По алфавиту:

Указатель категорий Геополитика Этнические конфликты

Этнические конфликты

Тип работы: Реферат
Предмет: Геополитика
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.


Под этническим конфликтом понимается конфликт, характеризующийся определенным уровнем организованного политического действия, участием общественных движений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние происходит по линии этнической общности.

Выдержка из работы.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 
 
 

  1. Введение          
  2. Конфликты           
  3. Этнические конфликты        
  4. Пути урегулирования этнических конфликтов     
  5. Заключение          
  6. Список литературы         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Этнос – исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленных племенем, народностью, нацией. Термин этнос близок понятию «народ». Иногда им обозначают несколько народов (русские, украинцы, поляки и др. – славяне), а также обособленные части внутри народа.

     Под этническим конфликтом понимается конфликт, характеризующийся определенным уровнем организованного политического действия, участием общественных движений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние происходит по линии этнической общности.

     Современные этнические конфликты имеют разные исторические истоки. Следовательно, пути их разрешения  также могут быть разнообразны.

            Этнос характеризуется существованием  жестких культурных и социальных механизмов интеграции, которые обусловливают стремление личности видеть оправдание своего существования, основную ценность в своем растворении в сообществе. В основе отношений древних сообществ лежит представление о том, что все общности вне «мы» – нечто чуждое, несущее в себе абсолютную, реальную и потенциальную враждебность людям, т.е. членам данного этноса. На первых ступенях развития человечества определяющим отношением между этносами был геноцид, т.е. потенциальная и реальная угроза взаимного истребления.

     Столкновения  между этносами в древности рассматривалось  сторонами как естественные и  неизбежные, требующие мобилизации  всех воинских сил этноса. Идеальная  модель «войны против всех», если под  «всеми» понимать обособленные сообщества, имеет своим историческим прототипом именно эту ситуацию.

      Хотя бесконечное количество этносов, племен исчезло во взаимной борьбе, тем не менее, человечество сумело уцелеть, так как всегда существовал противоположный полюс, т.е. возможность сосуществования этносов, их слияния, всегда в той или иной форме и масштабах существовал механизм культурного взаимопроникновения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Конфликты 

       Конфликт - это столкновение противоположных  интересов, взглядов, позиций, стремлений. Каждый человек на протяжении  своей жизни многократно сталкивается с разного рода конфликтами. Вы хотите чего-то достичь, но цель оказывается труднодостижимой. Вы переживаете неудачу и готовы обвинить окружающих в том, что не могли достичь желаемой цели. А окружающие полагают, что Вы сами виноваты в собственной неудаче: либо цель была Вами неверно определена, либо средства для ее достижения были выбраны не те, либо Вы неправильно оценили ситуацию и обстоятельства Вам помешали. Так возникает взаимное непонимание, которое постепенно может перерасти в недовольство, породить ощущение дискомфорта, обстановку неудовлетворенности и социально- психологического напряжения, конфликтное. Нечто подобное происходит и в сфере политических отношений между различными партиями, выражающими интересы определенных социальных групп, между отдельными социальными и этносоциальными общностями и государственной властью. Как найти выход из подобных положений? Универсальных рецептов не существует, ибо каждая конфликтная ситуация по-своему неповторима. Однако, определенный минимум знаний о природе конфликтов, их особенностях, некоторых закономерностях развития и методах разрешения необходимо иметь. В этом смысл знакомства с основами конфликтологии, входящей составной частью в политическую науку. Прежде всего мы остановимся на анализе конфликтов, как всеобщего явления в жизни общества. Это необходимо для того, чтобы лучше понимать причины многих процессов в политической жизни общества, «простому человеку» избавиться от своей «простоты» и более осознанно принимать участие в них. Для этого необходимо прежде всего знакомство с сущностью социальных конфликтов.            В общем виде социальный конфликт означает противоборство противоположных интересов и целей общественного развития, столкновение их реальных носителей – индивидов, социальных групп, классов, государств по поводу обеспечения своих интересов. Нелишне напомнить, что еще Аристотель считал важнейшим источником конфликтов («распрей») в обществе имущественное неравенство людей .

     Человечество  знакомо с конфликтами с момента своего возникновения. Споры и войны вспыхивали на всем протяжении исторического развития общества между племенами, городами, странами, блоками государств. Войны велись по поводу территорий и ресурсов. Их порождали религиозные, культурные, идеологические, этнические и другие противоречия. Как заметил немецкий военный теоретик и историк К. фон Клаузевиц, история мира — это история войн. Вооруженные конфликты уносили множество жизней, вели к разрухе и голоду.

     Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную.

     В зависимости от субъектов конфликта  они подразделяются на внутренние и  внешние (или международные). Принципы урегулирования конфликтов зависят  от его статуса и формы (внутренний или внешний, мирный или вооруженный конфликт). Согласно сложившейся международной практике внутренний конфликт требует применения принципа невмешательства, межгосударственный конфликт – воздержания от применения и угрозы силы, национально-освободительное движение – требует применения принципа равноправия и самоопределения народа.

     В зависимости от сферы действия конфликты  подразделяются на социально– экономические (по поводу средств жизнеобеспечения, доступа к благам общества и т.д.), политические (по поводу распределения власти), национально-этнические, религиозные и др.

     Опасность конфликтов на рубеже XX—XXI вв. побуждает исследователей и практиков активно искать и использовать мирные средства для их урегулирования. Технология мирного урегулирования конфликтов приобретает особое значение в современных условиях, становясь главным фактором сохранения и дальнейшего развития человеческой цивилизации.

  Одной из тем межнациональных конфликтов является фашизм. Человеконенавистническая идея искоренения «неполноценных» рас и народов выливались в политику геноцида – истребления целых групп населения по национальному признаку. Вообще, фашизм (в разных странах он именовался по-разному: фашизм, национал-социализм, национал-синдикализм и т.д.) – историческое явление, которое возникло в XX веке как реакция на проблемы, не решённые эпохой и другими идейными системами. Психологической основой для фашистских настроений стало так называемое бегство от свободы. Утратив соседское, семейное, общинное единство, люди нередко находили ему замену в чувстве сопричастности нации, авторитарной и военизированной организации, тоталитарной идеологии, могущественному государству и его вождям. Не меньшую роль в развитии нового движения сыграли экономическая и политическая нестабильность в европейских странах после окончания Первой мировой войны. Поддержку движения оказала и значительная часть демобилизированных фронтовиков. Наибольшее развитие фашизм получил в Италии и Германии. Идеи фашизма: социал-дарвинизм, уничтожение личности и национализм, неравенство, единство нации и корпоративное государство, тотальная мобилизация, популизм, принцип Фюрерства, нацистская партия, сословия,  экономика,  армия, репрессивная система. 

  В основе фашистского мировоззрения  лежало понимание жизни отдельного человека, нации и человечества в целом как активной агрессии, борьбы за существование. Но если в центре либерального социал-дарвинизма стояла личность, конкурирующая с другими, то в центре фашистской доктрины находился коллектив.

  Нация – это «высшая личность», государство  – «неизменное сознание и дух  нации», а фашистское государство – «высшая и самая мощная форма личности» – так выразил ключевую идею фашизма Муссолини.

  Муссолини заявлял, что «неравенство неизбежно, благотворно и благодетельно для людей». Гитлер в одной из бесед пояснил: «Не устранять неравенство между людьми, но усугубить его, поставив непроницаемые барьеры. Какой вид примет будущий социальный строй, я вам скажу… Будет класс господ и толпа разных членов партии, размещённых строго иерархически. Под ними – анонимная масса, низшие навсегда. Ещё ниже – класс побеждённых иностранцев, современные рабы. Над всем этим станет новая аристократия…»

  Каждой  социальной группе с общими экономическими задачи (прежде всего предпринимателями и трудящимся одной и той же отрасли) надлежало образовать «корпорацию», или «сословие». Социальное партнерство труда и капитала объявлялось основой производства в интересах нации.

  Анализ  причин межнациональных конфликтов (в общем виде анализ причин любого явления) – важнейшая предпосылка для составления программы действий по предупреждению данного явления. Не зная диагноза, болезнь не лечат или лечат негодными способами, нередко приводящими к летальному исходу. Как правило, причины подобных явлений можно подразделить на исторические, политические, экономические, религиозные, духовно-нравственные, культурные и др.   “Некоторые из ... национальных конфликтов уходят своими корнями в историю завоевания или колонизации какой-либо страны другим государством и укрепления колониального господства путем репрессий с помощью органов государственной власти и военной силы.” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Этнические  конфликты 

     Заметное  место в современной жизни  занимают национально-этнические конфликты  –  конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего они связаны со статусными или территориальными претензиями. Опыт СССР, Югославии и Чехословакии свидетельствует, что фиксирование за этносом-меньшинством определенной территории, как правило, чревато отделением этой территории.

     В мире существует сотни таких конфликтов в различных странах: Англия –  Северная Ирландия, Франция – Корсика, Испания – баски, Турция – курды, Греция/Турция – Кипр. Также и  на пост советском пространстве существуют такие конфликты: Грузия – Абхазия, Молдова – Приднестровье, Армения/Азербайджан – Нагорный Карабах, Таджикистан/Узбекистан – Афганистан и др. Большим примером может служит Югославский кризис.

     На  протяжении почти двух последних  столетий Балканы прочно удерживают звание одного из самых нестабильных регионов планеты. На территории этого полуострова постоянно теплится огонь национальной вражды.

     Балканы являются необычной горячей точкой на планете, где имеют место постоянные межэтнические конфликты, а регионом, где сошлись интересы практически всех крупных держав и этнических формирований Земли, включая такие отдаленные, как Китай и Индию, ну и, конечно же, США.

     Но, чтобы понять суть этого конфликта, надо обратиться к истории его  возникновения.

     После поражения Австро-Венгрии в Первой мировой войне Италия, воевавшая на стороне Антанты, потребовала возвращения своей исторической области Далмации, где значительную часть населения составляли хорваты. Не желая уступать эту территорию, хорваты объединились с родственными по языку сербами в единое государство, названное в последствии Югославией.

     В социалистической Югославии федеративным отношениям всегда уделялось большое  внимание. Особенно чутко руководство  страны относилось к 25 этническим группам, национальным меньшинствам. После Второй мировой войны Косово получило статус национальной области в составе Сербии. Но уже в 1963г. Косово становиться автономным краем. Конституция 1974г. наделила край такими широкими полномочиями, что он фактически стал самостоятельным субъектом федерации. Представители Косово были членами коллективного органа управления страной – президиума СФРЮ1. Автономный край обладал равными правами с другими республиками, кроме одного – он не мог отделиться от Сербии. Косово долгие годы пыталось добиться статуса республики, мечтая о создании единого албанского государства. По некоторым данным албанцы составляют 77% всего населения, а сербы – 13 %.

     В СФРЮ националистическая деятельность в крае Косово началась сразу после  войны и не прекращалась ни на день. Подпольные организации внутри страны поддерживались албанскими организациями во всем мире, такими как «Союз косоваров2» (Рим, Турция), «Призренская лига» (США, Турция, Австралия, Канада, Франция, Бельгия, Германия). В 1981г. в Косово вспыхнуло восстание, на целое десятилетие, усилив напряженность внутри Сербии, обострив межреспубликанские отношения в стране. Митинги и демонстрации выступали под лозунгами «Косово – республика», «Косово – косоварам», «Мы – албанцы, а не югославы». Усиление уличной борьбы сопровождалось активизацией деятельности по превращению Косово в «этнический чистый» край. Националисты использовали разные методы, вплоть до угроз физического истребления сербов, черногорцев и миролюбивых албанцев. По данным газет сербское население сократилось к 1991г. с 13% до 10%.

     Власти  использовали разные методы борьбы: вводилось  военное положение и комендантский час; разрабатывались новые экономические программы решения «проблем Косово», которые включали в себя преодоление замкнутости края, изменение его экономической структуры, укрепление материальной основы самоуправления; предпринимались политические попытки формирования единства на классовой, а не национальной основе. Однако достичь положительного результата не удалось. В Сербии развернулась компания за правовое, территориальное и административное единство республики, за сокращение прав автономных краев. Угроза распрощаться с мечтами о республике вывела на улицы Приштины, столицы края, в январе 1990г. 40 тысяч албанцев. Гневные, протестующие, готовые сражаться за свои права они представляли угрозу для стабильности Сербии и даже Югославии. Это происходило в то время, когда безрезультатные споры о будущем федерации позволили Словении и Хорватии открыто говорить о независимости. Все происходило на фоне кризиса, охватившего все сферы жизни и структуры власти. Введенные в край военные подразделения и полицейские силой попытались удержать порядок в Косово. Это повлекло столкновения и жертвы. Торопя события, албанские депутаты Скупщины3 провозгласили Косово республикой. В ответ Скупщина Сербии распустила Скупщину Косово, обосновав это царящим в крае беззаконием и нарушением порядка. Но эти меры только усугубили ситуацию.

     Принятая  в 1990г. конституция Сербии свела  правовой статус края к территориальной и культурной автономии, лишив его всех элементов государственности. В знак протеста албанцы начали компанию гражданского неповиновения: создавались параллельные структуры власти, албанские учителя отказывались следовать новой школьной программе и начали учить по албанской школьной программе в подполье. В результате весь край разделился на два параллельных общества – албанское и сербское. Каждое имело свою власть, свою экономику, свое просвещение и культуру. В официальной экономике, несомненно, доминировали албанцы, используя частные фирмы и частный капитал. В политической структуре были представлены исключительно сербы, т.к. албанцы бойкотировали выборы. В сентябре 1991г. албанцы провели референдум о независимости Косово и создании независимой республики, и все высказались «ЗА».

     24 мая 1992г. состоялись выборы президента и парламента, сербы не участвовали, а албанцы выбрали президентом – Ибрагима Ругову.

     Летом 1991г. Югославия начала разваливаться. Из нее вышли и провозгласили независимость Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония. В составе Югославии остались Сербия и Черногория. В момент отделения Хорватии, Боснии и Герцеговины жившие там сербы заявили о своем стремлении выделиться из них и присоединиться к Сербии. Конфликт принял вооруженный характер. В ходе конфликта проводились «этнические чистки», выселение с захваченных территорий других народов. Уже к началу 1993г. в этом конфликте погибло более 160 тыс. человек. В Европе это был первый самый кровавый конфликт после Второй мировой войны.

Похожие работы:
© 2009-2021 Все права защищены — dipland.ru