Трудовое право - готовые работы

ГлавнаяКаталог работТрудовое право
fig
fig
ВВЕДЕНИЕ
Успех реформ, проходящих в современной России, неразрывно свя¬зан с трудом, поскольку любые позитивные изменения в экономике и со¬циальной жизни попросту невозможны без повышения эффективности труда. Надежды на то, что к такому результату сами по себе приведут ос¬новы рыночной экономики, созданные в нашей стране в ходе приватизация и развития предпринимательства, к сожалению, не оправдались. И нужно сказать, что такой итог во многом закономерен, поскольку с позиций со¬временной экономической теории и международного опыта отношение людей к труду обуславливается не только формой собственности, на осно¬ве которой применяется их труд, но также и системой управления трудом.
Таким образом, обращение к проблеме ответственности работника и работодателя условиях реформирования российской системы хозяйствования и трудово¬го законодательства обусловлено необходимостью поиска наиболее адек¬ватных рыночной экономике правовых средств управления трудом работ¬ников.
Современный российский рынок труда пока не является в полной мере цивилизованным, поскольку таковой просто не может возникнуть в условиях рыночной стихии, во-первых, без соответствующих позитивных усилий всех субъектов данного рынка и, во-вторых, без ясно обозначенно¬го стремления государства способствовать появлению такого рынка. В этом смысле основная задача трудового законодательства, посредством ко¬торого Россия должна проявлять себя как социальное государство, состо¬ит в создании необходимых правовых условий для достижения оптималь¬ного согласования интересов субъектов социально-трудовых отношений и государства (ч.2 ст. 1 Трудового кодекса РФ). Отсюда вытекает, что и нормы законодательства о труде, касающиеся ответственности работника и работодателя, также должны обеспечить наиболее полный учет интересов двух сторон.
Оптимизация законодательной конструкции ма¬териальной ответственности работника и работодателя является не только теоретической проблемой, она имеет и существенное практическое значение, особо ярко проявляющееся в необходимости предотвращать убытки, которые в весьма ощутимых размерах несут работодатели от виновных действий работни¬ков.
Все вышесказанное предопределило выбор темы настоящего иссле¬дования и свидетельствует о ее актуальности.
Предметом исследования являются вопросы материальной ответственности наемных работников и работодателя, и особенности их ответственности в условиях рыночных отношений. При этом рассматриваются вопросы материальной ответственности в трудовом праве в качестве разновидности гражданско-правовой ответственности; выявляются правомочия имущественного характера в связи с такой ответственностью; исследуется соотношение централизованного и договорного методов в правовом регулировании материальной ответственности наемных работников; условия ее наступления.
Целью исследования является систематизация знаний о материальной ответственности, ее природе, основании, единстве.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
-исследовать понятие ответственности не только в праве, но и в
смежных общественных науках с тем, чтобы выработать наиболее емкое
определение юридической ответственности;
- изучить природу материальной ответственности работника в со¬временных условиях;
- дать теоретическое обоснование материальной ответственности в трудовом праве как разновидности гражданско-правовой ответственности;
- выявить соотношение централизованного и договорного методов в правовом регулировании материальной ответственности наемных работников и работодателя;
- разграничить материальную ответственность наемных работников и материальную ответственности работодателей в целях выработки действенного механизма реализации трудового законодательства;
- определить условия наступления материальной ответственности наемных работников за вред, причиненный работодателю;
- критически осмыслить современное состояние правовой основы материальной ответственности наемных работников;
- выявить современные проблемы материальной ответственности и
внести предложения по их решению и совершенствованию трудового за¬конодательства.
Методологической основой исследования являются системно-исторический и системно-структурный методы правового анализа, а также метод сравнительного правоведения.
При написании исследования использовались тру¬ды ученых по трудовому праву: АА. Абрамовой, НГ. Александрова, М.И. Ба¬ру, Л.Ю. Бугрова, Л.Я. Гинцбурга, К.Н. Гусова, С.А. Иванова, С.А. Калужного, И.Я. Киселева, ВЦ Курилова, Р.З. Лившица, С.П. Маврина и др.
Нормативно-правовой основой исследования послужили
ратифицированные международные договоры, Конституция РФ, законодательство стран СНГ и стран дальнего зарубежья, регулирующие отношения в сфере материальной ответственности в трудовом праве.
Цели, поставленные при написании работы и задачи, решаемые в ходе исследования, в решающей степени обусловили структуру диплома, которая состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения.


Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ТРУДОВОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
1.1 Понятие и стороны материальной ответственности
Ответственность — сложное и многогранное понятие. Большинство современных уче¬ных-правоведов понимают юридическую ответственность как меру государственного принуждения либо отождествляют ее с наказанием за совершенное правонарушение.
В Словаре русского языка ответственность понимается как "необходимость, обязанность отвечать за свои действия, по¬ступки, быть ответственным за них" .
В Энциклопедическом словаре юридическая ответствен¬ность трактуется как государственное принуждение к исполне¬нию требований права, правоотношение, каждая из сторон ко¬торого обязана отвечать за свои поступки перед другой сторо¬ной, государством, обществом . Такая трактовка юридической ответственности, как нам представляется, в условиях сегод¬няшнего дня с достаточной полнотой определяет ее понятие, смысл и сущность.
В качестве основной цели такой ответственности выступа¬ет обеспечение прав и свобод субъектов, охрана и защита об¬щественного порядка. В качестве основных функций юриди¬ческой ответственности следует назвать следующие: а) штраф¬ную, которая характеризуется карательной реакцией государ¬ства на правонарушение, и выражающуюся в наказании ви¬новного лица, а это, естественно, причиняет виновному лич¬ные имущественные либо организационные обременения, со¬здает неблагоприятные последствия; б) правовосстановительную, которая позволяет взыскать с виновных лиц причинен¬ный ими ущерб (вред), возместить другой стороне правоотно¬шения убытки, компенсировать потери, обеспечивая интерес управомоченного субъекта; в) воспитательную, которая при¬звана формировать у субъектов трудового правоотношения мотивы к правомерному поведению, предупреждать как новые правонарушения со стороны лица, подвергнутого ответствен¬ности, так и правонарушения иных лиц .
Гражданин, должностное лицо, организация несут юриди¬ческую ответственность прежде всего за правильное выполне¬ние своих обязанностей, т.е. ответственность в ее позитивном значении. Если же обязанность не выполнена, наступает от¬ветственность в ее так называемом негативном значении - принуждение, взыскание, наказание и т.д.
Таким образом, юридическая ответственность — это те юридические последствия отрицательного характера, которые наступают для лица, не выполняющего должным образом своих обязанностей, лежащих на нем в силу закона.
В Конституции РФ понимание юридической ответствен¬ности выражено прежде всего в позитивном значении, т.е. как ответственность за правильное, добросовестное, эффективное выполнение лицом своих правовых обязанностей - Но оно имеет и особое, негативное выражение (осуждение, взыскание и т.д.) тогда, когда лицо безответственно или недостаточно от¬ветственно относится к выполнению своих обязанностей. Юридическая ответственность лежит на лице, несущем в силу закона обязанность все время, в течение которого эта обязан¬ность подлежит выполнению. Только в случае неисполнения или неправильного исполнения лицом своих обязанностей юридическая ответственность принимает негативную форму осуждения, взыскания, принуждения.
Введение
Каждый гражданин нашей страны имеет право на свободный труд. Это право обеспечивается политическими, юридическими и экономическими гарантиями. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законодательством. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. Трудовой договор является основной юридической формой реализации права гражданина на труд в качестве работника, и в этом состоит одна из основных его особенностей. В соответствии с Конституцией РФ – каждый имеет право на защиту от безработицы. Работники реализуют право на труд путем заключения трудового договора о работе на предприятии. Знание трудового права становится элементом профессиональной квалификации людей и показателем гражданственности в нашем обществе.
Общеизвестно, что уровень развития общества во многом определяется эффективностью правового регулирования общественных отношений. Право человека на труд относится к основным правам человека, а состояние законодательства и реального положения дел в области реализации данного права не только является показателем цивилизованного общества, но и непосредственно воздействует на его нравственность, эффективность экономики.
Вопросы реализации трудовых прав и законных интересов граждан России всегда были в центре внимания государства и общества, потому что эти права и интересы носят социальный характер, правоотношения в этой сфере представляют собой особые социальные связи, которые требуют комплексного регулирования. Принятие Трудового кодекса Российской Федерации явилось закономерным этапом развития общества в новых экономических и социальных условиях, позволило решить многие вопросы, связанные с применением норм трудового права.
В настоящее время происходит переосмысление общей концепции трудового права и ее уточнение. Именно сегодня становится очевидным, что устоявшиеся подходы не в состоянии адекватно реагировать на складывающуюся экономическую ситуацию и общественные отношения в сфере труда. Изменяется технология регулирования социально-трудовых отношений, совершенствуются методы этого регулирования, а вслед за этим изменяются роль и значение различных средств правового регулирования, используемых субъектами правотворчества и правоприменения.
В этих условиях исследование трудового договора - важнейшего института трудового права - приобретает особую важность в связи с тем, что, с одной стороны, необходимо повышение эффективности централизованного (прежде всего, законодательного) регулирования трудовых отношений, закрепляющего определенный уровень гарантий для работников, а с другой – расширение договорной сферы и судебной защиты трудовых прав, свобод и обеспечения реализации законных интересов различных субъектов трудового права.
Трудовой договор является одним из центральных компонентов трудового права и концентрирует на себе внимание представителей современной юридической науки и практики.
Трудовой договор может предусматривать условия выполнения работы не по одной, а по двум профессиям. Поэтому необходимыми условиями трудового договора являются соглашения о сроке и месте работы (т.е. о приеме гражданина на данное предприятие), а также о трудовой функции, которую будет выполнять поступающий на работу. Дополнительные условия договора могут уточнять характер и круг трудовых обязанностей, льготы и преимущества, введение испытательного срока и т.п.
Актуальность рассмотрения вопросов трудового договора обусловлена повышением значения правовых способов решения социально-экономических проблем. В нашей стране граждане часто ощущают потребность защиты своих прав в судебном порядке, и первое, с чем они сталкиваются, это вопрос о том, как можно прибегнуть к защите суда, как привести в движение правовую систему, обеспечивающую защиту или восстановление тех или иных нарушенных прав. Правильное заключение трудового договора в соответствии с законодательством является важным моментом для предотвращения предъявления иска в органы по рассмотрению трудовых споров.
Цель работы − последовательное рассмотрение основных этапов заключения трудового договора и его проблемных моментов таких, как понятие трудового договора, его содержание, условия, установленные законодательством при заключении трудового договора, стороны и порядок заключения трудового договора, дают большие возможности для осуществления прав сторон трудового договора.
Достижение указанной цели осуществлялось посредством решения следующих основных задач:
− раскрытие понятия трудового договора;
− анализа и оценки, выработанных наукой трудового права отличительных признаков трудового договора от других видов договоров, связанных с применением труда (с учетом современной социально-экономической действительности, его отраслевых особенностей);
− рассмотрение вопросов, касающихся гарантий при заключении трудового договора;
− выработки предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего процедуру заключения трудового договора.
Предметом исследования выступают нормы трудового права Российской Федерации, регулирующие отношения по заключению трудовых договоров.
Объектом дипломной работы выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере заключения трудовых договоров и иных, непосредственно связанных с ними отношений.
Методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод, предполагающий объективность и всесторонность познания исследуемых явлений. Помимо того, использовались специальные методы исследования, такие как: комплексный, системный, сравнительного правоведения.
Нормативную базу дипломной работы составляют:
− международно-правовые акты;
− Конституция РФ;
− Трудовой кодекс РФ;
− Гражданский кодекс РФ;
− иные федеральные законы и иные акты, содержащие нормы трудового права, связанные с заключением трудового договора.
Теоретической основой исследования явились труды российских ученых - специалистов в области трудового права, исследовавших проблемы трудового правоотношения и трудового договора, вопросы влияния судебной практики на совершенствование трудовых правоотношений.
Несмотря на многочисленность работ о трудовом договоре, данная проблема требует дальнейшей разработки с учетом складывающихся экономических и социальных условий.
Глава 1. Понятие трудового договора, стороны и содержание.
1.1. Понятие трудового договора в Российском трудовом праве.
Институт трудового договора является основной правовой формой реализации конституционного принципа свободы труда гражданина (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ). Заключив трудовой договор, гражданин становится работником. Работодатель, заключая трудовой договор, получает возможность подобрать необходимых ему работников.
Определение трудового договора Российское законодательство дает в ст. 56 Трудового Кодекса Российской Федерации, (далее ТК РФ), где, в частности, говорится: «Трудовой договор есть соглашение между трудящимися и предприятием (учреждением, организацией), по которому трудящийся обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие (учреждение, организация) обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон».
Трудовой договор можно рассматривать в трех аспектах (рис. 1.)
Формирование в России рыночной экономики вызывает существенные изменения в содержании трудовых отношений и в правовом положении их субъектов в связи с внедрением новых форм собственности и методов ведения хозяйственной деятельности. Носящая объективный характер структура права предопределяет направления развития системы законодательства, так что изменение содержания трудовых отношений влечет процесс реформирования трудового законодательства.
Проблема правового положения субъектов права является центральной для любой отрасли права, поскольку именно участники правоотношений выступают в качестве носителей прав и обязанностей и применяют юридические нормы.
Конституция РФ в ст. 2 признает высшей ценностью человека, его права и свободы, обязывая государство соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Это подразумевает необходимость и важность анализа юридического статуса личности как субъекта права. Личностью в трудовом праве является прежде всего работник. Основная функция трудового права как социальной отрасли права - функция защитная, заключающаяся в охране трудовых прав, свобод и законных интересов работника как более слабой в экономическом плане стороны трудового правоотношения. «Трудовое право не может быть ничем иным, как правом
Нельзя не отметить, что Трудовой кодекс сохранил принцип правопреемствен-ности законотворчества и ос¬тавил без изменения (или уточнил редакцию) целый ряд отдельных положений КЗоТ РФ и особенно тех, кото¬рые направлены на свободу труда, локальное урегули¬рование условий труда, относительную стабильность тру-довых отношений, охрану заработной платы (ее при¬вилегированный характер), ра-бочее время и время отды¬ха, охрану труда, материальную ответственность работ¬ников и работодателя за вред, причиненный одной из сторон трудового договора, контроль и надзор за со¬блюдением трудового законодательства, своеобразный спо-соб защиты трудовых прав работников, и другие.
И это, позитивное явление, по¬скольку многие положения старого КЗоТ РФ не только соответствуют международным правилам и нормам и учитывают требования Конвенций МОТ, но и возведены в основные принципы трудового права, которое на про¬тяжении многих лет сформировалось в самостоятель¬ную отрасль права.
Изменены, хотя и незначительно, нормы, касающиеся рабочего времени и вре-мени отдыха. Законодатель подробно регламентирует режим рабочего времени с не-нормированным рабочим днем, вахтовый метод работы и т.д. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск по новому ТК РФ равен 28 календарным дням за исключением нерабочих праздничных дней. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении 6, а не 11 месяцев, как это было смотрено КЗоТ РФ.
Предусмотрены определенные новеллы и в отношении заработной платы. Впервые в Кодексе закреплено право, в соответствии с которым минимальная зара-ботная плата не может быть ниже прожиточного минимума. В случае ее задержки работодатель за каждым просрочки обязан выплачивать работнику пени. Более того, уже на 15-й день задержки работник вправе приостановить работу с сохранением за все время заработной платы.
Имеются изменения в материальной ответственности сторон трудового дого-вора, в частности в отношении руководителей, заместителей и главных бухгалтеров организаций. По сравнению со ст. 121 КЗоТ РФ предусмотрены и иные случаи пол-ной материальной ответственности, например за разглашение сведений, составляю-щих охраняемую законом тайну.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в новом трудовом за-конодательстве присутствуют в основном положительные моменты. Что же касается рассматриваемого в работе института трудового договора и, в частности условий его заключения , то без сомнения текст основного трудового закона России в данной об-ласти еще не раз и не два будет подвергаться поправкам в виде различного рода из-менений и дополнений.
Введение
Актуальность темы работы. Институт соучастия в преступлении является одним из самых важных и сложных в теории уголовного права. И это неслучайно. Преступная деятельность, как и всякое творчество человека, может осуществляться как в одиночку, так и группой лиц, и даже определенной организацией людей с разветвленной деятельностью, наделенных различными преступными «правами» и «обязанностями», с иерархическим руководством: от организаторов до исполнителей, пособников и укрывателей.
Правоприменительная практика показывает, что в соучастии совершается очень большое количество преступлений (примерно одна треть), причем наиболее тяжких и опасных. Естественно поэтому, что в законодательстве соучастию отводится большое место. Не обойдена эта проблема и теорией уголовного права. Соучастию в преступлении был посвящен седьмой Международный Конгресс по уголовному праву, проходивший в 1957 г. в Афинах, который принял весьма важную резолюцию, воплотившую наиболее прогрессивные концепции, принятые на вооружение большинством европейских, латиноамериканских и азиатских стран.
Существует несколько взглядов на саму юридическую природу института соучастия. Основные позиции, которые их разделяют, можно свести к двум основополагающим: а) возможно ли неосторожное соучастие в умышленном или неосторожном преступлении; б) является ли юридическая природа соучастия акцессорной, т.е. базируется ли она на основе исполнения преступления, или же все соучастники, несмотря на их различную роль, являются своеобразными исполнителями преступного деяния, либо среди них центральной является фигурой исполнителя, а все остальные соучастники группируются вокруг него, как бы являясь его помощниками?
Ответ можно найти в тексте ст. 32 УК. В законе прямо подчеркивается, что соучастием признается умышленное участие нескольких лиц и только в умышленном преступлении. Четкость этого постановления совершенно исключает неосторожное соучастие в преступлении (речь идет о применении именно постановлений о соучастии в названных обстоятельствах).
Русская теория уголовного права, по нашему мнению, стоит на признании логической акцессорности, согласно которой действия соучастников должны квалифицироваться по той статье, которая вменяется исполнителю. Отступление от этого правила, возможно, лишь в строго определенных случаях. Правила акцессорности требуют, чтобы: а)все участники действовали совместно; б)действия каждого соучастника находились в причинной связи с действиями исполнителя и далее с преступным результатом; в) все участники действовали умышлено. Все эти правила неуклонно соблюдаются на протяжении многих лет судебной практикой нашей страны, по крайней мере, в лице ее высших судебных органов.
Таким образом, главной целью настоящей работы является всестороннее изучение понятия и разновидностей соучастия в соответствии с современным уголовным правом.
Основные задачи исследования:
• Рассмотреть понятие и признаки соучастия в преступлении;
• Выделить основные формы (типы) соучастия;
• Охарактеризовать ответственность соучастников по современному российскому уголовному законодательству.
1. Понятие и признаки соучастия в преступлении
1.1. Понятие соучастия
Нормы о соучастии сосредоточены в главе 7 УГ РФ (в ст. 32-36). В ст. 32 дается научно-практическое определение самого понятия соучастия в преступлении. В нем сформулированы основные признаки соучастия, которые отражают принятую в России концепцию, выработанную русскими учеными-правоведами еще во второй половине XIX столетия.
Это определение звучит так: «Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления». Данное определение и все последующие постановления закона, развивающие основные положения этого общего правила, полностью соответствуют ключевым положениям Резолюции седьмого Международного Конгресса по уголовному праву.
В ч. 1. ст. 33 УК «Виды соучастников преступлении» сказано: «Соучастниками преступления наряду с исполнителем признаются организатор, подстрекатель и пособник». Эта формула лишь очерчивает круг лиц, ответственность которых определяется по правилам, устанавливаемым главой 7 УК, но не раскрывает самой юридической природы соучастия. Думается, что законодательная формула целиком и полностью демонстрирует акцессорную природу соучастия в УК РФ. Суть акцессорной теории заключена в признании того очевидного факта, что ключевой фигурой является исполнитель, ибо без него соучастия нет и не может быть, хотя отсутствие среди действующих лиц организатора, либо подстрекателя, либо пособника не исключает соучастия. Кроме того, особые условия и формы ответственности соучастников возможные только в том случае, если исполнитель закончил задуманный состав преступления или, по крайней мере, начал его выполнять. А раз это так, то соучастие по самой своей сущности акцессорно, т.е. зависит от действий исполнителя. Об этом свидетельствует уже тот факт, что неудавшееся подстрекательство или пособничество не имеет никакого отношения к соучастию, а квалифицируется по правилам о стадиях преступной деятельности.
Соучастие не создает никаких особых оснований уголовной ответственности, а предполагает применение общих принципов ответственности по уголовному праву Российской Федерации. Единственным основанием уголовной ответственности по УК РФ является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного этим УК. Он очерчивается в статьях Особенной и Общей частей УК, причем применительно к деянию соучастника, не выполняющего непосредственно объективную сторону, обрисованную в диспозиции статьи Особенной части, - с учетом нормы, содержащейся в ст. 33 данного УК. Это положение определяет возможность уголовной ответственности за содеянное как одним лицом, так и в соучастии несколькими лицами.

1.2. Признаки соучастия в преступлении

Согласно ст. 32 УК соучастием признается лишь умышленная деятельность участвующих в преступлении лиц.
Умысел свидетельствует о наличии единства действий участников, не только внешне, но и внутренне сцементированных единой волей и единым стремлением к преступлению. Как известно, при соучастии состав преступления непосредственно осуществляется исполнителем. Действия других соучастников создают лишь благоприятные для этого условия. Поэтому любая их деятельность всегда определенным образом отражается в действиях исполнителя, которые и приводят к преступному результату .
Вторым признаком, указанным в законодательном определении, является совместность участия в преступлении. Совместность означает, что все они участвуют: а) в совершении одного и того же преступления либо как соисполнители, т.е. совместно выполняют объективную сторону преступления, либо одновременно или частью и в разное время; б) в качестве организаторов, подстрекателей и пособников. В этом случае они, как правило, не участвуют в исполнении состава преступления, но либо руководят им (организатор), либо возбуждают в исполнителе решимость совершить его, либо содействуют совершению преступления физически или интеллектуально (подстрекатель и пособник).
Ведущая роль в регулировании общественных отношений (в том числе и в сфере труда) принадлежит праву. Конституция Республики Беларусь определя-ет Беларусь как унитарное демократическое социальное правовое государство. Являясь базой для развития и совершенствования всего белорусского законодательства, Конституция закрепляет широкий спектр прав и свобод человека и гражданина.
Научная новизна диссертационной работы отражена как в постановке проблемы и структуре её исследования, так и в ряде новых, или включающих элементы новизны, положений:
 определены критерии отнесения правовых отношений с иностранным элементом к правовому статусу работника-иностранца из стран СНГ в России;
 сформулированы новые понятия «трудящийся-мигрант», «работник, законно находящийся на территории РФ», «работник, незаконно находящийся на территории РФ»;
 сделана попытка систематизации международного и российского законодательства о статусе иностранцев, работающих в России;
 проанализированы международные трудовые стандарты и труд иностранцев в Российской Федерации, им дана соответствующая правовая оценка.
 осуществлен новый научный анализ конвенций МОТ по заключению и правовому регулированию международно-правовых договоров, касающихся труда легальных работников и мигрантов;
 определен правовой статус работников-иностранцев при осуществлении ими своей деятельности в различных отраслях народного хозяйства;
 проанализирована проблема с допущением иностранных граждан к несению службы на стратегических объектах страны, прежде всего связанных с ядерным оружием.;
 была выявлена проблема: согласно примечанию к статье 359 УК РФ, запрещающей наемничество, \\\\\\\\\\\\\\\"Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей\\\\\\\\\\\\\\\". Иностранные граждане, поступившие на военную службу по контракту в России, не подходят под определение понятия \\\\\\\\\\\\\\\"наемник\\\\\\\\\\\\\\\" только по одному признаку: они выполняют \\\\\\\\\\\\\\\"официальные обязанности в составе вооруженных сил по поручению государства\\\\\\\\\\\\\\\";
 доказана возможность применения труда иностранцев в армии;
 выявлены основные пробелы в порядке привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы, а также намечены пути их устранения;
 на практических примерах рассмотрены проблемы учета и регистрации иностранных работников в РФ из стран СНГ и пути выхода из них;
 затронуты вопросы миграционного контроля на Украине и в других странах СНГ.
Актуальность темы исследования. Закрепление различных форм собственности в Конституции Российской Федерации и переход к рыночной экономике создали социально-экономическую основу формирования наемного рынка труда с участием граждан других государств. По данным научных исследований, число иностранных рабочих из дальнего и ближнего зарубежья составляло на конец 2006 года не менее 10 млн. человек. Однако официальная статистика исчисляется в этом плане не миллионами, а сотнями тысяч. Сложившаяся парадоксальная ситуация требует своего скорейшего разрешения на основе научных аналитических оценок.
Значительная часть нелегальных мигрантов трудоспособного возраста в России занята в неформальном секторе экономики. Их человеческие и трудовые права по этой причине во многих случаях не соблюдаются. Но многие из мигрантов не несут законодательно установленных обязательств перед нашей страной (не платят налогов и т.п.).
Вхождение Российской Федерации в международный рынок труда и расширяющееся использование иностранной рабочей силы в нашей стране ставит вопросы правового регулирования трудовых отношений с иностранным составом в качестве важнейших. Необходимо продолжить дискуссию о природе и содержании трудовых отношений, регламентация которых находится вне пределов компетенции какого-либо одного государства.
Межнациональные конфликты и войны, кризис политической власти, ориентация экономики на рыночные отношения вызвали мощный накал социальных проблем, негативные явления в духовной жизни общества, отдельного человека; породили настораживающую тенденцию к национальной нетерпимости и разобщенности, обострили проблемы адаптации человека в инокультурной среде. Данные обстоятельства усугубляются маргинализацией, социальной отчужденностью молодого поколения, усиливающейся геополитической нестабильностью, накалом очагов гражданских волнений, национальных конфликтов, обусловливающих развитие процессов миграции, появление вынужденных переселенцев, беженцев.
Россия, страны СНГ являются многонациональными по своей структуре на всей территории, что определяет развитие международного экономического пространства, создает специфические условия адаптации и социализации трудящихся-иностранцев.
Известно, что за 1992–1999 гг. из республик экс-Союза в Россию мигрировало более 3 млн человек, при этом только на юге России вынужденная миграция составила около 40%.
Своеобразие исторической ситуации, сложившейся в России и странах СНГ к началу XXI в., определяет перенос акцентов с интересов государства на интересы личности, меняет парадигму трудовых отношений, что требует разработки новой теории и практики правового статуса иностранца.
Степень научной разработанности темы
Проблема анализа правового статуса иностранцев в сфере труда остается малоизученной специалистами в рассматриваемой сфере 1. Вместе с тем, было бы неверным утверждать, что эта тематика не подвергалась научному анализу на протяжении нескольких десятилетий.
В отдельных научных работах содержатся глубокие выводы по проблемам трудовой миграции из стран СНГ.
Это касается прежде всего:
14. О формировании и использовании минимального потребительского бюджета: Закон Республики Беларусь от 09.01.1992г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1992. - № 5. – ст.81.
15. О профессиональных союзах: Закон Республики Беларусь от 22.04.1992г. в ред. Закона РБ от 14.01.2000г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000. - № 23. – 2/146; № 69. – 2/191.
16. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 29.01.1993г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1993. - № 10. - ст.95; 1994. - № 30. - ст.513; 1995. - № 19. - ст.230; 1996. - № 21. - ст.380; № 23. - ст.427.
17. О страховании: Закон Республики Беларусь от 3.06.1993г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1993. - № 22. – Ст.276; Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1994. - № 3. – Ст.24; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000. - № 13. – 2/142.
18. О прожиточном минимуме в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 06.01.1999г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999. - № 5. – 2/14.
19. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10.01.2000г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000. - № 7. – 2/136; 2002. - №7. – 2/830.
20. О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины: Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999г. № 29 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999. - № 58. - 1/512; 2002. - № 27. - 1/3550; № 43. - 1/3611; № 100. - 1/4003.
21. Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Декрет Президента Республики Беларусь от 30.07.2003г. № 18 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003. - № 86. – 1/4817.
22. О развитии социального партнерства в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 15.07.1995г. № 278 // Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995. - № 21. - Ст.485; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999. - № 33. - 1/291; № 13.
23. О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 26.03.1998г. № 157 // Собрание указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998. - № 9. – ст.223; № 18. – ст.470; № 28. – ст.727; № 31. – 786; 1999. - № 3. – ст.56; № 14. – ст.384; № 17. – ст.471; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000. - № 14. – 1/973; 2001. - № 61. - 1/2776; № 86. – 1/2983; № 89. – 1/3019; 2002. - № 125. – 1/4138.
24. Положение о Национальном совете по трудовым и социальным вопросам: Утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 5.05.1999г. № 252 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999. - № 36. - 1/325.
25. О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 24.09.2001г. № 516 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001. - № 92. – 1/3078; № 97. – 1/3117; № 112. – 1/3270; 2002. - № 4. – 1/3364; № 65. – 1/3731; 2003. - № 17. – 1/4378; № 52. – 1/4586; 2004. - № 2. – 1/5212; 1/5219; № 26. – 1/5309; № 52. – 1/5420; № 91. – 1/5581; № 90. – 1/5582; № 137. – 1/5800; № 142. – 1/5827.
26. Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда: Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 2.08.1995г. № 409 // Собрание указов Президента и Постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995. - № 22. – ст.524; 1996. - № 30. – ст.792; Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998. - № 35. – ст.911; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002. - № 32. – 5/10103.
27. О трудовых книжках работников: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.1997г. № 1635 // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1997. - № 35. – ст.1095; 1999. - № 17. – ст.480; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000. - № 41. – 5/3037; 2001. - № 67. – 5/6374.
28. Об утверждении Примерной формы контракта нанимателя с работником: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2.08.1999г. № 1180 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999. – № 62. – 5/1417; 2000. - № 8. – 5/2409; № 56. – 5/3337; 2002. - № 30. – 5/10072; № 51. – 5/10357; 2004. - № 137. – 5/14714.
29. Положение о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками. Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.09.1999г. № 1476 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999. – 78. – 5/1741; 2000. - № 8. – 5/2409; 2002. - № 30. – 5/10072; 2004. - № 137. – 5/14714; № 172. – 5/15054.
30. Об утверждении порядка и условий предоставления и продолжительности творческих отпусков: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3.05.2000г. № 618 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000. - № 47. – 5/3123.
31. Об утверждении примерного перечня должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми нанимателем могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, и примерного договора о полной индивидуальной материальной ответственности: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2000г. № 764 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000. - № 53. – 5/3283.
32. Об утверждении Порядка предоставления и суммирования трудовых отпусков: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.07.2000г. № 1154 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000. - № 73. - 5/3725; 2001. - № 6. – 5/4975.
33. Об утверждении Порядка осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.10.2000г. № 1630 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000. - № 103. - 5/4377; 2001. - № 22. - 5/5300; 2003. - № 1. - 5/11685.
34. Положение о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь: Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001г. № 1589 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001. - №105. - 5/9329; №119. - 5/9578; 2002. - № 121. - 5/11345; 2003. - № 34. - 5/12146; № 35. - 5/12161; № 100. - 5/12988; 2004. - № 53. - 5/13967; № 144. - 5/14785.
35. Положение о порядке отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска. Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003г. № 1295 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003. - № 115. – 5/13172.
36. Положение о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003г. № 1297 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003. - № 115. – 5/13173.
37. Положение о порядке формирования и использования денежных средств фонда предупредительных (превентивных) мероприятий по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003г. № 1304 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003. - № 115. – 5/13180.
38. Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004г. № 30 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004. - № 8. – 5/13691.
39. О Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и дополнительный отпуск: Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 29.07.1994г. № 89 // Бюллетень нормативно-правовой информации, 1997. - № 14; № 23; 1998. - № 7; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999. - № 21. - 8/134; № 58. - 8/611; 2000. - № 17. - 8/2587; 2001. - № 18. - 8/4788; 2002. - № 38. - 8/7900.
компенсации морального вреда.
Заявление мотивировано тем, что 15 февраля 2002 г. между нею к ответчиком был заключен контракт, в соответствии с п. 1 которого она назначена на должность начальника планово-экономического отдела указанного предприятия сроком до 1 января 2003 г. с окладом 3500 руб. и премиальным вознаграждением 1,25% от прибыли (п. п. 6, 7 контракта). Дополнительным соглашением № 1 от 1 октября 2002 г. к контракту от 15 февраля 2002 г. были внесены изменения по п. п. 6, 7, а именно: был установлен оклад в размере 5000 руб. и увеличен процент вознаграждения от прибыли до 5%, в остальном контракт не изменялся. Приказом № 1-Б от 4 января 2003 г. в связи с окончанием срока действия контракта ей был установлен оклад с 1 января 2003 г. в размере 1890 руб. в месяц. 4 июня 2003 г. приказом № 43 она уволена с 5 июня 2003 г. по п. 12 ст. 81 ТК РФ (прекращение допуска к государственной тайне), на основании письма УФСБ по Тверской области от 5 января 2003 г.
По мнению истицы, контракт на определенный срок был изначально заключен с нею в нарушение требований ч. 5 ст. 58 ТК РФ, поскольку у работодателя не было достаточных оснований, предусмотренных ст. 59 ТК РФ, для заключения срочного трудового договора. Кроме того, ч. 4 ст. 58 ТК РФ предусматривает, что в случае, если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением ег
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества