По алфавиту:

Указатель категорий Геополитика Взаимоотношения России с «исламским миром». Перспективы

Взаимоотношения России с «исламским миром». Перспективы

Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Геополитика
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2010
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Цели и задачи работы. Целью данной работы является формирование целостного представления о стратегическом сближении между Россией и исламским миром и значение этого сближения для обеих сторон. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:

1. раскрыть понятие «исламский мир»;

2. выполнить сводный анализ современного состояния взаимоотношений России с очерченным выше «исламским миром» в целом;

3. выявить характер и перспективы взаимодействия России с исламскими государствами.

Выдержка из работы.

Учебный курс: «Геополитика» 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Тема: «Взаимоотношения России

  с «исламским миром». Перспективы» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Москва

                                             2010 
 
 
 
 

Содержание 
 

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Россия и исламский мир:

              история и современность

1.1. Исламский  мир на международной сцене…………………………...5

1.2. Взаимоотношения России и стран ислама:

       исторический контекст………………………………………………..7

Глава 2. Россия и исламский мир:

              перспективы и проблемы сотрудничества

     2.1. Стратегическое партнерство России и исламского мира:

       интересы сторон……………………………………………………….11

    2.2. Россия и страны исламского мира: борьба с

           «международным терроризмом»……………………………………..22

Заключение…………………………………………………………………25

Библиографический список……………………………………………….27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность  проблемы. Современная международно-политическая ситуация с необыкновенной остротой поставила вопрос о путях дальнейшего развития исламского мира, переживающего период самоосознания и поиска своего места в новом глобальном сообществе. Важная роль в ответе на поставленный вопрос принадлежит России, которая не только географически, но и по внутреннему мироощущению находится на стыке крупнейших культурно-исторических ареалов.

          В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер. В первую очередь нас интересует вопрос стратегического сближения между Россией и исламским миром и значение этого сближения для обеих сторон.

     Объектом исследования в настоящей работе является весь комплекс современных межгосударственных отношений России и стран исламского мира, включая их исторические предпосылки.

     Предметом исследования является развитие тех тенденций, которые способствуют или препятствуют сближению и взаимодействию России и «исламского мира», устранению возникавших между ними противоречий и недопонимания.

     Цели  и задачи работы. Целью данной работы является формирование целостного представления  о стратегическом сближении между Россией и исламским миром и значение этого сближения для обеих сторон. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:

   1. раскрыть понятие «исламский  мир»;

   2. выполнить сводный анализ современного  состояния взаимоотношений России  с очерченным выше «исламским  миром» в целом;

   3. выявить характер и перспективы взаимодействия России с исламскими  государствами.

     Методологические и теоретические основы исследования составляют выводы работ по проблемам геополитики, международных отношений, философии истории, правоведения и политологии. Системный подход к анализу многопланового фактического материала, затрагивающего проблемы как внешней, так и внутренней политики государств, взаимоотношениям которых посвящена курсовая, дал возможность раскрыть целостность и взаимозависимость различных этапов и направлений партнерства России и стран исламского мира.

     Характеризуя  степень научной разработанности данной темы, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике – еще одним независимым авторским исследованием. Практическая значимость темы состоит в анализе проблем, как во временном, так и в пространственном разрезах.

     При проведении исследования были использованы следующие методы исследования:

  • анализ существующей базы источников по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).
  • обобщение и синтез точек зрения, представленных в базе источников (метод научного синтеза и обобщения).
  • моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).

Глава 1. Россия и исламский мир: история и современность

 

     1.1. Исламский мир на международной сцене

     Исламский мир сегодня - это свыше 1,3 миллиарда мусульман, проживающих на нашей планете. Приверженцы этой религии составляют большинство населения более чем в 40 странах. Более 50 миллионов проживают на так называемом "исламском Севере": в России, на Кавказе и в Центральной Азии.

     Самые крупные мусульманские страны: Индонезия - 210 млн. человек, Пакистан - около 150 млн., Бангладеш - свыше 110 млн., Нигерия - около 80 миллионов, в Иране - свыше 65 миллионов, в Турции - около 65 млн., в Египте - более 60 млн., в Марокко - свыше 30 млн., в Алжире - около 30 млн., в Судане - свыше 25 млн., в Узбекистане и Саудовской Аравии - свыше 20 млн. в каждой. В Индии численность мусульманской общины превысила 140 млн. человек.1

     Быстро  растут мусульманские общины за пределами  традиционного исламского ареала - в США, во Франции, Бразилии, Германии, Великобрита-нии, Италии, Японии, Голландии и т.д. Всего в Европейском Союзе уже живут более 15 миллионов мусульман, и ожидается, что эта цифра возрастет до 40 млн. к 2015 г. По оценкам специалистов, к 2025 году приверженцы ислама составят не менее 30 процентов населения Земли.2  
          
Исламский мир сегодня - это десятки крупных межгосударственных организаций. Самой влиятельной из них является созданная в 1969 году Организация Исламская Конференция (ОИК), которая насчитывает 57 государств (в том числе по два из Европы и Латинской Америки и шесть государств СНГ). В то же время исламский мир - это тысячи международных неправительственных, религиозных, общественных организаций, формирую-щих сложную систему коммуникационных сетей на уровне различных социальных, профессиональных, корпоративных и иных групп исламского мира.  
           
Мы знаем, что сообщество российских мусульман - это вторая по численности конфессиональная группа в стране. И взаимоотношения России с Исламским миром непосредственно и опосредованно влияют на внутриполитическую стабильность в стране.

     "Исламский"  фактор в общественно-политической  жизни России как значимое  явление стал проявляться на  рубеже 1980-1990-х гг. Первоначально  это было связано не столько с непосредственно возрождением самой религии, сколько с появлением национальных общественно-политических организаций, рассматривающих исламский фактор как важнейший компонент национального самосознания и необходимый атрибут в борьбе за суверенитет. Так появление первых религиозных институтов в ряде территорий и республик было результатом деятельности этих организаций.3

     Таким образом, «Исламский мир» сегодня - это десятки крупных межгосударственных организаций.

     На сегодняшний день «исламский мир» насчитывает свыше 1,3 миллиарда мусульман, проживающих на нашей планете. Приверженцы этой религии составляют большинство населения более чем в 40 странах, и их число неуклонно растет.

     Мировой ислам переживает небывалый подъем. Его центры непрерывно развивались и накапливали духовный и интеллектуальный потенциал, его демографический и финансовый потенциал колоссально вырос и представлен сейчас нефтяными гигантами Ближнего Востока. 
 
 
 
 

     1.2. Россия и исламский мир: исторический контекст

      Отношения России и исламского мира исторически складывались достаточно противоречиво и сложно. Последняя война Советского Союза тоже проходила на территории мусульманской страны - Афганистана. В то же время традиционно между двумя сторонами, как считает целый ряд известных специалистов, существовало и существует совпадение или значительная близость по многим стратегическим, геополитическим и социокультурным ценностям.

     Многочисленные  в истории конфликты между  Россией и странами исламского мира, по мнению некоторых известнейших русских ученых, объясняются тем, что во взаимоотношениях между православным и мусульманским мирами всегда незримо присутствовала "третья сила", которой такие конфликты действительно были выгодны.4

     В двух мировых войнах ХХ века Россия и исламский мир являлись скорее объектами реализации чужих интересов, чем субъектами собственных стратегических задач. Отношения СССР с мусульманскими странами, особенно после Второй мировой войны, развивались таким образом, что с целым рядом из них (многие арабские страны, Афганистан) такие связи определялись как «особые», «дружественные». В то же время мусульманский, и особенно арабский мир особенно благодарен Советскому Союзу за поддержку законных и справедливых требований палестинского народа. Палестинский вопрос – своего рода лакмусовая бумажка, по которой исламский мир судит о позиции того или иного государства или о взглядах того или иного политика.5

     Масштабное  сотрудничество было взаимовыгодным: Советский Союз получал из стран  исламского мира продовольственные  и промышленные товары, в которых он остро нуждался и которые при других обстоятельствах был бы вынужден покупать на Западе совершенно по другим ценам. В ответ СССР реализовывал в исламском мире различные проекты научно-технического характера.

     Динамика  этого сотрудничества была такова, что в 1970-е и 80-е годы прошлого века, в контексте новых внешнеполитических тенденций, а также происходящих внутренних изменений в самом советском обществе многие ведущие политики и специалисты на Западе с заметной тревогой прогнозировали выход стратегического взаимодействия Советского Союза и исламского мира в начале ХХI века на принципиально новый уровень. В то же время, ввод советских войск в Афганистан под странным для многих в исламском мире лозунгом «интернациональной помощи» кардинально изменил эту ситуацию. Правящие круги, а тем более общественность большинства мусульманских стран, оценили этот шаг руководства Советского Союза как «объявление войны Исламу». 6

     Естественно, что "третья сила" - стратегические противники СССР - воспользовалась создавшейся ситуацией в своих интересах. По мере развития афганского конфликта образ Советского Союза как стратегического партнера исламского мира стал быстро тускнеть.

     Российское  руководство в 1990-е годы, сделав ставку на «максимальное сближение с Западом любой ценой», практически растеряло остатки того влияния, которое имел Советский Союз в исламском мире. Более того, конфронтация между новой Россией и исламским миром усилилась и из-за исламофобских установок и настроений среди влиятельной части нового российского правительства.7

     Кризис  в российско-исламских отношениях стал еще более заметен в ходе развития чеченского конфликта, возникшего как важный компонент борьбы за власть в России, как метод целенаправленного воздействия на эту борьбу, а также на процесс передела бывшей общегосударственной собственности. Но затем развитие конфликтной спирали привело к прямой силовой конфронтации между высшим истеблишментом и одной из новых региональных элит, пришедших к власти на волне демократизации общества.

Неспособность бывшего российского руководства  найти политическое решение чеченского узла привела к дальнейшему кризисному витку. Началась реализация сценариев  «управляемых конфликтов» для усиления влияния на внутриполитические процессы в Российской Федерации. В том числе преследовалась цель максимально препятствовать сближению России с исламским миром.8

     Несмотря  на то, что чеченский конфликт изначально не носил характера межконфессиональной  конфронтации, нашлись силы, которые  попытались представить этот кризис как «новую агрессию России против Ислама». "Третья сила" стала достаточно успешно использовать чеченский фактор, а в дальнейшем и феномен т.н. «международного терроризма» для обострения отношений между Российской Федерацией и исламским миром. В свою очередь, достаточно влиятельные российские круги стали активно и целенаправленно подстегивать новую исламофобскую кампанию в стране.9

     Эта негативная   тенденция   была в определенной   степени сломлена   в 2003 году, когда  наметилось улучшение отношений России с целым рядом ведущих мусульманских стран. В октябре этого же года глава российского государства впервые в истории присутствовал в Куала-Лумпуре на заседании важнейшего межгосударственного института исламского мира - Организации Исламская Конференция (ОИК).  
         В своем выступлении в столице Малайзии Президент Владимир Путин остановился на нескольких ключевых моментах. Во-первых, он подчеркнул значение начавшегося взаимного движения России и большинства стран исламского мира друг к другу. Во-вторых, В.В.Путин отметил историческую предпосылку такого взаимного притяжения: «На протяжении многих веков Россия, как евроазиатская страна, переплетена с исламским миром традиционными, естественными связями... На протяжении всего XX века Россия поддерживала многие из ваших стран в их движении к национальной независимости... Мы были основными союзниками большого количества мусульманских и арабских стран». В-третьих, Президент России ясно высказался по поводу попыток связать ислам и терроризм: «Терроризм не должен отождествляться с какой-либо религией, культурной традицией или образом жизни. Мы категорически против всяких клише в отношении мусульман, и знак равенства между мусульманином и террористом ставят только провокаторы». В-четвертых, В.В.Путин заявил о стратегических перспективах сотрудничества России и исламского мира: «Оно способно обеспечить площадку для бесконфликтного решения многих международных и региональных проблем. Сложение наших финансовых, технологических и кадровых ресурсов способно стать реальным фактором мировой политики, началом прорыва на многих направлениях мировой экономики...»10 
         Резюме. Отношения России и исламского мира исторически складывались достаточно противоречиво и сложно. Войны и конфликты, взаимные обиды и обвинения формировали подозрительное отношение друг к другу. В то же время традиционно между двумя сторонами существовало и существует совпадение или значительная близость по многим стратегическим, геополитическим и социокультурным ценностям. Многочисленные в истории конфликты между Россией и странами исламского мира объясняются тем, что во взаимоотношениях между православным и мусульманским мирами всегда незримо присутствовала «третья сила», которой такие конфликты действительно были выгодны.
 
       
Российское руководство в 90-е годы, сделав ставку на «максимальное сближение с Западом любой ценой», практически растеряло остатки того влияния, которое имел Советский Союз в исламском мире... Кризис в российско-исламских отношениях стал еще более заметен в ходе развития чеченского конфликта, возникшего как важный компонент борьбы за власть в России. Хотя чеченский конфликт изначально не носил характера межконфессиональной конфронтации, нашлись силы, которые попытались представить этот кризис как «новую агрессию России против ислама». Но, несмотря на это, исторический опыт России и арабских народов наглядно доказывает не только возможность, но и неизбежность мирного цивилизованного сосуществования и общения людей с различной национальной и религиозной принадлежностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Похожие работы:
© 2009-2021 Все права защищены — dipland.ru