По алфавиту:

Указатель категорий Конституционное право Российской Федерации Институт Президента в системе органов государственной власти РФ.

Институт Президента в системе органов государственной власти РФ.

Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Конституционное право Российской Федерации
Количество страниц: 70
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2009
Последнее скачивание: не скачивался

Содержание.

Введение 3
Глава 1. Конституционно-правовые основы положения Президента РФ 5
1.1. Порядок избрания Президента РФ 5
1.2. Правовые закрепления основных направлений деятельности Президента РФ 11
Глава 2. Полномочия Президента. 22
2.1. Полномочия Президента в области строительства. 22
2.2. Полномочия Президента в сфере социально-экономического развития России 28
2.3. Полномочия Президента в сфере военного строительства. 31
Глава 3. Юридическая ответственность президента. 39
3.1. Основания возникновения ответственности Президента. 39
3.2. Парламентская ответственность Президента. 45
3.3. Уголовно- правовая ответственность Президента. 54
Заключение 60
Список литературы 68

Описание.

Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. Советской республике, какой Россия была в течение трех четвертей XX века, такого рода институт был органически чужд. С господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти был несовместим принцип разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти Президента.
Первый Президент Российской Федерации был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 г.
Его статус по Конституции 1978 г. имел существенные отличия от того, как определила правовое положение Президента Конституция 1993 г.
Конституция 1993 г. внесла существенные изменения в статус Президента, его полномочия.
Принцип разделения властей в любом государстве предполагает взаимодействие и взаимозависимость органов, составляющих различные ветви государственной власти. Общепринятым средством воздействия органов одной ветви государственной власти на органы другой ветви является предоставление права распускать орган либо отрешать от должности его должностных лиц.
Конституционная акция отрешения Президента от должности вошла в словарный обиход россиян под названием "импичмент". Импичмент - процедура привлечения к ответственности и отстранения от должности ряда должностных лиц. Термин пришел из практики и законодательства США. В Российской Федерации импичментом именуется отрешение Президента Российской Федерации от должности Федеральным Собранием Российской Федерации, которое регулируется нормами Конституции Российской Федерации.
Наша работа посвящена конституционно-правовому статусу Президента РФ, институту Президентства в России, его основным функциям и полномочиям, процедуре занятия и отрешения от должности.
Актуальность работы обусловлена особенностями формы правления в Российской Федерации, характеризующейся признаками сильной президентской власти в республике.
Объектом в работе является институт президента РФ, его статус и полномочия, конституционные правоотношения по избранию президента, вступлению в должность и привлечению президента к ответственности.
Предметом в работе является конституционное законодательство, материалы судебной практики Конституционного суда РФ, материалы учебной и научной литературы.
Целью работы является определение роли президента в системе государственной власти в Российской Федерации.
Задачи работы:
- изучить порядок избрания Президента РФ,
- определить правовые основы направлений деятельности Президента РФ,
- определить полномочия Президента в области строительства,
- определить полномочия Президента в сфере социально-экономического развития России,
- изучить полномочия Президента в сфере военного строительства,
- провести анализ оснований возникновения ответственности Президента,
- изучить вопросы парламентской ответственности Президента,
- определить основания уголовно- правовой ответственности Президента.
Структура работы: введение, три главы, восемь параграфов, заключение и список литературы.

Выдержка из работы.

Статус Президента Российской Федерации в исполнительной власти РФ определяется в первую очередь Конституцией Российской Федерации.
Статья 80 Конституции РФ определяет, что Президент - гарант Конституции, прав и свобод человека; он принимает меры по охране суверенитета, независимости и государственной целостности и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.
Президент Российской Федерации руководит непосредственно и через федеральных министров деятельностью федеральных органов исполнительной власти, указанных в части первой настоящей статьи и находящихся в ведении соответствующих федеральных министерств.
Президент Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, указанными в части первой настоящей статьи. Президент Российской Федерации в случае изменения в установленном порядке системы и структуры федеральных органов исполнительной власти до принятия федеральных законов о внесении соответствующих изменений в федеральные законы может перераспределять установленные федеральными законами функции федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых руководит Президент Российской Федерации.
Президент Российской Федерации как глава государства имеет множество важнейших полномочий, которые связаны с организацией и деятельностью государственных органов исполнительной власти:
- определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ;
- является гарантом прав и свобод человека и гражданина, которые реализуются чаще всего в области организации и функционирования государственного управления;
- принимает непосредственное участие в формировании Правительства РФ (предлагает для одобрения Государственной Думе кандидатуру Председателя Правительства РФ, причем Президент РФ может назначить на эту должность и свою кандидатуру; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; вправе принимать или отклонять отставку Правительства РФ);
- обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ;
- может вводить на территории РФ или в ее отдельных местностях военное положение в случае агрессии против России или непосредственной угрозы такой агрессии;
- может вводить повсеместно или в отдельных местностях России чрезвычайное положение;
- издает указы и распоряжения, которые относятся к системе актов, обязательные для исполнения на всей территории РФ;
- вправе отменять постановления и распоряжения Правительства РФ;
- имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
- вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции России, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина (до решения данного вопроса соответствующим судом);
- вправе использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ как по своей инициативе, так и по инициативе органа исполнительной власти. В случае недостижения согласованного решения Президент РФ может передавать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда;
- формирует и осуществляет руководство Администрацией Президента РФ;
- назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ в российских регионах;
- назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях;
- по представлению Председателя Правительства РФ Президент РФ утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в них изменения и дополнения;
- имеет право вносить изменения в состав Правительства РФ, упразднять, объединять или преобразовывать федеральные органы исполнительной власти.
Можно назвать и иные полномочия Президента Российской Федерации как субъекта исполнительной власти. В частности, высшие должностные лица субъектов РФ - краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - подчиняются Президенту РФ по предметам ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.
Как глава государства Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина.
Положения об обязанности Президента защищать Конституцию РФ, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, верно служить народу содержатся в тексте присяги Президента, которую он приносит при вступлении в должность (ч. 1 ст. 82 Конституции).
В соответствии с Конституцией права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность всех органов государственной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). В этой сфере Конституция отводит Президенту особую роль.
Выступая гарантом прав и свобод человека и гражданина, Президент реализует данное конституционное полномочие в процессе осуществления законодательной инициативы, а также при издании указов, направленных на защиту правового положения личности в целом и отдельных групп населения, обеспечение граждан всей полнотой политических и социально-экономических прав.
Президент РФ в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности. Для случаев, когда этот порядок не детализирован, а также в отношении полномочий, не перечисленных в ст. 83 - 89 Конституции, их общие рамки определяются принципом разделения властей (ст. 10) и требованием ч. 3 ст. 90, согласно которой указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации. Охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности связана с деятельностью всех ветвей власти. Однако Президент наделяется Конституцией в этой сфере особыми полномочиями. В частности, он принимает оперативные решения, вызванные экстраординарными обстоятельствами, вправе вводить военное или чрезвычайное положение на территории России или в отдельных ее местностях. Данные обязанности Президента РФ обусловлены также ст. 71 (п. "м"), 82 (ч. 1), 87 (ч. 1 и 2) Конституции. В связи с реализацией конституционных полномочий Президента по охране суверенитета Российской Федерации следует отметить указы, утвердившие Концепцию национальной безопасности и Военную доктрину Российской Федерации .
Полномочия Президента РФ по охране исторически сложившегося государственного единства непосредственно связаны с выполнением им конституционных требований об обеспечении целостности Российской Федерации и неприкосновенности ее территории. Государственная целостность как одна из основ конституционного строя России закреплена в ст. 4 (ч. 3), 5 (ч. 3), 8, 65, 67 (ч. 1), 71 (п. "б") Конституции и является важным условием обеспечения равного правового статуса всех граждан независимо от места их проживания, одной из гарантий их конституционных прав и свобод.
Существенны полномочия Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Для этого он может использовать установленные Конституцией РФ рычаги воздействия на Государственную Думу и Правительство, в ряде случаев - обратиться с запросом в Конституционный Суд РФ. Необходимо отметить, что Президент России не злоупотребляет своим правом инициировать конституционное судопроизводство - в большей мере им используются согласительные процедуры. Тем не менее именно при нынешнем Президенте России появились постановления Конституционного Суда РФ, признающие неконституционными основные законы отдельных субъектов Федерации.
Президент вправе инициировать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти федерального уровня и субъектов Федерации. Президент и Правительство в соответствии с Конституцией РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.
Для обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Президент имеет возможность использовать и иные средства, указанные в Конституции. Следует отметить, что именно функции Президента, установленные в ч. 2 ст. 80 Конституции России, предопределяют приоритеты в реализации Президентом его прав.
Президент России, реализуя свои полномочия, обеспечивает должное исполнение конституционных обязанностей всеми органами государства лично. Так, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Президент России вправе приостановить действия акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта), актов органов исполнительной власти субъекта РФ; вынести предупреждение, отрешить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации от должности; временно отстранить от исполнения обязанностей в установленном законодательством порядке.
Полномочия Президента РФ в области обороны закреплены Федеральным законом от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне". Так, Президент РФ определяет основные направления военной политики Российской Федерации; утверждает военную доктрину РФ; осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами; утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса; и осуществляет иные полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Российской Федерации.
В числе гарантий, обеспечивающих беспрепятственное и надлежащее осуществление прав и обязанностей лицом, занимающим должность Президента РФ, особое место занимает его право неприкосновенности.
Из общего смысла содержания нормы статьи 91 Конституции РФ усматривается, что право неприкосновенности гарантирует Президенту РФ независимое от влияний (вмешательств) со стороны представителей ветвей власти выполнение его обязанностей.
Президент РФ, согласно ст. 93 Конституции, может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Процедура при отрешении по Конституции и регламентам Государственной Думы и Совета Федерации заключается в следующем. Предложение о выдвижении обвинения против Президента может быть внесено по инициативе не менее 1/3 депутатов Государственной Думы. Дума образует специальную комиссию и получает ее заключение по существу вопроса. Согласно Регламенту Государственной Думы обсуждение предложения депутатов проводится на заседании Государственной Думы, на котором выступают уполномоченный от группы депутатов, выдвинувших обвинение, представитель специальной комиссии, обязательно заслушивается заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления, выступают депутаты, эксперты; представители Президента и Правительства в Государственной Думе могут получить слово вне очереди. Государственная Дума принимает решение о выдвижении обвинения против Президента 2/3 от общего числа депутатов палаты.
Решение Государственной Думы передается в Совет Федерации, который обязан получить заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. По Регламенту Совета Федерации на его заседании рассмотрение вопроса начинается с сообщения Председателя Государственной Думы об основаниях выдвижения обвинения против Президента, затем слово предоставляется Председателю Конституционного Суда и Председателю Верховного Суда РФ для оглашения заключения этих органов, затем заслушивается заключение Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. На заседание Совета Федерации приглашается Президент, ему или его представителю может быть предоставлено слово по их желанию. Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности принимается 2/3 голосов от общего числа членов данной палаты. Причем это решение должно быть принято не позднее чем в 3-месячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента; если в указанный срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Список литературы.

Список литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)//Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237
2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ) (с изм. и доп. от 5 января 2006 г.) //Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954
3. Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 14.07.2008) "Об обороне" // Собрание законодательства РФ", 03.06.1996, N 23, ст. 2750.
4. Положение о Российском агентстве по обычным вооружениям. Утверждено Постановлением Правительства от 30 июля 1999 г. // СЗ РФ. 1999. N 33. Ст. 4115;
5. Положение о Российском агентстве по боеприпасам. Утверждено Постановлением Правительства от 6 августа 1999 г. // Там же. Ст. 4122;
6. Положение о Российском агентстве по системам управления. Утверждено Постановлением Правительства от 30 июля 1999 г. // Там же. Ст. 4114;
7. Положения о Министерстве обороны Российской Федерации и о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации. Утверждены Указом Президента от 11 ноября 1998 г. // Там же. Ст. 5652
Научная и учебная литература:
8. Конституционное право Российской Федерации: Основы теории конституционного права. Курс лекций. Ч. 1 / Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. - М., 2002. - 332 c.
9. Мирзанагимов З.Н. Порядок избрания, вступления в должность и прекращения полномочий Президента РФ // Норма. Закон. Законодательство. Право. Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции (Пермь, апрель 2005 г.). - Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2006, Ч. 2. - С. 22-25
10. Гордиенко С.В. Полномочия президента в президентских и полупрезидентских республиках // Государство, право и управление. Материалы III Всероссийской межвузовской научно-практической конференции. - М.: Изд-во ГУУ, 2003, Вып. 1. - С. 177-184
11. Окуньков Л.А. Президент РФ. Конституция и политическая практика. М., 1996. С. 36.
12. Мышева Т.Г. Конституционные полномочия Президента РФ // Конституционные чтения. Межвузовский сборник научных трудов. - Саратов: Изд-во Поволж. акад. гос. службы, 2005, Вып. 6. - С. 105-107
13. Окуньков Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) // Журнал российского права. 2001. N 2.
14. Мышева Т.Г. Конституционные полномочия Президента РФ // Конституционные чтения. Межвузовский сборник научных трудов. - Саратов: Изд-во Поволж. акад. гос. службы, 2005, Вып. 6. - С. 105-107
15. Гончаров В.В. Проблемы соотношения и взаимодействия президентской и исполнительной власти в России // Юридический мир, 2008, N 4.
16. Административное право: учебник // Под ред. Л.Л. Попова.-М.: Юристъ, 2005.
17. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / Под ред. Ю.А. Дмитриева.-М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.
18. Кутафин О.Е. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. М.: Юристъ, 2004. С. 265.
19. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. М., 1996. С. 15.
20. Жилинский С.Э. Наш Президент. Как он правит и как его избирают. М.: Норма, 2004. С. 97.
21. Златопольский Д.Л. Институт Президента в Восточной Европе: порядок выборов и ответственность // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1994. N 5. С. 19.
22. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. М.: Юристъ, 2006. С. 154.
23. Авакьян С.А. Досрочное прекращение полномочий Президента России: проблемы, требующие юридического решения // Законодательство. 1999. N 3.
24. Конституционное право. Энциклопедический словарь / Отв. ред. и рук. авторского коллектива С.А. Авакьян. М.: Изд-во НОРМА-ИНФРА-М, 2001. С. 255.
25. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М.: Книжный мир, 2005. С. 206.
26. Парламенты мира. М., 1991. С. 378.
27. Румянцев О.Г. Отрешение Президента России от должности: конституционно-правовые проблемы. 1998 // http://www.rumiantsev.ru/works/58/.
28. Линьков А., Трусевич С. Импичмент не прошел, но стал серьезным предупреждением власти // Парламентская газета. 1999. 18 мая.
29. Сборник документов и материалов Специальной комиссии Государственной Думы Российской Федерации. С. 995.
30. Российское законодательство. 1927 - 2000. Справочник / Сост.: Р.К. Надеев, Т.Р. Надеев, А.И. Королев, под научн. ред. В.А. Рощина. М.: Издание Федерального Собрания, 2000. С. 124 - 126.
31. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих // Государство и право. 2000. N 3. С. 25.
32. Рунец С.В. Актуальные вопросы ответственности главы государства в России // Общество и право, 2008, N 3.
33. Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник Московского университета. Серия "Право". 1998. N 1. С. 37.
34. Зыкова Н.С. Отрешение от должности Президента РФ и участие в этой процедуре Конституционного Суда РФ // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 11. С. 31.
35. Лучин В.О. Конституционные деликты // Государство и право. 2000. N 1. С. 18.
36. Статкявичус М. Конституционная практика Литвы: ответственность в порядке импичмента // Сравнительное конституционное обозрение. 2004. N 3. С. 196.
Похожие работы:
© 2009-2021 Все права защищены — dipland.ru