арг. «за», отклон. его. Возможны и промежут. варианты. Этот же метод можно использ. для сравнит. анализа 2 противореч. утвержд. – тезиса и антитезиса, поско-ку в этом случае арг. в пользу тезиса будут явл., одноврем., арг. против антитезиса, а арг. против тезиса – арг. в пользу антитезиса, и также в обратном порядке. Позиционный анализ. Этот анализ возник в гуманит. науках как метод анализа письменных текстов. Объект-анализ (контент-анализ). Это ознакомит. этап, на кот. созд-ся модель наличного содержания к-л текста или т. зр. Здесь необход. уяснить идейную позицию автора, уяснение туманных мест и значений основных терминов, выдел. осн. аспектов темы с т. зр. автора. Конечная цель этапа – адекват. изложение рассматрив. позиции. На этом этапе следует отказ. от всякой критики, поск-ку прежде чем принять или не принять т. зр., её нужно просто понять.Субъект-анализ (интент-анализ). Это анализ индивидуальн. особен. автора как личности: мотивов, намер., целей, идеалов, карт. мира автора и стиля его мышл. Цель – создание «Вы-понимания». Под индивид. карт.мира поним-ся сов-ть мировоззренч. установок и представл. – культ-ых, проф-ых, религ-ых и т.д. Когнитивный стиль – это сов-ть ментальных хар-ик, опред-их приемы и способы реш-я познават. задач, особенности яз. и мышл..Контекст-анализ. Это «погружение» выявленного на 1 этапе содерж. определён. текста или позиции в контексты его создания и последующ. сущ-ия. Виды контекстов - идейный, мировоз., событийный, прагматич.и т.д. Цель этапа – создание модели интерпретации. Модель интерпрет. должна претендовать на более глубокое поним. текста, даже по сравнению с поним. создавшего его автора.Модель интерпр. включ. в себя: выявл. предпосылок рассматриваемой позиции;-выявление границ её применимости и слабых мест; оценку корректн. обоснования, опред. ошибок в арг-ии; выявл. возможн. возражений и контрпримеров; исправление малосуществ. недостатков и творч. развитие идей с целью опред. потенц. возможностей позиции; оценка возможностей и границ применим. позиции при изменивш. условиях, т.е. при условиях, отлич. от условий её возникновения; резюмирующ. оценка позиции или текста. Автор-анализ. Это анализ проделан.работы и исследов. собствен. позиции. Цель – создание модели «Я-понимания». Здесь осущ-ся осознан. собствен. целей и мотивов, стиля мышл. и картины мира, а также анализ того, как всё это повлияло на ход исслед. и восприятие изучаемой т. зр. Этот этап предполаг. способн. исследоват. «встать над своей т. зр.» и отказ. от своих суб.предпочтений, если этого требуют «рац. док-ва».Принятие решения. Это этап, на кот. формир. окончат. отнош. исследователя к рассматрив. позиции. вопросы: Кто оппонент – единомышл. или идейный противник? Следует ли поддержать или опровергнуть его позицию? Какие стратегии следует применять для контраргум? Модель решения может содерж. неск-ко альтернативных сценариев поведения по отнош. к исслед. позиции. При одних условиях можно позицию жёстко критиковать, при др. умолчать о ней или уклониться от дискуссии, при 3-х – критиковать в мягкой форме и т.д. Техника анализа и оценки арг-и включает в себя неск-ко направл.Оценка логич. корректности арг-ии предполагает поиск противор. в арг-ии с учётом логич. контекста, выявление логич. следования тезиса из арг-ов, оценка истинности арг-ов и т.д.Оценка прагматич. корректности арг-ии начинается с поиска прагматич. противореч. Под этим поним-ся несовместимость т.зр.или положений по опред. прагматич.основаниям – с т. зр. к-л нормы, ценности или установки. Критич.рассмотр. по частям предполаг. разложение исходной позиции на части и оценка каждой части по отдельн-ти. При этом 1 м/б признано абсолют. верным, 2 – относ. верным, 3 – не верным. Метод извлечения следствий предоставл. возможность вывести следствия из опред. позиции самому или попросить вывести их оппонента. Если следствия из позиции явл. неприемл. или абсурдными, то и сама позиция м/б отвергнута.Выявление идейной основы занимаемой т. зр. позволяет сопоставить занимаемую оппонентом позицию с его же более глубокими убежд. Если между ними обнаруж-ся противоречие, то аргум-ия м/б отвергнута как неприемлемая. 
 

Похожие работы:
© 2009-2022 Все права защищены — dipland.ru