Риторика - готовые работы

fig
fig
Введение
Профессия юриста во всём мире всегда была универсальна, прибыльна и востребована.
Развитые страны мира всегда высоко ценили юристов. Напр., 45% основателей Конституции США 1787 года были юристами. Сегодня в Сенате США юристы составляют около двух третей, а в Палате представителей около половины. В США юридическая профессия традиционно является одной из престижных и высоко оплачиваемых.
Профессиональная юридическая работа обеспечивает сложившуюся социальную структуру: пенсионное обеспечение, средства массовой информации, сельское хозяйство, сферу борьбы с преступностью, территориальное обслуживание населения и др. Рынок труда (промышленность, банки, управление, торговля, партии и другие общественные объединения) уже осознают реальную потребность в юристах. Граждане требуют помощи юристов для регистрации и перерегистрации соглашений с недвижимостью, получение разного рода разрешений, защиты прав личности от своеволия некомпетентных и коррумпированных должностных лиц и др.
Сферы приложения труда юриста можно классифицировать таким образом:
– правовые услуги: консультирование, правовое сопровождение, представительство, правовой аудит и др.;
– правовой надзор и контроль;
– правосудие и разрешение споров (уголовно–правового, административно–правового и гражданско–правового характера).
Правовая этика: понятие, функции. Место в ней этической культуры юриста
Правовая (юридическая) этика – это научно–практическая дисциплина, которая изучает моральные закономерности системы "человек–право", разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы. Поскольку юрист есть главное действующее лицо в системе "человек–право", правовая этика изучает особенности проявления моральных качеств юриста при исполнении им своих профессиональных полномочий.
Правовая этика систематизирует нормы морали, оценивает их проявления в отношениях "юрист–клиент", "юрист–подследственный", "юрист–потерпевший", "юрист–свидетель" "юрист–коллеги" и др. Правовая этика исходит из того, что нравственные знания, чувства, убеждения, потребности, которые реализуются как при исполнении юристом своих профессиональных обязанностей, так и в быту, должны базироваться на таких моральных ценностях, как добро, долг, честь, совесть и т. д. Такие же требования необходимо предъявлять к другой стороне, с которой юрист сталкивается в своей повседневной практической деятельности .
Назначение правовой этики проявляется в функциях:
• обобщение этических требований, предъявляемых к юристу–профессионалу;
• изучение юридической практики и анализ этики отношений юристов с коллегами при рассмотрении юридического дела;
• анализ этики взаимоотношений юристов и участников процесса (подсудимым, свидетелями, потерпевшим и др.);
• выработка рекомендаций этического характера, связанных с повышением престижа профессии юриста.
Правовая (юридическая) этика – более широкое понятие, чем этическая культура юриста, поскольку в ее предмет входит изучение этики профессиональной деятельности не только юриста, но и любой личности, действующей в правовом поле государства, общающейся с другим лицом, в том числе с юристом, по правовым вопросам. Правовая этика посвящена обобщенному анализу деятельности граждан в сфере права, прежде всего юристов–практиков, при решении конкретных юридических дел, этической культуры юриста в целом, его личного духовного опыта, способностей к преодолению морально–этических коллизий. Правовая этика изучает также моральный аспект преодоления ошибок в юридической практике, включая профессиональные деформации.
Этическая культура юриста, т.е. его профессиональная этика, – основа правовой этики, ее стержень.
Термин "профессиональная этика " не может быть заменен термином "профессиональная мораль" или "профессиональная нравственность", поскольку профессиональная этика выясняет место профессиональной морали в системе других отношений юриста в обществе, теоретически обосновывает систему профессиональной нравственности юриста .
Нельзя говорить о каких–то особых моральных нормах судей, прокуроров, следователей, адвокатов, нотариусов, юрисконсультов и др., т.е. о таких, которые бы распространялись только на одну специальность. Этическая культура юриста включает общие нормы морали, свойственные каждой юридической профессии. Вместе с тем понятия "этическая культура" и "моральная культура" – взаимозаменяемые понятия с одинаковым содержанием.
Этическая культура юриста – это система моральных требований (принципов и норм) как результата знаний, потребностей, убеждений, проявляющихся в глубоко осознанном моральном поведении юриста при выполнении профессиональных полномочий .
От уровня этической культуры юриста зависит качественное и эффективное выполнение обязанностей; сохранение чести, достоинства, деловой репутации человека, которому оказывается правовая помощь; престиж самого юриста и его коллег, а также юридической профессии в целом.
Структура (уровни) системы моральных требований (принципов и норм), предъявляемых к юристам–профессионалам:
1. моральные требования (принципы и нормы), предъявляемые юристом к своей деятельности и ее результатам;
2. моральные требования (принципы и нормы) во взаимоотношениях юриста с коллегами по работе;
3. моральные требования (принципы и нормы) во взаимоотношениях с людьми (клиентом, подсудимым, подследственным и др.), когда юрист выступает как представитель власти, решает юридическое дело.
Рассмотрим этические начала в деятельности следователя на третьем уровне – во взаимоотношениях с участниками процесса при решении юридического дела. Они выражаются в нескольких аспектах:
1. моральное состояние следователя в общении с обвиняемым, подозреваемым, свидетелем, потерпевшим и т.д., характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и конфронтационным характером (цели общения не совпадают), поскольку поводом к такому общению является, в основном, совершенное преступление;
2. моральное состояние следователя во взаимоотношениях с участниками процесса, характеризующееся повышенным нервным напряжением в связи с высокой ответственностью за результаты.
Следователь находится и перед правовым, и перед нравственным выбором, когда, напр., необходимо:
а) использовать принудительные меры к участникам процесса – не только к лицам, которым предъявлено обвинение, но и к свидетелю и к потерпевшему, что оправдано с точки зрения изобличения виновных, но не с позиции этики;
б) применить заключение под стражу человека, вина которого еще не признана судом;
морально–психологическое состояние следователя во время очной ставки, проводимой с целью устранения противоречий в показаниях допрашиваемых лиц, характеризуется повышенной эмоциональной напряженностью, поскольку требует осторожности, взвешенности, правильной постановки вопросов (без психологического принуждения в отношении участника очной ставки).
Соблюдение следователем принципа презумпции невиновности при доказывании виновности лица – основной моральный принцип, требующий от него действий в строго морально–этических рамках: законными средствами создавать убедительную доказательную базу (без использования психического или физического насилия).
Деятельность любого юриста характеризуется ежедневным общением с различными людьми, которые чаще всего находятся в зависимом от него положении, и потому нуждаются в его бережном отношении. Эти отношения обязаны быть построены на нравственных началах (моральных принципах и нормах), выражающихся в моральном сознании и моральном поведении юриста. Только при высоком уровне морального сознания как результата нравственных знаний, убеждений, потребностей, и при действительно высоко моральном поведении можно говорить об этической культуре юриста.
ВВЕДЕНИЕ
Мир, в котором живет современный человек, соткан из противоречий. По этой причине он более полемичен, чем когда-либо прежде. И будущее че-ловека в значительной степени зависит от того, сумеет ли он – человек - ор-ганизовать, сделать жизненной ценностью плодотворное и эффективное об-щение (именно оно составляет сущность процессов коммуникации, в том числе и речевых) в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности: в политике, бизнесе, науке, между поколениями, представителями разных культур и т.д.
Сегодня, в начале ХХI столетия, большая часть человечества осознала очень простой и очевидный факт, что лишь немногие суждения о мире ис-тинны и не требуют доказательств. Но львиная доля наших суждений пред-полагает активную мыслительную деятельность, протекающую в режиме спора (дискуссии, полемики).
Несколько нудной, вялой, неинтересной, скучной была бы жизнь чело-века, если бы речевые коммуникации между людьми сводились к строгой и бесстрастной констатации «положения дел». В действительности в коммуни-кативных процессах, помимо высказываний, выражающих то или иное со-стояние дел, содержатся побуждения, вопросы, оценки, согласия и возраже-ния вплоть до неприятия чего-либо. Кроме того, определенную окраску, ха-рактер коммуникативным актам придает манера поведения, позы, выражения лиц. Все это мы можем обнаружить и в спорах.
Спор представляет собой одну из основных форм человеческой комму-никации, в рамках которой уточняются позиции противоборствующих сто-рон, вырабатывается оптимальное решение проблемы, «рождается истина». Вывод из сказанного выше предельно прост. «Роскошь человеческого обще-ния» (А.Сент-Экзюпери) является наградой за изнурительный труд ума, вы-сокий уровень логической культуры и культуры поведения, а также за фили-гранное владение искусством спора.
1. ПОНЯТИЕ «ПОЛЕМИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО»
Понятие «полемическое мастерство» включает в себя знание предмета спора и его разновидностей, соблюдение основных требований культуры спора, умение доказывать выдвинутое положение и опровергать мнение оп-понента, использование полемических приемов, умение противостоять улов-кам противника.
В русский язык слово «полемика» пришло из древнегреческого: po-lemikos переводится как воинствующий, враждебный. Действительно, в от-личие от дискуссии в полемике присутствует состязательность, борьба, определенная степень воинственности и враждебности, что связано с целью, которую преследуют участники полемики. Именно поэтому в сознании большинства людей полемика ассоциируется с коммуникативным актом, называется острым спором.
2. СПОР. ВИДЫ СПОРА. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА СПОРА
Спор – это акт речевой коммуникации, однако не всякий коммуника-тивный процесс является спором. Спор – это коммуникативный процесс в рамках которого происходит сопоставление точек зрения, позиции участ-вующих в нем сторон, при этом каждая из них стремится аргументированно утвердить свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны. Редкий спор заканчивается безусловной победой одной из сторон, но это не умаляет ценность данного коммуникативного акта. Во-первых, поскольку в споре соревнуются идеи, то его участники обогащаются идейно: обмен идеями, в отличие от обмена вещами, более эффективен. Б.Шоу так обосновал этот тезис: если у вас есть одно яблоко и у меня одно яблоко, то при обмене ими и у вас, и у меня останется по одному яблоку; но если у вас есть одна идея, а у меня другая и мы обмениваемся ими, то в ре-зультате у каждого из нас будет по две идеи. Во-вторых, осуществив процесс спора, стороны приходят к более глубокому уяснению как своей позиции, так и позиции своего оппонента. В-третьих, в споре можно узнать нечто новое и тем самым пополнить свой багаж знаний и расширить кругозор.
Искусство ведения спора получило название эристика. Эристика явля-ется интегральным искусством, возникшим на стыке знаний и умений, выра-батываемых логикой, психологией, этикой и риторикой. При таком подходе искусство спора характеризуется двумя основными признаками: доказатель-ностью и убедительностью. Доказательность – это логическое воздействие на оппонента принудительностью рассуждения. Убедительность – это психоло-гическое воздействие на оппонента, направленное на восприятие им той или иной идеи. В рамках спора доказательность и убедительность относительно независимы. За более чем двухтысячелетнюю историю своего существования эристика выработала общие рекомендации, выполнение которых способству-ет повышению плодотворности спора:
- если есть возможность достичь согласия без спора, лучше ее восполь-зоваться;
- не спорьте по мелочам; если уж спорить, то только по принципиаль-ным вопросам;
- почву для спора образует наличие несовместимых позиций относи-тельно одного и того же предмета; если же позиции совместимы, нужда в споре отпадает;
- спор должен быть предметным, а предмет спора – достаточно ясным и неизменным на всем его протяжении;
- спор возможен только при наличии определенной общности исход-ных позиций, которая способна стать источником начального взаимопонима-ния спорящих, а также известной суммы знаний о предмете спора;
- спор предполагает следование определенным законам и правилам ло-гики, этики и психологии;
- спор не должен быть самоцелью, в споре недопустимы выпады лич-ного характера; спор должен быть средством достижения истины, выработки оптимального решения;
- в споре следует использовать только корректные приемы, которые могут содержать в себе элементы хитрости, внезапности, атаки, но не лжи, очернения и унижения достоинства противника, подмены предмета спора и т.д.;
- стремитесь излагать свои мысли кратко, связно и красиво.
Виды спора весьма многообразны. Спор может быть конструктивным (товарищеским) или деструктивным (враждебным), устным или письменным, организованным или стихийным, основательным или поверхностным, со-держательным или формальным.
Перечисленные виды спора выделены по внешним признакам. В жизни больше внимания уделяется содержательным аспектам спора, поэтому одним из важных моментов является выбор вида спора (дискуссии или полемики), который определяется конкретными обстоятельствами.
Дискуссия – это вид спора, в рамках которого рассматривается, обсу-ждается, исследуется какая-то проблема с целью достичь взаимоприемлемого решения. Как правило, участниками дискуссии являются лица, которые об-ладают конкретными необходимыми знаниями по обсуждаемым вопросам и имеют полномочное право принимать решение или рекомендовать принять то или иное решение.
Дискуссия представляет собой последовательную серию высказываний ее участников относительно одного и того же предмета, что обеспечивает не-обходимую связность обсуждения. В большинстве случаев тема дискуссии формулируется до ее начала, что дает возможность ее участникам основа-тельно подготовиться к ней более основательно.
От других видов споров, прежде всего полемики, дискуссия отличается своей целенаправленностью и используемыми средствами. Цель любой дис-куссии – достижение максимально возможной в данных условиях степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме.
Введение
Речь как средство общения играет важнейшую роль в жизни человека. С помощью речи реализуется фундаментальная общественная потребность – обмен информацией между людьми. Будучи неразрывно свя¬занной с мышлением, речь является средством само¬выражения и воздействия на окружающих. По тому, что и как говорит человек, мы судим об уровне его развития и культуры.
Силу слова люди опознали еще в древности. С появлением же элементов духовной культуры и де¬мократии в античном мире возникла потребность учиться умению убеждать. Так в Древней Греции возникла соответствующая наука - риторика, основ¬ным назначением которой являлась разработка при¬емов убеждения. Уже в 4 веке до н. э. риторика достигла значительной степени развития.
Величайшие умы античности - Сократ, Платон, Ари¬стотель - внесли неоценимый вклад в становление и развитие этой науки. Положение риторики в системе знаний определяется неразрывной связью ее с такими науками, как логика, этика, философия, психология. Убеждение построено на законах логики и знании психологии человека. Вы¬дающиеся философы заложили диалектические осно¬вы науки убеждать. Характерно следующее высказывание Платона: «Красноречие собрало силу всех искусств».
Аристотель, Демосфен, Цицерон сформулировали высокие этические требования к оратору и произно¬симой им речи. Залогом успеха оратора является систематическое пополнение им своих знаний и не¬устанная работа над собой. Один из величайших ора¬торов - Цицерон - объяснил что так: «Трудности красноречия объясняются тем, что красноречие рож¬дается из очень многих знаний и стараний» [2, с. 8].
1. Кто такие софисты
Профессиональных учителей красноречия называли софистами. В числе других теорию риторики активно разрабатывал философ-софист Протагор (ок. 490-ок. 420 гг. до н.э.) из Абдер во Фракии. Он одним из первых стал применять диалогическую форму изложе¬ния, при которой собеседники в споре защищают про¬тивоположные взгляды. Протагор классифицировал выражения на вопросы, ответы, приказания, просьбы.
Учителем красноречия, теоретиком ораторского искусства был и древнегреческий софист Горгий (ок. 483 - ок. 375 гг. до н.э.) из Леонтин, который подчеркивал силу слова и роль языка в ораторском искусстве. Написанный им учебник риторики не со¬хранился.
Отношение к софистам было двойственным. Вначале слово «софист» обозначало вообще человека талантли¬вого, способного проявить себя в какой-либо деятель¬ности, опытного в определенном искусстве. Софисты учили правилам логического мышления, приемам до¬казательства и опровержения.
Однако очень скоро главными их заботами стали подбор и применение различного рода уловок, с помо¬щью которых можно добиться победы над противником, доказать любое положение, каким бы нелепым оно ни было. Например, утверждая, что сделать необразован¬ного человека образованным - значит убить его, софист рассуждал следующим образом: «Став образованным, он уже не будет тем, чем был». Если софиста уличали во лжи, он выворачивался примерно так: «Кто лжет, говорит то, чего нет. Но того, чего нет, нельзя ска¬зать, следовательно, никто не может лгать» [2, с. 9].
«Вор не желает приобрести ничего дурного. При¬обретение хорошего есть дело хорошее, следователь¬но, вор желает хорошего», «Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарства нужно как можно больше». Нелепость этих утверждений очевидна [2, с. 9].
Софисты, с одной стороны, нужны были афинским гражданам, так как помогали им овладеть искусством мышления, обучали умению говорить, убеждать, спо¬рить. Но, с другой стороны, беспринципность софис¬тов вызывала к ним недоверие и даже враждебность.
Софисты не представляли собой единой идеологической или политической группы, это были странствующие философы, обу¬чавшие за плату искусству спора, доказательства, красноречию, хорошему слогу, мудрости (в переводе с древнегреческого со¬фист — «мудрец»). Софисты обращались к проблемам этики, политики, призывали изучать человека, его сильные и слабые стороны, разум, приемы логики. Последние они доводили до совершенства.
Однако софисты еще с античных времен заслужили репутацию «лжемудрецов», людей без устойчивых моральных принципов, под¬час просто ловкачей в споре, хитрых спорщиков. Поскольку со¬фисты были несомненными прагматиками в жизненных ситуаци¬ях, их учением и особенно их практикой в дальнейшем истори¬ческом развитии риторики воспользовались те социальные груп¬пы, которым не чужда была прагматика, житейские интересы, меркантильность, эгоистические побуждения. Альтруизм, спра¬ведливость себе в ущерб не привлекали софистов.
Черты риторического идеала софистов следующие [2, с. 10].
1. Софисты допускали использование эристики, т. е. любых средств для достижения своей цели, для победы в споре. Эристические средства, приемы разрешались во всех видах ораторства, художественной литературе, пропаганде, а в наши дни ими не брез¬гует массовая информация и особенно — реклама. Следовательно, каждый читатель, слушатель, собеседник нуждается в защите: ему необходимо уметь различать эристические приемы. Однако эристика подвергалась запрету даже со стороны греческих софистов в некоторых риторических ситуациях: была за¬прещена ложная молва, т. е. сплетня, запрещались слухи (но как с ними бороться?), запрещались интрига, ложная проповедь — ересь. Софисты отмежевывались от клеветы, лжесвидетельства, от подчеркивания физических недостатков противника, его прошлых не¬удач, особенно в семейной жизни, и иных подлостей. Известно, что распространение ложных слухов, клевета — излюбленное оружие холодной войны и беспринципной политики. Ведь сплетни, слухи, клевета (в современном понимании — «компро¬мат») направлены против личности, пачкают доброе имя, лиша¬ют человека душевного равновесия, толкают на необдуманные шаги, что, разумеется, радует клеветника.
Эристические средства в цивилизованных странах запрещены законом, но их опасность в том, что бывает очень трудно дока¬зать, например, источник молвы, слухов. Многие приемы опорочивация противника, его унижения, разные уловки и хитрости юридически переданы в сферу совести каждого инди¬вида, на суд общественности.
2. Софистическая норма допускает и такие приемы, как чрез¬мерное восхваление одних лиц и охаивание других, необъектив¬ный подбор фактов, гипноз прославленных имен, расчет на не¬компетентность слушателей, на их неспособность следить за речью высококвалифицированного противника, на некоторые низмен¬ные порывы неподготовленных людей.
Софистов принято делить на старших и младших. Среди старших выделялись Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Ксениад. Все они современники пифагорейца Филолая, элеатов Зенона и Ме¬лисса, физиков Эмпедокла, Анаксагора, Левкиппа. От многочисленных сочинений софистов сохранилось немного.
Старшие софисты. Протагор
Протагор был профессиональным преподавателем риторики и эри¬стики — искусства речи и искусства спора. Протагору принадлежало более десятка сочинений. Среди них «О сущем», «О науках», «О государстве», «О богах», «Прения, или Искус¬ство спорить», «Истина, или Ниспровергающие речи». Ни одно из них до нас не дошло за исключением лишь небольших фрагментов. Важ¬нейшими источниками наших знаний о Протагоре и его учении являются диалоги Платона «Протагор» и «Теэтет» и трактаты Секста Эмпирика «Против ученых» и «Три книги пирроновых положений». В этих трактатах проскальзывает краткая, но вместе с тем совершенно незаменимая характеристика важнейших моментов мировоззрения Протагора. Из всех онтологических принципов релятивизма Протагор сделал смелый гносеологический вывод. Если все меняется и переходит в противоположное себе, то о каждой вещи возможны два противоположных мнения.. Диоген Лаэртский сообщает, что Протагор «первый сказал, что о всякой вещи есть два мнения, противоположных друг другу» [5, с. 18], чем, согласно Клименту, оказал большое влияние на развитие эллинского мировоззрения: «Сле¬дуя по стопам Протагора, эллины часто говорят, что о всякой вещи есть два мнения, противоположных друг другу». Во многом это верно и до сих пор. В обыденной речи мы говорим: с одной стороны» и «с другой стороны». Но все же необходимо при этом решить, какая из сторон ведущая, главная, определяющая. Иначе мы скатимся на позиции релятивизма и агностицизма. Протагор шел именно в этом направлении. Абсолютизировав наличие в любой вещи и в любом процессе двух противоположных сторон и тенденций и придя к убеждению о возможности двух противоположных мнений о вещи или процессе, Протагор сделал чрезмерный вывод о том, что «все истинно» [5, с. 19].

• учение об аргументации, то есть об отношении аргументов к аудитории, к которой они обращены и которая принимает решение об их приемлемости;
• учение о риторическом построении, то есть о создании произведения слова.
В учебном изложении риторическое построение обыкновенно поглощает учение о риторе и теорию аргументации. Это делается, чтобы не осложнять и без того трудоемкий процесс обучения.
Риторическое построение представляет собой учение о так называемом «внутреннем слове», или «внутреннем высказывании». Высказывание рассматривается на уровне общего замысла (семантики), на уровне словесной конструкции (синтактики) и на уровне словесного воплощения (прагматики — отношения слова как выразительного средства к получателю речи), что и проявляется в классическом разделении общей риторики на изобретение (инвенцию), расположение (диспозицию) и выражение (элокуцию).
Частная риторика содержит учение о конкретных родах и видах словесности. Специально в частной риторике изучаются те виды слова, которыми должен активно владеть всякий образованный человек:
• письма по предметам общежития и литературные;
• документы и деловая корреспонденция;
диалоги, в основном литературные, но дающие представление о правилах построения и ведения дискуссии;
Заключение
Умение компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументировано отстаивать свою точку зрения и опровергать оппонента, то есть владение полемическим мастерством является обязательным качеством каждого образованного человека. В содержании понятия «полемическое мастерство» заключается знание предмета спора, понимание сущности спора, соблюдение основных требований культуры спора, использование полемических приемов, умение противостоять уловкам противника.
Существуют различные виды спора (спор ради истины, для победы, спор ради спора, для убеждения кого-либо). Лучшие умы человечества занимались развитием науки и искусства спора, благодаря чему выработались принципы и правила его ведения, знание и соблюдение которых позволяет сделать спор продуктивным и добиться в нем победы.
Чтобы защитить свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента, участники спора используют различные полемические приемы и уловки. Все приемы, используемые в споре, можно разделить на корректные и некорректные. Теории риторики известно множество уловок, которыми пользуются полемисты. Часто используются уловки логического, психологического и организационно-процедурного характера. Логические уловки называют также софизмами.
Полемические приемы и уловки находят самое широкое применение в политической, деловой и общественной жизни. Их необходимо знать, чтобы не поддаваться на провокации и вовремя разоблачать интеллектуальное мошенничество оппонента.
Ораторское искусство формировалось постепенно. В XVII-XVIII большинство авторов риторик в России отмечали 5 типов красноречии:
∙ Народное красноречие
∙ Церковно-богословское
∙ Дипломатическое
∙ Военное красноречие
∙ Придворное
Что касается народного красноречия, то оно развивалось в сложные периоды обострения борьбы, где вожаки крестьянских восстаний обращались с пламенными речами к своему народу.
А вот военное красноречие - это когда полководцы, генералы или начальники обращались к солдатам.
Придворное красноречие развивалось в высших кругах дворянства.
Еще виды красноречия могут выделяться от сфе¬ры коммуникации, что как раз соответствует одной из основных функций речи:
∙ сообщению
∙ общению
∙ воздействию.
Также существует несколько сфер коммуникации:
• деловая;
• социально – бытовая;
• научная;
• информационно –пропагандистская;
Вот уже как раз к социально – бытовой сфере коммуникации можно отнести — военно-патриотическую речь или речь митинговую.,
Но следует отметить, что такое деление не имеет абсо¬лютного характера. А по форме они будут иметь общие черты.
1. ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ
Я считаю, что в ораторской речи должна соединяться наука и искусство и вместе они должны представлять собой две стороны. Ведь ораторская речь- это живое словесное общение. Когда наука начинает взаимодействовать с искусством, то происходит процветание той части культуры, которая и называется ораторским искусством.
Если человек владеет богатой активной лексикой, хорошим голосом и бойкой речью, это ещё не значит, что человек владеет техникой выступления. Прекрасный оратор А.В. Луначарский в свое время говорил «Умеет го¬ворить человек тот, кто может высказать свои мысли с полной яс¬ностью, выбрать такие аргументы, которые будут подходить в дан¬ном месте или для данного лица, придать им тот эмоциональный характер, который был бы в данном случае уместен и убедителен. Человек, который умеет говорить, который умеет в максимальной степени передать свои переживания ближ¬нему, убедить его, если нужно, выдвинуть такие аргументы или рассеятьтак его предрассудки и заблуждения, наконец, повлиять непосредст¬венно на весь его организм путем возбуждения в нем соответствен¬ных чувств, этот как раз человек и обладает в полной мере речью».
Из этого можно сделать вывод, что в основе действенной речи должны лежат ясные аргументы. Не просто аргументы, а такие, выбор которых мотиви¬рован ситуацией общения и составом аудитории. Эти аргументы должны действовать не только эмоционально, но и логически. И толь¬ко в этом случае они могут быть твердыми, убедительными.
В. В. Виноградов будучи исследователем языка считал, что «ораторская речь — синкретический жанр. Она — может быть одновременно и литературное произведение, и сценическое представление.
Но обязательно нужно отделять задачи исполнительского, «театрального» изучения от литературно-стилистического. Ораторская речь — это особая форма драматического монолога, которая приспособлена к обстановке общест¬венно-бытового или гражданского «действа». В.В. Виноградов подчерки¬вал, что ораторская речь — это подготовленная речь, подготовлен¬ное литературное произведение, которая имеет определенные стилисти¬ческие характеристики, а поскольку она предназначена для сцени¬ческого представления (термин, конечно, здесь весьма условный), то она имеет эстетическую и художественную направленность .
Введение
В настоящее время трудовая деятельность человека связана с психическим напряжением. Высокий темп жизни, информационные и физические перегрузки усиливают это напряжение и часто возникают и развиваются пограничные формы патологии психики человека. Важными задачами охраны психического здоровья человека являются вопросы психогигиены и психопрофилактики. Психологи решением этой проблемы считают раннюю диагностику проявлений нервно-психических патологий.
В характере человеческих реакций на окружаю¬щее существуют варианты: люди с выраженным эгоизмом или альтруиз¬мом, более или менее честолюбивые способные к сострада¬нию, с чувством долга и т. п. Это значит, человече¬ские индивидуальности отличаются друг от друга, но они ещё не яв¬ляются акцентуированными личностями.
Число черт характера человека очень велико. Они не только в качественно многообразны и своеобразны, но и количественно выражены в вариативности черт характера. Вариантные черты многочисленны чем, акцентуированные черты характера. Они имеют наклонность перейти в патологию.
Акцентуации характера – это крайние вариан¬ты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усиленны, вслед¬ствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определённого рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчи-вости к другим.
Диагностика акцентуированных черт личности актуальна и играет большую роль в сохранении душевного равновесия для нормальной жизнедеятельности человека и продуктивности его труда. Для адаптации к быстро меняющимся условиям мира необходим резерв сил, которые помогут противостоять отрицательным воздействиям на психику человека, ведь психика человека очень ранима.
Известный психолог и психиатр К. Леонгард, полагает, что менее 40% взрослых людей имеют сбалансированный, гибкий, устойчивый к стрессам, с невысокой чувствительностью и умеренной тревожностью характер и творческие личности, например, учителя, не имеют сбалансированного характера [10]. Каждый человек индивидуален со своими особенностями характера и возможностями приспособления. Некоторые более устойчивы к стрессам, могут найти выход из любой ситуации, на их душевное равновесие негативные внешние воздействия не оказывают заметного влияния. Другим людям незначительная психическая травма может оказать достаточно большое отрицательное влияние на их психику, вызывать психические нарушения.
Обеспечить резерв душевных сил помогут знание особенностей своего характера и правильность восприятия событий и возможные реакции на них. Это делает реакцию многих травмирующих ситуаций более отстраненной, что поможет обратить внимание на данные особенности характера и не дать перейти в патологию. Развивая противоположные черты акцентуации характера можно уравновесить личность человека, облегчить межличностное общение, помочь адаптироваться к новым условиям жизни.
Акцентуированные личности готовы социально-положительному и к социально-отрицательному раз¬витию. Особенности характера при акцентуациях проявляются в определённой обстановке и ситуациях и почти не обнаруживаются в обычных условиях.
Акцентуации обычно развиваются в период становления характера и со временем сглаживаются. У подростков сбалансированный характер встречается крайне редко. У большинства отдельные черты характера чрезмерно усилены (психологи говорят об акцентуациях характера), уязвимы в некоторых ситуациях и устойчивы в других.
В истории психологии всегда предпринимались попытки построить типологию характеров. Одним из первых и наиболее известных была работа немецкого психиатра и психолога Э.Кречмера, а из наших соотечественников В.М. Бехтерева. Затем работали над проблемой акцентуации личности П.Б. Ганнушкин, О.В. Кербиков, М. Фрамер, У. Шелдон, Э. Фромм, Г.К. Ушаков, К. Леонгард, А. Е. Личко и другие ученые.
Объектом работы являются дети подросткового возраста.
Предмет: особенности акцентуаций характера у старших подростков.
Цель: исследование акцентуаций характера, как особенностей личности старших подростков.
Задачи исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме.
2. Выявление черт личности, формирующих акцентуацию и классификаций акцентуаций характера различных авторов.
3. Описать особенности проявления разных типов акцентуаций характера у старших подростков.
4. Выявить специфику акцентуированного характера у старших подростков.
Глава 1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме акцентуаций личности
1.1. Понятие акцентуации личности
Даже не выделяя отдельных личностных черт на фоне среднего уровня, можно утверждать, что люди различаются между собой между собой. У каждого человека есть свои особенности, которые придают ему индивидуальные черты. Эти черты относятся к различным психическим сферам:
- сфера направленности интересов и склонностей;
- чувств и воли;
- ассоциативно-интеллектуальная сфера.
Если присмотреться к индивидуальным чертам названных сфер, можно понять сущность человека. Четкую грань между чертами, которые характеризуют акцентуацию и вариации индивидуальности провести нелегко. Акцентуированные черты, которые смогут перейти в патологию не так уж и много как вариантных черт. На акцентуацию характера не влияют природно-биологические свойства, а факторы внешней среды и накладывают отпечаток на образе жизни.
В периоде становления характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т. е. патологические аномалии характера. Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, — тем самым открываются перспективы для психопрофилактики.
П. Б. Ганнушкин указывал, что при количественной оценке динамики психопатии речь может идти не только об интенсивности всей клинической картины в целом, но и в ряде случаев о выпячивании отдельных психопатических черт, особенностей, зависящих от внешних условий [10, 4]. Следуя вышеуказанному, он выдвигал положение о латентных (компенсированных) психопатиях, разницу которыми и клинически явными психопатиями видел в жизненном проявлении социальной дезадаптации. В работах П. Б. Ганнушкина описана клиника психопатий и специально изучены проявления латентных психопатий. Латентные психопатии Леонгард понимал как проявления акцентуации личности в понимании.
Их взгляды в отдельно взятых случаях были схожи.
1. Психопатическая личность таковой не рождается и может изменяться в течении всей жизни;
2. Однотипные психопатии редко встречаются, а переходные, смешанные формы, которые отличаются полиморфизмом проявлений и богатством оттенков, проявляются очень часто;
3. В динамике психопатий значение имеет количественная сторона их изучения, т. е. определение степени психопатии.
Наибольшую известность получил термин К. Леонгарда (1968) – «акцентуированная личность». В работах К. Леонгарда даны клинические описания акцентуированных личностей, анализ сложных и имеющих большое практическое значение случаев комбинированных акцентуаций, динамика акцентуаций личности как в сторону психопатии, так и в положительную сторону, не приводящую к явлениям социальной дезадаптации.
В описаниях К. Леонгарда речь идет именно о типах характера. К тому же в странах с немецким языком термин «акцентуированная личность» стали использовать как клинический диагноз вместо термина «психопатия», что правомерно, если рассматривать акцентуации как крайние варианты нормы.
Концепция акцентуации личности Леонгарда была использована А. Е. Личко и его сотрудниками при изучении характера подростков, особенно отклонений в их поведении. При акцентуациях характера его особенности, в противовес психопатиям, могут проявляться не везде и не всегда. Они могут даже обнаруживаться только в определенных условиях. Особенности характера либо вообще не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации, либо ее нарушения бывают преходящими. Эти нарушения могут возникнуть либо в силу биологических пертурбаций во время пубертатного периода («пубертатные кризы»), либо чаще под влиянием особого рода психических травм или трудных ситуаций в жизни, а именно тех, которые предъявляют повышенные требования к locus resistentiae minoris, к «месту наименьшего сопротивления» в характере [12, 5].
При акцентуациях характера может не быть ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации со следствия тяжести аномалии характера. Хотя бы никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. При психопатиях декомпенсации, от любых психических травм, и самых разнообразных трудных ситуациях, от всяких поводов и даже без причины могут возникать острые аффективные и психопатические реакции и социальная дезадаптация.
Таким образом, акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилeны, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
1.2. История акцентуированных личностей
В работах К. Леонгарда используется сочетание «акцентуированная личность» и «акцентуированные черты характера». Первым термином он заменил термин «психопат» [10].
По его мнению, акцентуированные лич¬ности не являются ненормальными, они своеобразные личности, притом в собственном смысле этого слова. Они готовы к социально-положительному и социально-отрицательному развитию. Даже если некоторые из них представляются негативно, то это происходит потому, что были неблагопри¬ятные для того обстоятельства.
В пределах нормы эти особенности человека накладывают индивидуальный отпечаток на его личность, но могут превратиться в чрезмерные. Леонгард предполагал, что они существуют у каждого человека, однако если незначительны, то черты остаются незаметными для окружающих. Они накладывают свой отпе¬чаток на личность, если достигают определенной силы. Если черты выражаются в большей степени, они мешают нормальному развитию личности.
Личности, обозначаемые Леонгардом как акцентуированные, не являются патологическими. При другом объяснении нормой считали бы только середину, а все отклонения от средней нормы признавали патологией. «Это вынудило бы нас вывести за пределы нормы тех личностей, которые своим своеобразием отчетливо выделяются на фоне среднего уровня. Однако в эту рубрику попала бы и та категория людей, о которых говорят «личность» в положительном смысле, подчеркивая, что они обладают ярко выраженным оригинальным психическим складом» [10, 12].
ВВЕДЕНИЕ
Разговорная речь обслуживает текущие жизненные интересы; отсюда ее непосредственность, отсутствие предварительной подготовки, с одной стороны; с другой — ее эмоциональность и экспрессивность. Она обычно осуществляется в форме диалога. Обращенная к собеседникам, часто тесно связанным в жизни с говорящим, эта речь, в противоположность публичной литературной речи, не нуждается в тщательной обработке, в полноте и точности высказывания, так как собеседникам нередко для понимания достаточно намека. Простота и доступность разговорного стиля делает его универсальным для общения практически во всех сферах человеческой деятельности. А как известно, именно общение является одним из важнейших экстралингвистических факторов, влияющих на использование языка.
В данной работе мы выясним, какое место разговорный стиль речи занимает в функционировании современного русского языка и его взаимосвязь с другими стилями речи. Для изучения специфики стиля рассмотрим тенденции его развития.
ГЛАВА I. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Значение культуры речи в жизни общества трудно переоценить. Что значит для человека язык? Родной язык ( это мир слов, который открывает нам окружающую жизнь во всем ее многообразии. Каждый человек должен любить свой язык, уважать его. Судьба родного слова не должна быть нам безразлична. Ведь язык ( это средство общения между людьми в обществе, в их трудовой деятельности. Поэтому я считаю, если человек говорит некультурно, плохо выражается, то в первую очередь не уважает слушающего его человека. Для того чтобы уметь красиво говорить нужно знать основные принципы культуры речи.
Даже если человек абсолютно грамотен и свободно выражает свои мысли на правильном литературном языке, он должен самокритично признать, что его речи могла бы быть ярче, богаче, знай он все секреты истинно хорошего слога. Ведь говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо - не одно и то же.
К хорошей речи предъявляется множество требований, кроме правильности. Это требование простоты и ясности, логичности и точности, информативности и сжатости… Всех не перечислишь. Каждый человек должен осознавать, что прежде всего это нужно ему самому. Он должен совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту своего языка.
Обычно можно найти немало стилистических вариантов для выражения мысли, но многие почему-то предпочитают не самый простой и ясный…почему нас коробит, когда мы слышим: «В этом доме со мной проживает известный поэт; В данный момент я готовлюсь к экзаменам.» Потому что выделенные слова не подходят для разговорного стиля речи, они придают ей канцелярский оттенок, лишая ее естественности простоты.
В типологии качеств хорошей речи есть одно, которое занимает особое место по своей значительности,- это уместность. Уместность речи ( это такая организация языковых средств, которая более всего подходит для ситуации высказывания, отвечает задачам и целям общения, содействует установлению контакта между говорящим (пишущим) и слушающим (читающим).
Речь - это связное целое, и каждое слово в ней, любая конструкция должны быть целенаправленны, стилистически уместны. «Каждый из ораторов, отмечал В.Т. Белинский, - «говорит сообразуясь с предметом своей речи, с характером слушающей его толпы, с обстоятельствами настоящей минуты». Уместности как необходимому качеству хорошей речи уделялось больше времени в ораторском искусстве древних греков и римлян, в теории и практике судебного и политического красноречия, уместность является одним из центральных понятий в современной функциональной стилистике.
Аристотель в «Риторике», говоря о качествах стиля публичного выступления, настойчиво обращает внимание читателя на то, что неуместно в ораторской речи он считает «употребление эпитетов или длинных, или неуместных, или в слишком большом числе», неуместность использования поэтических оборотов.
Аристотель показал различие письменной и устной речи («...для каждого рода речи пригоден особый стиль, ибо не один и тот же стиль у речи письменной и у речи во время спора, у речи политической и у речи судебной») с точки зрения уместности органичности использования в них определенных приемов выразительности, сочетания слов.
Уместность речи захватывает разные уровни языка и формулируется употреблением слов, словосочетаний, грамматических категорий и форм, синтаксических конструкций, наконец, целых композиционно-речевых систем. Их уместность может рассматриваться и оцениваться с разных точек зрения. И в связи с этим целесообразно было бы различать такие аспекты уместности речи:
1) Уместность стилевая
2) Уместность контекстуальная
3) Уместность ситуативная
4) Уместность личностно - психологическая.
Ну, и конечно, всякая речь имеет определенное содержание. Содержательность речи зависит от многих условий, которые влекут за собой многообразие форм подачи материала.
Многословие или речевая избыточность может проявиться в употреблении лишних слов в короткой фразе. Лишние слова в устной речи указывают на нечеткость, неопределяемость представлений автора о предмете речи.
Существенное значение имеет выразительность речи, которая достигается четким ясным произношением, правильной интонацией, умело расставленными паузами. Должное внимание следует уделять темпу речи, силе голоса, убедительности тона а также особенностям ораторского искусства: позе, жестам, мимике.
Чтобы достичь речевого богатства нужно изучать язык в его литературной и разговорной формах, его стиле, лексике, фразеологии, словообразовании и грамматике.
ВВЕДЕНИЕ
Воздействие — это процесс привлечения внимания слушающих к предмету речи с целью произвести изменения во взглядах получателя сообщения. Главным средством воздействия в речи является организация материала, логическая доказательность. Оратор с помощью убедительных фактов оказывает рациональное воздействие на слушателей. Если он не боится ставить острые вопросы и находить им правильное решение, его речь звучит убедительно.
Однако эмоциональное воздействие выступает как необхо¬димый момент, так как убеждение достигается двумя путями: рациональным и эмоциональным. «Человеческая мысль посто¬янно колеблется между логическим восприятием и эмоцией; ... чаще всего наша мысль складывается одновременно из логи¬ческой идеи и чувства». Без этого значительно ослабляется эффективность превращения знаний в личное убеждение. Н.Г. Михайловская и В.В. Одинцов выражают мнение, что когда анализируются косвенные доказательства, то используются ло¬гические способы развертывания.
В работах ученых выра¬жается мысль, что речь должна быть образной, эмоциональной, в то же время некоторые авторы предупреждают, что не следует увлекаться использованием ху¬дожественных, изобразительных средств.

1. Интеллектуализированные сред¬ства речевого воздействия
Эмоция — это чувство, переживаемое душевное волне¬ние, чувственная реакция; эмоциональность — выражение чувств, переживаний, субъективного отношения к предмету речи. Эмоциональным может быть само содержание речи.
Экспрессивность же речи понимается как ее выразительность, воздейственность. Все средства, которые де¬лают речь глубоко впечатляющей, действенной, являются эк¬спрессией речи. Это может быть определенный интонационный рисунок, усиление звучания согласных звуков, замедление и убыстрение темпа речи, интонационное выделение отдельных слов, паузы. Это может быть использование синтаксических средств: вопросительных конструкций, повторов, коротких пред¬ложений, парцелляции и т.д. Экспрессия может пронизывать как эмоциональное содержание, так и интеллектуальное, логическое.
Экспрессивно произнесенная оратором речь подчиняет слушателей и аудиторию своей воздействующей силой, она не только передает мысли оратора, но и дает возможность пережить чувство соприкосновения с точкой зрения оратора. Кроме того, экспрессивность усиливает точность и ясность мысли, эмоцио¬нальность речи. Выражение эмоций в языке всегда экспрессив¬но, но экспрессия в языке не всегда эмоциональна .
Задаче воздействия служит набор интеллектуализированных и эмоциональных средств языка. Одним из способов воздейст¬вия является прием адресации, то есть способ отражения в речи наличия лица, к которому обращена речь.
Используются также местоимения Вы, Вам, глаголы повелительного наклоне¬ния посмотрите, вспомните и др. Довольно часто воздействие проявляется через инфинитивные предложения с модальными словами, имеющими значение долженствования.
Для речи характерно выражение авторского отно¬шения к анализируемому материалу. Авторская оценка может выражаться конструкциями я полагаю, я считаю и другими, оценочное значение в которых создается лексическим значени¬ем глаголов. С помощью этих конструкций оратор стремится вовлечь слушателей в ход своих рассуждений. Например: «Я считаю, что Карповский по данному эпизоду должен нести ответствен¬ность»; или: «Я обращаю ваше внимание на этот факт.
Одним из своеобразных средств воздействия на аудиторию являются термины оценочного харак¬тера, в которых имеется потен¬циальная оценочность за счет входящих в них слов оценочного значения: злостное хулиганство, особая жестокость, грубое нарушение правил, вредные последствия, особо тяжкие пос¬ледствия, условия усиленного надзора, колонии усиленного, строгого и особого режимов и т.д. Эти термины способствуют выполнению речью профилактической функции.
Важным средством речевого воздействия на слушателей яв¬ляется точность словоупотребления, когда оратор привлекает внимание аудиторию к важным, с его точки зре¬ния, явлениям.

2. Изобразительно-выразительные средства речевого воздействия на примере судебной речи
До сих пор мы говорили об интеллектуализированных сред¬ствах воздействия, повышающих экспрессивность речи. Теперь рассмотрим, какие средства, кроме создания экспрессивности, способствуют эмоциональному воздействию на подсудимого и слушающих дело граждан, а также способствуют аргумента¬ции .
Богатыми возможностями выражения воздействия обладают изобразительно-выразительные средства языка. Дореволюци¬онные русские ораторы широко использовали их в судебных речах. С.А. Андреевский называл защитника «гово¬рящим писателем», который должен перенести в суд «простые, глубокие, искренние и правдивые приемы... литературы в оценке жиз¬ни». Речи его богаты метафорами, сравнениями, литературны¬ми образами. «Иной вырос на тучном черноземе, под солнцем — и кажется хорош; другой жил в болоте — вышел много хуже. Вы знае¬те, какая трясина вся прошлая служба Мироновича», — говорит он об условиях формирования характера подсудимого. О значе¬нии показаний свидетеля: «...она своим рассказом осветила, как молнией, все, что было в потемках». Оценка доказательств обвине¬ния: «Экспертиза эта оказалась наскоро сшитым саваном для Миро¬новича; но Миронович не умер; работа профессора не ушла с ним в темный гроб, и теперь, рассмотрев ее при свете, мы видим, как она была сделана не по росту Мироновичу, как она плоха, как рвутся ее нити...». Характеристика: «Он будто целиком взят из самых стран¬ных романов нашей эпохи: в нем есть и карамазовская кровь, есть большое сходство с Позднышевым из «Крейцеровой сонаты», он от¬части сродни и многим думающим жуирам, постоянно изображаемым французскими писателями. Самая его фамилия «Иванов», подобно заглавию чеховской комедии, будто хочет сказать нам, что таких лю¬дей много расплодилось в наше время».
Нормой судебной речи в дореволюционной России был ее красивый, образный язык. Образы не только рисуют яркие кар¬тины жизни, но и усиливают эстетическое воздействие речи на судей и присутствующих в зале суда граждан. В речах Ф.Н. Плевако, например, над логическими формами изложения преоб¬ладали изобразительно-выразительные, создающие эмоциональ¬ную атмосферу сочувствия подсудимым: «А обстоятельства именно таковы,— читаем в его речи по делу люторических крестьян.— Люторические крестьяне попали в такой омут, где обыкновенные меры были бы ужасны и бесчеловечны. Не тысяча солдат, осаждавших де¬ревню и грозивших ей оружием и силой, ужасали их. Не страшен им был и сам начальник губернии, разбивший бивуак в четырех верстах от деревни. Нечего было, в свою очередь, бояться и ему войти в дерев¬ню обездоленных крестьян. Страшно и ужасно было долгое прошлое люторических мужиков, перепутавшее их взгляды и, кажется, сбив¬шее их с толку.
В речах русских дореволюционных судебных ораторов боль¬шое место отводилось психологическому анализу личности под¬судимого, выяснению его психологического состояния перед совершением преступления или в момент его совершения. С этой целью многими ораторами использовался прием внут¬реннего диалога подсудимого, чтобы раскрыть его мысли, переживания: «Сведения, полученные Засулич, были под¬робны, обстоятельны, достоверны. Теперь тяжелые сомнения смени¬лись еще более тяжелою известностью. Роковой вопрос встал со всей его беспокойной настойчивостью. Кто же вступится за поруганную честь беспомощного каторжника? Кто смоет, кто и как искупит тот позор, который навсегда неутешною болью будет напоминать о себе несчастному?». Или: «Видно, мысль, на которую ука¬зывает Аграфена, в течение недели пробежала целый путь и уже облек¬лась в определенную и ясную форму — «тебе бы в Ждановку». Поче¬му же именно в Ждановку? Вглядитесь в обстановку Егора и отноше¬ния его к жене. Надо от нее избавиться. Как, что для этого сделать? Убить..! Но как убить? Зарезать ее? Будет кровь, нож, явные сле¬ды... (Отравить? Но как достать яду, как стереть следы преступле¬ния и т.д. Самое лучшее и, пожалуй, единственное средство — утопить. Но когда? А когда она пойдет провожать его в участок,— это время самое удобное» (А.Ф.К.). Названный прием оказывал боль¬шое эмоциональное воздействие на присяжных заседателей и значительное влияние на решение дела .
В современной речи, как уже было сказано, убеж¬дение приобретает большее значение, чем внушение, а эмоци¬ональное воздействие на аудиторию подчиняется строгой логике рас¬суждений и аргументов, этим объясняется почти полное от¬сутствие приема внутреннего диалога.
Яркие краски художественной литературы позволяют оратору создать эмоциональность, торжественность, па¬фос. Оратор может цитировать художественные произведения для подтверждения своих мыслей.
Средством, поддерживающим интерес к речи, побуждающим к активному восприятию того, о чем говорится, является риторический вопрос, который в экспрессивной форме несет определенную (утвердительную или отрицательную) ин¬формацию.
Риторический вопрос, как правило, содержит в себе оценку того, о чем говорит оратор. Употребленный во вступлении, где обычно дается общественная или моральная оценка деяния, риторический вопрос, подчеркивая то или иное суждение, со¬здает эффект эмоционального усиления.
Такие вступ¬ления дают эмоциональный настрой всей речи. Эффект эмоци¬онального усиления необходим в открытых судебных процес¬сах с целью оказать воспитательное воздействие на присут¬ствующих в зале суда граждан.
Кроме риторических вопросов-оценок в речах ора¬торов нередко используются риторические вопросы, содержа¬щие вывод из сказанного. Цель таких риторических вопросов — помочь слушателю сделать правильные выводы, правильно квали¬фицировать тот или иной факт.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества