Физкультура и спорт - готовые работы

ГлавнаяКаталог работФизкультура и спорт
fig
fig
1. Понятие о средствах. Физическое упражнения – основное и специальное средство формирования физической культуры личности.
К основным средствам физического воспитания школьников относят физические упражнения, природные и гигиенические факторы. Физические упражнения это двигательные действия, которые специально организованны и сознательно выполняются в соответствии с закономерностями и целями физического воспитания. Существуют различные подходы к классификации физических упражнений.
В самую распространенную классификацию положена исторически сложившиеся система средств физического воспитания.
В нее входит гимнастика, игры, туризм, спорт.
2. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
Занятия физкультурой:
— улучшают работу сердца, укрепляют сердечную мышцу, увеличивают объем выброса крови;
— нормализуют давление крови. Если у человека высокое давление, физические упражнения снизят его. Если давление низкое, то благодаря физическим занятиям оно поднимется до нормальной величины;
— повышают способность крови переносить кислород и по¬зволяют большим объемам крови достигать всех частей организма;
— снижают частоту пульса;
— обеспечивают хорошее кровообращение. Ваше кровообра¬щение — это ваша жизнь. Кровь разносит кислород, эле¬менты питания и другие необходимые вещества ко всем участкам вашего тела. Более того, кровь собирает про¬дукты метаболизма и выносит их к почкам, легким и ко¬же, где они выводятся из организма;
— расслабляют мышцы, находящиеся в напряжении, и сни¬жают всплески негативных эмоций. Вы чувствуете себя лучше, меньше гневаетесь и раздражаетесь;
— заряжают клетки мозга и нервов электрической энергией. Устанавливают и поддерживают баланс между сомати¬ческой и вегетативной нервными системами;
— способствуют пищеварению.
1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ
По степени влияния на организм все виды оздоровительной физической культуры (в зависимости от структуры движений) можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера. Циклические упражнения - это такие двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда не велосипеде, плавание, гребля. В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные игры, единоборства. Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно-мышечного аппарата. К видам с преимущественным использованием ациклических упражнений можно отнести гигиеническую и производственную гимнастику, занятия в группах здоровья и общей физической подготовки (ОФП), ритмическую и атлетическую гимнастику, гимнастику по системе “хатха-йога”.
1.1. Утренняя гигиеническая гимнастика
Утренняя гигиеническая гимнастика способствует более быстрому приведению организма в рабочее состояние после пробуждения, поддержанию высокого уровня работоспособности в течение трудового дня, совершенствованию координации нервно-мышечного аппарата, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Во время утренней гимнастики и последующих водных процедур активизируется деятельность кожных и мышечных рецепторов, вестибулярного аппарата, повышается возбудимость ЦНС, что способствует улучшению функций опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.
1.2. Производственная гимнастика
Этот вид оздоровительной физкультуры используется в различных формах непосредственно на производстве. Вводная гимнастика перед началом работы способствует активизации двигательных нервных центров и усилению кровообращения в рабочих мышечных группах. Она необходима особенно в тех видах производственной деятельности, которые связаны с длительным сохранением сидячей рабочей позы и точностью выполнения мелких механических операций.
Физкультурные паузы организуются непосредственно во время работы. Время их проведения определяется фазами изменения уровня работоспособности - в зависимости от вида деятельности и контингента работающих. Физкультурная пауза по времени должна опережать фазу снижения работоспособности. С помощью выполнения упражнений с музыкальным сопровождением для незадействованных мышечных групп (по механизму активного отдыха) улучшается координация деятельности нервных центров, точность движений, активизируются процессы памяти, мышления и концентрации внимания, что благотворно влияет на результаты производственного процесса.
1.3. Ритмическая гимнастика
Особенность ритмической гимнастики состоит в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения. В ней используется комплекс различных средств, оказывающих влияние на организм. Так, серии беговых и прыжковых упражнений влияют преимущественно на сердечно-сосудистую систему, наклоны и приседания - на двигательный аппарат, методы релаксации и. самовнушения - на центральную нервную систему. Упражнения в партере развивают силу мышц и подвижность в суставах, беговые серии - выносливость, танцевальные - пластичность и т. д. В зависимости от выбора применяемых средств занятия ритмической гимнастикой могут носить преимущественно атлетический, танцевальный, психорегулирующий или смешанный характер. Характер энергообеспечения, степень усиления функций дыхания и кровообращения зависят от вида упражнений.
Серия упражнений партерного характера (в положениях лежа, сидя) оказывает наиболее стабильное влияние на систему кровообращения.. ЧСС не превышает 130- 140 уд/мин, т. е. не выходит за пределы аэробной зоны; потребление кислорода увеличивается до 1,0-1,5 л/мин; содержание молочной кислоты не превышает уровня ПАНО - около 4,1 ммоль/л. Таким образом, работа в партере носит преимущественно аэробный характер. В серии упражнений, выполняемых в положении стоя, локальные упражнения для верхних конечностей также вызывают увеличение ЧСС до 130-140 уд/мин, танцевальные движения - до 150-170, а глобальные (наклоны, глубокие приседания) - до 160-180 уд/мин. Наиболее эффективное воздействие на организм оказывают серии беговых и прыжковых упражнений, в которых при определенном темпе ЧСС может достигать 180-200 уд/мин, а потребление кислорода - 2,3 л/мин, что соответствует 100% МПК. Таким образом, эти серии носят преимущественно анаэробный характер энергообеспечения (или смешанный с преобладанием анаэробного компонента); содержание лактата в крови к концу тренировки в этом случае достигает 7,0 ммоль/л, кислородный долг - 3,0 л (В. В. Матов, Т. С. Лисицкая, 1985).
В зависимости от подбора серий упражнений и темпа движений занятия ритмической гимнастикой могут иметь спортивную или оздоровительную направленность. Максимальная стимуляция кровообращения до уровня ЧСС 180-200 уд/мин может использоваться лишь в спортивной тренировке молодыми здоровыми людьми. В этом случае она носит преимущественно анаэробный характер и сопровождается угнетением аэробных механизмов энергообеспечения и снижением величины МПК. Существенной стимуляции жирового обмена при таком характере энергообеспечения не происходит; в связи с этим не наблюдаются уменьшение массы тела и нормализация холестеринового обмена, а также развитие общей выносливости и работоспособности.
На занятиях оздоровительной направленности выбор темпа движений и серий упражнений должен осуществляться таким образом, чтобы тренировка носила в основном аэробный характер (с увеличением ЧСС в пределах 130-150 уд/мин). Тогда наряду с улучшением функций опорно-двигательного аппарата (увеличением силы мышц, подвижности в суставах, гибкости) возможно и повышение уровня общей выносливости, но в значительно меньшей степени, чем при выполнении циклических упражнений.
Несмотря на то, что понятие «контроль» представляется вполне ясным (проверка, обследование, наблюде¬ния, оценка и т.п.), в конкретном истолковании, в частности при характеристике контроля в процессе физического воспитания, это понятие трактуется далеко не однозначно. Долгое время контроль¬ные функции специалиста физического воспитания традиционно сводили преимущественно к учету успеваемости и контролю физиче¬ского состояния занимающихся. Со временем, однако, все очевидней становилась ограниченность такого подхода, поскольку он охва¬тывает лишь некоторые из необходимых аспектов контроля. В со¬временной специальной литературе можно насчитать десятки видов и разновидностей контроля. Это – педагогический, врачебный, биологи¬ческий, антропометрический, биохимический, биомеханический, психологический, организационный и т. п.; тестометрический, ви¬зуальный, инструментальный, автоматизированный; пред¬варительный, оперативный, текущий, этапный, итоговый и т.д. Что свидетельствует как о многогранности проблемы, так и о не¬достаточной упорядоченности связанных с нею представлений.
В этой связи возникает вопрос: что же должно быть исходно определяющим при характеристике типа контроля? В качестве внутренне присущих физическому воспитанию типов контроля надо различать: контроль, осуществляемый педагогом, обозначаемый обычно терми¬ном «педагогический контроль», и самоконтроль занимающихся. К этому не сводятся, конечно, все со¬держание и формы контроля, организуемого в сфере физического воспитания. Существенно, однако, что всякий иной контроль лишь тогда может оказывать действенное влияние на ход и результаты физического воспитания, когда контрольные данные преломляются в сознании и действиях педагога, а также — в конечном счете — и тех, кто подвергается воздействию факторов физического вос¬питания.
Введение
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования физическая культура с 1994 года объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла. В настоящее время в нашей стране в области воспитания и обучения выдвинута важная задача – разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека – является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребенка. Также, успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Только при строгом научном подходе физическое воспитание становится действенным средством сохранения и укрепления здоровья детей, улучшения их физического развития. Одним из наиболее важных аспектов в физическом воспитании подрастающего поколения является лыжная подготовка.
В связи с вышеизложенным, очевидна актуальность темы настоящей работы: «Лыжная подготовка в школе».
Цель настоящей работы – изучить особенности организации и методику проведения уроков лыжной подготовки в школе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание школьной программы по лыжной подготовке.
2. Проанализировать систему повышения уровня общей подготовки и развитие физических качеств на уроках лыжной подготовки в школе.
Теоретической и методологической основой работы послужила научно-методическая литература в области физической культуры и спорта, материалы периодической печати, законодательные и нормативные акты Российской Федерации. Настоящая работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.
Введение
Знание простейших законов биомеханики помогает нам правильно подобрать упражнения и условия их выполнения при воспитании физических качеств индивида. Знание основных правил регулярных занятий физическими упражнениями может определить оптимальный режим физических нагрузок, успешно руководить процессом развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, гармоничным физическим совершенствованием.
Гибкостью называется способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость может быть активной и пассивной.
Активная гибкость - способность достигать больших амплитуд движения в каком-либо суставе за счет активности мышечных групп, проходящих через этот сустав. (Например, амплитуда подъема прямой ноги махом вверх из положения стоя.)
Пассивная гибкость определяется наивысшей амплитудой, которой можно достичь за счет внешних сил. Показатели пассивной гибкости, как правило, выше показателей активной. Гибкость развивают, используя специальные упражнения на растягивание мышц и связок. К их числу относятся всевозможные движения, выполняемые с помощью и собственными силами и обеспечивающие растягивание мышц и связок в разных положениях. Большое значение для хорошей "проработки" мышечно-связочного аппарата имеет изменение направления и амплитуды движений и варьирование исходного положения.
Упражнения на гибкость должны занимать значительное место в занятиях физическими упражнениями, особенно это касается детей, так как именно в детском возрасте она развивается наиболее успешно.
Гибкость и методика ее развития.
1.1 Понятие о методах тренировки.
Метод — способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Методические приемы часть того или иного метода, элементы, выражающие отдельные действия тренера и обучающихся в процессе их взаимной деятельности.
Основные методы спортивной тренировки можно разделить на 3 группы: словесные, наглядные и практические (упражнения). Как правило, все эти методы и методические приемы применяются в физической, технической и тактической подготовке спортсмена. Выбор метода определяется задачей, возрастом, состоянием здоровья, подготовленностью, квалификацией спортсмена, применяемыми средствами, условиями занятий профессиональной подготовленностью педагога-тренера и др. факторами.
Словесный метод — с его помощью сообщаются теоретические сведения по технике, тактике, правилам соревнований. В работе со спортсменами старшего возраста методы слова используются больше.
Методы обеспечения наглядности применяются для создания зрительных, слуховых, двигательных образов. Их условно можно разделить на две группы:
1) методы непосредственной наглядности
2) методы опосредованной наглядности.
Первые — показ техники физических упражнений;
Вторые — показ плакатов, рисунков, схем и других пособий.
Метод упражнений, основан на двигательной деятельности и условно разделяется на две группы:
1) метод строго регламентированного упражнения;
2) метод относительно нерегламентированного упражнения.
К первой группе относятся:
• метод целостного или расчлененного упражнения;
• методы равномерного, переменного, повторного, интервального упражнения и др.
Ко второй группе, прежде всего, относятся игровой и соревновательный методы.
При проведении тренировок, ориентированных на развитие гибкости необходимо учитывать фактор возраста воспитанника. Известно, что для каждой возрастной группы имеются свои характеристики развития гибкости.:
Так, например темпы прироста активной и пассивной гибкости у детей 7—10 лет (%) предсталены в следующей таблице:
Суставы Гибкость
активная пассивная
Мальчики Девочки Мальчики Девочки
Подвижность в суставах плечевого пояса, локтевых и лучезапястных 4,9 3,2 -1,9 -0,1
Подвижность в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах 5,5 6,2 -8,7 -9,5
Подвижность различных отделов позвоночного столба:
• тазобедренный сустав при сгибании туловища 18,8 6.6 — —
• нижнегрудной поясничный отдел 8,6 17,2 — —
• верхнегрудной отдел 22,9 -6,2 — —
• шейный отдел 17,0 22,2 — —
Касаясь возрастного аспекта проявления гибкости можно отметить, что гибкость зависит от возраста. Обычно подвижность крупных звеньев тела постепенно увеличивается до 13-14 лет, объясняется тем, что в этом возрасте мышечно-связочный аппарат более эластичен и растяжим.
В возрасте от 13-14 лет наблюдается стабилизация развития гибкости, и, как правило, к 16-17 годам стабилизация заканчивается, происходит остановка развития, а затем имеет устойчивую тенденцию к снижению. Вместе с тем, если после 13-14 лет не выполнять упражнения растягивания, то гибкость начнёт снижаться уже в юношеском возрасте. И наоборот, практика показывает что даже в возрасте 40-50 лет регулярные занятия с применением разнообразных средств и методов гибкость повышается.
1.2 Факторы, влияющие на гибкость.
Эффективность спортивной подготовки, а особенно в техническом компоненте во многом связана с важным свойством опорно-двигательного аппарата способности к мышечной релаксации - гибкостью.
Как уже отмечалось, под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Измерителем гибкости служит максимальная амплитуда движений.
В профессиональной физической подготовке и спорте гибкость необходима для выполнения движений с большой и предельной амплитудой. Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление таких физических качеств как сила, быстрота реакции и скорости движений, выносливости, увеличивая при этом энергозатраты и, снижая экономичность работы организма, и зачастую приводит к серьёзным травмам мышц и связок.
Сам термин "гибкость" обычно используется для интегральной оценки подвижности звеньев тела, т.е. этим термином пользуются в тех случаях, когда речь идёт о подвижности в суставе всего тела. Если же оценивается амплитуда движений в отдельных суставах, то принято говорить о "подвижности" в них.
Гибкость зависит от эластичности мышц и связок. Эластические свойства мышц могут в значительной мере меняться под влиянием центрально-нервных факторов. Существенное значение в ограничении подвижности имеет возбуждение растягиваемых мышц, имеющее охранительную природу.
Степень проявления гибкости зависит от внешней температуры среды, суточной периодики, утомления. Неблагоприятные условия, ведущие к ухудшению гибкости, можно компенсировать разогреванием с помощью разминки.
В процессе физического воспитания обычно не следует добиваться предельно возможной степени развития гибкости. Она должна быть лишь такой, которая обеспечивала бы беспрепятственное выполнение необходимых движений. При этом величина гибкости должна несколько превосходить ту максимальную амплитуду, с которой выполняется движение. Гипертрофированное же — выходящее за пределы анатомического строения суставов — увеличение подвижности не оправдано никакими соображениями, ибо оно нарушает гармонию развития и вступает в противоречие с педагогическими задачами. Наибольшее значение имеет подвижность в суставах позвоночника, в тазобедренных и плечевых суставах.
Для воспитания гибкости используют упражнения с увеличенной амплитудой движения — упражнения на растягивание. Они делятся на 2 группы — активные движения и пассивные. Среди активных можно отметить увеличение подвижности в каком-либо суставе достигается за счет сокращения мышц, проходящих через этот сустав; в пассивных — используются внешние силы.
Среди средств развития гибкости можно отметить следующие:
• активные свободные движения с постепенно увеличивающейся амплитудой (например, маховые движения руками);
• повторные пружинящие движения (в выпаде, в полушпагате, пружинящие наклоны и т.д.);
• движения с использованием инерции, например, махи ногами, движения с доставанием ориентиров;
• движения с помощью партнера, помогающего увеличивать амплитуду;
• движения с отягощениями с большой амплитудой;
• движения с большой амплитудой у дополнительной опоры.
Мышцы сравнительно малорастяжимы. Если пытаться увеличить их длину в одном движении, то эффект будет очень незначителен. Однако от повторения к повторению следы упражнения суммируются, и, если сделать несколько десятков наклонов, увеличение амплитуды будет вполне заметным. Поэтому упражнения на растягивание выполняют сериями по несколько повторений в каждой. Амплитуду движений увеличивают от серии к серии.
После активных упражнений увеличенные показатели гибкости сохраняются дольше, чем после пассивных.
Поскольку гибкость легче всего развивать в детском и подростковом возрасте, основную работу по воспитанию гибкости надо планировать на этот период.
Выбор упражнения вытекает из специализации и уровня подготовленности.
Упражнения следует выполнять ежедневно. Вначале необходима хорошая разминка. Одновременно следует выполнять силовые упражнения. При динамических упражнениях серия содержит 10 - 20 повторений с 3 - 5 повторами каждого упражнения.
Между упражнениями следует выполнять упражнения на расслабление. Упражнения должны неоднократно достигать предела движения (амплитуда их выполнения доводится до лёгких болевых ощущений).
Сначала проводятся пассивные упражнения, затем более активные. Упражнения на растягивание должны проводиться, когда мышца расслаблена.
Основным методом является регулярное многократное повторение упражнений на гибкость. Например, выполнение их при проведении ежедневной УГГ, во время проведения тренировочных занятий в их подготовительной и заключительной частях и т.д.
Различают также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризует подвижность во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость - предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной и профессиональной деятельности.
Проявление гибкости зависит от многих факторов и, прежде всего, от строения суставов, эластичности свойств связок, сухожилий мышц, силы мышц, формы суставов, размеров костей, a также от нервной регуляции тонуса мышц. С ростом мышц и связок гибкость увеличивается.
План-график учебно-воспитательной работы на четверть (2 четверть).
Цель воспитательной работы — воспитание личности, ориентированной на здоровый образ жизни, с чувством личной ответственности, способного к преобразовательной деятельности со своим вкладом в развитие физического воспитания.
Основные задачи:
Формировать сознательное отношение к здоровому образу жизни.
Воспитывать гражданина, патриота.
Развивать творческую активность учащихся.
Совершенствовать работу школьного самоуправления.
Создавать условия для организации работы дополнительного образования.
Повышать профессиональное мастерство учителей физической культуры.
Совершенствовать работу с родителями.
Прививать любовь к спорту и здоровому образу жизни.
Еженедельные отчеты по посещаемости уроков физической культуры.
Введение
Не смотря на высокие достижения медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней, настоящее время характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения.
Первой причиной смерти в нашей стране, да и во многих других государствах, являются сердечно-сосудистые заболевания. Даже если человек выживает после сердечных приступов и инсультов, перенесенные заболевания порой плачевно влияют на его работоспособность и качество жизни.
Одной из приоритетных задач государственной политики РФ является развитие здорового поколения, подготовка работоспособных и физически развитых специалистов. Острая конкуренция, необходимость постоянного профессионального совершенствования и повышения квалификации, частые стрессовые ситуации и многие другие факторы обуславливают высокие требования к специалистам. Качество жизни человека, его успехи в личной, учебной и профессиональной деятельности самым тесным образом связаны с состоянием его здоровья.
На уровень здоровья человека, как известно, влияют многие факторы: наследственные, экологические, социально-экономические, деятельность системы здравоохранения. Но, главный фактор – это здоровый образ жизни человека. Первостепенная роль в сохранении и развитии здоровья все же принадлежит самому человеку, его здоровому образу жизни, ценностным установкам и гармонии.
Таким образом, значимость здоровья для человека, запросы общества, практики, высокие требования к специалистам в разных областях предопределили выбор темы «Здоровый образ жизни и его составляющие», постановку цели, задач и основные направления настоящей работы.
Цель исследования – раскрыть содержание и выявить составляющие здорового образа жизни.
В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть понятие и содержание здоровья и здорового образа жизни;
2. Рассмотреть факторы, ослабляющие здоровье;
3. Выявить основные элементы здорового образа жизни.
1. Понятие здоровья и здорового образа жизни
Прежде, чем раскрыть содержание здорового образа жизни, определим понятие здоровья. «Здоровье – это способность противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням, повреждениям, старению; приспосабливаться к изменчивой среде и своим собственным возможностям; продлевать полноценную жизнедеятель-ность; производить и выращивать полноценное потомство; улучшать возможности, своего организма, а также качество жизни; созидать адекватное самосознание, этико-эстетическое отношение к себе, ближним, человеку и вообще к добру и злу. Широкий спектр указанных способностей можно сгруппировать в соответствии с тремя с тремя ипостасями человека: физической (тело), психической (психика), нравственной (социум)» . Таким образом, здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.
«Необходимой и главной предпосылкой сохранения здоровья является здоровый образ жизни, как некий эталон, совокупность общих правил, мероприятий, продукт коллективного творчества. На уровне отдельного человека его реализация осуществляется в форме здорового стиля жизни - модели более личностной» .
Если говорить простым языком, здоровый образ жизни – это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающие гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их активной жизни.
На наш взгляд, понятие здорового образа жизни не сводится только к отдельным формам активности: избавлению от вредных привычек, следованию правилам режима труда и отдыха, питания и многим другим. Здоровый образ жизни - это, прежде всего активная деятельность человека, использующнго всевозможные условия в интересах здоровья, гармоничного развития человека. Основополагающее в здоровом образе жизни — это активное созидание здоровья, включая все его составляющие.
Таким образом, здоровый образ жизни включает также систему отношений к себе, к другому человеку, к жизни, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д.
2. Факторы, ослабляющие здоровье
Ослабляют здоровье неупорядоченный режим, малая подвижность, несоблюдение правил личной гигиены, нерациональное питание и такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя и наркотических веществ.
При деятельности человека в трудных условиях, предъявляющих его организму повышенные требования, может развиваться стресс. Так называют состояние напряжения у человека в условиях, требующих перестройки его деятельности на более высокий уровень, необходимый для успешного решения возникших перед ним задач. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное действие. В частности, он увеличивает вероятность заболеваний сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, онкологических и кожных заболеваний. Поэтому каждому человеку необходимо научиться правильно вести себя в условиях стресса. Для этого следует овладевать навыками самоконтроля, в любых условиях стремиться к соблюдению привычного режима дня, выработать умение своевременно переключаться с одного вида деятельности на другой и т.д. Более подробно факторы, укрепляющие здоровье, мы рассмотрим далее.
3. Основные элементы здорового образа жизни
Рассмотрим основные составляющие здорового образа жизни.
1. Одним из главных элементов здорового образа жизни является личная гигиена, которая включает: «рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви» .
Особое значение имеет режим дня - выполнение различных видов деятельности в строго определённое время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. При грамотно построенном режиме вырабатывается четкий ритм работы всех систем организма, что способствует укреплению здоровья, хорошему настроению, повышению работоспособности.
Неотъемлемой составной частью режима дня является сон, во время которого организм восстанавливает и накапливает силы. Постоянное недосыпание чревато истощением нервной системы, ослаблением иммунитета, снижением работос-пособности, ухудшением самочувствия. Взрослому человеку для сна достаточно восьми часов в сутки, подросткам рекомендуется спать не менее 9-10 часов. Для быстрого засыпания полезны прогулки перед сном и проветривание комнаты.
Необходимо правильно чередовать работу и отдых. Предупреждению переутомления способствует переключение на другой вид деятельности. Например, чередование умственного и физического труда предохраняет ЦНС от истощения и повышает ее функциональность.
Нарушения режима являются причиной большинства заболеваний. «Беспорядочный прием пищи в различное время неизбежно ведет к желудочно-кишечным заболеваниям, не правильно организованный сон - к бессоннице и нервному истощению, нарушение чередования работы и отдыха снижает работоспособность» .
Помимо оздоровительного, режим имеет и воспитательное значение. При соблюдении режима воспитывается дисциплинированность, аккуратность, сила воли.
Уход за телом предполагает, прежде всего, поддержание чистоты кожного покрова. «При загрязнении кожи засоряются выводные протоки потовых желез, что нарушает способность организма к терморегуляции. Не соблюдение чистоты кожного покрова способствует развитию грибковых и других заболеваний, лечение которых требует много времени» . О средствах и способах, при помощи которых человек поддерживает в чистоте свое тело, избегает различные инфекции, полагаем, напоминать излишне.
2. Следующим элементом здорового образа жизни является профилактика и отказ от вредных привычек: курения, алкоголя, наркотиков, которые являются причиной многих заболеваний, сокращают продолжительность жизни, снижают производительность труда, негативно отражаются на здоровье будущего поколения.
Курение в первую очередь сказывается на нервной и сердечно-сосудистой системах. «Никотин вызывает учащение пульса, сужение сосудов, повышает кровяное давление, увеличивает свертываемость крови, что приводит к образованию тромбов, развитию атеросклероза, инфаркта, к нарушениям кровообращения сердца» .
Целью работы является определение физических нагрузок после менингококковой инфекции.
Задачи работы:
1. дать краткую характеристику менингококковой инфекции;
2. определить целесообразность проведения лечебной физической культуры и характер нагрузок после перенесенной болезни;
3. определить показатели нагрузки и показатели самоконтроля;
4. привести примеры упражнений.
Основной целью работы является определение физических нагрузок при мононуклеозе.
Задачи работы:
1. дать краткую характеристику заболеванию;
2. определить целесообразность проведения лечебной физкультуры и характер нагрузок после перенесенной болезни;
3. привести примеры упражнений.
Введение
В России сегодня рождается 28% здоровых и 72 % больных детей [7].
Если говорить о старшеклассниках, то к моменту окончания школы среди них только 10 % здоровых. Феномен ускоренного физического развития (акселерация) в середине 20 века сменился в 21 веке замедлением физического развития детей (ретардацией), что ведет к снижению физиометрических и функциональных показателей. Так, мальчики в 17 лет имеют мышечную силу в среднем на 15 кг меньше, чем 25 лет назад, а девочки - на 10 кг. К закономерности физического развития современных детей можно отнести и низкорослость, которая наблюдается у 1,5% детей. Антропологи и генетики связывают это с алкоголизмом среди родителей. Высок процент детей аллергиков и астматиков, поскольку молодые матери курят еще до беременности, не говоря уже о неблагополучной экологии. Также одной из причин такого неблагополучия является понижен¬ная двигательная активность, (гиподинамия). Нормой СУТОЧНОЙ двига¬тельной активности школьников 15-17 лет является наличие (20-25%) динамической работы в дневном распорядке, т.е. 4-5 уроков физиче¬ской культуры в неделю. При этом суточный расход энергии должен доставлять 3100-4000 ккал.
В старших классах можно заниматься любым видом спорта, но этот воз¬раст даёт прекрасную возможность целенаправленно развивать силу, том числе скоростно-силовые способности. Почему именно силу, а не другие физи¬ческие качества? Приоритет остаётся за теми видами спортивных занятий, которые максимально компенсируют «двигательный голод», снима¬ют стресс, укрепляют сердечно-сосудистую систему, повышают иммуни¬тет.
Исправление осанки, приобретение лёгкости в движениях, уверенности в себе − это минимум, что могут дать скоростно-силовые упражнения. Активизация кардио-респираторной системы приводит к общему ускорению метабо¬лизма. Все органы начинают работать лучше.
Правильно организованные занятия способствуют всестороннему и гармоничному развитию человека, что особенно актуально для формирующегося организма.
С помощью скоростно-силовых упражнений можно повысить упругость мус¬кулатуры, увеличить активную мышечную массу, сократить избыток жи¬ровой ткани, укрепить и усилить соединительные и опорные ткани, улучшить осанку, фигуру, а также поднять уровень таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость.
Рассмотрев актуальность темы, мы ставим перед собой такие цель и задачи.
Цель исследования − изучить средства и методику развития скоростно-силовых способностей у детей старшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Рассмотреть анатомические и физиологические особенности старшеклассников.
3. Дать общую характеристику скоростно-силовым особенностям.
4. Изучить средства и методику развития скоростно-силовых способностей у детей старшего школьного возраста.
Объект исследования − скоростно-силовые способности учеников старших классов.
Предмет исследования − средства и методики развития скоростно-силовые способностей.
Глава 1. Анатомо-физиологические осо¬бенности детей старшего школьного возраста
Старший школьный возраст характеризуется достижением самых вы¬соких темпов развития физического потенциала в целом, это пе¬риод полового созревания. Растет мышечная сила, развивается качество выносливости; развитие двигательной координации, в основном, заканчивается. Формируется осанка. При правильной осанке оси головы и туловища расположены по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры; тазобедренные и коленные суставы разогнуты, выражены шейный, грудной и поясничный изгибы позвоночника; надплечья умеренно развернуты и слегка опущены, лопатки симметричны и не выделяются. Происходят изменения в сердечно-сосудистой системе. Сердце увеличивает свой объем на 60—70 %. Повышается прочность скелета, в том числе позвоночника и грудной кости. Завершается развитие ЦНС. В то же время процесс возбуждения в этом возрасте преобладает над силой процесса торможения. Происходят изменения в психиче¬ской сфере, характерны стремления к неординарным поступкам, жажда состязания, тяга к творчеству. Складываются основные черты личности, заканчивается формирование характера. Более объективной становится самооценка, мотивы поступков приобре¬тают выраженные социальные черты. Круг и характер интересов и потребностей молодого человека этого возраста стабилизируют¬ся, выявляются и закрепляются индивидуальные особенности и черты личности. Характерен интенсивный рост силовых показа¬телей, выносливости и совершенствование координационных спо¬собностей. Процесс взросления и возмужания сопровождается из¬менением структуры личностных установок и мотиваций, что требует особого внимания к формированию новых стимулов фи¬зического совершенствования [10].
Физкультурное воспитание детей старшего школьного возраста должно быть направлено на закреп¬ление мотиваций к повседневному и систематическому физиче¬скому совершенствованию, на формирование гражданской зрело¬сти по отношению к собственному здоровью и физической подго¬товленности, освоение навыков здорового образа жизни. Основ¬ные направления развития физического потенциала человека в этот период − повышение уровня выносливости и силы и дости¬жение высокого уровня координации движений в физических уп¬ражнениях, в том числе и спортивных, а для юношей − и в военно-прикладных.
Кроме организованных учебных занятий в школе необходимо заниматься самостоятельно 2—3 раза в неделю по 1,5—2 часа.
Обязательной является ежедневная зарядка.
Важное место в физкультурном воспитании должно занять формирование знания о физической культуре и спорте − того, что можно назвать интеллектуальным компонентом физической культуры личности. Знание основ теории физической трениров¬ки, законов биомеханики движений, способов развития и совер¬шенствования физического потенциала, медико-биологических основ тренировки и закаливания, а также других сведений, необ¬ходимых для сознательного и предметного управления своей фи¬зической активностью.
Глава 2. Общая характеристика скоростно-силовых способностей
2.1. Понятие о скоростно-силовых способностях
Выполнение любого движения или сохранения какой-либо позы тела человека обусловлено работой мышц [4]. Величину развиваемого при этом усилия принято называть силой мышц.
Мышечная сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений.
Одним из наиболее существенных моментов, определяющих мышечную силу, является режим работы мышц. В процессе выполнения двигательных действий мышцы могут проявлять силу:
 при уменьшении своей длины (преодолевающий, т.е. миометрический режим, например, жим штанги лежа на горизонтальной скамейке);
 при ее удлинении (уступающий, т.е. полиометрический режим, например, приседание со штангой на плечах);
 без изменения своей длины (статический, т.е. изометрический режим, например, удержание разведенных рук с гантелями в наклоне
 вперед);
 при изменении и длины и напряжения мышц (смешанный, т.е. ауксотонический режим, например, подъем силой в упор на кольцах, опускание в упор руки в стороны («крест») и удержание в «кресте»).
Первые два режима характерны для динамической, третий – для статической, четвертый – для статодинамической работы мышц.
В любом режиме работы мышц сила может быть проявлена медленно и быстро. Это характер их работы.
Различают следующие виды силовых способностей: собственно- силовые, и их соединение с другими ДС (скоростно-силовые и силовая выносливость и силовая ловкость).
Скоростно-силовые способности проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и
значительная быстрота движений (прыжки в длину и высоту с места и разбега, метания снарядов и т.п.). При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое школьником (например, при толкании ядра или выполнение рывка гири достаточно большого веса), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании малого мяча) возрастает значимость скоростного компонента.
К числу скоростно-силовых способностей относят:
− быстрая сила, которая характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемых в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины;
− взрывная сила − способность по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при старте в спринтерском беге, в прыжках, метаниях и т.д.).
Уровень развития взрывной силы можно оценить с помощью скоростно-силового индекса, который вычисляется по формуле:
J = F max / t max
J – скоростно-силовой индекс;
F max – максимальное значение силы, показанной в данном
движении;
t max – время достижения максимальной силы;
− ускоряющая сила − способность мышцы к быстроте наращивания
рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.
Как разновидность скоростно-силовых усилий выделяют еще
амортизационную силу − способность как можно быстрее закончить движение при его осуществлении с максимальной скоростью (например, остановка после ускорения).
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества