Этика и эстетика - готовые работы

ГлавнаяКаталог работЭтика и эстетика
fig
fig

Контрольная работа содержит 2 вопроса:

1. Приемы влияния на психику собеседника.

2. Вы беседуете с женщиной, которая еще совсем недавно была управляющей по товару в конкурирующей фирме, и считаете, что ее можно взять на работу. Она с удовольствием расскажет вам обо всех планах кокурента на предстоящий год. Как вы поступите?

1. Этика Гомера, Гесиода и семи мудрецов
Анализ ранних литературных памятников европейской культуры - поэм
Гомера (XII-VII вв. до н.э.), Гесиода (конец VIII - качало VII в. до н.
э.), изречений Семи греческих мудрецов (VII - VI вв. до н. э.), которые
отразили разрушение родового строя и становление классовой цивилизации в
Греции, свидетельствует, что именно реальные коллизии социально-нравственного развития, в частности противоречия между благом
целого (племени, народа, сословия, полиса) и благом отдельных личностей,
явились предметом первых этических размышлений. Последовательное
рассмотрение названных источников показывает: этическое мышление
складывается и углубляется по мере того, как формируются абстрактные
моральные нормы, нарастает конфликт между ними и реальным поведением людей.
По мнению ряда исследователей, Гесиода отделяют от Гомера несколько десятилетий, не более ста лет. Однако различия между ними в интересующем нас плане являются поистине эпохальными. В дидактической поэме Гесиода "Труды и дни" нет и следа героической морали. Она носит последовательно назидательный, морализаторский характер, в ней отражена новая социально-нравственная ситуация. Гесиод принадлежит уже эпохе классовой цивилизации. Поэма "Труды и дни" представляет собой назидания младшему брату Гесиода Персею. Как известно, Персей после смерти отца возбудил дело о разделе наследства и, по-видимому подкупив знатных судей, сумел незаконно завладеть большей его частью. Гесиод сохранил лишь незначительное самостоятельное хозяйство.
Справедливость и труд у Гесиода имеют уже нормативный смысл и
определяют рамки должного поведения.
Следует, однако, заметить, что Гесиод выражает точку зрения
собственников. Сам беотийский крестьянин, он говорит от имени мелких
землевладельцев, чье существование зависит от трудолюбия, бережливости, а
также наличия твердой законной власти. Все это способствует сохранению и
умножению собственности, что является, согласно Гесиоду, главной задачей в жизни. Ей должно быть подчинено все: женитьба, число детей, общение с соседями, выбор рабов и слуг, а также товарищей - все должно вести к укреплению собственности. Посягательство на собственность, ее отторжение путем насилия и обмана являются тягчайшим преступлением. Вот почему гнев поэта направлен прежде всего против крупных
собственников, которые путем разрушительных войн, разбоев и обмана
стремятся увеличить свое богатство.
К Семи мудрецам по разным спискам относят 20 человек, но чаще всего Фалеса, Солона, Питтака, Бианта, а также Клеобула, Хилона, Периандра. Все они заняли видное положение в обществе не вследствие благородства происхождения или военных подвигов, а благодаря своему уму. Их особое положение среди современников было основано на ясном осознании целей и последствий проводимых ими реформ.
Они умели заглядывать далеко. Сведения о мудрецах носят смутный
характер, в значительной степени являясь легендой. Современниками нравственные требования, формулируемые мудрецами, рассматривались именно как выражение мудрости, силы разума.
Содержащиеся в памятниках раннегреческой литературы моральные
размышления лишены философского обоснования, они являются обобщением нормативных поисков обыденного морального сознания. Даже у Фалеса, одного из первых философов, моральные сентенции не связаны с его философским принципом. Однако в творчестве Семи мудрецов уже заложена в основных чертах та нормативная модель морального поведения, которая соответствует идеологии эксплуататорского класса и получает в последующей философии систематическое обоснование.
2. Этические воззрения Гомера, Гесиода, семи мудрецов
В поэмах Гомера наблюдается два ряда фактов, которые с точки зрения современного нравственного сознания представляют явный
парадокс. С одной стороны, герои Гомера выражают коллективистское начало, они принадлежат своему народу и борьба за благо народа является реальным смыслом их жизнедеятельности; они нравственны, ибо готовы стоять насмерть в этой борьбе. Отечество, слава воина, благо семьи составляют живую основу их поведения.
Нередко высказывается мнение, что поведение гомеровских героев нельзя считать нравственным. Например, поведение Ахилла, который из-за нанесенного ему оскорбления самоустраняется от битв и "злорадно" желает
ахейцам поражений, более того, через свою божественную мать Фетиду
насылает на них неудачи. Такой подход, на наш взгляд, слишком абстрактен;
сторонники его не учитывают следующих моментов. Во-первых, Ахилл, как
вождь племени, оскорбление своей чести, вполне естественно, рассматривает
как оскорбление чести племени, гнев Ахилла - не мелочный каприз, а, по
представлениям древних, нечто великое, достойное воспевания (вспомним
первую строчку "Илиады": "Гнев, богиня, воспой Ахиллеса..."). Во-вторых,
Ахилл, как и все эпические герои, не считает, что выполнение общего дела
может быть сопряжено с индивидуальным ущербом, попранием личного
достоинства, т. е. он не приемлет самого разрыва между личным и
коллективным.
В-третьих, Ахилл желает неудач соотечественникам лишь до определенной степени, а именно до такой, чтобы они осознали, что не могут обойтись без него, что нельзя безнаказанно попирать честь героя и воина.
Словом, гнев и мотивированные им действия Ахилла находятся "целиком в русле героической морали". С другой стороны, в "Илиаде" и "Одиссее" мы не находим общеобязательных и безусловных норм поведения, строгого морального кодекса, отчужденных от реальных индивидов заповедей, неуклонное соблюдение которых считалось бы
критерием моральности. Даже любовь к родине, эта действительная основа
поведения героев Гомера, крайне редко выставляется в качестве
сознательного мотива. В современном понимании герои Гомера не обладают
моральным образом мыслей. Можно, например, считать Одиссея лжецом и
обманщиком, ибо вся его история является сплошной цепью хитростей (он
спаивает циклопа Полифема и выкалывает ему единственный глаз; выбирается из пещеры, спрятавшись под брюхом барана; благодаря своей изворотливости он проскакивает мимо сирен, что никому не удавалось, и т. д.). "...Кознодей, на коварные выдумки дерзкий..." - так характеризует Одиссея Афина Паллада. Но его можно назвать и морально безупречным, поскольку все эти хитрости способствовали преодолению трудностей на пути
возвращения на родину. Можно осудить Одиссея как прелюбодея, имея в виду его отношения с волшебницей Киркой и нимфой Калипсо. Но его можно и возвысить как преданного супруга, ибо сквозь все неисчислимые трудности и страдания он пронес чувство любви к Пенелопе. Для Одиссея просто не существует абстрактных правил, которые следует соблюдать во что бы то ни стало, для него существуют только реальные отношения к отчизне, жене, товарищам.
Самым нравственным из всех героев, который с особой любовью показан автором "Илиады", является Гектор, но и он нравствен по-особому: его позиция не является результатом выбора, она отличается
непосредственностью. Гектор в принципе одномерен. Основная нравственная
установка героя - быть защитником своего народа.
Итак, своеобразие моральной ситуации, описанной Гомером, состоит в том, что есть живые моральные индивиды - эпические герои, но нет моральной идеологии. Герои моральны в силу своих реальных общественных связей, без опосредствующей роли этической рефлексии, моральных норм и добродетелей, без какого бы то ни было страха и духовного принуждения. Их поведение предстает как свободное развертывание физических сил и естественно сложившихся человеческих обязанностей, настроений, симпатий и антипатий.
Объяснение этого феномена состоит в том, что индивид не противостоит коллективу, племени. В доклассовом обществе, последнюю стадию которого изображает Гомер, превалирует единство интересов кровнородственного коллектива, а примат общего над личным реализуется в сознательно волевых действиях развитых индивидуальностей, прежде всего представителей родовой знати. Как пишет А. Ф. Лосев, "личность здесь становится героем, который беззаветно предан своему народу и является его постоянным защитником и организатором".
У Гомера нет рассуждений о смысле жизни. Однако смысл действий Ахилла он раскрывает самым лучшим образом. Ахилл перед боем получает щит, изготовленный богами (Гефестом по просьбе Фетиды). Он круглый, на нем изображены Земля и небесные светила, два города - один в военное, другой в мирное время, пахотное поле, жатва, виноградник, воловье стадо, овечье стадо, танцы и игры, окаймляет все это океан. Тщательно описанный Гомером щит воспроизводит гармонию человеческой жизни во всех ее проявлениях. Ахилл идет на бой вдохновленный богами и ради того, что изображено на щите. Все его поступки совершаются во имя жизни и суть выражение ее полноты.
Глава 1. Социальная сущность и историческое происхождение
морали и религии
1.1.Понятие термина «этика?»
Для того чтобы точность перевода аристотелевского понятия «этического» с греческого языка на латинский передалось без искажения, Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» (mores – мн. число) – латинского аналога греческого «этос», обозначавшего характер, темперамент, нрав, моду, обычай, традиции. Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель по-своему именовал этикой. В IV веке н.э. в латинском языке возникает термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика» .
Оба этих понятия, одно греческого, другое латинского происхождения, в наши дни входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, которые обозначают по сути ту же самую действительность, которая обобщается в мировых терминах как «этика» и «мораль» .
В первоначальном значении понятий «этика», «мораль», «нравственность» – являются разными словами, но термин один. Со временем ситуация изменялась и в процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания, за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) – изучаемый ею предмет.
Интерпретируя вопрос о том, что же такое мораль? Следует вывод, о том, что настоящий вопрос является не только исходным, основным в этике; на протяжении всей истории этой науки, длящийся около двух с половиной тысяч лет, он оставался основным фокусом ее исследовательских интересов.
Всевозможные школы и мыслители дают на него разнообразные ответы. Не существует единого, бесспорного, безусловного определения морали, что имеет прямое отношение к оригинальности данного феномена. Размышления о морали оказываются многообразными образами самой морали и это вовсе не случайно, так как мораль в своей сущности – больше, чем совокупность фактов, которая подлежит обобщению. Мораль – не просто то, что есть. Она скорее есть то, что должно быть .
Поэтому адекватное отношение этики к морали не ограничивается ее отражением и истолкованием. Этика также обязана предложить свою собственную модель морально-этических норм. Философов-моралистов в данном отношении можно уподобить архитекторам, профессиональное призвание которых состоит в том, чтобы проектировать новые здания .
1.2. Исторические аспекты буддизма как религии
Сами буддисты ведут отсчёт времени зарождения своей веры и религии от смерти Будды, но при всем этом среди них нет единого мнения о годах его жизни.
В соответствии традиции наиболее старой буддийской школы – тхеравады, Будда жил с 624 по 544 г. до н.э. Согласно этой дате в 1956 г. отмечалось 2500-летие буддизма. Научная версия, принимает так же и греческие свидетельства о дате венчания на царство прославленного индийского царя Ашоки, время жизни родоначальника буддизма – с 566 по 486 г. до н.э. В некоторых направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488 –368 гг.до н.э. На сегодняшний день ученые-исследователи пересматривают даты правления Ашоки и как следствие даты жизни Будды .
Колыбелью буддизма является Индия (а если точнее, то долина реки Ганги – одна из наиболее экономически развитых частей страны). Самой высокопоставленной и имеющей влияние религией Древней Индии был брахманизм. Его культовая практика состояла в основном из жертвоприношений многочисленным богам и сложных ритуальных церемоний, сопутствовавших практически любому событию. Общество делилось на варны (сословия): брахманов (высшее сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные сословия) .
Буддизм со времени своего возникновения отвергал эффективность и результативность жертвоприношений и не принимал разделения на варны, подвергая рассмотрению общество как целое состоящее из двух категорий: высшей, куда входили брахманы, кшатрии и гахапати (домохозяева – люди, владевшие земельной и прочей собственностью), и низшей – она включала людей, обслуживавших господствующие слои.
На территории Индии в VI-III вв. до н.э. существовало множество небольших государств. В Северо-Восточной Индии, где проходила деятельность Будды, их было 16. По своему общественно-политическому устройству это были либо племенные республики, либо монархии. Они находились во враждебных отношениях между собой, захватывали территории друг друга, и уже к концу жизни Будды многие из них были поглощены набиравшими мощь государствами Магадха и Кошала.
В это же время появилось множество аскетов – людей, которые не имели собственности и жили подаянием сострадавших им людей. Согласно версии ученых именно среди таких аскетов-отшельников и происходил процесс зарождения новых религий как буддизм, джайнизм и другие учения, которые в своей сущности не признавали ритуалов брахманов, и видели смысл не в привязанности к вещам, месту, людям, а именно в сосредоточении целиком на внутренней жизни человека, согласно этому принципу, представителей этих новых учений называли шраманами («шрамана» означает «совершающий духовное усилие») .
Буддизм как религия впервые обратился к человеку не именно как к представителю какого-либо сословия, племени или определённого пола, а как к личности (в отличие от последователей брахманизма Будда считал, что женщины наравне с мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства). Для буддизма в человеке важны были только индивидуальные заслуги. Так, словом «брахман» Будда называет любого великодушного, возвышенного и мудрого человека независимо от его происхождения.
По этому поводу говорится в одном из классических сочинений раннего буддизма – «Дхаммападе»: «Я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать. Я называю брахманом того, кто свободен от привязанности и лишён благ
Я называю брахманом того, кто отрешился от мира и сбросил ношу, кто даже в этом мире знает уничтожение своего страдания.
Я называю брахманом того, кто среди взволнованных остаётся невзволнованным, среди поднимающих палку – спокойным, среди привязанных к миру – свободным от привязанностей.
Я называю брахманом того, кто говорит правдивую речь, поучительную, без резкостей, никого не обижающую.
Я называю брахманом того, кто знает своё прежнее существование и видит небо и преисподнюю; кто, будучи мудрецом, исполненным совершенного знания, достиг уничтожения рождения; кто совершил всё, что возможно совершить» .
Глава 2. Религия буддизм и его этика
2.1. Бог Будда и его учение
В биографии Будды воспроизведена судьба реального человека в обрамлении мифов и легенд, со временем почти полностью оттеснивших историческую фигуру основателя буддизма.
В исторической и религиозной литературе в большинстве случаев встречается дата рождения будущего Будды как более 25 веков назад. В одном из маленьких государств на северо-востоке Индии у царя Шуддходаны и его супруги Майи после долгого ожидания родился сын Сиддхартха. Его родовое имя было Гаутама. Принц обладал благоприятными условиями к жизни и процветанию, не знал забот, по истечению времени, он завёл семью и, по надеждам его отца, мог бы сменить его на троне, но только в том случае если бы судьба не распорядилась иначе.
Принц, узнав о том, что на свете существуют болезни, старость и смерть, решил избавить и освободить людей от страданий, которые сопровождают человека по всей его жизни, отправился на поиски рецепта всеобщего счастья. Но этот путь оказался очень сложным, однако все поиски принца и его жизненные воззрения увенчались успехом воплощения. В местности Гая (в наши дни называется Бодх-Гая) он достиг Просветления, и ему открылся путь спасения человечества. Случилось это, когда Сиддхартхе было 35 лет.
1. Введение
Во второй половине прошлого века после победы промышленной рево-люции на Западе рыночные отношения владели всеми сферами жизни общест-ва. Как грибы после дождя росли крупные фирмы, требовавшие большого чис-ла руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамот-ные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, ко-торые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требо-вался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа лю-дей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руково-дителям уже не нужно держать своих подчиненных в повиновении властной рукой. Главной задачей становится кропотливая организация и каждодневное управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли собст-венникам фирмы. Эти люди стали называться менеджерами.
Каким менеджер видится нам сегодня? Поведение менеджера должно соответствовать ситуации, гибкость стиля является важным признаком качества менеджера. Следует не только менять стиль управления, но и создавать соот-ветственные ситуационные условия (формировать ситуацию через подбор кад-ров, изменять оргструктуры и организацию труда).
Специфика работы менеджера заключается в постоянном общении с деловыми партнерами, подчиненными, клиентами. Поэтому одной из важней-ших задач менеджера является умение научиться оставлять о себе хорошее впечатление, т. е. научиться формировать хороший имидж, под которым пони-мается формируемый в глазах общества комплекс его внешних и внутренних качеств. Положительный имидж всегда способствует карьерному продвижению менеджера.
Имидж – внешнее отражение человеческого образа, наглядно-выразительный “срез” его личностных характеристик. В этой связи такие его атрибуты, как модели поведения, одежда, прическа имеют огромное значение в его утверждении.
Чтобы быть притягательной личностью, внешней выразительности не-достаточно. Она – желаемый компонент имиджа, но не решающий, как это ка-жется многим.
Имидж – собирательное понятие. Это облик, то есть та форма жизне-проявления человека, благодаря которой “на люди” выставляются сильнодейст-вующие личностно-деловые характеристики. Среди них приоритетными следу-ет признать воспитанность, эрудицию, профессионализм. Вот те три кита, на которых надежно держится имидж конкретной личности.
Типы имиджа.
Зеркальный - это имидж, свойственен нашему представлению о себе.
Текущий - этот имидж характерен для взгляда со стороны.
Желаемый - этот тип имиджа отражает то, к чему мы стремимся.
Корпоративный - это (вариант) имиджа организации в целом, а не ка-ких-то отдельных подразделений или результатов её работы.
Множественный - этот вариант имиджа образуется при наличии ряда независимых структур вместо единой корпоративной.
Харизматический – это имидж, которому приписывается образ вождя, лидера.
Закрытый – интересен тем, что каждый из потребителей может вписы-вать в него те черты, сам считает наиболее убедительными.
Мифологический – имидж под которым будем понимать поведение ли-дера, те или иные сложившие в данном обществ мифы.
Если менеджер заинтересован в плодотворности своего труда, он дол-жен решить, что хочет изменить в себе, прежде чем окажется в центре внима-ния. Хорошо продуманный имидж может и не стать основной причиной, по ко-торой он справится с работой, но благодаря нему его будут внимательно слу-шать и доверять ему. Хороший имидж устраняет преграды между менеджером и людьми, занимающими различное положение в обществе, или людьми разных возрастов. Удачный имидж подчеркнет все лучшее, что есть в менеджере, и придаст ему смелости быть самим собой в любой ситуации.
2. Внешний вид
Любой человек своим внешним видом передает окружающим колос-сальный объем информации о себе, своих личностных и профессиональных стремлениях, планах, предпочтениях и даже внутреннем состоянии души. Как известно, первое впечатление невозможно произвести дважды, а корректный образ, созданный грамотным и профессиональным имиджмейкером, будет спо-собствовать головокружительному успеху в карьере, социальных отношениях, становлению и гармонизации личности.
Имидж есть у любого человека– это впечатление о нас или наш внешний и внутренний облик, соответственно, в понимании других. Суще-ствует множество частных имиджей (общественный, средовой, вербаль-ный…), но одним из основных можно назвать габитарный имидж (от ла-тинского «habitus» - внешность) – это внешний облик человека – его тело-сложение, одежда, прическа, аксессуары.
Внешность, одежда человека – это источник мнения о нем, фактор формирования впечатления. Создание индивидуального имиджа с помощью одежды – это сложный творческий процесс. Все зависит от того, что мы хотим позиционировать одеждой, какое мы должны произвести впечатление, и на сколько одежда вписывается в определенную социальную группу и си-туацию. В построении габитарного имиджа специалисты занимают разные по-зиции: одни считают, что решающее значение имеет подбор цвета, соот-ветствующий природным краскам, вторые – главное значение имеет стилисти-ка. Несомненно, цвет является центральным компонентом в построении га-битарного имиджа, в визуальном восприятии образа человека. Большое значение имеет гармоничность зрительного восприятия, которое достигается при подборе тех цветов, которые идеально сочетаются, соответствуют природным краскам.
Главное – это стиль. Стиль не должен вступать в противоречие с возрастом и профессией. Очень важно создать целостный образ (начиная с прически и заканчивая обувью). Своим внешним видом, стилистическим ре-шением мы даем окружающим огромное количество информации о себе: возраст, пол, социальная роль, статус человека, его внутренние качества.
Деловой стиль или бизнес-стиль – это смесь элегантности классическо-го и удобства спортивного стиля. Он подходит для политиков, юристов, финансистов, государственных работников, менеджеров, секретарей и так далее. Внешняя привлекательность делового человека существенно влияет на впечатление, возникающее от зрительного восприятия. Общеизвестно, что во время деловых встреч, если, например, представитель фирмы одет небрежно, то подсознательно партнеры оценивают его, как человека, с которым не сто-ит вести дела. А почему? Потому что своим внешним видом он не позициони-рует о своих деловых качествах: надежности и собранности.
Специфика делового мира представляет весьма серьезные требования к внешнему облику. Правильно подобранный деловой костюм подчерки-вает профессионализм и деловые качества: организованность, собран-ность, опрятность, надежность… - все это характеристик, направленные на карьеру.
Таким образом, внешняя привлекательность имеет первостепенное зна-чение для обретения положительного делового имиджа. Выражение «по одежке встречают…» здесь подойдет как никогда . Внешний облик делового человека, его одежда – это первый шаг на пути к успеху, на пути продвижения по карь-ерной лестнице, так как костюм служит своеобразным свидетельством о сте-пени и надежности. Аккуратный, со вкусом одетый, подтянутый – таков внешний облик делового человека, будь то мужчина или женщина.
Принципами деловой одежды являются:
1) универсальность (это стиль для работы, он должен быть удобен и функционален);
2) опрятность и аккуратность (мятая юбка, небрежно завязанный галстук рождают ощущение суетливости, поспешности, нетребовательности к себе или безразличие к окружающим).
Деловой мир достаточно консервативен по отношению к моде. Но мода здесь не является чем-то обязательным для всех. Всегда должна присутствовать индивидуальность (особенно у женщин) и хороший вкус.
Учебное пособие представляет собой конспект лекций по курсу «Этика». Он состав-лен в соответствии с учебным планом и рабочей учебной программой, утвержденной кафед-рой философских наук Академии управления при Президенте Республики Беларусь, однако может быть использован всеми, кто изучает в вузе соответствующую дисциплину. Данный курс представляет собой вариант преподавания этики на базе обязательного набора дидакти-ческих единиц, зафиксированных в образовательном стандарте Министерства образования Республики Беларусь.
Курс лекций предназначен для студентов системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальности "Госу-дарственное управление и экономика".
Введение
Культура речи - сложное понятие. В быту, в обиходе под этим имеют в виду правильную, грамотную речь. Но культура речи - это еще и целая отрасль языкозна¬ния, называемая иногда ортологией. Культура речи как наука о языке как раз и занимается выработкой и упо¬рядочением разнообразных правил, а правила речи ин¬тересуют каждого из нас.
Энциклопедия сообщает: «Высокая культура речи предполагает достаточно высокий уровень общей куль¬туры человека, сознательную любовь к языку, культуру мышления. Вершиной речевой культуры, эталоном и «точкой отсчета» явлений, осознаваемых в качестве нормативных, признается литературный язык, где за¬крепляются и накапливаются, как в сокровищнице, культурные традиции народа, достижения мастеров сло¬ва, писателей».
Следовательно, можно сказать, что человек, позна¬вший нормы родного языка, владеет культурой речи, и наоборот, владеющий культурой речи всегда придержи¬вается нормы. Это не исключает, конечно, стилистического разнообразия его речи, а как раз и предполагает такое разнообразие как воплощение речевого мастерст¬ва.
Ученые, разрабатывающие проблемы культуры речи, служат живым потребностям общества, осмысляя и со¬вершенствуя речевую практику народа. Они занимаются нормализаторской деятельностью, а также языковой политикой.
Борьба за культуру речи не ослабевает ни на один день. Оценивая тот или иной языковый факт, то или иное речевое употребление, языковеды учитывают, во-первых, насколько этот факт находится в соответствии с языко¬вой системой, с законами языка, его строем, а во-вто-рых - насколько массово и регулярно воспроизводится этот факт в речи образованных людей - носителей ли¬тературного языка.
Талантливый педагог В.А. Сухомлинский писал:
Слово - тончайшее прикосновение к сер¬дцу; оно может стать и нежным, благоухан¬ным цветком, и живой водой, возвращаю¬щей веру в добро, и острым ножом, ковыр¬нувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доб¬рое слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное - приносит беду, словом можно убить - и оживить, ранить - и излечить, посеять смятение и безнадежность - и одухотворить, рассеять сомнения - и повергнуть в уныние, сотво¬рить улыбку - и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие, вдохновить на труд - и привести в оцепе¬нение силы души.
1. Отличительные особенности и основные признаки делового общения.
Общение с людьми - это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому. В зарубежных странах учебных заведениях проблеме общения уделяется огромное внимание. В обучающие программы обязательно включаются этика и психология делового общения, большим успехом пользуются социально-психологические тренинги по общению, издаются многочисленные пособия, способствующие освоению и применению психологических приемов делового общения.
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.
1. По содержанию оно может быть:
1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
1.2 Когнитивное (обмен знаниями)
1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)
1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)
1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)
2. По целям общение делиться на:
1. Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)
2. Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)
3. По средствам общение может быть:
3. Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)
4. Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)
5. Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)
6. Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).
Деловое общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели .
Без него трудно обойтись в сфере экономических, правовых, дипломатических, коммерческих, административных отношений. Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно и правильно составить деловую бумагу и многое другое в настоящее время стало неотъемлемой частью профессиональной культуры человека: менеджера, руководителя любого уровня, референта, служащего.
Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа "человек-человек" - политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха.
Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, - создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.
В нашей стране пока еще только начинают уделять проблеме делового общения должное внимание.
Для достижения высокой результативности практически в любом виде коммерческой деятельности необходимо владеть определенным набором сведений, знаний, представлений о правилах, формах и методах ведения предпринимательского дела, о принципах делового общения.
Культура делового общения содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами, руководителями и подчиненными, партнерами и конкурентами, во многом определяя их (отношений) эффективность: будут ли эти отношения успешно реализовываться в интересах партнеров или же станут малосодержательными, неэффективными, а то и совсем прекратятся, если партнеры не найдут взаимопонимания.
Введение
Традиции русской религиозно-философской мысли, ведущие историю от первых древнерусских книжников (Илариона Киевского, Климента Смолятича, Кирилла Туровского) к славянофилам и Вл.Соловьеву, пережившие в первые десятилетия двадцатого века свой расцвет («русский религиозно-философский ренессанс»), сегодня уже не могут считаться неизвестными.
Многочисленные переиздания творений отечественных философов позволяют открывать новые грани их философского творчества, что создает предпосылки для развития традиций русской философии в настоящем и будущем.
Однако, для того чтобы данная тенденция приобрела подлинную жизненность и реальную значимость, необходимо ясно и отчетливо понимать ее характер, внутреннюю историю и логику, разбираться в механизме ее жизненной реализации в рамках русской культуры.
Это означает, с одной стороны, продолжение работы в направлении интроспекции, самоосознания философской традиции, которая не может быть успешной без осуществления, наряду со всеобъемлющими синтезами, тщательного анализа основных смысловых детерминант философской позиции, с другой - пристальное внимание к историко-культурному контексту, в границах которого призвана разворачиваться философская мысль.
Таким образом, очевидна необходимость расширения горизонта исследования за счет введения в историко-философский контекст тех философов, мыслителей, деятелей культуры, без которых самого культурного контекста, крайне важного для сохранения и передачи традиции, не было бы.
Очевидно, что все это определяется пониманием существа и смысла русской философской традиции как духовного феномена. Ибо простая констатация ее религиозного характера уже не может удовлетворить заинтересованного исследователя.
Интуитивистские философские построения отечественного идеализма, обоснованные и развитые в трудах Н.ОЛосского, СЛ.Франка, Д.В. Болдырева, В.А.Кожевникова и других, представляли некий сплав гносеологии интуитивизма и персоналистической онтологии с заметным влиянием таких западноевропейских философских течений, как бергсонианство, имманентная школа, гуссерлианство, махизм.
Фундаментальное знакомство с идеями философии интуитивизма на русской почве можно осуществить путем обращения к работам Н.О-Лосского «Обоснование интуитивизма» (1906), «Основные вопросы гносеологии» (1919), «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция» (1938), «Мир как органическое целое» (1915) и др. и С.Л. Франка «Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания» (1915), «Реальность и человек. [Метафизика] человеческого бытия» (1956) и др.
Интуитивизм вскрывает и устраняет ложную предпосылку разобщенности между познающим субъектом и познаваемым объектом, лежащую в основе теорий знания индивидуалистического эмпиризма, докантовского рационализма и кантовского критицизма.
Отрицая источник знания, доставляющий большую часть познаваемого материала, эта предпосылка приводила к односторонним теориям знания, которые преувеличивали значение то одной, то другой из объективных деятельностей и таким образом пытались выйти из затруднений: индивидуалистический эмпиризм преувеличил значение ощущений, докантовский рационализм - значение разума, кантонский критицизм - значение структуры всей познавательной способности вообще.
Актуальность данной темы выражена практической неизвестностью жизни и творчества Владимира Александровича Кожевникова и Болдырева, недостаточной изученностью их основных работ, избранным подходом к изучению оснований православной философии культуры.
Целью настоящей работы является выявление содержания, исторического развития и основных принципов этических взглядов В. А.Кожевникова и Д.В. Болдырева.

1. Характерные особенности интуитивизма

Устраняя ложную предпосылку, интуитивизм освобождает теорию знания от всех подобных односторонностей; его отношение к старым направлениям характеризуется главным образом тем, что он отрицает их отрицания, но сохраняет их утверждения, стремясь дополнить их новыми истинами.
Таким образом, он вовсе не отрицает старых направлений, а скорее наоборот, стремится к возрождению их, однако в обновленной форме, освобожденной от исключительности и открывающей возможность примирения и слияния их.
В самом деле, устраняя предпосылку, бывшую источником односторонности старых направлений, интуитивизм вместе с тем не то чтобы разрешает важные спорные вопросы в пользу одной или другой из тяжущихся сторон, а идет еще глубже, именно устраняет самую почву для возникновения спора, показывает, что он основывается на недоразумении и что спорящие партии как односторонние были отчасти правы и отчасти не правы.
К числу важнейших устраняемых таким образом спорных пунктов принадлежат противоположности значения и бытия, рационального и иррационального, априорного и апостериорного, общего и частного, аналитического и синтетического...
Индивидуалистический эмпиризм, докантовский рационализм и критицизм вырывают непроходимую пропасть между знанием и бытием. Только действительность как явление сближается в критической философии с процессом знания, но это сближение достигается путем подчинения бытия знанию, именно путем утверждения, будто явления, т.е. мир нашего опыта, суть только процессы знания и больше ничего.
Подобным же образом примиряет знание с бытием и послекантовский мистический рационализм: он или прямо утверждает, или склонен утверждать, будто бытие есть не что иное, как процесс мышления.
Между тем интуитивизм, утверждая, что знание есть не копия, не символ и не явление действительности в познающем субъекте, а caма действительность, сама жизнь, подвергнутая лишь дифференцированию путем сравнения, устраняет противоположность между знанием и бытием, нисколько не нарушая прав бытия.
Наравне со всеми другими направлениями он признает, что знание как знание есть бытие в том смысле, что оно действительно существует; но этого мало, в противоположность другим исправлениям он еще утверждает, что знание содержит в себе как элемент бытие, которое само по себе, т.е. помимо процесса сравнения, вовсе не есть знание.
Иными словами, примирение достигается путем утверждения, что знание-бытие содержит в себе как элемент бытие–незнание.
Таким образом, знание приобретает в учении интуитивизма гораздо более высокое значение, чем в учении индивидуалистического эмпиризма и докантовского рационализма, и в то же время менее высокое, чем в мистическом рационализме: оно не есть только тень бытия, так как оно включает в себя реальную жизнь, но оно не есть также единственная форма бытия, так как оно только включает в себя реальную жизнь, а не создает ее.
В сравнении же с критицизмом интуитивизм придает знанию, с одной стороны, более высокое значение, поскольку признает, что явления не суть только представления, но, с другой стороны, менее высокое значение, поскольку не соглашается признать остов мира явлений за продукт познавательной деятельности.
Это не мешает, однако, интуитивизму считать мир конечных вещей миром явлений, но само собою, разумеется, термин явление имеет здесь совершенно иной смысл, чем в критической философии: им обозначается некоторое своеобразное отношение мира конечных вещей не к познающему субъекту, а к абсолютному: поэтому весь этот вопрос относится, по учению интуитивизма, к онтологии, а не к теории знания.
Все содержание знания складывается из самой мировой действительности. Познавательная деятельность только подвергает ее внешней обработке путем сравнения, не внося в нее новых по содержанию элементов; ей не нужно ни создавать, ни хотя бы только
Введение
Главная трудность при построении целостного, систематического курса этики - огромное разнообразие имеющегося "строительного материала":
• мировоззренческо-методологических подходов и жизнеучений выдающихся мыслителей;
• теоретических понятий и обобщений (включая ключевые понятия - "этика" и "мораль")
• знаний о сложившихся в обществе ценностных позициях, обычаях, нравах;
• актуальных нравственных проблем.
Сквозные системообразующие идеи, скрепляющие этот материал, в учебных планах и программах выражены, как правило, очень нечетко либо вовсе отсутствуют. Прояснить эти имплицитно присутствующие в традиционной этике идеи позволяет в определенной степени этика, представляющая собой методологическую рефлексию философии морали.
Основной инструмент этики - логический анализ этических высказываний и рассуждений.
На базе этого анализа вырабатывается эталонная модель правильного этического рассуждения, которая, в свою очередь, служит фундаментом для построения абстрактной, идеализированной модели этики, - модели, включающей объект, предмет, структуру, функции, категории этики, ее основные проблемы и возможные их решения.
Эта абстрактная модель не заменяет традиционных этических учений, а является лишь средством упорядочения, унификации этической терминологии и проблематики. Такая унификация совместима с теоретическим и ценностным плюрализмом в этике и не ограничивает педагогического творчества в преподавании этой дисциплины. К тому же следует учитывать, что в самой этике существуют различные школы и направления, по-разному трактующие этические понятия и высказывания. Поэтому выработка идеальной модели этики и принципов систематизации этического знания требует предварительных исследований в этой области и принятия определенной хорошо обоснованной этической концепции
Попытаться понять природу этого феномена заставляет и тот факт, что в последние десятилетия в западной этике наметился явный переход именно к такого типа проблематике. Уже возник и все более четко формируется новый образ этики, никогда ранее не существовавший в почти трехтысячелетней ее истории. Именно этот новый образ этики автор называет прикладной этикой. Ибо только так можно зафиксировать и понять тот поворот к конкретно-практическим человеческим проблемам, который осуществила этика в конце текущего столетия. Только так можно объяснить широту и разнообразие прикладных проблем, в которых оказалась востребованной этика. Действительно, казалось бы, что может быть общего между медициной, политикой, экологией, бизнесом? Их объединяют возникающие в них этические проблемы.
И именно потому, что круг проблем прикладной этики необычайно широк, и каждая отдельная из составлявших ее частей - биоэтика, этика бизнеса, экологическая этика и др. имеет достаточно самостоятельный характер, требуется углубленная разработка и соответствующий объем для каждого ее вида.
Несомненно и то, что возникновение и особое внимание к прикладной этике составляет, пожалуй, самое яркое явление в этике конца двадцатого века, ее самую характерную черту, и даже своеобразный предмет гордости.
И поэтому этика становится предметом интереса многих людей.
Мы со своей стороны назовем еще одну весьма важную причину, как развития прикладных видов этики, так и увеличения внимания к ним не только со стороны профессиональных ученых, но и все более широких масс людей. Эта причина - необходимая, но недостаточная. И все же о ней важно сказать. Это - страх.
Никогда еще ранее в истории человечества страх не приобретал таких глобальных масштабов, ведь в конце нашего столетия предметом страха стала реальная возможность глобальных катастроф - ядерной, экологической, демографической и др.
А если признать, что традиционное в прошлом отношение к религии как к всеобщей панацее от зол тоже изменилось, то станет понятно, что именно к этике люди сегодня могут все чаще обращаться с поисками ответов на трудные вопросы.
В этом смысле прикладная этика - это зеркало страха человечества в конце двадцатого века, в том числе страха перед наукой и техникой. И отдельные ее разновидности отражают как бы многочисленные предметы этих страхов и опасений - от медицины до экологии и политики.
В этом смысле ни о каком окончательном варианте прикладной этики или окончательных решениях ее проблем сегодня говорить еще рано.
1. Возникновение морали и ее историческое развитие
1.1. Нравы и обычаи родового строя.
Община – первая форма социальной организации. Существование человека в рамках общины первоначально регулировалось с помощью запретов (табу) на определенные виды поведения. На основе табу сложились обычаи и традиции, которые существенно отличаются от норм морали по способу регуляции:
• обычай территориально ограничен, моральная норма всечеловечна;
• обычай конкретен в предъявлении требований, моральная норма универсальна;
• обычай опирается на авторитет общественного мнения, моральная норма на понимание добра вообще;
• обычай выступает формой внешнего принуждения, моральная норма требует от человека внутреннего согласия с ней;
• обычай не предоставляет человеку свободы в выборе поступка, мораль требует свободного поступка.
Ряд норм регулировал отношения между общинами. Одним из правил межобщинного общения являлся обычай кровной мести.
1.2. Разложение родового строя и возникновение морали как формы общественного сознания
Разложение первобытнообщинного строя и индивидуализация общественной жизни требовали индивидуальных средств нравственной ориентации. Эти средства предложила обществу мораль, сформулировав новый универсальный принцип поведения, зафиксированный вначале в массовом сознании, а затем в религиозных и философских текстах. Этим принципом явилось "Золотое правило нравственности": «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе», явившееся свидетельством возникновения морали как формы общественного сознания, причинами появления которой являются:
• разделение труда;
• появление имущественного неравенства;
• расширение географии человеческих отношений;
• появление отрицательной реакции на нравы властьимущих;
• индивидуализация общественной жизни.
Возникновение социально неоднородного общества обусловило появление потребности в согласовании индивидуальных интересов людей с интересами общества. Мораль явилась способом удовлетворения этой потребности, наряду с правом и религией .
1.3. Возникновение христианства как факт морального прогресса
Появление морали, став огромным скачком в духовном развитии человечества, нашло свое отражение в христианской религии, предложившей программу нравственного совершенствования через постижение идеи Бога, помогая тем самым морали регулировать отношения между людьми в социально неоднородном обществе. Христианство через тексты Библии предложило свой механизм регуляции поведения, понятный широким массам:
1) провозгласило идею нравственного равенства;
2) уделило большое внимание отдельному человеку, его душе, заложив основы гуманизма;
3) призвало человека приподняться над повседневностью своего существования и обратить свои помыслы к духовному совершенствованию;
4) предложило человечеству моральный идеал очень высокого порядка в образе Иисуса Христа;
5) сформулировало простейшие нравственные правила (десять заповедей).
Христианство, являясь фактом морального прогресса, все же не смогло реализовать свои глубинные возможности в рамках средневекового общества.
1.4. Нравственная регуляция эпохи Средневековья
Средневековое общество представляло собой систему жестких социальных зависимостей на основе сословно-корпоративных связей. Неотъемлемым индивидуальным свойством средневекового человека являлась его принадлежность к определенному сословию (дворянскому, рыцарскому, крестьянскому и т.д.), каждое из которых имело строгий набор правил поведения по отношению к его представителям. Сословный статус определял место каждого в социальной иерархии, его образ жизни, привилегии и т.д. Это привело к формированию особого типа сословно-иерархической морали, основой которой являлось:
1) представление о справедливости как о воздаянии людям в зависимости от их сословной принадлежности;
2) жесткая регламентация поведения в рамках определенного сословия, что являлось свидетельством относительности моральных норм в средневековом обществе.
Разрушение сословного деления общества и изменения социально-экономического характера способствовали формированию нового типа нравственных отношений в буржуазном обществе, пришедшем на смену феодальному.
1.5. Буржуазная мораль и ее основные черты
Индивидуализация общественной жизни в период зарождения буржуазных отношений создала равные возможности для всех, независимо от социальной принадлежности, в получении экономической независимости и достижении жизненного успеха. Это привело к формированию нового типа нравственных отношений (буржуазной морали), основными чертами которой являлось:
1) равенство всех в выполнении нравственных требований, независимо от социального статуса;
2) нравственная автономия индивида (возможность поступать в соответствии с собственными убеждениями).
Становление морали индивидуалистического типа привело к формированию нового идеала человека, который благодаря собственным усилиям, трудолюбию мог добиться успеха в жизни. Появилось особое отношение к морали как к полезной вещи: стало выгодным быть честным, порядочным и т.д. Принцип утилитаризма в буржуазную эпоху стал основным принципом нравственного существования, в утверждении которого немаловажную роль сыграла протестантская религия .
1.6. Основные принципы протестантской этики
В формировании человека буржуазного общества протестантская религия оказала большую идеологическую помощь. Основываясь на концепции спасения души, обрести которое человек способен только в том случае, если в земном существовании будет вести образ жизни, угодный Богу, протестантизм призывал человека к следующему:
1) систематическому и неустанному труду в рамках своей профессии-призвания;
2) мирскому аскетизму (ограничению в использовании богатства для личных удовольствий и нужд);
3) неограниченному накоплению капитала и использованию его для устроения социального космоса в угоду Бога (т.е. для процветания дела).
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества