По алфавиту:

Указатель категорий Геополитика Современные проблемы европейской интеграции

Современные проблемы европейской интеграции

Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Геополитика
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Цель рассмотреть этапы становления Евросоюза

- современное состояние Европейского Союза

-изучить современные проблемы

-изучить направления нынешней политики

- представить перспективу дальнейшего развития ЕС.

Выдержка из работы.

   Введение…………………………………………………………………….…3

  1. Европейский Союз и этапы его становления……………………………4
    1. Факторы, способствовавшие западноевропейской интеграции….4
    2. Этапы европейской интеграции…………………………………..4
  2. Современное состояние европейской интеграции……………………....9

   2.1 Процессы интеграции в Западной Европе ……………………………...9

   2.2 Актуальные  проблемы ЕС и пути их решения…………………….….9

   2.2.1 Проблема суверинитета……………………………………………....9

   2.2.2 Системная  проблема ЕС……………………………………………..12

   2.3 Основные  направления политики ЕС…………………………………14

   2.3.1 Экономическая ситуация и политика выхода из кризиса…….…14

   2.3.2. Единый внутренний рынок………………………………………..16

   2.3.3. Региональная политика и деятельность Структурных фондов…19

   2.2.4 Конвергенция и усилия по преодолению кризиса……………….20

   3. Перспективы развития, пути решения проблем…………………………. 

   Заключение

   Список  использованной литературы

   Приложение

 

   

   Введение

   Конец 20 –начало 21 века можно справедливо  считать началом глобализации. Параллельно  глобализации идет процесс интеграции, наиболее ярко он выражен в Западной Европе. Весь остальной мир наблюдает за каждым шагом Евросоюза. Еще большее внимание он привлек к себе после вхождения в него прибалтийских стран и мирового кризиса 2008 года.

   Объектом  исследования в выбранной мною работе является интеграционный процесс в Европе.

   Предметом исследования данной работы будут современные проблемы в ЕС

   Цель  рассмотреть этапы становления Евросоюза

   - современное состояние Европейского  Союза

   -изучить  современные проблемы

   -изучить  направления нынешней политики

   - представить перспективу дальнейшего развития ЕС.

 

   

  1. История европейская  интеграции
 
   
    1. Факторы, способствовавшие западноевропейской интеграции.

   Хозяйственные механизмы стран Западной Европы оказались в большей мере и  раньше, чем у других стран, подготовленными к тесному взаимодействию друг с другом. Высокая зависимость западноевропейских стран от внешних рынков и международных условий воспроизводства, сходство их экономических структур, их территориальная близость – все это способствовало развитию интеграционных тенденций. Однако существовали и другие факторы интеграции. После Второй Мировой Войны произошло коренное изменение социально-экономической структуры Европы. Создание Совета Экономического Взаимопомощи и отказ стран Восточной Европы от рыночной экономики стали препятствием развитию экономических связей между Восточной и Западной Европой. Компенсацией потерь восточноевропейского рынка могла служить только интенсификация взаимного сотрудничества друг с другом. Далее, одним из интегрирующих факторов было стремление западноевропейских стран укрепить позиции на мировом рынке перед мощным конкурентом – Соединенными Штатами Америки. Наконец, страны Западной Европы пытались компенсировать исчезновение колониальной системы и потерю утраченных колониальных торговых и иных связей усилением взаимозависимости.

   Таким образом, совокупность общих для  мирового хозяйства и специфических  для послевоенной Западной Европы факторов определила особое место стран этого  региона в мировой экономике, а степень переплетения их национальных интересов, национальных хозяйств оказалась выше, чем в любом другом регионе мира. 

   1.2 Этапы западноевропейской интеграции

   В развитии западноевропейской интеграции можно выделить ряд этапов, отличающихся друг от друга степенью глубины хозяйственного взаимодействия стран-участниц (переходом от низших форм интеграции к высшим), а также расширительными тенденциями (увеличением числа участников сообществ).

   Первый  этап (с 1951г. по 1957г.). 18 апреля 1951г. в  Париже был подписан Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В состав ЕОУС вошли Бельгия, ФРГ, Голландия, Италия, Люксембург, Франция. Исходной точкой объединительных процессов явилось отраслевое (точнее секторальное) сотрудничество, охватывающее базовые отрасли экономики (угледобывающую и сталелитейную промышленность).

   У истоков интеграции стояли видные французские  политические деятели того времени  Робер Шуман и Жан Моннэ. В  результате, однако, Парижский договор  о создании ЕОУС объединил не только Францию и ФРГ, но 6 стран Европы.

   В рамках ЕОУС отменялись импортные и  экспортные пошлины, всяческие количественные ограничения, субвенции и другие дискриминационные меры в торговле углем, железной рудой, сталью. В торговле со странами, не входившими в общий рынок угля и стали, были введены единые пошлины на импорт данных товаров. Наднациональный Высший руководящий орган (la Нuate Autorite), состоявший из независимых представителей стран Сообщества осуществлял общее регулирование производства угля и стали, процессов модернизации и перестройки этих отраслей экономики. Его решения были обязательны для всех стран-участниц и всех предприятий данного сектора. Но его деятельность координировалась с другими общими органами и прежде всего с Советом Министров, где при принятии решений страны имели право вето. Парижский договор, таким образом, отличали осторожность проходов, постепенность и ступенчатость развития интеграции в целом и ее организационных форм в особенности.

   Второй  этап (конец 50-х – начало 70-х годов) по праву называется “золотым веком” в истории Сообщества. В марте 1957г. те же шесть стран (“шестерка”), а именно : Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург – подписывают два Римских договора о создании Европейского экономического Сообщества (ЕЭС; его второе официальное название “общий рынок”) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома). Последний был создан по модели ЕОУС и имел тоже отраслевую направленность, касаясь совместного развития производственной кооперации и НИОКР в области атомной энергетики.

   Особо важное значение имел договор о создании Европейского экономического Сообщества, его отличает комплексный многосторонний подход к хозяйственному взаимодействию стран-членов, идея расширения экономической интеграции путем создания общего рынка, в рамках которого происходит “свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов”. Договор о ЕЭС тщательно проработан, это весьма объемный документ, состоявший из 275 статей, разделенных на разделы и главы, включавший несколько приложений.

   Непосредственными целями ЕЭС были определены:

  • постепенное снятие всех ограничений в торговле между странами-членами;
  • установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
  • ликвидация ограничений для свободного перемещения капиталов, людей, услуг;
  • проведение общей политики в области сельского хозяйства и транспорта;
  • унификация налоговых систем;
  • установление правил конкуренции “на общем рынке”;
  • сближение законодательств стран-участниц;
  • разработка принципов согласования экономической политики и др.

   Поскольку Римские договоры, приведшие к созданию новых сообществ, предусматривали формирование общей политики по отдельным направлениям и передачу государствами некоторых суверенных прав общим наднациональным органам в этих вопросах, представители Великобритании, будучи несогласны со столь глубоким типом хозяйственного и политического взаимодействия, еще на стадии подготовки договоров отказались от участия в межправительственных переговорах с “шестеркой”. В октябре 1956г. Лондон заявил о том, что Соединенное Королевство предпочитает создание зоны свободной торговли. 4 мая 1960г. была подписана Стокгольмская Декларация, согласно которой “семерка” других европейских стран: Великобритания, Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция и Швейцария образовали Европейскую Ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Таким образом, практически параллельно в Западной Европе стали развиваться два типа интеграции, отразившие разные интересы и разные представления о моделях сотрудничества двух групп стран.

   Третий  этап интеграции в ЕЭС (с начала 70-х  годов до середины 80-х годов), ознаменовался противоречиями и существенными трудностями в деятельности Сообщества. Интеграционной группировке пришлось преодолеть серьезный кризис. Вялые темпы роста относительно других стран Запада, самый высокий уровень безработицы, “торговые войны” между странами-партнерами породили так называемый синдром “европессимизма”, “евросклероза”. Вместе с тем ЕС удается добиться немалого прогресса в интеграции.

   В январе 1973г. происходит первое количественное расширение ЕС в результате присоединения к нему трех государств – Великобритании, Дании и Ирландии.

   Сферой  наднационального регулирования становится валютная интеграция. С 1978г. создается  Европейская валютная система (ЕВС), базирующаяся на трех основных элементах: а)европейской расчетной валютной единице – ЭКЮ (ECU – European Currency Unit); б)система “европейской валютной змеи”, т.е. с одной стороны, механизм, тесно привязывающий валюты стран ЕС друг к другу (отклонения не могли превышать 1,125%), с другой – механизм совместного колебания по отношению к доллару (отклонения не могли превышать 2,25%); в)создании Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС) за счет объединения части (20%) национальных золотовалютных резервов стран-участниц. Валютная интеграция, механизм которой впоследствии корректировался, была существенным шагом в продвижении региональной интеграции и ступенькой к нынешнему экономическому и валютному союзу. Она активно внедряется в производственную и научно-техническую сферу.

   Продолжается  развитие механизмов интеграции. В 1981г. происходит новое расширение ЕС – в него вступила Греция.

   Четвертый этап (с середины 80-х до начала 90-х  годов). Качественно новый этап (а  по существу коренная реформа интеграционной деятельности ЕС) ознаменовался завершением  создания единого внутреннего рынка (ЕВР) в рамках ЕС. В 1985г. Комиссия Европейских Сообществ распространила документ под названием “Белая книга”, в которой указывалось, что несмотря на отмену таможенных пошлин вскоре после подписания Римского договора, единство Европейского сообщества оставалось неполным и для граждан, и для экономических структур. Продолжали существовать границы между странами-членами и многочисленные торговые ограничения. Административные формальности; таможенный надзор; различие технических спецификаций и норм в разных странах; протекционизм в некоторых сферах; ограничения, мешающие предприятиям действовать на уровне ЕС так же, как на национальном уровне, - все это тормозило развитие экономики и обходилось в несколько миллиардов ЭКЮ в год. Согласно результатам исследования, проведенного по заданию Комиссии ЕС, группой экспертов под руководством Паоло Чеккини, только на пограничные формальности уходило около 9 миллиардов ЭКЮ, или 1,8% суммы всех торговых операций между странами-членами Сообщества. А в промышленности все эти формальности плюс отсутствие единой системы нормативов и другие торговые ограничения обходились в 40 миллиардов ЭКЮ ежегодно. Все это резко снижало международную конкурентоспособность стран ЕС, осложняло структурную перестройку, не стимулировало должным образом технологических и организационных нововведений.

   Главной целью реформирования ЕС было создание Единого внутреннего рынка, целостной  евроэкономики, что было зафиксировано  в Едином Европейском Акте (ЕЕА) вступившем в силу в 1987 году. ЕВР должен был представлять собой “пространство без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, капиталов, услуг и гражданских лиц”, его создание было предусмотрено к 31 декабря 1992г. Предусматривалось полное устранение физических, технических, налоговых и иных барьеров на пространстве ЕС, что практически вело к ликвидации национальных границ, созданию однородного экономического пространства. Данная задача была в основном решена к 1 января 1993 года. Интеграция стала необратима.

   На  этом этапе в 1986 году состоялась третье расширение ЕС, в Сообщества вступили Испания и Португалия

   Пятый (современный) этап формирования целостной  хозяйственной системы ЕС – переход  к формированию Экономического, валютного  и политического союза.

   В декабре 1991г. сессия Европейского совета, состоявшаяся в голландском городе Маастрихт, одобрила подготовленный текст  Договора о Европейском союзе (Маастрихтский  Договор о Европейском союзе), а 7 февраля 1992г. там же состоялась официальная  церемония его подписания всеми государствами-членами. (Договор вступил в силу 1 ноября 1993г., дав Сообществу новое название – Европейский Союз).

   В соответствии с Договором учреждается  единое европейское гражданство, политический союз (общая внешняя политика и  политика в области внутренних дел и правосудия), а также формируется экономический и валютный союз.

   Маастрихтский Договор расшифровывает и вводит в “коммунитарное (от community) право” понятие Экономического и Валютного союза (ЭВС) и указывает конкретные сроки его создания – 1 января 1999г. С этого дня вводится сначала в безналичный оборот новая валюта – евро, которая в течении трех с половиной лет будет сосуществовать с национальными валютами государств, вошедших в ЭВС, а с 1 июня 2002г. полностью заменит их.

   Наряду  с углублением интеграции современный  этап развития группировки характеризуется  грядущим новым существенным расширением  его членского состава за счет присоединения ряда стран Центральной  и Восточной Европы и Средиземноморья. С расширением ЕС резко усилятся существующие проблемы и противоречия и неизбежно возникнут новые.

   Вопрос  о соотношении углубления и расширения довольно интенсивно дебатируется.

   Наиболее  четко разработаны модели «ступенчатой интеграции», или «Европы концентрических кругов». В их основе лежит идея о необходимости продолжать усилия по углублению интеграции, даже если часть членов ЕС на данный момент не в состоянии это сделать. Таким образом, в ЕС образуется «ядро» из наиболее развитых стран; вокруг него «круги», состоящие из стран с последовательно уменьшающейся глубиной интеграции.

   Привлекательность данной модели заключается в том, что она выглядит правдоподобной и жизненной.

   Модель  “дифференцированной интеграции”  объединяет преимущества вышеназванных  моделей. По мнению ряда известных западных исследователей, альтернатива усилению дезинтеграционных процессов в ЕС заключается в сознательной дифференциации скорости интеграционных процессов по различным странам. Как и “ступенчатая”, “дифференцированная интеграция” преследует цель углубления интеграционных процессов, но без общих договорных рамок и временно?го расписания. Как и модель «концентрических кругов», она исходит из создания “ядра”, но не одного, которое охватывает все сферы интеграции, а многих “ядер“ с разным составом участников.

Похожие работы:
© 2009-2021 Все права защищены — dipland.ru