Теория государства и права (ТГП) - готовые работы

ГлавнаяКаталог работТеория государства и права (ТГП)
fig
fig

Цель курсовой работы исследовать сущность, признаки и виды законов, проанализировать соотношение понятий закон и право, также рассмотреть такие категории, непосредственно связанные с темой работы, как правотворчество и юридическая техника.
Выполнение поставленной цели достигается путем решения ряда задач:
?    рассмотреть понятие закона, его основные признаки, и виды;
?    изучить   порядок принятия  законов в Республике Беларусь;       
?    выявить  принципы толкования закона;
?    осветить некоторые вопросы характеристик закона и права, процедуру правотворчества;
?    охарактеризовать закон как источник права, выявить сущность соотношения права и закона;
?    раскрыть понятие и виды юридической техники.
 

Право на жизнь не является элементарным отражением всех других прав человека, а имеет собственное социальное содержание, синтезируя все другие права и свободы в самом главном и ценном.
Сознавая некоторую упрощенность подобного подхода, тем не менее, справедливо выдвигать тезис о том, что право на жизнь предполагает право человека на достойное человеческое существование. Реализация права на жизнь требует гарантий и других прав человека, прежде всего, права на труд, образование, здравоохранение и т.п.
Безусловно, с точки зрения теории правового государства в идеале – правовое государство возможно только в том случае, если законы соблюдает сама власть. Од-нако, в современном мире правовыми государствами можно назвать только Сканди-навские страны, не российское, ни тем более американское общество в полной мере гражданским не назовешь, пока оно остается пассивным объектом манипуляций со стороны власти с той лишь разницей, что Россия упрачивает, а США утрачивает свои мировые позиции.
Закончить рассмотрение вопроса хотелось бы словами английского политоло-га Р. Саква: «Незавершенная демократизация в России породила некий гибрид, со-единивший и демократию и авторитаризм».
Актуальность рассматриваемой в работе проблемы определения и изучения содержания понятия «юридический процесс» определяется необходимостью преодоления негативных тенденций в обществе, ориентацией на приоритет общечеловеческих ценностей, построением правового государства на демократических принципах, как это установлено Конституцией РФ.
Роль процедурных и процессуальных норм в современном государстве резко возрастает - правовой режим в нашей стране должен, прежде всего, определяться технологией реализации юридических предписаний. В нашем государстве важнее определиться не в том, что нужно делать, а в том, каким образом это делать (В. М. Горшенев). Ответ на этот вопрос и должна дать конструкция юридического процесса, объединяющая различные правовые процедуры и судопроизводства.
Значение рассматриваемых в данной работе вопросов состоит в том, что Россия, становясь на путь стабильности и формирования условий для поступательного экономического и социального развития, прочно входит в международное правовое пространство. И какими бы не были внутренние трудности, ограниченные ресурсы, настала острая необходимость возрождения и развития в России правовой культуры.
В современной правовой науке юридический процесс получил достаточно широкую трактовку и связывается не только с правоприменением, но и с правотворчеством. Законодательный процесс осуществляется на основе соответствующего регламента и рассматривается как разновидность юридического процесса, поскольку регламент содержит процессуальные нормы, регулирующие порядок законодательной деятельности.
В правовом государстве или в государстве, которое стремится стать правовым, вся деятельность органов и должностных лиц должна быть организована так, чтобы она протекала в определенных правовых формах, то есть по заранее установленным юридическим правилам. Таким образом, одним из первых гносеологических шагов к правовому государству становится изучение феномена юридического процесса.
В российской юридической науке проблема феноменологии и типологии процесса впервые была сформулирована в классических дореволюционных трудах И. Я. Фойницкого, Н. Н. Розина, П. И. Люблинского и др. Попытка ее решения на основе марксистского учения предпринималась Н. Н. Полянским, М. А. Чельцовым, М. С. Строговичем, В. П. Нажимовым. С 90-х годов XX века намечается новая система взглядов о типах и формах процесса (Ю. В. Мещеряков), активно отстаивается идея состязательности (Э. Ф. Куцова, А. М. Ларин, И. Л. Петрухин, В. М. Савицкий и др.), появляются специальные исследования состязательной формы, типа процесса (С. Д. Шестакова, К. Б. Калиновский). Однако эти отдельные и разрозненные попытки не могли заполнить многолетний вакуум в науке. Масштабность проблемы требовала масштабных исследований. Таким исследованием стала докторская диссертация А. В. Смирнова , результаты которой увидели свет в двух монографиях: «Модели уголовного процесса» (СПб., 2000) и «Состязательный процесс» (СПб., 2001). Эти работы энциклопедического характера не только систематизируют все разновидности юридического процесса, но и открывают путь для формирования философии и социологии юридического процесса.
Большой вклад в создание учения о юридическом процессе как особой системе обеспечения режима законности внес В. М. Горшенев .
Цель нашего исследования: изучить и сформулировать юридическое определение феномена юридического процесса, выявить каковы его место и назначение в правовой практике.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить содержание и научно-практическую специфику понятия «юридический процесс»;
2. Проанализировать различные виды типологий юридического процесса;
3. Выявить проблемы и противоречия многообразия классификаций юридического процесса;
4. Описать стадии и юридического процесса как упорядоченного комплекса социального бытия.
Курсовая работа состоит из введения, трех частей, заключения и библиографии.
Прежде всего, следует отметить, что содержание гегелевского политико-правового учения (право, государство, общество и т. п.) относится к ступени объективного духа, представляет собой его объективацию, обнаружение, образование; политико-правовая теория Гегеля, систематически разработанная им как философия права, есть именно философское учение об объективном духе, философский анализ объективного духа. Иными словами, хотя общество, государство, право относятся к ступени объективного духа, однако в учении Гегеля они освещаются и оцениваются с позиций абсолютного духа. Отметим, что философский подход Гегеля к сфере объективного духа (общество, государство, право, политика и т. д.) предполагает повторение принципов, моделей и правил его диалектики в данной области исследования, поскольку здесь метод расширяется уже в систему.
Нормативный юридический акт-разновидность правового акта. В данной плоскости нормативный акт представляет собой документ, формально закрепляющий нормативные предписания .
Такой угол зрения на нормативные юридические акты позволяет установить при их освещении все те признаки и дать все те характеристики, которые свойственны правовым актам в целом (выраженность в словесно-документальном виде, волевой характер, конституирование и фиксирование в акте исходного содержательного элемента правовой системы – норм). Здесь могут быть решены некоторые общие вопросы, которые имеют значение для всех правовых актов, в том числе нормативных, вопросы о расхождении воли и волеизъявления, способах выражения и закрепления волеизъявлений, толкований правовых актов-документов.
Вместе с тем нормативный юридический акт-это особая разновидность правового акта. Он принадлежит к специфическому типу актов – к официальным актам компетентных органов, выражающим волю государства. Нормативный юридический акт издается только правотворческим органом – государственным органом или (по уполномочию государства, с его санкции) общественной организацией. При этом во всех случаях он выражает волю государства. Отсюда его властность, официальность, авторитарность. Как официальный акт, в котором заключена воля государства, нормативный юридический акт должен:
Введение
Вопрос об актуальности психологической теории происхождения государства нельзя рассматривать однозначно. С одной стороны, это весьма оригинальный подход к пониманию сущности государства, с другой же - спорная и неоднозначная теория. В ней нет чёткости марксистского подхода, структурности органической… Она основывается на другом - на психике человека. Психика (от греч. psychikos — душевный), совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики — сознание — присуща человеку. Изучается психологией. Психика человека раскрывается в данной теории как особый механизм, способный развивать в человеке самосознание, способный создать такую сложную структуру как право, государство. Общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.
Согласно этой концепции появление государственности связано с действием нескольких факторов:
Во-первых, прежде всего это потребность людей жить в социуме.
Во-вторых, это связано с проявлением особых свойств человеческой психики: потребностью некоторых людей во власти над другими, стремлением одних подчиняться, подражать, а других – подчинять, быть образцом для подражания.
В-третьих, причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная. Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство.
В-четвертых, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства – психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство – продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющей данные решения.
Этих взглядов придерживались такие ученые и деятели в области юриспруденции, социологии и психологии как Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931),Жан Габриель Тард (1843-1904), Зигмунд Фрейд (1865-1939), Н.М. Коркунов (1853-1904), Дж.Ф.Мейтленд-Джонс.
Центральной составной частью процесса совершенствования политической системы в России является реорганизация механизма государственной власти. Качественно новый элемент здесь - реализация концепции местного самоуправления, которое, как показывает опыт многих развитых стран, является необходимой структурой демократического режима в правовом государстве. Охватывая своими институтами почти все стороны демократической организации местной жизни, местное самоуправление дает возможность рациональным способом децентрализовать многие функции государственной власти, перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, тем самым, стимулируя активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям.
Российское государство традиционно отличалось высокой степенью централизации управления. Но ни один из периодов в истории Российского государства нельзя считать свободным от элементов самоуправления. Но даже в периоды наивысшего расцвета Российского чиновничьего централизованного государства элементы самоуправления сохранялись в городах и сельских общинах.
Таким образом, неоспорима актуальность исследования, посвященного проблемам местного самоуправления.
В теорию проникают и методы других наук:
1. Сравнительный метод, под которым обычно понимается поиск и обнаружение общих особенных и индивидуальных черт в том или ином политико-правовом явлении, сопоставление государственных и юридических систем, их отдельных институтов и иных структурных компонентов с целью установления сходства и различия между ними. В юридической литературе отдельно говорится об историко-сравнительном методе, который предполагает сравнение различных государственных и правовых институтов на конкретных этапах исторического развития. Поэтому сравнение как логический прием позволяет, с одной стороны, выявить в исследуемых объектах сходные признаки, а с другой—установить различия между ними. На этой основе делаются выводы о наиболее оптимальных путях развития государства и права. Однако активное использование сравнительного метода не должно превращаться в простое заимствование, механический перенос опыта других стран на политико-правовую действительность России без учета ее социально-экономических, исторических, национальных и культурных особенностей.
Кибернетические (информационные) методы , при которых правовые явления рассматриваются как определенные команды.
Аксиологический подход, при котором общественные явления характеризуются как ценности, соответствующие тем или иным идеалам.
Психологический метод, в котором государственная власть - авторитет, который признают и которому подчиняются, а право рассматривается как воля.
Метод моделирования, исходящий из предположения, что между различными объектами существуют однозначные соответствия, так что, зная характеристики одного из объектов (модели), можно с достаточной определенностью судить об оригинале.
Для того, чтобы знания были достоверными, истинными, весь процесс познания, т. е. весь процесс применения методов познания должен соответствовать принципам познания, образующим философский уровень. Иными словами, методы каждого уровня должны применяться в соответствии с вышестоящими уровнями методологии.
Как видно, методы научного познания государства и права многообразны и все они в совокупности складываются в цельное системное образование, называемое общий метод юридической науки. Все методы тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга и лишь в совокупности и тесном взаимодействии позволяют успешно и эффективно решать теоретические проблемы государства и права. Совокупность указанных и других методов и приемов научного исследования и составляет методологию теории государства и права.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества