Теория государства и права (ТГП) - готовые работы

ГлавнаяКаталог работТеория государства и права (ТГП)
fig
fig
Итак, правонарушение — это противоправное общест¬венно опасное виновное деяние (действие или бездей¬ствие) деликтоспособного лица, причиняющее вред ин¬тересам общества, государства и личности, за совер¬шение которого государством предусмотрено применение мер юридической ответственности к пра¬вонарушителю.
Объекты правоотношения — это ма¬териальные и нематериальные блага, по поводу которых субъекты права вступают в правоотношения и осуществляют свои субъективные права и юридические обязанности.
В юридической литературе различают несколько ви¬дов объектов правоотношений…..
Актуальность настоящей работы. В античном мире Древний Рим был самым крупным и могущественным государством с развитой правовой системой и государственностью. В период наивысшего могущества Древнего Рима подвластная ему территория простиралась от Британии до Северной Африки, от Пиренейского полуострова до Персидского залива. Само расположение Рима на Апеннинском полуострове давало большое экономическое преимущество, так как он занимал весьма удобную в экономическом и территориальном плане стратегическую позицию.
Следует подчеркнуть, что эксплуатация рабов и мелких землевладельцев, а также крестьян, являлись основой государственного строя Древнего Рима, его правовой системы в целом. Поэтому именно в Древнем Риме появилась знаменитая и уникальная система Древнеримского гражданского, цивильного права, основным моментом которой являлся установленный институт частной собственности.
Древнеримское право регламентировало все, что имело отношение к рынку: правовое положение граждан и организаций (тогда же возникло понятие юридического лица), порядок совершения договоров и иных сделок, статус собственника имущества и его правомочия, права и обязанности.
Однако, если о Древнеримском праве известно многое, то о развитии древнеримского государства сведения довольно противоречивы.
Актуальностью настоящей работы. Важность римского права никогда не ставилась под сомнение, поскольку оно явилось связующим звеном правовой мысли Древнего мира, Средневековья и Нового времени и послужило основой большинства западноевропейских правовых систем.
В античном мире Древний Рим был самым крупным и могущественным государством с развитой правовой системой и государственностью. В период наивысшего могущества Древнего Рима подвластная ему территория простиралась от Британии до Северной Африки, от Пиренейского полуострова до Персидского залива. Само расположение Рима на Апеннинском полуострове давало большое экономическое преимущество, так как он занимал весьма удобную в экономическом и территориальном плане стратегическую позицию.
Следует подчеркнуть, что эксплуатация рабов и мелких землевладельцев, а также крестьян, являлись основой государственного строя Древнего Рима, его правовой системы в целом. Поэтому именно в Древнем Риме появилась знаменитая и уникальная система Древнеримского гражданского, цивильного права, основным моментом которой являлся установленный институт частной собственности.
Древнеримское право регламентировало все, что имело отношение к рынку: правовое положение граждан и организаций (тогда же возникло понятие юридического лица), порядок совершения договоров и иных сделок, статус собственника имущества и его правомочия, права и обязанности.
Непреходящее значение римского права состоит также и в том, что оно является необходимой составляющей профессионального образования современного юриста, средством повышения его общего образования. Изучение римского права позволяет, с одной стороны, сконцентрировать внимание на сущности права, с другой, пробудить в каждом юристе дух творчества, без чего не может существовать истинное право и правовая наука.
Некоторый авторы указывают на то, что римское право складывалось в обстановке острой социальной борьбы, в которой приходилась от многого отказываться, сохраняя самое лучшее. Это, по их мнению, сформировало такие его черты, как строгость, жесткость правовой регламентации, рационализм и житейская мудрость. Подобные качества предопределили становление строгой юридической системы, связанной широкими принципами, объединяющими правовые нормы. Высказывается позиция, что римлянам с самого начала удалось выделить субстанцию права из сферы чувств, и, подчинив ее расчету, создать из права независимый от изменчивых субъективно-нравственных взглядов внешний организм.
Степень изученности проблемы. Полностью использовать потенциал римского права не позволяет отсутствие в отечественной юридической науке фундаментальных трудов, в которых глубоко и всесторонне разрабатывались бы проблемы генезиса римского гражданского права и процесса, исследовалось значение их рецепции в современном законодательстве. Известно, что работы по римскому праву в основном посвящены проблемам регулятивного (материального) права, в частности, гражданского, семейного. Менее исследованы и освещены гражданские процессуальные проблемы. Восполнить, хотя бы отчасти, этот пробел и призвана данная работа.
Римское право представляет собой не просто право давно отжившего народа, а общую теорию гражданского права и процесса, совершенную юридическую форму, которую сменяющие друг друга народы наполняют новым содержанием. Поэтому углубленное изучение римского права и процесса может способствовать появлению в российском праве новых юридических форм, что особенно важно в период реформирования гражданского и гражданского процессуального законодательства Российской Федерации.
Цель данной работы – анализ государственного строя и права Древнего Рима.
Задачи работы:
- изучить хронологию развития римского государства;
- провести анализ особенностей государственной структуры Рима в период республики;
- исследовать особенности римского права;
- рассмотреть влияние римского права на современное право.
Объект и предмет исследования. Предмет исследования – особенности государственного строя и права Древнего Рима. Объектом исследования источники и труды ученых, разрабатывающих проблему государственного строя и права Древнего Рима.
Методология исследования. Методологической основой исследования послужили методы диалектического познания, общенаучные методы: системный, анализ. Кроме того, в рамках научного исследования использовались сравнительно-правовой метод, формально-юридический, логический.
Научная новизна исследования. В представленной работе подвергнута комплексному изучению проблема государственного строя и права Древнего Рима.
Структура работы. Настоящее дипломное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Актуальность настоящей дипломной работы. В последнее время в юридической науке уделяется все большее внимание развитию направления исследований, которое получило название «парламентское право». И хотя споры о статусе этого направления в системе правоведения, о круге относящихся к его ведению проблем (очевидно, такие споры на первых этапах неизбежны) продолжаются, общепризнано, что парламентская теория и практика существенно важны для дальнейшего развития юридической науки.
Как показывает история, демократический, парламентский путь развития с разделением властей, обеспечением прав человека характеризуется государственной стабильностью, преемственностью и одновременно прогрессом. В то же время в государствах, где не приняты указанные атрибуты демократии, смена власти, как правило, сопровождается революциями, потрясениями и прочими состояниями нестабильности. Не является исключением в этом плане и история российской государственности. Поскольку одна из важнейших функций парламента — обеспечение представительства народа в публичной власти, парламентаризм как явление общественное способствует снижению социальной напряженности, а саму власть делает легитимной. Вместе с тем, являясь определенной системой организации государственной власти, для которой характерно разделение властей, верховенство закона, парламентаризм служит своего рода инструментом народовластия.
Несомненно, что фактором, стимулировавшим активизацию этого направления, явились становление парламентаризма и развитие институтов парламентской демократии в новых независимых государствах, в том числе в России. Давая оценку в исторической ретроспективе, можно утверждать, что парламент в России состоялся как важный политико-правовой институт и стал фактором стабилизации общества. Парламентаризм вошел в политическую культуру России, превратился в один из элементов российской политической реальности. Понимание парламентаризма как ценности и признание этой ценности широкими массами чрезвычайно важно.
Интенсивная парламентская практика, во-первых, позволила обратиться к изучению таких явлений государственно-правовой действительности, которые ранее не охватывались проблематикой правоведения, во-вторых, помогла взглянуть под особым углом зрения на ряд традиционных проблем конституционного права, в-третьих, потребовала методологических и учебно-методических разработок в области парламентоведения. В обновленном виде предстало соединение эмпирического уровня парламентских исследований с конституционной теорией среднего и высшего уровня.
Парламент – общенациональное представительное учреждение демократического общества. Согласно теории разделения властей парламент как носитель верховной законодательной власти занимает привилегированное положение в системе высших органов государственной власти. По демократическим конституциям парламент является верховным законодательным органом государства, однако в действительности его реальные полномочия иные.
В парламентарных странах парламент подвержен эффективному воздействию со стороны правительства. В президентских республиках парламент более независим, но и здесь президенты располагают богатым арсеналом средств воздействия на него.
Парламентаризм – особая система государственного руководства обществом, характеризующаяся разделением труда, законодательного и исполнительного, при привилегированном положении парламента.
Парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные и взаимообусловленные, но отнюдь не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента, это – высшее качество парламента. Парламент может существовать без существенных элементов парламентаризма, что характерно для авторитарных режимов.
Юридическим выражением парламентаризма является контроль парламента за деятельностью правительства, который по-разному осуществляется в парламентарных странах и президентских республиках.
Степень научной разработанности темы исследования. Рост числа научных публикаций (монографий, книг и статей в специализированных юридических изданиях) за последнее десятилетие однозначно свидетельствует о неподдельном интересе исследователей и ученых к теме парламентского контроля. Отдельного монографического исследования парламентского контроля за рубежом в настоящий момент нет. Тем не менее, существует большой массив литературы, так или иначе затрагивающий данную проблематику, носящий, однако, фрагментарный характер.
Целью исследования является определение на основе комплексного системного анализа действующего особенностей правового механизма парламентского контроля за рубежом.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих основных задач:
— проведение комплексного анализа научно-теоретического материала, посвященного концепции парламентского контроля;
— уточнение и выработка авторского определения понятия парламентского контроля;
— исследование и выявление структуры парламентского контроля в различных странах;
— изучение и научный анализ опыта становления и развития института парламентского контроля в зарубежных странах;
— исследование возможности эффективного применения опыта зарубежных стран.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации контрольных полномочий субъектов парламентского контроля.
Предмет исследования составляют нормы конституционного, административного и финансового права, регламентирующие правовой механизм осуществления парламентского контроля.
Методологическую основу исследования составили современные общенаучные и специальные методы познания, в частности: анализ, синтез, системный, социологический, историко-юридический, аксиоматический, метод сравнительного правоведения, анализа документов и т.д.
Источниковедческую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных авторов по конституционному, парламентскому, финансовому и административному праву, теории и истории государства и права.
Структура работы: настоящее дипломное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Виды правоотношений выделяются на основании их общих признаков, в зависимости от которых проводится их классификация и выделение различных классификационных групп правоотношений.
1. В зависимости от отраслевой принадлежности выделяются: конституционные, или государственно-правовые, гражданские, гражданско-процессуальные, уголовные, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, административные и другие правоотношения. Эта классификация наиболее наглядно проявляется в практической деятельности. Так вступая в правоотношения, регулируемые нормами гражданского права (отношения собственности, обязательственные, наследственные), субект вступает в гражданско-правовые отношения. В случае совершения преступления, то есть деяния, запрещенного нормами уголовного права, возникают уголовно правовые отношения, заключающиеся в привлечении к ответственности виновного лица. При заключении трудового договора согласно нормам трудового права возникают трудовые правоотношения и т д. Правоотношения выделяемые в рамках отраслей права имеют те же общие признаки и структуру рассмотренные выше, но специфика содержащихся в них прав и обязанностей зависит от содержания норм конкретной отраслиправа. При выделении правоотношений по отраслевой принадлежности большое значение имеет деление их на материально-правовые и процессуальные. «Материальные правоотношения возникают на основе норм материального права и регулируют общественные отношения непосредственно, как бы накладываются на них путем предоставления субъектам прав и обязанностей. Процессуальные правоотношения возникают на основе процессуальных норм и носят организационный, управленческий характер, т.е. предусматривают процедуру реализации прав и обязанностей субъектов» . процессуальные правоотношения возникают тогда когда необходимо в принудительном порядке осуществить права и обязанности субъектов, обратившись для этого в судебные органы. Например гражданские процессуальные отношения возникают в случае обращения лица за защитой своего права, вытекающего из какого либо материального правоотношения, уголовно-процессуальные отношения оформляют процедуру привлечения к ответственности лица, совершившего преступление и назначения ему судом наказания, тем самым реализуя права и обязанности сторон в уголовных правоотношениях.
Социальная норма представляет собой правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе развития общества и регламентирующее поведение людей, социальных групп, организаций в их взаимоотношениях между собой. «Целостная, динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечение согласованного взаимодействия людей, прав человека. Система социальных норм отражает достигнутую степень экономического, социально-политического и духовного развития общества, в них находят отражение качество жизни людей, исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти» .
Социальным нормам присущи следующие признаки.
1. Нормы являются общими правилами, рассчитанными на неоднократное применение. Они обращены к неопределенному кругу лиц и действуют непрерывно во времени.
2. Нормы определяют границы возможного и должного поведения. Они могут разрешать или запрещать совершение определенных действий, определяя, таким образом, социально полезное и социально вредное поведение.
3. Нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей. «Одни социальные нормы создаются целенаправленно для обеспечения регулирования общественных отношений, другие возникают в многократно повторяющихся актах поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании, и т.д» . Социальные нормы всегда тем или иным образом связаны с волей и сознанием людей
4. Названные нормы регламентируют формы социального взаимодействия людей, т. е. направлены на регулирование общественных отношений возникающих между людьми и организациями в обществе. Они являются средством контроля за поведением людей.
5. Социальные нормы, возникая в процессе развития и функционирования общества, являются отражением указанных процессов. Виды и характер социальных норм тесно связан с уровнем культуры в обществе, историческими особенностями, системой ценностей, присущих данному обществу. В качестве примера можно привести различия в содержании социальных норм европейского (христианского) и азиатского (мусульманского) общества.
Актуальность курсового исследования обусловлена тем, что в России длительное время понятие закона ассоциировалось исключительно с единоличной волей «государя». Сам характер правотворческой деятельности не способствовал выработке конституционного понятия закона, его надлежащей семиотической репрезентации. Как из рога изобилия сыпались грамоты, указы, уставы, положения, регламенты, артикулы, рескрипты, циркуляры, инструкции – все это не отличалось какой-либо родовидовой сбалансированностью, переплеталось самым неожиданным образом, функционировало без какой-либо последовательности. Дошло было до того, что законом считалось устное распоряжение («указ») Императора.
Актуальность темы. Глубокое и всестороннее изучение государства и права неизбежно предполагает использование дифференцированного подхода к исследуемой материи. Это означает прежде всего необходимость рассмотрения их не только в качестве исторически существовавших и существующих явлений как таковых, выявления их общих родовых черт, но и важность изучения их в более конкретном и в более приближенном к реальной исторической действительности плане. С теоретической и практической точек зрения весьма важным представляется не только более полное и точное определение того, что такое государство "вообще", какими специфическими признаками и чертами они обладают и чем они как социальные институты отличаются от других социальных институтов. Не менее важным является установление того, каким было государство на различных этапах развития общества.
Ι. Введение.
Теория государства и права не изучает социальной и экономической организации народа, а предоставляет эти разряды явлений другим наукам — политической экономии, социологии и социальному учению о государстве. Только правовая организация народа, а не экономическая и социальная, составляет предмет исследования государственного права. Но всякое государство необходимо состоит из трех составных частей: из народа, территории, которую он занимает, и органов власти. Эти три составные части связаны неразрывным единством в государстве как целом. Наука изолирует каждую из этих частей, представляющую и в отдельности конкретную реальность, и подвергает ее самостоятельному исследованию. Составные части государства называются его элементами, а отдел государственного права, который заключает учение о них, известен под именем учения об элементах государства.
Логически правильное определение государства должно не только заключать в себе все элементы, из которых состоит определяемый предмет, но и давать синтез их, т. е. представлять их в необходимом единстве. Следуя этим основным требованиям логики, мы должны признать, что государство есть правовая организация оседлого на известной территории народа, находящая свое завершение в органах государственной власти.
Цель данной работы - рассмотреть понятие и сущность государства, и национальное строение общества.
II. Понятие государства. Основные подходы к его пониманию.
Термин «государство» в русском языке происходит от слова «государь» (князь, царь, обладающие властью). В сербском языке «держава». Этот термин имеет место и в русском, используется обычно в торжественном, возвышенном смысле. Термином «держава» обозначается и символ высшей власти русских монархов. Он представлял собой шар с крестом наверху.
Государство в истории политической мысли понималось и определялось различным образом. И в современной научной литературе существуют разные подходы к его пониманию.
1. Теологический подход. Согласно христианскому учению, государство – божественного происхождения. «Дар власти – от бога», - сказано в послании римского папы Льва XI («Новые дела). Целью власти является не преимущество правителя, а благо тех, кем он правит, а также мир, добрый порядок. Государство должно оберегать частную собственность, уважать права, чьи бы они ни были, оберегать рабочих от жестокости хищных хозяев и т.д.
2. Юридический подход. Он состоит в том, что государство рассматривается как юридическое лицо, юридическая персонификация нации. Нормативист Г. Кельзен рассматривает государство как воплощение права, персонифицированного права народа. Власть есть само право.
3. Классический подход. Он понимается как совокупность трех элементов: власть, территория, население.
4. Кибернетический подход. Этот подход состоит в том, что государство рассматривается как определенная система, в рамках которой движется информация с прямыми и обратными связями
5. Социологический подход. Он заключается в том, что государство – явление социальное, существует только в обществе, тесно с ним связано, им предопределенно. Однако здесь наблюдается два течения. Согласно первому государство отожествляется с обществом, государство есть само общество, особым образом организованное. Второй вариант состоит в том, что государство – относительно самостоятельная организация, не совпадающая с обществом, самостоятельный институт. Это современный подход, основывающийся на четком разграничении гражданского общества и государства.
Введение
Право представляет собой сложную и многообразную систему юридических норм, общих правил поведения, распространяющихся на большой круг лиц и ситуаций и функционирующих относительно длительный период времени.
В первой главе данной курсовой работы мною четко даны и определены таких понятий как «норма права» и «правовые отношения».
Во второй главе данной работы мною был охарактеризован процесс анализа норм права вообще, а так же раскрыт один из его видов – толкование.
В третьей главе я провожу анализ соотношения нормы права и правовых отношений, а так же вношу предложения по изменению норм права для урегулирования правовых отношении.
Цель написания моей работы рассмотреть и охарактеризовать такие понятия как нормы права и правоотношения.
Для достижения сформулированной цели в работе поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать норму права и правоотношения ;
- провести анализ основных положений.
1. Общие положения о правовой норме и правовых отношениях
1.1. Понятие и характерные черты норм права
Правовая норма - это исходный элемент, первичная "клеточка" права. Ее назначение состоит в регулировании отношений между людьми, в закреплении порядка их движения и развития. Достигается это с помощью властного воздействия на волю и сознание индивидов путем выражаемого в категорической форме указания, как возможно или необходимо вести себя в той или иной жизненной ситуации. Норма права - это установленное и обеспеченное государством правило поведения людей по отношению друг к другу, указатель того, какие поступки люди должны или могут совершать, а какие нет, а также иные юридические правила, определяющие общие организационные основы и принципы регулирования человеческого поведения.
Регулирующая роль норм права выражается как в том, что лицо, орган, организация действуют в соответствии с ее предписаниями или требуют от других субъектов соответствующего поведения, так и в том, что нарушение ее требований вызывает применение мер воздействия на правонарушителя. Если в первом случае норма выступает как масштаб, мера поведения, образец определенных отношений, то во втором - это средства оценки того или иного поступка в качестве правомерного либо неправомерного, основа для привлечения правонарушителя к юридической ответственности. Кроме того, правовая норма - это предостережение потенциальным правонарушителям, что в случае ее нарушения будут применены меры государственного воздействия .
Норма права - не просто констатация факта или отражение действительности, не рекомендация, пожелание либо призыв. Это государственное повеление, имеющее категорический характер, предписание, как люди должны или могут вести себя в конкретной жизненной обстановке. Любая правовая норма является велением в силу того, что она издана либо санкционирована властным органом, является олицетворением государственной воли, выступает как общеобязательное предписание, охраняемое от нарушений предусмотренными государством мерами принудительного воздействия. За ней стоят сила и авторитет государства.
Правовая норма не только обязывает, но и предоставляет права. Наделяя личность или иных субъектов права правомочиями, она остается велением в том смысле, что такие правомочия провозглашаются государством, охраняются и обеспечиваются специальными мерами правового воздействия. Кроме того, любому правомочию соответствует властное указание по отношению к другим лицам и органам обеспечить своими действиями (либо, наоборот, воздержанием от них) осуществление такого правомочия.
Юридическая норма - это правило общего характера. Она рассчитана не на какой-либо конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств и тем самым на определенную категорию общественных отношений (правила заключения гражданско-правового договора, процедура разрешения хозяйственного спора, порядок приема на работу и т.д.). В ней даются общие, типичные варианты поведения людей, которые наиболее полно и последовательно отвечают интересам социальных слоев, осуществляющих руководство в обществе.
Общий характер правовой нормы означает, во-первых, что она рассчитана на свое осуществление всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой, что она не прекращает свое действие после однократного применения, а действует постоянно и непрерывно. Например, под действие норм Уголовного кодекса подпадают как все уже совершенные преступления определенного вида, так и возможные в будущем деяния, соответствующие признакам той или иной нормы. Во-вторых, общий характер нормы характеризуется персональной неконкретностью адресатов - она распространяет свое действие не на индивидуально определенных, а на любых лиц, которые вступают или могут вступать в правоотношения на ее основе, адресована, как правило, кругу лиц, определяемых общими признаками (граждане, депутаты парламента, пенсионеры, фирмы и т.д.). Именно в силу этих свойств правовая норма выступает единым масштабом, мерой человеческого поведения.
В отличие от нормы права так называемый индивидуальный правовой акт (например, решение арбитражного суда по конкретному делу, договор дарения), основываясь на норме, разрешает тот или иной конкретный случай, имеет разовое значение, касается индивидуально определенных лиц или иных субъектов права. Так, если установленный трудовым законодательством общий порядок приема на работу представляет собой норму, то приказ директора предприятия о приеме на работу гражданина есть индивидуальный акт.
По отношению к одному лицу правовая норма - правило поведения обычно выступает в форме требования совершить определенное положительное действие (позитивная обязанность), запрещения тех или иных поступков (негативная обязанность) либо предоставления возможности вести себя соответствующим образом (правомочие). Однако любая такая норма касается по крайней мере двух субъектов уже в силу того, что она регулирует общественное отношение, в котором предполагается наличие, как минимум, двух сторон. При этом она устанавливает для одной стороны должное поведение, охраняемое принудительной силой государства, а для другой - гарантированное государством возможное поведение, для одной стороны обязанность, а для другой - правомочие . В этом и заключается двусторонний, предоставительно-обязывающий характер правовой нормы. Так, праву гражданина на получение пенсии соответствует обязанность пенсионного органа назначить и выплачивать пенсию, а обязанности гражданина давать свидетельские показания на суде - право суда вызвать гражданина в качестве свидетеля.
Правовые нормы всегда существуют в определенном формально закрепленном виде в законах и подзаконных нормативных актах, а также иных официальных источниках права. Поэтому такие нормы, будучи официальными, общеобязательными предписаниями государственной власти, представляют собой формально определенные правила. Этим признаком обусловлен тот факт, что правовые нормы формулируются в виде точных и достаточно детализированных правил, что способствует их правильному пониманию и применению.
Внутреннее строение правовых норм, их деление на составные части и связь этих частей между собой составляют их структуру. Эта проблема пока еще не нашла единообразного разрешения в юридической науке. Ряд теоретиков полагают, что нормы права делятся на три части: гипотеза - указание на условия, при наличии которых норма должна осуществляться; диспозиция - определение самого правила поведения (юридической обязанности либо правомочия) и санкция - меры принуждения, применяемые при нарушении предписаний диспозиции. Другие же, в том числе и автор настоящей главы, придерживаются иной точки зрения.
Специализация норм, различие их характера и назначения в регулировании предопределяют тот факт, что отдельные нормы имеют несовпадающие части, что нет единой универсальной модели структуры, свойственной всем юридическим нормам.
Право направлено на выполнение двух основных задач: это положительное регулирование отношений, регламентирование правомерных поступков, а также охрана правовых предписаний от нарушений . Наличие указанных задач предопределяет разделение всех норм - правил поведения на два основных вида - нормы позитивного регулирования и правоохранительные нормы. Первые устанавливают права и обязанности творческого, организующего характера, направлены на регулирование правомерного поведения, формулируют положительные веления в праве (право на предпринимательство, на наследство, обязанность платить налоги и т.д.). Правоохранительные нормы, будучи отрицательной реакцией государства на неправомерное поведение, предусматривают меры государственного принуждения к правонарушителям (нормы уголовного права, меры взыскания за неисполнение договора и т.п.). Правоохранительные нормы, предусматривающие юридические санкции, обеспечивают исполнение предписаний норм положительного регулирования.
Указанные виды норм, выполняя разные функции в правовом регулировании, имеют несовпадающую структуру. Так, нормы положительного регулирования состоят из двух самостоятельных частей - гипотезы и диспозиции. Гипотеза указывает на условия, при наличии которых норма должна осуществляться, определяет сферу ее действия. Диспозиция формулирует права и обязанности участников общественных отношений (что они могут или должны делать) в условиях, предусмотренных гипотезой нормы. Так, абз. 1 ч. 6 ст. 114 ГК РФ устанавливает правило о том, что в случае принятия решения об уменьшении уставного фонда (гипотеза) предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов (диспозиция).
Правоохранительная норма также состоит из двух элементов: диспозиция (указание на правонарушение, его признаки) и санкция (меры юридической ответственности за правонарушение, предусмотренное в диспозиции).
Санкции, сформулированные в правоохранительных нормах, бывают различных видов. Одни из них предусматривают меры "штрафного", карательного свойства. Они состоят в лишении правонарушителя каких-либо благ (лишение свободы и др.), в наложении на него особых обязанностей (штраф и др.), во властном осуждении и порицании его противоправного поведения (выговор и др.). В зависимости от видов правонарушений такие санкции делятся на уголовные, административные, дисциплинарные и иные.
Другие санкции определяют меры, принимаемые органами государства в целях, прежде всего, восстановления нарушенного правопорядка. Таковы принудительное исполнение невыполненной обязанности (например, взыскание долга), возложение обязанности возместить причиненный имущественный ущерб, отмена незаконного акта, признание сделки недействительной и др.
ВВЕДЕНИЕ
В теории права для систематизации, выделения общих признаков и особенностей национальных систем права различных государств были введены понятия правовых систем или семей права. Это позволило объединить ряд стран в одну группу по общим признакам. Одной из таких правовых семей является англосаксонская или семья общего права.
Англосаксонская правовая семья имеет глубокие исторические корни и является одной из основных правовых семей, изучаемых в сравнительном правоведении и теории государства и права.
Англосаксонская правовая семья, несмотря на свои принципиальные особенности, которые абсолютно не характерны для российского права, за всю историю эволюции доказала свою жизнеспособность и эффективность.
Целью настоящей работы является анализ основных характеристик семьи общего права.
В соответствии с целью в работе ставятся следующие задачи:
- анализ исторической ретроспективы развития англосаксонского права;
- рассмотрение характерных черт семьи общего права;
- выявление особенностей правовой системы США, входящей в систему рассматриваемой правовой системы.
Методологической основой работы являются нормативно-правовой, системно-структурный и диалектический метод. Исследование поставленных задач ведется в работе также с позиций историзма. Их применение позволило исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.
Объектом исследования является система позитивного права англосаксонской правовой семьи.
Теоретической основой исследования послужили труды многих выдающихся правоведов: Давида Р., Жоффре-Спинози К., Нерсесянца В. С., М. Н. Марченко., Матузова Н.И., Саидова А.Х., Лазарева В.В., посвященные сравнительному правоведению и анализу основных правовых систем современности.
Глава 1. История возникновения англосаксонской правовой семьи (семьи общего права)
В каждой стране действует свое право — своя национальная (национально-государственная) система позитивного права, имеющая свою специфику и индивидуальные особенности. Вместе с тем эти различные национальные системы права можно объединить в ряд групп (правовых общностей, типов), каждая из которых включает в себя несколько «родственных» (близких по своему генезису и правовым характеристикам) национальных систем права.
Известный французский юрист-компаративист Р. Давид, специалист в области сравнительного права (сравнительного изучения права, сравнительного правоведения), подобные группы однородных национальных систем позитивного права обозначил как «правовые семьи», «семьи систем права» . Это наименование широко используется и в нашей литературе.
Им же была предложена следующая классификация «правовых семей современного мира»: 1) романо-германская правовая семья, 2) семья общего права, 3) семья социалистических систем права, 4) философские или религиозные системы.
В силу разновременности возникновения и развития права в разных странах и регионах мира, а также целого ряда других факторов различные национальные системы права в современном мире отличаются различным уровнем правовой развитости, т.е. различной степенью и мерой наличия и выражения в них (с учетом национальной специфики, традиций, своеобразия культуры, состояния общества, экономики и т.д.) единых, общеправовых (по сути — европейско-правовых) начал и положений.
И сегодня национальные системы действующего права стран Западной Европы (и их модификации в целом ряде европоязычных стран — в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и др.) отличаются наиболее высоким уровнем правовой развитости. Они все еще остаются ориентиром для остальных национальных систем права и продолжают определять направления дальнейшего развития права во всем мире.
Англосаксонская правовая семья (или как ее называют иначе – семья общего права) - эта правовая семья включает в себя национальные системы права Англии, США, Северной Ирландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии. В нее входят и системы права ряда других азиатских и африканских стран — бывших английских колоний.
Общее право (Common Law) представляет собой систему, несущую на себе глубокий отпечаток его истории, а история эта до XVIII в. была исключительно историей английского права. Она шла тремя путями: путем формирования общего права, дополнения его правом справедливости (Equity Law) и толкования статутов (Statute Law).
По своему происхождению данная правовая семья восходит к английскому праву, относящемуся к периоду после нормандского завоевания Англии (1066 г.). В истории английского права принято выделять четыре периода :
1) период англосаксонского права — до нормандского завоевания Англии; в это время в каждой части страны действовало свое местное право и отсутствовало «общее право» (общее для всей Англии право, общеанглийское право);
2) период становления «общего права» (от 1066 г. до установления династии Тюдоров в 1485 г.), которое сопровождалось преодолением местного обычного права;
3) период утверждения и расцвета «общего права» (1485—1832 гг.); в это время возникает и так называемое «право справедливости»;
4) период сочетания «общего права» с государственным законодательством (с 1832 г. до наших дней).
Общее право было создано после нормандского завоевания королевскими судами Англии (эти суды именуются Вестминстерскими судами по месту их заседания с XIII в. в Вестминстере). Это новое общеанглийское право формировалось судебной практикой королевских судов постепенно — от решения к решению. Совокупность таких конкретных решений, обязательных в качестве прецедента для последующих судебных решений по сходным делам, и составила общее для всех английских судов право.
Таким образом, англосаксонское право возникло в результате накопления совокупности прецедентов. Бесспорно, общее право — это система казусных правил, находящихся в основе конкретных судебных решений, которые имеют значение прецедента, имеющий общеобязательную силу для других судебных инстанций при разрешении подобных дел.
Королевскими судами в процессе эволюции обычного права были заимствованы положения местных правовых обычаев, которые были усовершенствованы в процессуальном смысле. Римское право не оказало большого влияния на англосаксонское право, как это было в странах Романо-германской правовой системы.
В XV—XVI вв. одновременно с прецедентным правом складывается так называемое «право справедливости», которое состояло из лорда-канцлера по определенным казусам на основе доктрины «справедливости», которая дополняла или корректировала правовые принципы и правила общего права. Многие положения доктрины «справедливости» были заимствованы из римского и канонического права. В 1616 г. был достигнут компромисс между судами общего права и судом лорда-канцлера, согласно которому сохранялась юрисдикция лорда-канцлера, но она впредь не должна была расширяться за счет судов общего права, причем юрисдикция канцлеровского суда должна была осуществляться в соответствии с прецедентами «права справедливости».
Такой компромисс определил дальнейшую двойственную природу общего права. После судебной реформы 1873—1875 гг. эта двойственность была преодолена: прецедентное право и «право справедливости» было объединено и решено было применять их в совокупности без какого-либо разграничения.
Англосаксонское право получило большое распространение в мировом масштабе. Однако следует учитывать и исторические, и географические, и социально-политические факторы, которые отразились на общем праве и выразились в ряде особенностей для других стран.
Рецепция англосаксонского права в США датируется с 1607 г. (по дате образования первой английской колонии). Знаменитым судебным решением по делу Кальвина в 1608 г. было определено, что английское право применяется с оговоркой «в той мере, в какой его нормы соответствуют условиям колонии».
Американская революция выдвинула на первый план идею самостоятельного национального американского права, порывающего со своим «английским прошлым». Принятие федеральной писаной Конституции 1787 г. и конституций штатов, вошедших в состав США, было первым и важным шагом на этом пути. Предполагался полный отказ от английского права, а вместе с ним от принципа прецедента и других характерных черт общего права. В ряде штатов были приняты уголовные, уголовно-процессуальные, гражданские и гражданско-процессуальные кодексы, запрещены ссылки на английские судебные решения, вынесенные до принятия Декларации независимости.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества