Страховое дело, страхование - готовые работы

ГлавнаяКаталог работСтраховое дело, страхование
fig
fig
ВВЕДЕНИЕ
В своей деятельности человек повсюду и всегда подвергается различным опасностям, угрожающим ему самому, его близким или его имуществу, опасностям, непредвидимым по источнику своего возникновения и неравномерным по своим последствиям. Иначе говоря, человек постоянно подвергается тому или иному риску. Так, например, во время царствования вавилонского царя Хаммурапи, участники торговых караванов заключали между собой договор, в котором стороны соглашались совместно нести убытки, наступившие у кого-либо из участников каравана в результате ограбления, кражи или пропажи. Это не единственный пример. Соглашения о взаимном распределении убытков от кораблекрушения или от других опасностей, подстерегавших мореплавателей, заключали между собой купцы Финикии.
В современной России договор личного страхования является одной из основных форм страховых правоотношений.
В настоящее время действует ряд законов, регулирующих правовой статус различных категорий граждан, в том числе по профессиональному признаку, в которых содержатся нормы, гарантирующие страховую охрану их жизни и здоровья военнослужащих, сотрудников налоговых, правоохранительных органов и др.) Нормы, посвященные страховым отношениям, включены во многие законы. Большое значение для правового регулирования страхования имеют указы президента страны.
Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе соответствующих государственных программ и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Оно может быть коллективным и индивидуальным.
§1. Добровольное и обязательное страхование
Согласно ст. 3 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. (в редакции Федерального закона от 31 декабря 1997 г.) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и ст. 927 Гражданского кодекса РФ, страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах.
Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Правила добровольного страхования, определяющие общие условия и порядок его проведения, устанавливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с положениями данного Закона. Конкретные условия страхования определяются при заключении договора страхования.
Обязательное страхование – страхование, осуществляемое в силу законов РФ. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими законами Российской Федерации:
• Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
• Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 29 мая 2002 г.)
• Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
• Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изм. и доп. от 17 июля 1999 г., 2 января 2000 г., 25 октября, 30 декабря, 30 декабря 2001 г., 11 февраля, 26 ноября 2002 г.).
• Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» (с изм. и доп. от 21 июля 1998 г., 25 июля 2002 г.).
Обязательное страхование отличается от добровольного наличием у потенциального страхователя установленной законом обязанности страховать. Иными словами, структура прав и обязанностей добровольного страхования отличается от структуры прав и обязанностей обязательного страхования. Но структура прав и обязанностей – это правовая форма, при помощи которой описываются возникающие отношения. Отсюда вывод – поскольку добровольное и обязательное страхование различаются именно по правовой форме, то их и следует квалифицировать, как различные формы, в которых осуществляется страхование.
Однако правовая форма некоторых разновидностей страховых отношений отличается и от обязательного, и от добровольного страхования. Если классифицирующим признаком для различных форм страхования считать правовую структуру возникающих отношений, то существуют не две формы страхования (обязательное и добровольное), как это записано в ст. 3 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. (в редакции Федерального закона от 31 декабря 1997 г.) «Об организации страхового дела в Российской Федерации», а пять:
а) добровольное страхование, при котором права и обязанности участников возникают только в результате заключения договора между страхователем и страховщиком (и из требований закона после вступления договора страхования в силу);
б) негосударственное обязательное страхование, при котором структура правоотношений отличается от добровольного тем, что у одного из участников (страхователя) еще до заключения договора имеется дополнительная правовая обязанность, которой нет при добровольном страховании – обязанность заключить договор страхования (ст. 935, 936 ГК РФ), а у другого участника (выгодоприобретателя) имеется дополнительное право – право требовать от страхователя исполнения этой обязанности (п. 1 ст. 937 ГК). Эту форму обычно называют обязательным страхованием без добавления слова «негосударственное»;
в) взаимное страхование, при котором страхование производится на основании членства в специализированной некоммерческой организации (п. 3 ст. 968 ГК), т.е. права и обязанности участников страховых отношений определяются и не сделкой, и не нормативным актом, а уставом юридического лица. Таким образом, хотя членство в этой организации является добровольным, но устав обязывает членов организации выступать в качестве страхователей;
г) страхование с участием специализированного фонда (фонд обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд, фонд социального страхования). Структура правоотношений для каждого из таких видов страхования определяется специальным законом.
д) обязательное государственное страхование, при котором права и обязанности участников определяются не сделкой, а нормативным актом (п. 2 ст. 969 ГК). Общим элементом правовой структуры здесь является участие в страховых отношениях бюджета (п. 1 ст. 969 ГК). Кроме того, обязательному государственному страхованию подлежат только государственные служащие (п. 1 ст. 969 ГК) и страховщиком в нем может выступать только государственная организация (п. 2 ст. 969);
Обязательное государственное страхование может осуществляться как непосредственно на основании закона и соответствующего правового акта, так и путем заключения договоров между страхователями и страховщиками (п.2 ст. 969 ГК РФ).
§2. Особенности форм страхования
Классификация страховых отношений по форме опирается на волеизъявление сторон страховой сделки. Этот критерий охватывает все звенья страхового предпринимательства.
Волеизъявление государства через специальные законы обеспечивает обязательную форму страхования, волеизъявление страхователей через заявление на страхование — добровольную.
Обязательное страхование вводится федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства для всех субъектов страхового хозяйства, в том числе для страховщика и страхователя.
Введение
Вопросы исторической, экономической и законодательной сущности страхования приобретают в современных условиях российского рынка все большую актуальность. Историческая действительность убедительно доказывает, что страхование является положительным фактором в экономике общества.
Актуальность изучения российской правовой организации страховой сферы обусловлена обстоятельствами объективного и субъективного порядка. Поскольку страхование - это та область социально-экономических отношений, в которых сосредоточены интересы и населения, и государства, важность адекватного построения ее правового опосредования несомненна.
Предпосылки страхования заложены уже в самих основах бытия, в общении между людьми. Жизнь и здоровье человека, судьба принадлежащего ему имущества находятся часто в зависимости от непредвиденных и неотвратимых событий. В еще большей степени последствиям последних подвержены материальные объекты, с которыми связана деятельность человека .
Таким образом, страхование является необходимым элементом экономической и социальной систем общества, потому что является целым комплексом защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства.

1.Значение и функции страхования
Достаточно полное представление о значении страхования в современных экономических условиях нашей страны дают одобренные постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. Основные направления развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах . Здесь подчеркнуто, что страхование занимает стратегическую позицию в странах с рыночной экономикой, так как оно гарантирует восстановление нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на укрепление финансов государства. Страхование, во-первых, освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев. Во-вторых, является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.
В отношении дефиниции "страхование" небезынтересно следующее сопоставление. Почти на всех европейских языках термин "страхование" обозначает "обеспечение" (по-немецки Versicherung и Assekuranz; по-французски assurance; по-английски assurance и insurance; по-итальянски assicurazione; по-испански seguridad и т.д.). Это имеет место даже в языках, не использовавших для данной цели соответствующего латинского корня ("securus"), например, в польском языке - ubezpieszenie.
Исходя из этого очевидно, что страхование как система, существующая в мире несколько веков, обеспечивает прежде всего защиту имущественных интересов населения от различных видов риска. Отсюда следует, что страхование является главнейшим институтом по превенции рисков.
В понятии "страхование" следует выделить три основных аспекта. Во-первых, это социально-экономический институт. При этом В.К. Райхер уточняет: "существенно важный институт народного хозяйства", который, по его мнению, недостаточно разработан экономической и юридической наукой . Последнее актуально и на сегодняшний день. Именно в страховании столь важны социальные закономерности и процессы, внимание к изменяющимся интересам и поведению людей. Суть этого института заключается в:
1) смягчении негативных последствий случайных событий путем разложения тяжести этих последних на многие единицы, которым угрожают данные события;
2) защите имущественных интересов граждан, предприятий, учреждений;
3) организации путем формирования за счет уплачиваемых ими взносов, страховых фондов, предназначенных для возмещения убытков и выплаты страховых сумм при наступлении страхового случая.
Во-вторых, страхование является научной дисциплиной, которая охватывает вопросы экономики страхового дела, формирования и использования страховых фондов, методов страховой деятельности на рынке страховых услуг. Страхование - это страховая дисциплина, в которой смыкаются коммерция и статистика, финансы и право, налогообложение и инвестиционные процессы . Отсюда следует, что объектом страхования как науки служат особые социально-экономические отношения, которые складываются в обществе по поводу различных видов страховой деятельности.
Наконец, страхование, являясь социально-экономической закономерностью, нуждается в правовом укреплении и регулировании и получает это посредством институциональных норм страхового права.
Поскольку каждый человек - владелец имущества имеет страховой интерес и хотел бы быть защищенным при наступлении страхового случая, т.е. быть застрахованным, взаимосвязь "владелец имущества - страхование" выглядит следующим образом (рисунок 1):
Из вышеприведенного следует, что в солидарном участии заинтересованных сторон в компенсации имущественного ущерба, понесенного пострадавшим участником объединения в результате наступления чрезвычайного события, и заключается смысл страхования.
Указанные признаки понятия страхования говорят о его экономической природе, что позволяет рассматривать страхование как экономическую категорию. Экономическая сущность страхования проявляется в наличии страхового риска и защитных мерах, сглаживающих его проявления.
Экономическая категория страхования - это теоретическое выражение реально существующих общественно-производственных отношений между людьми по поводу предупреждения, локализации и преодоления негативных последствий чрезвычайных событий естественного и социального характера, а также по безусловному возмещению нанесенного ими ущерба.
Экономические отношения страхования можно выразить через следующие экономические категории:
1) страховая защита общественного производства;
2) страховая защита собственности и доходов населения;
3) экономическая категория страхования как целостного явления. Экономическая категория страховой защиты общественного производства находит свое материальное выражение в страховом фонде. Сущность экономической категории страховой защиты собственности и доходов населения состоит в совокупности защитных мер по защите от риска утраты собственности, здоровья и доходов населения. Данная категория носит характер общественной страховой защиты, материализуясь в общественных фондах потребления (социальное страхование, пенсионное обеспечение). Наконец, отметим особенности, определяющие экономическую категорию страхования как целостного явления.
Характерной чертой экономических отношений страхования является наличие страхового фонда как своего материального носителя, что сближает экономическую категорию страхования с категорией финансов. Отличие же в том, что здесь налицо признак "замкнутого распределения ущерба", тогда как доходы государственных бюджетов распределяются не только на плательщиков взносов.
С другой стороны, страхование предусматривает перераспределение ущерба как между территориальными единицами, так и во времени. Возможны территориальное перераспределение страхового фонда и резервирование фонда в благоприятные годы с целью его использования в неблагоприятные годы.
Наконец, страхование предполагает возвратность мобилизованных в страховой фонд платежей. Этот признак сближает экономическую категорию страхования с категорией кредита.
Сущность понятия страхования как предмета гражданско-правового регулирования определена в гл. 1 ст. 2 Закона РФ "О страховании" от 1992 г .: "Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых денег" .
Порядок определения ущерба и произведение выплат
Размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его жизни или здоровью, рассчитывается страховщиком в соответствии с правилами главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации. Потерпевший обязан предоставить страховщику все документы и доказательства, а также сообщить все известные сведения, подтверждающие объем и характер вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего.
При причинении вреда имуществу потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан представить поврежденное имущество или его остатки страховщику для осмотра и организации независимой экспертизы (оценки) в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков.
Если осмотр и независимая экспертиза (оценка) представленных потерпевшим поврежденного имущества или его остатков не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования, для выяснения указанных обстоятельств страховщик вправе осмотреть транспортное средство страхователя, при использовании которого потерпевшему был причинен вред, и (или) организовать в отношении этого транспортного средства независимую экспертизу. Страхователь обязан представить это транспортное средство по требованию страховщика в порядке, предусмотренном договором обязательного страхования.
Страховщик обязан осмотреть поврежденное имущество и организовать его независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня соответствующего обращения потерпевшего, если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим. В случае, если характер повреждений или особенности поврежденного имущества исключают его представление для осмотра и организации независимой экспертизы (оценки) по месту нахождения страховщика и (или) эксперта (например, повреждения транспортного средства, исключающие его участие в дорожном движении), указанные осмотр и независимая экспертиза (оценка) проводятся по месту нахождения поврежденного имущества в установленный настоящим пунктом срок.
Договором обязательного страхования могут предусматриваться иные сроки, в течение которых страховщик обязан прибыть для осмотра и организации независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества, с учетом территориальных особенностей их проведения в труднодоступных, отдаленных или малонаселенных местностях.
Если страховщик не осмотрел поврежденное имущество и (или) не организовал его независимую экспертизу (оценку) в установленный срок, потерпевший вправе самостоятельно обратиться за такой экспертизой (оценкой), не представляя поврежденное имущество страховщику для осмотра.
Стоимость независимой экспертизы (оценки), на основании которой произведена страховая выплата, включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком по договору обязательного страхования.
Страховщик вправе отказать потерпевшему в страховой выплате или ее части, если ремонт поврежденного имущества или утилизация его остатков, проведенные до осмотра и независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества, не позволяет достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования.
В целях выяснения обстоятельств наступления страхового случая, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его ремонта проводится независимая техническая экспертиза транспортного средства.
Правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства, требования к экспертам-техникам, в том числе условия и порядок их профессиональной аттестации и ведения государственного реестра экспертов-техников, утверждаются Правительством Российской Федерации или в установленном им порядке.
Страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховой выплате и приложенные к нему документы в течение 15 дней со дня их получения. В течение указанного срока страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или направить ему мотивированный отказ.
До полного определения размера подлежащего возмещению вреда страховщик вправе по заявлению потерпевшего произвести часть страховой выплаты, соответствующую фактически определенной части указанного вреда.
Состояние рынка по данному виду страхования
За два года, которые действует Закон об ОСАГО уровень охвата обязательным страхованием автовладельцев составил 73% от числа зарегистрированных транспортных средств (35, 8 млн. ТС). По мнению специалистов этот показатель является одним из лучших среди стран, в которых данный вид обязательного страхования был введен за последние годы. А если учитывать только реально эксплуатируемые транспортные средства, проходящие регулярно технический осмотр (27 млн. единиц), то уровень охвата страхованием превышает 90%.
Таким образом рынок сейчас оценивается в 25-27 млн. договоров.
Исходя из анализа данных отчетности страховых организаций можно констатировать, что за 2 года действия Закона с 01.07.2003 по 01.07.2005 года было заключено свыше 52 млн. договоров, сумма страховой премии по которым составила около 100 млрд. рублей. За данный период было урегулировано более 1,5 млн. страховых случаев. Средняя выплата на договор ОСАГО составила 21,3 тыс. рублей. Всего же за этот период сумма выплат по страховым случаям составила 32 млрд. рублей .
Введение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств оказало положительное воздействие на систему страховых отношений в стране. Ввиду обязательности данного вида страхования, его массовости, дается толчок для развития добровольных видов страхования в России. Кроме того, введение обязательного страхования сказалось на ускоренном формировании современной инфраструктуры страхового сектора финансового рынка, а также создало новые рабочие места как непосредственно в страховании, так и ряде смежных отраслей, таких как: обслуживание и ремонт автомобилей, юридические, медицинские, оценочные и другие услуги.
Что касается аналогов с зарубежными странами, то в качестве примера можно рассматривать высокий показатель охвата страхованием российских автовладельцев (более 90%). Например, в европейских странах уровень охвата составляет: Германия 96-99%, Великобритания 93-95%, Польша 94%.
Также можно сказать, что Россия повторяет путь многих Европейских стран на этапе внедрения ОСАГО в части ситуации, связанной с ростом убыточности ОСАГО. Так, если рассмотреть коэффициент выплат, то он постоянно увеличивается.
В настоящее время РСА разработал предложения по внесению поправок в 263 и 264 постановления Правительства (Правила ОСАГО и страховые тарифы). Цель поправок: убрать все неточности и двойные толкования, прописать четкий механизм заключения, продления и прекращения договора страхования, четкий порядок расчета страховой премии для различных категорий автовладельцев, привести отдельные термины и положения указанных документов в соответствие с Федеральным законом об ОСАГО, законом об организации страхового дела, ГК. Т.е. поправки носят технический и редакционный характер. Что касается поправок в закон, то они, безусловно, готовятся. Помимо технических и редакционных поправок планируется рассмотреть поправки, которые направлены на упрощение процедуры урегулирования убытков и создания максимальных гарантий возмещения вреда (речь ведется в т.ч. и об увеличении размера ответственности страховщика перед потерпевшим).
Уровень убыточности ОСАГО в целом по всему рынку на настоящий момент составляет 60-65%. Международный опыт реализации обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств показывает, что наибольший рост убыточности достигается на 3-4 годах проведения ОСАГО. Прирост убыточности ОСАГО за последний год составил 7-9%, причем замедления тенденции роста убыточности не наблюдается.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно предположить, что в течение ближайших двух лет рост убыточности ОСАГО будет продолжаться примерно на 8-10% в год.
На сегодняшний день у порядка 60 страховых компаний доля по ОСАГО составляет 50 и более процентов от совокупного портфеля . Однако это не означает, что данные компании в связи с этим на текущий момент имеют какие-то дополнительные проблемы. Однако, принимая во внимание рост убыточности по ОСАГО, РСА и ФССН внимательно наблюдают за поведением указанных компаний на рынке.
Договором обязательного страхования могут предусматриваться иные сроки, в течение которых страховщик обязан прибыть для осмотра и организации независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества, с учетом территориальных особенностей их проведения в труднодоступных, отдаленных или малонаселенных местностях.
Если страховщик не осмотрел поврежденное имущество и (или) не организовал его независимую экспертизу (оценку) в установленный срок, потерпевший вправе самостоятельно обратиться за такой экспертизой (оценкой), не представляя поврежденное имущество страховщику для осмотра.
Стоимость независимой экспертизы (оценки), на основании которой произведена страховая выплата, включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком по договору обязательного страхования.
Страховщик вправе отказать потерпевшему в страховой выплате или ее части, если ремонт поврежденного имущества или утилизация его остатков, проведенные до осмотра и независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества, не позволяет достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования.
В целях выяснения обстоятельств наступления страхового случая, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его ремонта проводится независимая техническая экспертиза транспортного средства.
Правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства, требования к экспертам-техникам, в том числе условия и порядок их профессиональной аттестации и ведения государственного реестра экспертов-техников, утверждаются Правительством Российской Федерации или в установленном им порядке.
Страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховой выплате и приложенные к нему документы в течение 15 дней со дня их получения. В течение указанного срока страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или направить ему мотивированный отказ.
До полного определения размера подлежащего возмещению вреда страховщик вправе по заявлению потерпевшего произвести часть страховой выплаты, соответствующую фактически определенной части указанного вреда.
Состояние рынка по данному виду страхования
За два года, которые действует Закон об ОСАГО уровень охвата обязательным страхованием автовладельцев составил 73% от числа зарегистрированных транспортных средств (35, 8 млн. ТС). По мнению специалистов этот показатель является одним из лучших среди стран, в которых данный вид обязательного страхования был введен за последние годы. А если учитывать только реально эксплуатируемые транспортные средства, проходящие регулярно технический осмотр (27 млн. единиц), то уровень охвата страхованием превышает 90%.
Таким образом рынок сейчас оценивается в 25-27 млн. договоров.
Исходя из анализа данных отчетности страховых организаций можно констатировать, что за 2 года действия Закона с 01.07.2003 по 01.07.2005 года было заключено свыше 52 млн. договоров, сумма страховой премии по которым составила около 100 млрд. рублей. За данный период было урегулировано более 1,5 млн. страховых случаев. Средняя выплата на договор ОСАГО составила 21,3 тыс. рублей. Всего же за этот период сумма выплат по страховым случаям составила 32 млрд. рублей .
Введение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств оказало положительное воздействие на систему страховых отношений в стране. Ввиду обязательности данного вида страхования, его массовости, дается толчок для развития добровольных видов страхования в России. Кроме того, введение обязательного страхования сказалось на ускоренном формировании современной инфраструктуры страхового сектора финансового рынка, а также создало новые рабочие места как непосредственно в страховании, так и ряде смежных отраслей, таких как: обслуживание и ремонт автомобилей, юридические, медицинские, оценочные и другие услуги.
Введение
Система социального страхования России включает четыре от¬расли, управляемых тремя внебюджетными фондами
• государственное социальное страхование;
• обязательное страхование от несчастных случаев;
• обязательное медицинское страхование;
• обязательное пенсионное страхование.
До 2001 г. существовал еще один вид социального страхования — государственное страхование по безработице, которым управляла Государственная служба занятости. Однако при введении единого со¬циального налога страховые взносы в фонд занятости в размере 1,5% и сам фонд были упразднены. Установленные законодательством со¬циальные гарантии по безработице были сохранены, но переданы на финансирование из федерального бюджета. Таким образом, страхо¬вание по безработице перешло в разряд видов государственного со¬циального обеспечения.
Отечественная система социального страхования имеет важ¬ную особенность в покрытии риска временной нетрудоспособно¬сти. В РФ термин «социальное страхование» употребляется для обозначения двух различных понятий. В широком смысле «соци¬альное страхование» означает всю систему обязательного социаль¬ного страхования социальных рисков в масштабах общества в це¬лом, как и принято в остальном мире. С другой стороны, исторически «социальное страхование» одновременно имеет и бо¬лее узкий смысл: страхование временной нетрудоспособности, осуществляемое Фондом социального страхования. Еще в совет¬ское время через этот фонд происходило страхование потери зара¬ботной платы в период временной нетрудоспособности. В поре¬форменный период этот вид страхования был дополнен отдельным страхованием расходов на лечение. В настоящее время риск вре¬менной нетрудоспособности, связанный с заболеванием, покрыва¬ется двумя различными отраслями. Государственное социальное страхование, осуществляемое ФСС, компенсирует временную утрату трудового дохода. Обязательное медицинское страхование, реализуемое через соответствующие фонды, оплачивает расходы на медицинское обслуживание. Начиная с 2000 г. разрабатывается проект реформирования этих двух отраслей социального страхова¬ния с целью создания единого обязательного медико-социального страхования, объединяющего функции ФСС и ФОМС, о чем гово¬рится в Программе социально-экономического развития РФ на 2002-2004 гг.
Страхование от несчастных случаев на производстве и професси¬ональных заболеваний введено с 2000 г. и находится в управлении ФСС. Фонд социального страхования формирует общий бюджет по двум отраслям: социальному страхованию и страхованию от несчаст¬ных случаев на производстве с выделением отдельными строками как поступлений, так и расходов по страхованию от несчастных случаев. В целом доля новой отрасли составила 21% в консолидированном бюджете ФСС на 2002 г.
1. Место и роль социального страхования в системе социальной защиты населения
Система социальной защиты – это сфера жизненно важных интересов населения, которая является необходимым элементом социально-экономической системы общества. Её качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития государства и общества. Вопрос устройства национальной системы социальной защиты во многом определяет порядок в стране, степень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития.
Сформировать эффективную систему социальной защиты можно на основе сочетания различных её видов и многосубъектных организационно-правовых форм таблица №1.
Таблица 1
Формы социальной защиты
Характеристики организационно-правовых форм Основные формы социальной защиты
Личная материальная самозащита Общественная благотворительность Профессиональная общественная солидарность Государственное социальное обеспечение и помощь Фирменные (предприятий) системы социальной защиты
Принципы организации Самоотверженность граждан за своё материальное благополучие Солидарное участие и помощь обездоленным слоям общества Социальное сотрудничество по организации солидарной самозащиты Ответственность государства за государственных служащих и за уязвимые слои населения Социальное сотрудничество работодателей и работников за социальную защиту работников предприятия
Формы организации Личные доход и сбережения, включая приобретение недвижимости, личное страхование Благотворительные организации, Церковь Обязательное и добровольное социальное (коллективно-массовое) страхование Государственные формы для военнослужащих, госслужащих, для социально уязвимых категорий
Фирменные формы для персонала предприятий
Виды выплат и услуг Оплата жилья, медицинской помощи, ежедневных потребностей в еде и услугах Бесплатные обеды, уход за престарелыми Пособия по временной нетрудоспособности, пенсии, медицинская помощь Пособия, пенсии, медицинское лечение Оплата проезда на работу, отдельных видов лечения, реабилитационных услуг
Финансовые источники Заработная плата, личные сбережения, доходы от предпринимательской деятельности, ценных бумаг и недвижимости Пожертвования частных и юридических лиц, благотворительная деятельность граждан, Церкви Обязательные страховые взносы в фонды социального страхования Бюджетные (включая муниципальные) источники Прибыль предприятий и организаций
Правовое обеспечение Гражданско-правовое законодательство Гражданско-правовое законодательство Федеральные законы и законы субъектов федерации блока социального права Федеральные законы и законы субъектов федерации блока социального права Отраслевые (рамочные) и коллективные соглашения
Анализ мирового опыта позволяет вычленить пять базовых институтов социальной защиты.
1. Государственная социальная помощь лицам, которые из-за отсутствия необходимой трудоспособности, места работы, источников доходов не в состоянии самостоятельно обеспечить своё материальное существование. Объём представляемой помощи не связан с величиной прошлого дохода или сложившимся общим уровнем жизни населения.
Социальная помощь имеет в значительной степени благотворительный характер. Пенсии и пособия в рамках социальной помощи предоставляются только установленным законодательством категориям граждан.
В системе социальной помощи размеры пенсий, пособий устанавливаются с учётом имеющихся доходов членов семьи с тем, чтобы их совокупный объём достигал установленного прожиточного минимума. Правовая основа института социальной помощи проистекает из природы прав человека в области социального обеспечения и базируется на конституционном праве людей на жизнь.
2. Государственное социальное обеспечение военнослужащих, служащих органов внутренних дел и налоговой полиции, государственных служащих, а также ряда других категорий граждан с учётом специфического характера их трудовой деятельности по выполнению важных функций государства.
Предоставление государственного социального обеспечения не обусловливается предварительной уплатой каких-либо взносов или наличием нуждаемости у лиц, которым предоставляется обеспечение в данной форме.
3. Обязательное (по закону) социальное страхование является институтом социальной защиты экономически активного населения от рисков утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспособности (болезнь, несчастный случай, старость) или места работы. Финансовые источники – страховые взносы работодателей, работников (иногда государства), организованные на принципах солидарной взаимопомощи и самоответственности. Исключение составляют системы страхования в связи с несчастными случаями на производстве, которые финансируются только за счёт взносов работодателей.
Введение
Актуальность темы исследования. Актуальность темы настоящей работы связана с развитием и усложнением отношений страхования в современном хозяйственном обороте.
В условиях становления рыночной экономики определились потребности физических и юридических лиц в страховой защите и одновременно выявились достоинства и недостатки существующего правового регулирования страховых отношений. Переход к рыночным экономическим отношениям обусловил отказ от монополии Госстраха на осуществление страховой деятельности. В связи с принципиальным изменением системы экономических отношений произошло обновление российского законодательства, основанное на отказе от преобладания публично-правового регулирования страховых отношений и усилении частно-правового подхода. Эти изменения выразились, в частности, в существенном обновлении действующих правовых норм, во включении в ГК РФ значительно большего числа положений о страховании, чем в ГК РСФСР (44 статьи вместо 5), принятии общего и специальных законов, посвященных регулированию страховой деятельности (Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ», Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», ФЗ «Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств» и т.д.).
В то же время, в современной юридической литературе анализируются преимущественно проблемы, возникающие в практике страхования, которая находится пока на стадии становления. В связи с этим, возникает необходимость рассмотрения общих положений о страховом обязательстве и установления его места в системе гражданско-правовых обязательств в свете изменений, произошедших в правовом регулировании данной сферы общественных отношений в последнее десятилетие.
Теоретическую основу работы составляют научные труды российских ученых: М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, К.А. Граве, Г. Демидовой, В.П. Грибанова, Л.А. Лунца, В.К. Райхера, А.Г. Смирных, Ю.Б. Фогельсона и др. В некоторые из них сущность и правовая природа страхового обязательства раскрыты достаточно обширно. Так, рассматриваются юридические характеристики страхового обязательства, его место в системе гражданско-правовых обязательств, развитие страховых правоотношений (работы М.И. Брагинского, А.Г. Смирных, Ю.Б. Фогельсона и др.). Некоторые работы посвящены отдельным вопросам квалификации страхового обязательства (работы М.В. Романовой, Д.В. Акимочкина и др.).
Нормативной правовой основой курсовой работы являются Конституция Российской Федерации 1993 г., законодательные акты Российской Федерации как общего характера (Гражданский кодекс и др.), так и специального характера (Федеральные Законы «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и др.), некоторые подзаконные нормативно-правовые акты.
Хронологические рамки исследования включает подбор библиографии, определение круг источников, подлежащих изучению, тщательных анализ и обработку указанных источников и написание работы.
Практическая значимость работы. Результаты работы могут быть использованы в учебном процессе, могут применяться в практической работе в страховой организации, в частности, при решении конфликтных ситуаций, возникающих при заключении и исполнении соответственных договоров.
Целью работы является установление характерных особенностей страхового обязательства, определение его места в системе обязательств с позиций современной российской гражданско-правовой науки.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
1) характеристика понятие и сущности страхового обязательства, его отличия от схожих гражданско-правовых обязательств;
2) характеристика элементов страхового обязательства, их особенностей;
3) анализ динамического состояния страхового обязательства – его возникновения, изменения и прекращения;
Структура работы обусловлена предметом исследования и состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников и литературы.

Глава 1. Общие положения о страховом обязательстве
1.1. Понятие и признаки страхового обязательства
Традиционно с экономической точки зрения страхование понималось как отношение по распределению вреда между рядом лиц, каждое из которых может его понести, посредством формирования и распределения особых страховых имущественных фондов. Характер создания страхового фонда определяет правовую форму осуществления страхования, которая имеет существенное значение для определения субъектного состава, особенностей содержания страхового обязательства. Традиционно выделяются такие формы, как взаимное страхование, «коммерческое» страхование, государственное страхование. Принципиальное различие между страхованием и самострахованием заключается в том, что последнее не является общественным отношением.
Для конкретизации и юридического закрепления отношений по созданию и распределению страхового фонда используется конструкция страхового обязательства, являющегося имущественным правоотношением.
Действующее законодательство не дает единого понятия страхового обязательства. Вместо этого в нем приведены отдельные определения договора имущественного страхования и договора личного страхования. М.И. Брагинский отмечал, что такое решение не было случайным. В качестве примера он приводит аналогичный подход законодателя при разработке проекта Гражданского уложения России. Составители проекта так обосновали свое решение: «Представлялось бы не только возможным, но с теоретической точки зрения правильным в начале статей о договоре страхования поставить одно общее определение его. Воздерживаясь от такого общего определения, Редакционная Комиссия руководилась следующими соображениями. Определение договора только в том случае может иметь значение, если, с одной стороны, оно обнимает все разновидности данного договора, а с другой – дает действительно возможность отличить данный договор ото всех других договоров, т.е. если оно не страдает чрезмерной отвлеченностью. Комиссия убедилась, что все бывшие в виду ее определения договора страхования не удовлетворяют одновременно указанным требованиям, и поэтому полагала, что, исходя из желания признать отдельным правилом Уложения возможно конкретную редакцию, надлежит в отношении определенного договора страхования прийти к тому заключению, что страхованию имущества и страхованию лиц должны быть посвящены отдельные определения».
Справедливо писал А.Г. Гойхбарг о том, что не следует включать определения в текст закона, так как не дело законодателя канонизировать спорные теоретические положения. Но это не означает, что от этого должна отказаться наука, в задачи которой входит нахождение общих начал и подведение под эти начала жизненных явлений, на первый взгляд совершенно противоположных.
Другие авторы считают, что законодатель должен вернуться к единому понятию договора страхования , которое было зафиксировано в старой редакции Закона РФ «О страховании». В статье 15 этого Закона говорилось, что договор страхования – это соглашение между страховщиком и страхователем, в силу которого страховщик обязуется при страховом случае произвести выплату страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязуется уплатить страховые взносы в установленные сроки.
Среди ученых отсутствует единое мнение по поводу категории страхового обязательства. Наибольшие дискуссии вызывает именно вопрос определения общего понятия страхового обязательства как объединяющего в себе договор имущественного и личного страхования.
Рассмотрим теперь признаки, характеризующие страховое обязательство. Страховое обязательство – это двустороннее обязательство. Одна сторона – страхователь – обязывается к уплате известного вознаграждения – страховой премии, другая же сторона – страховщик – принимает на себя риск, т.е. обязанность нести ответственность за те последствия, которые могут произойти для жизни или имущества данного лица от наступления предусмотренного страхованием события. В страховом обязательстве стороны меняются ролями в зависимости от стадии исполнения договора. До наступления страхового случая страховщик выступает в роли кредитора и вправе требовать от страхователя своевременного исполнения своих обязательств. После наступления страхового случая уже страхователь вправе требовать выплаты страховой суммы.
ВВЕДЕНИЕ
В странах с развитой рыночной экономикой страхование является одним из стратегических секторов экономики. Страхование обеспечивает социально-экономическую стабильность в обществе, так как гарантирует собственникам возмещение ущерба при гибели или повреждении имущества и потере дохода. Роль страхования проявляется, прежде всего, на микроэкономическом уровне, конкретные договоры страхования заключаются юридическими и физическими лицами с целью защиты своих имущественных интересов. При возникновении крупных природных или техногенных катастроф, охватывающих огромные территории, нарушающих деятельность сотен предприятий, угрожающих жизни тысяч жителей, возмещение соответствующего ущерба через систему страхования имеет макроэкономические последствия. Макроэкономические пропорции развития ведущих государств мира во многом определяют огромные инвестиционные ресурсы страховых компаний.
Современное рыночное общество невозможно себе представить без страхования как особого вида экономических отношений. Существует прямая связь между уровнем благосостояния общества, степенью развития рыночных отношений и уровнем развития страхования. В странах, являющихся мировыми лидерами в области социальных и рыночных отношений (США, Япония, европейские государства и другие), страхование является одной из наиболее стабильных и динамично развивающихся отраслей народного хозяйства.
Страхование - необходимый элемент производственных отношений. Оно связано с возмещением материальных потерь в процессе общественного производства. Рисковый характер общественного производства, порождает отношения между людьми по предупреждению, преодолению, локализации и по безусловному возмещению нанесенного ущерба.
Однако предприятия и организации различных форм собственности, выступающие в качестве страхователей, испытывают потребность не только в возмещении ущерба, выражающегося в гибели или повреждении основных фондов и оборотных средств, но и в компенсации недополученной прибыли или дополнительных расходов из-за вынужденных простоев (неритмичные поставки сырья, неплатежеспособность оптовых покупателей).
Именно поэтому государственная политика в области страхования должна иметь стимулирующее воздействие на данный сегмент экономики.
Многовековой опыт и история страхования убедительно доказали, что оно является мощным фактором положительного воздействия на экономику. Однако на пути развития страхования в России имеются разнообразные проблемы, которые могут быть решены лишь при наличии соответствующих условий.
Для реализации возможностей страховой отрасли нужна активная государственная поддержка и, чем быстрее государство осознает роль страхования как стратегического сектора экономики, тем скорее в России будет осуществлен переход к социально-ориентировочному рыночному росту.
Целью данной работы является анализ развития страхования имущества физических и юридических лиц.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ
1.1 История развития имущественного страхования в России
Страхование было известно еще в римском праве, однако, классическое имущественное страхование, появляется в Европе в 13-14 вв. Основой для появления института имущественного страхования стал «страховой договор морской торговли», пользующийся популярностью лиц занимающихся морской перевозкой грузов.
В последующие десятилетия и столетия морское страхование распространяется по странам Европы (Италия, Испания, Англия и др.). Уже в 1300 году, в Бельгии, практикуются прямые оплаты морских рисков за страховую премию. В XIV веке были установлены страховые тарифы на регулярные плавания из Лондона на континент и обратно.
Англия как сильная морская империя, становится своеобразным законодателем в страховом деле. Так, в 1601 году при парламенте Англии была создана комиссия по разрешению спорных вопросов контрактов морского страхования.
Первая страховая акционерная компания появляется в 1602 году в Голландии, которая получила название «Голландско-остиндское товарищество».
Еще один вид страхования появляется в Европе на рубеже 15-16 вв. Это так называемое «огневое страхование». Так одной из серьезных угроз в Европейских городах был именно пожар (как известно, бывало, что объектом пожара становились целые кварталы и даже города), широкую популярность приобретает страхование от пожара. В этой связи появляются общества взаимного страхования, так называемые огневые товарищества (некоммерческие организации).
Российскую историю становления и развития имущественного страхования, на наш взгляд, можно разделить на три этапа:
1) дореволюционный (18 в. – нач.20 в.)
2) социалистический (1917-1990 гг.)
3) современный (с 1990-92 гг и продолжается и в наше время).
В России институт имущественного страхования зарождается в конце 17 – начале 18 вв. Так в 1786 г. Императрица Екатерина II в манифесте от 28 июня 1786 г. объявила о создании Государственного Заемного Банка. В составе Банка была создана Страховая экспедиция, которая принимала на страхование дома, состоящие в залоге в этом банке, при этом страховались только каменные дома в крупных городах. Деятельность Страховой экспедиции не получает широкого распространения, и в 1822 г. банк упраздняют [6,с.56].
В это время в Правительстве продвигаются идеи создания частной компании по страхованию. И не безуспешно. 14 октября 1827 г. начало работу «Первое Российское страховое от огня общество». Правительство предоставило обществу целый ряд серьезных льгот и привилегий, в частности, исключительное право на проведение страхования строений в определенных регионах страны на 20 лет и освобождение от уплаты всех налогов на это же время. Эти факторы и обуславливают эффективное развитие страхования.
В начале 19 века фактически формируется страхование как вид коммерции. Появляются частные страховые компании – «Второе страховое общество от огня» (1835), Российское общество страхования капиталов и доходов «Жизнь» (1835 г.), общество «Саламандра», и т. д., которые преимущественно специализируются на страховании от огня. Вскоре появляются такие виды страхования как страхование имущества, страхование грузов[6,с.58].
С 1885 г. разрешается деятельность в России иностранных страховых обществ. В числе первых были следующие общества: "Нью-Йорк" (США, 1885 г.), "Урбен" (Франция, 1889 г.), "Эквитебл" (США, 1889 г.) Иностранные общества подчинялись общей системе государственного надзора.
В 1894 г. был установлен государственный надзор за деятельностью страховых обществ, осуществлявшийся Министерством внутренних дел. Устанавливалась обязательная публичная отчетность всех страховых обществ.
В 1895 г. было создано первое специализированное перестраховочное общество - "Общество Русского перестрахования".
В результате столь мощного всплеска страхового дела возникла сильная конкуренция. В 1874 г. съезд представителей акционерных страховых обществ установил общие тарифы для страховых премий. Тарифное соглашение вошло в силу в 1875 г. В ответ на это начали возникать общества взаимного страхования. В свою очередь, акционерные общества повели борьбу с новым конкурентом. Общества взаимного страхования начали объединяться и в 1909 г. был образован Российский Союз Обществ взаимного страхования от огня. К 1913 г. в Союз входили 124 общества.
Развитие страховой системы в России было прервано Первой Мировой войной. Впоследствии, после Великой Октябрьской Социалистической революции, страховая система в России была уничтожена. Однако сама жизнь заставила новую власть возродить страхование. В 1918 г. был создан Всероссийский Кооперативный Страховой Союз.
В 1998 году Правительство определяет основные направления развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998 - 2000 годах . В этот период неоднократно вносятся изменения в Закон «Об организации страхового дела».
Спустя четыре года принимается новая концепция - Концепция развития страхования в Российской Федерации, в которой основными задачами по развитию страхового дела были названы:
- формирование законодательной базы рынка страховых услуг;
- развитие обязательного и добровольного видов страхования;
- создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью;
- стимулирование перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни;
- поэтапная интеграция национальной системы страхования с международным страховым рынком.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена следующим. Важным аспектом устойчивости экономического развития российской экономики в настоящее время является минимизация рисков субъектов предпринимательской деятельности в условиях хозяйственной неопределенности, присущей рыночной экономике. В отсутствии государственной монополии и при наличии конкуренции цивилизованное ведение предпринимательской деятельности немыслимо без страхования, так как в этих условиях полностью исключить хозяйственные риски нельзя.
Противодействовать им можно, только имея и умело применяя эффективные способы защиты. К числу таких способов по праву относится институт страхования предпринимательского риска.
Данный институт в настоящее время является одним из наиболее динамично развивающихся направлений предпринимательских отношений. Объемы операций на рынке страховых услуг в этой области неуклонно растут, число страховых организаций увеличивается. Вместе с тем за годы рыночных преобразований не удалось в полной мере сформировать устойчивый, соответствующий современным потребностям общества рынок страховых услуг.
Объектом исследования является совокупность кредитных рисков, оказывающих негативное влияние на проведение экспортных, импортных операций и международных инвестиций.
Предметом исследования являются инструменты страховой защиты от кредитных рисков, применение которых актуально на современном этапе развития экономики.
Целью работы является изучение механизма кредитного страхования в РФ и в развитых странах.
Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:
- раскрыть сущность и понятие кредитного страхования;
- определить основные виды кредитного страхования;
- провести анализ современного состояния рынка кредитного страхования в России и за рубежом;
- определить проблемы и перспективы развития кредитного страхования в России.
Методологической основой исследования послужили законы диалектической логики, единство логического, эволюционного и исторического. В процессе работы применялись общенаучные методы: логический и системный анализ, сравнение, обобщение, - а также экономический анализ.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1. Сущность кредитного риска
Кредитная деятельность банка является одним из основополагающих критериев, который отличает его от небанковских учреждений. В мировой практике именно с кредитованием связана значительная часть прибыли банка. Одновременно невозврат кредитов, особенно крупных, может привести банк к банкротству, а в силу его положения в экономике, к целому ряду банкротств, связанных с ним предприятий, банков и частных лиц. Поэтому управление кредитным риском является необходимой частью стратегии и тактики выживания и развития любого коммерческого банка.
В экономической литературе, как зарубежной, так и отечественной, кредитному риску уделяется наиболее пристальное внимание. Это связано с тем, что банковскому кредитованию отводится ведущая роль при формировании портфеля активов, а также благодаря тому, что кредитный риск присутствует во всех балансовых активах, которыми владеет банк, и в забалансовых операциях, в которых банк участвует. Традиционно он рассматривается как один из основных банковских рисков, или как важнейший риск банковского портфеля.
Наиболее часто кредитный риск определяют как "риск неуплаты заемщиком основного долга и процентов по обслуживанию кредитов" или "вероятность несоблюдения заемщиком первоначальных условий кредитного договора" .
Однако, учитывая вышесказанное, можно дать более полное определение: кредитный риск - вероятность потерь, возникающих при неблагоприятном изменении структуры денежных потоков банка в результате неисполнения (или неточного исполнения) клиентами, контрагентами или эмитентами своих обязательств перед банком либо обязательств по сделкам, гарантированным банком. В данную категорию попадают риски, связанные как с осуществлением прямого кредитования заемщиков и оказанием им услуг кредитного характера, так и риски, связанные с нарушениями условий расчетов по сделкам, заключаемым банком на открытом рынке.
Кредитный риск можно подразделить, в целях применения единой техники минимизации риска, на портфельный и операционный. Портфельный риск, в свою очередь, можно разделить на внутренний риск и риск концентрации. Внутренний риск связан с конкретным заемщиком и определяется его финансовым положением (техника управления - анализ кредитоспособности заемщика). Риск концентрации зависит от того, какую часть портфеля кредитов составляют однотипичные ссуды (техника управления - диверсификация кредитного портфеля). Операционный риск включает в себя три элемента: организацию банковского кредитования, методики оценки качества кредита и систему анализа, а также приемлемые для банка условия заключения сделки (техника управления - формирование и проведение кредитной политики).
Кредитный риск занимает центральное место среди внутренних банковских рисков. Его можно рассматривать как самый крупный риск, присущий банковской деятельности. Невысокие темпы прироста объемов и рентабельности кредитования вынуждают банки систематически и планомерно разрабатывать и совершенствовать методологию управления кредитными рисками и создавать организационные структуры для ее реализации в повседневной банковской практике. Кредитный риск – это риск неуплаты заемщиком основного долга и процентов по нему в соответствии со сроками и условиями кредитного договора.
Используя в качестве продуцентов рисков действующие в банках структуры построения банковских систем, структуры управления головными банками, структуры управления филиалами, технологические схемы кредитных процессов, установленные наборы функций служб банков в кредитном процессе, способы оценки финансового состояния заемщиков, способы определения группы риска заемщиков, можно вычленить, как минимум, три типа рискогенерирующих факторов .
Во-первых, структурные факторы, объединяющие рискосодержащие моменты, обусловленные структурами построения банковских систем и структурами управления головными банками и филиалами. Во-вторых, функционально-технологические факторы, консолидирующие рискосодержащие моменты, обусловленные технологическими схемами процесса кредитования и распределением функций банковских служб в кредитном процессе. В-третьих, методологические факторы, кроющиеся в подходах к определению кредитоспособности заемщиков.
В составе кредитного риска можно выделить следующие виды рисков :
Риск непогашения кредита означает опасность невыполнения заемщиком условий кредитного договора: полного и своевременного возврата основной суммы долга, а также выплаты процентов и комиссионных.
Риск просрочки платежей (ликвидности) означает опасность задержки возврата кредита и несвоевременной выплаты процентов и ведет к уменьшению ликвидных средств банка. Риск просрочки платежей может трансформироваться в риск непогашения.
Риск обеспечения кредита не является самостоятельным видом риска и рассматривается только при наступлении риска непогашения кредита. Этот вид риска проявляется в недостаточности дохода, полученного от реализации предоставленного банку обеспечения кредита, для полного удовлетворения долговых требований банка к заемщику.
Риску непогашения кредита предшествует риск кредитоспособности заемщика, под которым понимается неспособность заемщика выполнить свои обязательства по отношению к кредиторам вообще. Каждый заемщик характеризуется индивидуальным риском кредитоспособности, который присутствует независимо от деловых отношений с банком и является результатом делового риска и риска структуры капитала.
Деловой риск охватывает все виды рисков, связанных с функционированием предприятий (закупочная, производственная и сбытовая деятельность). Но в отличие от названных видов рисков, которыми может управлять руководство предприятия, на деловой риск оказывают влияние неуправляемые внешние факторы, в особенности развитие отрасли и конъюнктуры. Величину и характер риска в значительной степени определяют инвестиционные программы и производимая продукция.
Риск структуры капитала определяется структурой пассивов и усиливает деловой риск .
Выдавая кредит, банк тем самым повышает общий риск предприятия, так как использование заемных средств усиливает за счет эффекта финансового рычага возможные как положительные, так и негативные изменения рентабельности собственного капитала предприятия.
Особенностью кредитного риска, отличающей его от других видов банковских рисков, является его индивидуальный характер. Это обстоятельство в значительной мере определяет своеобразие методологии управления кредитными рисками. Принимая решение о выдаче кредита, банк должен ориентироваться не на оценку отдельных видов риска, а на определение общего риска заемщика. Общий риск представляет собой комбинацию делового риска и риска структуры капитала.
Уровень кредитного риска зависит от вида предоставляемого банком кредита. В зависимости от сроков предоставления кредиты бывают: кратко-, средне- и долгосрочные; от вида обеспечения: обеспеченные и необеспеченные; от специфики кредиторов: банковские, коммерческие, государственные и др.; от направления использования: потребительские, промышленные, инвестиционные, сезонные, импортные, экспортные; по размеру: мелкие, средние, крупные.
Задание 6
Вы страховщик и заключаете договор имущественного страхования со страхователем. Какие основные положения должны содержаться в договоре страхования?
Задание 7
При утрате трудоспособности в результате несчастных случаев распределение групп инвалидности соответствует следующим значениям условных вероятностей: вероятность инвалидности 1-й группы — 0,18; вероятность инвалидности 2-й группы — 0,42; вероятность инвалидности 3-й группы — 0,40. Чему равен коэффициент вариации выплат?
Задание 8
Пусть по договору страхования (дожитие застрахованных до возраста 45 лет) было застраховано 100 человек в возрасте 25 лет на общую страховую сумму 300 000 руб. Используя таблицу коммутационных чисел, вычислите современную стоимость финансовых обязательств страховщика и тарифную ставку (брутто-ставка) по такому договору страхования (нагрузка равна 10% брутто-ставки).
Задание 9
Опишите процедуру перестрахования. Какие основные понятия встречаются в перестраховании.
Задание 10
Назовите виды нарушений, которые могут возникнуть при медицинском страховании. Кто и как несет ответственность за эти нарушения.
Введение
Современное положение в отечественном хозяйстве, характеризующееся кризисными явлениями во всех отраслях производства, а также социальной сфере, предполагает использование разнообразных экономических механизмов и мер для преодоления кризиса. Одним из факторов, в настоящее время участвующих в процессе реструктуризации отечественной экономики, является страхование, оказывающее влияние как на экономические характеристики, так и на социальные параметры общества.
Очевидно, что наряду с сохранением социального страхования, представляющего собой первый уровень страховой защиты жизни, здоровья и трудоспособности граждан в настоящее время необходимо всестороннее развитие всех видов страхования. Оно становится практически единственным и наиболее эффективным средством возмещения вероятного ущерба.
Продвижение к рыночной экономике обусловило появление в России новой системы страхования, к организации которой предъявляются качественно новые требования. Таким образом, в настоящее время чрезвычайно актуальна задача по эффективному использованию потенциала страхования, которая сводится к разработке концепции механизма становления и развития страхового рынка, соответствующих методических и практических рекомендаций.
Объектом исследования является страхования экспортных кредитов в России.
Исходя из предмета исследования, в работе поставлены следующие задачи:
- проанализировать экспортное кредитование, страхование экспортных кредитов как форма поддержки экспорта,
- провести анализ внешнеторгового оборота России, оптимальное финансирование внешней торговли и ее страхование,
- разработать рекомендации по совершенствованию системы страхования
экспортного кредитования
Уместно в связи с этим заметить, что если современные исследования зарубежных ученых в основном носят прикладной характер, то в отечественной экономической науке в целом анализ страхового дела до недавнего времени носил общеэкономический или юридический характер. В частности, юридическим вопросам страхования страховании посвящено большинство работ значительной группы отечественных ученых - В. А. Васильева, Ю. М. Журавлева, Е. В., Коломина, В. С. Куликова, В. А. Рыбникова, В. К. Райхера, Л. И. Рейтмана, Е. В. Коломина, А. В. Плешкова, Л. А. Мотылева, В. И. Колбичева и других.

Глава 1. Теоретические основы страхования экспортного страхования
1.1. Экспортное кредитование
Экспортное кредитование - это форма кредитования, предоставляемая банком страны экспортера банку страны импортера (или самому импортеру) для целевого финансирования покупки импортером у экспортера какого-либо товара или оборудования [7, с. 11]. Экспортное кредитование содействует товарному экспорту, служит орудием борьбы за внешние рынки сбыта и тем самым за поддержание или ускорение темпов развития национальной экономики. Экспортное кредитование выступает в двух основных формах: «кредит поставщика» (экспортная фирма — покупателю) и «кредит покупателю, или финансовый кредит» (кредитный институт страны-экспортёра — иностранному покупателю).
Первая форма характерна для краткосрочных экспортных кредитов (с отсрочкой платежа на 2—6, реже 9—12 месяцев), предоставляемых по процентным текущим ставкам денежного рынка в основном в сфере торговли сырьевыми и потребительскими товарами. Краткосрочные экспортные кредиты составляют большую по объёму часть экспортного кредита. При краткосрочных экспортных кредитах государство выдаёт гарантии по кредитам, которые делают переводные векселя «первоклассными» бумагами, переучитываемыми банками по низким ставкам. В форме «кредита покупателю» выступают главным образом средне- (от 5 лет, во Франции — до 7 лет) и долгосрочные экспортные кредиты, с помощью которых финансируется торговля машинами и оборудованием. При предоставлении средне- и долгосрочных экспортных кредитах государство может участвовать в кредитовании сделки, гарантировании или страховании кредита, а также покрывать разницу между рыночными процентными ставками и более низкими ставками по экспортным кредитам [8, с. 12].
ВО «Технопромимпорт» занимается выбором оптимальных вариантов финансирования сделок в форме льготного экспортного кредитования:
- экспортный кредит иностранного банка на льготных условиях;
- экспортный аккредитив со страховкой иностранных гарантийных и страховых обществ;
- экспортный аккредитив с гарантией Европейского Банка реконструкции и развития;
- финансирование с использованием лизинга;
- экспортные кредитные линии иностранных банков поставщикам оборудования или банкам заказчиков;
- экспортный покупательский кредит иностранного банка, предоставляемый заказчику импортируемого оборудования.
Федеральным органам исполнительной власти при планировании и осуществлении мероприятий в области государственной поддержки экспорта промышленной продукции разработана Концепция «О концепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации».
Концепция развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации разработана в соответствии с планом действий Правительства Российской Федерации на 2003 год по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2003 г. 252-р.
Концепция определяет цели, задачи и приоритеты государственной финансовой (гарантийной) поддержки промышленного экспорта и предусматривает меры по ее развитию.
Состояние государственной финансовой поддержки экспорта промышленной продукции.
Одним из важнейших направлений экономической политики Российской Федерации на современном этапе является развитие экспорта, увеличение в его структуре доли продукции с высокой степенью переработки и повышение конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке.
Необходимость укрепления экспортного потенциала Российской Федерации продиктована исключительной значимостью экспорта как фактора развития национальной экономики. Российская Федерация заинтересована в оказании поддержки российским организациям экспортерам промышленной продукции, так как это обеспечивает увеличение объемов отечественного производства, рост налоговых поступлений в бюджет и создание дополнительных рабочих мест.
В настоящее время в Российской Федерации государственная финансовая поддержка экспорта промышленной продукции определяется приоритетами международного сотрудничества, осуществляется в области предоставления кредитов правительствам иностранных государств и распространяется в основном на крупные комплектные поставки, строительство объектов за рубежом и содействие в рамках военно-технического сотрудничества [9, с. 21].
Анализ состояния государственной финансовой поддержки экспорта промышленной продукции показал, что она затрагивает небольшую долю общего объема промышленного экспорта и не распространяется на большинство российских экспортеров промышленной продукции.
К основным факторам, сдерживающим развитие отечественного экспорта промышленной продукции, относятся:
- высокие риски финансовых потерь экспортеров при проведении экспортных операций;
- невыгодные условия кредитования экспортных операций.
Высокие риски финансовых потерь при экспорте промышленной продукции связаны с тем, что российские компании - экспортеры промышленной продукции в значительной степени ориентированы на новые развивающиеся рынки, привлекательные для получения высокой прибыли от участия в экспортных проектах. Как правило, это рынки государств с нестабильной экономикой и социально-политической ситуацией, что предопределяет повышенные риски проведения экспортных операций. При этом процессы глобализации мировой торговой и финансовой систем приводят к расширению числа государств, привлекающих крупные иностранные кредиты для финансирования импорта промышленной продукции.
Продвижению продукции российских экспортеров на внешний рынок также препятствует наличие худших по сравнению с большинством иностранных экспортеров условий кредитования российскими банками экспортных операций (высокие процентные ставки и короткие сроки кредитов).
Для устранения подобных негативных факторов в государствах с развитой рыночной экономикой были созданы и эффективно применяются системы поддержки национального экспорта. В большинстве случаев в этих государствах образованы специализированные финансовые организации, осуществляющие кредитование экспортных проектов, гарантирование экспортных операций и возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам. Ресурсная база таких организаций формируется за счет средств государственных бюджетов, а также за счет собственных и привлекаемых средств.
В Российской Федерации в целях совершенствования кредитования и гарантирования внешнеэкономических операций создано закрытое акционерное общество "Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк" (ЗАО "Росэксимбанк"), которое является агентом Правительства Российской Федерации по осуществлению государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции (далее именуется - банк-агент).
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества