Notice: Only variables should be passed by reference in /home/clients/ds/html/production/dipland.ru/index.php on line 268
Контрольная работа по "Логике" - контрольная работа | скачать
По алфавиту:

Указатель категорий Логика Контрольная работа по "Логике"

Контрольная работа по "Логике"

Тип работы: Контрольная работа
Предмет: Логика
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Задание 1. Дайте полную логическую характеристику трём понятиям.
Задание 2. Выполните операции обобщения и ограничения трех понятий.
Задание 3. Приведите примеры ошибочных определений понятий, укажите, в чем состоит ошибка.
Задание 4. Приведите примеры ошибок в делении понятий, укажите, в чем состоит ошибка.
Задание 5. Приведите примеры отрицания сложных суждений, разберите их, выделив простые суждения и логические связки, запишите их с помощью символов.

Выдержка из работы.

Задание 1. Дайте полную логическую характеристику трём понятиям. 

Непростреленный глаз Кутузова

    • Единичное
    • Отрицательное
    • Относительное
    • Разделительное
    • Конкретное
 

Злоба

  • Общее (нерегистрирующее)
  • Положительное
  • Относительное
  • Абстрактное
  • Разделительное
 

Группа УИ1-1 ГУУ 2009

  • Единичное
  • Положительное
  • Безотносительное
  • Конкретное
  • Собирательное
 
 

Задание 2. Выполните операции обобщения и ограничения трех понятий. 

Обобщение.

Мегаполис –  город – населенный пункт

Детский хирург – хирург – врач

Китаец –  азиат – человек

Ограничение.

Поэзия –  поэзия Лермонтова – лирическая поэзия Лермонтова

Борец – боксер – боксер в супертяжелом весе

Одежда –  куртка – меховая крутка 
 

Задание 3. Приведите примеры ошибочных определений понятий, укажите, в чем состоит ошибка. 

Широкое определение.

Microsoft office – компьютерная программа. 

Узкое определение.

Взлетная полоса – дорога для взлета самолетов. 

Перекрещивающееся определение.

Бумага А4 –  бумага, которую заправляют в принтер. 

Круг  в определении.

Студент – учащийся ВУЗа, ВУЗ – место учебы студентов. 

Тавтология.

Краска для  волос – средство для окраски  волос. 

Определение неизвестного через  неизвестное.

Индетерминизм – это философская концепция, противоположная детерминизму. 

Подмена определения метафорами, сравнениями и  т.д.

Равенство - пробный камень справедливости.  

Отрицательное определение.

Поселок городского типа – это не город. 

Определение «как попало».

Скейтборд –  это доска на колесиках, с которой  можно упасть и больно удариться. 
 

Задание 4. Приведите примеры ошибок в делении понятий, укажите, в чем состоит ошибка. 

Несоразмерное деление.

а) неполное деление.

Люди бывают дальнозоркими и близорукими. (Бывают и с отличным зрением) 

б) излишество в делении.

Структуры управления  бывают линейными, линейно-функциональными, штабными, матричными и дивизиональными. (Дивизиональные не являются структурой управления) 

Сбивчивое деление.

Машины бывают с открытым верхом, с аэрографией, хэтчбеки, седаны. 

Члены деления не исключают  друг друга.

Работа может  быть зачтена, не зачтена и выполнена на отлично. (Работа может быть выполнена на хорошо и удовлетворительно) 

Скачок  в делении.

Леса бывают хвойные, широколиственные, смешанные, еловые, сосновые. 
 

Задание 5. Приведите примеры отрицания сложных суждений, разберите их, выделив простые суждения и логические связки, запишите их с помощью символов.

Конъюнктивное суждение.

Неверно, что электричка (m) и велосипед (n) являются общественным транспортом.

Электричка (?m) или велосипед (?n) не являются общественным транспортом. 

    ? (m ? n) ? (?m ? ? n) 

Дизъюнктивное суждение.

Неверно, что  дети любят рыбий жир (m) или квас (n).

Дети не любят  рыбий жир (?m) и квас (?n).  

    ? (m   ? n) ? (?m   ? ?n) 

Строгое дизъюнктивное суждение.

Неверно, что  преподаватель ставит либо пять (m), либо два (n).

Преподаватель ставит пять (m) и два (n) или не пять (?m) и не два (?n). 

    ? (m   ? n) ? (m ? n) ? (?m   ? ?n) 

Импликативное суждение.

Неверно, что  если на улице идет дождь (m), то там холодно (n).

На улице идет дождь (m), но там не холодно (?n). 

    ? (m -> n) ? (m   ? ?n) 

Эквивалентное суждение.

Неверно, что  только тогда, когда сильно ударяешься (m), теряешь память (n).

Ударяешься не сильно (?m) и теряешь память (n) или сильно ударяешься (m) и память не теряешь (?n). 
 

Задание 6. Подберите суждения  A, E, O, сделайте из них выводы путем противопоставления предикату. Проверьте правильность вывода с помощью превращения и обращения. Отношения между терминами изобразите с помощью кругов Эйлера.

(А) Все иностранные  языки даются мне с трудом.

(Е) Легко мне  никогда не давались иностранные языки. 

Проверка.

(А) Все иностранные  языки даются мне с трудом.

(Е) Ни один  иностранный язык не давался  мне легко. 
 

(Е) Ни один  иностранный язык не давался  мне легко.

(Е) Легко мне  никогда не давались иностранные  языки. 
 
 
 

(О) Некоторые политики не являются правыми.

(I) Левыми являются некоторые политики. 

Проверка.

(О) Некоторые  политики не являются правыми.

(I) Некоторые политики являются левыми. 
 

(I) Некоторые политики являются левыми.

(I) Левыми являются некоторые политики. 
 

(Е) Ни один человек не есть Бог.

(I) Некоторые не Боги есть люди. 

Проверка.

(Е) Ни один  человек не есть Бог.

(А) Некоторые люди есть не Боги. 
 

(А) Некоторые люди есть не Боги.

(I) Некоторые не Боги есть люди. 
 

Задание 7.  Приведите пример неправильного простого категорического силлогизма и сделайте его полный разбор, (установите структуру, изобразите в круговых схемах отношения между терминами;  осуществите проверку правильности различными способами, укажите ошибки; определите фигуру и модус). 

А) Все люди  (Р+) носят одежду (М-).

А) Собака Капа (S+) носит одежду (М-).             

A) Собака Капа (S+) - человек (Р-).                     

Проверка:

1) нарушено правило терминов силлогизма: средний термин  не распределён ни в одной из посылок.

2) Нарушено правило  второй фигуры силлогизма: нет  ни одной отрицательной посылки.

II Фигура 

  3) ААА – не правильный модус для второй фигуры.

4) на основе  информации, содержащейся в посылках, нельзя установить однозначные  отношения между крайними терминами силлогизма S и Р. 

Задание 8. Приведите примеры  чисто условного  и условно-категорического  умозаключений и  сделайте их символическую  запись. В условно- категорических умозаключениях укажите правильные и неправильные модусы. 

Чисто-условное умозаключение.

Если не будет пробок (m), мы быстро доедем (n).

Если быстро доедем (n), успеем на пару (p).

Если не будет  пробок (m), мы успеем на пару (p).  

((m -> n) ^ (n -> p)) -> (m -> p) 
 

Условно-категорические умозаключения.

Правильные.

Если рождается мальчик (m), то ему покупают голубую одежду (n).

Родился мальчик (m).

Ему купили голубую  одежду(n). 

((m -> n) ^ m) -> n 
 

Если рождается  мальчик (m), то ему покупают голубую одежду (n).

Ребенку не купили голубую одежду (¬n).

Родилась девочка  (¬m). 

((m -> n) ^ ¬n) -> ¬m 
 

Неправильные.

Если рождается  мальчик (m), то ему покупают голубую одежду (n).

Купили голубую  одежду(n).

Родился мальчик (m). 

((m -> n) ^ n) -> m 
 

Если рождается  мальчик (m), то ему покупают голубую одежду (n).

Родилась девочка (¬m).

Ей не купят  голубую одежду (¬n). 

((m -> n) ^ ¬m) -> ¬n 
 

Задание 9. Приведите примеры различных видов энтимем и восстановите их до полных умозаключений. 

Укусы ядовитых змей смертельны, поэтому укус черной мамбы смертелен. (пропущена меньшая  посылка) 

Укусы ядовитых змей смертельны.

Черная мамба  – ядовитая змея.

Укус черной мамбы смертелен. 
 

Коля любит  все виды спорта, и даже настольный теннис. (пропущена большая посылка) 

Настольный теннис – вид спорта.

Коля любит  все виды спорта.

Коля любит  настольный теннис. 
 

Якуты разводят оленей, а олени – это очень  благородные животные с красивыми  рогами. (пропущено умозалючение) 

Якуты разводят оленей.

Олени – это  очень благородные животные с  красивыми рогами.

Якуты разводят благородных животных с красивыми рогами. 
 

Задание 10. Постройте эпихейрему и проверьте ее правильность.

Умелый шофер (А) – это залог безопасности на дороге (С), так как он (А) может  управляться с машиной даже в  экстремальных условиях (В).

Не каждый автовладелец (D) является умелым шофером (А), так как он (D) не всегда может грамотно справляться с автомобилем (Е). 

Не каждый автовладелец (D) – залог безопасности на дороге (С).  

Если A то С, так как A суть B.

Если D то А, так как D суть E.

Если D то С. 

Проверка.

1. Тот, кто  может управляться с машиной даже в экстремальных условиях (В) является залогом безопасности на дороге (С).

Умелый шофер (А) может управляться  с машиной даже в экстремальных  условиях (В). 

Умелый шофер (А) является залогом безопасности на дороге (С). 

2. Умелый шофер  (А) не всегда может грамотно  справляться с автомобилем (Е).

Не каждый автовладелец (D) не всегда может грамотно справляться с автомобилем (Е).

Не каждый автовладелец (D) является умелым шофером (А). 

3. Умелый шофер  (А) является залогом безопасности на дороге (С).

Не каждый автовладелец (D) является умелым шофером (А).

Не каждый автовладелец (D) является залогом безопасности на дороге (С). 
 

Задание 11. Постройте разделительно-категорические умозаключения по различным модусам  и сделайте их символическую запись. Укажите условия их правильности и приведите примеры ошибок. 

Утверждающе-отрицательный.

Дима сдает  логику автоматом либо проигрывает  пари.

Дима сдал логику автоматом.

Дима не проиграл пари. 
 

Он позвонит мне днем или вечером.

Он позвонил днем.

Он не позвонит вечером.

(умозаключение  неверно, т.к. нет строгой дизъюнкции) 
 

Отрицательно-утверждающий.

На такую гадость  способны только три человека –  Кирилл, Антон или Андрей.

Андрей и Антон  не имеют к этому никакого отношения.

Кирилл совершил эту гадость. 
 

У нас сегодня  будет либо зачет, либо обычная контрольная.

Сегодня у нас  не зачет.

Сегодня у нас  обычная контрольная.

(неверно, т.к.  вполне возможно, что будет просто  семинар или опрос) 
 
 

Задание 12. Сформулируйте  дилеммы (по одному примеру на каждый вид) и сделайте их символическую запись. 

Простая конструктивная дилемма.

Если будешь встречать Новый год с Васечкиными, то проведешь весело время.

Если будешь отмечать Новый год с Морковиными, то проведешь весело время.

Ты будешь встречать Новый год с Васечкиными или отмечать Новый год с Морковиными.

Проведешь время  весело. 

(m -> n) ^ (p ->  n), (m v  p)

Похожие работы:
© 2009-2022 Все права защищены — dipland.ru