По алфавиту:

Указатель категорий Деньги, кредит, банки (ДКБ) Влияние роста тарифов и стоимости услуг естественных монополий на инфляционные процессы в России

Влияние роста тарифов и стоимости услуг естественных монополий на инфляционные процессы в России

Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Деньги, кредит, банки (ДКБ)
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2010
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Целью курсового исследования явилось изучение влияния роста тарифов естественных монополий на инфляционные процессы в России

Выдержка из работы.

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

 АКАДЕМИЯ

(ИНЭКА) 

КАФЕДРА ФИНАНСОВ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ДЕНЬГИ,  КРЕДИТ,  БАНКИ

НА ТЕМУ: ВЛИЯНИЕ РОСТА ТАРИФОВ И СТОИМОСТИ  УСЛУГ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ НА ИНФЛЯЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

В РОССИИ. 

Работа  выполнена 

                    студенткой  группы

                    5316-б   ЭФ

                    Ляпиной Ю.А.

Научный руководитель

доцент  Нуретдинова  Л.Т. 
 

Набережные  Челны - 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ           3

I.ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 

    1. Естественные монополии         5
    2. Естественные монополии в России       7
    3. Отечественная практика регулирования  деятельности естественных монополий                   11

II. ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ НА ИНФЛЯЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ РОССИИ

2.1 Необходимость и задачи государственного регулирования цен в естественных монополиях               14

2.2 Состояние и динамика изменений тарифов естественных монополий в современной России                 15

2.3 Влияние роста  тарифов и стоимости услуг  естественных монополий на инфляционные процессы России. Взгляды экономистов           17

III. ПЕРСПЕКТИВЫ И ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ РОСТА ТАРИФОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ           22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ        27 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       Влияние роста тарифов естественных  монополий на инфляцию, деятельность  естественных монополий, а также регулирование этой деятельности в рамках закона – это тема является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, так как от действия монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества.

     Тарифы  естественных монополий имеют огромное значение для страны в целом. Деятельность монополий подвижна, и государственное регулирование должно быть, по мнению многих экономистов, осторожным. Замораживание тарифов, высокое налогообложение – все это может только еще хуже усугубить  ситуацию в экономике страны.

     Целью курсового исследования явилось изучение влияния роста тарифов естественных монополий на инфляционные процессы в России.

     Исходя  из поставленной цели, в курсовой работе рассматриваются следующие задачи:

    • изучить сущность естественных монополий;
    • рассмотреть естественные монополии в России;
    • рассмотреть отечественную практику регулирования деятельности естественных монополий;
    • выявить необходимость и задачи государственного регулирования цен в естественных монополиях;
    • определить состояние и динамику изменений тарифов естественных монополий в современной России;
    • попытаться выявить влияние роста тарифов и стоимости услуг естественных монополий на инфляционные процессы России;
    • рассмотреть возможные решения по ограничению роста тарифов естественных монополий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.

    1. Естественные монополии.

     Естественная  монополия - состояние товарного  рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.(1)

     К отраслям, в которых действуют  естественные монополии можно отнести  большинство предприятий, так называемого  общественного пользования, осуществляющих коммунальное обслуживание, предприятия  телефонной связи, железнодорожного, трубопроводного транспорта, кабельное телевидение и т.п.

     Естественные  монополии порождаются в тех  отраслях, где используется значительный объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на масштабах выпуска. Разделение производства между 2-3 или большим количеством фирм нецелесообразно и приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы и наличие более, чем одного продавца приведет к росту издержек. Конкуренция здесь невозможна и в силу того, что самая крупная фирма всегда обладает преимуществами в части издержек над своими соперниками, а мелкие фирмы в этих условиях, по-видимому, не способны выдержать конкуренции и будут вытеснены с рынка. Крупные компании легко могут расширить число своих потребителей в обслуживаемом регионе. Создание же новой дополнительной компании, выполняющей аналогичные функции, в случае появления дополнительного спроса будет обходиться слишком дорого.

     В некоторых отраслях, как, например, в электроэнергетике, экономия от масштаба может быть существенной при всех объемах выпуска. Например, системы водоснабжения или электроснабжения требуют высоких объемов основного оборудования – трансформаторных подстанций, генераторов, линий электропередач, насосного и водопроводного оборудования, очистных сооружений и т.д. В случае сокращения объемов предоставления данных благ на тех же производственных мощностях постоянные издержки не уменьшатся, так как основные капиталовложения уже осуществлены, но при этом увеличатся средние издержки. Если в отрасли будут действовать несколько фирм, то весь объем производства распределится между ними и производство каждой из них будет меньшим. В этом случае (при сохранении прежнего объема постоянных издержек на оборудование) средние издержки недостигнут своего минимального уровня. Здравый смысл подсказывает, что дешевле пользоваться одной линией электропередач, чем тянуть две параллельных, перекрывающих друг друга. То же самое можно сказать о трубопроводах для транспортировки нефти и газа.

     Наряду  с отмеченными положительными качествами у естественных монополий есть и крайне опасная оборотная сторона - возможность господствовать в соответствующих рыночных отношениях, устанавливать свою безраздельную диктатуру рыночной власти. Ограничение произвола естественных монополий достигается в основном двумя путями: установлением в сферах естественных монополий государственной собственности и государственным регулированием.

     1.2 Естественные монополии в России

     Электроэнергетика.

     В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Передающая энергию сеть по природе своей предназначена быть монопольной. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к. означала бы повсеместное сооружение нескольких параллельных друг другу дорогостоящих сетей, предназначенных для выполнения буквально одних и тех же услуг и отличающихся друг от друга лишь тем, что они принадлежат разным хозяйствующим субъектам. Сомнительная выгода от экономии на издержках производства электроэнергии за счет конкуренции между владельцами сетей не идет ни в какое сравнение с бездумными затратами на строительство передающих сетей.

     В структуре капитала РАО "ЕЭС России" государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО "ЕЭС России" контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Основные фонды компании оцениваются в 400 млрд. долл., рыночная капитализация холдинга составляет около 13 млрд. долл. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО "ЕЭС России" является собственником всей сети линий электропередач страны. Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходится 13% общего производства электроэнергии в РФ.

     Толчком к регионализации, дроблению единого  рынка электроэнергии послужило  введение в 1991г. дифференцированных тарифов по оплате электроэнергии потребителями отдельных областей в зависимости от реальных затрат каждой энергосистемы, что привело к нерациональной загрузке энергетических мощностей. Хронически недогруженными остаются крупные высокоэффективные станции при более полной загрузке менее эффективных малых станций, принадлежащих региональным энергосистемам.

     Главная проблема российской электроэнергетики - неплатежи. В силу специфики производимой продукции применение санкций в  отношении неплательщиков чрезвычайно затруднено. Положение, вызванное неплатежами, можно существенно улучшить путем реализации значительного экспортного потенциала РАО. По некоторым оценкам, экспорт электроэнергии, произведенной на избыточных мощностях, позволил бы получать ежегодно до 16 млрд. долл. Однако для передачи больших объемов электроэнергии на значительные расстояния с сохранением ее параметров требуется модернизация линий электропередач и вспомогательных сооружений. Пока в страны дальнего зарубежья экспортируется всего около 10 млрд. кВтч электроэнергии.

     Основной  целью образования РАО "ЕЭС  России" в форме акционерного общества (когда в ноябре 1992г. были объединены мощности свыше 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и Единой энергосистемы) было формирование оптового рынка электроэнергии. В федеральное владение РАО "ЕЭС России" поступили около 50 новейших электростанций (это более половины общих мощностей), выведенных из состава территориальных АО-энерго.

     Железнодорожный транспорт.

     На  долю железных дорог приходится около 77% грузооборота всех видов транспорта общего пользования страны и 45% пассажирооборота, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками.

     Основная  продукция отрасли (перевозки) создается, как правило, несколькими предприятиями - железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижении научно-технического прогресса.

     В России показатели производительности российских железных дорог, оцениваемых  по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках в 2,5 - 3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии н Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок. В Западной Европе железные дороги нерентабельны: убытки достигают 50% и компенсируются государственными дотациями. В России же убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового, а железные дороги в целом работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в западных странах).

     Газовая промышленность.

     Путем преобразования Государственного газового концерна в феврале 1993г. создано РАО "Газпром", в 1999г. оно преобразовано в ОАО "Газпром" в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет. "Газпром" - крупнейший кредитор российской экономики. ОАО "Газпром" принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. "Газпром" включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие "Газэкспорт"; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа.

     Уникальность  ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов определяет устойчивость позиций "Газпрома" на мировом  рынке. В создании единой системы  газоснабжения Россия опередила  страны Западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. Так, в Германии "Газпром" имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенно повысить выручку от реализации газа. "Газпром" создал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, позволивших объединить технологический, финансовый и научно-технический потенциал компаний.

     Входящие  в систему "Газпрома" как крупные, так и менее значимые предприятия  фактически остаются его производственными  подразделениями, они не являются собственниками ни своих активов, включая права на недропользование, ни своих доходов. С правовой точки зрения - это унитарные предприятия, учрежденные ОАО и основанные на праве оперативного управления.

     1.3 Отечественная практика регулирования   деятельности естественных монополий.

     Демонополизация российской экономики является одним  из важнейших условий перехода к  рынку. Все мероприятия, осуществляемые в целях развития конкуренции (приватизация, предоставление равных прав всем субъектам  рыночных отношений, свобода торговли, ценообразования, развитие рыночной инфраструктуры и т.п.), экономически способствуют демонополизации.  
 В конце 1991 г. в России впервые был принят "Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и создано Антимонопольное министерство для проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности. 
Согласно российскому законодательству, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 % и более. Однако, по решению Антимонопольного министерства, доминирующим может быть признано и положение предприятия, которое имеет до 35% объема продаж на соответствующем рынке. Согласно Закону, запрещаются:

  • соглашения, в результате которых доля хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара превышает 35%, разделение рынка по территориальному принципу, по объему продаж и закупок;
  • монопольные сговоры о ценах, изъятии товаров с рынка для поддержания дефицита, попытки ограничить доступ на рынок конкурирующих фирм.

Похожие работы:
© 2009-2021 Все права защищены — dipland.ru