Социология - готовые работы

fig
fig
. Предмет социологии
Одни рассматривают общество как структурированную систему, другие – как совокупность взаимодействующих индивидов, одни изучают материальные факты, другие – символы. Структура общественных отношений настолько сложна, что практически невозможно в одном определении сформулировать столь широкомасштабный предмет социологии. Поэтому логично привести некоторые авторитетные суждения:
“...Можно назвать институтом все верования, все поведения, установленные группой. Социологию тогда можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании”.
Социология, “будучи в самом широком смысле слова обширною наукой об обществе... может быть определена как наука социальных элементов и первых принципов”.
Предмет социологии “заключает в себе множество движений... отношение индивидуума к обществу, причины и формы образования групп, противоположности классов и переходы от одного к другому, развитие отношений между господствующими и подчиненными и бесконечное число других вопросов”.
“Социология есть наука, исследующая формы правления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями”.
“Сама социология справедливо и очень точно определяется как наука о культуре, или, вернее, о факторах культуры в широком смысле слова”. “Социология должна быть учением об обществе, подобно тому как существует общее учение о жизни”.
Социология – “наука о порядке и прогрессе человеческих обществ”.
“Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия,– с другой”.
Дополняя вышесказанное вот еще некоторые определения предмета социологии как науки, которая изучает общество и социальное поведение.
Согласно определению Р. Парка и Э. Берджесса, социологию можно считать наукой, которая изучает коллективное поведение. А. Инкелес в свою очередь отмечает, что социология изучает системы социальных действий и их взаимоотношения и ее объектами являются общества, институты и социальные отношения.
Социология стремится постичь поведение человека, детерминируемое прежде всего культурой, бытом, социальной организацией и другими подобными факторами. При этом, естественно, в поле зрения исследователя попадают различные причинные связи, отношения и зависимости, т.е. социальное поведение изучается в динамике.
Я. Робертсон называет социологию наукой, изучающей человеческое общество и социальное поведение. По Д. Дугласу, социология является наукой, которая изучает человека и общности и стремится определить их характерные черты, особенно на примере современных цивилизаций.
Социология устремляет внимание и на индивида, однако главнейшими объектами ее изучения являются социальные группы и группировки, а также социальные процессы.
Социология очерчивает и анализирует среди прочего модели социальных ценностей, социальных изменений, девиантного поведения, религиозного поведения и семейной жизни. Социология изучает различия, которые существуют между социальными классами, политическими и профессиональными группами и другими социальными объединениями. При этом она не интересуется межличностными различиями.
Дж. Ноббс, Б. Хайн и М. Флемминг выдвинули определение, характеризующее социологию как научное и систематическое исследование поведения людей, живущих в группах (имеются в виду организованные общности). Самой малой группой является, как правило, семья, а самой большой – нация или государство. Существуют такие группы, как школьный коллектив, рабочий коллектив, соседство, село или город.
“Социология,– пишет В.А. Ядов,– это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта – общностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения”.
Г.В. Осипов определяет социологию как науку, которая исследует социальную структуру общества, развитие систем и организаций, а также взаимодействия внутри общества. Под социальной структурой Осипов подразумевает между- и внутриклассовые отношения и систему социальных институтов или учреждений, регулирующую эти отношения.
Согласно Н. Смелзеру, “социология, попросту говоря, это один из способов изучения людей... Если кратко, социологию можно определить как научное изучение общества и социальных отношений”. Э. Гидденс понимает социологию как “науку о социальной жизни человека, групп и обществ”.
Во всех приведенных определениях подчеркивается социальная структура, с одной стороны, и социальное поведение (действие) – с другой, как предметы социологического исследования. Демографическая, экономическая и классовая структура общества, территориальные факторы, господствующие этические, моральные и духовные ценности (что в общих чертах составляет социальную структуру общества) определяют социальное поведение. Социология стремится понимать и объяснять поведение человека именно с помощью этих структурных и ситуативных факторов.
Одни структурные факторы, как, например, демографическая и экономическая структура общества, весьма конкретны. Другие – являются отвлеченными и как будто не столь очевидными. К ним относятся, в частности, социальные отношения, которые, как и социальная структура, регулируют взаимодействие индивидов.
Определение предмета социологии как науки, которая изучает социальное поведение, или действие, и социальные структуры, графически представлены на рис. 1.1.
2. Теоретическая и прикладная социология. Основные функции социологии
Теория сама по себе отличается от других форм знания тем, что в ней возможен переход от одного достоверного утверждения к другому без непосредственного обращения к опыту. В этом состоит суть теории, ее познавательная ценность и необходимость изучения при фундаментальной подготовке в любой области знания.
Особенности теоретической социологии возникают благодаря особому предмету познания - обществу и человеку в обществе. Современная социология располагает богатым теоретическим знанием, которое постоянно пополняется и расширяется путем анализа и обобщения данных, а также выдвижения на этой основе новых теорий, уточняющих и развивающих прежние.
Теоретико-познавательная функция по оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. Реализуя теоретико-познавательную функцию, социология с одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить — ведь не все надо менять перестраивать и т. п. С другой стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, функция, естественно, состоит в том, что социология скапливает знания, группирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в нынешнем обществе. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества.
Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, о трансформации социальной структуры, семьи, национальных отношений и т. п. Несомненно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление нельзя. Степень системности и конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее социальной функцииПрикладная социология - область социально-практических, управленческих приложений теоретического и эмпирического социологического знания, социологической методологии, информации (данных) методов исследования.
Введение
В обществе существуют многочисленные факторы, объективно порождающие многообразные социальные противоречия. Последние могут вносить как позитивный, так и негативный вклад в развитие общества. При этом в ходе своего развития противоречия нередко обостряются и могут приобретать форму открытого столкновения сторон, с тенденцией к полному взаимоисключению, к подавлению или уничтожению противостоящей стороны. Указанная специфическая форма противоречия - конфликт, представляет собой значительную угрозу нормальному функционированию общественных отношений, как своим агрессивным характером, возникающей социальной напряжённостью, так и своими последствиями.
Сейчас стала весьма актуальна проблема социальной напряженности. Во всем мире идет постоянный поиск форм и путей снятия напряжения между группами и группировками, государствами и партиями, обществом и правительствами.
Целью данной работы является исследование причин и последствий социальных конфликтов и социальной напряженности.
1 Социальная напряженность
1.1 Исследование современной социальной напряженности
Когда в обществе не все в порядке, возрастает социальная напряженность, проявляющаяся в различных формах: люди плохо работают, спонтанно возникают забастовки, растет преступность. Еще недавно не было принято говорить о социальном напряжении, в активном обиходе даже не было такого термина. Создавалась видимость, что все ограничено только конфликтами, и то на уровне коммунальных квартир и малых групп .
Термин “социальная напряженность” входит в категориальный аппарат социологии права, психологии, социологии труда, социологии организаций, социальной философии, истории и политических наук и может рассматриваться как междисциплинарное понятие. Несмотря на кажущуюся простоту, есть основание полагать, что речь идет о новом социальном явлении, которое имеет свой собственный механизм возникновения, объективные и субъективные составляющие в системе факторов и условий, ее порождающих, общие предпосылки и локальные причины, действующие в каждом конкретном сочетании обстоятельств, места и времени. Каждая из этих наук вкладывает в это понятие свой смысл.
Явная социальная напряженность проявляется в готовности и участии населения в различных акциях протеста. Латентная напряженность развивается постепенно. Она является производным многих внешних и внутренних факторов: индивидуальной тревожности, переживаний, связанных с глобальными проблемами развития цивилизации, с проблемами социально- экономического развития государства, наконец, с характером межличностных и семейных отношений.
Исторически содержание социальной напряженности осмысливалось и развивалось в социологической, социально-психологической и конфликтологической литературе в связи с такими явлениями как социальная дезинтеграция или отсутствие солидарности взаимодействующих личностей и групп, девиация (в отношениях стабильного общества), аномия (в отношениях нестабильного общества), утрата социальной идентичности, депривация и фрустрация основных потребностей личности, группы, общности, классовая борьба, межнациональные столкновения и другое .
На сегодня практически все исследователи, занимающиеся проблемой социальной напряженности на производстве, сходятся в одном: социальная напряженность - это психологическое состояние значительных социальных групп, можно сказать - групповые эмоции. В основе социальной напряженности, по их мнению, находится групповая неудовлетворенность, возникающая в результате большого разрыва между уровнем ожидания существенных позитивных изменений в социально-экономической, производственной сфере и фактическом уровне реализации этих ожиданий.
1.2 Причины социальной напряженности
Социальная напряженность обусловлена:
- степенью несовпадения интересов работодателей и работников наемного труда;
- различием в степени их ответственности за невыполнение своих договорных обязательств;
- состоянием неравенства возможностей в защите своих прав.
Таким образом, социальная напряженность рассматривается нами как характеристика социально-трудовых отношений, складывающихся между работодателем и персоналом. В зависимости от поведения сторон, от соблюдения принятых ими на себя обязательств по вопросам, составляющим содержание трудовых отношений, социальная напряженность может изменять свой уровень, повышаться или снижаться.
Социальная напряженность субъективна, поскольку она представляет собой феномен общественного сознания. Но она одновременно и объективна, поскольку реально присутствует при определенных условиях, реализуется в деструктивном поведении участников производственного процесса.
В принципе, напряженность между различными группами работающих и, в первую очередь, между группами управляющих и управляемых, есть такой феномен, который существует объективно и избавиться от которого вряд ли возможно и необходимо. Но различия, существующие объективно, могут в определенных ситуациях превращаться в большую социальную напряженность и конфликтность. Поэтому задача состоит не в том, чтобы устранить социальную напряженность, конфликтность полностью, а в том, чтобы изменить систему социальных отношений, изменить ситуацию, вызвавшую повышенную напряженность.
Отечественной наукой предложено несколько вариантов методик измерения показателя "уровень социальной напряженности" для отдельных производственных коллективов, регионов, больших социальных общностей.
За рубежом, в настоящее время также используется несколько десятков методик, позволяющих довольно точно оценить уровень конфликтности, массовую неудовлетворенность в малых социальных группах, коллективах, социальных общностях.
По сути дела, всеми этими методиками исследуется одно - взаимодействие официальной и неофициальной структур социальных отношений. Используя систему социальных показателей, оценивающих различные стороны деятельности руководства и коллектива (без руководства), можно с достаточной точностью определить уровень социальной напряженности.
Профессор Л.Я.Аверьянов дает такой вариант шкалы, оценивающей уровень социальной напряженности больших социальных общностей применительно к сфере трудовых отношений:
1,00 - максимальный уровень социальной напряженности, выражающийся, как правило, в явном и демонстративном отказе от работы.
0,80 - демонстрации, забастовки, выступления, призывы и пр., в принципе носящие компромиссный характер.
0,60 - неявная демонстрация конфликта - массовое невыполнение производственных заданий, возрастание брака в работе, большое количество нарушений дисциплины и пр.
0,40 - скрытая напряженность - низкий уровень общей удовлетворенности работой, открытые высказывания против решений администрации, негативное обсуждение ее действий.
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и, наоборот, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Казалось бы, никто не вправе посягать на традиционную роль родителей в воспитании своих детей, в выборе форм и методов родительских воспитательных воздействий. Однако многочисленные факты того, что дети стали жертвами или оказались перед угрозой смерти от рук собственных родителей становятся последнее время обычными и не могут не вселять тревогу.
Агрессия и насилие в современном обществе нарастают: до 40 % тяжких преступлений совершаются в семье; около 2 млн. детей в возрасте до 15 лет ежегодно подвергаются фиксированному насилию со стороны родителей; спасаясь от этого, более 50 тысяч детей убегают из дома. В 2006 году в отношении малолетних было совершено более полутора тысяч преступлений на сексуальной почве, почти 2 тысячи детей покончили жизнь самоубийством.
Рекреология, т.е. наука об отдыхе, восстановлении сил человека, возникла не так уж давно примерно в 30-е годы XXв. Она вместе с рекреационной географией претерпела 3 этапа своего развития.
1 этап-30-40г.г.- накопление сведений различного характера в области туризма и отдыха. Определение туристических потоков, интересов туристов. Разработка общих методик в организации туризма.
2 этап-60-70г.г.- резкое увеличение туристических потоков с 20 млн. до 250 млн. в год.
Появление первых работ по рекреологии и рекреационной географии отдельных территорий. Вовлечение новых территорий в процесс рекреации, благоприятных для ее развития.
3 этап-70-80г.г. - оптимизация, совершенствование территориальной структуры туризма.
Плановое развитие регулирования и управления туристическим хозяйством.
4 этап-80-90г.г. - изучение рекреационных потребностей и рекреационного спроса
внутреннего и внешнего туризма, издание работ социально-географического характера, совершенствование индустрии туризма.
Введение.
Переход к социально ориентированной рыночной экономике требует более глубокого проникновения в сущность объективных законов общественного развития и использования этого знания в интересах созидания нового общества. Перед современным российским обществом остро встают многообразные задачи экономического, социально-политического и духовного развития. Это требует дальнейшего углубления теории научного управления социальными процессами, совершенствования форм и методов целенаправленного и планомерного развития различных сфер общественной жизни.
Научно-технический и социальный прогресс значительно актуализирует необходимость комплексного решения социально-экономических проблем. Резко усиливается взаимовлияние экономических и социально-политических процессов. В полном объеме проявляется всесторонняя взаимосвязь экономики и духовной жизни. В значительной мере возрастает необходимость учета человеческого фактора во всех сферах общественной жизни. Вот почему вопросы социального развития становятся ключевыми при рассмотрении любых сторон жизни общества. Уровень квалификации кадров, деловая, творческая обстановка и здоровый социально-психологический климат, забота о бытовых условиях работников, создание на предприятиях культурных учреждений и спортивных комплексов - все это делает жизнь человека интереснее и содержательнее и благоприятно сказывается на результатах производства.
Цель работы – исследовать состояние социальной инфраструктуры современного российского города, проследить перспективы развития сельского хозяйства на примере Владимирской области Меленковсого района.
Введение
Деловая женщина России — явление одновременно привычное и новое. Женщины дореволюционной России прекрасно заявляли о себе на складывающемся рынке; многие из них добивались успеха, не уступая первенства конкурентам - деловым мужчинам. По-видимому, сказывались такие национальные черты женщины, как самоотверженность, пренебрежение риском. 1917 год изменил рыночное понимание дела - дело стало трактоваться в связи с реальным участием человека в общественном производстве. Таким образом, деловыми женщинами стали все те, кто наравне с мужчинами работали на поле, в цеху, лаборатории. Деловая женщина совместила роли хранительницы семейного очага и агента процесса создания общественного продукта. Научно-технический прогресс повлек за собой профессионализацию производства. Деловые мужчины и женщины спешили приобрести высший образовательный статус - диплом об окончании вуза, а впоследствии и научную степень. Эта последняя тенденция не только сблизила шансы мужчин и женщин, но, в силу ряда причин, дала известный приоритет женщинам.
Годы перестройки вернули понятию «дела» рыночный, предпринимательский оттенок. В обывательский обиход прочно вошло английское слово «бизнес», многозначное, но имеющее очень интересные этимологические оттенки — торговое предприятие, выгодная сделка, игра. Таким образом, социальная группа «деловых женщин» по своему составу шире, нежели группа «женщины бизнеса». В ее структуре наиболее значимыми выступают группы женщин-профессионалов и женщин-государственных служащих, каждая из которых имеет свои особенности, свой личностный типаж. Группа «женщин бизнеса» находится в стадии становления, которая нуждается в систематическом мониторинге, требует специальных исследовательских проектов.
Введение
Тема моей курсовой работы будет посвящена одной из самых интерес-ных и динамично развивающихся на сегодняшний день профессий, а именно работе тех, кто решил связать свою деятельность с Public Relations (PR или ПР), или связями с общественностью.
Паблик Рилейшенз, или связи, отношения с общественностью, — стано-вятся всё более значимой сферой деятельности российских компаний, госу-дарственных структур, общественных организаций. Насчитывая более чем 90-летнюю историю существования в США, Паблик Рилейшенз уверенно за-воёвывают теперь своё жизненное пространство в России. Создание подраз-делений связей с общественностью в российских компаниях и организациях, госструктурах активно началось в середине 90-х годов и было предопределе-но самим ходом развития российского общества в направлении формирова-ния экономических и политических институтов демократии.
Рост внимания деловых политических и общественных кругов к сфере Паблик Рилейшенз в последние годы не случаен. Он определяется рядом объективных факторов. Растущий динамизм, изменчивость и неопределён-ность деловой среды обусловили для организаций необходимость установле-ния и ведения устойчивых информационных связей с партнёрами, потреби-телями. Такие двусторонние информационные связи необходимы организа-ции для мониторинга и прогнозирования событий в условиях неполной опре-делённости, для своевременной и адекватной реакции на них. Паблик Ри-лейшенз, несомненно, явились средством стратегического управления пове-дением внешней и внутренней сред организации, инструментом влияния на них помощью информационного взаимодействия.
Управление своим информационным полем становится необходимостью для любой организации, функционирующей в обществе, достигшем инфор-мационной ступени цивилизации.
Введение.
Социальная защита населения является актуальной в системе социального управления обществом. Вместе с тем она оказывает влияние на общее самочувствие общества и происходящие в нем экономические и политические процессы.
Целью деятельности организаций социальной работы в системе социальной защиты населения является установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи людей жизненными благами, нормализовать социально-психологические отношения между ними и обществом.
Социальная работа осуществляется организациями, учреждениями и ведомствами сферы, где затрагиваются такие аспекты жизнедеятельности, как условия труда, быта, досуга, охраны здоровья, трудоустройства , безопасности. Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям.
Любой коллектив (а общество — наиболее всеобъемлющий коллектив в государственных границах) имеет общие интересы и, следовательно, общие цели (например, поддержание определенного порядка, недопущение анархии и распада общества). В связи с этим в обществе появляются «общие дела», их необходимо решать, управлять событиями (теми, которыми можно управлять). Для регулирования жизни в различных обществах-коллективах создаются особые органы (в племени — советы вождей, старейшины, в государственно-организованном обществе — парламенты, правительства и т.д.).
Целью данной курсовой работы является изучение методов управления социальной работой, анализ и рассмотрения их на Федеральном, региональном и локальном уровнях.
Введение.
Социология управления представляет собой одну из молодых социологических дисциплин. В современной социальной мысли социология управления рассматривается как частная социологическая теория. Ее объектом является управление социальными организованными системами. В качестве ее предмета выступают управленческие отношения, процессы их институционализации и социальные механизмы оптимизации управленческого воздействия. При этом к управленческим отношениям относится весь комплекс взаимосвязей между субъектами деятельности в организациях по поводу управления этой деятельностью. Поскольку эти отношения имеют субъектно-объектный характер, они могут рассматриваться, с одной стороны, как условия взаимодействия субъектов управленческого процесса, а с другой стороны, как результат этого взаимодействия. Иначе говоря, субъектно-объектные отношения в процессе управления определяются изучением, как институтов управления, так и социальных результатов принимаемых управленческих решений.
Социология управления изучает закономерности функционирования социальных отношений в процессах управления, проблемы социального взаимодействия в сфере управления, выявляет роль индивидов, социальных групп, социальных институтов, их взаимоотношений в управлении социальными системами разного уровня.
Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. В первой половине XX века получили развитие четыре школы управленческой мысли: научного управления, административного управления, человеческих отношений и поведенческих наук, науки управления (количественный подход).
Таким образом, управленческая теория прошла путь от управления трудом, через управление организацией, до управления поведением и межличностными отношениями в организации, что совпадает с тенденцией роста значимости в социальном управлении фигуры человека как субъекта и объекта управления. Самореализация, творческий потенциал, гармония межличностных отношений — основные знаковые понятия управленческой теории, начиная с 50—60-х годов XX века. С другой стороны, тенденции повышения значимости человеческого фактора сопутствовал рост организаций и усложнение управления ими. Это заставляло искать иные подходы к управлению, которые бы позволили объединить достижения различных школ управления и различных дисциплин.
Цель данной работы – познакомиться с основными представителями классической школы управления: О.Контом, Э.Дюркгеймом, М.Вебером, К.Марксом, П.Сорокиным, рассмотреть их основные концепции, теории, принципы, взгляды на теорию управления. Проследить личный вклад каждого в развитии социологии.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества