Notice: Only variables should be passed by reference in /home/clients/ds/html/production/dipland.ru/index.php on line 268
Компаративный подход студентов к научно-исследовательской деятельности - дипломная работа | скачать
По алфавиту:

Указатель категорий Логика Компаративный подход студентов к научно-исследовательской деятельности

Компаративный подход студентов к научно-исследовательской деятельности

Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логика
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Современное понятие «научно-исследовательская работа студентов» (НИРС) включает в себя два взаимосвязанных элемента:
1) обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда;
2) собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством профессоров и преподавателей.

Выдержка из работы.

Иванов И. И. – ИИИ – 100 
 
 

Компаративный подход студентов к научно-исследовательской  деятельности. 
 
 

Наука – это  организованное знание.

Герберт Спенсер1. 
 

План:

1)Введение.

2)Научно-исследовательская работа студентов: виды и цели.

3)Основные принципы организации труда в научной деятельности.

4) Методы формирования и сплочения коллектива. 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретическое определение понятия, необходимости и проведения научно-исследовательской работы в высшей школе 

     В этой главе рассказывается о понятии  научного знания его значения в научно-исследовательской  деятельности. Подробно описываются  методы эмпирических и теоретических  исследований, условия их применения и использования, методы и формы  привлечения студентов к научному исследованию, которым относится  курсовое и дипломное проектирование. Рассматриваются элементы теории и  методологии научно-технического творчества. Важным элементом научной деятельности является готовность к этой деятельности, поэтому в работе рассматриваются  уровни готовности и условия её формирования у студентов в высшей школе.

     На  данном этапе работы необходимо дать определение научно-исследовательской  деятельности. Рассмотреть методы и  формы эмпирических и теоретических  исследований. Определить понятие готовности студентов к научно-исследовательской  деятельности и её формирование средствами проблемного обучения. Это включает и определение уровней готовности и рассмотрение условий их формирования. 

    1.1 Теоретическое определение понятия, необходимости и проведения научно-исследовательской работы в высшей школе. 

     В этом параграфе рассматривается  основной понятийный аппарат всей работы, касающийся научно-исследовательской  работы студентов. Необходимо рассмотреть основные понятия и компоненты научно-исследовательской  работы: «научно-исследовательская  работа студентов  », научное знание, методы исследования. Определить понятие  и разобрать элементы научно-исследовательского творчества. Определить этапы мышления по «добычи» научного знания. Рассмотреть все  методы научного познания и определить условия  их использования.

     1) Формы и методы  привлечения студентов  к научному творчеству.

     Современное понятие «научно-исследовательская  работа студентов» (НИРС) включает в  себя два взаимосвязанных элемента:

     1) обучение студентов элементам  исследовательского труда, привитие  им навыков этого труда;

     2) собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством профессоров и преподавателей.

     Руководство НИРС является обязательным элементом  деятельности профессоров и преподавателей вузов, аспирантов. В каждом вузе организуется совет по НИРС, возглавляемый ректором; на факультете – деканом; на кафедре  – заведующим кафедрой. Главными задачами советов являются: оказание всесторонней помощи руководству вуза в создании условий для широкого участия  студентов в научно-исследовательской, конструкторской и творческой работе; распространение положительного опыта  организации научной работы студентов; методическое руководство работой  нижестоящих советов; организация  научно-технических конференций, выставок, конкурсов, смотров и др.

     Формы и методы привлечения студентов  к научному творчеству условно подразделяются на НИР, включенную в учебный процесс, а также НИР, выполняемую студентами во внеучебное время. Учебно-исследовательская  работа (УИРС) выполняется в отведенное расписанием занятий учебное  время по специальному заданию в  обязательном порядке каждым студентом. Основной задачей УИРС является обучение студентов навыкам самостоятельной  теоретической и экспериментальной  работы, ознакомление с реальными  условиями труда в лаборатории, в научном коллективе.

     К таким занятиям относятся :

     1) лекции по дисциплине «Основы  научных исследований» (ОНИ);

     2) практические и лабораторные  занятия с элементами научных  исследований по дисциплине (ОНИ,  Автомобили и др );

     3) курсовое и дипломное проектирование  с элементами научных исследований, наличия внедрения в виде изготовленных  стендов, установок, датчиков; публикаций  статей, тезисов докладов, изготовленных  материалов на изобретения.

     Основной  формой научной работы студентов, выполняемой  во внеучебное время, является участие  студентов в научных исследованиях, проводимых преподавателями кафедр и сотрудниками научных учреждений вуза по госбюджету и хоздоговорной  тематике.

     Формы творческой работы студентов: студенческие КБ, проектные, технологические, исследовательские  бюро (СКБ), научные и вычислительные центры, научно-производственные отряды.

     2) Понятие научного знания

     Знание  – идеальное воспроизведение  в языковой форме обобщенных представлений  о закономерных связях объективного мира. Функции знания – обобщенное разрозненное представление о закономерностях  природы, общества и мышления; хранение в обобщенных представлениях всего  того, что может быть передано в  качестве устойчивой основы практических действий. Процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию называют познанием, в основе которого лежит  отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его  общественной, производственной и научной  деятельности, именуемой практикой. Потребности практики выступают  основной и движущей силой развития познания, его целью. От практики к  теории и от теории к практики, от действия к мысли и от мысли  к действительности – такова общая  закономерность отношений человека в окружающей действительности.

     Диалектика  процесса познания выражается в противоречии между ограниченностью наших  знаний и безграничной сложностью объективной  действительности, между субъективной формой и объективным содержанием  человеческого познания, в необходимости  борьбы мнений, позволяющих путем  логических доказательств и практической проверки установить истину. Вся наука, все человеческое познание направлены к достижению истинных знаний, верно  отражающих действительность. Истинные знания существуют в виде законов  науки, теоретических положений  и выводов, учений, подтвержденных практикой  и существующих объективно, независимо от трудов и открытий ученых. Поэтому  истинное научное знание объективно. Научное знание может быть относительным  и абсолютным. Относительное знание – неполное, абсолютное – полное. Непрерывное развитие практики исключает  возможность превращения знания в абсолютное.

     Познание  включает в себя два уровня: чувственный  и рациональный.

     Чувственное познание обеспечивает непосредственную связь человека с окружающей действительностью. Элементы: изучение, восприятие, представление  и воображение. Рациональное познание способствует осознанию сущности процессов, вскрывает закономерности развития. Форма – абстрактное мышление. Мышление – это опосредованное и  обобщенное отражение в мозгу  человека существующих свойств, причинных  отношений и закономерных связей между объектами или явлениями. Основной инструмент мышления – логические рассуждения человека, элементы которых: понятия, суждения, умозаключения. Понятие  – это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки предмета или явления.

     Бывают: общими, единичными, собирательными, абстрактными и конкретными, абсолютными и относительными. По признаку отношений между понятиями их делят на тождественные, равнозначные, подчиненные, соподчиненные, частично согласные, противоречащие и противоположные.

     Раскрытие содержания понятия называют его  определением. В научном исследовании определения обычно завершают процесс  исследования, закрепляют те результаты, к которым ученый пришел в своем  исследовании. Без определения понятий  возможно ложное толкование мыслей автора исследования. Суждение – это мысль, в которой посредством связи  понятий утверждается или отрицается что-либо; - это сопоставление понятий, устанавливающих объективную связь  между мыслимыми предметами и  их признаками. Умозаключение –  процесс мышления, составляющий последовательность двух или нескольких суждений, в  результате которых выводится новое  суждение. По другому умозаключение  называют выводом, через который  становится возможным переход от мышления к действию, к практике.

     В процессе научного исследования можно  отметить следующие этапы: возникновение  идей; формирование понятий, суждений; выдвижение гипотез; обобщение научных  фактов; доказательство правильности гипотез, суждений. Научная идея –  интуитивное объяснение явление  без промежуточной аргументации, без осознания всей совокупности связей, на основании которой делается вывод. Гипотеза – это предположение  о причине, которая вызывает данное следствие. Если гипотеза согласуется  с наблюдаемыми фактами, то в науке  ее называют теорией или законом. По мере уточнения и исправления  гипотеза превращается в закон. Закон  – внутренняя существенная связь  явлений, обуславливающая их необходимое  закономерное развитие; выражает определенную устойчивую связь между явлениями  или свойствами материальных объектов. Теория – система обобщенного  знания, объяснения тех или иных сторон действительности.

     Структуру теории формируют принципы, аксиомы, законы, суждения, положения, понятия, категории и факты. Аксиома –  это положение, которое берется  в качестве исходного, недоказуемого  в данной теории. Теория слагается  из относительно жесткого ядра и его  защитного пояса. В ядро входят основные принципы. Защитный пояс содержит вспомогательные  гипотезы, конкретизирующие ее ядро. Теория является наиболее развитой формой обобщенного  научного знания.

     3) Методы теоретических и эмпирических  исследований

     Метод - это способ достижения цели! Метод  объективен, он является программой построения и практического применения теории. К общенаучным методам относятся: наблюдение, сравнение, счет, измерение, эксперимент, обобщение, абстрагирование, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, идеализация, ранжирование, а также аксиоматический, гипотетический, исторический и системный методы. Разнообразные методы научного познания условно подразделяются на ряд уровней: эмпирический, экспериментально-теоретический, теоретический и метатеоретический. Методы эмпирического уровня: наблюдение, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тесты, метод проб и ошибок и т.д. Методы эксперементально-теоретического уровня: эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, гипотетический, исторический и логический методы. Методы теоретического уровня: абстрагирование, идеализация, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аксиоматика, обобщение и т.д. К методам метатеоретического уровня относятся диалектический иметод системного анализа.

     Наблюдение  – это способ познания объективного мира, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений  при помощи органов чувств без  вмешательства в процесс со стороны  исследователя.

     Сравнение - это установление различия между  объектами материального мира или  нахождение в них общего; осуществляется как при помощи органов чувств, так и при помощи специальных  устройств.

     Счет  – это нахождение числа, определяющего  количественное соотношение однотипных объектов или их параметров, характеризующих  те или иные свойства.

     Измерение – это физический процесс определения  численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном.

     Эксперимент – одна из сфер человеческого практики, в которой подвергается проверке истинность выдвигаемых гипотез  или выявляются закономерности объективного мира.

     Обобщение – определение общего понятия, в  котором находит отражение главное, основное, характеризующее объекты  данного класса.

     Абстрагирование – это мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений  предметов и выделение нескольких сторон, интересующих исследователя.

     Формализация  – отображение объекта или  явления в знаковой форме какого-либо искусственного языка (математики, химии  и т.д.).

     Аксиоматический метод – способ построения научной  теории, при котором некоторые  утверждения принимаются без  доказательств.

     Анализ  – метод познания при помощи расчленения  или разложения предметов исследования на составные части.

     Синтез  – соединение отдельных сторон предмета в единое целое.

     Индукция  – умозаключение от фактов к некоторой  гипотезе

     (общему  утверждению).

     Дедукция  – умозаключение, в котором вывод  о некотором элементе множества  делается на основании знания общих  свойств всего множества.

     Аналогия  – метод, посредством которого достигается  знание о предметах и явлениях на основании того, что они имеют  сходство с другими.

     Гипотетический  метод познания предполагает разработку научной гипотезы на основе изучения физической, химической и т.п., сущности исследуемого явления, формулирование гипотезы, составление расчетной  схемы алгоритма (модели), ее изучение, анализ, разработка теоретических положений.

     Исторический  метод познания предполагает исследование возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности.

     Идеализация - это мысленное конструирование  объектов, которые практически неосуществимы.

     Системные методы: исследование операций, теория массового обслуживания, теория управления, теория множеств и др.

     4) Элементы теории и методологии  научно-технического творчества.

     Творчество  – мышление в его высшей форме, выходящее за пределы известного, а также деятельность, порождающая  нечто качественно новое.

     В частности, научное творчество связанно с познанием окружающего мира. Научно-техническое творчество имеет  прикладные цели и направлено на удовлетворение практических потребностей человека. Одной из проблем творчества является его мотивационная структура. Мотивации (побуждения) связаны с потребностями, которые делятся на три группы: биологические, социальные и идеальные (подсознательные). Наиболее важным для  творчества видом мышления является воображение. Творческая личность обладает рядом особенностей и прежде всего  умением сосредоточить внимание и долго удерживать его на каком-либо вопросе или проблеме.

Похожие работы:
© 2009-2022 Все права защищены — dipland.ru