Финансы и кредит - готовые работы

ГлавнаяКаталог работФинансы и кредит
fig
fig
Введение
Переход к рыночной экономике потребовал не только изменения существовавшего рынка и его взаимосвязанных частей, но и формирования новых рынков, не существующих в плановой экономике. В условиях экономических реформ и в процессе образования новых - коммерческих структур, формируются новые рыночные отношения в обществе. Приватизируются предприятия, функционируют предприятия с разными формами собственности, возрождается акционирование и биржевая торговля, осуществляется полномасштабный переход к цивилизованному рыночному хозяйствованию. Постепенно складывается механизм, основанный на законах рыночной экономики и отвечающий интересам потребителей и производителей. Если рынки труда, финансовых ресурсов, товаров изменились, то такие рынки, как рынок ценных бумаг, валюты, страхования, были созданы заново. Радикальные изменения существующих рынков и образование новых привели к изменению традиционных организационных форм торговли, послужили объективной основой возникновения в России биржевой торговли
В этой связи биржевая деятельность является самостоятельной формой коммерческой деятельности, ориентированной на получение прибыли и представляющей собой целенаправленные виды работы по подготовке и проведению торговли особыми видами товаров по специально установленным правилам. Рынок ценных бумаг стал ареной ожесточенной борьбы за раздел и передел собственности между влиятельными коммерческими структурами, мощными финансовыми группами, политическими элитами.
Возникновение и обращение капитала, представленного в ценных бумагах, тесно связанно с функционированием рынка реальных активов, т.е. рынка, на котором происходит купля-продажа материальных ресурсов. С появлением ценных бумаг (фондовых активов) происходит как бы раздвоение капитала. С одной стороны, существует реальный капитал, представленный производственными фондами, с другой - его отражение в ценных бумагах.
Появление этой разновидности капитала связано с развитием потребности в привлечении все большего объема кредитных ресурсов вследствие усложнения и расширения коммерческой и производственной деятельности. Таким образом, фондовый рынок исторически начинает развиваться на основе ссудного капитала, т.к. покупка ценных бумаг означает не что иное, как передачу части денежного капитала в ссуду.
Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг является, прежде всего, обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия, доступ этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими кредитами капиталу.
Этими положениями и объясняется актуальность темы настоящей курсовой работы.
Целью работы является раскрытие сущности рынка ценных бумаг.
Для достижения этой цели в ходе работы должны быть решены следующие задачи:
- раскрыть понятие ценных бумаг;
- определить роль рынка ценных бумаг в микро- и макроэкономике;
- охарактеризовать основные субъекты рынка ценных бумаг
- проанализировать проблемы, стоящие перед современным рынком ценных бумаг в России;
- определить перспективы дальнейшего его развития.
Структура работы включает в себя введение, две логически взаимосвязанные главы, заключение и список литературы.

1.Теоретические основы рынка ценных бумаг
1.1. Понятие рынка ценных бумаг
Ценная бумага представляет собой денежный документ, свидетельствующий о праве собственности его владельца на определенную сумму денег или конкретные имущественные ценности.
Ценные бумаги (ЦБ) - это акции, облигации, векселя и другие (в том числе производные от них) удостоверения имущественных прав (прав на ресурсы), обособившиеся от своей основы, признанные в таком качестве законодательством .
Каждому виду имущества (ресурсов) могут соответствовать свои ценные бумаги, которые в свою очередь могут являться предметом собственности, покупаться и продаваться, отдаваться в залог и т.д.
При известных обстоятельствах ценные бумаги могут возникать и в виде удостоверений прав на использование рабочей силы, на нематериальные активы (типа разрешений на экспорт импорт продукции, право взимания налогов, право издания и т.п.). Основой для появления ценной бумаги может стать даже вероятность наступления какого - либо события (например, повышение или понижения фондового индекса).
Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) является неотъемлемой чертой развитой рыночной экономики, обеспечивающей приток капитала.
Рынок ценных бумаг, как и любой другой рынок, представляет собой систему экономических отношений по поводу купли-продажи, где сталкивается спрос, предложение и определённая цена. Величина рынка, как известно, определяется степенью специализации общественного труда. Этому полностью соответствует рынок ценных бумаг, который тоже развивается в следствии роста специализации эмитентов и инвесторов, т.е. продавцов и покупателей товара «ценная бумага». С одной стороны растёт число эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг; с другой стороны, всё более дифференцируются их виды, увеличиваются масштабы их обращения, расширяется круг инвесторов.
Рынок ценных бумаг непосредственно складывается из первичного и вторичного рынков.
1. На первичном рынке осуществляется эмиссия государственных и муниципальных облигаций, а также акций и облигаций, которые выпускаются различными акционерными компаниями как одинакового, так и неодинакового профиля. Непосредственными инвесторами на первичном рынке ценных бумаг выступают коммерческие и инвестиционные банки, собственно биржевые фирмы, страховые компании, пенсионные фонды, нефинансовые корпорации, приобретающие непосредственно или с помощью биржевых фирм и инвестиционных банков акции и облигации.
2. Вторичный рынок ценных бумаг представляет собой нецентрализованную или централизованную куплю-продажу эмитированных ценных бумаг. Существование нецентрализованного рынка ценных бумаг совсем не означает стихию торговли ими. Мелкие акционерные компании, как правило, размещают свои ценные бумаги среди небольшого круга известных лиц. Подавляющая часть средних и крупных корпораций, которые не контролируют свои ценные бумаги на фондовых биржах, чаще всего прибегают к помощи брокерско-диллерских фирм, коммерческих банков, осуществляющих торговлю ценными бумагами, пользуясь современными системами связи.
В развитых странах масштабы эмиссии облигаций значительно больше масштабов эмиссии акций. Это определяется двумя причинами: во-первых, эмитентами акций выступают только корпорации, а эмитентами облигаций – не только они, но и государства, муниципалитеты, различные не корпоративные учреждения; Во-вторых, для самих корпораций эмиссия облигаций при прочих равных условиях более выгодна, так как обходится дешевле и даёт более быстрое размещение среди инвесторов, не увеличивая при этом числа акционеров.
Характерные черты рынка ценных бумаг и самой ценной бумаги(основная часть рынка) как объекта сделок на этом рынке, находящего проявление и на международном рынке ценных бумаг, но с некоторыми особенностями. Международный рынок ценных бумаг - это прежде всего первичный рынок.
Вторичный рынок пока что не получил адекватного развития. Поэтому под международным рынком ценных бумаг понимается выпуск последних, выраженный в так называемых евровалютах и осуществляемый эмитентами вне рамок какого-либо национального регулирования эмиссией. В более широком плане международный рынок ценных бумаг рассматривается как совокупность собственно международных эмиссий и иностранных эмиссий, то есть выпуска ценных бумаг иностранными эмитентами на национальном рынке других стран.
Введение
Одним из основных факторов, определяющих стабильность экономического роста в стране, является финансовое состояние коммерческих организаций, их устойчивость. Низкий уровень устойчивости коммерческих организаций может привести к отсутствию у них денежных средств для финансирования текущей и инвестиционной деятельности, неплатежеспособности и даже банкротству. Высокая устойчивость повышает инвестиционную привлекательность организаций, улучшает инвестиционный климат в стране.
На устойчивость коммерческой организации оказывают влияние внутренние и внешние факторы. Из внешних одним из наиболее важных является механизм воздействия государственных финансов, в т.ч. адекватность механизма государственного финансового воздействия целям и задачам государственной политики, современным требованиям к стимулированию и развитию предпринимательской деятельности.
В связи с тем, что коммерческие организации являются системообразующим звеном в рыночной экономике, их деятельность выступает важным объектом воздействия государственного финансового механизма. Влияние механизма государственных финансов на устойчивость коммерческой организации осуществляется путем регулирования объема и структуры ее финансовых ресурсов.
Цель работы состоит в разработке теоретических, организационно-правовых и методологических основ оценки организации воздействия финансов на устойчивость коммерческих организаций на макро- и микроэкономическом уровнях, а также основ прогнозирования результатов этого воздействия на основе комплексного анализа факторов финансовой устойчивости коммерческих организаций, изучения механизма влияния государственных финансов на устойчивость коммерческих организаций на разных стадиях экономического цикла.
Для достижения намеченной цели в работе были поставлены следующие задачи:
• определить факторы и параметры финансовой устойчивости коммерческой организации и на этой основе уточнить содержание понятия «финансовая устойчивость коммерческой организации»;
• исследовать особенности государственных финансов как фактора финансовой устойчивости коммерческой организации;
• проанализировать организационно-правовые основы воздействия финансов на устойчивость коммерческих организаций в РФ, дать оценку их соответствия современным требованиям и обосновать предложения по их совершенствованию;
• исследовать основные направления и механизмы воздействия государственных финансов на устойчивость коммерческих организаций
Объектом исследования являются теоретические, организационно-правовые и методологические аспекты, связанные с финансированием коммерческих организаций.
В качестве предмета исследования выступает финансовая устойчивость коммерческих организаций.
1 Финансы коммерческий организаций
1.1 Сущность и функции финансов предприятий
Предприятие представляет собой самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для ведения хозяйственной деятельности, которая осуществляется с целью извлечения прибыли и удовлетворения общественных потребностей .
Организация хозяйственной деятельности требует соответствующего финансового обеспечения, т.е. первоначального капитала (уставного капитала), который направляется на приобретение основных фондов и формирование оборотных средств в размерах, необходимых для ведения нормальной хозяйственной деятельности, создания продукции. После реализации продукции вновь созданная стоимость приобретает денежную форму в виде выручки от реализации.
Выручка – это еще не доход, но источник возмещения затраченных на производство продукции средств и формирования денежных фондов и резервов предприятия. Все издержки по производству продукции принимают форму себестоимости. В том случае, если выручка превышает себестоимость, то предприятие получает чистый доход от своей деятельности в виде прибыли.
Финансы предприятий – сфера финансовой системы, охватывающая денежные отношения, связанные с формированием и использованием капитала, доходов, денежных фондов предприятий.
Экономическое содержание выражает денежные отношения, возникающие между:
• предприятием и его инвесторами по поводу формирования и использования собственного капитала, а также выплаты дивидендов и процентов;
• предприятием и поставщиками, покупателями по поводу формирования способов и сроков расчетов, а также способов обеспечения исполнения обязательств;
• предприятиями и финансово-кредитными институтами по поводу привлечения и размещения свободных денежных средств;
• предприятием и его филиалами по поводу внутрикорпоративного распределения средств;
• предприятием и его работниками по поводу оплаты труда;
• предприятием и государством по поводу формирования налогооблагаемой базы для начисления налогов, сборов и платежей;
• предприятием и государством при уплате налогов и сборов в бюджетную систему и взносов во внебюджетные фонды;
• предприятием и государством при финансировании из бюджета и внебюджетных фондов на цели, предусмотренные действующим законодательством .
Все эти отношения в той или иной степени регламентированы государством и охватывают процесс распределение и перераспределения ВВП. При этом последние три группы отношений выражают перераспределительные отношения и входят как в сферу финансов предприятий, так и в сферу государственных финансов.
В современных условиях появляются новые группы финансовых отношений:
• отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) предприятия;
• отношения, возникающие при слиянии, поглощении и разделении предприятий (корпораций).
Все эти отношения возникают в процессе формирования и движения финансовых ресурсов предприятия. Финансовые ресурсы предприятия – это все источники денежных средств, аккумулируемых предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счет собственных доходов и накоплений, так и за счет различного вида поступлений. На формирование и использование финансовых ресурсов предприятия оказывают влияние соответствующие денежные потоки.
Введение
В современных условиях развития экономики страхование становится одной из наиболее динамичных отраслей хозяйственной деятельности, которая способствует защите имущественных интересов предприятий и граждан, безопасности и стабильности предпринимательства. «Роль страхования особенно важна в контексте проводимых в России экономических реформ, поскольку наличие страховой защиты стимулирует развитие рыночных отношений и деловой активности, улучшает инвестиционный климат в стране» . Рыночные преобразования экономических отношений в обществе, связанные с появлением частной собственности, развитием частного предпринимательства стали причиной возникновения принципиально новых имущественных интересов и расширения спроса на страховые услуги. В административной системе хозяйствования возмещение ущерба осуществлялось в основном государством за счет бюджетных средств, а страхование выполняло вспомогательную роль в управлении рисками организации. В современных условиях государство не в состоянии обеспечивать полное возмещение ущерба, причиненного в результате наступления негативных природных явлений, носящих объективный характер. «Общий материальный ущерб в 2004 г. по данным МЧС России в результате чрезвычайных, в т.ч. техногенных ситуаций составил более 1 трлн руб. Число природных катаклизмов возросло за последние пять лет почти в 3 раза. В связи с этим роль страхования в современных условиях как системы финансовой защиты существенно возрастает» . Проблемы развития отечественного страхового рынка приобретают особую остроту в связи со вступлением в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом, а также с предстоящим вступлением ее во Всемирную торговую организацию. Предполагается, что в рамках международной торговли страховыми услугами наша страна будет предоставлять иностранным страховым компаниям право деятельности на российском страховом рынке (коммерческое присутствие), а отечественным страховым компаниям возможность осуществления страховых операций на рынках зарубежных стран. В настоящее время среди отечественных страховщиков высокий международный рейтинг имеет лишь компания «Ингосстрах», в которой сосредоточена третья часть активов всех имеющихся страховых компаний России . Сравнивая динамику количества страховых компаний в экономически развитых странах, можно судить об отставании темпов развития отечественной инфраструктуры страхового рынка. Очевидно, что на уровень развития страхования в России негативное влияние оказали: длительный спад производства, высокие темпы инфляции, низкий уровень доходов населения, неразвитость финансового рынка. Дальнейшее развитие страховой деятельности в России серьезно сдерживает низкий уровень капитализации в страховании и, в частности, недостаточный для динамичного развития размер уставного капитала и собственных средств большинства страховых компаний, которые пока не готовы к конкурентной борьбе на мировом рынке страховых услуг.
Цель настоящей работы – анализ особенностей страхования в Российской Федерации.
Задачи работы:
- анализ общих правил страхования в России,
изучение особенностей личного и имущественного страхования в России,
- исследование экономического аспекта страхования в России.

1. Социально-экономическое содержание и значение страхового фонда
Идея страхования неразрывно связана с его универсальным значением как средства, способного устранить или, во всяком случае, сделать менее имущественно ощутимым (минимизировать) неблагоприятный результат воздействия отдельных обстоятельств, затрагивающих ту или иную сферу хозяйственной деятельности. Непрерывное изменение самой среды жизнедеятельности человека объективно вызывает все большее разнообразие неблагоприятных факторов: не только природные силы стихийного характера (наводнения, бури, землетрясения и т.п.), а также несчастные случаи (транспортные аварии и катастрофы, эпидемии и т.п.), но и открытые и освоенные человеком новые свойства материи (ядерные материалы, ионизирующее излучение). Возникающие при этом широкомасштабные непредвиденные убытки не могут быть предупреждены ни совершенствованием системы общественных отношений, ни общей высокой культурой и профессионализмом осуществления той или иной деятельности.
Возможность решения задачи освобождения, преодоления и защиты от угрозы наступления подобных последствий первоначально была найдена в экономической природе страхования.
Страхование как экономическая категория представляет собой экономический механизм, основанный на принципе распределения убытка, понесенного в одном случае, между некоторым множеством других, которые подвержены аналогичной (однородной) опасности. Обеспечивая таким образом восстановление имущественной сферы отдельного хозяйства или определенного лица, экономическая сторона страхования выполняет двуединую функцию: позволяет участникам экономического оборота уверенно действовать в настоящем, а также обоснованно прогнозировать свое будущее, что, в свою очередь, создает основу устойчивого развития всего общественно-экономического строя. Поэтому именно в страховании идея разложения вреда, используемая и в других институтах (в частности, общей аварии), получила свое максимально полное и наиболее совершенное воплощение.
Страховые экономические отношения выступают в форме создания и распределения денежного фонда, находящегося в управлении специальной организации (страховщика), путем предварительной аккумуляции денежных средств (взносов) заинтересованных участников экономического оборота (страхователей). Страховой фонд как материальная основа страхования по источнику своего образования носит децентрализованный характер (взносы отдельных его участников), однако управляемый страховой организацией становится централизованным фондом, сохраняя свои строго целевые направленность и назначение - возмещение имущественных потерь, возникающих у лиц, участвующих в его создании. Наличие заранее образованного денежного резерва одинаково служит и потребностям «материального бытия», составляя экономическую необходимость всякого общественного производства, и целям защиты и обеспечения жизнедеятельности самого человека. В этом проявляется важнейшее социально-экономическое значение страхового фонда, лежащего в основе всякого «общественного, политического и умственного прогресса».
С точки зрения его экономической сущности страхование - система (совокупность) экономических отношений, основанная на принципе распределения (разложения) имущественных потерь, вызываемых экстраординарными обстоятельствами, материальной формой которых выступает страховой фонд, используемый в целях возмещения (покрытия) непредвиденных (случайных) убытков, возникающих у лиц, участвующих в его создании.
В экономическом развитии определяющее значение приобретает состояние финансово-кредитной и инвестиционной инфраструктуры, где страховые компании - влиятельный компонент, обеспечивающий ее насыщение финансовыми ресурсами. Особое значение реально наполненного источника внутренних инвестиций принадлежит резервам, формируемым компаниями по страхованию жизни, особенно при развитии накопительных (капитализационных) видов страхования жизни.
Возрастает роль страхования как эффективного экономического средства осуществления жилищной, образовательной и пенсионной реформ посредством разработки долгосрочных страховых программ.

2. Личное страхование
Личное страхование - отношения по защите личных интересов физических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).
Соответственно под договором личного страхования в соответствии со ст.934 ГК РФ понимается соглашение в соответствии с которым, одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
Таким образом, в отличие от имущественного страхования при личном страховании застрахованным лицом может быть только человек, тогда как при имущественном могут быть застрахованы, в том числе, и интересы организаций. Страхователем, конечно, может выступать и организация, но застрахованный интерес при личном страховании - это всегда интерес, связанный с личностью, т.е. с человеком, а не с имуществом. Кроме того, для личного страхования в отличие от имущественного никаких выделенных видов страхования в Гражданском кодексе РФ нет. Может быть застрахован практически любой интерес, связанный с личностью человека и никаких специальных правил для отдельных видов таких интересов не установлено.
Гражданский кодекс РФ устанавливает страхование жизни, здоровья и т.д., которые ограничены случаем причинения застрахованному лицу материальных убытков. Формально ст. 934 ГК вообще не требует, чтобы застрахованному лицу причинялся вред, но допускает осуществление личного страхования на случай наступления любого события в жизни застрахованного. Однако страхование - это форма защиты от вреда. Поэтому и при личном страховании необходимо, чтобы застрахованному лицу был причинен вред в отношении одного из нематериальных благ, но не требуется, чтобы этот вред имел денежную оценку. Иными словами, не требуется, чтобы страхование всегда носило характер возмещения вреда. Поэтому при страховом случае с имуществом выплата называется возмещением, а при страховом случае с личностью - обеспечением.
ВВЕДЕНИЕ
В сложных условиях функционирования российских предприятий, характеризующихся инфляцией и, часто, их тяжелым положением, возрастает заинтересованность в качестве финансового состояния предприятий. Финансовая стабильность предприятия становится вопросом его выживания. При этом большую роль играет организация анализа размещения и использования финансовых ресурсов предприятия.
Анализ и прогнозирование финансового состояния предприятий представляет собой весьма сложный и многогранный процесс, охватывающий различные стороны их деятельности.
При этом прогнозирование является следствием анализа, то есть строится на основе интерпретации его результатов за какой-то период времени.
Сейчас наступает более зрелый этап развития, когда устойчивое финансовое состояние предприятий может быть обеспечено только на основе использования научных, проверенных международной практикой, методов управления.
При этом одним из ключевых процессов перехода к рыночной экономике можно считать становление, функционирование и развитие финансового рынка, радикальное реформирование денежно-кредитной системы, которое связано с рядом объективно необходимых условий, включающих:
• возможность и практическое осуществление перемещения финансовых средств между субъектами хозяйствования;
• предоставление потребителям свободы выбора между различными объектами помещения временно свободных денежных средств, а также равных прав всем, кто предъявляет спрос на финансовые ресурсы;
• наличие развитой банковской системы с центральным банком, наделенным широкими полномочиями и выведенным из подчинения исполнительной власти и с имеющими равные права кредитными учреждениями;
• современная техническая база финансовых рынков, учета и анализа финансового состояния предприятия;
• система информирования о конъюнктуре финансового рынка и финансовом состояние отдельных предприятий.
Цель данной работы состоит в изучении, анализе и прогнозировании финансового состояния предприятий РФ, рассмотрение тенденций их развития и возможных перспектив, а также разработка методики анализа и прогнозирования финансового состояния предприятий.
Предметом исследования является анализ и прогнозирование финансового состояния предприятий.
Объектом исследования является финансовое состояние предприятий РФ.
1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА В УСЛОВИЯХ
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Финансовый анализ: цели, основные определения
Целью финансового анализа предприятия, является оценка его финансового состояния с учетом динамики изменений, которые сложились в результате хозяйственной деятельности предприятия за несколько последних лет, определение факторов, которые повлияли на эти изменения, и прогнозирование будущего финансового состояния предприятия. Результаты проведенного анализа используются для подготовки рекомендаций относительно последующей деятельности предприятия, его реструктуризации или др.
Финансовый анализ предприятия состоит из таких этапов:
- анализ ликвидности
- анализ деловой активности
- анализ платежеспособности (финансовой стойкости)
- анализ рентабельности
При осуществлении анализа деятельности предприятия применяются следующие термины:
• финансовое состояние предприятия - совокупность показателей, которые отображают наличие, размещение и использование ресурсов предприятия, реальные и потенциальные финансовые возможности предприятия;
• финансовый анализ деятельности предприятия - комплексное изучение финансового состояния предприятия с целью оценки достигнутых финансовых результатов, который проводится с помощью методов финансового анализа по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия;
• удовлетворительное финансовое состояние - это стойкая ликвидность, платежеспособность и финансовая стойкость предприятия, его обеспеченность собственными оборотными средствами и эффективное использование ресурсов предприятия;
• неудовлетворительное финансовое состояние - характеризуется неэффективным размещением ресурсов и неэффективным их использованием, неудовлетворительной платежеспособностью предприятия, наличием просроченной задолженности перед бюджетом, по заработной плате, недостаточной финансовой стойкостью в связи с неблагоприятными тенденциями развития производства и сбыта продукции предприятия;
• методы финансового анализа - приемы и способы обработки бухгалтерской (финансовой) отчетности;
• бухгалтерская (финансовая) отчетность - отчетность предприятия в объемах и формой, предусмотренными действующим законодательством.
1.2 Значение финансового анализа для предприятия
В соответствии с принципами рыночной экономики предприятие можно рассмотреть с двух точек зрения:
1) с позиции поставщика капитала;
2) с позиции администрации предприятия.
Суть первой в его ориентации на собственника, где единственным мерилом успешности работы предприятия рассматривается рентабельность капитала.
Суть второй – в оценке успешности, как с позиции управленческого персонала, так и в плане оценки эффективности работы этого персонала.
Поэтому возникает необходимость в формировании принципов и методов оценки успешности работы предприятия с позиции этих двух групп пользователей, а также предоставление информации для принятия управленческих решений.
Таким образом, в содержательном плане под финансовым анализом нужно понимать процесс аналитической обработки доступных сведений финансового характера и результатом этого процесса станет предоставление пользователю результатов и рекомендаций, которые могут служить основой для принятия управленческих решений в отношении данного объекта анализа.
В соответствии с вышесказанным можно утверждать, что анализ выполняет вспомогательную функцию, т.к. по своей сути представляет промежуточный этап в процессе принятия решения. Он проводится исходя из определенной цели – помочь в обосновании принятия управленческого решения. Следовательно, за этапом аналитических процедур с неизбежностью должен следовать факт принятия решения. Анализ ради анализа теряет смысл.
Поэтому я считаю, что финансовый анализ должен рассматриваться как составная, но исключительно важная часть более широкой сферы научной и практической деятельности, такой как бухгалтерский учет и/или финансовый менеджмент. Такой подход обусловлен тем, что анализ важен не сам по себе, а лишь как неотъемлемая часть эффективной системы управления .
Введение
Актуальность настоящего исследования опирается на тот факт, что динамизм развития финансовых сделок обусловил гиперболизацию финансового сектора в мировой экономике. Это привело к тому, что мирохозяйственные процессы, достигшие на протяжении второй половины ХХ в. достаточно высокого уровня микро- и макроэкономического регулирования и самокоррекции, вновь вступили в полосу экономических неожиданностей. По общепризнанному выводу экономистов, степень негативного воздействия экономических сбоев в условиях глобализации существенно повысилась. «Кризис в одной из сфер экономики может в чрезвычайно короткие сроки, в силу процесса глобализации, разрушить экономику ряда стран и вызвать цепную реакцию социальных и политических конфликтов. Примером может служить финансовый кризис в ряде стран Азии в 1998 г.».
Постепенное включение экономики России в мирохозяйственный оборот побуждает обратиться к исследованию тех проблем, которые связаны с поиском наиболее эффективных методов и путей адаптации страны к современной структуре мировой экономики. Динамизм и рискованность финансовых рынков – та область, которая становится для отечественной экономики (в теоретическом и практическом плане) чрезвычайно важной. Умение получать максимальный эффект и, одновременно, четкое знание степени риска в данной сфере, механизма распространения финансовых кризисов, а также умение применять защитные меры – все это представляет актуальную научную и практическую задачу в современной российской экономике.
Степень разработанности проблемы. Большое значение для анализа проблем нарушения стабильного развития мировой финансовой системы имеют работы, посвященные рассмотрению общетеоретических вопросов развития мирового финансового рынка в условиях глобализации экономики.
К наиболее ранним работам, затрагивающим проблемы кризисных спадов в мировой экономике, относятся труды Е.С. Варги и И.А. Трахтенберга. Анализ причин и механизма развертывания системных сбоев не утратил своей актуальности и в настоящее время.
Теоретическими источниками исследования особенностей современных мировых валютных, финансовых кризисов стали труды таких зарубежных ученых, как Б.Айхенгрин, Д.Бартон, Р.Дорнбуш, Г.Кальво, Ф.Карамазза, П.Кругман, М.Обстфельд, Л.Риччи, Дж.Сакс, Дж.Стиглиц, С.Эдвардс, И.Фишер.
Цель и задачи исследования состоят в том, чтобы на основе комплексного анализа раскрыть содержание финансовых кризисов, и их особенностей в России.
В соответствии с общей целью исследования в работе решаются следующие задачи:
• определение содержания и особенностей финансовых кризисов;
• особенности финансовых кризисов в российской экономике;
• определение мер по предупреждению финансовых кризисов.

Глава 1. Понятие и сущность финансовых кризисов
1.1 История понятия «финансовый кризис»
Понятие «финансовый кризис» претерпело в российской экономической науке определенную эволюцию. Причиной послужил ряд обстоятельств. Объективная сторона перемен связана с тем, что современный мир вступил в эпоху глобализации, привнесшей много новых компонентов в систему экономических явлений. Субъективный аспект связан с постепенным изменением смысла, вкладываемого отечественной наукой в термин «финансовый кризис».
По мере исторического развития мировой рыночной системы феномен экономических кризисов видоизменился. На начальном этапе индустриального развития (XVIII-XIX вв.) экономический кризис формировался как самостоятельное явление. Ведущей причиной его было превышении объемов производства по отношению к платежеспособному спросу. Издержки, приносимые кризисом, выражались, прежде всего, в форме потери больших объемов уже созданных материальных благ (физическое уничтожение), роста безработицы, снижения доходов.
В ХХ и XXI вв. на развитие мировой экономики два новых обстоятельства. Во-первых, постепенно сложилась система экономической политики государства, нацеленной на регулирование конъюнктурных перепадов. Во-вторых, в структуре мировой экономики резко возросла финансовая составляющая (выражающаяся в формировании института акционерного капитала, системы рынков капитала, валют, ценных бумаг, а в последние десятилетия – производных ценных бумаг). Динамика данного блока мировой экономики обусловила то обстоятельство, что объемы финансовых операций существенно превзошли масштабы экономических операций с материальными благами.
Периодические повторяющиеся кризисы в работе рыночного механизма постепенно видоизменили формы своего проявления. Если в период индустриального развития финансовые сбои (в форме разорения банков) становились преимущественно предпосылкой дальнейших промышленных спадов, то в постиндустриальном мире столь заметная очередность стала видоизменяться. Финансовая сфера достигла столь крупного масштаба, что стала относительно самостоятельным экономическим блоком, развивающимся по своим закономерностям. В частности, возникла полоса кризисов, которая преимущественно могла задевать финансовую сферу и относительно слабо затрагивая сферу производства. Некая «самостоятельность» финансового хозяйства, таким образом, породила и относительную «независимость» финансовых сбоев.
В процессе развития (т.е. усложнения внутренней структуры) финансовой сферы следует видеть и причину более комплексного, многоаспектного проявления финансовых кризисов. В настоящее время экономисты отмечают расщепление кризисных явлений на две относительно самостоятельных формы – банковскую и валютную.

1.2 Понятие «финансовый кризис» с точки зрения современной экономической науки
В современной экономике заметен определенный парадокс: несмотря на то, что финансовый кризис может не приводить к резкому спаду производства, однако экономические потери от него стали в последние десятилетия существенно возрастать, принося странам миллиардные убытки. При этом следует, однако учитывать, что в размерах убытков значатся в немалой мере финансовые потери самих фирм (активных соучастников финансовых рынков). Эти последствия отражаются на социально-экономическом положении страны преимущественно косвенно (например, через посредство снижения платежей налогов в бюджет). Спады же в материальной сфере, как показала практика последних десятилетий, устраняются, как правило, относительно быстро.
Согласно, например, существующим оценкам , средний ущерб от финансовых кризисов стал достигать в последнюю четверть ХХ в. примерно 30% ВВП (включая социальные издержки, увеличение безработицы, снижение доходов населения). Наглядным примером является сбой, произошедший на фондовом рынке США 19 октября 1987г. («черный понедельник»), в течение которого акции американских корпораций подешевели почти на 25% (что стало причиной краха многих крупных бирж мира). В то же время стало заметным то обстоятельство, что время выхода из финансового кризиса сократилось в развитых странах до 2 – 2,5 лет.
В отечественной экономической науке эволюционировало и само представление о финансовых кризисах. В доперестроечный период данный термин воспринимался экономистами как понятие, сопряженное с состоянием финансов государства. Финансовый кризис трактовался лишь как форма сбоя в бюджете страны (проблема резкого возросшего дефицита, ведущая затем к инфляционным последствиям). По мере приобщения российской экономической науки к мировым терминологическим традициям (складывающимся во второй половине ХХ в. преимущественно в англо-американском экономическом пространстве) стало меняться и восприятие отечественными экономистами категории «финансовые кризисы».
В современной экономике понятие «финансовый» отражает финансовую составляющую деятельности фирм, а не государства. Для последнего же используется преимущественно термин иной - «публичные финансы» .
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА
1.1 Сущность и значение финансового механизма
Предприятие как система состоит из двух подсистем: управ¬ляющей и управляемой (рис. 1.1) .
Рис. 1.1 Основные подсистемы предприятия
Управляющая подсистема обычно представляет собой ряд департамен-тов и отделов (рис. 1.2).
На рис. 1.2 наглядно показано место финансового управления в общей системе управления. По значению финансовый дирек¬тор выделяется из всех директоров, являясь как бы «правой рукой» генерального директора. На крупных и средних предприя¬тиях часто наряду с финансовым департаментом создается само¬стоятельная главная бухгалтерия во главе с главным бухгалте-ром.
На финансовую службу предприятия возложены функции разработки предложений по формированию финансовой поли¬тики предприятия, реали-зации ее в финансовом плане, контро¬лю за его исполнением и движением де-нежных потоков, состав¬лению отчетности о финансовых результатах.
Рис. 1.2 Примерная схема управления рыночным предприятием
Задачи финансовой службы предприятия:
• разработка финансовой стратегии наиболее эффективного ис¬пользования собственных, заемных финансовых ресурсов;
• составление и реализация финансового, кредитного и кассо¬вого пла-нов;
• помощь руководителю предприятия в управлении денежны¬ми пото-ками для обеспечения роста прибыли, повышения рен¬табельности и удовле-творения производственных и соци¬альных нужд работников предприятия;
• осуществление финансового контроля за эффективным ис¬пользованием производственных средств, за доведением раз¬меров оборотных средств до экономически обоснованных нор¬мативов;
• организация расчетов за готовую продукцию и постоянный контроль за выполнением планов по реализации продукции и прибыли;
• отслеживание внутренних и внешних факторов, влияющих на финан-совое состояние предприятия, и выработка предложе¬ний по изменению те-кущей финансовой деятельности;
• выполнение финансовых обязательств перед финансовыми, налого-выми органами, банками, поставщиками, партнера¬ми, вышестоящей органи-зацией, по выплате заработной платы и других обязательств, вытекающих из финансового плана;
• составление отчетности о реализации предприятием разрабо¬танной финансовой стратегии и соответствующих финансо¬вых планов.
Управляемая подсистема, т.е. хозяйственная деятельность, в свою оче-редь характеризуется подсистемами следующей ступе¬ни — объектами управления:
• техника и технология;
• организация производства;
• организация труда;
• экономика как производственные отношения между работ¬никами предприятия;
• внешнеэкономические связи предприятия;
• социальные условия труда коллектива;
• природопользование.
В целом в хозяйственном механизме управления предприя¬тием можно выделить механизм производственно-техническо¬го управления и механизм финансово-экономического управления или финансовый механизм.
Финансовый механизм предприятия – система управления финансами предприятия, предназначенная для организации взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств с целью эффективного их воздейст-вия на конечные результаты производства .
1.2 Структурные составляющие финансового механизма
В структуру финансового механизма входят 5 взаимосвязанных элемен-тов :
1. финансовые методы
К ним относятся: планирование, прогнозирование, кредитование, само-финансирование, инвестирование, налогообложение.
Финансовый метод можно определить как способ действия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направле-ниях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии ры-ночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и ре-зультатов, с материальными стимулированием и ответственностью за эффек-тивным использованием денежных фондов. Рыночное содержание в финан-совые методы вкладывается не случайно.
Это обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и об-ращения тесно связаны с коммерческим расчетом. Коммерческий расчет представляет собой соизмерение в денежной (стоимостной ) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности. Целью применения коммерческого расчета является получение максимальных доходов или прибыли при мини-мальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированно-го) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми ре-зультатами этой деятельности. При этом необходимо рассчитать и сопоста-вить различные варианты вложения капитала по заранее принятому крите-рию выбора (максимум дохода или максимум прибыли на рубль капитала, минимум денежных расходов и финансовых потерь и др.). В зарубежной хо-зяйственной практике требования соизмерения размеров вложенного в про-изводство капитала с результатами хозяйственной деятельности обозначают термином инпут-аутпут (INPUT-OUTPUT). Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.
К денежным фондам относятся:
- уставной фонд является основным источником собственных средств предприятия, за счет которого формируются основные фонды и оборотные средства;
- резервный денежный фонд предприятия, который образуется за счет 5% отчислений от прибыли, предназначен для покрытия убытков, а в акцио-нерных обществах также для погашения облигаций и выкупа акций;
- добавочный фонд включает в себя результаты переоценки основных фондов, эмиссионный доход акционерных обществ, ассигнования из бюдже-та на финансирование капитальных вложений, безвозмездно полученные де-нежные средства на производственные цели;
- инвестиционный фонд предназначен для развития производства, в нем концентрируются амортизационные отчисления, фонд накопления, заемные привлеченные источники;
- валютный фонд формируется на предприятиях, получающих валютную выручку от экспортных операций или покупающих валюту для проведения импортных операций;
- фонд потребления создается за счет отчислений от чистой прибыли и направляется на выплату дивидендов в акционерных обществах, единовре-менных поощрений и т.д.
2. финансовые рычаги
Финансовые рычаги представляют собой набор финансовых показате-лей, через которые управляющая система может оказы¬вать влияние на хозяй-ственную деятельность предприятия. К финансовым рычагам относятся при-быль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса рубля и т. п.
1.1 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
1.1.1 Анализ доходности предприятия по показателям прибыльности
Краткая характеристика предприятия
ЗАО «Ратибор» расположено в г. Москве.
Это одно из самых крупных предприятий в мире в отрасли цветной металлургии. Продукция ЗАО «Ратибор» пользуется спросом не только в России, но и за рубежом.
Однако, в современных условиях, когда Россия находится в сложном экономическом положении, ситуация в ЗАО «Ратибор», как и на многих других предприятиях России, плачевная.
Переход к рыночной системе потребовал полной смены системы взаимоотношений, особенно на таких крупных предприятиях, как ЗАО «Ратибор». Развал командно-административной системы в России привёл к ломке системы управления на предприятии. Были потеряны многие внешние связи. Это всё крайне отрицательно сказалось на экономических показателях ЗАО «Ратибор». К сожалению, вопрос об управлении окончательно не решён до сих пор.
Смена собственника стала причиной введения некоторых новшеств.
Полностью изменена структура управления предприятием ( структура управления комбинатом по состоянию на 2006 год приведена в Приложениях).
В течение 2004-2006 г.г. было сокращено 504 работника. Планируется и дальнейшее сокращение. Однако, наряду с этим, значительно увеличился управленческий аппарат. Отдельно следует выделить проблему воровства на предприятии, которое за последние годы приняло угрожающие масштабы. Это говорит не столько о моральном разложении общества, сколько о неэффективной системе управления, которая нуждается в частичной реорганизации.
За последние годы , после смены собственника, были произведены некоторые полезные изменения. К примеру, на данный момент ЗАО «Ратибор» готовится к переходу на международную систему качества ISO-9000, что предполагает пересмотр не только системы качества продукта, но и системы производства и управления.
ISO-9000- признанная по всему миру система качества, переход к которой даёт возможность с большей уверенностью смотреть в будущее, особенно для такого предприятия, как ЗАО «Ратибор», т. к. 80% продукции организации экспортируется. Возможно, это даст новый толчок к её развитию.
Но для того, чтобы реально оценить перспективу ЗАО «Ратибор», необходимо проанализировать её настоящее положение.
Основная экономическая информация.
Динамика выручки и прибыли ЗАО «Ратибор» за 3 периода ( с конца 2004-го года по конец 2006-го) представлена в диаграмме:
Объём выручки уменьшился в 2005 году и резко увеличился в 2006-ом.
Уменьшение выручки во 2-м периоде привело к тому, что прибыль оказалась минимальной.
Несмотря на то, что в 3-ем периоде было произведено сокращение работающих, выручка резко возросла. Выработка продукции на одного работающего за 1 год возросла в 2 раза, что свидетельствует о некоторых положительных итогах реструктуризации.
Кроме того, затраты на заработную плату каждый период увеличивались в среднем на 20%, что перекрывало рост инфляции в 2004-2005 годах.
Как видно из диаграммы, прибыль от реализации на порядок отличается от объёма выручки. Это объясняется очень высокой себестоимостью продукции. Причем, основную долю себестоимости представляют материальные затраты.
Об этом говорят показатели материалоёмкости и материалоотдачи.
Табл. 1. Показатели материалоёмкости т материалоотдачи
Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Полная себестоимость 2 309 624 377 2 808 613 899 3 993 030 671
Материальные затраты на произведенную продукцию 962 254 735 1 157 502 601 2 278 096 459
Материалоотдача 2,627 2,213 1,827
Материалоемкость 0,381 0,452 0,547
Затраты на 1 рубль реализованной продукции 0,91360 0,99540 0,95925
Отрасль цветной металлургии является сама собой материалоёмкой, но все предприятия данной отрасли в мире на современном этапе прилагают особые усилия к снижению себестоимости, т.к. на мировом рынке в последние годы проявляется тенденция к снижению цены на цветные металлы, в частности никель.
Высокая себестоимость является причиной низкой прибыли. Это подчеркивает показатель затрат на 1 рубль реализованной продукции. У ЗАО «Ратибор» на 1 рубль продукции в среднем за анализируемый период приходится 97 копеек затрат.
В нижеприведенной таблице показаны данные себестоимости и прибыли ЗАО «Ратибор».
Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Себестоимость реализованной продукции 2 086 755 075 2 547 458 398 3 756 871 356
Полная себестоимость 2 309 624 377 2 808 613 899 3 993 030 671
Объем прибыли от основной деятельности 218 427 038 9 610 175 169 611 454
Объем балансовой прибыли 147 754 228 -14 886 833 136 137 334
Чистая прибыль 31 503 702 -14 886 833 125 796 452
Табл. 2. Данные себестоимости и прибыли
Особое внимание следует обратить на то, что в 2005 году ЗАО «Ратибор» имело отрицательную балансовую прибыль, вследствие чего предприятие не платило налога на прибыль. Это связано, в первую очередь, с тем, что в этом году ЗАО «Ратибор» имело очень низкую выручку.
Возможно, это результат перебоев поставок сырья из Норильска, вследствие чего ЗАО «Ратибор» работало не на всю мощность, т.е. постоянные затраты оставались прежними ( на высоком уровне) , а переменные уменьшились пропорционально выпуску продукции , что повлияло на повышение себестоимости единицы продукции. Также в этот период наблюдается максимальная сумма амортизации.
Финансовое положение предприятия находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги .
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
В РОССИИ
В развитии социального страхования в России можно выделить несколько периодов:
1) XVII-XIX вв. возникновение и развитие социального страхования как общественного института;
2) вторая половина XIX в. - 1917 г. - принятие страховых законов и формирование обязательного социального страхования и его учреждений;
3) с 1917 г. до начала 1930-х гг. - свертывание и огосударствление социального страхования в соответствии с политической и экономической ситуацией в стране;
4) начало 1930-х - 1980-е гг. - преобладание государственного социального обеспечения, передача социального страхования в ведение профсоюзов;
5) с начала 1990-х гг. - формирование системы социального страхования адекватного требованиям формирующейся рыночной экономики .
Зарождение добровольного пенсионного обеспечения относится ко второй половине XIX в., когда в России стали образовываться эмеритальные (пенсионные) кассы.
Эмеритальная касса - это организация, в которую человек вносил деньги и из которой через определенное время участия или по выслуге лет выплачивалась ежегодная пенсия (иногда заменяемая единовременным пособием) как самому участнику, так и членам семьи в случае смерти кормильца. Первая эмеритальная касса, устав которой впоследствии был взят за образец для пенсионных касс других учреждений, была основана при Морском ведомстве в 1858 г.
Обязательное устройство страховых касс в России восходит к 1861 г., когда был принят Закон «О вспомогательных товариществах». Эти кассы возникли при казенных заводах. В 1901 г. были приняты Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность на заводских и рудничных работах.
В России как и в других странах Европы, получает развитие общественная система страхования ремесленников и наемных рабочих, основой которой становятся больничные кассы. К 80-м гг. XIX в. относятся первые проекты государственного социального страхования рабочих. Революция 1905 г. ускорила решение вопросов, связанных с введением обязательного социального страхования.
В 1912 г. III Государственная дума приняла пакет страховых законов: «Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих»; «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих»; «Об обеспечении рабочих на случай болезни»; «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве». Общее руководство социальным страхованием в стране осуществлял Совет по делам страхования рабочих при Министерстве торговли и промышленности. В губерниях и крупных городах учреждались страховые присутствия, наблюдавшие за исполнением страховых законов. Рабочими органами на местах являлись больничные кассы и страховые товарищества. Последние объединяли в страховых целях работодателей по округам. В дореволюционной России действовало несколько тысяч страховых касс и около 10 товариществ.
Вокруг страховых законов 1912 г. развернулась острая политическая борьба, в которой принимали активное участие различные политические партии и сами рабочие. Важнейшие требования рабочих в области социального страхования и охраны здоровья были сформулированы в докладе Н.А.Семашко в январе 1912 г. Эта программа имела решающее значение для создания в 1917 г. системы охраны здоровья, которая получила название «рабочая страховая медицина».
30 октября 1917 г. была объявлена программа страхования советского правительства. Был издан ряд декретов, в корне изменивших систему социального страхования: 14 ноября 1917г. – «О передаче больничным кассам лечебных учреждений»; 29 ноября – «О страховых присутствиях и страховом совете»; 11 декабря - «О страховании на случай безработицы»; 22 декабря – «О страховании на случай болезни».
В 1918 г. Народным комиссариатом труда было принято Положение о социальном обеспечении трудящихся, в соответствии с которым все страховые органы ликвидировались.
Возрождение социального страхования в России началось в 1921 г. в связи с новой экономической политикой (НЭП). Появление в период НЭПа различных форм собственности на средства производства потребовало новых подходов к социальному страхованию.
Постановлениями СНК 1921-1923 гг. были определены страховые взносы работодателей различных форм собственности по отдельным видам социального страхования. Устанавливались взносы на временную нетрудоспособность и другие виды обеспечения: на инвалидность, вдовство и сиротство, на безработицу и лечебную помощь. Размер страхового взноса по всем, кроме безработицы, видам страхования зависел от опасности и вредности производства.
В 1933 г. социальное страхование в СССР было передано в ведение профсоюзов, а страховые кассы ликвидированы, бюджет государственного социального страхования был консолидирован в государственный бюджет.
Данная система социального обеспечения и социального страхования существовала в бывшем СССР с начала 30-х до конца 80-х и характеризовалась высокой степенью централизации и интеграции в государственный бюджет.
Финансы социального обеспечения и социального страхования включали: государственный бюджет (расходы на социальное обеспечение); бюджет государственного социального страхования; Союзный фонд социального обеспечения колхозников; Союзный фонд социального страхования колхозников; социальные фонды государственных предприятий и колхозов. Доля государственного бюджета в общих расходах социального обеспечения и страхования в течение последних 15 лет составляла 95%.
Недостатками этой системы были отсутствие четкой специализации и перекрестное финансирование между фондами.
Управление системой социального обеспечения и страхования было сложным и бюрократизированным. Оно включало, кроме союзного парламента и правительства, союзный Комитет по труду и социальным вопросам, министерства социального обеспечения союзных республик, союзный и республиканские Советы социального обеспечения колхозников, профсоюзы и органы местного самоуправления в области социального обеспечения.
Введение
В условиях рыночной экономики анализ финансово-экономического состояния является одним из важнейших элементов в системе управления предприятия. Это обусловлено тем, что такой анализ позволяет выявить проблемные стороны в деятельности предприятия и определить пути их решения. Несмотря на большое количество теоретических и практических разработок в области финансово-экономического анализа, предложенных как зарубежными, так и отечественными учеными, необходимо проводить их дальнейшее изучение и уточнение, так как механизм оценки финансово-экономического положения предприятия должен разрабатываться с учетом множества факторов и критериев, полный перечень которых определить достаточно сложно.
Анализ финансовой устойчивости является одной из составляющих частей анализа финансово-экономического состояния предприятия.
Роль финансовой устойчивости проявляется в том, что «финансовая устойчивость», фактически является основой «финансово-экономической стабильности функционирования предприятия», которая, в свою очередь, оценивает состояние объекта на долгосрочную перспективу.
Значение оценки финансового состояния предприятия проявляется в том, что ее уровень влияет на очень многие аспекты деятельности предприятия: от вопросов инвестирования и предоставления займов, до потенциального банкротства компании.
Финансово-устойчивое положение предприятия предполагает такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие может свободно маневрировать денежными средствами, чтобы путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также произвести затраты по расширению и обновлению производственной базы. Определение границ финансовой устойчивости предприятий относится к числу наиболее важных проблем в рыночной экономике. Недостаточная финансовая устойчивость в конечном итоге приводит к неплатежеспособности организации, к нехватке денежных средств для финансирования текущей или инвестиционной деятельности, к банкротству.
Актуальность данной темы на сегодняшний день обусловлена увеличением внимания к финансовому анализу со стороны кредитных учреждений, а также контрагентов организации по договорам. Такое положение вещей выводит на качественно новый уровень значимость финансового анализа. Все большее внимание уделяется правовой регламентации данных вопросов, так как в конце концов повышения финансовой устойчивости предприятий является основой стабилизации всей финансовой системы государства.
Целью выполнения работы является изучение вопросов анализа финансовой устойчивости предприятия и путей ее повышения.
Основными задачами являются:
......
Заключение
Целью проведенного исследования являлось изучение вопросов анализа финансовой устойчивости предприятия и путей ее повышения.
Финансовая устойчивость является важной составляющей финансового состояния предприятия, соответственно и ее анализ позволяет не только оценить финансовое состояние предприятия, но и принять на основе данного анализа необходимые для тех или иных целей решения. Субъектом принятия решений выступает как руководство предприятия, так и другие субъекты (в том числе, контрагенты по договорам, банки).
Анализ формулировок понятий финансовой устойчивости у различных авторов позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день понятие финансовой устойчивости является дискуссионным, большинство авторов склоняются к тому, что финансовая устойчивость – это стабильность финансового положения предприятия, определяющаяся обеспеченностью запасов и затрат достаточной долей собственных и заемных средств.
Причем проблема оценки финансового состояния, также как и оценки финансовой устойчивости действительно существует, поскольку в современной российской науке до сих пор так и не выработано единого подхода к проведению такого рода анализа. Однако, следует отметить, что попытки систематизировать подход к анализу финансовой устойчивости существуют, в работе предложены группы показателей финансовой устойчивости, предлагаемые различными авторами, выбраны основные, на базе которых впоследствии проведен анализ финансовой устойчивости предприятия. В современной науке наблюдается следующая тенденция: один и тот же показатель может иметь несколько различных названий, толкований, методов расчета, а зачастую и границ допустимых значений показателей, изменяющихся в соответствии с реалиями современной экономики. В работе рассмотрены различные коэффициенты финансовой устойчивости и методы их вычисления с точки зрения различных авторов российских и зарубежных экономических школ.
Анализ теоретических исследований путей повышения финансовой устойчивости предприятия позволяет утверждать, что повышение финансовой устойчивости – это комплексное мероприятие, проводимое на основе заранее разработанной стратегии (модели), включающей в себя множество мероприятий, в том числе рациональная организация финансовой деятельности; повышение эффективности управления финансовыми ресурсами; разработка эффективной кредитной, инвестиционной, учетной, дивидендной политики организации.
Анализ путей повышения финансовой устойчивости предприятия возможен на основе расчета изменения показателей финансовой устойчивости в результате реализации мероприятий по повышению финансовой устойчивости. Теоретические исследования данного вопроса положены в основу анализа путей повышения финансовой устойчивости конкретного предприятия.
Особое место среди путей повышения финансовой устойчивости занимает организация и управление финансовой устойчивостью на предприятии, выражающаяся в проведении организационно-управленческих мероприятий, позволяющих реально проводить на предприятии анализ финансовой устойчивости и реализовывать концепцию ее повышения.
Данная работа посвящена оценке и анализу финансовой устойчивости предприятия, разработке и анализу эффективности мероприятий по улучшению финансовой устойчивости, на примере конкретного
.......
Введение
Как явствует из самого определения, малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации).
Целью настоящей работы является комплексное исследование финансов малого бизнеса в условиях рынка.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
­ исследованы сущность, критерии определения субъектов малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
­ сформулированы преимущества и недостатки малого бизнеса, причины, тормозящие его развитие;
­ рассмотрена специфика организации финансов малых предприятий на современном этапе;
­ описаны направления, формы и инфраструктура государственной поддержки малого бизнеса.
Теоретической и методической основой послужили труды российских и зарубежных ученых по проблемам малого бизнеса.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Ее объем - 40 стр. машинописного текста, содержит таблицу, рисунок.
1. Сущность и критерии малого предпринимательства
В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником. Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50.
Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих. В Европейском сообществе с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся предприятия при непревышении ими уровней следующих показателей: количество занятых работников до 50 человек; годовой оборот менее 4 млн. экю; сумма баланса менее 2 млн. экю. К средним предприятиям в ЕС относятся предприятия, не превышающие в результате своей деятельности следующие уровни показателей: количество занятых работников от 50 до 250 человек; годовой оборот менее 16 млн. экю; сумма баланса менее 8 млн. экю. При определении мер поддержки к субъектам предпринимательства на уровне ЕС могут применяться и другие показатели при отнесении предприятий к малым. Предложенные Комиссией ЕС (КЕС) критерии отнесения фирм к малым являются следующие: число занятых работников не должно превышать 100 человек; размер собственного основного капитала должен быть менее 75 экю при условии, что доля более крупных компаний в уставном капитале фирмы не превышает одну треть. КЕС выделяет микрофирмы с численностью занятых до 10 человек (в подавляющем большинстве это индивидуальные и семейные предприятия и фермерские хозяйства) и мелкие фирмы, численность занятых работников на которых колеблется от 10 до 99 человек.
Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек – как «малые», от 100 до 499 человек – как «средние» и свыше 500 – как «крупные».
В российской практике малое предпринимательство было разрешено в 1988 г. По началу к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятыми в августе 1990 г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности – 200 человек, в науке и научном обслуживании – 100, в других отраслях производственной сферы – 50, в отраслях непроизводственной сферы 25, в розничной торговле – 15 человек. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.
В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-43 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
­ в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек;
­ в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;
­ в оптовой торговле – 50 человек;
­ в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
­ в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правого характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
В случаях превышения малым предприятием вышеназванной численности работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.
В Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства относятся и индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Говоря о роли малого бизнеса, опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное развитие малого бизнеса является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:
­ формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
­ расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
­ приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
­ содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
­ привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры на малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем на крупных;
­ создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
­ более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
­ вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
­ формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
­ активизация научно-технического прогресса;
­ освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
­ содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создания вспомогательных и обслуживающих производств;
­ освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.
Все эти и другие экономические и социальные функции малого бизнеса ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.
Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятость, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений – все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества