Юриспруденция - готовые работы

ГлавнаяКаталог работЮриспруденция
fig
fig
Глава 1. Механизм государства: понятие,
основные черты, структура
1.1. Понятие и основные черты механизма государства
Государство реально действует, проявляет себя только как система, как упорядоченная совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге государственные органы, должностные лица несут персональную ответственность за эффективность своей работы.
Подобная система государственных органов, профессиональных коллективов и называется механизмом государства. Следовательно, механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику .
Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства - непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства. Характерные черты механизма государства :
а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, взаимосвязанных между собой. В механизм государства входят законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т.п.), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды), прокурорские и иные надзорные органы, милиция, налоговая полиция, вооруженные силы и т.д. Все вместе они составляют единую систему властвования;
б) его целостность обеспечивается едиными целями и задачами. Именно цели и задачи объединяют столь разные государственные подразделения в единый организм, ориентируют их на решение общих проблем, направляют их энергию в определенное позитивное русло;
в) его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;
г) он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

1.2. Структура механизма государства
Механизм государства и его структура не остаются неизменными. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами и т.п.) факторы.
Структура механизма государства включает в себя:
1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);
2) государственные организации - это такие подразделения механизма государства (его "материальные придатки"), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);
3) государственные учреждения - это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРЕДИТНОГО ДОГОВОРА
1.1. Понятие и признаки кредитного договора
Исторически предпосылкой появления кредитного договора в его совре-менном понимании, видимо, можно считать хорошо известный еще римскому праву договор займа (mutuum), который признавался договором реальным, од-носторонним и, как правило, безвозмездным, а точнее - использование договора займа в практике банков .
Легальное определение кредитного договора дано в ст. 819 ГК и выгладит следующим образом: «По кредитному договору банк или иная кредитная орга-низация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заем-щику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязу-ется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за нее».
В литературе встречается определение кредитного договора как письмен-ного соглашения между коммерческим банком и заемщиком, согласно которо-му банк обязуется предоставить заемщику кредит в оговоренной сумме на ус-ловиях срочности, возвратности и платности, а заемщик обязуется использовать полученную денежную сумму по назначению и возвратить в установленный срок с уплатой оговоренных процентов .
На мой взгляд, используемое в законодательстве название § 2 главы 42 ГК РФ «Кредит» и ст.819 «Кредитный договор» нельзя признать удачным и ло-гичным. ГК РФ кредитом признает денежную сумму, а отношения по предос-тавлению взаймы денежной суммы называет кредитным договором. Такое на-звание выпадает из общей системы названий институтов гражданского права. Ст. 454 ГК РФ имеет заголовок «Договор купли-продажи», ст. 506 - «Договор поставки», ст.535 - «Договор контрактации», ст.702 - «Договор подряда», ст.807 - «Договор займа» и т.д. И только ст.819, в нарушение принятой в ГК системы обозначений называет очередной договор не «договором кредитования», что было бы логичным, а «кредитным договором». Полагаю, следует внести изменения в главу 42 ГК РФ с целью наименования соответствующего договора не «кредитным договором», а «договором кредитования».
Кредитный договор имеет ряд специфических признаков:
1. Прежде всего, кредитный договор является самостоятельным догово-ром, не зависимым от других договоров. Вопрос о соотношении кредитного до-говора с договорами займа, ссуды, банковского счета и вклада, товарного и коммерческого кредита, а также определение места кредитного договора в классификации договоров, будет рассмотрен ниже.
2. Кредитный договор является консенсуальным договором.
Вопрос о реальности или консенсуальности кредитного договора в совет-ское и настоящее время, является достаточно дискуссионным. При изучении данного вопроса учеными-юристами высказывались различные точки зрения.
Ряд авторов, например, Вильнянский С.И., Гуревич И.С., Иоффе О.С., признавали кредитный договор реальным . Олейник О.М. считает, что выше-указанная статья является неудачной нормой позитивного права, не имеющей ничего общего с духом закона. «…Кредитные отношения оформляются … под-писанием единого документа, который объединяет предварительный договор … и сам кредитный договор», - и далее: «… договор, по которому лицо обяза-лось предоставить другому лицу кредит, не может считаться кредитным дого-вором. Это предварительный договор о предоставлении кредита в будущем, ре-гулируемый ст. 429 ГК… Кредитор не может иметь никаких обязанностей по выдаче кредита» . Из этого можно сделать вывод, что автор считает, договор должен быть реальным (как соответствующий правовой природе своего родо-вого обязательства – займа), а его «консенсуальная форма» – предварительным (организационным) договором. С такой точкой зрения нельзя согласиться, ввиду неверного интерпретирования критериев отнесения к реальным и кон-сенсуальным обязательствам; это пережиток.
В настоящее время в разрешение вопроса о том, является кредитный до-говор реальным или консенсуальным, внесена ясность путем применения раз-личных формулировок в текстах, определяющих договоры займа (ст. 807 ГК РФ) и кредита (ст. 819 ГК РФ). Так, определяя договор займа, подчеркивается его реальный характер путем указания на то, что «...заимодавец передает в соб-ственность заемщику деньги или другие вещи...». При определении кредитного договора используется иной подход: «...кредитор обязуется предоставить кре-дит заемщику...», что указывает на его консенсуальную природу. Данная точка зрения после принятия второй части ГК РФ не вызывает споров и является до-минирующей. Это единодушно утверждают такие современные авторы, как То-сунян Г.А., Ефимова Л.Г., Эриашвили Н.Н., Каримуллин Р.И., Суханов Е.А., Витрянский В.В., Новоселова Л.А., Захарова Н.Н. и др.
Таким образом, принимая во внимание легальное определение кредитно-го договора, следует отметить, что серьезные основания для выделения «реаль-ного» варианта кредитного договора отсутствуют.
Консенсуальный договор считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения по всем его существенным условиям. Реальным же при-знается договор, для заключения которого помимо соглашения сторон необхо-дима фактическая передача имущества, являющегося его предметом. С момента передачи имущества такой договор считается состоявшимся. Причем передача имущества в качестве необходимого условия заключения договора должна быть предусмотрена законом (п. 2 ст. 433 ГК РФ).
Таким образом, с момента достижения согласия между сторонами кре-дитного договора относительно его существенных условий, договор вступает в силу до реальной передачи денежных средств. Кроме этого, после подписания кредитного договора, на основании ст.821 ГК РФ, кредитор имеет возможность отказаться от предоставления заемщику кредита. Также, заемщик имеет право отказаться от получения кредита, уведомив об этом кредитора до установлен-ного договором срока его предоставления. Из этих полномочий сторон кредит-ного договора следует, что права и обязательства возникают у кредитора и за-емщика еще до предоставления денежных средств.
Глава I. Возникновение института Президента в России.
Становление института президентской власти в России воспринималось неоднозначно и шло на фоне реформирования, как политической, так и всей экономике государства.
Начало демократических преобразований в России в 1990г., провозглашение в Декларации «О государственном суверенитете РСФСР»1 принципа разделения властей (пункт 13) стало отправной точкой начала государственной реформы в России. С этого же момента начинается и конфликт между провозглашенным принципом разделения властей и устаревшей, закрепленной в Конституции РСФСР 1978 г. системой единовластия представительных органов власти.
Вообще, идея об учреждении поста Президента, первоначально возникшая еще в бывшем Союзе ССР, но встретила значительное сопротивление части народных депутатов, сторонников сохранения советской власти. Однако, набирающие силу процессы демократизации, обновления всей государственной системы одержали верх, и пост Президента СССР в 1990 г. был учреждён.
В России вопрос об учреждении поста Президента решался более чем сложно. Съезд народных депутатов РСФСР высказался против его введения, и по инициативе 1/3 депутатов был назначен всероссийский референдум, в соответствии, с которым указанный пост был учреждён. В Конституцию РСФСР 1978 г. была включена статья, закрепившая принципы разделения властей; глава о Президенте.
С введением в РСФСР института президента и выборами в июне 1991 г. первого Президента РСФСР, объективно была заложена основа конституционного кризиса.
Кризис подспудно начался, а точнее был изначально предопределён половинчатостью конституционной реформы 1990-1991 гг., когда в Конституцию РСФСР 1978 г. были искусственно вмонтированы элементы механизма разделения властей и введена должность Президента РСФСР при сохранении неопределённого статуса Съезда народных депутатов как высшего органа государственной власти, имеющего право принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР. Тем самым были заложены и очень скоро обнаружились противоречия конституционных норм, не разграничивших чётко на этот момент полномочия исполнительной, судебной и законодательной власти в России. Как известно, формировавшаяся под конституционно закреплённую идею руководящей роли КПСС и сложившаяся за 70 лет советского строительства система организации государственной власти в СССР не имела к началу 90-х годов никаких зазоров и ниш в конституционно правовом механизме и инфраструктуре государственного управления для принятия совершенно инородного для себя звена. Тем более что речь шла о должности главы государства - Президенте России, избираемом гражданами на основе их прямого волеизъявления. Таким образом, вмонтированное в структуру Конституции РСФСР чужеродное звено (по идеологии этой Конституции) в виде института президента ещё больше нарушило и так шаткий и условный баланс отношений представительной и исполнительной власти в России. Где с одной стороны, Президент РСФСР, являющийся в соответствии со статьёй 121-1 Конституции РСФСР высшим должностным лицом во властной иерархии страны и одновременной главой исполнительной власти РСФСР, с другой стороны, Съезд народных депутатов, определенный ст.104 Конституции РСФСР в качестве высшего органа государственной власти, имеющего право принимать к своему рассмотрению и решать любой вопрос, относящийся к ведению Российской Федерации.1 Именно эта коллизия конституционных норм, спровоцировавшая противостояние и противопоставление формальных полномочий исполнительной власти во главе с Президентом РСФСР и законодательных органов в лице Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, осложнившая их взаимодействие, а также невозможность разрешения этой коллизии чисто правовыми методами в рамках старого Основного Закона России и заложили политико-правовую основу кризиса 1993 года. Реально осознавал всю опасность политических последствий неразрешенности названной конституционно-правовой коллизии. Президент России инициировал в начале 1993 г. процесс разработки проекта новой Конституции Российской Федерации.
Замена Советов народных депутатов другой системой представительных учреждений при одновременном усилении исполнительной власти и прерогатив Президента представлялась многим в 1993 г. кардинальным решением развязки противоречий в системе государственной власти. Возникла идея сконструировать такую модель сильной президентской власти, которая была построена на классической доктрине разделения властей при руководящей и координирующей роли главы государства.
В рамках работы Конституционного Совещания уже к лету 1993 г. вопросы и проблемы, касающиеся взаимоотношений и взаимодействия главы государства и парламента, были концептуально решены и сформулированы в тексте проекта новой Конституции Российской Федерации.
Полномочия парламента как законодательного органа в проекте новой Конституции РФ были существенно расширены. В тоже время исполнительная власть получила необходимую самостоятельность, избавляясь от управляюще-распорядительного пресса со стороны законодательной власти.
Таким образом, парламент в соответствии с проектом новой Конституции РФ становился в прямом, общепринятом смысле законодательным органом и статусно выравнивался с другими ветвями власти, обеспечивая тем самым необходимый конституционно-правовой баланс
Глава I. Общая характеристика института исполнительной власти РФ
1.1.Понятие, функции и особенности исполнительной власти
При характеристике исполнительной власти, особенно государственной деятельности по ее реализации, неизбежно возникает вопрос об административно-правовом статусе ее органов.
Разумеется, в научной литературе неоднократно акцентировалось внимание на необходимости исследований правового статуса органа государственной власти как важной предпосылки познания его сущности и роли в управленческой деятельности, определения направлений и средств его совершенствования . В учебной литературе по административному праву данный вопрос получил некоторое освящение у Д.Н. Бахраха . Нельзя сказать, что данный вопрос стал предметом научных дискуссий на страницах современных научных изданий . На сегодняшний день мы можем констатировать слабую разработанность понятийного аппарата административно-правового статуса органа государственной власти, отсутствие единой концепции в понимании его сущности и элементарной структуры. Между тем от того, что понимается под правовым статусом органа государственной власти вообще и его административно-правовым статусом в частности, какие, в каком порядке и в какой последовательности элементы включаются в его структуру, как они соотносятся между собой, в силу каких интегративных свойств эти элементы находятся во взаимно детерминированном состоянии и приводятся в реальное взаимодействие, зависит дальнейшее развитие фундаментальных категорий и понятий теории управления, имеющих важное теоретико-методологическое значение. Сугубо теоретические проблемы понимания категории правового статуса коллективного субъекта из плоскости теории все больше переходят в плоскость конкретных правоотношений, затрагивая при этом интересы всего общества, территориально-государственных образований, конкретных индивидов. Вместе с тем нельзя решать практические задачи, не опираясь на теорию вопроса.
Латинское слово status означает состояние, положение. В теории права по вопросу сущности правового статуса нет единодушного мнения. Существуют различные подходы к определению правового статуса личности. В его структуру включаются разнообразные элементы.
Л.Д. Воеводин отмечал, что правовой статус составляет совокупность разнообразных связей и отношений между обществом, государством и гражданином, урегулированных нормами права .
Е.А. Лукашева рассматривает правовой статус как совокупность юридических прав и обязанностей, понимая под ними социальные возможности, детерминированные условиями жизни общества и законодательно закрепленные государством .
Соответственно под статусом субъекта права или правовым статусом субъекта в науке административного права понимается его правовое состояние, характеризуемое комплексом (системой) юридических прав и обязанностей .
В юридической литературе нередко допускается смешение понятий "правовой статус", "правовое положение" (и даже "правосубъектность") , особенно применительно к личности.
Так, по мнению некоторых авторов, понятия "правовой статус" и "правовое положение" являются синонимами, поэтому попытки использовать эти термины как отличающиеся по содержанию и значению неприемлемы, несмотря на то что гражданин может выступать в различных качествах и существует необходимость терминологического отражения этих особенностей .
В то же время понятие "правовое положение личности" иногда применяется как в широком смысле, включая в себя понятия "правовой статус гражданина", "правовой статус иностранца" и "правовой статус апатрида", так и в узком смысле - для характеристики положения конкретной личности в данный момент .
Другие ученые констатируют, что понятие "правовой статус" пока не нашло четкого определения в отечественной юридической литературе. При этом они склоняются к тому, чтобы выделить этот термин для общей характеристики положения гражданина или организации в обществе, поскольку термин "правовое положение" чаще применяется для характеристики лица или организации в определенном круге общественных отношений.
По признанию ведущих ученых в области теории права (С.С. Алексеева, Р.О. Халфиной и др.), смыслу понятия "статус" в полной мере соответствует то стабильное, основополагающее начало в правовом состоянии субъекта, которое включает в себя правосубъектность в единстве с другими общими (конституционными) правами и обязанностями. Конкретные же права и обязанности отражают скорее специфику реального правового положения лица, связанного с наличием тех или иных юридических фактов, нежели основы общего положения лица в данной правовой системе .
В этой связи уместно отметить, что в юридической литературе нередко выделяется конституционный статус государственных органов, причем это относится как к органам государственной власти в целом, так и к органам исполнительной власти .
Интересную точку зрения высказывает А.В. Поляков, который применительно ко всем субъектам (как физическим, так и юридическим лицам) выделяет следующие правовые статусы: общий, специальный и индивидуальный .
Думается, что изложенная позиция содержит в себе логическое противоречие. Общий правовой статус и специальные правовые статусы личности отличаются стабильностью (статичностью), они изменяются лишь в нормативном порядке, а не по воле отдельных субъектов. Это объясняется тем, что данные статусы представляют собой предусмотренные правовыми нормами совокупности юридических прав и обязанностей в виде правовой абстракции.
В то же время правовое состояние конкретного лица подвержено постоянному изменению, поскольку его субъективные права и обязанности обусловлены возникновением, развитием и прекращением разнообразных правоотношений, связывающих данное лицо с другими лицами. Следовательно, речь идет о правовой реалии, наполненной конкретным содержанием.
Глава 1. Гражданско-правовая природа договора
аренды нежилых помещений
§ 1.1. Понятие договора аренды нежилых помещений
В хозяйственном обороте в последние годы арендные правоотношения заняли значительное место. Предметом договора аренды может быть любое имущество, не выведенное из гражданского оборота. Большое значение для развития бизнеса, в том числе малого, имеет возможность арендовать здание, сооружение или нежилое помещение, поскольку создаваемые в огромном ко-личестве предприятия рано или поздно сталкиваются с проблемой размеще-ния. Наиболее приемлемым путем решения проблемы размещения является аренда подходящего недвижимого имущества.
Развитие отношений по аренде недвижимого имущества привело к то-му, что законодатель выделил договор аренды зданий и сооружений в само-стоятельный подвид договора аренды, посвятив ему целый параграф в ГК РФ (§ 4 гл. 34). В соответствии со ст. 625 ГК РФ специальные нормы об аренде зданий и сооружений имеют приоритет перед общими нормами, приведен-ными в § 1 «Общие положения об аренде» гл. 34 «Аренда» Кодекса.
Законодательное определение аренды закреплено в ст. 606 ГК РФ: «По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обя-зуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во вре-менное владение и пользование или во временное пользование».
Определение договора аренды зданий или сооружений полностью соответст-вует общему определению, только особо определен предмет аренды здания и сооружения (ст. 650 ГК РФ).
Законодатель установил специальные требования к форме договора аренды зданий и сооружений и его государственной регистрации. Указанные требования предъявляются только при заключении договоров аренды зданий и сооружений.
В соответствии со ст. 651 ГК РФ договор аренды здания или сооруже-ния должен быть заключен в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Указанная норма носит императивный характер, и стороны своим соглашением не вправе предусмотреть иную фор-му, отличную от установленной законом. Таким образом, исключена воз-можность оформления договора путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной или иной связи, пусть даже и позволяющей достовер-но установить, что документ исходит от стороны по договору, что возможно для договоров аренды другого вида. В качестве санкции за несоблюдение требований к форме договора законодатель установил недействительность договора аренды, независимо от срока действия и участников договора.
«Предназначение формы договора состоит в том, что она призвана за-креплять и правильно отражать согласованное волеизъявление его сторон. От соблюдения формы и порядка зависит юридическая действительность сдел-ки, т.е. законность сделки об установлении арендных правоотношений между сторонами, а значит, и обязательность ее исполнения арендодателем и арен-датором».
Дополнительно к требованиям об особой форме договора аренды зда-ний и сооружений законодатель указал на необходимость государственной регистрации такого договора. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ распространил требования о государственной регистрации и на договоры аренды нежилых помещений, указав, что нежилое помещение является объ-ектом недвижимости, отличным от здания или сооружения, в котором оно находится, но неразрывно с ним связанным, и, учитывая, что в ГК РФ отсут-ствуют какие-либо специальные нормы о государственной регистрации дого-воров аренды нежилых помещений, к таким договорам аренды должны при-меняться правила п. 2 ст. 651 ГК РФ.
В настоящее время зачастую применяется весьма расширительное тол-кование указанного постановления в части распространения на договоры аренды нежилых помещений не только требований о государственной реги-страции, но и о форме договора (необходимость составления в форме едино-го документа, подписанного сторонами).
Рассмотрим пример судебной практики.
«Арбитражным судом г. Москвы рассмотрено дело по иску Департа-мента имущества г. Москвы о выселении ООО «Байл Ди» из занимаемого помещения. Обосновывая исковые требования, истец указал следующее. От-ветчик ранее занимал спорные помещения по договору субаренды с ЗАО «Союзкоттеджстрой», которому помещения были предоставлены истцом по договору аренды сроком до 10 сентября 2001 г. Договор аренды между ист-цом и ЗАО «Союзкоттеджстрой» был досрочно расторгнут по соглашению сторон. Ответчик, являющийся субарендатором, обратился к истцу с предло-жением об оформлении прямого договора аренды на оставшийся срок на ус-ловиях, установленных прежнему арендатору. Однако при подписании дого-вора аренды между истцом и ответчиком не было достигнуто соглашения о размере арендной платы.
Разрешая спор, суд первой инстанции вынес решение об удовлетворе-нии исковых требований истца, указав на следующие обстоятельства. По-скольку между сторонами не было достигнуто соглашения о размере аренд-ной платы, договор не может считаться заключенным и порождать для ответ-чика право на занятие спорных помещений. Доводы ответчика об установле-нии договорных отношений по аренде путем обмена письмами являются не-состоятельными, поскольку договоры аренды нежилых помещений, к кото-рым по аналогии подлежат применению нормы о договорах аренды зданий и сооружений, должны заключаться в письменной форме путем составления одного документа.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В России конца XX - начала XXI вв. наблюдаются весьма неблагоприятные фактические изменения преступности в целом и организованной преступности в частности, а также серьезные просчеты в борьбе с данными негативными явлениями. Так, отмечается нарастание криминального профессионализма, множатся дерзкие по замыслу и квалифицированные по исполнению преступления, с каждым днем набирает силу организованная преступность, дестабилизирующая обстановку в стране. В организованной преступности скрыта реальная угроза национальной безопасности, а именно в степени защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства. Особая озабоченность государственной власти, вызванная ростом организованной преступности, нашла отражение в Указе Президента РФ № 24 от 10 января 2000 г. «О концепции национальной безопасности Российской Федерации». Упоминание в данной Концепции организованной преступности в качестве фактора, ослабляющего и подрывающего основы государственного строя и национальной безопасности страны, говорит о крайне неблагоприятной тенденции организованной преступности в России, о серьезной озабоченности государства этой проблемой.
Наиболее тревожной тенденцией развития организованной преступности является нарастание степени общественной опасности преступных проявлений. Особенно актуальны сегодня проблемы борьбы с тяжкими вооруженными преступлениями, совершаемыми организованными преступными группами. В структуре зарегистрированных преступлений доминируют такие тяжкие и особо тяжкие виды посягательств, совершаемые с применением оружия, как: бандитизм, умышленные убийства и покушения на убийства, разбойные нападения, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Растет количество преступлений, совершенных с применением оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Повысились жестокость и агрессивность действий преступников. Таким образом, организованная преступность породила новую криминальную ситуацию, которая требует для ее разрешения неотложных законодательных, организационно-управленческих, социально-экономических и иных мер.
Состояние научной разработанности проблемы. В значительной степени недостаточная эффективность предупреждения и борьбы с организованной преступностью объясняется пробелами в научном обеспечении указанной борьбы. Несмотря на то, что на протяжении последних лет было достаточно много публикаций, посвященных организованной преступности, в том числе и серьезных монографических исследований, которые констатировали факт ее наличия и прогрессирования, однако результаты исследования организованной преступной деятельности показывают, что весьма сложно даже дать исчерпывающее понятие организованной преступности, которое отражало бы одновременно уголовно-правовые, криминологические и криминалистические аспекты . Организованная преступность является предметом изучения различных наук – уголовного права, криминологии, социологии, философии, экономики и др. В отечественных научных исследованиях освещены следующие проблемы организованных форм и видов преступной деятельности: институт соучастия и его формы (П.Г. Гришаев, Н.Г. Иванов, М.И. Ковалев, АМ.А. Шнейдер и др.); криминологическая и криминалистиче¬ская характеристика организованных групп (А.И. Гуров, А.И. Долгова, Н.Ф. Кузнецова, В.В. Лунеев, B.C. Овчинский, и др.); меры противодействия организованной преступности (А.И. Гуров, А.И. Долгова, В.И. Ко¬миссаров, В.И. Михайлов, Е.А. Мохов, B.C. Овчинский, А.В. Ушаков и др.).
Между тем представляется актуальной и своевременной попытка исследовать уголовно-правовую и криминологическую характеристику организованной преступности на региональном уровне, проследить ее развитие в историческом аспекте, дать анализ действующего законодательства, касающегося организованной преступности, внести предложения по усовершенствованию соответствующих норм УК РФ.
Целью исследования является комплексная уголовно-правовая и криминологическая характеристики организованной преступности в России и анализ методов борьбы с ней.
Для достижения поставленной цели объективно, с учетом степени научной разработки проблемы, были поставлены следующие задачи:
– изучить состояние и тенденции организованной преступности,
оценить ее причины и условия;
– исследовать российское уголовное законодательство об организованной преступности в историческом аспекте, а также уголовное законодательство некоторых зарубежных стран;
– изучить положения института соучастия, имеющие значение для
определения видов организованной преступной деятельности;
– осуществить анализ правового регулирования и организационно-
правового обеспечения борьбы с организованными формами преступной
деятельности;
Объектом исследования явились организованная преступность как социально-негативное явление; основные политические, экономические, социальные, психологические и иные факторы, оказывающие влияние на структуру и динамику организованной преступной деятельности в современных условиях; закономерности борьбы с нею как на законодательном, так и на правоприменительном уровнях.
Предмет исследования составляют:
– данные, характеризующие состояние, структуру и динамику организованной преступной деятельности в целом по Российской Федерации;
– нормы и институты ранее действовавшего и современного отечественного законодательства, регулирующего различные аспекты борьбы с организованной преступностью;
– юридическая и иная литература, касающаяся проблем борьбы с организованной преступностью;
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, отечественное уголовное, уголовно-процессуальное, административное законодательство, ведомственные нормативные акты, регулирующие вопросы борьбы с организованной преступностью, проекты законодательных актов России, международно-правовые акты.
Теоретическую основу исследования составили научные труды по криминологии, уголовному, уголовно-процессуальному праву и криминалистике, принадлежащие перу авторов, указанных в библиографическом разделе работы.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в том, что основные положения, выводы и рекомендации могут быть использованы как в науках криминологии и уголовного права, так и в практике борьбы с организованной преступностью. В частности, определенный вклад в развитие соответствующих отраслей юридической науки внесут отдельные понятия, классификации, данные о состоянии и тенденциях организованной преступности, ее отдельных частей.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК
СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1. Понятие и признаки организованной преступности
Организованную преступность принято рассматривать как форму незаконного предпринимательства, подпольную экономическую систему. В этой плане эксперты ООН определяют организованную преступность как "одну из форм экономического предпринимательства, осуществляемую с помощью противозаконных средств, связанных с угрозой применения физической силы или ее использованием, вымогательством, коррупцией, шантажом и др. методами, а также использованием незаконно производимых товаров и услуг". С других позиций данное явление характеризуется как "серия сложных уголовных видов деятельности, осуществляемых в широких масштабах организациями и другими группами, имеющими внутреннюю структуру, которых толкает на это, главным образом, получение финансовой прибыли и приобретение власти".
В отечественной криминологической литературе вошло в научный оборот определение, предложенное А.И. Гуровым: организованная преступность - "это относительно массовое функционирование устойчивых управляемых сообществ преступников, занимающихся совершением преступлений как промыслом (бизнесом) и создающих с помощью коррупции систему защиты от социального контроля. Аналогичное определение дает и профессор Э.Ф. Побегайло. Правда, указанное определение подверглось критике за то, что в нем не раскрыто понятие преступного сообщества.
Профессор С.В. Дьяков делает попытку конкретизировать определение данного понятия за счет включения в него большего числа признаков. С его точки зрения, организованная преступность - это "деятельность устойчивых преступных сообществ (организаций), отличающихся иерархическим организационным построением, сплоченностью на конкретной преступной платформе, отработанной системой конспирации и защиты от правоохранительных органов, коррумпированностью, масштабностью преступной деятельности, включая выход за рубеж и связь с международной мафией". Из приведенного определения следует, что одиночные организованные преступные группы в состав организованной преступности не входят. Близкое к данному, но акцентирующееся на несколько иных признаках определение, которое формулирует Ю.И. Адашкевич: организованная преступность - "это общественно опасное социальное явление, характеризующееся тесным смыканием уголовного мира с теневыми экономическими структурами и коррупцией в органах власти и управления, проявляющее себя в деятельности преступных сообществ, контролирующих источники противоправных, а также отдельных видов правомерных доходов на территориях или в сферах социальной практики".
Введение
С давних времен, наверное, с эпохи средневековых цехов и гильдий, была осознана необходимость регулировать профессиональную деятельность посредством правил и нормативов, выработанных внутри самого профессионального сообщества. Высокие требования к качеству продукции и самоограничение в цене были показателями развитой корпоративной этики. Подобные своды норм на основе профессиональной системы ценностей возникали в разных сферах деятельности: у врачей - это клятва Гиппократа, у юристов и работников правопорядка есть свои деонтологические кодексы. В таких областях деятельности, которые имели дело с массовым информированием публики в сфере общественно важных новостей, промышленных новшеств и потребительских новинок, профессиональная этика формировалась на протяжении первой половины ХХ в. Она зафиксирована в соответствующих кодексах: рекламном – Международном кодексе рекламной практики Международной торговой палаты, первая редакция которого датируется 1934 г., а последняя – 1986 г., и Декларации принципов поведения журналистов, принятой Международной федерацией журналистов в 1954 и дополненном в 1986 г.
Цель настоящей работы: общая характеристика деонтологических кодексов в России.
Задачи настоящей работы:
- провести исследование понятия «деонтология» как системообразующего при разработке деонтологических кодексов;
- исследовать особенности разработки, принятия и современной реализации деонтологических кодексов в современной России;
- провести сравнительный анализ основных деонтологических кодексов, действующих в России.

1. Деонтология как основа деонтологических кодексов
Истоки деонтологии уходят в глубокую древность. Размышления о профессиональной состоятельности и ее юридическом закреплении, как это отмечалось во введении, были предметом анализа многих ученых, мыслителей, деловых людей древности. Но только мыслитель и врач Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 г. до н.э.) в своей знаменитой «Клятве» впервые сформулировал морально-этические и нравственные нормы профессии врача.
Величие Гиппократа заключается прежде всего в его гуманизме, в том, что он считал человека венцом природы. Эти взгляды пронизывают весь текст «Клятвы Гиппократа».
Конечно, исторические и социальные условия, классовые и государственные интересы сменявшихся эпох, многократно трансформировали «Клятву». Но и сегодня она читается как вполне современный, полный нравственной силы документ. Знаменательно, что участники I Международного конгресса по медицинской этике и деонтологии (Париж, 1969) сочли возможным дополнить ее только одной фразой: «Клянусь обучаться всю жизнь».
Термин «деонтология» введен в обиход сравнительно недавно – в начале прошлого столетия английским философом И. Бентамом как обозначение науки о профессиональном поведении человека. Бентам проповедовал идеологию буржуазного либерализма. Общее благо, по Бентаму, недостижимо в условиях непреодолимого для общества антагонизма, и поэтому каждый человек должен заботиться только о себе самом. «Иначе говоря, деонтологию как учение о личном должном в поведении индивида Бентам противопоставляет этике, науке о морали как общественном должном в поведении и отношениях людей» . Отсюда и следует, что гуманизм, человечность – понятия, не имеющие места в человеческом обществе.
Близкие к этому идеи проповедывал английский экономист Мальтус. По его теории, население Земли увеличивается в геометрической прогрессии, а средства обеспечения существования людей могут увеличиваться лишь в арифметической. Следовательно, невозможно удовлетворить потребности всех людей, а отсюда и нищета, и голод заключаются не в социальных причинах, а в биологических – некоем законе безграничного размножения живых существ. Природа же сама регулирует количество населения и в ее «естественный порядок» нельзя вмешиваться. Он считал противоестественной врачебную деятельность, т.к. спасение «лишних людей» препятствует природному регулированию численности населения.
В настоящее время в медицине в понятие «деонтология» вкладывают принципиально иной смысл. Прежде всего деонтология понимается как учение о долге, наука о моральном, эстетическом, и интеллектуальном облике человека, посвятившего себя благородному делу – заботе о здоровье человека, о том, каковы должны быть взаимоотношения между медиками, больными и их родственниками, а также между коллегами в медицинском коллективе и целыми учреждениями, участвующими в борьбе за жизнь и здоровье людей, между работниками правоохранительных органов и их подзащитными и т.д.
Имеется определенная внутренняя связь деонтологии с этикой, и это понятно, ибо долг, справедливость, совесть и честь, представление о добре и зле, наконец, счастье и смысле жизни есть категории этические. П.А. Гольбах определял этику как науку об отношениях между людьми и обязанностях, вытекающих из этих отношений. Следовательно, этика представляет собой одно из направлений воспитания, тесно связанного с деонтологией, ее целями и практической их реализацией.
Определенные деонтологические нормы и правила, конечно, присущи всем профессиям, однако важнейшие деонтологические кодексы принимаются по трем направлениям: медицина, правоохранительная деятельность, СМИ.
2. Деонтологические кодексы как отражение деонтологических норм и принципов
Деонтологические кодексу зачастую понимаются достаточно расширительно – как кодексы профессиональной этики. С одной стороны, кодекс является элементом международного стандарта, значимость которого возрастает для компаний, выходящих на IРО. С другой стороны, с этическим менеджментом, основными элементами которого являются собственно кодекс корпоративной этики и система его исполнения, связываются надежды на повышение эффективности управления в сфере HR и укрепление имиджа компании. Предмет усилий этического менеджмента - выявление, формулирование, внедрение, поддержание, модернизация и модификация этических корпоративных норм и принципов, составляющих систему деловой этики компании.
Можно с уверенностью утверждать, что хотя практика создания самих этических кодексов становится общеизвестной, к сожалению, пока что еще редко можно встретить примеры построения в компании системы исполнения этих этических норм.
Наличие ясных и соблюдаемых этических норм в организации помогает сотрудникам ориентироваться в сложных ситуациях, снижает риск возможных нарушений, помогает формировать приверженность сотрудников компании.
И, если кодекс корпоративной этики определяет этические принципы, нормы и правила делового поведения, предписываемые к исполнению сотрудниками компании, то система исполнения:
1. поддерживает и поощряет такое поведение сотрудников, которое соответствует принятым этическим принципам, нормам и правилам;
2. предупреждает отклонения поведения сотрудников от заданных этических стандартов;
3. помогает своевременно выявлять факты этических нарушений;
4. помогает соответствующим образом реагировать на факты этических нарушений.
Этические нормы занимают особое положение в системе общественных правил. С одной стороны, они не предусматривают такой жесткой системы социального контроля, как, например, судебная для законодательно утвержденных норм. С другой стороны, этические нормы могут существенно ограничивать личную свободу человека, более или менее жестко регламентируя его мысли, чувства, действия. «Двигателем» этой системы внутреннего самоконтроля являются такие мотивы как самоутверждение, самоидентификация, суеверие, социальное одобрение и т. д.
Эффективность внедрения этических стандартов в директивном порядке является крайне низкой. Для того, чтобы они стали индивидуальными жизненными правилами, они должны быть глубоко вписаны в повседневную практику отношений человека с окружающим миром. Добровольное же принятие этих стандартов основывается на актуальных потребностях человека.
Рассмотрим подробнее возможные мотивы соблюдения этических норм:
Страх наказания
Это один из наиболее простых и древних мотивов, который нацелен на удовлетворение потребности в безопасности. Он распространен в кодексах универсальной этики, составляющих суть или являющихся элементами религиозных учений. В частности, в христианстве за несоблюдение заповедей в качестве мер наказания выступают епитимья и Страшный суд в загробной жизни
Другой возможный двигатель этичного поведения – боязнь осуждения (морального порицания) другими членами референтной группы, то есть той, с которой человек себя соотносит и на ценности которой ориентируется.
Иными словами, исходя из текста закона, невозможно определить, кто такой прокурор как участник уголовного процесса. Точнее сказать, УПК РФ не формулирует понятие «прокурор как участник уголовного судопроизводства», поскольку не проводит различия между ним и должностью прокурора, предусмотренной Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Таким образом, УПК РФ предоставляет доступ к участию в процессе на стороне обвинения должностным лицам прокуратуры, дознания и следствия с правами и компетенцией, предусмотренной как самим УПК РФ, так и Законом о прокуратуре.
На первый взгляд такой вывод может показаться плодом праздного теоретизирования. Это не так. С понятием «участник уголовного процесса» тесно связано понятие «сторона в уголовном судопроизводстве». Именно в практических аспектах процессуального права данные вопросы из технико-юридических трансформируются в социальные, поскольку стороны равны перед судом (ч. 4 ст. 15 УПК РФ), но, как видим, изначально не равны перед законом. Конституция РФ гарантирует равенство каждого перед законом и судом. Под этим следует понимать равенство всех, для кого он составляет актуально сущее «здесь и сейчас». Закон в одинаковой степени обязателен как для гражданина, так и для государства, кто бы его ни представлял. Органом, обеспечивающим данное равенство, и является суд, подчиняющийся исключительно закону. Таковы азы демократии, с успехом дезавуированные в УПК РФ.
Отсутствие четкого представления об участнике уголовного судопроизводства со стороны обвинения (а именно так названа гл. 6 УПК РФ) ставит исполнение требований УПК РФ в жесткую зависимость от структурной организации органов прокуратуры.
Перечень объектов осмотра места происшествия и обыска: а) инструменты - технические средства подделки (оборудование, приспособления и инструменты) - полиграфическое оборудование, клише, прессы, копировально-множительная техника, нумераторы, трафареты, литейные формы и т.д.; б) материалы - расходные материалы, использовавшиеся для изготовления фальсификатов, – бумага различных сортов, фотоматериалы, красящие вещества, клей, лаки, кислоты, растворители, химреактивы и т.д.; в) образцы - подлинные денежные знаки с такими же номерами, что и обнаруженные поддельные билеты, денежные билеты со следами наколки или вырезанными элементами, со смытым (размытым или обесцвеченным) изображением, со следами подчистки, травления, вырезанными номерами; г) фабрикаты и полуфабрикаты - «готовая» криминальная продукция, заготовки для изготовления фальсификатов, «брак», обрезки использовавшейся бумаги или металла, банковская и иная упаковка; д) следы интеллектуальной подготовки - чертежи оборудования, эскизы и графические изображения банкнот на цифровых носителях, специальные компьютерные программы, рецепты, черновые записи, конспекты, специальная литература по полиграфии, фотографии, гальванопластике, литью, штамповке и т.д., переписка, фотонегативы; е) следы технологического процесса - следы-наслоения, вкрапления, образовавшиеся на предметах обстановки, одежды в ходе технологического процесса производства (частицы красящих веществ, металлов, химреактивов и др.), а также следы на предмете преступного посягательства, образовавшиеся в результате контакта с рабочей поверхностью оборудования (например, следы разреза на бумаге); ж) следы пребывания и деятельности подозреваемого (обвиняемого) на месте изготовления криминальной продукции (личные вещи, следы рук, ног или обуви) или в другом определенном месте (например, в месте хранения поддельных денег).
Первоначальное понимание экономической преступности фактически сводилось к ее отождествлению с преступностью имущественной. В понятийном и методологическом аппарате правовой науки не находили адекватного отражения новейшие тенденции криминальной практики. Впоследствии тенденция к расширению понятия проявлялась в двух взаимосвязанных аспектах :
• во-первых, расширение круга субъектов экономических преступлений. Постепенно к данной категории стали относить не только высших руководителей корпораций, но и других служащих. А позднее ограничения по субъектам вообще не использовалось. Неизменным, однако, оставался признак совершения преступления в процессе профессиональной деятельности. Своеобразная «потеря» субъекта проявилась в том, что ключевым критерием для определения преступности как экономической признается модус операнди и цели, которые преследует правонарушитель.
• во-вторых, изменился и перечень преступлений, относимых к экономическим.. Позже к этим преступлениям стали относить уклонение от налогов, компьютерные и другие преступления, причиняющие вред экономике государства, ее отдельным секторам, предпринимательской деятельности, а также экономическим интересам отдельных групп граждан. Перечень этих преступлений расширился до 20-30 составов.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества