Финансы и кредит - готовые работы

ГлавнаяКаталог работФинансы и кредит
fig
fig
В процессе формирования и использования денежных источников средств предприятий (капитала, доходов, резервов и т. п.) возникает широкий спектр денежных отношений. Ряд ученых предлагает следующую группировку финансовых отношений организаций:
– финансовые отношения с другими предприятиями и организациями.
– финансовые отношения внутри организации.
– финансовые отношения предприятия с финансово-кредитной системой – бюджетами и внебюджетными фондами, банками, страхованием, биржа-ми, различными фондами.
– финансовые отношения внутри объединений, предприятий, которые включают отношения с вышестоящей организацией; внутри финансово-промышленных групп, а также холдинга .
В современном понимании финансы представляют собой систему денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованных денежных средств государства в целях выполнения его функций, а также децентрализованных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств с целью обеспечения условий их расширенного воспроизводства.
При этом необходимо иметь в виду следующие обстоятельства.
При расчете регрессионных уравнений, в качестве объясняющих использовались все вышеперечисленные показатели. В конечную спецификацию уравнений включены только значимые переменные. Все три фондовых индекса (включая АКМ) показали лаговую зависимость от индекса ИРР, что указывает на постепенное сближение в рассматриваемый период динамики биржевых показателей стран с развивающимися рынками.
Такие макроэкономические показатели, как индекс потребительских цен и промышленное производство, несмотря на высокую корреляционную связь, в уравнениях оказались незначимыми. Именно этот результат, видимо, является самым важным. Парадоксальным образом он указывает на неразвитость финансовых рынков – ключевые макроэкономические факторы не играют пока явной роли в определении уровня фондовых индексов. Несмотря на высокую корреляционную связь экспортных цен на нефть с индексами и объемами торгов, причинно-следственного влияния мировых нефтяных цен по Грейнжеру не обнаружено. Как и внутренние цены, экспортные цены на нефть в качестве факторов оказались незначимыми. Более того, в отличие от внутренних цен, значимо влияющих на динамику объемов торгов на ММВБ, внешние цены в аналогичной спецификации – незначимы.
Большинство финансовых аналитиков, говоря о влиянии мировых экспортных нефтяных цен на фондовые индексы в РФ, обычно имеют в виду, прежде всего, высокий коэффициент корреляции или конкретные события вроде решений ОПЕК. Наш анализ охватывает ограниченный период времени и не может служить основой для категорических выводов, но отсутствие влияния нефтяных цен на биржевые индексы в нефтеэкспортирующей стране вызывает желание построить гипотезу ad hoc. В данном случае напрашивается предположение, что инвесторы и акционеры не ожидают существенного увеличения стоимости акций после роста цен. Пока еще факторы на уровне реструктурирования компаний и повышения их транспарентности действуют сильнее общих экономических факторов [25, c.74-96].
Объемы торгов на обеих ведущих биржах оказались статистически в определенной зависимости от цен на нефть и добычи газа на ММВБ и курса рубля и добычи газа на РТС. Первая зависимость, видимо, отражает колебания притока капитала на биржи, а второй – постепенное снижение добычи [20, c.34-59].
Объемы торгов на ММВБ
ММВБ-0.4•ММВБ(-1) = -242312.57 + 32.51•НЕФТЬ(-1) + 385.61•ДОБЫЧА_ ГАЗА(-1)
Скорректированный R^2 = 0,86
F-статистика = 89
Статистика Durbin-Watson = 2,0
Объемы торгов на РТС
РТС = -187112.91 + 2283.57•КУРС(-1) + 231.16•ДОБЫЧА_ ГАЗА(-1)
Скорректированный R^2 = 0,69
F-статистика = 34
Статистика Durbin-Watson = 2,0
Ограниченный период расчетов и масса всевозможных факторов позволяет рассматривать данные результаты как предварительные и требующие дальнейшего анализа, особенно более детального сравнения по периодам. На различие корреляционных зависимостей индексов ММВБ и РТС повлиял значительный рост объемов торговли акциями на первой.
Абсолютные величины по статьям исходного отчетного баланса на начало и конец периода;
Изменяется абсолютных величинах;
Изменения в удельных весах;
Изменения в процентах, величинах на начало периода ( темп прироста стать баланса );
Изменения баланса в процентах с изменениями валюты баланса ( темп прироста структурных изменений – показатель динамики структурных изменений );
Цена одного процента роста валюты баланса и каждой статьи – отношение величины абсолютного изменения к проценту абсолютного изменения на начало периода.
Сравнительный баланс включает показатели горизонтального и вертикального анализа. В ходе горизонтального анализа определяются абсолютные и относительные изменения величин различных статей баланса за определенный период, а целью вертикального анализа являются вычисления удельного веса НЕТТО.
Все показатели сравнительного баланса можно разбить на три группы:
 Показатели структуры баланса;
 Показатели динамики баланса;
 Показатели структурной динамики баланса.
Для общей картины изменения финансового состояния важны показатели структурной динамики баланса, т. к. сопоставляя структуры изменений в активе и пассиве можно сделать вывод о том, через какие источники приток новых средств и какие активы в эти новые средства вложены.
Для общей оценки динамики финансового состояния предприятия сгруппируем статьи баланса в отдельные специфические группы по признаку ликвидности ( татьи активы ) и прочности обязательств ( статьи пассива).
На основе баланса осуществляется анализ структуры имущества предприятия , который проводится по следующей форме:
ВВЕДЕНИЕ

Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным.
Многочисленные проблемы, с которыми сталкивается любое государство при смене социально-экономической системы и с которыми столкнулась Россия при переходе от административно-командной системы к рыночной экономике, условно можно разделить на три группы:
1) проблемы либерализации и макроэкономической стабилизации;
2) институциональные проблемы, к которым относится формирование развитой системы отношений частной собственности, налоговой системы, законодательства и других институтов;
3) перспективы экономического роста, определяющие необходимость трансформации хозяйственной структуры.
Все три группы проблем так или иначе связаны с финансовым кризисом (август 1998 года), который произошел из-за резкого увеличения расходов бюджета, а также в связи с утратой традиционных источников наполнения бюджета.
В связи с этим особую роль и актуальность приобрел процесс формирования налоговой системы как института, обеспечивающего поступления значительной доли доходов бюджета, и как одного из важнейших механизмов регулирования экономических процессов.
Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть и проанализировать перспективы развития налоговой системы РФ.
На основе цели сформулируем задачи курсовой работы:
- раскрыть понятие и особенности налоговой системы;
- изучить налоговую систему России и особенности ее реформирования;
- указать основные направления совершенствования налоговой политики России.
В процессе выполнения курсовой работы были использованы следующие методы:
- анализа и синтеза;
- логического анализа;
- статистического анализа.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.
1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Функции и сущность и налогов
Налоги — это необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги служат основной формой доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. [3, с. 27]
Появление налогов на заре человеческой цивилизации связано с самыми первыми общественными потребностями.
В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития, от древнего мира до начала средних веков, государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап — государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо уже выработаны правила обложения. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
Проблема понимания природы налогов обусловлена тем, что налог - понятие не только экономическое, правовое, социальное, философское и историческое, но и понятие финансовой науки, жестко связанное с категорией «государство».
Налоги, являясь экономической категорией, имеют глубоко исторический характер. Они менялись вместе с развитием государства.
В современном понимании налог - это обязательный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки в целях финансового обеспечения государства и его территориальных образований.
Признаками налога являются:
- императивность, которая означает, что субъект налога не вправе отказаться от возложенной на него обязанности безвозмездно внести часть своего дохода (согласно закону), а в случае невыполнения обязанности последуют определенные законом санкции по ее принудительному изъятию;
- смена формы собственности дохода, которая означает, что часть дохода субъекта безвозмездно переходит в собственность государства (субъекта федерации, местного самоуправления), обезличивается и используется государством по своему усмотрению;
- безвозвратность и безвозмездность передаваемой части дохода, которые означают, что отданная часть дохода не возвратится субъекту налога и он не получит никаких прав, в том числе права на участие в распределении отданной части своего дохода;
- легитимность, которая означает не только признание налогов на основе законодательного права, но и их взимание только с законных операций.
Налоги как экономическую категорию, следует рассматривать с точки зрения их места в экономической системе, их сущности, назначения, построения системы налогообложения, определения структуры налогов и их взимания с субъектов налога (налогоплательщиков). [8, с. 34]
С точки зрения формирования бюджетов (федерального, субъектов федерации и местных), налоги - есть необходимая экономическая составляющая, обеспечивающая решение задач (функций), возлагаемых на государство, а именно:
- удовлетворение общественных потребностей на содержание аппарата управления, органов безопасности, обороны, правопорядка, решение социальных проблем и т.д.;
- регулирование экономической деятельности субъектов хозяйствования и развитие инфраструктуры;
- решение вопросов освоения новых технологий, программ и производств;
- обеспечение международных договорных обязательств и т.д.
Функции налогов заложены в их сущности, проявляющиеся в способе действий или непосредственно через их свойства. Налогам свойственны две основные функции:
- фискальная;
- экономическая или регулирующая.
Фискальная функция - предполагает, что налоги являются доходом государства и формируют основную доходную часть бюджетов различных уровней государственной власти. Фискальная функция налогов является главной, основополагающей, т.к. именно она формирует основную часть бюджета.
Экономическая или регулирующая функция налогов заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве. Именно налоги оказывают влияние на платежеспособный спрос, предложение и ресурсоснабжение. Они создают или разрушают экономические условия, т.е. регулируют рыночные отношения в государстве.
1.2. Налоговая система и ее структура
Поиски эффективной модели налоговой системы восходят к временам А. Смита. Сформулированные им принципы налогообложения кардинально не изменились до нашего времени. На основе этих принципов сформулированы пять свойств «хорошей» налоговой системы: [9, с. 54]
1) экономически эффективная налоговая система не должна входить в противоречие с эффективным распределением ресурсов;
2) административная простота: административная система должна быть простой и относительно недорогой в применении;
3) гибкость: налоговая система должна быть в состоянии быстро реагировать на изменяющиеся экономические условия;
4) политическая ответственность: налоговая система должна быть построена для убеждения людей в том, что они платят для того, чтобы политическая система была в состоянии более точно отражать их предпочтения;
5) справедливость: налоговая система должна быть справедливой по отношению к различным индивидуумам.
Таким образом, основные направления повышения эффективности налоговой системы связаны с совершенствованием структуры налогов, а также с созданием налоговых органов всех уровней, оптимально обеспечивающих их сбор.
Налоговые реформы развитых стран мира на протяжении ХХ века были направлены на повышение эффективности налоговых систем, что означало попытки создать систему, максимально соответствующую пяти вышеперечисленным свойствам. [15, с. 68]
Покупка и продажа иностранной валюты
Общие положения купли-продажи иностранной валюты в Республике Беларусь. Субъекты рынка купли-продажи валюты. Внутренний и внешний валютные рынки. Особенности купли-продажи валюты предприятиями-резидентами, уполномоченными банками, предприятиями-нерезидентами, банками-нерезидентами. Сегменты рынка купли-продажи валют и их характеристика. Биржевой рынок. Обязательная продажа валюты: механизм, методы и льготы. Белорусская валютно-фондовая биржа (БВФБ) и порядок ее функционирования. Сделки купли-продажи валют на БВФБ. Опыт осуществления сделок купли-продажи валют в мировой практике и возможности их использования в Республике Беларусь. Наличные (кассовые) сделки. Срочные сделки и их классификация.
Иностранная валюта:
- денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении в других государствах;
- средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных расчетных единицах (СДР, евро).
Cубъекты рынка купли-продажи валюты - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения в Республике Беларусь;
-находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами филиалы и представительства юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения в Республике Беларусь;
- дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь;
-Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством Республики Беларусь;
-юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь;
- находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами филиалы и представительства юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь;
- организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь.
Банки - банки и небанковские кредитно-финансовые организации, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь, их филиалы (отделения), а также Национальный банк Республики Беларусь, в том числе его структурные подразделения.
Банки-нерезиденты - банки и небанковские кредитно-финансовые организации, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, с местонахождением за пределами Республики Беларусь.
Внутренний валютный рынок Республики Беларусь - сфера обращения иностранных валют и белорусских рублей в результате совершения:
- сделок покупки, продажи, конверсии иностранной валюты, совершаемых банками на торгах открытого акционерного общества "Белорусская валютно-фондовая биржа";
- сделок покупки, продажи, конверсии иностранной валюты между субъектами валютных операций - резидентами и банками, между банками;
- сделок покупки, продажи, конверсии иностранной валюты между банками и банками-нерезидентами, между банками и субъектами валютных операций - нерезидентами, за исключением сделок, совершаемых на биржах иностранных государств.
Внешний валютный рынок - сфера обращения иностранных валют и белорусских рублей в результате совершения:
- сделок покупки, продажи, конверсии иностранной валюты между субъектами валютных операций - резидентами и банками-нерезидентами, между субъектами валютных операций - резидентами и субъектами валютных операций - нерезидентами, между нерезидентами;
- сделок покупки, продажи, конверсии иностранной валюты, совершаемых на биржах иностранных государств;
К валютно-обменным операциям относятся:
- операции по обмену иностранной валюты на белорусские рубли и (или) обмену белорусских рублей на иностранную валюту по установленным обменным курсам (купля-продажа иностранной валюты);
- операции по обмену одного вида иностранной валюты на другой вид иностранной валюты по установленным обменным курсам (конверсия иностранной валюты);
- иные операции, определенные Национальным банком.
Правилами установлены случаи использования иностранной валюты, а также ценных бумаг в иностранной валюте и платежных документов в иностранной валюте при проведении расчетов по валютным операциям между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися резидентами (статья 11 Закона, глава 5 Правил).
Проведение иных расчетов в иностранной валюте между резидентами в каждом отдельном случае допускается только с разрешения Национального банка Республики Беларусь либо при наличии у получателя средств в иностранной валюте разрешения (лицензии) Национального банка Республики Беларусь на осуществление данного вида операций.
Все расчеты между юридическими лицами-резидентами в иностранной валюте производятся на основании заключенных между ними договоров (контрактов), выписанных счетов и других документов в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Вид иностранной валюты для расчетов определяется по договоренности сторон.
Валютный рынок - механизм, посредством которого производятся:
- купля-продажа, обмен иностранной валюты, чеков, векселей, переводов и других платежных документов в иностранной валюте;
- операции по внешнеторговым расчетам, туризму, миграции капиталов, рабочей силы и др., осуществляемые с использованием иностранной валюты;
- сделки по страхованию валютных рисков, диверсификации валютных резервов и перемещение валютной ликвидности;
- меры валютного вмешательства.
С институциональной точки зрения валютные рынки представляют собой совокупность уполномоченных банков, инвестиционных компаний, бирж, брокерских контор, иностранных банков, осуществляющих валютные операции. С организационно- технической точки зрения валютный рынок представляет собой совокупность коммуникационных систем, связывающих между собой банки разных стран, осуществляющих международные расчеты и другие валютные операции.
Вне валютной биржи находятся следующие участники валютного рынка:
- хозяйствующий субъект;
- гражданин;
- уполномоченный банк РБ;
- инвестиционная компания;
- брокерская контора;
- иностранный банк.
Статья 13 Закона Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает, что обязательная продажа иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь осуществляется юридическими лицами-резидентами и индивидуальными предпринимателями-резидентами. Случаи и размер обязательной продажи иностранной валюты, а также случаи полного или частичного освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от обязательной продажи иностранной валюты устанавливаются Президентом Республики Беларусь.
Обязательная продажа иностранной валюты осуществляется:
- на основании платежной инструкции, представляемой юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию Республики Беларусь не позднее 7 рабочих дней со дня поступления выручки в иностранной валюте на их счета;
- через банки и небанковские кредитно-финансовые организации на торгах открытого акционерного общества "Белорусская валютно-фондовая биржа". В случае, если сумма иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже, менее лота, установленного на торгах открытого акционерного общества "Белорусская валютно-фондовая биржа", такая продажа осуществляется банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям Республики Беларусь;
- до исполнения платежных инструкций по бесспорному списанию денежных средств со счетов юридического лица и индивидуального предпринимателя.
1 Основные положения Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан РФ»
В 1991 году принят закон «О медицинском страховании граждан РФ», который определил не только дополнительный источник финансирования медицинских учреждений, но и ввел новую для социальной сферы форму экономических отношений.
Были установлены четыре субъекта обязательного медицинского страхования: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.
В качестве страхователей и соответственно плательщиков страховых взносов были определены:
для работающих - предприятия, учреждения, организации и иные хозяйствующие субъекты всех форм собственности,
для неработающего населения - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В качестве страховщиков выступают страховые медицинские организации с любыми, предусмотренными законодательством Российской Федерации формами собственности. В законе подчеркивается, что страховые медицинские организации не входят в систему здравоохранения и что органы управления здравоохранением и медицинские учреждения не имеют права быть их учредителями.
Медицинскими учреждениями в системе обязательного медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты и другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.
Объем и виды медицинской помощи, финансируемые из средств обязательного медицинского страхования, определяются базовой и территориальными программами. Базовая программа разрабатывается Министерством здравоохранения Российской Федерации и утверждается Правительством Российской Федерации. На основе базовой программы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с имеющимися ресурсами утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Объемы и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.
Деятельность субъектов по реализации программ обязательного медицинского страхования осуществляется на договорной основе.
Страхователь заключает договор обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией, в соответствии с которым страхователь обязуется своевременно и в полном объеме вносить установленный размер страхового взноса, а страховая медицинская организация организовывать и оплачивать медицинскую помощь, оказываемую застрахованным в объеме и на условиях, предусмотренных программами обязательного медицинского страхования.
Для выполнения взятых на себя обязательств страховая медицинская организация заключает с медицинским учреждением договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг), в соответствии с которым медицинское учреждение обязуется предоставлять застрахованному контингенту медицинскую помощь в рамках утвержденной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация осуществлять оплату и медико-экономический контроль объемов и качества предоставленной медицинской помощи.
В 1993 г. в Закон были введены дополнения, по которым для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный (ФФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС), одной из основных функций которых является организация сбора страховых взносов.
В связи с тем, что на этапе введения обязательного медицинского страхования страховые медицинские организации были сформированы не во всех регионах, право выполнять функции страховщика и осуществлять взаимодействие с медицинскими учреждениями временно предоставлялось филиалам территориальных фондов. Возможность осуществления филиалами территориальных фондов функции страховщика стала одной из особенностей российской системы обязательного медицинского страхования.
Действующая в настоящее время в системе обязательного медицинского страхования схема финансирования представлена на рисунке 1.
Из поступивших от страхователей средств территориальный фонд обязательного медицинского страхования формирует страховой платеж страховой медицинской организации, размер которого в различных территориях определяется по разному. Имеют место случаи, когда размер страхового платежа непосредственно зависит от объема принятых к оплате счетов-фактур, что стимулирует необоснованный рост расходов на здравоохранение. Однако большинство территориальных фондов используют более прогрессивный метод и рассчитывают страховой платеж исходя из численности застрахованного конкретной страховой организацией населения и размера дифференцированного подушевого норматива, с одной стороны, побуждая страховые медицинские организации к рациональному использованию средств, а с другой - нейтрализуя фактор половозрастной структуры застрахованного контингента.
Страховая медицинская организация (или филиал территориального фонда ОМС) производит оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным по программе обязательного медицинского страхования по согласованным тарифам.
2 Источники финансирования медицинских учреждений, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования
Принятие Закона “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации” преследовало несколько целей, одной из которых была попытка перехода от бюджетной системы финансирования здравоохранения к страховой.
Однако реализовать эту идею в полном объеме не удалось.
Политика, проводимая Федеральным правительством в настоящее время, направленная на придание большей хозяйственной самостоятельности регионам, практически выражается в стремлении перенести ответственность за содержание и развитие социальной сферы на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Надежды на улучшение положения в здравоохранении с введением обязательного медицинского страхования связывались с установлением дополнительного источника финансирования. Однако, в результате затянувшегося кризиса и других объективных и субъективных причин к настоящему времени существенно сократилась база исчисления страхового тарифа взносов на обязательное медицинское страхование и, как следствие, уменьшился “вес” законодательно установленного тарифа.
Кроме того, в Законе не были определены размер платежа и меры ответственности за неуплату страховых взносов на неработающее население. Привлечение личных средств граждан в качестве источника формирования бюджетов обязательного медицинского страхования также не предусматривалось.
Предполагалось, что органы местной власти, получив достаточно полномочий для определения приоритетных направлений в развитии экономики регионов, будут иметь возможность значительно больше уделять внимания и финансовых средств на поддержание и развитие здравоохранения. Однако свертывание производства, кризис неплатежей и другие негативные явления вынуждают местную администрацию также уменьшать расходы на здравоохранение.
ВВЕДЕНИЕ
После начала реформ и до сегодняшнего дня бюджетная система страны продолжает изменяться. Часть полномочий и ответственности перешла от федерального к региональным и местным бюджетам. Была предоставлена самостоятельность субъектам федерации в вопросах осуществления бюджетного процесса, определения направлений расходов и источников доходов.
Актуальность решения проблемы региональных бюджетов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению доходами и расходами регионов, но и невозможностью выработки для этих целей в современных условиях универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению развитием регионов и территорий.
Цель курсовой работы – раскрыть сущность региональных и местных бюджетов и их роли в развитии регионов. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть сущность и описать структуру понятия «бюджет» согласно российскому законодательству.
2) Показать взаимодействие региональных и местных бюджетов.
3) В деталях рассмотреть структуру доходов и расходов бюджетов субъектов РФ
4) Подробно описать составляющие и механизмы движения средств в муниципальных бюджетах
5) Рассмотреть источники финансирования несбалансированного бюджета субъектов РФ и муниципальных бюджетов
При помощи раскрытия поставленных задач в курсовой работе выявляется сущность региональных и местных бюджетов Российской Федерации, а также структура их доходной и расходной частей. Рассматриваются налоговые, неналоговые и другие виды доходов. Показаны некоторые проблемы взаимодействия региональных и местных бюджетов.

1. Бюджетная системы России.
1.1 Понятие и структура бюджета
На территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами. С другой стороны, в регионе имеются и финансовые потоки межрегиональных и интернациональных институциональных единиц, которые получают финансовые средства из-за пределов региона и отправляют их.
Основная особенность финансов региона заключается в том, что здесь действуют как бы три самостоятельные финансовые подсистемы — государственная (финансовые ресурсы федеральных органов и самого субъекта Федерации); муниципальных образований; а также отдельных юридических и физических лиц, прежде всего (по значимости) хозяйствующих субъектов.
Таким образом, все подсистемы финансов региона находятся на одной и той же территории и исходят из интересов одних и тех же жителей региона. Разница лишь в принципах действия, зоне действия и степени ответственности каждой из подсистем.
Центральным звеном региональных финансов являются территориальные бюджеты. Повышение их доли в консолидированном бюджете РФ свидетельствует о росте роли региональных финансов, поскольку именно через их потоки проходит все большая часть финансовых ресурсов, направляемых на социально-экономическое развитие региона.
Региональный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
1 уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2 уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3 уровень – местные бюджеты.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в федеральных законах; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов – законах субъектов РФ; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в установленном уставами муниципальных образований порядке.
Бюджет муниципального образования ( другими словами, местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных ведению местного самоуправления.
Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
Бюджет субъекта РФ и свод местных бюджетов, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
Целевой бюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений. Используется по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие его назначению.
Бюджет как сводный финансовый план состоит из двух взаимосвязанных частей – доходной и расходной. В доходной части показываются источники поступления средств в бюджет, в расходной – направление их использования.
Бюджетная классификация дает возможность вести учет и систематизацию информации о состоянии бюджета.
Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов. Она необходима для составления и исполнения бюджетов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы
Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ .
Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и основывается на российских законодательных актах, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней.
Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих определенные виды доходов по источникам и способам их получения.
Доходы бюджетов формируются согласно бюджетным и налоговым законодательствам РФ.
В доходах бюджетов могут быть централизованы доходы перечисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы для целевого финансирования централизованных мероприятий, безвозмездные перечисления.
В составе доходов бюджетов отдельно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
К налоговым доходам относятся следующие: федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.
К неналоговым доходам относятся :
– доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты соответствующих налогов и сборов;
– доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты всех необходимых налогов и сборов;
– средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного России, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
– доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
– другие неналоговые доходы.
Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы РФ в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах того бюджета-получателя.
Штрафы зачисляются в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, либо в другие бюджеты, согласно законодательству.
Различают собственные и регулирующие доходы бюджетов.
Собственные доходы бюджетов – это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами.
К таким доходам бюджетов относятся налоговые доходы, а также неналоговые доходы и безвозмездные перечисления.
Необходимо сказать, что финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета.
К регулирующим доходам бюджетов относят федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.
Нормативы отчислений определяются Бюджетным Кодексом, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете уровня бюджетной системы, распределяющей регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
Введение
Прежде, чем говорить о бюджетном дефиците Российской Федерации необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства.
В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии.
Бюджет обычно выделяют в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
1 Бюджетный дефицит, показатели его характеризующие
Самым крупным денежным фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности, является государственный бюджет. Данным образом содержатся армия, милиция, значительная часть здравоохранения, и, что самое главное, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.
Государственный бюджет можно разделить на две взаимосвязанные и взаимо дополняющие друг друга частей: доходную и расходную. Доходная часть описывает источники денежных средств финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.
Источниками государственного (центрального) бюджета
- прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90% . Самыми крупными из них являются - подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налог на добавленную стоимость;
- государственные займы. Последние осуществляются с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20%;
- эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. Но к этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т. е. в условиях превышения расходов над доходами.
Бюджетный дефицит – это финансовое явление, не являющееся обязательно чрезвычайным. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом.
Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами. Он характеризует его несбалансированность и возникает на основе действия различных факторов – как объективных, так и субъективных. Общеизвестный фактор дефицита бюджета является ни чем иным, как невозможностью государства обеспечивать наполнение бюджета необходимыми доходами. Причиной этого могут быть спад производства, высокий уровень себестоимости производства товаров, потребности в новейшем оборудовании и реконструкции производства за счет внедрения новых технологий, несбалансированность экономики, и в целом снижение эффективности хозяйствования.
Вторым фактором бюджетного дефицита является непомерный рост расходов без учета финансовых возможностей. Причем расходы проводятся несмотря на их целесообразность и эффективность.
Третьим фактором дефицита бюджета, который к тому же и наиболее весом, являются инфляционные процессы, разбалансирование денежного обращения и системы расчетов, непродуманная налоговая, инвестиционная и кредитная политика .
Бюджетный дефицит возник как результат негативных явлений в экономической и политической жизни государства и усиливает их в том случае, когда он превышает установленные мировым опытом показатели, в рамках которых бюджетный дефицит, как правило, управляется в цивилизованном обществе. То есть, в таком обществе он допускается и при четком управлении может дать толчок развития экономики за счет управляемости процессов. Уровень дефицита определяется по отношению к ВВП, ВНП или к утвержденным затратам бюджета, но он не может быть постоянным и зависит от разных факторов, которые влияют на развитие экономики (рост или уменьшение капитала, развитие инфляционных процессов). Исходя из этого можно выделить активные и пассивные формы дефицита бюджета.
Активный дефицит бюджета дает возможность подтолкнуть дальнейшее развитие экономики и рост капитала. Пассивный – подчиняется законам инфляции.
По отношению к плану дефицит бюджета можно охарактеризовать как плановый, то есть заранее закладываемый в закон о бюджете на следующий финансовый год, и внеплановый (случайный, но не всегда кассовый). Внеплановый дефицит возникает из-за непредвиденного сокращения объема поступлений доходов (падение цен на вывозимые на внешний рынок товары, сырье и природные ресурсы, девальвация денежной единицы страны), и увеличения расходов (войны, землетрясения, аварии, неурожаи, засуха, рост цен и. т. д.), в отчетном году. Его появления можно избежать различными способами, которые могут носить как положительный, так и отрицательный характер. К первым относится использование средств резервных, страховых, внебюджетных специальных фондов, а так же проведение различных оперативных мероприятий. Крайне отрицательным способом борьбы с внеплановым дефицитом является секвестирование расходов бюджета в ходе его исполнения.
Если все перечисленные выше действия оказываются неэффективными, то возникший внеплановый дефицит, как и всякое непредсказуемое, негативное явление, может пагубно отразиться на ходе выполнения социально-экономических программ.
1. Экономическая сущность бюджетного профицита
1.1 Бюджетный профицит как составная часть государственного бюджета
Бюджетная сфера России в целом является одновременно и ведущим звеном финансовой системы, определяющим основные направления перераспределения финансовых ресурсов в обществе и, таким образом, | предопределяющим общий курс развития всей финансовой системы ' государства, но и ведомым инструментом перераспределения денежных средств между слоями и группами населения, отраслями и территориями. В настоящее время наличие минимальных социальных стандартов, объективные причины ограниченности возможностей усовершенствования и расширения неналоговых форм бюджетной мобилизации ресурсов, лоббирование интересов основных групп пользователей ресурсов государственного бюджета: сельского хозяйства, обороны, энергетики, транспорта и т.д., - приводят к практически автоматическому переносу принятых и исполненных бюджетными фондами обязательств на последующие финансовые периоды.
В то же время перед бюджетом постоянно встает множество проблем. К ним можно отнести низкий уровень налоговой культуры в обществе, слабое проявление предпринимательского начала в управлении объектами
государственной и муниципальной собственности, объективный дефицит финансовых ресурсов, необходимых для инвестирования, модернизации и дальнейшего развития всех элементов финансовой системы. Эти проблемы с большой долей условности можно назвать первостепенными, наиболее очевидными, то есть проблемами первого порядка. По мере роста экономической культуры они отходят на второй план, становятся решаемыми и, в конечном счете, решенными.
Как только в той или иной степени решаются проблемы первого порядка, тут же появляются новые, требующие более тонкого подхода. Например, при любом появлении излишка/остатка бюджетных средств после очередного распределения ресурсов общественных денежных фондов по обязательным стандартам активизируются действия рпределенных групп лиц и структур, заинтересованных в перераспределении этого излишка/остатка в пользу конкретных лиц, групп населения, отраслей, регионов.
При этом по мере того, как первостепенные проблемы отходят на второй план в результате стабилизации общеэкономической ситуации, проблемы, требующие более тонкого подхода, выходят на первый план. Одной из таких проблем является структура фактического расходования средств из общегосударственных денежных фондов. Для разрешения возникающих противоречий между различными группами и уровнями власти и управления в видении наиболее приемлемой, должной структуры расходования мобилизованных ресурсов, как правило, доказываются различные теории необходимости того или иного вида расходов и издается под эти теории множество законодательных актов принудительного или рекомендательного плана, которые ложатся в основу бюджетного планирования минимальных расходов [2;512].
На современном этапе развития бюджетной системы России федеральный бюджет характеризуется повышенной степенью контроля за целевым расходованием бюджетных средств в ходе исполнения бюджета. Кроме того, на федеральный уровень бюджетной системы возлагаются наиболее масштабные, стратегически обоснованные и политически связанные расходные полномочия – например, национальная оборона, международная деятельность, социальная политика, обслуживание государственного долга и другие
Бюджетный профицит – это положительное сальдо бюджета. «Положительное сальдо бюджета – превышение доходов государственного бюджета над его расходами; используется как инструмент фискальной политики для понижения уровня совокупного спроса»[3; 152]. Под доходами бюджета понимается часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Доходы бюджета как экономическая категория отражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фонда денежных средств.
«Бюджетная система государства – совокупность бюджетов всех уровней, представляющая собой систему, основанную на определенных экономических отношениях и юридических нормах»[4; 199]. Организация и принципы построения бюджетной системы – бюджетное устройство страны.
Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства (региона), утверждаемый соответствующим представительным органом власти.
1.2 Экономическая сущность бюджетного профицита
С экономической точки зрения понятие государственного бюджета раскрывается через совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны, при этом бюджет рассматривается как триединое понятие – как денежные отношения, как экономическая форма существования распределительных отношений, как самостоятельная экономическая категория.
Основными функциями бюджета являются перераспределение национального дохода, финансовое обеспечение социальной политики, государственное регулирование и стимулирование экономики, контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Доходы бюджета – это экономические отношения между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами – с другой. Одновременно с этим доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. В процессе образования доходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением.
Расходы бюджета – это экономические отношения, возникающие между государством, с одной стороны, организациями, учреждениями и гражданами –с другой, в ходе использования централизованных фондов денежных средств. Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов государство получает возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности — ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники,.обеспечение обороноспособности страны. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50% национального дохода[10; 129]. Таким образом, перераспределительная функция государственного бюджета проявляется в мобилизации финансовых ресурсов от одних субъектов и передаче их в ходе исполнения бюджета другим. Регулирующая функция реализуется через механизмы воздействия государства на уровень деловой и экономической активности в обществе. Основными финансовыми инструментами при этом являются налогообложение, государственный кредит и бюджетные расходы, однако в последние годы все большее значение придается и системам специальных целевых программ, которые еще только разрабатываются на Западе, но уже имеют законодательную основу в России (при отсутствии финансового аналитического аппарата оценки последствий реализации подобных программ).
Использование государством института государственного бюджета в качестве одного из рычагов воздействия на экономику опирается на теоретические концепции в области экономики. На протяжении многих десятилетий в развитых странах господствовала концепция нейтрального бюджета, отвечающая интересам экономики только в том случае, если не требовалось кроенного изменения сложившегося под воздействием рынка естественного порядка. Концепция нейтрального бюджета привязывала всю бюджетную политику государства к обеспечению сбалансированности бюджета и предусматривала нейтральное отношение правительства к ходу воспроизводственного процесса. Считалось, что нормальное функционирование государственных финансов обеспечивает эффективное функционирование и экономики. На государственный бюджет возлагалось лишь финансовое изъятие и распределение денежных средств.
В настоящее время реализация регулирующей функции предполагает бюджетное регулирование экономики страны на основе провозглашаемой и проводимой бюджетной политики, под которой понимается регулирование уровня государственных доходов и расходов в целях воздействия на общий уровень экономической активности, поддержания рыночного равновесия и стимулирования развития отдельных сфер национальной экономики. Бюджетная политика – это политика государственных расходов, налоговых ставок и государственных займов.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества