Философия - готовые работы

fig
fig
ВВЕДЕНИЕ.
Понятие «немецкая классическая философия», веденная Ф.Энгельсом и утвердившееся в марксистских работах, обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли второй половины III в. – первой половины XIXв., которая была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. При всем различии эти учения тесно связаны между собой узами преемственности: после Канта каждый из мыслителей этого направления опирался на воззрения своего предшественника и вдохновлялся творческими импульсами его наследия. Следует отметить, что в учениях Канта, Фихте, Шеллинга, Гете, Фейербаха нашли выражения наиболее значительные идеи немецкой философской мысли рассматриваемого периода. К концу XYIII в. учения Канта, Фихте, Шеллинга, заняли ведущее место в западноевропейской философии, а потом в полном своем развитии, завершаемом учениями Гегеля и Фейербаха, немецкая классическая философия приобрела всемирно-историческое значение, состоящее прежде всего в том, что благодаря своим достижениям она явилась непосредственным теоретическим источником марксизма в области философии.
К числу крупнейших достижений немецких мыслителей от Канта до Фейербаха относится уяснение того отнюдь не очевидного фактора, что при всем многообразии проблем у философии имеется основной вопрос и он состоит в определении отношения между мышлением и бытием.
Развитие немецкой классической философии было одним из важнейших выражений эпохального подъема духовной культуры, начавшегося в германских государствах с середины XYIII в. и предвосхищало перспективы прогрессивного развития Германии.
Немецкая классическая философия развивалась в эпоху глубочайших изменений, которые происходили в экономической, социально-политической и духовно-идеалогической жизни всей Европы. Поиски адекватного понимания происходящих изменений наиболее подготовленным к этому немецкими философами увенчалась успешным продвижением по пути разработки диалектого способа мышления. Начиная с Канта, плеяда мыслителей первой величины придала небывалую интенсивность и глубину развития немецкой философской мысли. Немаловажно, что все мыслители сами считали себя радикальными новаторами в философии.
1. История развития философского анализа природы
Античная философия разрабатывала и обосновывала идеи гармонии человека, природы и космоса. «Человек есть частица Космоса («микрокосмос»), в нем нет ничего чего бы не было в Космосе в неизмеримо больших размерах. Подобно тому как тело его состоит из элементов, рассеянных в Космосе, так и разум его есть частица мирового Разума». С другой стороны, сам Космос рассматривается как некий живой и одушевленный, совершенно упорядоченный организм, подчиненный ритму, логосу и закону. Жизнь природы наделялась человеческими свойствами. Природа одушевляется и одухотворяется. Человек проецирует себя на природу как будто для того, чтобы сделать понятной природу. Перенося свои свойства на природу, человек хотел сделать себя понятным природе, включить себя в природное целое.
«Сначала все выступало в форме мифологических и фантастических представлений, в них заключалась идея об очеловечивающем природу характере человеческой деятельности».
Действительное очеловечивание природы осуществлялось в той мере, в какой люди втягивали природу в свою практическую деятельность, преобразовывали ее согласно общественно диктуемым задачам и целям. Первоначально человек роднил природу идеально, с помощью силы воображения перескакивая через тот реальный процесс, который осуществляет практически его единство с природой.
«Другой путь разработки единства человеческого и природного – рассмотрение человека по аналогии с природой, Космосом. Этот путь предполагает определенное развитие научно-философской мысли. Здесь за исходное сознательно берется не человек, а мир с его собственными, независимыми от человека законами, и человек понимается как одно из проявлений всеобщей совокупности Космоса, единого природного целого. Идеи о естественном происхождении человека из атомов, из ила, из тины, от низших существ развивали Демокрит, Эмпедокл, Лукреций Кар». Мир в воззрениях древних выступал как человечески-природное единство, взаимопроникновение человеческого и природного.
Поэтому человеческая деятельность естественно вплеталась в жизнь вещей, которые сами выводились из объективированных условий и определений человеческой деятельности. Вода, земля, огонь и воздух являлись первыми естественными условиями и предметами труда.
Наиболее основательно к проблеме взаимоотношения общества и природы подошел Аристотель. Его заинтересовала идея места человека в органическом мире. Он первый ввел в лексический оборот слово «антропология». Он выдвинул идею, так называемой «Лестницы существ» - ряд последовательного усложнения организации живых существ. Аристотель ставил вопрос о специфическом отличии человека от других живых существ. Этот отличительный критерий он видел в разуме человека. Итак, центральной проблемой философии Аристотеля есть проблема практической деятельности, в которой реализуется то, что еще не есть, но может быть осуществлено.
«Понимание отношения человека и природы, сформировавшееся на почве античного мира, принципиально отличалось от того, которое начало складываться в философии Нового времени и нашло свое завершение в современном господстве техницизма. Древние греки принимали природу в ее непосредственной полноте, в богатстве, в своеобразии живого бытия. Но так видит природу только человек открытый для видения. Такими людьми были древние греки, и это имеет свое объяснение в исторических особенностях античной эпохи».
Социальное бытие отрицало свое отношение к природе как к простому объекту, материалу технического потребления и использования. Личность древнего грека формировалась внутри условий античного полиса, в котором политическое общение выступало естественной человеческой связью, не разрушавшей, а утверждавшей живую всесторонность личности. Аристотелевское определение человека как политического животного утверждало, что человек по своей природе есть гражданин городской республики. Для классической древности это также характерно как для буржуазного века определение Франклина, что человек есть созидатель орудий.
Касаясь древнегреческого искусства К. Маркс писал: «Разве тот взгляд на природу и на общественные отношения, который лежит в основе греческой фантазии, а поэтому и греческого искусства, возможен при наличии сельфакторов, железных дорог, локомотивов и электрического телеграфа». Древний грек жил в живом сознании своей органической связи с целым, которому он принадлежал по природе, но не был подавлен или нивелирован гигантски развившимися в последующие эпохи разделением труда. Это своеобразное мировосприятие сохранилось и в последующие веке заката эллинского мира. В этом отношении очень характерна философия стоиков, основным мотивом которой было жить в соответствии в природой.
Русская идея вновь волнует умы россиян. Это и понятно: Россия стоит перед очередным историческим выбором. Социально-политическое самоопределение страны детерминирует размежевание не только политически активного населения, но, думается, подавляющего его большинства.
Споры о национальной идее будут злободневными до тех пор, пока наше отечество не обретет тот путь, который поддержит большинство его граждан и который объединит их. Общенациональная объединительная идея такой страны, как Россия, несомненно, имеет и всемирно-историческое значение. Ее смысл и способы реализации не могут быть безразличными для мирового сообщества.
Русская идея в общем виде - это путь движения страны, способ ее существования в настоящем и будущем, это и “далекая” цель ее развития. По своему объему она общенациональна. И как таковая, являет собой идеал для всех народов, населяющих Россию, их вековую мечту о благосостоянии, справедливости, добре и красоте.
Русская идея, как великая национальная идея (цель, мечта, идеал) вызревает в недрах народа, зависит от родовых черт национального характера - менталитета, как сейчас говорят – специфики его исторического развития и религиозной веры.
Русская национальная идея в точном смысле сложилась в период возникновения российской нации и российской государственности. Появление национальной идеи, понятной, доступной большинству людей, разделяемой ими, свидетельствовало о мощном национальном самосознании народов, составляющих нацию, т.е. о понимании и приятии принципов общественного бытия, государственного устройства, духовной жизни, а также целей и путей исторического движения нации.
1.Понятие мировоззрения
Мировоззрение-система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношения к миру, к себе. Наличие мировоззрения - показатель зрелости не только личности , но и социальной группы. Субъектом мировоззрения , является и личность, и социальная группа, и общество вцелом. Мировоззрение определяется : историческими условиями, личностью человека, материальными условия, культурой (образование, воспитание, искусство)Структура мировоззрения : 1. знания 2. система ценностей 3. опыт, на основании этого формируется поведение. Мировоззрение включает в себя проблемы:1.Что есть мир? Сущность бытия, космоса. Кто сотворил. .Есть ли начало? Есть ли границы? 2.Мир стабилен или развивается? Как развивается: по кругу, по спирали, бесконечным потоком? 3.Сущность человеческого бытия, его роль в этом мире? 4.Познаваемость мира. 5.Проблема бога, смысла жизни,личного бессмертия.Всякое мировоззрение окрашено атмосферой человеческой сущности. В мировоззр. включено волевое начало человека. Разум и воля - необходимые элементы челов. убеждений. Мировоззр. зависит от бытия человека. Общественное сознание-отражение действительности. Одно и тоже явление рассматривается с разных позиций - возникают разные формы общественного сознания(нравственное, эстетическое, правовое, экологическое).
ВРЕМЯ В СВОЕМ БЕСКОНЕЧНОМ ТЕЧЕНИИ, В ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПЕРИОДЫ, ДОЛЖНО НЕИЗБЕЖНО ПОВТОРЯТЬ ОДИНАКОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕЩЕЙ. ЭТО НЕОБХОДИМО; ЗНАЧИТ, НЕОБХОДИМО И ТО, ЧТО ВСЯКОЕ ЯВЛЕНИЕ ПОВТОРЯЕТСЯ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЧЕРЕЗ БЕСКОНЕЧНОЕ, НЕОГРАНИЧЕННОЕ, НЕПРЕДВИДИМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЛЕТ, ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕМ ПОХОЖИЙ НА МЕНЯ, ПОЛНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ МЕНЯ, СИДЯ В ТЕНИ ЭТОЙ СКАЛЫ, НАЙДЕТ В СВОЕМ УМЕ ТУ ЖЕ МЫСЛЬ, КОТОРУЮ НАШЕЛ СЕЙЧАС Я, И ЭТА МЫСЛЬ БУДЕТ ЯВЛЯТЬСЯ В ГОЛОВЕ ЧЕЛОВЕКА НЕ ОДИН, А БЕСЧИСЛЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО РАЗ, ПОТОМУ ЧТО ДВИЖЕНИЕ, УПРАВЛЯЮЩЕЕ ВСЕМИ ЯВЛЕНИЯМИ, БЕЗОСТАНОВОЧНО. ЕСЛИ ТАК, ТО ВСЯКАЯ НАДЕЖДА ДОЛЖНА БЫТЬ ОТВЕРГНУТА, И МЫ ДОЛЖНЫ ОПРЕДЕЛЕННО УСТАНОВИТЬ СЕБЕ, ЧТО НИКАКАЯ НЕБЕСНАЯ ЖИЗНЬ НЕ ВСТРЕТИТ НАС И ЧТО В БУДУЩЕМ НАС НЕ ЖДЕТ НИКАКОЕ УТЕШЕНИЕ. МЫ ТОЛЬКО ТЕНИ СЛЕПОЙ ОДНООБРАЗНОЙ ПРИРОДЫ, МЫ ПЛЕННИКИ МИНУТЫ. НО НАДО ПОМНИТЬ, ЧТО ЭТО СТРАШНАЯ ИДЕЯ, УБИВАЮЩАЯ В НАС ВСЯКУЮ НАДЕЖДУ, ОБЛАГОРАЖИВАЕТ И ОДУХОТВОРЯЕТ КАЖДУЮ МИНУТУ НАШЕЙ ЖИЗНИ; МГНОВЕНИЕ НЕПРЕХОДЯЩЕ, ЕСЛИ ОНО ВЕЧНО ВОЗВРАЩАЕТСЯ; МАЛЕЙШИЙ МИГ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕЧНЫМ ПАМЯТНИКОМ БЕСКОНЕЧНОЙ ЦЕННОСТИ И КАЖДЫЙ ИЗ НИХ БОЖЕСТВЕНЕН.
ПУСТЬ ВСЕ БЕСПРЕРЫВНО ВОЗВРАЩАЕТСЯ - ЭТО ЕСТЬ ВЫСШАЯ СТЕПЕНЬ СБЛИЖЕНИЯ МЕЖДУ БУДУЩИМ И СУЩЕСТВУЮЩИМ МИРОМ; В ЭТОМ ВЕЧНОМ ВОЗВРАТЕ - И ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЫСШАЯ ТОЧКА МЫШЛЕНИЯ.
Фридрих Ницше
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854) родился в семье пастора, учился в известном протестанском училище, а после училища поступил на теологический факультет Тюбингенского университета. Его близкими друзьями были будущий философ Гегель и поэт Гельдерлин. Все трое были воодушевлены Великой французской революцией и по некоторым сведениям посадили "дерево свободы" на лугу близ Тюбингена.
Уже в студенческие годы Шеллинг проявлял пристальный интерес к философии и самостоятельно изучал работы Канта. В отличие от Гегеля и Гельдерлина он сам написал текст магистерской диссертации. Окончив университет, Шеллинг отказался от духовной карьеры и уехал в Йену, где стал работать домашним учителем. Именно здесь он познакомился с Фихте, под влиянием которого написал свои первые работы "О Я как принципе философии, или О безусловном в человеческом сознании" и "Философские письма в догматизме и критицизме". Причем в этих работах Шеллинг так проникся духом наукоучения, что излагал идеи Фихте едва ли не лучше, чем его учитель.
Введение
Актуальность проблемы, связанной с основным вопросом философии, на сегодняшний день стоит чрезвычайно остро: смена мировоззренческих установок, изменение образа жизни, новое формирование культуру, иной научный подход, проблемы цивилизации и т.д. Отношение сознания к бытию - основа всех проблем в мировоззрении человека. На протяжении тысячелетий, начиная с тех времен, когда человек начал задумываться о том, как он видит мир, и до сегодняшнего дня, менялось представление человека о сознании и его отношении к бытию, и как следствие, менялись наука, культура, политика, общественная жизнь.
В этой связи наша задача заново переосмыслить философские понятия, связанные с основным вопросом философии: бытие, сознание, язык. При исследовании этих вопросов предлагается использовать не только привычные для науки логические методы, но также и ассоциативные, которые в равной мере свойственны сознания, и поэтому без учета одного из способов, выводы будут не соответствовать реальности, если вообще можно говорить о такой категории. «Реальность – это, прежде всего то, что представляет человек о бытии, но это не есть сама реальность, то есть объективное бытие, к которому апеллирует наука, так как бытие гораздо многограннее, если можно так выразиться, чем познающее его сознание» . Сознание способно воспринимать лишь доступное ему, и все иные методы науки, которые проникают за грань человеческого восприятия, также существуют в сознании человека и формулируются только в зависимости от субъективных причин и целей. «Чистота» научного познания, таким образом, становится чрезвычайно иллюзорной категорией, потому что все научные факты проходят через сознание и осмысливаются в мышление, и полученные выводы являются чисто субъективным продуктом. Для сознания неважно научный факт или факт повседневности им осознается, все приобретает субъективный оттенок, так как оно прежде всего постигает самого себя. Рассмотрение факта субъективности, как научной необходимости, было предложено еще в XIX в. О. Шпенглером в «Закате Европы», где наряду с научным, а значит логическим методом, присутствовало и субъективное познание, основанное на ассоциациях. Эти два предложенных метода, как считает Шпенглер, применимы ко всем отраслям науки, так как они оба свойственны сознанию, и поэтому ни одни из них нельзя рассматривать вне связи с другим.
В связи с предложенными методами исследования категории бытия выступает в совершенно ином свете, и им свойственны гораздо более глобальные и тесные взаимосвязи, чем те, которым им приписывает современная наука. Таким образом, сознания в контексте постижения бытия становится единственным реальным способом восприятия бытия, так как в нем происходит осмысление и создание категорий бытия. А бытие выступает как некоторый катализатор, побуждающий сознание к осмыслению. Бытие сообщает субъекту через сознание образы, которые условно можно считать «первоязыком». Сознание транслирует и переводит эти образы субъекту. Осознанные образы становятся образами субъекта и его языком, «вторичным» по отношению к языку бытия.
Однако наиболее полным исследование современной концепции бытия может быть только при условии к обращению к истории этой проблемы в философии.
Цель настоящей работы – исследование бытия в истории философии.

1. Бытиё как проблема философии
1.1 Общий анализ основных концепций бытия
Первичной интуицией в плане осмысления феномена социального бытия большинство ученых считать изначальное представление о первооснове мира, первоначалах всего сущего. Бытие воспринимается человеком через призму его языка, который мы назвали «вторичным». Этот «вторичный» язык определяет структуру бытия, под которую человек подстраивается, определяет свои цели, свое отношение к этому и т.д. Аксиомы, сформированные субъектом, относительно закономерностей бытия существуют как ценностные установки субъекта. А значит, прослеживается связь с этикой. Именно эти этические установки формируют отношение к бытию. А из этого отношения исходит субъект в своих исследования и рассмотрении отдельных фактов бытия, формируя более полную картину бытия. Таким образом, можно предположить, что картина бытия, сформированная субъектом, – есть факт его собственной личности, точнее того, что под ней принято понимать. Возможно, следует предположить, что осознавая бытие, субъект познает себя, формирует самого себя, обнаруживая, таким образом, факт своего существования.
Следовательно, любое научное познание опирается на самопознание и в конечном итоге служит не культуре, а прежде всего процессам самопознания, что определяет факт реальности субъекта. А если научное познание начинается к субъекту и служит фактом его реальности, то оно не только носит чисто личностный характер, но и существует с одной только целью: определение субъекта в бытии для самого субъекта.
Интерпретируя интеллектуальное наследство классических мыслителей, можно выделить такие направления как позитивизм, марксизм, веберианство и функционализм. У марксистов традиционная общественная схема выглядела так: отношение двух основных классов в обществе образует главную ось. Представители этой концепции обосновали экономическую сторону в качестве материальной основы бытия общества. Позитивизм, в свою очередь, учитывал роль политического фактора в согласовании интересов различных социальных субъектов. Кроме того, сторонниками позитивизма сформулирован закон о стадиях деятельности людей, их общественном сознании – теологической, метафизической и позитивной. Функционалистами конструируются непрерывные шкалы социально-профессиональных позиций, обладающих различным престижем. У веберианцев появляется множество относительно самостоятельных иерархий. Каждая социальная группа в обществе занимает сложные, комбинированные классовые и статусные позиции. Исходя из этого, М. Вебер учитывал рациональность и осмысленность в действиях людей. С позиции истины, по мнению Вебера, мировоззрение человека связано с «интересами своего класса».
Радикальный сдвиг в осмыслении сущности социального бытия произошел в XX веке. Именно в рамках рассматриваемой проблемы произошла объективация дискурса в сферу практической деятельности. Примеры и механизмы такого исследования диссертант обнаруживает у зарубежных исследователей Бравермана Х., Гидденса Э., Малле С., Райта Э., Фуко М., Эспин-Андерсена Г.
Теоретические разработки во взаимодействии с социальной практикой также заложены в трудах отечественных ученых, в частности, Арутюняна Ю. В., Василенко И. А., Заславской Т. И., Крапивенского С. Э., Радаева В. В., Руткевича М. Н., Самсина А. И. и мн. др.
В отечественных философских трудах имеется объяснение бытия, выраженного формулой «М + И = Р, то есть материальное + идеальное = реальное» .
Осмысливая данную концепцию, уточним, что специфика формирования бытия зависит от проявления организующей силы человеческого разума и человеческой деятельности, воздействующих на общественные процессы. Нужно учитывать, что в современных условиях смысл социального бытия отражает прежде всего несомненный практический аспект, так как в своих материальных и идеальных формах выступает инструментом влияния на все виды общественных отношений. Проведенный анализ существующей реальности позволил выйти на формулу, выражающую смысл специфики социального бытия современного российского общества:
СБ = М И Р
причина следствие (1.1 )
Таким образом, социальное бытие (СБ), как целостная система, представляет взаимообусловленность причины: материальной (М) и идеальной (И), при этом реальность (Р) выступает следствием детерминирующего элемента причины и выражает сущность социального бытия.
Наука исследовалась с незапамятных времен, и накопилось множество терминов, обозначающих это познание. Трудно сказать, где и когда появились первые подобные термины. В Чхандогья Упанишаде, относимой к начальному периоду развития древнеиндийской философии....
Терминология получила развитие в классической немецкой философии XVIII -XIX веков. Немецкие философы были далеки от мысли создать науку о науке в понимании Ф. Бэкона. Стремясь изучить науку, подвести под нее основание, они строили онтологию и/или гносеологию. Бесспорное первенство в разработке и использовании подобной терминологии принадлежит Фихте, который отдавал предпочтение терминам “наукоучение“ и “наукословие”. Фихте использовал и термин “наука о науке”...
.....
Онтология равнозначна метафизике - изучает высшие, недоступные орга-нам чувств, лишь предполагаемые, начала всего существующего, обязательное для всех наук. Она выступает в тесной связи с естественнонаучным и гумани-тарным знанием. Онтология выступает как система умозрительных всеобщих определений бытия. Проблему бытия тесным образом связывают с научным и жизненным (экзистенциальным) опытом, с границами и возможностями позна-ния действительности.
Гносеология - важная часть философской теории, учение о способности человека познать действительность, об источниках, формах и методах позна-ния, об истине и путях ее достижения. Термин ввел Кант. Материалистическая гносеология исходит из признания объективности внешнего мира и возможно-сти его познания. Идеалистическая гносеология либо утверждает, что познание является отражением мистической идеи, либо считает, что мир создается в про-цессе восприятия, т.к. предметы суть “комплексы ощущений”, либо в принципе отрицает возможность познания мира.
Аксеология - раздел философии, посвященный учению о ценностях. Пре-образую окружающий мир, люди создают материальные и духовные ценности. К духовным ценностям относятся: здоровье человека, семья, нравственные нормы, художественные произведения. К материальным производственно-бытовая техника. В контакте с ними проходит жизнь индивида и для него не безразлично, какой круг ценностей будет ориентиром и мотивом в его жизни. Особое значение в качестве ценностей имели истина, добро и красота. Религи-озно-христианская мысль в качестве незыблемой основы ценностей предложи-ла Бога, а главной ценностью - спасение души. Критика религиозных догматов способствовала возрождению науки и искусства и завершилась разработкой но-вой системы ценностей, в которой должное место заняли труд, здоровье, про-свещение, познание и техника, государство и социальная справедливость
....
Введение.
Сознание имеет сложную структуру, которая включает в себя верхние и нижние этажи. Мышление представляет собой верхний этаж психики, сферу понятий. Мышление – обобщающее, синтезирующее сознание, заключитель-ный этап обработки его содержания. В процессе работы органов чувств у че-ловека возникают ощущения, образы, и мышление выявляет связи и отноше-ния между ними. Сущность мышления сводится к оперированию понятиями. Его продуктами являются мысли, суждения и умозаключения. Мышление – сложный психический процесс. Имеется две формы внешнего выражения мышления: бессловесное размышление, внутренняя речь, состояние медита-ции и физически выраженная форма размышления, имеющая словесный и бессловесный вид.
Мышление характеризуется в зависимости от характера отражаемых объектов. Конкретное мышление более тесно связано с материальной реаль-ностью, выражается в терминах, словах и обозначает конкретные вещи. Аб-страктное мышление выражено в общих понятиях, обозначает невидимые связи между предметами и явлениями. В этом виде мышления проявляется природа и специфика идеального.
Абстрактное и конкретное мышление выражаются в различных физиче-ских символах, знаках, устной и письменной речи или в специальных языках.
Сознание распространяется в мире с помощью языка. Мышление и язык возникли одновременно. Они являются продуктом длительного социально – исторического процесса, развивались и обогащались под влиянием одних и тех же форм человеческого общения.
Мышление и язык не тождественны. Язык имеет ту или иную физиче-скую природу, он материален. Природа мышления бестелесная. Его продук-ты – понятия, категории, суждения – являются идеальными.
Богатство языка отдельной личности определяются его способностью к мышлению. Для людей творческих, мыслящих характерен богатый словар-ный запас. Чем богаче содержание сознания и духовного мира человека, тем больше ему нужно знаков для его передачи, и, к сожалению, наоборот. Фило-соф античности Сократ учил: ''Заговори, и я скажу кто ты''.
§ 2. Тематизация судьбы в русском православном христианстве
При изучении многомерных культурных концептов необходимо учитывать их сложный и изменчивый исторический контекст. Славянское язычество оставило заметный след в истории. Оно существовало тысячелетия до нашей эры, в древнейший период человеческой истории, и не исчезло бесследно с наступлением эпохи христианства. После крещения Руси язычество еще не только долгое время сосуществовало с утверждающимся христианством, но и все более проникало в него. Различные исконные идеи и представления в той или иной форме перешли в укрепляющееся христианство и образовали новый синкретический культовый комплекс, часто называемый двоеверием. В связи с этим приходится различать и выделять языческие прообразы под христианской терминологией. Вопрос о влиянии язычества через двоеверие на разные пласты русской культуры требует особого рассмотрения и является необходимым для понимания отечественной культуры в целом и особенностей различных направлений и течений в частности.
Вопрос об окончании периода двоеверия остается открытым. Представляется, что термин двоеверие по отношению к последним трем столетиям русской истории вряд ли можно считать удачным. Речь скорее должна идти о постоянном сосуществовании народного и церковного православия. Последнее, благодаря учебным заведениям, богословским сочинениям и личным контактам, несомненно, оказывает значительно большее влияние на философскую мысль, нежели народное христианство. Точнее было бы сказать, что церковное православие в большей мере влияет интеллектуально, тогда как любой носитель культуры пропитывается народными верованиями благодаря эмоционально-чувственному воздействию языка, фольклора, сказок и быличек. Огромный пласт народной культуры образуется в первые века после крещения и связан с воздействием ересей и распространением апокрифов, что особенно сказалось в феномене русского духовного стиха. Такие исследователи начала ХХ века, как И.Андреев, А.Щапов, Е.Аничков считают, что литература апокрифов хлынула на Русь из Болгарии в домонгольский период и воспитала в народных массах дуалистические воззрения, залегающие в недрах народного сознания вплоть до ХХ века.
Основное отличие еретических учений средних веков о мире и человеке (павликианства, богомильства и других остатков гностицизма) есть дуализм, т.е. мысль об участии темной силы в создании видимого мира и телесной природы человека. Этот онтологический дуализм свойствен славянскому язычеству, и тем легче ложится на эту почву народное, еретическое христианство. Миссионер XII века Гельмгольд в «Славянских хрониках» свидетельствовал, что: «Есть у славян удивительное заблуждение… познание, что счастье зависит от доброго бога, несчастье от злого. Поэтому также они злого на своем языке называют Дьявол или Чернобог, то есть Черный бог».
Церковно-библейское учение о Боге и мире постоянно борется с этой установкой. Для нашей темы важно то, что в этих двух картинах мирового устройства по-разному соотносится воля Бога и воля человека, одни и те же социальные и этические установки получают совершенно разное обоснование. Особенность религиозного дуализма состоит еще и в том, что он порождает своеобразный диалектизм, который выражается в неоднозначности и относительности большинства представлений и понятий и взаимоотношении между ними. Это хорошо выражено в относительности понятий добра и зла, отсутствии четкого деления на положительное и отрицательное. Онтологический дуализм здесь «снимает» дуализм этический.
Народная «нетвердость» в добре и зле постоянно поражала проповедников и ревнителей церковного благочестия, когда народное сознание оказывалось весьма толерантным к обману, пьянству, воровству и тунеядству и совершенно нетерпимым к тому, что строилось на монистической идее рациональной необходимости. Другое взаимосвязанное следствие такого мировоззрения – это отсутствие потребности в теодицее, т.е. в развитом богословском оправдании Бога за зло мира, поскольку зло мира естественным образом входит в мировой порядок. Таковы и языческие представления о доле-участи, прирожденной и не имеющей отношения к социальной справедливости, а только к космическому непостижимому для человека ходу вещей. В средние века они дополняются христианской идеей Божьего суда, воплощающего высшую правду и высшую справедливость.
Этот Божий суд осуществляется в стержневых событиях человеческой жизни, которыми являются рождение, брак и смерть. Брачующиеся назывались сужеными, т.к. союз их («узы») творится как религиозное священнодействие, предопределенное приговором Божьего суда. Брак в христианстве является одним из таинств. Но Божий суд – это еще и испытание огнем, водой и оружием при сомнительных, спорных делах. Огонь, вода и оружие (боевые стрелы) присутствовали и в древнерусском брачном обряде. Такое испытание супружеской верности встречается в средневековом фольклоре и других христианских народов (пример – легенда об Изольде и раскаленном мече). С концептом суда связывается уже не столько акт говорения, сколько акт принуждения, ограничения свободы. Сторонка, на которую едет невеста, в плачах называется судимой, а узы брака скрепляются кованой цепью, символ которой – обручальные кольца.
Судом также называется смерть, которая суждена или не суждена в определенный момент (примеры этого в эпосе об Илье Муромце, в духовном стихе об Анике-воине и др.). Судьба определяется всецело Божьей волей. Такое представление предлагает человеку резиньяцию, смирение с судьбой, и даже требует «понимания» ее, что свойственно христианскому сознанию вообще («Когда б на то не Божья воля, не отдали б Москвы» – М.Лермонтов; «Когда на то нет Божьего согласья, как ни страдай душа, любя, она не выстрадает счастья, но может выстрадать себя» – Ф.Тютчев). Это положение отчасти смягчается тем, что христианство вводит загробную, сотериологическую перспективу. Средневековый русский духовный стих во множестве вариантов раскрывает проблему посмертного суда над каждой душой и воздаяния за страдания земной жизни, а также за грехи. Например, в народном стихе «Два брата Лазаря», сюжет которого заимствован из евангельской притчи о богаче и бедном Лазаре, введен мотив неравной доли. В народной интерпретации богач и бедняк превращены в братьев, усилен момент прирожденного неравенства («Неровную долей Господь наделил… Старшему-то Лазарю богатства – тьму, Младшему-то Лазарю – убожество, рай»). Внешне кажется, что вопрос спасения и посмертного воздаяния здесь предрешен заранее, почти как в кальвинизме. Но это не так. У богатого брата остается свобода выбора, т.к. он может быть милостив к вдовам и сиротам, «нищую братию поить и кормить», ходить в церковь, уважать отца духовного, т.е. не грешить.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества