Теория государства и права (ТГП) - готовые работы

ГлавнаяКаталог работТеория государства и права (ТГП)
fig
fig
Правоприменение вызывается к жизни комплексом объективных и субъективных обстоятельств. В одних случаях субъекты бывают заинтересованы в правоприменительной деятельности и сознательно создают условия для ее возникновения. В других обстоятельствах правоприменительная деятельность может возникать вне желания отдельных заинтересованных лиц и даже вопреки их стремлению уклониться от контактов с правом, например, при привлечении виновного к ответственности. В самом общем виде необходимость в правоприменительной деятельности возникает: а) когда субъективные права и юридические обязанности не могут возникать без властной деятельности компетентных органов (такое значение имеют акты о принятии рабочего или служащего на работу, службу, акты о награждении лиц, присвоение персональных званий и т. д.); б) когда существуют определенные препятствия к осуществлению субъективного права или нет добровольного исполнения юридической обязанности (например, при оспаривании права конкретного лица); в) в случаях, когда в соответствии с предписаниями юридических норм необходимо применить юридические санкции, в том числе и меры юридической ответственности.Возможны и иные критерии выделения поводов к возникновению правоприменительной деятельности.
В общественном мнении применение права обычно ассоциируется с деятельностью судебных органов по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел. Однако не следует забывать, что значительный объем правоприменительной работы осуществляется также органами исполнительной власти, контрольно-надзорными органами, администрациями предприятий и учреждений и т. д. Все это позволяет выделить наиболее типичные способы правоприменительной деятельности. Под способом понимается обусловленная специфической целью (охрана права, разрешение спора, поощрение и т. д.) совокупность однородных правоприменительных действий и операций, характеризующихся своеобразием процессуальных производств и режимов. В этой связи в науке принято выделять: юрисдикционный, правоохранительный, исполнительно-разрешительный и поощрительный способы правоприменения.
Юрисдикционный способ применения права является наиболее характерным и традиционным выражением правоприменительной деятельности путем рассмотрения судебными органами споров о праве или решения вопроса назначения наказания виновному лицу. Результатом юрисдикционного правоприменения может быть властная констатация вида и меры субъективных прав и обязанностей сторон либо определение степени виновности и меры наказания правонарушителю. Отсюда сам юрисдикционный способ выступает в двух основных формах: как регулятивно-констатирующий и в качестве правоохранительного. Все это подчеркивает сложный комплексный характер юрисдикционной деятельности.
Исполнительно-разрешительный способ применения права наблюдается в повседневной работе органов власти и управления всех уровней по разрешению, в пределах их компетенции, юридических вопросов управления в сфере экономики, быта, культуры, образования и т. д.
Поощрительный способ применения права выражается в издании компетентными органами индивидуально-властных велений, содержащих в себе новые дополнительные субъективные права, льготы, блага, предоставляемые конкретным субъектам за их добросовестный труд, достижение положительных результатов деятельности, превосходящих обычные. Акт поощрительного правоприменения констатирует и закрепляет своеобразное приращивание прав, льгот и благ субъекта к уже имеющимся.
Такое значение имеют правовые акты о премировании отличившихся работников, присвоение почетных и специальных званий государственным служащим, воинские награды и т. д.
Способы правоприменения постоянно развиваются и совершенствуются, иногда приобретая комплексный характер. Так, например, в процессе контрольно-надзорной деятельности наблюдается совмещение исполнительно-разрешительного и юрисдикционного способов, а вопрос о поощрении субъектов может возникать в работе многих органов и общественных объединений.
Введение
Современную правовую действительность стало трудно отражать с помощью старых, подчас слишком узких конструкций. Требуются более широкие построения (комплексы), позволяющие производить соответственно и более гибкие и адекватные научные операции, достигать более высоких уровней обобщения, абстракции. Одна из таких категорий - правовая система, которая дает возможность анализировать и оценивать всю правовую реальность в целостном виде, а не отдельные ее компоненты.
Категория правовой системы относительно новая в нашей литературе, она вошла в научный обиход лишь в 80-е годы и раньше практически не использовалась, хотя зарубежные исследователи, особенно французские и американские, уже давно и активно оперируют этим понятием. Сама эта конструкция почти не представлена в учебных программах и курсах по теории государства и права, другим дисциплинам .
Сказанное в свой черед однозначно обуславливает актуальность темы настоящего исследования.
О разработанности данной темы в правовых и политических науках можно судить по работам таких авторов, как Кудрявцев В.Н., Малько А.В., Марченко М.Н., Матузов Н.И., Пиголкин А.С., Рене Давид, Решетников Ф.М., Синюков В.Н., Тиунова Л.Б.
Целью настоящего исследования является рассмотрение понятия системы права, критериев классификации систем права, правовых семей.
Для достижения цели в процессе исследования решались следующие задачи:
 рассмотреть понятие, сущность и значение правовой системы общества
 рассмотреть критерии их классификации правовых систем и правовые семьи.
Объектом исследования является правовая система общества.
Предмет исследования – понятие правовых систем, правовые семьи.
Объект исследования и поставленные задачи предопределили применение комплекса методов: анализ литературы, использование различных источников учебной и учебно-методической литературы и их анализ; и т.д.
Рассмотрение темы произведено с разбиением на главы, в каждой из которых раскрывается какой-либо аспект предложенной темы. В первой главе рассмотрены понятие сущность и значение правовой системы общества. Во второй главе, в соответствии с поставленными задачами, рассматриваются критерии их классификации правовых систем и правовые семьи
В заключении объединены выводы по всей работе.
Введение
Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности.
Государство по отношению ко всему обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивает порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса - нередко как орудие подавления и насилия.
Определить и объяснить основные характеристики государства, то есть указать его главные признаки и, тем самым, раскрыть природу государства, сформировать его понимание (понятие), – одна из основных задач теории государства. Познать природу государства – значит выявить главное и определяющее в его функционировании и развитии, в его социальной ценности и назначении. Это значит понять государство в единстве всех многообразных и противоречивых свойств, сторон и форм, как самостоятельный и целостный социальный институт.
Сказанное в свой черед однозначно обуславливает актуальность темы настоящего исследования.
О разработанности данной темы в правовых и политических науках можно судить по работам таких авторов, как Венгеров А.Б., Ильин И. А., Малько А.В., Марченко М.Н., Матузов Н.И., Носов С.И., Пиголкин А.С.
Относительно сущности государства в отечественном правоведении длительный период преобладал классовый подход, согласно которому сущностью любого государства было выявление того, какой класс стоит у "руля управления" обществом. При этом не отрицалось, что по мере развития и совершенствования общественных отношений, повышения производительности труда и консолидации населения страны сущность государства постепенно меняется, т.е. государство определялось как аппарат, машина в руках господствующего класса для подавления своих классовых противников.
Современная наука более широко подходит к вопросу об определении сущности государства. Происшедшие изменения в понимании сущности государства обусловили в свой черед необходимость исследования рамках настоящей работы такого неоднозначно понимаемого многими исследователями вопроса как сущность государства.
Целью настоящего исследования является рассмотрение понятия и сущности государства.
Для достижения цели в процессе исследования решались следующие задачи:
 рассмотреть понятие и признаки государства.
 рассмотреть сущность государства.
Объектом исследования является государство.
Предмет исследования определение государства, его сущность.
Объект исследования и поставленные задачи предопределили применение комплекса методов: анализ литературы, использование различных источников учебной и учебно-методической литературы и их анализ; и т.д.
В первой главе, согласно решаемых задач, рассмотрены понятие государства, его признаки. Во второй главе рассматривается сущность государства. В заключении объединены выводы п на основании произведенного исследования.
Введение
Каждому обществу соответствует своя система ценностей и культура. В настоящее время Россия является страной, претендующей на политическое и культурное родство с развитыми странами Запада. Актуальность темы культуры государственного служащего Российской Федерации несомненна, т.к., последние годы в истории России ознаменовались усилением государственного аппарата и увеличением его влияния на жизнь граждан. Таким образом, выше стала ответственность государственных служащих за происходящее в стране. Хотя главным качеством государственного служащего является профессионализм, немаловажной его характеристикой выступает культура.
Историография проблем, рассмотренных в работе, велика. История и теория государственной службы важные и актуальные темы, которые привлекали к себе внимание исследователей и научных коллективов. Научные работы, которые использовались при написании работы характеризуются универсальностью: основательной теоретической базой и рациональными практическими выводами. Статьи в научных и ведомственных изданиях характеризуются большим вниманием к практическому применению теории, но не в ущерб последней; социологические исследования, проводимые по заказу РАГСа отвечают всем требованиям социологии к полноценному опросу и т.п.
Особую группу работ в библиографии составляют авторские исследования на темы близкие к теме работы. Эти исследования помогли рассмотреть проблему с непривычных сторон, оценить проблему в системе других.
В нашей стране вышло и продолжает выходит большое разнообразие книг по культура управления. Это в большинстве своём различного рода учебные пособия, иногда интересные исследования общего свойства, как авторские, так и коллективные.
Меньшее количество литературы имеется по государственному управлению, из них наиболее и актуальны и злободневны статьи в специализированных журналах вроде Полиса и сборниках академии госслужбы.
Почти вся литература по формированию новой культуры госслужбы это статьи последних лет, также опубликованные в этих журналах. Это определило выбор темы работы, как перспективной и недостаточно разработанной.
Объект данного исследования культура управления в обществе, предмет особенности культуры государственных служащих.
Цель исследования современное состояние культуры в государственной службе и необходимость ее совершенствования.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
1) Изучить, обобщить, систематизировать научную литературу по этой теме.
2) Дать анализ состояния культуры управления государственных служащих разного уровня.
3) Обосновать необходимость формирования новой культуры государственных служащих на современном этапе.
4) Очертить проблемы, трудности, специфику культуры государственного служащего (препятствия на пути к достижению цели).
5) Обозначить пути формирования новой культуры.
Методологические основы изучения данной темы:
- сопоставление культуры и эффективности управления во многом определяет его эффективность;
- конкретно-исторический подход к культуре управления;
- объективность существования культуры управления;
- реакция среды, вплоть до сопротивления, на прививку новой культуры;
- исследование роли высших эшелонов власти в прививке новой культуры.
Методы исследования: сравнительный (в хронологическом и межкультурном отношении), моделирующий (создание условных сред и объектов с ключевыми свойствами государства и служащих), эмпирический (личные наблюдения автора).

Глава I Этические принципы формирования
авторитета государственного служащего
Среди отраслей этической науки выделяют профессиональную этику.
Термин «профессиональная этика» обычно употребляется для обозначения не столько отрасли этической теории, сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенной профессии.
Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой. Люди, выполняющие одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы.
В каждой профессии есть свои нравственные проблемы. Но среди всех профессий можно выделить группу таких, в которых они возникают особенно часто, которые требуют повышенного внимания к нравственной стороне выполняемых функций. Профессиональная этика имеет значение прежде всего для профессий, объектом которых является человек. Там, где представители определенной профессии в силу ее специфики находятся в постоянном или даже непрерывном общении с другими людьми, связанном с воздействием на их внутренний мир, судьбу, с нравственными взаимоотношениями, существуют специфические «нравственные кодексы» людей этих профессий, специальностей.
Профессиональная этика — это прежде всего специфический нравственный кодекс людей определенной профессии. Д. П. Котов высказывает иное мнение, считая, что следует различать понятия «профессиональная мораль (нравственность)» и «профессиональная этика», понимая под последней лишь раздел этической науки.
Профессиональная этика — это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности.
Профессиональная этика распространяется на те социальные группы, к которым предъявляются обычно наиболее высокие нравственные требования.
Управленческая этика - это стандарты поведения, которыми руководствуются управляющие в своей работе. Существует две основных области, в которых управленческая этика наиболее важна.
Отношения компании со своими служащими: Поведение отдельных управляющих определяет этические стандарты, согласно которым компания относится к своим служащим. Примерами подобных областей являются наем и увольнение, зарплата и условия работы, частная жизнь служащего, поддержка религиозных верований и т.п.
Отношения служащих с компанией: Аспекты, возникающие в этой области, включают конфликты интересов, сохранение тайны, честность в ведении счетов расходов, невозможность получения тайных прибылей, приема подарков от потенциальных клиентов и т.п. Назначение управленческой этики - повысить эффективность управленческой работы.
Введение
Государство — единая организация суверенной политической публичной власти, которая правовыми средствами и с помощью специального аппарата управления и принуждения обеспечивает организацию общественных отношений на строго определенной территории, устанавливает и взыскивает налоги.
Иными словами, в этом проявляется такая важнейшая особенность государственной власти, а именно, эта власть проявляется в деятельности государственных органов и учреждений и образующих механизм (аппарат) этой власти (часто отождествляемый в обыденном сознании с высшими органами государства), государственной именно поэтому. Потому, вполне оправданным можно считать такую зависимость между ними, когда именно функциям государства принадлежит определяющая роль при формировании его механизма.
Исторически, органы государства (учреждения) подстраиваются, вынуждены подстраиваться «в такт» бьющемуся сердцу государства, его сущности, основам, выражаемом вовне в изменении его функций.
Если в обществе большую роль, большее значение приобретают вопросы национальных противоречий, то соответственно неизбежно на первый план высвечиваются такие элементы механизма государства как органы и учреждения насилия и принуждения. Поэтому исследование такого вопроса как структурная организация, механизм государства и представляет особую ценность.
Актуальностью курсовой работы является то, что успешное, эффективное решение сложных внутренних и внешних задач, стоящих перед государственным образованием, что во многом определяет его роль в мировом сообществе, зависит от механизма государства, слаженной работы всех его составных частей и структурных элементов, создания и совершенствования необходимой для этого нормативно - правовой базы.
Соответственно, теоретическое исследование этой проблематики, комплекса вопросов, связанных с механизмом государства, имея поддержку стороны конституционного права, административного права и некоторых других правоведческих отраслей, используя их выводы и достижения, относится к предмету историко - теоретических наук и в первую очередь теории государства и права, как базовой в научном изучении такого феномена как государство.
Объектом исследования курсовой работы является государство.
Предметом исследования курсовой работы – понятие и механизмы государства.
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия и признаков государства, понятие и структуру механизмов государства.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие государства;
- выявить признаки государства;
- рассмотреть понятие и структуру механизма государства;
- рассмотреть органы представительной и законодательной власти;
- рассмотреть органы исполнительной власти;
- рассмотреть судебную власть.
Глава 1. Понятие и признаки государства
1. Понятие государства
При определении понятия государства важно учитывать не только неодинаковое восприятие одних и тех же государственно-правовых явле¬ний разными людьми, но и сложность и многогранность самого государ¬ства как явления.
В каких смыслах, по мнению Кельзена — одного из основателей теории правового нормативизма, может употребляться и употребляется понятие государства?
Во-первых, понятие государства может применяться в юридическом смысле. Государство может рассматриваться исключительно с «чисто "юридических позиций». Оно может представляться как юридическое лицо, «правовой феномен», как своеобразная корпорация. От других корпораций государство отличается «лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком». В силу этого «с юридической точки зрения проблемы государства в значительной мере проявляются как проблемы национального правового порядка». Причем государство выглядит не иначе как «такой образ действий и порядок поведения лю¬дей, который мы обычно называем правовым порядком».
Государство как юридический феномен предполагает, что «отноше¬ния между ним и правом должны рассматриваться по аналогии с отно¬шениями между правом и индивидуумом». Это означает, по мнению Кельзена, что государство, несмотря на то, что оно издает или санкцио¬нирует право, должно быть, как и индивид, «в своем поведении и дей¬ствиях связано правом».
Во-вторых, понятие государства может употребляться в социологическом смысле. В данном аспекте оно должно пониматься как некая «социологическая общность», «социальная реальность, существующая независимо от ее правового порядка и правовой реальности».
Для государства, рассматриваемого в социологическом смысле, ха¬рактерной чертой является исходное (с момента его возникновения и функционирования) рассредоточение власти по различным органам. Фактически, не существует таких государств, где все акты и действия (команды, подаваемые от имени государства) исходили бы первоначально от одного правителя. В обществе всегда существова¬ло и существует несколько командных структур. В результате их дея¬тельности всегда возникало значительное число доминирующих в обще¬стве отношений, а также бесчисленное количество всякого рода актов управления и подчинения, совокупность которых отражала то, что назы¬вается социологическим государством.
В-третьих, понятие государства может определяться как живой, «ес¬тественный организм». В соответствии с таким подходом оно рассмат¬ривается не иначе как «форма социальной биологии».
Подобный взгляд на понятие государства до Кельзена разделялся многими авторами, в основном сторонниками так называемой органиче¬ской теории государства. Достигнув апогея в своем развитии на рубеже XIX—XX в., данная теория пыталась объяснить всю социальную жизнь биологическими закономерностями. При этом общество полностью ото¬ждествлялось с организмом, а государство считалось «единственным ин¬ститутом, предназначенным для обеспечения благополучия всех как ныне живущих, так и еще не родившихся граждан».
Наконец, в-четвертых, понятие государства определяется Кельзеном и его сторонниками - нормативистами как «система норм», как «норма¬тивный порядок» или же как «политически организованное общество», как «государство-власть».
Государство, подчеркивал автор, имеет политический характер, про¬является прежде всего как политическая организация потому, что оно устанавливает «порядок использования силы, потому, что оно обладает монополией на применение силы».
Государство — единая организация суверенной политической публичной власти, которая правовыми средствами и с помощью специального аппарата управления и принуждения обеспечивает организацию общественных отношений на строго определенной территории, устанавливает и взыскивает налоги.
Итак, сложность и многогранность государства как явления и понятия, с одной стороны, и субъективность его восприятия различными авторами — с другой, объективно обусловливают возможность и неизбежность его многовариантного понимания и не менее разнообразного его толкования .
В качестве суда первой инстанции действует Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия.
• Верховный Суд может принимать к своему производству и рассматривать дела о преступлениях, совершаемых членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы и судьями федеральных судов;
• ненормативных правовых актов Президента РФ, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания РФ ненормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ и иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы, и законные интересы граждан и организаций, постановлений о прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки;
• дела о приостановлении и прекращении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух или более субъектов РФ;
• об обжаловании решений (уклонения от принятия решения) Центральной избирательной комиссией РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решение нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума;
• по разрешению споров между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст.85 Конституции РФ.
Введение
Актуальность курсовой работы заключается в том, что воля государства, направленная на урегулирование общественных отношений, как известно, объективно выражается через систему правовых норм. Толковаться и реализовываться в их «чистом», идеальном виде нормы не могут. Для этого они должны приобрести некоторую чувственно воспринимаемую форму, быть зафиксированными таким образом, чтобы государственная воля, выраженная в них, могла храниться и доводиться до сведения всех заинтересованных субъектов.
Для достижения указанных свойств необходимо закрепление результатов волеизъявления в акте-документе, который в самом общем виде может рассматриваться как свидетельство о волеизъявлении, доказательство совершения волеизъявляющего акта. Поэтому цель точной, недвусмысленной и адекватной фиксации результатов волеизъявления государства в акте-документе относится к наиболее актуальным и постоянным целям, стоящим перед правотворчеством всех государств и всех времен. Достижением этой цели занимается особая отрасль правового знания - юридическая техника.
Эффективность и результативность законов и иных нормативно-правовых актов в большой мере зависит от того, насколько точны и ясны юридические формулировки, насколько они логически связаны и последовательны, насколько единообразно применение юридических понятий и терминов. Этому способствуют правила и приемы юридической техники, которые используются законодателем в ходе подготовки нормативно-правовых актов.
Вопросы юридической техники отражены в трудах таких авторов как С.С. Алексеева, А.Б. Венгерова, Г.И. Денисова, М.Н. Марченко, Г.И. Муромцева, А. Нашиц, В.Н. Протасова, Ф.М. Раянова, Н.И. Матузова, А.В. Малько, Л.С. Явич и др.
Целью курсовой работы является изучение понятия, значения, принципов и правил юридической техники, а также словесных технологий в правотворчестве.
Задачи исследования заключаются в следующем:
- изучить понятие и значение юридической техники;
- рассмотреть сущность словесных технологий в правотворчестве;
- определить принципы и правила юридической техники.
Объектом исследования является юридическая техника.
Предметом исследования данной работы является процесс изучения принципов и правил юридической техники, словесных технологий в правотворчестве.
Основными научными методами исследования, используемыми в данной работе, являются: абстрактно-логический анализ, историко-правовой, системно-структурный и другие методы научного познания.
Структура курсовой работы состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка литературы.
Введение
Формирование в современном мире демократического, правового государства невозможно без соблюдения основных прав и свобод человека, получивших юридическое закрепление в Конституции Российской Федерации.
Приоритет прав человека и гражданина в государственной деятельности обусловлен особой их значимостью в развитии общественных отношений. Права и свободы человека и гражданина: определяют сферу свободы личности, ее автономию и самоопределение, упорядочивают и координируют общественные связи и отношения, очерчивают границы деятельности государства, предотвращая неоправданное вторжение государства в сферу личной свободы человека и гражданина, ставя преграды всевластию и произволу государственных структур, определяют параметры взаимоотношений человека, гражданина и государства, ответственность последнего за свою деятельность перед личностью и обществом, обеспечивают стабильность, устойчивое развитие общества, его нормальную жизнедеятельность на основе проверенных историческим опытом правовых форм взаимодействия людей.
Права и свободы человека - это главный критерий оценки качества государственности, степени ее демократичности, приверженности правовым началам, нравственности, общечеловеческим ценностям. Каждая новая ступень общественного развития, расширения свободы сопряжена с обогащением и увеличением объема прав человека. Поэтому обеспечение прав человека и гражданина в России - это не второстепенная задача преобразований, осуществляемых в обществе, а основная их цель, призванная изменить положение индивида, создать достойные условия его жизни, гарантировать свободы, неприкосновенность личной сферы, социальную защищенность.
Вопросы классификации прав и свобод личности отражены в трудах таких авторов как А.Г. Бережнова, Я.А. Бороздиной, Н.С. Бондарь, А.Н. Головистиковой, М.М. Утяшева, Л.М. Утяшевой, В.Е. Чиркина, И.Н. Шумского и др.
Целью курсовой работы является изучение классификации прав и свобод личности.
Задачи исследования заключаются в следующем:
- дать общетеоретическую характеристику основных подходов классификации прав и свобод личности;
- определить сущность личных прав и свобод личности;
- изучить эволюцию политических прав и свобод личности в РФ;
- рассмотреть экономические, социальные и культурные права и свободы личности в России.
Объектом исследования является права и свободы личности.
Предметом исследования в данной работе является процесс изучения классификации прав и свобод личности.
Основными научными методами исследования, используемыми в данной работе, являются: абстрактно-логический анализ, системно-структурный и другие методы научного познания.
Структура курсовой работы состоит из введения, пяти разделов, заключения, списка литературы.
Правовой статус - сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. В структуру этого понятия входят следующие элементы:
а) правовые нормы, устанавливающие данный статус;
б) правосубъектность;
в) основные права и обязанности;
г) законные интересы;
д) гражданство;
е) юридическая ответственность;
ж) правовые принципы;
з) правоотношения общего (статусного) типа.
При этом, как уже отмечалось, права и обязанности, особенно конституционные, их гарантии образуют основу (ядро) правового статуса. Данное положение закреплено в статье 64 Конституции России.
Правовой статус личности нужно анализировать в двух аспектах - в статике и в динамике, что позволит в некоторой степени снять теоретические споры: включать или не включать в его содержание права, свободы и обязанности, вытекающие из конкретных правоотношений.
Существует единый и равный для всех граждан правовой статус. Если же включать в его содержание права и обязанности, вытекающие из конкретных правоотношений, то правовой статус будет постоянно меняться, так как права и обязанности граждан в конкретных правоотношениях неодинаковы. В содержании правового статуса входят только те права и обязанности, которыми наделен каждый гражданин, а не те, которыми он обладает в конкретных правоотношениях. В противном случае было бы столько правовых статусов, сколько граждан.
Рассмотрение правового статуса личности в статическом состоянии предусматривает включение в его содержание таких прав, свобод и обязанностей, юридически выражающих идею равенства, суть которого состоит в признании одинаковой, равной ценности каждой личности во всех сферах экономической, политической, социальной и культурной жизни. "Это общественное равенство общественного положения, и никоим образом не равенство физических и душевных способностей отдельных личностей"5.
В области экономической под равенством понимается уничтожение классовых различий в системе общественного производства, в области политической - равноправие женщины и мужчины, всех граждан, принадлежащих к различным национальностям и расам. Каждый человек обладает всей полнотой прав и свобод, позволяющих ему принимать активное участие во всех областях общественной и государственной жизни.
Правовой статус личности в статическом состоянии есть система, совокупность прав, свобод и обязанностей, иначе говоря, совокупность правовых возможностей, обусловленных социально-экономическим строем, обеспечивающих как общественные, так и личные интересы, гарантированных государством для всестороннего и рационального, в высшей степени гармоничного развития личности. Г.В. Мальцев считает, что в строгом смысле правовым является такое положение гражданина, каким оно в качестве возможного зафиксировано в законах и подзаконных нормативных актах государства и которые предполагает наличие общих единых и равных для всех граждан прав и обязанностей, существующих вне правоотношений, то есть еще неосуществленных в них.
Г.В. Мальцев признает существование общих, единых и равных для всех граждан прав и обязанностей вне конкретных правоотношений. Однако правовой статус личности не возникает вне правоотношений. Он характеризуется возможностью фактического, реального осуществления прав, свобод и обязанностей личностей, исполнением ею обязанностей как перед тем или иным субъектом права, так и перед государством.
Государство по отношению к личности обладает правами, которым, следовательно, корреспондируют обязанности, лежащие на личности, гражданине, в частности. В то же время у личности по отношению к государству есть права, а на государстве лежат обязанности по отношению к личности, гражданину. Между государством и гражданином создаются очень сложные содержательные отношения, юридическим аспектом которых являются правовые отношения между личностью и государством, складывающиеся на началах равенства и справедливости, причем правовое равенство различных субъектов права (в том числе индивида и государства) состоит, следовательно, в том, что отношения
Введение
Закон нормативный акт, принимаемый представительным органом; регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой. Актуальность темы обосновывается тем, что основную и большую часть действующего российского права составляют законы. Закону принадлежит и ведущая роль в правовом обеспечении конечных экономических и социально-политических реформ. В Конституции РФ 2008 г. последовательно проведен принцип верховенства закона в системе источников права, что является одним из необходимых свойств правового государства. Закон не может противоречить Конституции (статья 15, часть 1), но все остальные нормативные акты, издаваемые в стране (указы Президента, постановления Правительства, акты министерств и ведомств) под страхом недействительности не должны противоречить закону. Суды в своей деятельности также подчинены законам: в случае несоответствия какого-либо акта государственного или иного органа законам, суд обязан принять решение в соответствии с законом (статья 120). Также Конституция РФ устанавливает всеобщую обязанность соблюдения законов, которая распространяется как на граждан и их объединения, так и на органы государственной власти, органы местного самоуправления, на должностных лиц. Законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание: только оно вправе принимать федеральные законы, действующие на территории всей России. Конституция РФ не наделяет какой-либо орган, включая главу государства или Правительство, правом принимать акты, имеющие силу закона. В пределах собственного правового регулирования субъекта федерации законы занимает такое же положение, как и федеральный закон в федеральной правовой системе. В то же время закон субъекта федерации не может противоречить федеральному праву. Принцип верховенства федерального закона на всей территории государства, призванный обеспечить ее единое правовое пространство (без чего невозможно единое экономическое пространство), подчеркнут в части 2 статьи 4 Конституции РФ.
Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Объектом данного исследования является анализ места и роли закона в правовой системе РФ. При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы "Место и роль закона в правовой системе РФ " с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу данной темы.
2. Сказать об актуальности проблемы " Место и роль закона в правовой системе РФ " в современных условиях.
3. Изложить возможности решения тематики темы.
4. Обозначить тенденции развития тематики " Место и роль закона в правовой системе РФ ".
По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения или улучшения состояния вопроса.
1. Значение закона
1.1. Закон как регулятор общественных отношений
Законотворчество есть законодательный процесс, посвященный стадиям и действиям по подготовке, обсуждению и принятию законов. Закон акт высшей юридической силы, призванный регулировать важнейшие общественные отношения, принимаемый законодательным и представительным органом в особом порядке и обладающий стабильностью.
Закон выступает главным регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод гражданина. Он служит важнейшим средством преобразований в экономической, социальной и иных сферах и одновременно способствует стабилизации, устойчивости общественной обстановки. Закон устанавливает легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов, занимает ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов, называемых поэтому подзаконными актами.
Законом регулируются вопросы, имеющие важнейшее государственное значение . В обобщенном виде можно сказать, что только законом могут быть урегулированы: вопросы конституционного характера; принципы организации, порядок формирования и деятельности высших и местных органов государственной власти и управления; основные права, свободы и обязанности граждан, способы их охраны и обеспечения; основные условия создания и деятельности общественных организаций; решение вопросов принятия и изменения бюджета; установление всех видов налогов; установление основных положений регулирования экономики; основные вопросы обороны и международных отношений; правовой статус средств массовой информации.
В юридических актах-положениях конституций, регламентах палат парламентов, законов об организации парламентов подробно регламентируется порядок подготовки и принятия законов. Ввиду подробного рассмотрения данной проблемы в курсе конституционного права отметим наиболее важные и типичные аспекты законодательного процесса.
Во-первых, устойчивое признание и использование понятия законодательный процесс, законодательная процедура, порядок подготовки и принятия законов в конституциях, регламентах и иных актах всех или подавляющего большинства государств, например, в регламенте Государственной Думы есть разд. III Законодательная процедура. В гл. 1216 насчитывается 40 статей. В Регламенте Совета Федерации есть часть вторая об участии его в законодательной деятельности.
Во-вторых, в конституции и регламентах точно установлен круг субъектов права законодательной инициативы. Это могут быть депутаты и комитеты палат Парламента, Президент, Правительство, высшие судебные органы, законодательные органы субъектов Федерации, местные органы, Национальный Банк, определенное число избирателей, центральные органы общественных организаций. В каждой стране их круг неодинаков. Общим же является легальное, официальное признание того или иного круга органов, правомочных вносить проект закона или законодательное предложение, участвовать в его доработке, рассмотрении и принятии, с одной стороны, инициировать стадии законодательного процесса и всех лиц, обязанных на них действовать, с другой.
В-третьих, четкая и детальная регламентация всех этапов движения законопроекта внесение, представление необходимых документов, регистрация, рассмотрение в профильном комитете, экспертное заключение, общественное обсуждение и парламентские слушания, первое, второе, третье и четвертое при необходимости чтения законопроекта принятие и одобрение, подписание, опубликование и вступление закона в силу. Такая последовательность этапов и действий призвана содействовать углубленной и всесторонней подготовке законопроектов, обеспечению степени познавательности и демократичности, которая свойственна закону в силу его социальной и юридической роли в государстве и обществе .
Для разработки законопроектов необходимо формировать творческие авторские коллективы, состоящие из ведущих ученых и практиков. Следует усилить роль закона, повысить его авторитет как первичного регулятора наиболее важных общественных отношений.
Нормы различных социальных регуляторов имеют особенности: в формировании, формах существования, специфике воздействия на поведение людей, способах, методах и средствах обеспечения. Однако действие различных социальных регуляторов не обособлено и изолировано, а представляет собой систему, комплекс мер воздействия.
Различные общественные отношения для сохранения структуры требуют социально-нормативной регламентации различной силы. Выделяют следующие виды социальных норм:
1)нормы религии;
2)обычаи, традиции, обыкновения;
3)корпоративные нормы (нормы общественных организаций);
4)нормы морали;
5)нормы права
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества