Страховое дело, страхование - готовые работы

ГлавнаяКаталог работСтраховое дело, страхование
fig
fig
Пенсионная программа предприятия может строиться при участии НПФ.
Такая программа представляет собой совокупность мероприятий, проводимых совместно НПФ, администрацией и трудовым коллективом предприятия по созданию сбалансированной системы финансирования и выплат негосударственных пенсий работникам.
По достижении определенных условий (пенсионный возраст, инвалидность, потеря кормильца) каждый работник предприятия начинает получать дополнительную (негосударственную) пенсию в размере и в порядке, предусмотренных в положениях договора о дополнительном пенсионном обеспечении.
При этом величина пенсии определяется соотношением между трудовым вкладом данного работника и размером накопленных пенсионных средств, сформированных в результате регулярных отчислений предприятия и личных взносов самого работника.
На наш взгляд, наиболее приемлемым способом организации пенсионной программы предприятия представляется ее организация через создание на самом предприятии филиала НПФ. В этом случае представительство НПФ берет на себя решение практически всех вопросов, связанных с негосударственным пенсионным обеспечением. В кадровом вопросе НПФ предоставляет предприятию:
- специалистов по заключению договоров (юрисконсультов), отслеживающих все изменения в налоговом и пенсионном законодательстве
- бухгалтеров, владеющих вопросами учета в НПФ;- актуариев, на основе расчетов которых составляются договоры о дополнительном пенсионном обеспечении и пенсионных выплатах;
- инвестиционных менеджеров, которые должны быть в НПФ, так как на профсоюз может оказывать влияние администрация предприятий в вопросах размещения активов и заключения договоров с управляющими компаниями;
- специалистов по документационному обеспечению деятельности НПФ.
Помимо кадрового обеспечения представительство берет на себя решение вопросов популяризации негосударственного пенсионного обеспечения (внедрение пенсионного обеспечения среди трудового коллектива, создание рекламных материалов); страхование обязательств НПФ, оснащение представительства разнообразными автоматизированными комплексами по делопроизводству, бухгалтерскому учету, моделированию пенсионных программ предприятияи/или отдельных категорий работников.
Итак, создав пенсионную программу с участием НПФ, предприятие тем самым решит следующие насущные вопросы.
Во-первых, повысится уровень социальной защиты работников предприятия за счет получения дополнительной (негосударственной) пенсии.
Во-вторых, система дополнительного пенсионного обеспечения будет способствовать достижению таких целей, как усиление мотивации работников к более качественному выполнению своих обязанностей, снижение текучести кадров и улучшение психологического климата в коллективе.
И, в-третьих, аккумулирование значительных средств совокупного пенсионного резерва НПФ позволяет использовать их для инвестирования в наиболее перспективные направления развития предприятия.
Обязательное пенсионное страхование. В рамках проводимой в РФ пенсионной реформы НПФ впервые представилась реальная возможность осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию. Если ныне обязательным пенсионным страхованием занимается только Пенсионный фонд России, то, начиная с 1 января 2004 года, к средствам пенсионного страхования допущены и НПФ.

3 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НПФ ПО НЕГОСУДАРСТВЕННОМУ ПЕНСИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Основные показатели деятельности фондов по итогам 2007 года представлены в таблице 1.
Таблица 1 Основные показатели деятельности НПФ по итогам 2007 года
№№ п/п
Наименование показателей
По фондам в целом По фондам – членам НАПФ
1 Собственное имущество фондов (млн. руб.) 602779,4 546958,0
2 Имущество для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) (млн. руб.) 96431,7 88256,1
3 Пенсионные резервы
(млн. руб.) 472888,8 430159,2
4 Количество участников фондов (тыс. чел.) 6757,1 4997,5
5 Количество участников, получающих негосударственную пенсию (тыс. чел.) 1026,2 873,0
6 Сумма пенсионных взносов за 2007 год (млн. руб.) 56397,2 48544,4
7 Сумма пенсионных выплат за 2007 год (млн. руб.) 13842,8 11689,9
Участниками НПФ являются свыше 6,75 млн. человек, что составляет 9,6% занятого в экономике России населения.
Распределение участников в зависимости от размера организаций крайне неравномерно. Точные данные отсутствуют, но можно с уверенностью говорить, что в организациях, относящихся к субъектам малого предпринимательства (а в них по данным Госкомстата работает 47,7% занятых), негосударственное пенсионное обеспечение отсутствует. С учетом этого обстоятельства уровень охвата негосударственным пенсионным обеспечением работников организаций, которые не относятся к субъектам малого предпринимательства, в среднем по России составляет 18%.
Еще выше охват работников таких организаций и предприятий на отдельных территориях и в отраслях хозяйства. В Ханты-Мансийском автономном округе, например, в негосударственном пенсионном обеспечении участвует 50,7%. В таких отраслях как нефтяная и газовая промышленность, транспорт и электроэнергетика негосударственным пенсионным обеспечением охвачено более 60% работающих.
В 2007 году в негосударственные пенсионные фонды поступили пенсионные взносы на общую сумму 56397,2 млн. рублей. Из них 46676,5 млн. рублей – от юридических лиц (82,8%) и 9720,7 млн. рублей – от физических лиц (17,2%). Фонды – члены НАПФ аккумулировали 48544,4 млн. рублей (86,1% от общего числа фондов). При этом в фонды-члены НАПФ поступило 40630,2 млн. рублей взносов от юридических лиц и 7914,2 млн. рублей взносов от физических лиц (85,7% и 16,3% соответственно).
финансирование обязательного медицинского страхования
Система социального страхования, особенно на современном этапе развития экономических отношений в России, призвана обеспечить социальную защиту граждан РФ в части обеспечения государством гарантий определенного уровня жизни, включая компенсации при утрате ими здоровья, тех или иных способностей.
Социально-экономический механизм социальной защиты граждан в области охраны здоровья - устойчивая система социально-экономического поведения социальных групп и их взаимодействие друг с другом, а также с государством на рынке медицинских услуг в условиях функционирования обязательного медицинского страхования по поводу производства, распределения, обмена и потребления медицинских услуг с целью удовлетворения конкретных общественных и индивидуальных потребностей по получению бесплатной, доступной, квалифицированной и качественной медицинской помощи. Такая система регулируется:
• социально-экономическим положением и сознанием социальных групп;
• наличием у них общественных потребностей по гарантированному получению бесплатной, доступной, квалифицированной и качественной медицинской помощи;
• социальными институтами общества
Эффективному внедрению социально-экономического механизма социальной защиты граждан РФ по охране здоровья должны предшествовать следующие мероприятия:
1. Определение стратегических целей и оптимальных показателей здоровья населения.
2. Разработка программ ОМС и программ развития здравоохранения в соответствии с финансовым обеспечением (рациональное планирование ресурсов).
3. Обеспечение координации взаимодействия всех структур, функционирующих в системе охраны здоровья.
4. Разработка стратегических (на 5-7 лет) и текущих планов развития здравоохранения и системы ОМС.
5. Утверждение программ по оптимизации деятельности систем в области охраны здоровья органами законодательной и исполнительной власти.
6. Формирование и обеспечение государственных обязательств в отношении предоставления всем категориям населения медицинской помощи на уровне программ государственных гарантий по обеспечению бесплатной медицинской помощью, в т.ч. территориальной программы ОМС.
7. Социально-экономический мониторинг и оценка деятельности субъектов системы охраны здоровья, в т.ч. оценка экономической и социальной эффективности деятельности сети лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) - производителей медицинских услуг.
8. Социально-экономический анализ положения, потребностей и состояния потребителей медицинских услуг.
9. Обеспечение эффективного управления сетью ЛПУ .
Реализация же социально значимой идеи внедрения в Российской Федерации обязательного медицинского страхования как одного из видов социального страхования с самого начала проходила в условиях изменяющейся окружающей реальности, причем изменяющейся по пути все большего разбалансирования между экономической и социальной системами общества. Что несомненно способствовало снижению ожидаемого социально-экономического результата от внедрения ОМС. Одновременно в процессе проведения экономических реформ существенно снизился уровень социальной защищенности населения и значительно возрос риск утраты материальной обеспеченности граждан нашей страны, в том числе и при получении медицинских услуг.
В 90-х годах показатели здоровья населения еще более ухудшились. Это напрямую связано с изменениями социально-экономических условий жизни, локальными войнами, увеличением числа беженцев и вынужденных переселенцев, ростом преступности.
Ухудшающееся состояние здоровья населения обусловлено не только комплексом общих социально-экономических факторов, но и рядом негативных тенденций в системе здравоохранения.
Таким образом, переход к рыночной экономике существенно изменил социально-экономическую среду, в России вновь актуальным стало понятие социального риска - риска материальной необеспеченности индивидуума из-за потери возможности участвовать в экономическом процессе. Вместе с тем в условиях рыночной экономики помимо личной ответственности за формирование условий своей жизни и материальной обеспеченности существует одновременно ответственность и основных субъектов хозяйствования: работодателей и государства, а также солидарная ответственность и помощь всех трудоспособных членов общества.
В переходный период к рыночной экономике становится актуальной задача поиска компенсаторного механизма, который бы снизил негативные последствия ситуаций, связанных с возникновениями этих рисков. В качестве такого социально-экономического механизма можно рассматривать социальное страхование, одной из форм которого является обязательное медицинское страхование граждан РФ независимо от их социально-экономического положения и которое призвано обеспечить государственные гарантии всему населению РФ в предоставлении необходимой им бесплатной медицинской помощи, так как, в конечном итоге, именно в этом и заинтересовано общество.
В условиях социально-экономических преобразований, определяющихся, с одной стороны, объективными тенденциями развития экономики, а с другой - уровнем исторически сложившихся социальных отношений в обществе, основные противоречия, имеющиеся в настоящее время в системе охраны здоровья, можно подразделить следующим образом, что отмечено в работе ряда авторов (Стародубов В.И., 1996, Шейман И.М., 1996, и др.):
1. Отсутствие системного подхода в охране здоровья населения в Российской Федерации. Проблемы охраны здоровья населения решаются преимущественно усилиями органов и учреждений здравоохранения. Акцент делается на оказание медицинской помощи. Вопросы предотвращения заболеваний общими усилиями разных отраслей и секторов хозяйства оказались на втором плане. Одновременно сама система здравоохранения оказалась разобщенной, наметилась тенденция к разделению единой системы общественного здравоохранения по принципу основных источников финансирования - через систему ОМС, государственный и муниципальный бюджеты.
2. В деятельности структур ОМС, органов управления здравоохранением, муниципальных органов, как правило, не просматривается единый подход к решению вопросов охраны здоровья: слабо выражена координация финансовой политики, отсутствуют серьезные попытки совместить планы оказания медицинской помощи и развития сети ЛПУ с реальными планами и объемами финансирования отрасли. Во многих субъектах Российской Федерации органы управления здравоохранением и территориальные фонды ОМС находятся в состоянии конфронтации, что отнюдь не способствует решению вопросов управления отраслью.
В какой-то мере эта фрагментация системы компенсируется усилиями территориальных фондов ОМС, которые пытаются строить единую для субъекта Федерации систему финансирования (тарифообразование, методы оплаты и т.д.). Действующее законодательство о медицинском страховании обеспечивает возможность централизации финансовых ресурсов для выравнивания условий финансирования здравоохранения. Тем не менее, возможности системы ОМС весьма ограничены. Сегодня через ее структуры проходит только 30-35% всех финансовых ресурсов здравоохранения. Этого недостаточно, чтобы обеспечить разумную централизацию и единую управленческую стратегию.
Проблема произошедшего устранения управленческой вертикали и снижения уровня управления отраслью усугубляется еще и недостаточно рациональной схемой финансирования отрасли, основанной на дезинтеграции финансовых потоков по линии ОМС, местных администраций и органов управления здравоохранением. Все это в совокупности предопределило тот факт, что финансирующие стороны (как структуры ОМС, так и органы управления здравоохранением) не могут реально влиять на эффективность использования ресурсов и структуру оказания медицинской помощи непосредственно в ЛПУ.
Как это ни парадоксально, но дискуссии по поводу совершенствования системы управления сфокусировались не на реальной проблеме утраты рычагов управления, а на том, какая сторона (структуры ОМС или органы управления здравоохранением) должна контролировать финансовые ресурсы и является в настоящее время главной в этом вопросе.
В связи с возвращением к принципам рыночной экономики в здравоохранении встал вопрос о внедрении финансового менеджмента, предполагающего оптимизацию ресурсного потенциала. Роль финансовых ресурсов при этом значительно возрастает, так как это единственный вид ресурсов (кроме трудовых средств и предметов труда и др.), который можно достаточно быстро трансформировать в другие виды ресурсов. Таким образом, роль этих ресурсов возрастает на всех уровнях управления (стратегическом, тактическом, оперативном), а финансовый менеджмент как одна из ведущих функций аппарата управления приобретает одну из основных ролей в условиях рыночной экономики.
Управление финансовыми отношениями, охватывающее систему принципов, правовых норм, методов, форм и приемов их регулирования с целью интеграции и эффективного использования финансовых ресурсов - финансовый менеджмент, - направлено на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между правосубъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Финансовый менеджмент выступает как процесс выработки цели управления финансами и осуществления воздействия на них с помощью методов и инструментов финансового механизма, т.е. имеет свою стратегию и тактику.
Стратегия финансового менеджмента - это общее направление и способ использования финансовых средств для достижения поставленной цели.
Тактика финансового менеджмента - это выбор конкретных методов, приемов, инструментов, необходимых для достижения поставленной цели в реальных условиях.
В задачи финансового менеджмента в здравоохранении входит :
1. Стратегическое и тактическое планирование расходов и доходов финансовых ресурсов:
• анализ (макро- и микро-) экономических факторов, влияющих на мобилизацию финансовых ресурсов;
• анализ доходов и расходов финансовых средств (в отрасли, в органах управления, территориальных фондах обязательного медицинского страхования (ТФОМС), в страховых медицинских организациях (СМО));
• определение приоритетов при выделении текущего финансирования;
• программирование эффективного использования ресурсов
2. Мобилизация финансовых ресурсов:
• управление финансовыми ресурсами (наличными, безналичными, дебиторской и кредиторской задолженностями);
• оптимизация сборов целевых взносов;
• использование различных форм наполнения финансовых ресурсов
3. Распределение финансовых ресурсов:
• определение оптимального способа финансирования в реальных условиях функционирования субъекта (ссуда, дотация, кредит, субвенция, субсидия);
• определение адекватной политики (методики ценообразования) и прогнозирование динамики объема предоставляемых медицинских услуг (в течение года, в течение нескольких лет в зависимости от внедрения новых медицинских технологий, реорганизации структуры коечного фонда и др.)
4. Аудит использования финансовых ресурсов:
• финансовый контроль;
• оценка эффективности финансовых планов (бюджета);
• обеспечение управленческого учета
Основная задача финансового менеджмента - это создание финансовой устойчивости как системы в целом, так и отдельных ее элементов, подсистем. Сложность финансовой системы определяется неоднородностью составляющих ее элементов, их структурным разнообразием (особенно финансовые ресурсы и источники), сложностью взаимодействия между ними и с внешней средой, что усложняет процесс управления ею и требует знания и соблюдения основных принципов финансового менеджмента. К числу последних, как известно, относятся: планирование, прогнозирование, организация, регулирование и контроль.
Разносторонний характер источников финансирования здравоохранения в настоящее время требует и многовариантности финансового менеджмента, в основу которого положено использование стандартных приемов управления, умение оценить конкретную финансовую ситуацию, принять адекватное управленческое решение, способное оптимально устранить возникшие проблемы.
Важно знать и технологические этапы финансового менеджмента в здравоохранении: 1. Анализ информации: макро- и микроэкономических показателей правовой, бухгалтерского учета (управленческого и финансового).
2. Составление финансового плана (бюджета): выбор финансовых методов и инструментов; определение соотношения источников финансирования; выбор методики ценообразования тарифов на медицинские услуги; разработка и утверждение экономических нормативов, нормативов по объему и структуре медицинских услуг в соответствии с территориальными классификаторами.
3. Прогнозирование финансовых результатов - по объему медицинских услуг, по доходам, расходам, затратам и эффективности использования ресурсов.
4. Исполнение финансового плана (бюджета) - мобилизация ресурсов; расходование финансовых средств.
5. Контроль за исполнением финансового плана - предварительный, текущий, последующий.
К макроэкономическим факторам, влияющим на мобилизацию финансовых ресурсов в здравоохранении, относятся: валовой внутренний продукт субъекта Федерации, инфляция, занятость и безработица, совокупный спрос и совокупное предложение, фискальная политика, финансовый рынок, и денежная политика.
При анализе макроэкономических факторов, влияющих на формирование и исполнение бюджета, следует учитывать:
• спрос и предложение медицинских услуг;
• ценообразование;
• рынок ресурсов: медицинские учреждения, медицинские кадры, лекарства и вакцины, медицинская техника, энергетические, финансовые;
• сегментацию рынка по группам потребителей: сформированные предпочтения, демографическая характеристика, заболеваемость населения;
• производство и издержки: ассоциирование услуги (стационарные, амбулаторно-поликлинические, скорая и неотложная помощь), специализированные услуги, системы оплаты труда, эффективность затрат ресурсов (выпуск медицинских услуг на единицу ресурсов)
При планировании и прогнозировании финансовых результатов деятельности необходимо учитывать динамические показатели использования ресурсов, объема медицинских услуг, движения финансовых средств.
В отличие от других структур, существующих в здравоохранении, ТФОМС может самостоятельно осуществлять финансово-кредитную деятельность для обеспечения финансовой устойчивости системы здравоохранения. При этом необходимо выполнение определенных условий :
• в качестве кредитных ресурсов могут использоваться только временно свободные средства Фонда;
• в качестве получателя кредита (ссуды) могут выступить медицинские учреждения, фонды обязательного медицинского страхования и страховые медицинские организации;
• размер средств, используемых в качестве кредитных ресурсов и банковских депозитов, в сумме не должен превышать 50% нормированного страхового запаса ФОМС;
• оформление финансовых взаимоотношений осуществляется в виде кредитного договора, позволяющего учесть конкретные условия выдачи кредита, в том числе возвратность и гарантии;
• кредиты, как правило, должны предоставляться на краткосрочной основе - до 3 месяцев
При проведении финансово-кредитной деятельности фондом актуальной становится проблема финансового взаимодействия ЛПУ с ТФОМС в части экономической и финансовой эффективности в зависимости от способа получения средств и сроков возврата. При этом сумма кредитных средств должна быть адекватной возможностям ЛПУ по их восстановлению за счет доходов, в том числе поступающих из средств ОМС.
Таким образом, финансово-кредитные отношения в системе обязательного медицинского страхования приближают медицинское учреждение к расчету экономической эффективности своей деятельности и проведению анализа принимаемых проектов (решений). В наибольшей степени это достигается с помощью развития кредитных отношений, когда понятие экономического анализа начинает реализовываться в полном объеме.
1.Сущность и значение перестрахования
Страхование играет важнейшую роль при возмещении ущербов, потребность в нём возрастает вместе с развитием экономики и цивилизованности социальных отношений.
Страхование гарантирует от случайных рисков имущественные интересы граждан и предприятий, обеспечивая непрерывность общественного воспроизводства.
Через страхование финансовые последствия определенных рисков перекладываются на страховые компании, что выражается в его основной функции - рисковой.
Такое переложение риска является благом для лица, страхующего себя и свое имущество, даже тогда, когда страховой случай не наступает, потому что у этого лица возникает чувство уверенности и защищенности.
Перестрахование – система экономических отношений, в процессе которых страховщик, принимая на страхование риски, передает полностью или частично ответственность по ним (перед страхователем) на согласованных условиях другим страховщикам.
В настоящее время в России перестрахование могут осуществлять как специализированные страховщики – перестраховочные общества, так и страховые компании.
В перестраховании используется специфичная терминология. Передаваемый риск называют перестраховочным риском. Процесс, связанный с передачей риска в перестрахование, носит название цессии или цедирования риска.
Страховщик, заключивший договор страхования и принявший риск на страхование, а затем передавший его полностью или частично в перестрахование другому страховщику, именуется прямым страховщиком, перестрахователем или цедентом.
Страховщик, принявший в перестрахование риски, называется перестраховщиком или цессионарием. Приняв в перестрахование риск, перестраховщик может частично передать его третьему страховщику. Такую операцию принято именовать ретроцессией, а перестраховщика, передающего риск в ретроцессию, - ретроцессионером.
Услуги по перестрахованию предоставляют:
a. профессиональные перестраховщики - страховые компании, имеющие соответствующую лицензию и занимающиеся только перестрахованием. Такая компания не заключает договоры прямого страхования и, следовательно, не имеет прямых отношений со страхователями, т.е. перестраховщик работает исключительно со страховыми компаниями;
b. прямые страховщики - страховщики, которые занимаются обычным страхованием и при необходимости могут отдавать застрахованные ими риски в перестрахование. Прямые страховщики занимаются перестраховочной деятельностью на постоянной основе или от случая к случаю;
c. перестраховочные брокеры - специализированные посредники на перестраховочном рынке. Они оказывают помощь прямым страховщикам в выборе надежных перестраховщиков.
Перестраховочные брокеры обладают специальными знаниями в такой сложной и узкоспециализированной сфере страховой деятельности, какой является перестрахование.
Схематично процесс передачи риска представлен на рисунке 1.
Выделяют следующие основные функции перестрахования:
a. сокращение риска страховщика в результате возможных отклонений (колебаний) фактических размеров выплат по убыткам от расчетных, а также обеспечение стабильности результатов деятельности;
b. расширение возможностей страховщика в приеме на страхование крупных и опасных рисков;
c. формирование сбалансированного портфеля договоров страхований;
d. обеспечение финансовой устойчивости и рентабельности страховых операций.
Для планирования и прогнозирования экономической эффективности перестрахования страховщик разрабатывает и реализует собственную перестраховочную программу. Перед разработкой перестраховочной программы и подбором соответствующей перестраховочной компании страховщик определяет необходимость в перестраховании ответственности по принятым в страхование рискам.
В случае необходимости перестрахования далее определяется доля ответственности, передаваемой перестраховщику и оставляемой в компании, т.е. страховщик определяет собственные издержки и часть риска, переданного на перестрахование.
По способу распределения обязательств между страховщиком и перестраховщиком выделяют пропорциональное и непропорциональное перестрахование.
Пропорциональное перестрахование имеет особенность, состоящую в том, что страховщик и перестраховщик распределяют между собой в определенной пропорции страховую ответственность, страховую премию и страховое возмещение.
Непропорциональное перестрахование характеризуется тем, что страховые премии и страховые возмещения распределяются между страховщиком и перестраховщиком не в одинаковой пропорции. Прямой страховщик сам оплачивает все убытки до согласованного в договоре размера - приоритета. Все убытки, превышающие приоритет, подлежат оплате перестраховщиками, но также в пределах суммы, установленной договором. Эта сумма называется лимитом перестраховочного покрытия.
Существуют следующие разновидности пропорционального перестрахования: квотное, перестрахование эксцедента сумм, квотно-эксцедентное.
Квотное перестрахование является самой простой и несложной в обслуживании формой. Страховщик, по условиям договора, передает в перестрахование в согласованной с перестраховщиком доле все без исключения принятые на страхование риски. В этой же доле перестраховщику перечисляются страховые премии, и соответственно в этой доле перестраховщик оплачивает возникшие убытки. Обычно доля (квота) участия в перестраховании выражается в процентах страховой суммы.
Перестрахование на базе эксцедента сумм помогает избежать этих недостатков. Эксцедент - это та часть страхового риска, которая превышает уровень собственного удержания страховщика, выраженного в абсолютных цифрах. Именно это превышение является объектом перестрахования.
Так, если собственное удержание передающей компании составляет 1 млн. руб., все принятые на страхование риски в пределах этой суммы остаются на ответственности этой компании, а риски сверх этой суммы передаются в перестрахование. Поэтому важная задача страховщика при заключении договора эксцедентного перестрахования состоит в установлении размера собственного удержания.
Прямой страховщик может заключить договор перестрахования с разделением риска на доли, или линии, которые определяются размером собственного удержания.
Квотно-эксцедентное перестрахование представляет собой сочетание двух описанных видов перестраховочных договоров: портфель страхования перестраховывается квотно, а превышение сумм страхования рисков сверх установленной квоты подлежит перестрахованию на принципах эксцедентного договора. В результате доля страховщика в риске устанавливается на уровне его собственного удержания, а доля перестраховщика складывается из первоначально установленной квоты и полученного эксцедента. Урегулирование убытков происходит на основе последовательного использования условий квотного и эксцедентного покрытия.
Существуют два основных вида непропорционального перестрахования: эксцедента убытка и эксцедента убыточности.
Перестрахование эксцедента убытка - наиболее распространенная форма непропорционального перестрахования. Прямой страховщик устанавливает приоритет в абсолютной сумме и сам оплачивает все убытки, не превышающие приоритета. Перестраховщик участвует только в тех убытках, которые больше установленного приоритета, но в пределах своего лимита ответственности.
На перестраховочном рынке существует принцип взаимности (ресипросити). Смысл этого принципа состоит в том, что операции по передаче и приему риска за определенный промежуток времени должны быть уравновешены. Иными словами, если прямой страховщик передает в перестрахование риск на сумму 500 тыс. руб., то примерно на такую же сумму рисков он должен получить взамен.
Отношения между прямым страховщиком и перестраховщиком осуществляются на основе договора.
Решение о заключении договора принимается после тщательного изучения информации, излагаемой в специальном документе - слипе. Перестраховочный слип содержит наиболее важную информацию о риске, такую, как страхователь, объект страхования, срок действия договора, страховые риски, страховая сумма и премия, собственное удержание прямого страховщика, доля риска, предлагаемая в перестрахование.
В основе перестрахования лежит договор, согласно которому одна сторона - цедент передает полностью или частично страховой риск другой стороне - перестраховщику, который в свою очередь принимает на себя обязательство возместить цеденту соот¬ветствующую часть выплаченного страхового возмещения.
Договор перестрахования - юридический документ, определяю¬щий взаимоотношения сторон - перестрахователя и перестраховщика - и устанавливающий их права и обязанности. Законодательно определено, что «ответственным перед страхователем по основному договору страхо¬вания за выплату страхового возмещения или страховой суммы остается страховщик по этому договору»
Стандартизированный договор перестрахования заключается в письменной форме и содержит в своей текстовой части:
a. определение сторон договора (цедента и перестраховщика);
b. обязательства сторон, вытекающие из цедирования и принятия риска (излагаются в приложении к договору);
c. объем долевого участия перестраховщика в покрытии ущербов це¬дента;
d. разрешение цеденту о возможности использования услуг других пе¬рестраховщиков для выполнения взятых обязательств перед страховате¬лями;
e. порядок взаиморасчетов в ходе перестраховочной сделки;
f. право перестраховщика осуществлять возможный контроль докумен¬тов цедента по вопросам, связанным с реализацией договора перестрахо¬вания;
g. порядок разрешения споров между цедентом и перестраховщиком
Приложение содержит перечень видов страхования и рисков, охва¬ченных данным договором, методы их перестрахования, способы распре¬деления рисков, максимальную ответственность перестраховщика в абсо¬лютной сумме или проценте, величину и способ подсчета комиссионного вознаграждения перестраховщика, долю участия цедента в прибылях пе¬рестраховщика, сумму депозита, минимум убыточности, который перестра¬ховщик обязан безотлагательно регулировать.
2. Анализ особенностей российского рынка страхования от несчастных случаев
У большинства страховых компаний коллективные договоры преобладают над индивидуальными по общему количеству застрахованных лиц. Только в трех из опрошенных компаний их число по коллективным договорам сопоставимо с аналогичным показателем по индивидуальным договорам, причем эти компании заключают такие индивидуальные договоры преимущественно через свои довольно обширные агентские сети.
Ориентация страховых компаний на коллективные договоры отражается и на динамике числа застрахованных лиц за последний год - рост достигается преимущественно за счет коллективных договоров. В большинстве компаний увеличилось количество коллективных договоров (и число застрахованных лиц по ним), а количество индивидуальных договоров осталось прежним.
При заключении индивидуального договора в большинстве компаний требуется сообщать о месте работы, профессии, роде деятельности страхователя либо застрахованного лица (т.е. лица, жизнь и здоровье которого фактически являются объектом страхования). Результаты исследования контингента страхователей и застрахованных лиц показали, что в России еще довольно редко от несчастного случая страхуются индивидуальные предприниматели в отличие от западной практики, где частные предприниматели практически всегда страхуют свою жизнь и здоровье, поскольку, не будучи наемными работниками, они не подпадают под действие государственных социальных программ и должны защищать себя на случай временной нетрудоспособности самостоятельно. В России индивидуальный предприниматель также не сможет, например, получить по больничному листу выплаты, компенсирующие его заработную плату за время нетрудоспособности, поэтому данную категорию следует оценивать как перспективную для страхования в будущем. Тем не менее страхование руководителей коммерческих структур за счет предприятия весьма распространено на российском рынке. И даже если страхование руководителей осуществляется по коллективным спискам, для руководителей обычно устанавливается большая страховая сумма, чем для остальных застрахованных работников.
Некоторые компании разрабатывают в рамках страхования от несчастных случаев более специфичные продукты. Так, страховая компания Prime Insurance (Москва) в конце 2005 года запустила программу сезонного зимнего страхования от обморожения .
Эксперты центра стратегических исследований страховой компании «Росгосстрах» на основании статистики Всероссийского союза страховщиков (ВСС), Федеральной службы страхового надзора (ФССН) и Росстата пришли к выводу, что рост рынка добровольного медицинского страхования в ближайшие годы составит 13-16%, рост рынка страхования от несчастного случая и болезней – 18-20% в год .
В 2007 г. в денежном выражении рынок личного страхования развивался существенно быстрее, чем в 2006 г. С другой стороны, отмечается тенденцию сокращения общего числа договоров. В первую очередь, это связано с уменьшением количества монополисов, используемых медицинскими учреждениями для снижения стоимости своих услуг для населения.
В 2007 г. сборы по личному страхованию выросли на 26% и составили 53,2 млрд руб. Прошлогодний рост рынка личного страхования оказался выше, чем в 2006 г., когда он вырос только на 13,1%. Выплаты составили 35 млрд. руб., что на 37,1% больше, чем в 2006 г.
Сборы по страхованию от несчастных случаев и болезней составили в 2007 г. 14,3 млрд. руб., что на 29,5% больше, чем в 2006 г. В структуре сборов взносы граждан составили 27,5%, взносы юридических лиц – 72,5%. Сборы по добровольному медицинскому страхованию (ДМС) составили 38,8 млрд. руб. (на 24,8% больше, чем в 2006 г.). Из общего объема премий по ДМС взносы граждан составили 12,5%, взносы юридических лиц – 87,5% .
Выплаты по страхованию от несчастных случаев (НС) составили 4,1 млрд. руб., что более чем в 2 раза превышает показатель прошлого года. В то же время число договоров по страхованию от НС сократилось на 23,5% и составило 48,8 млн. штук. Страховая сумма по договорам страхования от НС составила 10 трлн. руб. Это на 73% больше, чем в 2006 г.
Выплаты по ДМС выросли на 31,3% и составили 31 млрд рублей. Количество договоров по ДМС увеличилось на 11,3% и составило 9,4 млн. Для сравнения: в 2006 г. количество договоров по ДМС увеличилось на 9,9%. Страховая сумма по договорам ДМС составила 5,6 трлн руб., рост – почти 10%. В 2006 г. страховая сумма выросла на 32%.
Рост доходов населения и платежеспособности предприятий способствует росту расходов на страхование персонала. Все эти факторы останутся в силе и в ближайшие годы. В то же время нельзя не считаться с тем, что многие предприятия, пользующиеся этими видами страхования, уже исчерпали лимиты отнесения страховой премии на себестоимость продукции (10 тыс. руб. на человека в год по страхованию от НС и 3% от ФОТ на ДМС).
Введение
Тема данной контрольной работы: «Система обязательного медицинского страхования».
Медицинское страхование – это один из видов личного страхования.
Целью медицинского страхования является гарантия получения гражданами медицинской помощи при возникновении страховых случаев. Различаем два основных вида медицинского страхования – обязательное медицинское страхование и добровольное медицинское страхование. Существует и третий тип получения медицинских услуг – это частная медицина.
Актуальность представленной работы состоит в том, что медицинское страхование, является, по сути, совершенно новым явлением для нашего государства и общества, требует глубокого изучения условий и методов внедрения данной системы в совокупности с другими социально-политическими и экономическими преобразованиями в нашей стране.
Целями данной контрольной работы - изучение основных аспектов системы обязательного медицинского страхования.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.Выявить сущность системы обязательного медицинского страхования;
2. Рассмотреть значение полиса ОМС;
3. Изучить аспекты медицинского страхования граждан, выезжающих за рубеж;
4. Изучить основные моменты защиты прав граждан в системе обязательного медицинского истрахования.
Следует отметить довольно высокую степень разработанности исследуемой проблемы в научной литературе.
Теоретической и методологической основой исследования данной контрольной работы являются научные труды отечественных ученых по проблемам медицинского страхования в РФ.
1. Сущность системы обязательного медицинского страхования
Медицинское страхование – это один из видов личного страхования.
Целью медицинского страхования является гарантия получения гражданами медицинской помощи при возникновении страховых случаев. Различаем два основных вида медицинского страхования – обязательное медицинское страхование и добровольное медицинское страхование. Существует и третий тип получения медицинских услуг – это частная медицина.
Обязательное медицинское страхование является частью государственной системы социального страхования. В основе системы обязательного медицинского страхования лежат следующие экономические и правовые принципы:
1. Обязательное медицинское страхование распространяется на всех граждан страны независимо от возраста, пола, состояния здоровья, места жительства и доходов. Все граждане страны имеют право на получение бесплатных медицинских услуг включенных в программу обязательного медицинского страхования.
2. Программа обязательного медицинского страхования финансируется государством.
3. Страховые взносы перечисляются на всех граждан, однако использование перечисленных ресурсов осуществляется только при обращении за медицинской помощью – принцип "здоровый платит за больного". Граждане с различным уровнем дохода имеют одинаковое право на получение медицинских услуг, однако начисление в страховой фонд осуществляется в зависимости от объема личного дохода – принцип "богатый платит за бедного".
Участниками программы обязательного медицинского страхования являются:
1. Застрахованные лица
2. Для неработающих граждан страхователем является государство в лице местных органов исполнительной власти.
3. Для работающих граждан страхователями являются предприятия и организации.
4. Учреждения, осуществляющие программу обязательного медицинского страхования
5. Государственные и территориальные фонды, реализующие государственную политику в области обязательного медицинского страхования
Страховые медицинские организации, а также медицинские учреждения имеющие лицензию на право деятельности в области обязательного медицинского страхования и оказания медицинской помощи, включенной в программу обязательного медицинского страхования.
Финансирование программы обязательного медицинского страхования осуществляется из фондов государственного и нижестоящих бюджетов, средств различных предприятий и учреждений, благотворительных пожертвований граждан и пр.
Объем медицинской помощи предусмотренный программой обязательного медицинского страхования:
1. Обеспечение первичной и скорой медицинской помощи в неотложных ситуациях: роды, травмы, отравления;
2. Лечение в амбулаторных условиях больных с хроническими заболеваниями;
3. Лечение в стационарных условиях больных с острыми заболеваниями, травмами, медицинская помощь при родах и абортах;
4. Оказание медицинской помощи на дому гражданам, которые не могут самостоятельно посетить больницу;
5. Организация профилактических мероприятий, которые включают детей, инвалидов, ветеранов войны, беременных женщин, больных туберкулезом и онкологическими заболеваниями, больных с психическими расстройствами, а также больных с инсультом и инфарктом миокарда;
6. Оказание стоматологической помощи в полном объеме детям, учащимся и студентам, беременным женщинам, матерям, имеющих детей до 3 лет, ветеранам войны;
7. Выдача медикаментов на льготных условиях (для больных с заболеваниями, включенными в программу льготного обслуживания).
2. Полис обязательного медицинского страхования
Страховой полис обязательного медицинского страхования является документом подтверждающим факт заключения договора по включению лица в программу обязательного медицинского страхования. В страховом полисе указан номер договора страхования и срок его действия. Работающим гражданам страховой медицинский полис выдается учреждением или организацией где данное лицо работает, а неработающим гражданам – государственной страховой организацией. Страховой медицинский полис, а также документы, удостоверяющие личность должны быть предъявлены в обязательном порядке при обращении за медицинской помощью. В случае если при обращении за медицинской помощью лицо по какой-то причине не может предъявить страховой полис, оно должно указать застраховавшую его медицинскую организацию, которая обязана подтвердить факт страхования и обеспечить больного медицинским полисом для лечение в медицинском учреждении. При утрате страхового медицинского полиса выдается его дубликат. Срок действия полиса прекращается с момента расторжения договора. При увольнении с места работы, работник обязан сдать страховой полис, для того, чтобы он был возвращен страховщику. При смене места жительства старый страховой полис возвращается, а на новом месте жительства получается новый полис. Страховой полис действителен только на территории государства, гражданином которого является застрахованное лицо. Получить полис можно в поликлинике по месту жительства при предъявлении необходимых документов. Застрахованные лица имеют право на возмещение ущерба причиненного им в ходе оказания медицинской помощи. Порядок и размеры возмещения ущерба устанавливаются судом.
Недостатки системы обязательного медицинского страхования
Государственная система медицинского страхования граждан, в развивающихся странах порой неспособна обеспечить необходимого качества медицинских услуг. Причиной тому является недостаточность бюджетного финансирования и нерациональное распределение уже имеющихся средств.
3.Медицинское страхование граждан выезжающих за рубеж
Как показывает практика туристических компаний медицинское страхование при выезде за рубеж это жизненная необходимость, в силу того что большинство граждан оказываются неспособными оплатить стоимость медицинских услуг, оказанных им в случае необходимости за рубежом.
Для оформления договора об медицинском страховании за рубежом, выезжающие за границу граждане, должны обратиться в страховую компанию, которая имеет лицензию на занятие страховой деятельностью в области здравоохранения. При заключении договора застрахованному лицу выдают документ подтверждающий факт страхования - страховой медицинский полис.
Объектом страхования являются расходы застрахованного связанные с расстройством его здоровья или смертью во время пребывания за границей. Возмещение средств застрахованному лицу страховой компанией имеет место при возникновении страхового случая. Страховой случай подразумевает нарушение здоровья или смерть застрахованного, которые являются следствием внезапного заболевания или несчастного случая, произошедших с застрахованным лицом во время его пребывания в месте и моменте времени указанном в страховом договоре.
Расстройство здоровья или смерть застрахованного не признаются страховыми случаями по следующим причинам:
1. Совершение застрахованным умышленного правонарушения, которое повлекло за собой ущерб его здоровью;
2. Самоубийство или попытка самоубийства, а также намеренное причинение себе телесных повреждений;
3. Алкогольное или наркотическое отравление;
4. Участие застрахованного лица в военных действиях или народных выступлениях (забастовки, восстания);
При наступлении страхового случая страховые кампании, как правило, покрывают расходы по стационарному лечению застрахованного и проведению диагностических мероприятий. Также покрываются расходы на транспортировку больного (или его тела) на родину.
Страховая компания не покрывает расходы, связанные с лечением хронических заболеваний, если они на прямую не угрожают жизни застрахованного, расходы, связанные с лечением психических и онкологических заболеваний, расходы, связанные с пластическими операциями и протезированием, расходы на консультации и профилактические мероприятия.
Введение
Тема данной контрольной работы: «Характеристика основных форм социального страхования».
Значение и уровень системы социальной защиты населения предо¬пределены факторами личного характера, системными изменениями экономико-политического плана, природно-географическими и культурно-историческими особенностями государств. В период обострения эконо¬мических проблем и социальной напряженности необходимость ее расширения и совершенствования становится наиболее значимой и ак¬туальной. На сегодняшний день система социального страхования России переживает не луч¬шие времена. В наиболее сложном положении находится глав¬ная ее составляющая - пенсионная система. Она унаследовала многие недостатки пенсионной системы бывшего Советского Со¬юза.
В этом и заключается актуальность темы исследования.
Цели и задачи. Целью контрольной работы является изучение форм и тенденций социального страхования в системе социальной защиты населения.
Исходя из поставленной цели вытекают основные задачи контрольной работы, которые сведены к следующим:
• ознакомление с теоретическими аспектами социального страхования;
• изучение основных форм социального страхования;
Следует отметить довольно высокую степень разработанности исследуемой проблемы в научной литературе. Теоретической и методологической основой исследования данной контрольной работы являются научные труды отечественных ученых по проблемам медицинского страхования в РФ.
1. Теоретические аспекты социального страхования
Сущность социального страхования характеризуется рядом признаков, принципов и функций. К основным признакам относятся:
1.наличие риска случайного характера и страха его проявления с соот¬ветствующими негативными последствиями;
2.повторяемость и предсказуемость страховых событий;
3.инверсия эксплуатационного цикла (опережение платы за страховую защиту по отношению к выплате страхового возмещения);
4.договорной характер отношений между страхователями и страховщи¬ками;
5.эквивалентность и замкнутость отношений страховщика и страхова¬теля, означающие выплату страхового возмещения при наличии до¬говора страхования, уплаты страхового взноса (премии) и в соответ¬ствии с объемом страховой защиты;
6.свобода в выборе страхователями страховщика, объектов страхова¬ния и страховой суммы при добровольной форме страхования.
Организация социального страхования базируется на следующих основных принципах:
1.личная ответственность – сами работники участвуют в финансировании страхования, размер выплат зависит от предварительных взносов работников и их страхового стажа;
2.солидарность – работодатели, трудящиеся и государство принимают финансовое участие в страховании, оказывая своими взносами материальную помощь (при наступлении страховых случаев) менее обеспеченным;
3.организационное самоуправление – руководство органами социального страхования осуществляется полномочными представителями работников и работодателей.
Объектом для начисления обя¬зательных страховых взносов яв¬ляются:
• для работодателей и работа¬ющих граждан - заработная пла¬та и другие выплаты работникам, кроме утвержденного Советом Министров республики перечня выплат, на которые взносы не на¬числяются; эти перечни утверж¬дены по каждому виду страхова¬ния отдельно и несколько разли¬чаются между собой;
• для физических лиц, само¬стоятельно уплачивающих обя¬зательные страховые взносы, а также членов крестьянских (фер¬мерских) хозяйств - определяе¬мый ими доход.
2. Формы социального страхования
Социальное страхование занимает ведущее место в системе социальной защиты населения.
Зарубежный и российский опыт применения и развития различных форм социального страхования, результативные исследования наших ученых позволяют выделить его основные организационно-правовые формы, которые можно осуществить по следующим основным признакам:
1. установление и реализация социально-страховых отношений в силу предписаний закона или свободного волеизъявления страхователя и страховщика;
2. степень централизации процессов организации, осуществления и контроля социального страхования;
3. уровни хозяйствования и управления, субъекты которых являются носителями социально-страхового интереса.
С учетом этих признаков выделяются обязательное и добровольное социальное страхование, состав форм и видов первого из них представлен на рис. 1.
Рис. 1. Состав форм и видов обязательного социального страхования

Обязательное социальное страхование включает:
1. централизованно организованную, осуществляемую и контролируемую государством форму обязательного социального страхования;
2. децентрализованную форму обязательного социального страхования, организованную и осуществляемую в соответствии с федеральными законами указанными в них в качестве страхователей лицами.
На рис. 2 представлен состав форм и видов добровольного социального страхования, состоящего из:
- корпоративно-коллективной формы личного социального страхования;
- индивидуальной формы личного социального страхования.
Рис. 2. Состав форм и видов добровольного социального страхования

Указанные на рис. 2 организационно-правовые формы социального страхования имеют немало общего:
1. цель социального страхования;
2. принципы: наличие социально-страхового интереса у потенциальных страхователей; экономической эквивалентности сумм социально-страховых выплат и получаемых страховщиком страховых взносов; солидарного участия всех страхователей в осуществлении социально-страхового обеспечения наступления страховых случаев; гарантированность социально-страхового обеспечения застрахованных лиц при наступлении страховых случаев;
3. страховые случаи (как проявление социальных рисков), причиняющие вред жизни и здоровью застрахованных лиц;
4. объекты социального страхования.
Таким образом, в добровольном личном страховании можно увидеть отдельную организационно-правовую форму социального страхования.
Рассматриваемые организационно-правовые формы социального страхования имеют не только общие свойства, но и свои особенности.
Наиболее существенные отличия от централизованно организованной и осуществляемой государством формы социального страхования имеют децентрализованная форма обязательного страхования жизни и здоровья различных категорий граждан и добровольное личное страхование.
Во-первых, централизованной обязательного социального страхования охватывается все население (в частности, по ОМС) или очень большие массы населения (все работающие граждане при страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пенсионеры по ОПС).
По видам децентрализованной формы подлежит обязательному социальному страхованию жизнь и здоровье значительных по численности категорий лиц в основном опасных профессий (военнослужащих, работников правоохранительных органов, судей и др.), а также пассажиров на междугородных перевозках всеми видами транспорта.
Добровольное же личное страхование обеспечивает социальную защиту значительно меньшему количеству граждан.
Во-вторых, при обязательных видах социального страхования страхователи, категории подлежащих страхованию граждан, социальные риски (страховые случаи), страховые суммы, условия и сроки социально-страховой защиты, страховые тарифы и размеры социально-страхового обеспечения (страховых выплат) устанавливаются законом.
Напротив, добровольное личное социальное страхование осуществляется в соответствии с разрабатываемыми и утверждаемыми правилами страхования (не противоречащими законодательству) и заключаемыми со страхователями договорами личного страхования на основе свободного волеизъявления сторон согласования ими существенных условий договора.
Кроме того, при централизованной форме обязательного социального страхования государством учреждаются специальные организации-страховщики (ПФ РФ, фонды ОМС, ФСС РФ), которые контролируются им, а денежные социально-страховые фонды находятся в федеральной собственности.
Страховые фонды при добровольных видах личного социального страхования формируются страховщиками за счет уплачиваемых страхователями страховых премий (взносов) и являются их собственностью (при законодательном запрещении нецелевого использования страховой нетто-премии в соответствии с правовыми нормами.
Страховые тарифы при этом разрабатываются и утверждаются страховщиками и контролируются Федеральной службой страхового надзора.
Введение
Страхование - необходимый элемент производственных отношений. Оно связано с возмещением материальных потерь в процессе общественного производства. Важнейшим условием нормального воспроизводственного процесса является его непрерывность и бесперебойность.
Сущность страхования состоит в формировании определенного денежного (страхового) фонда и его распределения во времени и пространстве по возмещению возможного ущерба (убытков) его участникам при нечастных случаях, стихийных бедствиях и других обстоятельствах, предусмотренных договором страхования.
Международная торговля услугами, считавшаяся в недалеком прошлом элементом международного товарооборота и отражавшаяся частично лишь в общих стоимостных показателях, со временем достигла крупных размеров, дополнилась новыми секторами и приобрела специфические организационные формы. Появление международного рынка услуг явилось следствием этапа роста сферы услуг и их выхода за рамки национальных границ.
Важную роль на мировом рынке услуг играют страховые услуги. Во-первых, при посредстве страхования происходит перераспределение рисков в мировом масштабе, что обеспечивает защиту материальных интересов хозяйствующих субъектов и создает условия для повышения уровня социальной защиты населения при существенном снижении финансовой нагрузки на государства. Во-вторых, страховщики являются крупней¬шими институциональными инвесторами, как в рамках национа¬льных экономик, так и в международном масштабе.
Усилившиеся на исходе прошлого века тенденции к глобализации мировой экономики затронули и страховой рынок. Сближение экономик разных стран создает принципиально новые условия для страхового бизнеса, способствуя либерализации международной торговли страховыми услугами.
Цель работы – изучение тенденций развития мирового страхового рынка на современном этапе.
Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:
 раскрыть понятия «страховой рынок», «страховой продукт»;
 раскрыть основные тенденции и перспективы развития мирового страхового рынка на современном этапе;
 определить роль России на мировом рынке страховых услуг.
Структура работы. Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы.

1.Мировой страховой рынок. Сущность и особенности страхования внешнеэкономической деятельности. Организационно-правовые формы страховщиков.
Страховой рынок - это особая экономическая среда, определенная сфера экономических отношений, где объектом купли - продажи выступает страховая защита, формируется спрос и предложение на нее. Объективная сторона развития страхового рынка - необходимость обеспечения бесперебойности воспроизводственного процесса путем оказания денежной помощи пострадавшим в случае непредвиденных неблагоприятных обстоятельствах. Под мировым страховым рынком понимается его действие в мировом масштабе (страхование интернациональных космических кораблей, туристов и путешественников за пределами своих стран и др.).
Хотя для страхования внешнеэкономической деятельности не требуется получения специальной лицензии, однако страхование внешнеэкономических операций имеет свои особенности. Они обусловлены тем, что при проведении внешнеэкономических операций экспортер и импортер подвергаются коммерческим рискам, возникающим вследствие: изменения цены товара после заключения контракта; отказа импортера от приема товара; злоупотреблений или ухудшения валютных средств, выплат по поддельным банкнотам, чекам и т.п.; неплатежеспособности покупателя или заказчика; неустойчивости валютных курсов, инфляции (дефляции). К специфическим особенностям внешнеэкономической деятельности можно отнести и необходимость учитывать законодательство различных стран, международные правовые нормы регулирования и ряд других факторов.
Валютные риски занимают особое место среди коммерческих рисков. Они возникают в результате изменения курса валюты в период между подписанием внешнеторгового или кредитного соглашения и осуществлением платежа по нему. Так, при понижении курса валюты цены (займа) по отношению к валюте платежа убытки несет экспортер (кредитор), так как он получает меньшую реальную стоимость по сравнению с контрактной. Напротив, при повышении курса валюты цены (займа) по отношению к валюте платежа убытки возникают у импортера (должника). Объектом страхования внешнеэкономической деятельности являются имущественные интересы ее участников.
Главным документом при осуществлении внешнеэкономической деятельности является договор (контракт) — письменно оформленное соглашение двух и более участников внешнеэкономической деятельности и их иностранных контрагентов, устанавливающее взаимные права и обязанности всех участников.
Права и обязанности по договору определяются сторонами законодательством одной из стран — участников внешнеэкономической сделки. Если согласование не проводилось, применяются права следующих стран: в договоре купли-продажи — страны-продавца; в договоре лицензирования — лицензиария (страны, выдавшей лицензию);
в договоре комиссии — комитента; в договоре страхования — страхователя; в договоре займа — кредитора.
Часто сторонам контракта неизвестны различия в торговой практике соответствующих стран. Это влечет за собой недопонимание, споры и обращения в суды, а также потерю времени и денег. Для упрощения взаимоотношений между участниками международных торговых договоров Международная торговая палата еще в 1936 г. ввела международные правила толкования наиболее часто встречающихся во внешней торговле терминов, известных как Инкотермс. В правила неоднократно вносились изменения по мере совершенствования международной торговой практики. Приведем современное толкование отдельных торговых терминов.
При заключении договора страхования участники должны выбрать вариант, наиболее соответствующий товару, способу его упаковки и транспортирования.
Взаимные права и обязанности страховщика и страхователя оговорены в типовых контрактах. Большинство типовых контрактов трактует обязательства страхователя более широко, чем Инкомтермс. Например, согласно общепринятому толкованию, формула СИФ означает, что любой возникающий при перевозке риск; лежит на продавце. В типовых контрактах встречаются и такие формулировки, как «всякая авария за счет покупателя», «вся авария за исключением полной утраты товара за счет покупателя, «общая авария, происшедшая до даты контракта, за счет продавца» и т.д. Как показывает общепринятая практика, чем больше преимуществ имеет покупатель перед продавцом, тем большую часть риска от перевозки товаров он снимает с себя с помощью, оговорок, включаемых в договор страхования, и наоборот.
Типовыми контрактами предусматривается, что срок страхования включает период от момента начала отправки товара с места его производства до выгрузки в месте назначения. Этот срок обычно составляет 15 дней, в некоторых контрактах — 21 день.
Особое значение в страховании внешнеэкономической деятельности имеют: страхование контейнеров, страхование ответственности судовладельцев, страхование экспортных коммерческих кредитов, страхование политических рисков
Страховщиками являются страховые организации, действующие на коммерческой основе (страховые компании, страховые общества и т.д.) и некоммерческие организации (общества взаимного страхования). По Закону «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. 1997) страховщик может иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством.. Страховщик, создаваемый в виде коммерческой страховой организации, для получения лицензии должен иметь оплаченный уставный капитал не ниже установленного законом уровня, который с 2000 составляет: не менее 25 тыс. МРОТ - при проведении видов страхования, иных, чем страхование жизни; не менее 35 тыс. МРОТ - при проведении страхования жизни; не менее 50 тыс. МРОТ - при проведении исключительно перестрахования.
В мировой практике имеются определенные отличия в требованиях к созданию и деятельности страховщика: законодательное установление организационно-правовой формы страховщика - акционерные общества, общества взаимного страхования и государственной компании; деление страховщиков по специализации на две группы - проводящие только страхование жизни и проводящие другие виды страхования; различные минимальные размеры уставного капитала; ограничение или полная свобода деятельности иностранной компаний; порядок выдачи лицензий на страховую деятельность, контроль за ней и др.
Для иностранных инвесторов предусмотрен иной порядок создания страховой организации. Лицензия на осуществление страховой деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на основании заявления с приложением: учредительных документов, свидетельства о регистрации, справки о размере оплаченного уставного капитала, экономического обоснования страховой деятельности, правил по лицензируемым видам страхования, расчетов страховых тарифов, сведений о руководителях страховой организации и их заместителях. В лицензии указываются конкретные виды добровольного и обязательного страхования, которые страховщик вправе осуществлять. При лицензировании отдельных видов обязательного страхования (в том числе медицинского) предусмотрены дополнительные требования. Предметом непосредственной деятельности страховщика не может быть производственная, торгово-производственная и банковская деятельность. Для страхования высокоценных объектов, защиты от особо опасных рисков страховщики создают страховые пулы. Обязанности и права страховщика определяются законом или договором страхования, главная из обязанностей - обеспечить своевременную и полную страховую выплату, предусмотренную соответствующими условиями страхования.
Введение
Тема данной курсовой работы: «Страхование гражданской ответственности». В данном случае рассмотрению подлежит автострахование.
Актуальность исследования состоит в том, что страхование играет все большую роль в обеспечении благополучия каждой семьи, каждого человека. Этими своими функциями коммерческое страхование, осуществляемое страховыми компаниями, дополняет социальное страхование, организуемое государством. С помощью страхования человек сохраняет свою собственность, обеспечивает себя средствами на случай болезни и утраты трудоспособности, получает дополнительную пенсию, создает финансовые гарантии для семьи на случай своего ухода из жизни. Наверное, нет такого человека, который не пользовался бы услугами страхования, не прибегал хоть однажды к его помощи.
Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать основные аспекты автострахования, выявить положительные и отрицательные стороны существующего положения в данном направлении.
В соответствии с целью исследования были сформулированы основные задачи:
1. рассмотреть историю, справки, сравнительную характеристику автострахования в России и зарубежом;
2. изучить положительные и отрицательные стороны существующего положения в данном направлении;
3. произвести анализ страхования ответственности на примере «Ингосстрах»;
4. выявить рекомендации направленные на улучшение существующего положения;
5. исследовать правовые основы деятельности.
Теоретическая база: при исследовании были рассмотрены труды следующих авторов: Адамчук Н.Г., Басаков М.И., Гребенщиков Э.С., Биргаков Б.М и другие.
Методы исследования:
- анализ литературы по существующей практике;
Этапы исследования: данная курсовая работа состоит из введения, шести глав, заключения, списка литературы.
Введение – дается обоснование актуальности темы, исследования, сформулированы цель и задачи исследования.
В заключении отражены основные выводы и предложения.
Степень разработанности в научной литературе: данная тема хорошо разработана в научной литературе, в связи с тем, что актуальность темы достаточно высока.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. История, справки, сравнительные характеристики в России и зарубежном. Основные направления развития в отрасли страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Страховое дело — один из важнейших экономических институтов, который существовал в разных экономических формациях, но наиболее полно реализуется в условиях рынка.
Мировая практика подтверждает, что в условиях рынка повышается вероятность возникновения рисковых ситуаций, а, следовательно, возрастает роль страховых фондов как важнейших условий предупреждения и ликвидации пропорций в общественном производстве, страховой защиты участников данного процесса.
В связи с развитием производства автомашин и распространением автомобильного транспорта во всем мире возникла необходимость в страховании средств транспорта и гражданской ответственности владельцев этих средств. На российском страховом рынке, который насчитывает в настоящее время 1732 компании против 2236 компаний на 1.1.08 г., автострахованием занимается большинство компаний, однако большая часть собранной премии (около 50%) приходится на крупные страховые компании Москвы и Центрального региона (порядка 30 компаний). Следует учесть, что многие компании, занимающиеся автострахованием, не имеют достаточного опыта в этом виде страхования и испытывают дефицит в квалифицированных специалистах. Кроме того, стремясь завоевать рынок, некоторые из них применяют демпинговые ставки: результат известен - банкротство ряда компаний (НАЛКО, Защита и другие). Недостаточно разработана юридическая база для проведения операций по страхованию каско и автогражданской ответственности.
Для автомобилистов, выезжающих за рубеж, принципиальным является наличие "зеленой карты", признаваемой за границей.
Поскольку в России до сих пор нет обязательного страхования автогражданской ответственности и поэтому наша страна не входит в систему "зеленой карты", многие российские страховые фирмы заключают договор с иностранной компанией, входящей в эту систему, и выдают ее "зеленые карты". Наибольшее страховое покрытие обеспечивают полисы немецких и австрийских компаний (СОФАГ, Гарант, Альте Ляйпцигер), меньшее - дешевые польские и болгарские полисы. Многие компании предусматривают систему франшиз для снижения тарифов и систему скидок и надбавок в зависимости от результатов страхования по итогам прошедшего года. В современных условиях, помимо вышеуказанных причин, тормозом для развития рынка страхования средств автотранспорта является криминализация страхового рынка. Параллельно с развитием страхования будет развиваться и вовлечение в него криминальных элементов, так как увеличение денежных средств в страховом секторе привлечет внимание не только авторитетов, но и мелких мошенников преступного мира.
Преступления, совершаемые в страховании автомашин, можно разделить на 3 группы:
Получение страхового возмещения выше страховой суммы, которая не может превышать его действительной стоимости на момент заключения договора. Мошенники либо меняют год выпуска (указывая 1996 год вместо 1990 года), либо завышают ее класс, что приводит к завышению страховой суммы. Это происходит при помощи фиктивных документов. Эти действия сопровождаются другими преступлениями (ложный угон, поджог и т.п.) для незаконного получения возмещения. Довольно широко распространено страхование автомашин в нескольких страховых компаниях и получение в каждой из них страхового возмещения в размере полной страховой стоимости. "
Незаконное получение страхового возмещения путем фальсификации страхового случая. Имитируется угон, поджог, ущерб, хищение частей автомобиля. При этом автомобиль либо прячется, либо наносится ущерб другому, меньшему по стоимости автомобилю, и по получении возмещения застрахованный автомобиль продается или реализуется по запчастям.
Увеличение размера страхового возмещения незаконным путем. Это практикуется завышением счета на ремонт частей автомобиля, пострадавших при страховом случае, или же умышленным повреждением непригодных к эксплуатации частей (ржавые детали кузова, поврежденная оптика и т. д.)
В зарубежных странах при проведении страхования в обязательной форме страховщики в большинстве таких случаев производят страховую выплату, а затем получают право на суброгацию к причинителю ущерба.
Нередко действуют отдельные лимиты по вреду, причиненному жизни и здоровью, и ущербу имуществу.
Так, например, лимиты страховой ответственности за вред, причиненный личности, составляют: в Швеции — более 36 млн. долл.; в Швейцарии — более 10 млн. долл.; в Нидерландах — 1 млн. долл.; в Италии — 880 тыс. долл.; в Германии — 580 тыс. долл.; в Хорватии — более 230 тыс. долл.; в Словении — более 220 тыс. долл.; в Эстонии — более 150 тыс. долл.; в Испании — более 110 тыс. долл.; в Болгарии — более 15 тыс. долл.; в Румынии — менее 9 тыс. долл.; в Латвии — примерно 3,5 тыс. долл.
В то же время в таких странах, как Бельгия, Франция, Ирландия, Люксембург, Великобритания, Финляндия, Норвегия, размеры покрытия убытков вследствие нанесения вреда здоровью граждан или их смерти неограниченны.
ВВЕДЕНИЕ
Страхование, как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом современного общества. Оно предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае природных и техногенных катастроф, иных непредвиденных явлений. Страхование позволяет не только возмещать понесённые убытки , но и является одним из наиболее стабильных источников финансовых ресурсов для инвестиций.
Располагая доста¬точным объемом временно свободных средств, страховая организа¬ция наряду с проведением страховых операций активно участвует в инвестиционной деятельности.
Актуальность данной работы определяется:
- объективной потребностью анализа сущности, содержания и структуры инвестиционной деятельности страховых компаний
- необходимостью систематизировать основные направления инвестиционной деятельности страховых компаний
- необходимостью анализа новых правил размещения инвестиций страховщиками
- потребностью в оптимизации деятельности
- потребностью в выявлении тенденции развития инвестиционной деятельности страховых компаний.
Научно-практическая значимость и недостаточная разработанность вопросов инвестиционной деятельности отечественных страховых организаций предопределили выбор данной темы данной курсовой работы.
Исходя из вышеизложенного, целью курсовой работы является исследование теоретических положений и практического опыта инвестиционной деятельности страховых компаний и анализ на этой основе инвестиционной деятельности страховых компаний в Россия и за рубежом.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих конкретных задач:
• определение особенности участия страховых организаций в инвестиционной деятельности;
• обобщение зарубежной и отечественной практики инвестирования страховых средств и установление основных тенденций реализации инвестиционного потенциала страховых компаний;
• определение принципов и порядока формирования инвестиционных ресурсов страховой организации;
• исследование современных правил и условий государственного регулирования инвестиционной деятельности страховых компаний в России и за рубежом;
• выявление факторов, обусловливающих эффективность участия страховщиков в инвестиционной деятельности,
Объектом исследования выступает инвестиционная деятельность страховых организаций.
Предметом исследования являются особенности и закономерности формирования, использования и регулирования инвестиционного потенциала страховых организаций в современных экономических условиях.
Теоретической базой исследования служат труды отечественных и зарубежных ученых в области страхования и инвестиционной деятельности. В работе были использованы материалы периодических изданий, учебной и справочной литературы, методических и практических пособий.
Глава 1. Теоретические основы финансовой деятельности страховых компаний.
1.1 Сущность страхования.
Во время нашей жизни, когда мы занимаемся бизнесом, ездим в отпуск, катаемся на велосипеде, покупаем что-либо, могут произойти события, которые наносят материальный и моральный ущерб.
Поскольку такие события несут реальную угрозу, перед людьми ещё с древних времён встала задача найти способы противодействия их влиянию. В результате был разработан целый ряд мер, направленных на борьбу с негативными случайными явлениями и преодоление их отрицательных последствий. Совокупность таких мер можно назвать страховой защитой. Таким образом, под страховой защитой понимается общественная категория, отражающая совокупность отношений, связанных с недопущением наступления неблагоприятных событий, носящих случайный характер, преодолением отрицательных последствий их воздействия и возмещением потерь, наносимых ими[8].
Страхование — это экономическая категория, система экономических отношений, которые включают совокупность форм и методов форми¬рования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба, обуслов¬ленного различными непредвиденными неблаго¬приятными явлениями (рисками). Выражает функции формирования специализированного страхового фонда; возмещения ущерба; преду¬преждения страхового случая.
Различают личное, имущественное страхо¬вание и страхование ответственности. По форме проведения может быть акционерное, взаимное и государственное страхование. Осо¬бую группу отношений составляет медицин¬ское страхование.
Страхование - это способ возмещения убытков, которые потерпело физическое или юридическое лицо, посредст¬вом их распределения между многими лицами (страховой совокупностью). Возмещение убытков производится из средств страхового фонда, который находится в ведении стра¬ховой организации (страховщика) [8].
Страховщиками являются организации, созданные для осуществления страховой деятельности при наличии лицензии, т.е. принимающие на себя обязательства произвести страховую выплату при наступлении события, оговоренного в договоре страхования. [8]
Сущность страхования заключается в формировании и распределении страхового (денежного) фонда с целью возмещения возможного ущерба его участникам при наступлении несчастных случаев, стихийных бедствий, а также других обстоятельств, которые приводят к потере материальных и других видов собственности, предусмотренных условиями договора.[6]
Страхование - одна из трех сфер финансовой системы. Страхование связано с распределением СОП и части НБ. Для страхования в то же время характерны экономические отношения только по перераспределению доходов и накоплений, связанных с возмещением материальных и иных потерь. Таким образом, страхование связано с вероятностным движением денежной формы собственности. Страховой случай может и не наступить. Для страхования характерны все признаки финансов, но оно имеет и свои отличительные признаки[6]:
1. Возникают перераспределительные отношения, обусловленные наличием страхового риска как вероятности и возможности наступления страхового случая, способного нанести материальный и иной ущерб.
2. Для страхования характерны замкнутые перераспределительные отношения между его участниками, связанные с солидарной раскладкой суммы ущерба одного или нескольких субъектов на всех субъектов, вовлеченных в страхование. Это замкнутая раскладка основана на вероятности того, что число пострадавших хозяйств обычно меньше числа участников страхования. Как правило, число пострадавших должно быть существенно меньше числа застрахованных. Для организации замкнутой раскладки ущерба создается денежный страховой фонд, формируемый за счет взносов всех участников . Размер страхового взноса представляет долю каждого из них в раскладке. Таким образом, чем шире круг участников, тем меньше сумма страхового взноса и они более доступные. Обязательное страхование вовлекает наибольшее число участников, следовательно меньше страховой тариф и риск.
3. Страхование предусматривает перераспределение ущерба во времени и в территориальном разрезе.
4. Характерной чертой страхования является относительная безвозвратность мобилизуемых средств.
Страхование - это совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет взносов страховых фондов, предназначенных для возмещения материального и иного ущерба предприятиям, организациям и физическим лицам[5].
1.2 Финансовая деятельность страховых компаний.
Страховые организации на рынке предлагают свой товар, коим является страховая услуга. Осуществляя свою деятельность, страховая организация должна извлекать из нее доход.
Доходом страховщика называется совокупная сумма денежных поступлений на его счета в результате осуществления им страховой и иной не запрещенной законодательством деятельности. Механизм получения, состав и структура дохода страховых предприятий отражают отраслевую специфику и стратегию каждого отдельного предприятия.
К доходам относятся[7]:
• поступления полученные страховщиком по договорам страхования;
• другие поступления от страховой деятельности;
• доходы от деятельности, напрямую не связанную со страхованием
Выручка страховщика состоит:
- из поступлений страховых взносов по договорам страхования, соцстрахования и перестрахования за вычетом страховых выплат, отчислений в страховые резервы и страховых взносов по договорам, переданным в перестрахование;
- сумм возврата страховых резервов;
- комиссионных вознаграждений и тантьем;
- возмещений перестраховщиками доли страховых выплат;
- экономии средств на ведение дела по ОМС.
Прочие поступления от страховой деятельности включают:
- доходы от размещения страховых резервов и других средств;
- суммы процентов, начисленных на депо премий;
- суммы регресса;
- прочие доходы.
К доходам от иной деятельности относятся:
- прибыль от реализации основных фондов и прочих активов;
- арендная плата;
-суммы дебиторской задолженности;
- списанная кредиторская задолженность;
- прочие доходы от деятельности, не запрещенной законодательством.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества