По алфавиту:

Указатель категорий Геополитика Геополитика Германии

Геополитика Германии

Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Геополитика
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Реферат

Выдержка из работы.

Историческая  справка о государстве.

        В 9г. н.э князь германского племени херусков Арминий одержал победу в Тевтобургском Лесу над тремя римскими легионами, и этот год долгое время считался началом немецкой истории, а Арминий первым национальным героем. Обособлением германских земель и становление собственно германского государства относится к 10в. Первым германским королем считается франкский  герцог  Конрад 1. Настоящим  властителем  империи  стал  только  Оттон1,  завоевавший  Северную  Италию  и  коронованный  римским  папой  императором.  Этим было  положено начало  Священной Римской империи. При Фридрихе 1 Барбароссе  началась  феодальная  раздробленность, резко усилившаяся в 13 в. Несмотря на это в стране происходило бурное экономическое развитие, рост ремесел и торговли. Вначале 16 в. давно вызревавшие оппозиционные настроения охватили различные социально-политические выступления в Германии, начало которой положило выступление Мартина Лютера против индульгенций. Восстание имперского рыцарства (1522-1523) и Крестьянская война (1525) потерпели неудачу. Однако религиозно-политическая борьба продолжалась еще несколько десятилетий.

       Конфессиональные и политические противоречия привели к тринадцатилетней войне (1618-1648), во время которой огромные германские территории были опустошены и обезлюдели. По Вестфальскому миру 1648г. часть территории Германии отошла к Франции и Швеции.

       Неудачная попытка Пруссии и Австрии остановить революционное движение во     Франции обернулась ответным ударом наполеоновских войск, в результате которого окончательно рухнула Священная Римская империя германской нации.

Бурный экономический  рост сопровождался возвышением  Пруссии, премьер-министром которой  в 1862г. стал Оттон Бисмарк, взявший  курс на объединение Германии. Первыми  шагами на этом пути стала Датская  война 1864г. и австро-прусская война 1866г., которая завершилась разгромом  австрийской империи при Садовой. По условиям Пражского мира 1866г. Австрия  сошла с Германской политической сцены.

       Южно-германские государства объединились Северогерманским союзом, образовав Германскую империю. Конституция, принятая в апреле 1871г. предусматривала всеобщие выборы, рейхстаг и федеральное устройство Германии. Императором был Бисмарк. В феврале 1919г. в Веймаре открылось Учредительное собрание, принявшее 31 июля Конституцию Германской Республики. Германия стала парламентской республикой. Первым президентом стал Фридрих Эберт.

      Смута 1923г.(колоссальная инфляция) чуть было не привела Веймарскую республику к краху. 30 января 1933г. президент Пауль фон Гинденбург назначил лидера Национал-социалистической рабочей партии А.Гитлера рейхсканцлером и поручил ему сформировать правительство.

       Придя к власти, нацисты в короткое время ликвидировали основные политические свободы, запретили все партии(кроме своей), разогнали в 1934г. профсоюзы, упразднили свободу печати.

       Уже в 1935г. гитлеровский режим приступил к ликвидации последствий Версальского договора и расширению «ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ НЕМЕЦКОГО НАРОДА».

       Первоначально германская армия одерживала победы, быстро оккупировав Польшу, Данию, Францию, Норвегию, Голландию, Бельгию, Люксембург, Югославию и Турцию.22 июля 1941г. Германия напала на СССР. В 1942г. Германия и ее союзники потерпели поражение на всех фронтах. 8 мая 1945г. Германия подписала акт о безоговорочной капитуляции.

       20 июня 1948г. в западных зонах была проведена денежная реформа и введена немецкая марка. Одновременно была проведена реформа хозяйственной либерализации. Советское руководство использовало эту сепаратную реформу как повод для блокады Западного Берлина. С середины 1948г. Западная и Восточная Германия развивались по разным экономическим моделям. В западной части благодаря американской помощи и реформам, проводимым директором Управления экономики Людвигом Эрхардом, стала реализовываться модель социального рыночного хозяйства. В восточной части, где 24 июня 1948г. также была проведена денежная реформа, продолжилось обобществление производства и формирование административно-плановой экономики советского типа.

       За экономическим расколом страны последовал политический. 23 мая 1949 Парламентский совет в Бонне провозгласил вступление в силу Основного закона (Конституции) Федеративной Республики Германии. В августе 1949г. были проведены выборы в западногерманский парламент – бунтестаг. 20 сентября 1949г. было образованно правительство во главе с лидером Христианско-демократического союза Конрадом Аденауэром, занявшим пост федерального канцлера. Тем не менее в Западной Германии оккупационный статус сохранялся до 5 мая 1955, когда ФРГ вступила в НАТО.   

       7 октября 1949г. Народный совет провозгласил создание Германской Демократической Республики. Президентом был избран Вильгельм Пик.

В 1951г. три  западные оккупационные державы  объявили об окончании состояния  войны с Германией, в январе 1955 это уже сделал СССР, установив  с СРГ дипломатические отношения. В 1951 Германия стала одним из учредителей  Европейского объединения угля и  стал, а 27 марта 1957 вместе с пятью  другими европейскими странами подписала  Римские договоры, создавшие Европейское  экономическое и Европейское сообщество по  атомной энергии. Германия активнейшим образом участвовала в европейском интеграционном строительстве.             При широкой поддержке США правительству Аденауэра удалось быстро и эффективно восстановить разрушенную экономику ФРГ. Немецкое «экономическое чудо» связано с последовательной реализации принципов либеральной модели социального рыночного хозяйства министром экономики Л. Эрхардом, ставшим в 1963 федеральным канцлером.

       В 1982-98 у власти находились  правительство праволиберальной  коалиции ХДС/ХСС и СвДП и  канцлер Гельмут Коль, имя которого  связано не только с поворотом  в экономической политике, но  прежде всего с объединением  Германии.

       Начавшиеся в сентябре 1989 массовые  демонстрации в Лейпциге стали  прологом  крушения ГДР. 19 октября  в отставку ушел генсек Социалистической единой партии Германии Эрих Хоннекер, а 9 ноября рухнула Берлинская стена. Объединение страны произошло 3 октября 1990.

       1990-е гг. прошли под знаком интеграции  восточногерманских земель, оказавшейся  более трудной, чем  представлялось. Германия в целом оказалась  перед жесткими вызовами, вынуждающими  ее реформировать рынок труда, социальную сферу и государственные финансы. Это стало главной задачей коалиционного правительства СДПГ и Союза 90/ «Зеленых», находящихся у власти с 1998, и возглавляемого канцлером Герхардом Шредером.     

 
                                                    

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Население.

       В западных федеральных землях  Германии проживает 79% населения,  а в восточных -21%. По плотности населения (231 чел. на км/кв.) Германия  относится к наиболее густонаселенным странам Европы . Однако  население распределено по территории крайне не равномерно. Так, в промышленных агломерациях Рейна и Рура плотность населения ок.1100 чел. на км/кв., тогда как в Мекленбурге-Передней Померании – 76 чел. на км/кв. Восточные земли заселены не столь плотно, как западные, в них находится только два крупных города с населением более 300 тыс.чел. (не считая Берлина).

       Большинство населения страны  живет в селах и небольших  городах и только треть населения  проживает в крупных городах  с населением более 100 тыс.чел. 

       Естественного прироста населения  в Германии фактически нет:  в 1991-2002 ежегодно умирало больше  чем рождалось. Так, в 2001 число  умерших превысило число рожденных на94 тыс. чел. При этом в Германии до 2002 снижалась как рождаемость, так и смертность: в 2001 родилось 734,5 тыс., а умерло 828,5 тыс. В 2002 родилось 725 тыс. детей, умерло 845 тыс. чел., что почти на 3 % превышает уровень предыдущего года. Отрицательная разница между родившимися и умершими выросла до 120 тыс. чел.

       Детская смертность в Германии  невелика – 3,9 чел. на 1000 живорожденных  – и продолжает снижаться .

       Однако население страны не  сокращается и даже немного  растет вследствие превышения  иммиграции над эмиграцией : в  2001 эта разница составила 275 тыс.чел.  приток происходит за счет как иностранцев, так и переселенцев немецкой национальности, но первая категория преобладает. Средняя продолжительность жизни 74,5 года  у мужчин и 80,8 года у женщин(2000).

       Из 82,44 млн. чел. в конце 2001 мужчин  было 40,27 млн. чел., а женщин –  42,17. Возрастная структура населения  характеризуется сужением основания(дети и подростки) и растущим числом жителей 65 лет и старше. Доля жителей в возрасте до 15 лет составляла в 2001 15,3%, 15-24 года -11,4%, 25-44 года – 30,4%, 45-64 года 25,9%, 65 лет и старше – 17,1%.

       Национальный состав ФРГ однороден,  подавляющая часть населения  – немцы. В стране имеются  небольшие интегрированные этнические  группы лужицких сорбов (потомки  славянских племен).

       По национальной (государственной)  принадлежности немцами являются 75,1 млн. жителей страны (кон. 2001). Численность  иностранцев -7,3 млн чел., среди  которых граждан Турции - 1,95, Сербии  и Черногории – 0,62, Греции –  0,36, Польши – 0,31 млн чел. Число граждан бывшего СССР (не считая немецких переселенцев) – чуть более 50 тыс. чел. Более половины всех иностранцев живет в Германии 10 лет и более.

        Общая численность иностранцев в последние годы остается относительно стабильной, но ниже максимума, достигнутого в 1997 (7,37 млн ). Если в 1980-89 число иностранцев увеличилось всего на 393 тыс. чел., то в 1989-93- более чем на 2 млн чел.

       Официальный язык – немецкий. Однако в стране имеется немало  диалектов (фризский, швабский, баварский,  франконский, мекленбургский и  др.).

       Около 55 млн чел. считают себя  христианами, из которых примерно 26,6 млн – протестанты и 26,8 – католики. Евангелическая церковь объединяет лютеранские, униатские и реформированные церкви. По сравнению с серединой 1990-х гг. число как протестантов, так и католиков сократилось примерно по 1 млн, причем протестанты утратили свое незначительное большинство. Более 1 млн человек исповедуют православную религию.

       Кроме того, в Германии проживает  2,6 млн мусульман и 88 тыс. приверженцев  иудаизма (объединенных в еврейские  общины), причем в отличие от  двух ведущих церквей, где заметно сокращение членов, в последних наблюдается определенный рост. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Государственное устройство и политическая система.

       ФРГ – демократическое, федеративное, правовое и социальное государство  с республиканской формой правления.  Действует  Основной закон  (Конституция), принятый 23 мая 1949. В  Основном законе закреплены основные  свободы, обязанность государства  защищать достоинство человека и право свободного развития личности (это относится не только к немцам, но и к иностранцам), права и свободы граждан, в т. ч. свобода собраний, союзов, перемещения, выбора профессии и т. д., принцип равенства, принцип верховенства закона, принцип разделения властей. Идея правового государства дополнятся принципом социального государства: обязанностью государства реализовывать принцип социальной справедливости и защищать социально слабых.

       Конституционный принцип федеративного  устройства означает, что государственностью обладает не только федерация, но и каждая из 16 федеральных земель. В основном законе четко прописано разделение компетенций между федерацией и землями, в частности, в самом большом 10-м разделе – разделение полномочий в налоговой и бюджетных сферах( принцип бюджетного федерализма, механизм финансового выравнивания).

       Германия считается классической  страной федеративного государственного  порядка. Федеральные земли –  это не провинции, а государство  со своей Конституцией, отвечающей принципам республиканского, демократического, правового и социального государства, и органами власти (выборные законодательные органы – ландтаги и правительство во главе с премьер-министром).

       Земли делятся на общины, города, округа (последние объединяют несколько  общин и городов; крупные города  не входят в состав округов). В них осуществляется коммунальное  самоуправление, гарантированное Основным  законом.

       Наиболее крупные города (число  жителей с основным местом  жительства на 30.09.2002(Берлин – ноябрь 2002, Гамбург – 31.12.2001), тыс. чел.): Берлин (3394,6), Гамбург (1726,4), Мюнхен (1263,7), Кёльн (970,2), Френкфурт-на-Майне (650,2), Эссен (590,8), Дортмунд (590,2), Дюссельдорф (569,9).

       Основной закон базируется на  принципе представительной демократии: вся власть исходит от народа, но он осуществляет её лишь  во время выборов и передает  её реализацию специальным законодательным, исполнительным и судебным органам. Основной закон с учетом опыта Веймарской республики предусматривает ограничение или запрет деятельности политических сил, если они стремятся причинить ущерб демократическому строю или ликвидировать демократию даже демократическими методами.

       Глава государства – федеральный  президент. Его избирает сроком  на 5 лет ( с возможностью однократного  переизбрания) Федеральное собрание, конституционный орган, специально созываемый для этой цели. Президент выполняет в основном представительские функции (прежде всего в международно-правовой сфере), аккредитует и назначает послов, назначает и увольняет федеральных судей и др. По результатам парламентских выборов он предлагает бундестагу кандидатуру на пост федерального канцлера и может распустить бундестаг, если тот не поддержит заявление канцлера о доверии. Президент представляет собой надпартийный объединяющий фактор, стоящий над повседневной политической борьбой, но именно он формулирует политические и общественные ориентиры для граждан.

       Федеральным президентом с 1 июля 1999 является Йоханнес Рау (СДПГ).Его  предшественниками были: Т.Хойс (СвДП,1949-59), Г.Любке (ХДС, 1959-69), Г.Хайнеман (СДПГ,1969-74), В.Шеель (СвДП, 1974-79), К.Карстенс (ХДС, 1979-84), Р. Фон Вайцзеккер (ХДС, 1984-94), Р.Херцог (ХДС, 1994-99).

        Высший орган законодательной  власти и орган народного представительства  – германский бундестаг, избираемый  народом на 4 года. Основная работа  по подготовке законов проходит  в профильных комитетах. Пленарные  заседания используются обычно  для парламентских дебатов по  основным проблемам внутренней  и внешней политики. За время  функционирования бундестаг принял около 5000 законов. Большинство законопроектов вносит федеральное правительство, меньшую часть – депутаты бундестага или бундесрат. Законопроекты проходят три чтения и принимаются большинством голосов (кроме поправок к Основному закону, которые требуют квалифицированного большинства ).

       Глава высшего органа верховной  власти – президент бундестага. С 26 октября 1998 им является  Вольфганг Тирзе (СДПГ). Он имеет  заместителей, каждый из которых  представляет парламентскую фракцию.

       В результате выборов 2002 бундестаг  сформирован в количестве 603 депутатов.  Правящая коалиция СДПГ и Союз 90/ «Зелёные» имеют 306 (т.е. она всего на 4 голоса превосходит рубеж абсолютного большинства), у правой  оппозиции ХДС/ХСС и СвДП – 295, у ПДС – 2 места.

       Вторая палата германского парламента  – бундесрат. Это представительство  16 федеральных земель, причем его  члены не избираются: он формируется  из членов земельных правительств  или их представителей; их число  зависит от числа жителей в  земле (Северный Рейн-Вестфалия,  Бавария, Баден-Вюртемберг и Нижняя  Саксония имеют по 6 представителей, Гессен – 5, Саксония, Рейнланд-Пфальц, Берлин, Саксония-Ангальт, Тюрингия, Бранденбург и Шлезвиг-Гольштейн – по 4, Мекленбург-Передняя Померания, Гамбург, Саар и Бремен – по 3). В функции бундесрата входит одобрение федеральных законов, если они затрагивают существенные интересы земель (особенно в сфере государственных финансов). При внесении поправок в Основной закон необходимо согласие 2/3 членов бундесрата. Председатель бундесрата избирается в определённой очерёдности из числа премьер-министров земель сроком на 1 год. Он исполняет обязанности федерального президента, когда тот не в состоянии это делать.

Похожие работы:
© 2009-2021 Все права защищены — dipland.ru