Экономическая география - готовые работы

ГлавнаяКаталог работЭкономическая география
fig
fig
3. Оценка туристского потенциала регионов
В Египте туристский сектор сосредоточен вокруг его культурно-исторических памятников, знаменитых пирамид, дворцов и храмов фараонов, которые расположены вдоль долины Нила (от Каира на севере до Асуанского водохранилища на юге). В 80-е годы правительство Египта приняло план развития пляжного туризма вдоль берегов Красного моря, по которому главным туристским центром района должен был стать г. Хургада. Богатый подводный мир Красного моря открывает большие возможности для развития подводных видов спорта. В начале 90-х годов в туристской зоне были построены семь туристских деревень для приема туристов из западноевропейских стран.
После заключения в 1979 г. соглашения о мире с Израилем Египет стал одной из политически спокойных стран в своем регионе, и в результате этого туризм страны начал быстро развиваться особенно в 90-е годы. Египет принимает туристов со всех концов земного шара, среди которых наиболее крупными генерирующими рынками являются США, Саудовская Аравия, Франция, Германия, Италия и Япония.
В динамике роста туризма Египта, конечно же, сыграла роль и война "Буря в пустыне". Если во второй половине 80-х годов страну посещало около 1,8 млн туристов в год, то в 1991 г. их количество сократилось до 800 тыс. человек. Однако в 1992 г. количество зарубежных туристов вновь возросло до 1,67 млн человек. С другой стороны, периодически повторяющиеся террористические акции разных экстремистских организаций стали причиной колебаний туристских потоков в страну .
Ежегодно страны посещают 2, 5 млн. туристов. Турпоток распределён неравномерно: большая часть туристских прибытий приходится на побережье Красного моря и Каир. Несмотря на высокие показатели туристских прибытий, в Египте есть предпосылки для развития этой отрасли.
Для каждого района характерна своя специализации по видам туризма. В таблице 2 представлены направления туризма выделенных районов.
1. Деление Российской Федерации на федеральные округа
В соответствии с Указом Президента РФ № 849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе » от 13 мая 2000 г. на территории Российской Федерации было образовано семь федеральных округов, каждый из которых охватывает определенное число субъектов Российской Федерации, и утвержден Перечень федеральных округов, с указанием ряда субъектов, выполняющих функции центра федерального округа . Деление Российской Федерации на Федеральные округа показано на рисунке 1.
Рис.1 Карта федеральных округов
Центральный федеральный округ состоит из следующих субъектов: Белгородская область, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области и г. Москва.
В качестве центра федерального округа выступает г. Москва.
В Северо - Западный федеральный округ входят Республики Карелия, Коми, а также Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, г. Санкт – Петербург и один автономный округ - Ненецкий.
Центром федерального округа является город Санкт - Петербург.
Южный федеральный округ - это Республики Адыгея (Адыгея), Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Северная Осетия – Алания, Кабардино - Балкарская Республика, Карачаево - Черкесская Республика, Чеченская Республика, а также Краснодарский и Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области.
Центром федерального округа выступает город Ростов - на - Дону.
В состав Приволжского федерального округа Республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика - Чаваш республики, Кировская Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области, Пермский край (бывшие Пермская область и Коми - Пермяцкий автономный округ).
Центр федерального округа - город Нижний Новгород.
Уральский федеральный округ состоит из следующих субъектов: Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области, а также Ханты - Мансийский и Ямало - Ненецкий автономные округа.
Центром федерального округа является город Екатеринбург.
Сибирский федеральный округ- это Республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, а также Алтайский и Красноярский края, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская и Читинская области, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский (Долгано - Ненецкий) автономный округ, Усть - Ордынский Бурятский автономный округ, Эвенкийский автономный округ.
В качестве центра федерального округа выступает город Новосибирск.
Дальневосточный федеральный округ состоит из следующих регионов: Республика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края, Амурская, Магаданская и Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, а также недавно созданный Камчатский край, состоящий из территорий бывших Камчатской области и Корякского автономного округа.
Центр федерального округа - город Хабаровск .

2. Формирование механизмов для роста объемов капитальных вложений за счет внебюджетных источников финансирования
Согласно Закону Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 24.07.2007 (последняя редакция) под капитальными вложениями понимается инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе следующие затраты:
- новое строительство, расширение,
-реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий,
-приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты .
Основной формой капитальных вложений являются инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта .
Согласно действующему законодательству инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности .
С целью увеличения объёмов капитальных вложений за счёт внебюджетных средств государственные органы власти предпринимают ряд мер:
1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, через механизмы:
• Регулирование совокупной налоговой нагрузки (ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов, взносов в государственные внебюджетные фонды);
• совершенствования механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
• защиты интересов инвесторов;
• предоставления пользования землей и другими природными ресурсами на льготных условиях;
• расширения привлечения средств населения и других внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и сооружения объектов социально-культурного назначения;
• осуществления антимонопольной политики;
• расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
• развития финансового лизинга в стране;
• создания возможностей для формирования негосударственных инвестиционных фондов.
Государство со своей стороны обеспечивает равные права для всех субъектов инвестиционной; гласность в обсуждении инвестиционных проектов; право обжаловать в судебном порядке решения и действия органов государственной власти и местного самоуправления; защиту капитальных вложений.
Интересы инвесторов, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты, защищаются на протяжении всего срока действия проекта, независимо от изменений в законодательстве, в том числе налогового (изменение размеров ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов, взносов в государственные внебюджетные фонды). Совокупная налоговая нагрузка не изменяется с начала до конца срока реализации проекта.
Также стабильность для инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, условий и режима, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта.
В исключительных случаях при реализации инвестором приоритетного инвестиционного проекта в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры, срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство Российской Федерации принимает решение о продлении для указанного инвестора срока действия первоначально заявленных условий и режима.
Введение
Развиваясь, человечество начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные источники). Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы. Это четко отражает "приходная часть" топливно-энергетического баланса.
Топливно-энергетический комплекс тесно связан со всей промышленностью страны. На его развитие расходуется более 20% денежных средств. На ТЭК приходится 30% основных фондов и 30% стоимости промышленной продукции России. Он использует 10% продукции машиностроительного комплекса, 12% продукции металлургии, потребляет 2/3 труб в стране, дает больше половины экспорта РФ и значительное количество сырья для химической промышленности. Его доля в перевозках составляет 1/3 всех грузов по железным дорогам, половину перевозок морского транспорта и всю транспортировку по трубопроводам.
Топливно-энергетический комплекс имеет большую районообразовательную функцию. С ним напрямую связано благосостояние всех граждан России, такие проблемы, как безработица и инфляция.
Наибольшее значение в топливной промышленности страны принадлежит трем отраслям: нефтяной, газовой и угольной, из которых особо выделяется нефтяная.
Введение
Актуальность темы исследования определяется тем, что топливно-энергетический комплекс (ТЭК), являясь базовым сектором экономики, воздей¬ствует на структуру национальной экономики, обеспечивает развитие и улуч¬шение социальной сферы и создает предпосылки для экономического роста страны. От результатов функционирования ТЭК зависит обеспечение страны энергоресурсами. Однако за последние годы в топливно-энергетическом комплексе России стали проявляться неблагоприятные тенденции, связанные с сокращением добычи газа и нефти, производства электроэнергии, не сокращается энергоемкость ВВП, наблюдается нерациональное расходование энергоресур¬сов. Положение усложняется недостатком инвестиций не только в целом в эко¬номику страны, но и в топливно-энергетические отрасли. Исходя из значимости ТЭК для развития экономики страны, важно обеспечить рост инвестиционной привлекательности комплекса, повышение эффективности его хозяйственной деятельности и экономию топливно-энергетических ресурсов.
В этой связи возрастает значение научного осмысления формирования и развития топливно-энергетического комплекса, его места и роли в социально-экономическом развитии не только страны в целом, но и отдельных регионов. Несмотря на то, что топливно-энергетический комплекс постоянно находится в центре внимания экономистов, вопросы его развития, основные закономерно¬сти функционирования на всем протяжении российской истории не нашли должного отражения в научных исследованиях. Особенно эта проблема касает¬ся развития ТЭК в регионах. Исследование регионального развития топливно-энергетического комплекса позволяет определить роль и значение последнего в подъеме производительных сил российских регионов и всей страны, а также формировать эффективную государственную политику дальнейшего развития ТЭК. Все это предопределяет актуальность темы исследования.
Степень разработанности проблемы. В арсенале экономической науки имеются важные исследования, отражающие концептуальные научные взгляды, относящиеся к проблемам развития ТЭК. Вопросы развития ТЭК рассматривались в работах В.В. Новожилова, В.С. Нем¬чинова, Г.С. Струмилина, Г.М. Кржижановского и др.
Среди современных российских ученых наибольший вклад в исследова¬ние проблем реформирования российской экономики, в том числе и топливно-энергетического комплекса внесли: Л.И. Абалкин, А.В. Бузгалин, Д.С. Львов, В.В. Ивантер, А.С. Некрасов, Ф.И. Шамхалов, Ю.В. Яковец и др. Среди работ отечественных авторов, посвященных вопросам институциональных преобра¬зований, функционирования и структурного реформирования нефтяной промышленности России, необходимо отметить труды А.А. Арбатова, А.А. Коноплянника, В.А. Крюкова, В.Ю. Алекперова и др. Теоретические и методологиче¬ские аспекты функционирования рынка олигополистической конкуренции от¬ражены в учебно-методических работах В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, О.С. Белокрыловой и др.
Цель и задачи дипломного исследования. Целью дипломного исследования является выявление закономерностей и этапов развития топ¬ливно-энергетического комплекса в России и в Оренбургской области, анализ особенностей его функционирования на различных этапах, разработка концеп¬туальных подходов к формированию условий для повышения эффективности функционирования ТЭК.
Для достижения поставленной цели в работе намечено решить следую¬щие задачи:
- определить роль топливно-энергетического комплекса в развитии эко¬номики и место России в мире по уровню развития ТЭК;
- выявить сущность и структуру топливно-энергетического комплекса, исследовать его особенности и перспективы развития;
- разработать основные направления повышения экономической эффек¬тивности хозяйственной деятельности предприятия ТЭК;
- предложить элементы концепции создания конкурентной среды в от¬раслях ТЭК.
Предмет исследования — становление и развитие отраслей топливно-энергетического комплекса в России за 150 лет их су¬ществования.
Объектом исследования является топливно-энергетический комплекс и его роль в экономике России.
Теоретической и методологической основой исследования послужили работы российских и зарубежных экономистов, посвященные теоретическим и практическим проблемам ТЭК.
В процессе исследования автором использовались методы научного по¬знания: системный, исторический, логический, статистический, методы анализа и синтеза и сравнительного анализа.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, 8 параграфов, заключения и списка литературы.

I. Теоретические и методологические подходы к формированию и
развитию топливно-энергетического комплекса.
1.1 История основания и развития комплекса ТЭК
Мировая история позволяет обнаружить некоторые общие для всех стран закономерности технико-экономического характера. Одна из них - переход к новым, более прогрессивным доминирующим источникам энергии. Если XIX век прошел под знаком быстрого и непрерывного наступления угля и пре¬вращения его к концу века в главный источник энергии, то вся первая полови¬на XX века - время непрерывного роста доли нефти в топливно-энергетическом балансе мира. Однако в России - СССР на протяжении этих десятилетий действовала тенденция, прямо противоположная мировой: соот¬ношение между мировой добычей угля и нефти менялось в пользу угля, а не нефти. По структуре топливно-энергетического баланса в 1900г. Россия была самой передовой страной, соотношение нефти и угля тогда было таким же, как в США и Западной Европе примерно через 4 десятилетия. Но это преимуще¬ство было недолгим. В отличие от всего мира, в нашей стране быстрее росла добыча угля, а не нефти. Процесс относительного вытеснения нефти проис¬ходил в России и до начала Первой мировой войны, и после нее, в 20 - е - 30-егг.[ 30 – c 23].
В первой половине XIX в. в России топливной, нефтяной и угольной промышленности почти не существовало. Хотя каменный уголь на юге был от¬крыт в 1790г., а нефтяные богатства Бакинского района были известны издав¬на, значительной промышленной разработки ни каменного угля, ни нефти не велось. В 1821 г. была введена откупная система при сдаче в разработку Бакинских нефтяных промыслов, не давшая положительных результатов в промышленном развитии этой отрасли.
Однако к 90-м годам положение начинает изменяться.
Железнодорожное строительство вызвало усиленное потребление железными дорогами топлива: каменного угля и нефти. Донецкая угольная промышлен¬ность во вторую половину 90-х годов 36 % своей продукции сбывала транс¬порту, 29% - металлургическим заводам и лишь 25 % - частным потребителям (10 % шло для собственного производственного потребления). Внутреннее по¬требление керосина в 1893 г. составило 37,9 млн. пудов, в 1900г. - 54,6 млн. пудов; мазута за те же годы - 114,5 млн. и 286,4 пудов; всех вообще нефтяных продуктов - 182,4 млн. и 381 млн.пудов. Быстро возрастал экспорт нефтяной продукции: с 4,7 млн. пудов в 1881 — 1885 гг. до 57,9 млн. пудов в 1891 — 1895 гг. и до 90,9 млн. пудов в 1900 г.[43- c 33].
В период промышленного подъема 90-х годов топливная промышлен¬ность России делает резкий скачек. Рост добычи угля показан в таблице 1.
Таблица. 1 Рост добычи угля в России (1860 - 1900 гг.)
Возникшая в 60-х годах угольная промышленность за четыре десятиле¬тия достигла солидных размеров и за одно десятилетие увеличила добычу почти в 3 раза.
Быстрыми темпами развивалась нефтяная промышленность.
Увеличение добычи за 1880-1900 гг. в 20 раз - таков итог развития нефтяной отрасли.
Введение
Актуальность данного исследования заключается в том, что многовековая практика свидетельствует о том, что главными источниками жизнеспособности и процветания любого государства являются принадлежащие ему земельные ресурсы и проживающее на них население. При этом под земельными ресурсами следует понимать не только территорию (пространство) государства, но и все что находится «над» и «под» этим пространством. Обеспеченность страны земельными ресурсами - важнейший экономический и политический фактор развития общественного производства. Наличие земельных ресурсов дает широкий простор для экономического развития регионов мира.
Земельные ресурсы - земная поверхность, пригодная для проживания человека и для любых видов хозяйственной деятельности. Земельные ресурсы характеризуются величиной территории и ее качеством: рельефом, почвенным покровом и комплексом других природных условий.
Крупнейшими странами мира по площади территории являются:
(млн. км 2)
1. Россия - 17,1
2. Канада - 10,0
3. Китай - 9,6
4. США - 9,4
5. Бразилия - 8,5
При исследовании проблемы эффективного использования земельных ресурсов необходимо выделять понятие эффективной территории. Эффективная территория - это территория страны, пригодная для хозяйственного освоения.
Крупнейшие страны мира по площади эффективной территории:
(млн. км 2)
1. Бразилия - 8,1
2. США - 7,9
3. Австралия - 7,7
4. Китай - 6,0
5. Россия - 5,5
Таким образом, целью данного исследования является характеристика земельных ресурсов мира и России, их динамику и структуру на современном этапе. Исходя из поставленной цели перед исследованием, следует решить ряд задач:
- дать общую характеристику земельным ресурсам мира;
- характеристика, анализ и динамика земельного фонда Российской Федерации в период за 2007-2008гг;
- анализ существующих мер по сохранению земельных ресурсов и др. задачи.
Введение
Актуальность изучения земельного рынка обусловлена тем фактором, что Россия располагает огромными земельными ресурсами, но это национальное богатство страны используется крайне не эффективно. Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до конца, не создана система земельного законодательства. Земельный ранок и его инфраструктура находятся в стадии становления. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей, ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее эффективным хозяйствующим субъектам. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. Десятки миллионов гектаров земли выведены из хозяйственного использования, идет деградация и снижение плодородия почв, при этом финансирование мероприятий в сфере землепользования осуществляется по остаточному принципу, вследствие чего система землеустройства близка к ликвидации. Земельные отношения крайне политизированы.
Выходом из такого сложного положения является определение основных направлений государственной земельной политики и разработка системы стратегических и тактических мероприятий по развитию реформы в Российской Федерации.
Перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли.
Целью данной работы является изучение рынка земли и выявления его роли в формировании экономической системы.
В соответствии с обозначенной целью работы перед ней ставится ряд задач:
- изучить сущность, функции, особенности рынка земли;
- подвергнуть исследованию земельные и рентные отношения;
- провести анализ современного земельного рынка России;
- рассмотреть перспективы развития рынка земли в России.
Объектом исследования является рынок земли. Предметом исследования выступает анализ земельного рынка России
При написании работы были использованы следующие методы научного исследования: сравнительный метод; изучение нормативно-правовой базы; изучение монографических публикаций и статей; аналитический метод.
Введение.
Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России. Система экономических районов – основа построения материальных и других балансов в территориальном разрезе при разработке целевых и региональных программ. Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития экономики и имеет первостепенное значение и для организации регионального управления экономикой. Особенно это важно в настоящее время, когда регионы России получили экономическую самостоятельность.
Экономическое районирование, неразрывно связанное со специализацией районов на определенных видах производства, является одним из факторов повышения производительности общественного труда, рационального и эффективного размещения производительных сил.
Современный экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочие внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.
Развитие форм сотрудничества и повышение степени самоорганизации субъектов российской экономики в ходе рыночной трансформации является одной из приоритетных задач экономической политики.
Ряд отрицательных эффектов российских экономических реформ 90-х годов обусловлен невниманием к собственному историческому опыту и особенностям отечественного хозяйства. В разных странах периоды социальных переломов общество обращается к кооперации как универсальной и гибкой переходной форме, которая позволяет эффективно смягчать самые острые проблемы экономических реформ.
Сегодня в мире действует более 750 тыс. кооперативов, которые объединяют 810 миллионов человек. В развитых странах кооперативный сектор служит важным институтом развития малого и среднего предпринимательства и является, таким образом, одним из условий качественного функционирования рынка. Как особый общественно-хозяйственный институт, кооперация служит инструментом соединения формирования и осуществления коллективного интереса, органично включая частные интересы в систему и сохраняя при этом сложившиеся социально-экономические структуры .
Научный интерес представляют механизмы развития кооперативного сектора и управления им как экономической системой, которая оказывает существенное влияние на отдельные сектора, отрасли, организации и воспроизводство российской экономики как единого целого.
По проблемам развития кооперативов на современном этапе опубликованы работы Т.Е. Абовой, И.Д. Барчука, А.Р. Бернвальда, И.Н. Буздалова, А.А. Глушецкого, Т.В. Григоровой, В.Ф. Ермакова, В.В. Каширина, Т.Е. Кузнецовой, А.П. Макаренко, А.К. Семенова, В.И. Теплова, Т.Г. Храмцовой и др.
При оценке степени разработанности проблем развития кооперации следует отметить, что этой теме посвящено множество трудов, однако, большинство современных исследований кооперации носит фрагментарный характер. В публикациях авторов рассматриваются вопросы функционирования отдельных видов кооперативов (потребительских, сельскохозяйственных, кредитных) при недостатке комплексных исследований, рассматривающих кооперативный сектор и его роль в целом. Все это приводит к значительным пробелам в законодательстве о кооперации. В России в настоящее время нет единого подхода к кооперации, действующие законы по отдельным видам кооперативов часто содержат противоречивые положения, не соответствующие внутренней сущности кооперативов.
Недостаточно изучен процесс развития кооперативного сектора в период становления рыночной экономики. В теоретических исследованиях отсутствует четкий взгляд на общеэкономическое содержание кооперации, не в полной мере изучены в функции кооперативного сектора в национальной экономике и механизм его влияния на стабильность экономической системы в целом. Недостаточная теоретико-методическая разработанность вопросов развития кооперации как целостной системы и её влияния на национальную экономику, теоретическая, практическая значимость таких исследований для хозяйственной практики в современной России обусловили актуальность темы курсовой работы.
Цель курсовой работы: исследовать особенности функционирования кооперативного сектора в экономике.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие кооперации и кооперативного предприятия;
- показать специфику развития кооперативного сектора в России;
- дать характеристику деятельности Балтасинского районного союза потребительских обществ РТ;
- проанализировать приоритетные направления совершенствования системы управления кооперативным сектором в России.
При написании курсовой работы использованы нормативно – правовые акты, материалы СМИ и Интернет, специальная и учебная литература.
Введение.
Нефтяная промышленность - отрасль тяжелой индустрии, включающая в себя разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа, трубопроводный транспорт нефти. По разведанным запасам нефти в 1992 году Россия занимала второе место в мире после Саудовской Аравии, на территории которой сосредоточена треть мировых запасов.
Из них запасы России - 20,2 млрд. т. Запасы бывшего СССР на 1991 год составляли 23,5 млрд. тонн. Если учесть низкую степень подтверждаемости прогнозных запасов и еще большую долю месторождений с высокими издержками освоения (из всех запасов нефти только 55% имеют высокую продуктивность), то общую обеспеченность России нефтяными ресурсами нельзя назвать безоблачной.
Даже в Западной Сибири, где предполагается основной прирост запасов, около
40% этого прироста будет приходиться на долю низкопродуктивных месторождений с дебитом новых скважин менее 10 т в сутки, что в настоящее время является пределом рентабильности для данного региона. Глубокий экономический кризис, охвативший Россию, не обошел и отрасли топливно- энергетического комплекса, особенно нефтяную промышленность. Это выразилось прежде всего в ускоряющемся сокращении объемов добычи нефти начиная с 1989 года. При этом только на месторождениях Тюменской области - основного нефтедобывающего региона - добыча нефти снизилась с 394 млн. тонн в 1988 году до 307 млн. тонн в 1991 году. Нынешнее состояние нефтяной промышленности России характеризуется сокращением объемов прироста промышленных запасов нефти, снижением качества и темпов их ввода; сокращение объемов разведочного и эксплуатационного бурения и увеличением количества бездействующих скважин; повсеместном переходе на механизированный способ добычи при резком сокращении фонтанирующих скважин; отсутствием сколь -либо значительного резерва крупных месторождений; необходимостью вовлечения в промышленную эксплуатацию месторождений; расположенных в не обустроенных и труднодоступных районах; прогрессирующим техническим и технологическим отставанием отрасли; недостаточным вниманием к вопросам социального развития и экологии.
Введение
Развитие хозяйственного комплекса Северного региона опирается на использование его природно-ресурсного потенциала, выгодное экономико-географического положение по отношению к индустриально-развитым районам страны, районам нового освоения Азиатского Севера и зарубежным торговым партнерам.
Выгодное экономико-географическое положение района обеспечивается сложившейся транспортной сетью и наличием крупного незамерзающего Мурманского порта, а также наличием шельфовой зоны в западной части Кольского полуострова. Это способствует формированию в районе морского хозяйства - судоходства, производств по добыче и переработке морских ресурсов, развитию крупных промышленно-транспортных узлов, расширению внешнеэкономических и научно-технических связей с зарубежными странами, Отраслями рыночной специализации Северного экономического района являются: лесная, горно-химическая, топливная промышленность, черная и цветная металлургия, рыбная промышленность и машиностроение.
Производственный и технический потенциал района позволяет отнести его к числу индустриально-развитых регионов. Ведущая отрасль хозяйства района - промышленность, которая производит более 4% всей промышленной продукции России. Район производит 70% фосфатного сырья, более 41% целлюлозы, 42% бумаги, более 22% картона, 24% древесноволокнистых плит, 22% деловой древесины, 15.5% фанеры страны. Здесь добываются 17% рыбы и 10% угля. Экономический район - крупный производитель железной руды, чугуна, стали, азотных и фосфатных удобрений, рыбы, а также значительной части оборудования для целлюлозно-бумажной и лесной промышленности.
В агропромышленном комплексе ведущее место занимают молочно-мясное животноводство, льноводство, промышленное птицеводство и оленеводство (на Крайнем Севере).
Однако развитие хозяйственного комплекса района сдерживается экстремальностью природно-климатических условий, слабой транспортной освоенностью и заселенностью территории, низким уровнем развития производственной и социальной инфраструктуры, преобладанием экстенсивных методов освоения и использования полезных ископаемых, большой долей использования ручного труда. Это ведет к удорожанию хозяйственной деятельности, что в сочетании с недостаточно рациональными методами, формами и способами хозяйствования обусловливает дотационный характер экономики.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества