По алфавиту:

Указатель категорий История искусств Бортнянский - создатель партесного хорового концерта

Бортнянский - создатель партесного хорового концерта

ВУЗ: БГУК
Тип работы: Контрольная работа
Предмет: История искусств
Количество страниц: 18
Язык документа: Русский
Последнее скачивание: не скачивался

Содержание.

Введение 2
1. Партесный хоровой концерт: краткий исторический экскурс 4
2. Партесный хоровой концерт как апогей творческого развития Бортнянского 8
3. Влияние творчества Д.С. Бортянского на русское музыкальное искусство 13
Заключение 16
Список использованной литературы 18

 

Описание.

Цель данной работы – охарактеризовать роль Д.С. Бортнянского в создании русского партесного хорового концерта.
Задачи работы:
- раскрыть сущность понятия «партесный хоровой концерт» и описать его возникновение в русском музыкальном искусстве;
- дать краткую характеристику творческому наследию композитора, уделив особое внимание партесным хоровым концертам;
- рассказать о том, какое влияние оказало творчество Бортнянского на русское музыкальное искусство.

 

Выдержка из работы.

Партесный хоровой концерт как апогей творческого развития Бортнянского
В конце XVIII в. хоровая музыка становится основной сферой всей деятельности Бортнянского – он оставил свыше ста хоровых сочинений, в том числе 35 4-х-голосных хоровых концертов и десять концертов для хора с двойным составом. В этих сочинениях Бортнянский достигает большого мастерства монументального хорового письма, продолжая традиции своих предшественников.
Он много работал над старинными мелодиями из «Обихода», над гармонизацией знаменных распевов. Мелодика его концертов, интонационно близка к русской и украинской народной песне. Творчество Бортнянского связано с традициями народной песенности, с принципами партесного стиля и кантовой лирики. Черты от кантов и партесных концертов ощущаются в голосоведении, в гармонии и даже в кадансовых оборотах. Бортнянский развил и поднял на высший уровень партесный концерт [2, 29]. До него черты партесного концерта просматривались в творчестве Веделя, Калашникова, Титова.
Главный секрет обаяния хоровой музыки Бортнянского в ее возвышенной простоте и сердечности. Каждому слушателю кажется, что он мог бы петь вместе с хором. Большая часть хоровых сочинений написана для четырехголосного состава.
Хоровой концерт – жанр полифункциональный: это и кульминационная часть литургии, и украшение государственной церемонии, и жанр светского музицирования. У Бортнянского текст концерта представляет собой свободную комбинацию строф из псалмов Давида. Для хорового концерта традиционные тексты псалмов служили общей эмоционально-образной основой. Бортнянский подбирал текст, исходя из традиционных принципов построения музыкального цикла, контраст соседних частей по характеру, ладу, тональности, и по метру.

Список литературы.

1. Берлиоз Г. Избранные статьи. – М.: Госмузиздат, 1956. – 407 с.
2. Доброхотов Б.В. Д. С. Бортнянский: биография отдельного лица. - М.: Музгиз, 1950. - 55 с.
3. Левашева О. Е. История русской музыки. Т. 1. От древнейших времен до середины XIX века. – М.: Музыка, 1972. — 594 с.
4. Металлов В. Очерк истории православного церковного пения в России. - М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. – 150 с.
5. Мясоедов А. О гармонии русской музыки (корни национальной специфики).- М.: Прест, 1998. - 141 с.
6. Порфирьева А.Л. Бортнянский Дмитрий Степанович // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. 18 век. Книга 1. - СПб.: Композитор, 2000. - С. 146-153.
7. Разумовский Д. Церковное пение в России: (Опыт историко-технического изложения). Вып. 1-3. – М.: Тип. Т. Рис, 1867 . – 400 с.
8. Рыцарева М. Композитор Д. Бортнянский. М.: Музыка, 1979. – 256 с.
9. Скребков С. С. Русская хоровая музыка XVII начала XVIII века. – М.: Музыка, 1969. – 120 с.
10. Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. – М.: Музыка, 1971. – 216 с.
 

Похожие работы:
© 2009-2021 Все права защищены — dipland.ru