Теория государства и права (ТГП) - готовые работы

ГлавнаяКаталог работТеория государства и права (ТГП)
fig
fig
Введение

В конституциях ряда стран закреплено, что их государства являются правовыми. Такое положение есть и в действующей Конституции РФ 1993 г. Однако эти положения конституционных актов далеко не всегда соответствуют (или не полностью соответствуют) действительности. Они представляют собой скорее декларации, лозунги, идеальные устремления, чем нормативно-правовые установления.
Юридическая наука всегда выдвигала и выдвигает ныне обоснованные идеалы развития государства и права в надежде на их воплощение в жизнь. Одним из таких идеалов является концепция правового государства.
Истоки зарождения этой концепции обнаруживается еще с древнегреческих времен в трудах философов Платона и Аристотеля. И до сих пор тема правового государства является одной из наиболее актуальных и обсуждаемых в юридической науке.
Данная работа посвящена исследованию истории развития идей правового государства и их соотношению с современностью.
Цель работы – рассмотреть взгляды ученых и философов на идею правового государства в их историческом развитии и определить современное состояние этих идей, их воплощение в нашей стране.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю развития идей правового государства;
- исследовать современное понимание правового государства, определение его понятия;
- обозначить принципы современного правового государства и охарактеризовать их сущность;
- рассмотреть формирование правового государства в России и состояние его развития на современном этапе.
Успешность выполнения задач настоящей работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.
В работе использовались следующие методы: изучение и анализ юридической литературы, обобщение научных взглядов, абстрагирование, синтез, дедукция, сравнение.
Для написания работы использовались действующее законодательство, научные публикации в газетах и журналах, учебная литература.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении научного знания по рассматриваемой проблеме.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности.
Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.
Политика любого государства в сфере правового регулирования общественных отношений направлена на то, чтобы их участники во всей своей деятельности неукоснительно придерживались предписаний закона, сообразовывали с ним свои действия, то есть поступали правомерно. В этой связи более чем очевидна чрезвычайная актуальность проблемы правового поведения всех субъектов, ее роль в решении основных вопросов теории и практики правового регулирования.
Значимость проблемы правового поведения обусловлена, прежде всего, тем, что в нем достигается конечная цель всего правового регулирования - воплощение правовых предписаний в жизнь. Особую актуальность данный вопрос приобрел с начала процесса общественной трансформации, охватившего наше общество, в начале 90-х годов прошлого века, когда объективно произошло разрушение многих институциональных образцов поведения, поменялись цели, ценности, допустимые средства реализации социальных потребностей в обществе, начали устанавливаться новые правила правового взаимодействия.Данный процесс общественной трансформации, не прекратил своего поступательного движения, более того, он приобрел иные качественные характеристики. В этих условиях границы, разделяющие все правовое поведение на - правомерное и противоправное, становятся более подвижными.
И хотя экономическая ситуация в России в последние годы стабилизирова-лась, до сих пор не ослабевает влияние общесистемного кризиса нашего общест-ва, что проявляется в значительном росте различного рода социальных отклоне-ний (девиантное поведение), правонарушений, самым опасным из которых явля-ется преступления.
В этих условиях интерес к проблеме противоправного поведения, раз-личного рода отклонений, возрастает, что обусловливает необходимость более тщательного исследования содержания этих негативных социальных явлений, признаков, их форм, видов, поиска более эффективных мер социального кон-троля. При этом необходимость изучения вопросов противоправного поведения обусловлена сегодня не только стремлением ученых заполнить пробелы в об-ласти теории права, но и потребностями практики. Знание различных аспектов этой проблемы важно как для правотворческих органов, так и для должностных лиц, применяющих право.
Анализ литературы, представленной в библиографии, показывает, что про-блема противоправного поведения (правонарушений), различного рода социальных отклонений, является предметом пристального внимания известных российских ученых. Однако анализ работ авторов, представленных в библиографии позволяет сделать вывод о том, что они не исчерпали всей проблематики темы исследова-ния. Так, в частности, понятия «правомерное поведение», «девиантное поведе-ние», «правонарушение» несмотря на свою широкую распространенность в науч-ной литературе, не имеют однозначного толкования. В этой связи автором, рас-сматривается современное состояние проблем противоправного поведения.
Перечисленные обстоятельства определили актуальность работы, объект и предмет исследования, постановку соответствующей цели и задач.
Объектом исследования являются складывающиеся в процессе жизнедея-тельности людей общественные отношения, урегулированные правом, носящие правонарушающий характер.
Предмет исследования образуют нормы административного, уголовного, общегражданского законодательства России, судебная практика, научная, учеб-ная и иная юридическая литература, относящаяся к анализируемой проблеме.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе имеющегося материа-ла дать правовую характеристику и раскрыть основные компоненты противо-правного поведения (правонарушения), что обусловливает решение следую-щие основных задач:
- дать понятие социальных отклонений, (девиантного поведения);
- дать понятие неправомерного поведения (правонарушения), как вида правового поведения:
- раскрыть содержание правонарушения, через характеристику его юридических признаков;
- проанализировать элементы его состава;
- рассмотреть его существующие виды.
Введение

Актуальность темы исследования. Изменения, происходящие в общественно-государственной действительности в течение последних двух десятилетий, ставят перед юридической наукой новые задачи и проблемы, решение которых призвано обеспечить адекватное отражение действительности в системе научных знаний. С другой стороны, в теории государства и права есть так называемые вечные вопросы, ответы на которые ищет не одно поколение юристов. Проблема законности относится к числу таковых. Между тем, современная российская теория законности во многом ориентирована на унитарное государство. Она не в полной мере отражает и обобщает специфику Российского федеративного государства и общества, правовая система которого в качестве относительно самостоятельной подсистемы включает в себя правовую систему региона. В эту подсистему, помимо федерального компонента (комплекса федеральных правовых элементов), входят региональные нормы и соответствующие им правовые отношения, правовая культура региона, а также законность и правопорядок. Реализация идей федерализма в процессе формирования гражданского общества и правового государства в нашей стране требует качественно нового уровня законности и правопорядка. Столь сложные системно структурные изменения практики предполагают уточнение и развитие теории законности. Причем это касается не только теоретико-методологической (фундаментальной) части теории законности, но и ее практически прикладных аспектов и выходов на современную практику. Законность и правопорядок в федеративном государстве имеют сложную структуру. Во-первых, когда реализуются требования федеральных правовых норм, в России возникает единая и целостная система законности и правопорядка. Во-вторых, при реализации региональных правовых норм складывается режим законности и правопорядка, в котором проявляется специфика региона.


Более того, наличие региональной законности свидетельствует о реальности федерации, а состояние региональной законности - показатель эффективности и ответственности региональной государственной власти. Формирование законности является процессом управленческим, т.к. предполагает целенаправленное воздействие на поведение субъектов общественных отношений. Для успешного влияния на этот процесс необходим учет факторов, которые влияют на поведение, определяя его правомерность или противоправность, а также средств, с помощью которых можно управлять этим поведением, обеспечивая его соответствие правовым предписаниям. Степень научной разработанности проблемы. Проблема законности не является новой для российской юридической науки. В дореволюционный и особенно в советский период она исследовалась достаточно подробно как в теории права, так и в отраслевых юридических науках. В последние годы весьма активно разрабатывается понятие правозаконности.
Объектом исследования является законность как явление общественно-правовой и государственно-правовой действительности, как состояние соответствия общественных отношений требованиям правовых норм.
Предметом исследования являются общие и специальные закономерности режима законности конкретных правовых отношений.
Цель и задачи исследования. Основная цель работы заключатся во всестороннем рассмотрении и выявлении специфики законности на основе общетеоретических взглядов и выводов отраслевых юридических наук. Исходя из цели исследования, предполагается решить следующие теоретические и научно-практические задачи:
- изучить понятие и содержание законности;
- выявить основные требования и принципы законности;
- рассмотреть гарантии законности;
- выявить соотношение законности и целесообразности;
- изучить проблемы реализации законности в Российской Федерации;
- раскрыть способы обеспечения законности.
Теоретико-методологические основы исследования. При решении поставленных задач автор опирался на философские и правовые категории и понятия, относящиеся к объекту и предмету исследования, а также на современные принципы и методы познания, выявленные и разработанные отечественной наукой и апробированные практикой. В процессе разработки различных аспектов темы и на различных стадиях ее исследования использовались следующие методы: статистический, историко-логический, формально-юридический, сравнительно-правовой, функциональный, системно-структурный. Эмпирическую базу составили правовые нормы федерального и регионального уровней, а также муниципального уровня и практика их реализации. Научная новизна исследования. Настоящая работа представляет собой исследование специфики законности в современном Российском федеративном государстве и обществе. На основе достижений отечественной юриспруденции раскрывается сущность законности, как режима конкретных правовых отношений, выявляются ее структура и содержание, обосновывается система факторов формирования законности.
Структура исследования. Работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность данной работы, цель, предмет, объект работы.
В первой главе раскрываются понятия и основные принципы законности.
Во второй главе раскрывается вопрос о понятии и способах обеспечения законности, а также их видах.
В третьей главе рассмотрены основные гарантии, целесообразность, система конституционных положений по соблюдению законности, а так же социальное значение законности.
В заключении приведены основные выводы по курсовой работе.
Введение
Термин «ответственность» достаточно многообразен. Так, говорят о чувстве ответственности и ответственном поведении. Можно повысить ответственность, взять ответственность на себя, привлечь лицо к ответственности и освободить от нее. Наконец, есть люди, поступающие ответственно, и лица, занимающие ответственное положение, а в хозяйственной сфере действуют предприятия с ограниченной ответственностью. Что же объединяет эти различные по содержанию, но определяемые одним термином понятия?
Во всех перечисленных и других случаях речь идет о различных сторонах богатого по содержанию явления – социальной ответственности. Ее существование предопределено общественным характером человеческого поведения и отражает взаимосвязи общества и отдельного человека. Жить в обществе и быть свободным от него нельзя: в любых жизненных ситуациях человек должен сообразовывать свои поступки с существующими в обществе нормами и ценностями, с интересами других людей. Действуя в соответствии с ними, он поступает ответственно. В свою очередь общество (государство, коллектив, окружающие лица) постоянно контролируют деятельность субъекта, адекватно реагируя на различные варианты поведения (поощряя, одобряя ответственное поведение и наказывая нарушителя). Поэтому ответственность (в широком, социальном плане) можно охарактеризовать как общественное отношение между субъектов и контролирующей его поведение инстанцией (государством, обществом). Благодаря ей в обществе и обеспечиваются организованность и порядок.
Поскольку поведение человека имеет две полярные разновидности (социально полезное и социально вредное), тои ответственность рассматривается в двух аспектах: позитивном и негативном (проспективном и ретроспективном).
В проспективном (позитивном) аспекте ответственность характеризует положительное отношение лица к совершаемым им поступкам. Это понимание важности своих действий для общества, стремление и желание выполнить их как можно лучше, эффективнее, быстрее. Это ответственность за надлежащее осуществление своей социальной роли, выполнение социальных норм, за любое порученное дело. В правовой сфере позитивная ответственность связана с социально-правовой активностью, проявлением инициативы при реализации правовых предписаний.
Именно данная сторона ответственности имеется в виду, когда говорят о чувстве (осознании) ответственности или о том, что человек берет ответственность на себя. Ответственность в указанном смысле рассматривается в качестве осознанной и воспринятой лицом социальной необходимости инициативного выполнения долга, всей суммы лежащих на нем обязанностей – политических, моральных, правовых. Это ответственность за будущее поведение.
Обществу не безразлична деятельность субъектов, ее последствия. Поэтому, осуществляя постоянный контроль за их поведением, оно в необходимых случаях корректирует его путем поощрения, стимулирования социально активного, высокоответственного поведения или, напротив, наказания нарушителя социальных требований.
Во втором случае налицо ответственность ретроспективная, ответственность за уже совершенное. Она связана не только с осознанием ее личностью, но и с внешним воздействием со стороны общества, государства, иных лиц и может быть моральной, общественной и др. Среди указанных видов негативной (ретроспективной) ответственности особое место занимает юридическая ответственность как важнейшая разновидность ответственности социальной. Юридическая ответственность и стала объектом моего изучения.
В ходе написания данной работы было проанализирована масса источников, в том числе Конституция, федеральные законы и иные нормативные акты, монографии известных ученых, таких как: Котелевской, Матузова, Нерсесянц, Пиголкина, Лазарева, Камарова, Синюкова, Марченко, Манова, Тихомирова. Во многих изданиях содержатся очень важные сведения, которые действительно помогли в исследовании данной проблематики. У каждого автора, безусловно, какие-то части данной работы изложены намного подробнее, чем у меня, но также полно я не могу осветить эти вопросы, поскольку ограничен определенным объемом. Поэтому постараюсь изложить материал достаточно развернуто, но в то же время компактно.
Целью исследования является обобщение результатов правового исследования в результате глубокой обработки нормативно-правовых актов и авторских исследований. Также я имел цель выявить особенности видов юридической ответственности.
Задачи исследования - в соответствии с целью: исследовать работы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных.
Объектом моего исследования являются авторские работы, которые в той или иной степени освещают юридическую ответственность. Предметом же моего исследования являются развитие и современное состояние теоретических воззрений на юридическую ответственность и правовые санкции.
1. Понятие, цели и функции юридической ответственности
В отечественной науке нет единства в трактовке юридической ответственности. Каждый автор пытается определить ее по-своему, подчеркивая те ее стороны, которые он считает главными, определяющими.
Большинство авторов понимают юридическую ответственность как меру государственного принуждения либо отождествляют ее с наказанием за правонарушение.
Другая группа исследователей рассматривает юридическую ответственность в рамках существующих правовых категорий. Они трактуют ее как охранительное правоотношение, как специфическую юридическую обязанность, как реализацию санкций правовых норм и т.д. [7, 233]
В последнее время сформировалось еще одно направление – анализ юридической ответственности как явления общесоциального. Результатом его стала концепция позитивной юридической ответственности.
При характеристике данного феномена исходят из следующих посылок.
1. Юридическая ответственность отражает специфику любых правовых явлений – их формальную определенность и процессуальный порядок реализации.
2. Юридическая ответственность неотделима от правонарушения, выступает его следствием.
3. Юридическая ответственность связана с реализацией санкций правовых норм.
4. Юридическая ответственность сопряжена с государственно-властной деятельностью, с государственно-правовым принуждением.
Таким образом, юридическая ответственность – это применение к правонарушителю предусмотренных санкций юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.
Назовем основные признаки анализируемого явления:
1) юридическая ответственность предполагает государственное принуждение;
2) это не принуждение «вообще», а «мера» такого принуждения, четко очерченный его объем (количественные показатели);
3) юридическая ответственность связана с правонарушением, следует за ним и обращена на правонарушителя;
4) ответственность влечет за собой негативные последствия (лишения) для правонарушителя: ущемление его прав (лишение свободы, родительских прав и др.), возложение на него новых дополнительных обязанностей (выплата определенной суммы, совершение каких-либо действий и т.д.);
5) характер и объем лишений установлены в санкции юридической нормы;
6) возложение лишений, применение государственно-принудительных мер осуществляется в ходе правоприменительной деятельности компетентными государственными орга
Актуальность. В конце прошлого, начале нынешнего столетия, человечество столкнулось с глобальными угрозами, среди которых международный терроризм, проблемы глобализации и кризиса в мировой экономике. Изменились как наши представления о системе национальной безопасности, так и о средствах ее обеспечения. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации четко обозначены внешние угрозы, противостоять которым возможно при наличии современной военной организации. К этому следует добавить четко обозначившийся процесс становления однополярного мира и неоднократно предпринимаемые попытки США определить весь мир зоной своих национальных интересов, подкрепляемые демонстрацией силы или ее применением; пока еще прикрываемые миссией ООН.
Практика последних лет свидетельствует, что внутренние угрозы безопасности с большей или меньшей интенсивностью проявляются и, по всей видимости, будут проявлять себя в самых различных сферах. В отличие от внешнего проявления военно-силовой составляющей обеспечения безопасности, внутренняя усилилась.
Соответственно с этими реалиями, возрастает значимость органов безопасности в механизме государства.
Степень разработанности проблемы. Исследование данной проблемы носят разноплановый характер, каждый из органов обеспечения безопасности выполняет задачи, которые присущи только ему, использует при этом различный набор элементов правосубъектности. Различные вопросы управления в сфере обеспечения безопасности юстиции, а также законности раскрывались такими авторами, как Н. М. Кониным, Б. Н. Габричидзе, А. Г. Чернявским и др. Несмотря на значительное внимание к обозначенным категориям, зачастую данная проблема рассматривается однобоко в аспекте законности, безопасности государства и ее эффективности, работ, же посвященных анализу каждого из органов безопасности в отдельности,
За последнее десятилетие политическая картина мира кардинально изменилась. Научно-техническая революция и развитие международных отношений значительно ускорили и существенно изменили процессы интернационализации экономического, правового и других аспектов жизни общества. Возрастает взаимная связь и взаимозависимость государств, что вызвано глобальными проблемами, от решения которых зависит само существование человечества. Находясь в тесной взаимосвязи, международное и внутригосударственное право оказывают друг на друга определенное воздействие. Так, предписания международного права влияют на возникновение определенных норм в национальном праве, а прогрессивные идеи, содержащиеся в последнем, — на становление норм первого. Таким образом, процесс взаимодействия международного права с национальным обладает большим значением для обеих правовых систем, которое повышается с появлением и расширением сфер их совместного регулирования.
Можно отметить и другие основания, по которым проблема взаимодействия внутригосударственного права РФ и международного права особенно актуальна для науки теории государства и права: 1) сближение содержания ряда международно-правовых институтов (особенно в сфере прав человека); 2) возможность применения норм международного права на территории Российской Федерации; 3) закрепление в Конституции РФ 1993 г. определенного приоритета норм международных договоров над нормами российского законодательства. Определенное освещение эти вопросы получили в работах В.Д. Зорькина, С.Ю. Марочкина, Р.А. Мюллерсон, А.Н. Талалаева, В.А. Толстик, Е.Т. Усенко и др.
Кроме того, актуальность настоящей работы обусловлена тем, что в ней рассматривается механизм взаимодействия двух правовых систем: внутригосударственного права России и международного права, в то время как в юридической литературе обычно рассматривается механизм влияния международного права на внутригосударственное, а также механизм реализации последнего на внутригосударственном уровне.
Актуальной остается эта проблема и в плане ее рассмотрения на примере права современной России, поскольку после принятия в 1993 г. Конституции РФ общепризнанные нормы, принципы международного права и международные договоры Российской Федерации включаются в качестве составной части в ее правовую систему (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права (ч. 1 ст. 17 Конституции) и т.д.
Объектом исследования в настоящей работе является природа и характерные особенности механизма взаимодействия международного и внутригосударственного права Российской Федерации. Предметом исследования в настоящей работе является правовой механизм взаимодействия внутригосударственного права РФ и международного права.
Цель работы: исследовать механизм взаимодействия международного и российского права, его сущность, функции и цели; изучить структуру отношений национального и международного права, определить основные тенденции и направления дальнейшего развития механизма взаимодействия.
Задачи работы:
1) рассмотреть проблему понятия и сущности взаимодействия международного и внутригосударственного права;
2) выявить понятие механизма взаимодействия внутригосударственного и международного права;
3) исследовать такие составляющие механизма взаимодействия, как внутригосударственный нормативно-правовой механизм взаимодействия права РФ и международного права, подобный механизм взаимодействия на межгосударственном уровне;
4) рассмотреть историю развития основных теорий взаимодействия внутригосударственного и международного права; исследовать проблему взаимодействия российского и международного права в историческом аспекте;
5) выявить основные принципы функционирования механизма взаимодействия российского и международного права;
6) проанализировать место норм международного права и международных договоров в правовой системе РФ;
7) рассмотреть механизм взаимодействия российского и международного права в правотворческом и в правоприменительном процессе в РФ;
8) определить тенденции дальнейшего развития взаимодействия внутригосударственного права России и международного права.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества