Предпринимательство - готовые работы

ГлавнаяКаталог работПредпринимательство
fig
fig
1. Общая последовательность вывода производственной фирмы из кризисной ситуации
Все процессы, происходящие в организации, можно разделить на группы: управляемые и неуправляемые. Управляемые процессы — это процессы, которые поддаются изменению в определенном направлении при сознательном воздействии на них. Неуправляемые — когда невозможно изменить по тем или иным причинам, их направленность и характер. Они протекают по собственным законам, результате этих процессов все равно случится то, что должно случиться.
Управляемые и неуправляемые процессы находятся в определенном соотношении и состоянии динамических изменений, что отражает, помимо всего прочего, совершенство и искусство управления. Управляемые процессы при определенных условиях могут стать неуправляемыми и наоборот. Преобладание неуправляемых процессов ведет к анархии и кризисам, превалирование управляемых процессов ограничено эффективностью управления и в соответствующих условиях тоже ведет к кризисным ситуациям. Так, бюрократизм в отрицательных формах своего проявления рождает социальную напряженность, конфликтные ситуации, снижение эффективности управления. Очень часто ранее использовавшийся термин «заорганизованность» помимо слепого следования букве организационного положения характеризует и стремление всем и всячески управлять, даже в тех случаях, когда в этом нет реальной необходимости. Часто это возникает на почве амбициозности менеджера.
Кроме того, что управляемые процессы отражают лишь часть всех процессов функционирования и развития организации, они сами имеют меру управления, т. е. являются управляемыми до определенной степени. Например, подчиненный — хороший и четкий исполнитель не будет выполнять распоряжений, идущих вопреки здравому смыслу или юридическим законам.
Из этих рассуждений можно сделать вывод: не все процессы могут быть и являются управляемыми, управляемые процессы не могут быть абсолютно управляемыми. Это положение имеет прямое отношение к антикризисному развитию и управлению им.
К кризису может приводить «невидение» тех процессов, которыми можно управлять, которые надо направлять. Но они в этом случае превращаются в стихийные. Кризис может возникнуть и тогда, когда существует стремление управлять неуправляемыми процессами, когда нет механизмов управления, но предпринимаются попытки его осуществления. Это приводит к пустой трате ресурсов.
Антикризисное развитие — это управляемый процесс предотвра¬щения или преодоления кризиса, отвечающий целям организации и соответствующий объективным тенденциям ее развития.
Известно, что многие процессы развития характеризуются нарастающей сложностью организации. Так происходит с Производством, экономикой, социальной сферой. Усложняющаяся технология изготовления продукта, его разнообразие и функциональное назначение ведут к усложнению экономических связей, все более разнообразными становятся интересы человека. Это определяется образованием, урбанизацией жизни, культурой и другими факторами.
Процессы развития цикличны, и изменение, точнее возрастание, сложности происходит по логистической кривой. Она характеризует этапы возникновения предпосылок, проявление процессов усложнения, исчерпание сложившейся основы и накопление потенциала дальнейших изменений.
Тенденция развития управления, опережающая развитие производства, сменяется периодом замедления темпов и накопления потенциала для последующей его реконструкции. Здесь возможно возникновение нового несоответствия сложности производства и управления, нарушения соотносительности управляющей и управляемой систем. Это уже опасность кризиса управления.
Антикризисное управление, в этом ракурсе его анализа, выглядит как максимальное сближение ветвей логистических кривых на начальных и заключительных этапах развития производства и управления, и как максимальное опережение тенденции развития управления относительно тенденции развития производства на срединных этапах проявления этих тенденций.
Как уже указывалось в предыдущих главах, в любой момент существует опасность кризиса, даже тогда, когда кризис не наблюдается, когда его фактически нет. Это определяется тем, что в управлении всегда существует риск, что социально-экономическая система развивается циклично, что меняется соотношение управляемых и неуправляемых процессов, изменяются человек, его потребности и интересы.
Управление социально-экономической системой в определенной мере должно быть всегда антикризисным.
Антикризисное управление — это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.
Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный, в том числе тысячелетиями, опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям.
Кроме того, возможность антикризисного управления определяется и знанием циклического характера развития социально-экономических систем. Это позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним. Наиболее опасными являются неожиданные кризисы.
Необходимость антикризисного управления определяется целями развития. Например, возникновение кризисных ситуаций в экологии, грозящих существованию человека, его здоровью, заставляет искать и находить новые средства антикризисного управления, к которому относится и принятие решений об изменении технологии. Итак, атомная энергетика — область деятельности с повышенной опасностью кризисных ситуаций. И здесь антикризисное управление выражается в необходимости повышения профессионализма технического персонала, укреплении дисциплины, поиске новых технологий и пр.
Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна. Всю совокупность проблем можно представить четырьмя группами.
Первая группа включает проблемы распознавания предкризисных. ситуаций. Это непростое дело — своевременно увидеть наступление кризиса, обнаружить его первые признаки, понять его характер. От этого зависит предотвращение кризиса. Но не только от этого. Механизмы предотвращения кризиса надо построить и запустить в действие. И это тоже проблема управления.
Но не все кризисы можно предотвратить, многие из них надо пережить, преодолеть. И это достигается посредством управления. Оно решает проблемы жизнедеятельности организации в период кризиса, способствует выходу из кризиса и ликвидации его последствий.
Вторая группа проблем антикризисного управления связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации. Это прежде всего методологические проблемы ее жизнедеятельности. В процессах их решения формулируются миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризисной ситуации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера. Например, в экономическом антикризисном управлении возникает необходимость определения типов диверсификации производства или проведения конверсии. Это тре¬бует дополнительных ресурсов, поиска источников финансирова¬ния. Существуют также проблемы организационного и правового содержания, множество социально-психологических проблем.
Проблематику антикризисного управления можно представить и в дифференциации технологий управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем виде проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений. Проблемы анализа и оценки кризисных ситуаций также имеют большое значение. Здесь существует множество ограничений по времени, квалификации персонала, недостаточности информации и др.
Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации. Нельзя упускать из структуры антикризисного управления и проблемы инвестирования антикризисных мер маркетинга, а также проблемы банкротства и санации предприятий.
Антикризисное управление составом своих типичных проблем отражает то обстоятельство, что оно является особым типом управления, обладающим как общими для управления чертами, так и специфическими его характеристиками.
2. Общая последовательность подготовки управленческих решений по выводу производственной фирмы из кризисных ситуаций
Одной из характеристик всякого управления является его предмет. В обобщенном представлении предметом управления всегда выступает деятельность человека. Управление организацией — это управление совместной деятельностью людей. Эта деятельность состоит из множества проблем, которые, так или иначе, разрешаются самой этой деятельностью или в процессе ее. Поэтому предмет управления при более конкретном его рассмотрении можно представить как совокупность проблематики деятельности человека. Именно таким образом выделяется стратегическое управление, экологический менеджмент и др.
1. Стабилизация внутренней среды кризисной фирмы
Изменения, происходящие во внешней среде бизнеса, закономерно вызывают появление новых принципов управления. Чем больше проявлялось воздействие внешней среды, тем больше внимания высшее руководство должно было уделять изучению процессов, происходящих в окружении организации, и разработке адекватных реакций на возможные внешние воздействия, способов долгосрочного развития.
Центр внимания смещался во внешнюю среду, целевые установки менеджерам смещались в область обеспечения устойчивого развития на долгосрочную перспективу.
Любое коммерческое предприятие имеет смысл, если оно приносит прибыль. Успешно функционирующие предприятия, как правило, имеют определенные конкурентные преимущества. Такие предприятия занимают прочное положение на рынке товаров и услуг, их продукция конкурентоспособна и пользуется постоянным спросом. Они следят за изменениями конъюнктуры рынка, своевременно и эффективно отвечая на изменения внешней среды. Производя прибыль, такие предприятия увеличивают собственный капитал и, по определению, всегда способны исполнить свои финансовые обязательства, а потребности в финансовых ресурсах для своего развития удовлетворяются, главным образом, за счет собственных средств.
Вместе с тем, любой продукт (услуга) имеет определенный жизненный цикл в силу того, что обладает предельными возможностями, ограничивающими его дальнейшее существование в первоначальном виде определенным периодом времени.
Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия: в какие-то моменты оно может не производить прибыли, либо производить убытки. Но это краткосрочные, эпизодические ситуации, которые не меняют сущности предприятия как производителя прибыли. Они могут быть устранены с помощью оперативных мероприятий. Если же предприятие неэффективно в целом, экономический кризис приобретает затяжной характер и может закончиться процедурой его ликвидации, продажи имущества для расчетов с кредиторами, которая называется банкротством предприятия. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя понять причины, по которым экономика предприятия оказалась в кризисе, и разработать соответствующие меры по их устранению.
Всю совокупность факторов, которые способны привести предприятие к экономическому кризису, можно разделить на две группы:
1) внешние по отношению к предприятию, на которые оно не в состоянии влиять или его влияние ограничено;
2) внутренние, возникающие в результате деятельности самого предприятия.
Причинами кризисного состояния российских предприятий являются неблагоприятные внешние условия: нарушение традиционных хозяйственных связей; спад спроса; резкие, трудно прогнозируемые изменения экономической политики правительства; инфляция; разбалансированность рынка; политическая нестабильность.
В России спад промышленного производства к середине 1994 г. приобрел структурный характер. Одновременно с сокращением производства отдельных видов продукции стала наблюдаться стабилизация выпуска других. В целом, начиная с 1995 года, ситуация относительно стабилизировалась. В настоящее время экономика России все еще неустойчива и находится в стадии депрессии. Рост цен и спад производства одновременно сопровождались прогрессивным ростом всех видов неплатежей и, прежде всего, между предприятиями.
Состояние национальной экономики может также сильно повлиять на возможность получения организацией капитала для своих нужд. Это, в основном, обусловлено тем, что правительство может пытаться сгладить последствия ухудшения экономической обстановки, регулируя налоги, денежную массу и ставку банковского процента. Ужесточение налогообложения не способствует стимулированию предпринимательской деятельности, а удорожание кредита приводит к росту издержек.
Среди политических факторов, способных спровоцировать кризисное состояние предприятия, можно выделить отношение государства к предпринимательской деятельности запретительного или ограничительного характера; политическую нестабильность деятельности правительства; национализацию собственности и т.д. Все это ухудшает инвестиционный климат, способствует вывозу капитала из страны.
Такие факторы правовой среды как недостаточное антимонопольное регулирование, ограниченное регулирование ВЭД, неразвитость законодательной базы по вопросам предпринимательства также могут способствовать наступлению экономического кризиса деятельности предприятий.
В России при господстве монополий – предприятий-гигантов, не имевших на внутреннем рынке конкурентов, был спровоцирован интерес к росту доходов предприятий за счет роста цен на продукцию при пониженных объемах производства, начиная с января 1992 г., что обусловило спад промышленного производства и наступление кризисных явлений в деятельности ряда предприятий.
Социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, также влияют на организацию. Социалистическая административно-плановая экономика выработала менталитет, ориентированный:
• исполнять планы и сметы, но не обученный навыкам управления финансами;
• при любом подходящем случае просить у государства, считая это естественным правом;
• тратить заработанное и полученное на то, что раньше не допускалось или сдерживалось: многолетний вынужденный аскетизм, невысокий уровень культуры руководителей породили тягу к расточительству, которая проявила себя, как только представились соответствующие условия.
Дополнительные социальные факторы, способствующие возникновению и развитию кризиса экономической деятельности предприятия, – преступность и коррупция, к сожалению, приобретают в современной России все больший вес и становятся для многих предприятий непреодолимым барьером в бизнесе.
Вся эта совокупность специфических характеристик определила особую предрасположенность многих российских предприятий к кризису и предбанкротным явлениям в условиях реформирования экономики.
Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации. Низкие расходы государства на науку и технику ведут к технологическому застою, предприятия для производства товаров и услуг используют устаревшую технологию, а неудовлетворительная патентная защита не стимулирует предпринимателей приобретать новейшие технологии. Все это снижает конкурентоспособность продукции и ведет предприятие к экономическому кризису.
При рассмотрении внешних факторов, способных привести предприятие к экономическому кризису, следует отметить, что организация может оказывать существенное влияние на них и предотвратить их возникновение. Эти факторы связаны с конкурентной средой предприятия и определяют формы конкуренции. Среди них: высокий уровень цен на производимую продукцию, низкий уровень применяемых технологий, неудовлетворительное качество продукции
Уровень применяемой технологии определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность. Изменения в технологии производства, производимые предприятием в целях обеспечения конкурентных преимуществ, требуют значительных капиталовложений и могут в течение относительно продолжительного периода времени отрицательно отразиться на прибыльности предприятия, в том числе и вследствие неудач при внедрении новой технологии. Может негативно сказаться на прибыльности и уменьшение объема продаж продукции предприятия вследствие появления на рынке по более низким ценам продукции фирм, в производстве которых используется более прогрессивная технология, повышающая качество товаров.
Не менее важны среди внешних факторов и взаимоотношения с покупателями и поставщиками. Замедление темпов роста выручки, либо ее абсолютное снижение наблюдается при растущем невозврате платежей за отгруженную продукцию, когда предприятие работает с ненадлежащим покупателем или не свободно в его выборе. Задержки поставок сырья и материалов, либо их низкое качество могут снизить объем производства и качество готовой продукции.
Но внешние условия одинаковы для всех предприятий. Обладание конкурентоспособной продукцией не позволяет многим из них эффективно реализовывать это преимущество. Утрата конкурентного преимущества неизбежно ведет предприятие к кризису.
Следовательно, причины экономического кризиса российских предприятий кроются в них самих. И как подтвердили проведенные исследования, именно внутренние факторы усугубили действие внешних факторов.
Логическая схема поиска внутренних причин, приведших предприятие к кризису, связана с выбранным из двух альтернативных ответов:
1) объем продаж увеличивается;
2) объем продаж уменьшается.
1. Понятие, виды рисков и их негативное воздействие на предприятие
Риск — это опасность потери ресурсов или дохода, существу¬ет его количественная мера, определяемая абсолютным или от¬носительным уровнем потерь .
В абсолютном выражении риск может определяться величи¬ной возможных потерь в материально-вещественном (физичес¬ком) или стоимостном (денежном) выражении, если только ущерб поддается такому измерению.
В относительном выражении риск определяется как величи¬на возможных потерь, отнесенная к некоторой базе, в виде ко¬торой наиболее удойно принимать либо имущественное состоя¬ние предпринимателя, либо общие затраты ресурсов на данный вид предпринимательской деятельности, либо ожидаемый до¬ход (прибыль) от предпринимательства.
Большинство рисков вне зависимости от их физической природы имеет финансовые последствия. По финансовым последствиям принято разделять риски на три категории:
1) допустимый риск - это риск решения, в результате неосуществления которого субъекту менеджмента грозит потеря прибыли;
2) критический риск - это риск, при котором субъекту менеджмента грозит потеря выручки;
3) катастрофический риск - риск, при котором возникает неплатежеспособность предприятия
Финансовые риски - возможность потерь денежных средств. Представляется, возможны узкая и широкая трактовка финансового риска.
Финансовые риски в узком понимании взаимосвязаны с политическими и включают:
- риски, связанные с покупательной способностью денег (инфляционные и дефляционные, валютные, риск ликвидности);
- риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски, которые включают: риск упущенной выгоды, риск жжения доходности, риск прямых финансовых потерь).
Инфляционный риск - это риск того, что при росте инфляции получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем растут.
Инфляция - это процесс обесценения денег и, есте¬ственно, роста цен. Дефляция - это процесс, обратный инфляции, порождающий рост покупательной способности денег и снижение цен.
Дефляционный риск сопровождается ухудшением эко¬номических условий предпринимательства и снижения доходов.
Валютные риски представляют собой опасность валют¬ных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой при проведении внешнеэконо¬мических, кредитных и других валютных операций.
Риски ликвидности связаны с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или товаров из-за изменения оценки их качества и потребительной стоимости.
Инвестиционные риски сопровождают вложение капитала.
Риск упущенной выгоды - это риск наступления кос¬венного (побочного) финансового ущерба или неполучения при¬были в результате неосуществления какого-то мероприятия (ин¬вестирование, хеджирование и др.)
Риск снижения доходности реализуется как снижение процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам.
«Портфель» - это совокупность ценных бумаг, которые имеются у инвестора. Риск снижения доходности может вклю¬чать процентные риски и кредитные риски.
Процентные риски - это опасность потерь коммерче¬скими банками и другими финансово-кредитными учреждениями в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предостав¬ленным кредитам. К этим рискам относят также риск потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением диви¬дендов по акциям, процентных ставок по облигациям, сертифи¬катам и другим ценным бумагам .
Финансовые риски в широком понимании - это любой риск, порождающий финансовые последствия. При таком под¬ходе финансовые риски включают и коммерческие риски, воз¬никающие не только вследствие финансовых рисков (в узком понимании), но и имущественных, производственных, торговых рисков .
Коммерческие риски означают возможность потерь в про¬цессе финансово-хозяйственной деятельности, неопределенность результатов конкретной коммерческой сделки или реализации маркетинговой стратегии предприятия в целом.
Считают возможным представить коммерческий риск как совокупность имущественных, производственных, торговых, фи¬нансовых рисков .
Имущественные риски определяются возможной поте¬рпи имущества по причине кражи, диверсии, халатности, перенапряжением технической и технологической систем.
Производственные риски связанны с убытком от остановки производства вследствие различных факторов, а также риски, связанные с внедрением в производство новых техники и технологий.
Торговые риски связаны с убытком по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, непоставки товара и т.п.
Кроме этого представляется возможным выделить и отнести к коммерческим рискам риски маркетинговой стратегии.
Представляется, могут быть выделены, рассматриваться самостоятельно или быть отнесены к рискам маркетинговой стратегии риски конкурентной борьбы и информационные риски. Риски конкурентной борьбы - это возможность убытка, снижения прибыли в результате действий конкурентов.
Информационные риски могут быть выделены в связи с возрастанием значимости информации как одного из основных ресурсов субъектов хозяйственной или рыночной деятельности. Информационные риски - это возможность отклонений в деятельности за счет различной степени полноты и достоверности используемой в деятельности информации.
Отметим, что финансовые риски — это спекулятивные риски, для которых возможен как положительный, так и отрицательный результат. Их особенностью является веро¬ятность наступления ущерба в результате проведения таких опе¬раций, которые по своей природе являются рискованными.
Напомним крупными блоками классификацию финансовых рисков. Они подразделяются на риски, связанные с покупатель¬ной способностью денег, и на риски, связанные с вложением ка¬питала (инвестиционные риски).
К рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся следующие разновидности рисков: инфляционные и дефляционные риски, валютные риски, риск ликвидности.
Инвестиционные риски включают в себя следующие подвиды рисков: риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, риск прямых финансовых потерь. Риск снижения доходности подраз¬деляется на процентные риски и кредитные риски. А кредитные риски включают в себя биржевые риски, риск банкротства и се¬лективные риски.
Взаимосвязь между основными участниками финансовой систе¬мы, включающей в себя рынки, посредников, фирмы, представляю¬щие финансовые услуги, и т.п., наглядно отображена на рис. 1, который представляет собой диаграмму движения финансовых потоков.
Средства через разные элементы структуры финансовой сис¬темы перетекают от компаний, имеющих излишки финансовых средств, к тем, у кого наблюдается дефицит этих средств. Некото¬рые финансовые потоки направлены от одних экономических субъектов (с избыточными средствами) к другим (с дефицитом) через финансовых посредников, например через банки. В тоже самое время другие перемещаются, минуя этих посредников, т. е. через финансовые рынки.
Подобно перемещению денежных ресурсов с помощью финансовой системы, перемещаются и риски. В финансовой системе cyществуют посредники, например страховые компании, которые специализируются на деятельности, связанной с перемещением риска. Они взимают с клиентов, которые хотят понизить степень своих рисков, специальные страховые премии и передают их инвесторам, которые за определенное вознаграждение согласны oплачивать страховые требования и нести риск.
Зачастую капиталы и риски связаны воедино и переносят посредством финансовой системы одновременно, вследствие чего финансовый поток, изображенный на рис. 1, характеризует также и поток рисков. Рассмотрим это на примере финансов предприятии и переноса их рисков.
Финансовый риск, обладая различной возможностью наступ¬ления, имеет математически выраженную вероятность наступления потерь, если рассматриваемая ситуация приводится к несколь¬ким взаимоисключающим исходам с известным распределением вероятностей. Если же такое распределение неизвестно, то соответствующая ситуация рассматривается как неопределенность.
В экономической практике, особенно финансовой, обычно не делают различия между риском и неопределенностью. Чаще всего под риском понимают некоторую возможную потерю, вызванную наступлением случайных неблагоприятных событий. Потеря может быть объективной, т.е. определяться внешними воздействиями на ход и результаты деятельности хозяйствующего субъекта. Так, например, потеря покупательной способности денег (инфляционный риск) не зависит от воли и действий их владельца. Однако, часто потери возникают из-за выбора того или иного реше¬ния, той или иной линии поведения, и здесь нужно выбирать оптимальное решение. В ряде областей финансовой деятельности под |риском понимается вероятность наступления некоторого неблагоприятного события. Чем выше эта вероятность, тем больше риск. Когда невозможны непосредственные измерения размеров потерь или их вероятностей, риск можно измерить с помощью ранжирования соответствующих объектов, процессов или явлений в отношении возможного ущерба, потерь и т.д. Ранжирование обычно основывается на экспертных суждениях.
1. Психологический анализ конфликтов в трудовом коллективе
Конфликт (от лат. столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, имений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая в себя либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения их в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов . Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъектов возможного конфликта и его объект. Однако чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, то конфликт из потенциального переходит в актуальный.
Конфликт возникает не сразу. Вначале создается база конфликта (предконфликтная ситуация – затруднение в межличностных отношениях, которые могут не осознаваться). Конфликтной ситуацией называют такую ситуацию, в которой проявилось и осознана сторонами несовместимость действий одной стороны с нормами и ожиданиями другой.
Эти нормы могут быть официальными и неофициальными, относиться к любой сфере деятельности и взаимодействия (трудовые отноешения, общение, порядок удовлетворения непроизводственных потребностей и т. д.). они зафиксированы в правовых нормах и инструкциях, административных решениях и требованиях и т. п. Психологические нормы проявляются в первую очередь в установках и ожиданиях личности. Взаимодействуя с другими людьми личность ожидает от них «должного» поведения по отношению к себе. Когда эти «законные» ожидания не оправдываются слишком явно, возникает конфликтная ситуация. При возникновении конфликтной ситуации в коллективе руководитель должен стремиться ее разрядить или нейтрализовать, с тем чтобы она не вылилась в конфликт
Сам конфликт отличается от конфликтной ситуации наличием реальных действий, при помощи которых стороны пытаются отстоять и утвердить свои собственные идеалы и установки. Обязательным атрибутом конфликта являются эмоционально-негативные отношения одной личности к другой, наличие чувств, разобщающих людей (гнева, обиды, возмущения, антипатии, ненависти и т.п.). Именно это внешне отличает межличностный конфликт от многих других видов столкновений (типа дискуссии и спортивного соперничества).
Конфликт в острой форме захватывает человека. Усиливаются крайности во взглядах и формах поведения, сильно повышается психическое напряжение, эмоциональное возбуждение. Психическая напряженность взаимовозбужается и распространяется на все области отношений. Искажаются восприятие и понимание мыслей, чувств и поведения другого. Делаются необоснованные крайние обобщения и преувеличения. Суждения о противнике нередко категоричны, поверхностны или случайны.
Конфликтующий считает, что он способен к сотрудничеству и взаимопониманию в десять раз больше, чем его оппонент. Свою способность идти на компромисс оценивает как в пять раз большую. Способность перестроить собственное поведение каждый из конфликтующих оценивает в четыре раза больше, чем у другого.
Контакты между людьми нарушаются. Каждый прислушивается лишь к собственным домыслам, переживаниям, культивирует чувство обиды, неудовлетворенности. Наблюдается снижение эмпатии, то есть способности к сопереживанию; обостряется отрицательная "холодная" эмпатия, то есть способность предугадывать неприятности, страдания недруга, наносимый ему вред.
Выделяют три основных вида конфликтов; внутриличностный, межличностный, межгрупповой .
Типичные внутриличностные конфликты - это столкновение между желанием и долгом, желанием и возможностями, долгом и возможностями, а также между разнонаправленными одинаково сильными мотивами. Наличие внутриличностных конфликтов - нормальное явление. Разрешение конфликтов способствует личностному развитию. Однако глубокий нераэрешающийся внутриличностный конфликт приводит к невротическим нарушениям личности. В то время как отсутствие внутриличностных конфликтов характерно для маленьких детей, примитивных личностей, правонарушителей, которые реалиэуют свое любое возникшее желание.
Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой
содержания и употребляется в разнообразных значениях. Самым общим образом конфликт можно определить как «предельный случай обострения противоречия». Психологи также подчеркивают, что такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями.
В специальной литературе конфликты рассматриваются на социальном, социально-психологическом или психологическом уровнях, которые диалектически связаны друг с другом. Ниже мы будем говорить о производственных конфликтах в социально-психологическом плане. Отличительные признаки конфликта состоят в том, что он возникает и протекает в сфере бедственного общения людей, как соответствующий результат обострившихся противоречий между ними.
Социально-психологический анализ производственных конфликтов предусматривает прежде всего их подразделение на межличностные и межгрупповые конфликты. Мы будем рассматривать лишь межличностные конфликты в первичных прошенных коллективах.
На основе анализа большого числа отечественных и зарубежных работ
Н. В. Гришина предлагает определять социально-психологический конфликт как возникающее и протекающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления к достижению каких-либо целей.
Вопрос о возникновении конфликтов является одним из сапных в социально-психологической проблематике их изучения. Определяющим в происхождении конфликтов выступает соответствующее сочетание объективных и субъективны факторов. В отечественной литературе (Э. А. Орлова, Л. Б. Филонов) факторы, объективно обусловливающие возникновение конфликтов, интерпретируются как некоторый набор объективных параметров, вызывающих объективное конфликтное состояние системы межличностного взаимодействия. При этом подчеркивается также существенная зависимость конфликта внешнего контекста, в котором данный конфликт возникает и развивается. Важной составной частью этого контекста называется социально-психологическая среда (различные социальные группы с их специфическими особенностями), понимаемая достаточно широко и не ограничиваемая лишь ближайшим окружением личности.
В работах, рассматривающих проблему социально-психологического конфликта, можно отметить единодушие в указаниях на субъективное восприятие конфликтности ситуации как необходимое условие возникновения конфликта. Это восприятие складывается из ощущения угрозы хотя бы для одного участника ситуации, признания важности данной ситуации и взаимной несовместимости индивидуальных целей участников конфликта (Э. А. Орлова, Л. Б. Филонов).
Определяющую роль в восприятии человеком конфликтности ситуации играет субъективная значимость противоречия лежащего в основе конфликта, или - можно сказать, используя введенное А. Н. Леонтьевым понятие,— тот «личностный смысл» который это противоречие имеет для данного индивида. Этот личностный смысл определяется всем индивидуальным жизненным опытом человека, точнее—такими характеристиками его личности, как ценностные ориентации и мотивация.
Момент осознания ситуации как конфликтной связан также с превышением индивидуального порога толерантности. Это универсальный психологический механизм возникновения конфликтов не исключает возможности последующей многовариантности в развитии конфликтной ситуации.
Производственным социально-психологическим конфликтам как одному из частных видов социально-психологических конфликтов свойственны те же основные черты — объективно-субъективная природа конфликта и необходимость субъективного восприятия конфликтности ситуации.
Задача оптимизации социально-психологического климата производственных коллективов диктует настоятельную необходимость выявления причин возникновения конфликтов между их членами. Один из первых шагов на пути решения этой задачи - разработка социально-психологической типологии производственных конфликтов. Такая типология предлагается В. Гришиной на основе исследования, проведенного еювобъ-1нении «Светлана». В основе этой типологии лежат взаимосвязи людей в рамках их отношений в первичном производственном коллективе.
Во-первых, это взаимосвязи функционального характера, уделенные совместной трудовой деятельностью. Данные взаимосвязи носят как непосредственный, так и опосредствованный характер. Во-вторых, это взаимосвязи, вытекающие из прилежности работников к одному первичному производственному коллективу. (При осуществлении конкретных исследований здесь необходимо учитывать и более широкий социальный контекст—принадлежность работников к коллективу цеха или предприятия в целом.) В-третьих, это взаимосвязи психологического характера, вызванные потребностями людей в общении.
1. Общие сведения о предпринимательской деятельности
Под предпринимательской деятельностью понимается «самостоятельная, осуществ-ляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг ли-цами, зарегистрирован¬ными в этом качестве в установленном законом порядке» (ст. 2 ГК РФ).
Субъектами «малого предпринимательства» являются малые предприятия и индивидуальные предприниматели (предприниматели, действующие без образования юридического лица).
К основным полномочиям индивидуального предпринимателя можно отнести сле-дующие:
• возможность от своего имени заключать гражданско-правовые сделки, в том числе хозяй¬ственные договоры;
• самостоятельность в уплате налогов;
• возможность использовать труд наемных работников;
• возможность защищать свои права в суде.
Индивидуальными предпринимателями могут быть:
• граждане (физические лица) Российской Федерации, не ограниченные в установлен-ном фе¬деральным законом порядке в своей дееспособности;
• граждане (физические лица) иностранных государств и лица без гражданства в пре-делах полномочий, установленных Федеральным законом.
К преимуществам индивидуально-предпринимательской деятельности относятся:
1. Процедура регистрации в качестве индивидуального предпринимателя несложна и не за¬нимает много времени и средств.
2. Индивидуальный предприниматель применяет упрощенный (по сравнению с пред-при¬ятиями) порядок ведения учета и отчетности, который не требует специального бух-галтерского образования.
3. В сфере потребительского рынка и услуг с правовой точки зрения индивидуальный пред¬приниматель выступает на равных с юридическими лицами (п. 3 ст. 23 ГК РФ). Ин-дивидуальный предприниматель имеет право, в частности, иметь свой расчетный счет в банке, личную печать, заключать сделки и подписывать договоры, получать банковский кредит.
4. Ставки налогообложения для индивидуального предпринимателя значительно ниже, чем у юридических лиц.
5. Индивидуальный предприниматель уплачивает минимальное (по сравнению с пред-при¬ятиями) количество налогов.
6. Предприниматель как физическое лицо имеет ряд налоговых льгот, предусмотрен-ных На¬логовым кодексом РФ.
7. Взыскание имущества и денежных средств предпринимателя производится только в су¬дебном порядке.
1. Характеристика товарного рынка
Товарный рынок - это обобщённое понятие подразумевает по существу систему рынков, воплощённых в рынки товаров потребительского и производственно-технического назначения.
Формирование рационального ТР подразумевает создание благоприятных условий воспроизводства и прежде всего преодоления сложившейся в экономике диспропорции и деформации, отрицательно
влияющей на сбалансированность народного хозяйства. ТР позволяет: -следить за изменением спроса и приспосабливаться к нему; -побуждать производителей к выпуску новых товаров; -расширять и совершенствовать коммунал-хоз. связи; -рационально направлять товарный поток от производителя к потребителю; -хранить товарные запасы; -предоставлять услуги.
Основные признаки ТР: наличие товаров и предоставление услуг на всех уровнях товародвижения; массовый характер коммерческо-хозяйственных взаимоотношений партнеров; самостоятельность в выборе продавцом, посредником, покупателем соответствующего партнера исходя из коммерческо-хозяйственных приоритетов и потенциальных возможностей; конечный результат взаимоотношений партнеров воплощается в акте купли-продажи товаров.
2. Специфика рыночной инфраструктуры
Инфраструктура рыночной экономики - это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка. В общем виде инфраструктуру современного рынка можно представить в виде схемы.
Введение
Длительная стагнация экономики и последовавший за ней кризис привели к значительному замедлению в развитии малого предпринимательства и даже к некоторой его деградации. Это явление в своё время проявилось в разных городах России, что в основном было вызвано ухудшением внешней социально-экономической среды и во многом было спровоцировано изначальными ошибками в проведении социально-экономических реформ в стране, а так же отставанием в развитии правовой базы регулирования и поддержки предпринимательства на федеральном уровне.
Развитие малого бизнеса в стране является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики государства, и наоборот, свертывание малых предприятий может иметь серьезнейшие негативные последствия как экономического, так и социального характера.
Эффективность функционирования малого бизнеса напрямую зависит от эффективности его управления. Разработка продуманной системы управления малым бизнесом в современных условиях является приоритетной задачей властных структур, поскольку только в этом случае у государства есть возможность решать ряд других важных проблем, прежде всего, социальных. Именно в этом и заключается актуальность выбранной темы.
1. Основные проблемы функционирования
малых предприятий
2006 год ознаменовался обострением ряда проблем в функционировании предприятий малого бизнеса.
Малый бизнес свое 20-летие встречает под все усиливающимся нажимом со стороны власти. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на законы, принятые и принимаемые Государственной Думой только за последний год, а также законопроектов, ею отвергнутых. Например, законопроект об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендуемых государственных и муниципальных помещений, который, в случае его принятия, мог дать предпринимателям малого бизнеса возможность получения недвижимости в собственность, Государственной Думой отвергнут.
Важным фактором, сдерживающим развитие малого бизнеса, является непринятие Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации основополагающего закона о малом предпринимательстве, а также федерального закона о ремесленной деятельности. Многие предприниматели пострадали от введения нового алкогольного законодательства. Подобная ситуация сейчас может повториться и с туризмом. Измененный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» был принят в первом чтении, несмотря на протесты предпринимателей. Нерешенным остается и вопрос с НДС для компаний, работающих по упрощенной схеме налогообложения.
Большинство опрошенных московских предпринимателей считают, что неблагоприятные тенденции в сфере МП порождены недостаточной деятельностью федеральных органов власти. Представители малого бизнеса города разделяют мнение, доминирующее в стране и в своем подавляющем большинстве (79%) не одобряют политику государства в отношении предпринимательства.
А вот ФЗ-102, который разорил больше сотни тысяч индивидуальных предпринимателей, законодатели приняли и ввели в действие с такой быстротой, что даже правительство страны оказалось не готово к его реализации. Результат известен - дезорганизованы производство спирта, водки, косметики, некоторых видов лекарств и торговля этими товарами. И законодатели не спешат ни отменять этот закон, ни улучшать его. Принятый закон об упорядочении работы рынков привел к тому, что огромная масса работавших на рынках предпринимателей сворачивает свой бизнес, и рынки просто начали пустеть. Сейчас в МЭРТе готовится законопроект с поправками в закон о регистрации юридических лиц, запрещающими регистрировать предпринимателю свой юридический адрес по месту жительства.
Малый бизнес продолжает для себя считать проблематичной такую сферу, как перерабатывающее производство. Уверенность в возможности развиваться в этом направлении с годами практически не растет. Главная причина существующей неудовлетворенности состоит в том, что условия для развития предпринимательства в промышленности остаются недостаточно благоприятными.
Проблемность перспектив развития малого бизнеса усиливается из-за неопределенности или неблагоприятности деловых сценариев после предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию. Значительная часть опрошенных в предпринимателей (около 40%) все еще слабо представляют, как изменится в этой связи ситуация в секторе МП. Среди тех, кто уже имеет какое-то представление об условиях членства России в ВТО, растут опасения по поводу ожидаемого ухудшения ситуации в малом предпринимательстве из-за неготовности к работе по нормам и правилам Всемирной торговой организации.
Развитие малого бизнеса значительно затруднено вследствие отсутствия источников финансирования ранних стадий развития бизнеса. Это в настоящий момент является одним из наиболее мощных сдерживающих факторов развития малого бизнеса.
Профессиональные инвесторы не могут финансировать в малый бизнес, так как стоимость транзакции по финансированию предприятия (профессиональной экспертизы, аудита и подготовки проекта) обычно составляет более $200 тыс. долларов, что существенно превышает потребность в финансировании малого предприятия, которая обычно составляет не более 100 тыс. долларов. Кроме того, масштабы малого бизнеса незначительны и, как правило, ограничены рамками местного или регионального рынка, а профессиональные инвесторы предпочитают вкладывать деньги в потенциальных лидеров рынка, демонстрирующих высокий потенциал роста бизнеса.
Банковское финансирование недоступно для подавляющего большинства малых предприятий, так как у начинающих предпринимателей отсутствует ликвидное имущество, которое может быть представлено банку в качестве обеспечения. Лизинг технологического оборудования также малодоступен, как вследствие низкого уровня развития лизинговых операций, так и неспособности лизингополучателей выплатить первый взнос, составляющий 20-30% от стоимости оборудования.
Недоступность финансирования для малых предприятий приводит к криминализации малого бизнеса, так как единственным источником финансирования бизнеса становятся криминальные структуры.
Особо остановимся и на такой сложной проблеме, как аренда помещений. Что касается причин трудностей, которые сложились у малых предприятий с арендой помещений, то здесь - картина следующая. Примерно половина трудностей возникает в силу объективных причин (не устоялись еще механизмы саморегуляции на рынке недвижимости) и примерно столько же – вследствие плохого законодательства и нефункциональности бюрократической машины.
Очевидно, что высокие налоги – это общая проблема всей российской экономики в целом, так что Правительство Москвы (в силу самой природы налогового регулирования в стране) в данном вопросе может здесь не слишком многое. Основные решения по снижению налогообложения МП должны приниматься на федеральном уровне – в частности, в ходе масштабной налоговой реформы, проводимой в последние годы.
Проблема сбыта – это нормальная рыночная трудность для любой предпринимательской деятельности, возникающая либо под влиянием напряженной конкуренцией на рынке, либо же – вследствие слишком ограниченного платежеспособного спроса. В малом бизнесе Москвы, судя по всему, действуют оба этих фактора. Предпринимаемые правительством Москвы меры по маркетинговой поддержке МП - в частности, включенный в новую городскую программу поддержки МП комплекс мер по развитию системы межрегиональных маркетинговых центров - в этой связи приобретают особую актуальность как отвечающие насущным потребностям очень большого числа малых предприятий столицы, сталкивающихся с конкуренцией и стремящихся расширить свои рынки. С другой стороны, проблема ограниченности платежеспособного спроса полностью подобными мерами снята быть не может. Очевидно, лишь устойчивый подъем экономики и соответствующий рост доходов в среднесрочной перспективе могут привести к существенному повышению платежеспособности населения.
Среди значимых проблем малого бизнеса - проблемы нехватки знаний и навыков ведения бизнеса. Многие предприниматели терпят неудачу вследствие отсутствия элементарных знаний и навыков организации и управления бизнесом. Некоторые люди, пытающиеся начать предпринимательскую деятельность, не имеют способностей к предпринимательству (предпринимателю недостаточно быть хорошим электриком, необходимо быть способным продать услуги электрика клиентам, брать на себя риски, а также терпеть лишения в надежде на развитие бизнеса в будущем). Высокий уровень неудач в малом бизнесе связан с тем, что многие предприниматели начиная бизнес и не имея достаточного опыта, не могут представить: с какими проблемами они столкнуться в будущем. Представители малого бизнеса, обычно имеют недостаточные знания в области финансов и бухучета, что приводит к ошибкам, а часто и к нарушениям. Представители малого бизнеса не имеют возможности оплачивать услуги дорогостоящих консультантов по управлению или юридических советников, т.е. профессиональная консультационная поддержка для малого бизнеса практически недоступна.
Введение
Эпоха Петра I (1672 - 1725 гг.) в истории России, личность этого выдающегося государственного деятеля, полководца, дипломата и работника пользуются неизменным вниманием российских и зарубежных историков, и не только историков.
В исторической науке существует множество разных, часто про¬тиворечивых точек зрения на историю петровских преобразований, на личность самого Петра и результаты его деятельности. Одни историки определяли реформы Петра I как революцию, полный разрыв со старомосковским обществом. Другие говорили о преем¬ственности между старомосковским прошлым и петровским временем. Эта точка зрения на сегодняшний день преобладает в науке.
Не менее важной проблемой, вокруг которой идут споры, явля¬ется вопрос, в какой мере для реформаторской деятельности Петра были характерны планомерность и систематичность. У С.М. Соловьева реформы Петра I представлены в виде строго последователь¬ного ряда звеньев, составлявших всесторонне продуманную и пред¬варительно спланированную программу преобразований, имевшую в своей основе жесткую систему четко сформулированных целевых установок. Эта точка зрения возникла задолго до С.М. Соловьева, когда всеобщим стало мнение о том, что деятельность Петра I и ее результаты были порождением почти сверхчеловеческого разума:
«осуществлением дьявольского плана или проявлением высшей мудрости, соответственно реформатор характеризовался или как антихрист (раскольники), или как «человек, Богу подобный» (М.В. Ломоносов).
Другие историки отрицают наличие у Петра I систематичного, продуманного плана, перспективной оценки ситуации, следствием чего явилась взаимная противоречивость многих реформ. Главной причиной и движущей силой реформ они считают внешнеполити¬ческие цели и особенно Северную войну.
Многолетняя Северная война, строительство кораблей, возведение «египетских пирамид на невских болотах» подорвали финансовое положение российского государства. Только армия и флот ежегодно поглощали до трех миллионов рублей. Для сравнения: в то время корова стоила три рубля. Постоянная нужда в деньгах побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники доходов.
Вследствие чего преобразования Петра I напрямую затронули и сферу налогообложения. Военные расходы и проведение радикальных реформ внутри страны потребовали резкого усиления налогового бремени.

1. Предпосылки налоговой реформы
Главной движущей силой реформаторской деятельности Петра I была идея государственного блага, создания рационального государства с четко работающим аппаратом управления, эффективным хозяйственным механизмом, боеспособной армией, благоприятными (для государства) социальными отношениями. Экспансия государства коснулась всех сторон жизни общества. При этом Петр I не разрушал старые порядки, он не был "революционером". Петровские реформы явились логическим продолжением традиций, заложенных в Московском государстве. Однако нужно сказать, что Петр проводил свои преобразования с присущей ему смелостью, решительностью, жестокостью. Расправляясь с оппозицией, он не пожалел и своего сына Алексея. Европеизация проводилась азиатскими методами, личным произволом монарха, без оглядки на права личности.
Со второй половины XVII в. и в течение всего XVIII в. в России шел процесс формирования абсолютной монархии, т.е. такого государственного строя, при котором вся власть находится в руках монарха. Процесс этот включал: отмирание сословно-представительных институтов; упразднение местных органов власти; победу государства над церковью; возникновение бюрократического централизованного аппарата управления; введение постоянных налогов и создание постоянной армии. Все это происходило на фоне консолидации и консервации сословной системы, превращения сословий в замкнутые общественные слои.
За годы, предшествовавшие Петровским реформам, русское крестьянство жило без особых потрясений, что позволило правительству Петра I длительное время вести тяжелую войну, осуществлять реформы и все это - за счет непрерывного усиления налогового пресса на крестьянство.
В России предстояло создать не просто условия для преобразований, но и условия для появления общественных сил, заинтересованных в этих преобразованиях.
Понимая необходимость преобразований, Петр нуждался в образцах для их проведения, для чего стремился, прежде всего, ознакомиться с достижениями Западной Европы. Этому способствовало Великое посольство (1697 - 1698 гг.) в страны Европы, организованное инкогнито вместе с самим царем, которое имело целью ведение переговоров о заключении союза против турок.
Поездка за границу, длительное пребывание в Голландии и Англии - странах, в то время технически очень развитых, укрепило отвращение Петра I к русской традиционной жизни. Он считал "старину" не просто опасной и враждебной лично ему, но и тупиком для России, свидетельством ее очевидного технического, военного, культурного отставания от других европейских стран. Петр осваивал артиллерийское дело, работал на корабельных верфях в Голландии, посещал мастерские, типографии, административные учреждения, храмы и музеи. Посольством был собран огромный материал об устройстве управления, привезены книги и атласы, наняты иностранные мастера всех профессий. Официальная цель посольства, правда, не была достигнута - союзников против Турции Петр не нашел. Стрелецкий бунт 1698 г. вынудил Петра спешно вернуться в Россию .
Западная же модель жизни во всем ее многообразии - от орудий труда до государственных институтов и мелких черточек быта - стала для него образцом, по которому он переделывал свою страну, беспощадно расправляясь со "стариной".
Следствиями упрочения этой идеи в петровском реформаторстве стали, с одной стороны, неизвестная допетровской России открытость общества, готового перенять все самое новое, хорошее (как, впрочем, оказалось на практике - и вполне плохое), а с другой стороны - то, что в современной историографии называется "догоняющей моделью" развития. Она подразумевает непрерывную, подчас на пределе сил общества, гонку за наиболее развитыми странами, а также острое, почти эсхатологическое сознание отставания, неминуемо ведущего Россию к гибели.
Именно здесь и проявляется желание Петра I провести реформы в России не просто путем слепого копирования общественно-политических и экономических институтов, но и понять, почему так произошло за рубежом. На могиле великого реформатора Франции Ришелье русский царь произнес слова: "Если бы ты был жив, то я бы отдал тебе половину России, лишь бы ты научил меня управлять ее второй половиной" . Петр был знаком с наиболее популярной в его эпоху естественно-правовой доктриной. Царь и его соратники особо ценили труды С. Пуфендорфа .
Эпоху петровских преобразований можно условно разделить на два периода. Первый период - до полтавской победы; центральное событие - Северная война. Преобразования этого периода были направлены на мобилизацию ресурсов для победы и проводились под воздействием текущих потребностей войны. Второй период - после полтавской победы, когда преобразования проводились более последовательно и планомерно, затрагивали не столько сиюминутные проблемы организации и снабжения армии, сколько проблемы государственного строительства.

2. Реформы денежной системы
Связь финансовой реформы, а точнее финансовой политики Петра I и его правительства с Северной и другими войнами, с уси¬лением армии и флота безусловна и непосредственна.
Война и необходимые для ее ведения армия и флот требовали огромных расходов. При Петре I военные расходы выросли в 4 раза и составляли от 1/5 до 1/3 всего бюджета. По смете 1710 г. на военные нужды шло более 3 млн. руб., тогда как на остальные потребности казна тратила только чуть больше 800 тыс. руб., т.е. военные расходы составляли 78% всего бюджета . И это еще в военное время, когда значительная часть армии содержалась за счет неприятеля, квартируя в завоеванных провинциях или за границей. Но когда война стала близиться к завершению и войска начали возвращаться, пришлось подумать о более постоянном и определенном способе их содержания, чем случайные и часто насильственные сборы с населения. Сокращать численность армии и не думали: в планах стояли войны с Турцией, Каспийский поход.
Всю свою жизнь на троне Петр I провел в постоянных заботах о том, «чтобы деньги бережены везде были на нужные в военный поход расходы», чтобы «денег как возможно собирать, понеже день¬ги суть артерия войны». Создание нового войска, построение фло¬та под Воронежем, два азовских похода стоили страшного напря¬жения платежных сил населения. А это было только начало.
Введение
Со времени формальной легализации российского малого бизнеса прошло уже более 15 лет. В настоящее время это уже совсем не тот малый бизнес, который действовал 10 и более лет назад. У него уже более высокая степень предпринимательской зрелости, профессионализма и развития деловой культуры.
Разумеется, не все протекает гладко в смысле утверждения малых форм хозяйствования как важного элемента новой рыночной экономики России. Сейчас лишь начат длительный эволюционный период формирования нормальной предпринимательской среды в российской экономике, в том числе и в плане утверждения в ней достойной роли малого предпринимательства.
Все возрастающее значение малого бизнеса в социально-экономическое развитие страны ставит на повестку дня вопрос о признании его общенациональным проектом.
Малое предпринимательство присутствует практически во всех отраслях экономики страны. В деятельность малых предприятий вовлечены все социальные группы россиян. Развитие малого бизнеса в стране является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики государства, и наоборот, свертывание малых предприятий может иметь серьезнейшие негативные последствия как экономического, так и социального характера.
1. Характеристика категории малого предпринимательства
В Конституции России определено, что каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Права и свободы человека и гражданина, а значит, и право свободной предпринимательской деятельности осуществляются на всей территории России и распространяются на каждого гражданина страны. Все органы государственной власти обязаны обеспечивать и защищать в своей деятельности права предпринимателей и свободу предпринимательства, а их противодействие должно рассматриваться как нарушение Конституции России. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.
Основным нормативным актом, регулирующим малое предпринимательство в Российской Федерации является Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Закон действует на всей территории Российской Федерации в отношении всех субъектов малого предпринимательства независимо от предмета и целей их деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности.
Схематически категория малого предпринимательства изображена на рис.1.1.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются (ст.3 закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"):
- коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
• в промышленности - 100 человек;
• в строительстве - 100 человек;
• на транспорте - 100 человек;
• в сельском хозяйстве - 60 человек;
• в научно-технической сфере - 60 человек;
• в оптовой торговле - 50 человек;
• в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
• в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
- индивидуальные предприниматели без образования юридического лица. Индивидуальные предприниматели всегда являются субъектами малого предпринимательства.
Для осуществления хозяйственной деятельности субъекту малого предпринимательства необходимо пройти государственную регистрацию. Субъект малого предпринимательства с момента подачи заявления установленного Правительством Российской Федерации образца регистрируется и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством.
Малые предприятия могут образовываться: государственными органами, уполномоченными управлять имуществом, юридическими лицами, а также гражданами, членами их семей и другими, совместно ведущими хозяйственную деятельность.
Юридические лица как коммерческие организации могут создаваться только в следующих организационно-правовых формах:
• хозяйственные товарищества и общества,
• производственные кооперативы,
• государственные и муниципальные унитарные предприятия.
• корпоративные предприятия:
а) в хозяйственных товариществах, основанных на объединении лиц;
б) в хозяйственных обществах, основанных на объединении капиталов - ООО, АО, АДО, ЗАО.
Деятельность малого предприятия регулируется уставом, утвержденным учредителем. Оно обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжается выпускаемой продукцией, прибылью, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, самостоятельно определяет формы, системы и размеры оплаты труда.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
2. Нормативное регулирование деятельности индивидуального предпринимателя
Индивидуальный предприниматель - гражданин, занятый инициативной, самостоятельной деятельностью (в рамках, не запрещенных законом), осуществляемой от своего имени, под свою имущественную ответственность, цель которой - получение прибыли или личного дохода.
Индивидуальный предприниматель осуществляет хозяйственную деятельность за свой счет, несет полную имущественную ответственность за ее результаты, сам управляет своим предприятием, полностью самостоятелен в организации и развитии своего дела, единолично решает вопросы распределения полученного дохода после уплаты налогов. Все это обусловливает возможность гибкой адаптации, но и повышает степень риска. Индивидуальный предприниматель имеет право, как и юридическое лицо, привлекать наемный труд, в отличие от юридического лица имеет право завещать свое имущество.
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК РФ). Индивидуальный предприниматель может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда, если он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального
предпринимателя.
Предприниматель может осуществлять деятельность:
- без применения наемного труда;
- с применением наемного труда.
Предприниматель в соответствии с действующим законодательством имеет право создавать любые виды предприятий (не запрещенные законом), осуществлять наем и увольнение работников, определять формы, системы, размеры оплаты труда, разрабатывать и реализовывать программу хозяйственной деятельности, устанавливать цены, тарифы, выбирать поставщиков, покупателей; выбирать банк для открытия счета, осуществлять все виды расчетных кредитных операций; свободно распоряжаться прибылью после уплаты налогов и других обязательных платежей; получать неограниченный по размерам личный доход; имеет право пользоваться государственной системой социального обеспечения и страхования; обжаловать в установленном порядке действия государственных органов и др., ущемляющих его права и интересы; осуществлять валютные операции, разрешенные законодательством, вступать во внешние экономические отношения в порядке, установленном законодательством.
Наибольшее распространение индивидуальное предпредпринимательство получило в розничной торговле, сфере услуг, сельском хозяйстве, в различного рода промыслах.
Форма предпринимательства в форме индивидуального предпринимателя в условиях действующей системы российского законодательства во многих аспектах является наиболее эффективной формой ведения малого бизнеса, позволяющая уяснить основы предпринимательства в целом.
Основными преимуществами ведения хозяйственной деятельности именно в форме ПБОЮЛ являются:
• упрощенность процессов создания и ликвидации бизнеса,
• более простая система налогообложения, которая при определенных условиях может сочетаться и с весьма льготным или даже минимальным налоговым бременем,
• упрощенный порядок ведения учета результатов хозяйственной деятельности и предоставления внешней отчетности.
Вместе с тем, даже при сравнительной простоте данной системы предпринимательства, для наиболее эффективного использования всех ее преимуществ предпринимателю необходимо обладать определенными базовыми знаниями законодательства, и в первую очередь в таких его областях, как гражданское и налоговое право.
Отсутствие легального определения малого предприятия затрудняет практическое применение норм данного правового института.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и юридические лица со следующей среднесписочной численностью работников:
- в промышленности и на транспорте - до 100 человек;
- в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские)
хозяйства, и в научно-технической сфере - до 60 человек;
- в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - до
30 человек;
- в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек
(малые предприятия).
Четкое определение понятия малого предприятия необходимо в связи со специальным регулированием деятельности таких предприятий, а именно:
- для государственной поддержки тех из них, которые действительно являются малыми;
- для контроля за целевым направлением и расходованием средств по программам государственной поддержки малого предпринимательства;
- для применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и др.
Однако законодательная регламентация понятия «малое предприятие» более чем недостаточна.
Следует выделить формальное и материальное определение понятия малого предприятия. По формальному определению малым предприятием должно быть то предприятие, которое зарегистрировано в органе государственной регистрации как малое, т.е. учредительные документы, документ о государственной регистрации и фирменное наименование которого свидетельствуют о том, что предприятие малое. Материальное определение требует для установления статуса малого предприятия выявить следующие характеристики (критерии): к какой отрасли экономики относится предприятие, сколько лиц работает на предприятии.
Таким образом, юридические лица, отвечающие определенным условиям, объединены одним общим названием - малые предприятия. Но правильность данного вывода с правовой точки зрения вызывает сомнения, и в первую очередь они связаны с отсутствием определения малого предприятия .
Рассматриваемая проблема усложняется тем, что в настоящее время в законодательстве, а также в научных работах существует два противоположных по значению и содержанию подхода к определению понятия «предприятие». Основной вопрос данных подходов: предприятие - это объект или субъект права?
Малое предприятие по Закону о государственной поддержке малого предпринимательства, а также в соответствии с иными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность малых предприятий, - это субъект права, а не малый имущественный комплекс. Традиционно предприятие рассматривалось как субъект права.
Предприятие считают «главной фигурой в хозяйственной деятельности». Основной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества.
В то же время Гражданский кодекс РФ дает определение предприятия как имущественного комплекса (имущества), т.е. как объекта права.
В ГК не используется понятие «предприятие», а используется понятие юридического лица, которое, в свою очередь, раскрывается через понятие организации. Категория юридического лица стала применяться в предпринимательской деятельности, обозначая ее субъект. Но некоторые ученые-правоведы указывают на недостатки категории юридического лица, используемой в предпринимательской деятельности. «Если на стадии своего максимального развития категорией «юридическое лицо» охватывались все общественные отношения, вкладываемые в понятие «обмен», «обращение», в современных условиях общественные отношения не ограничиваются уже обменом, а включают в себя и отношения между государством и субъектами предпринимательства, а также между учредителями предприятия и самими предприятиями и касаются параметров регулирования и управления их хозяйственной (предпринимательской) деятельностью. В результате категорией юридического лица невозможно опосредовать объем их правосубъектности. Логическим продолжением и развитием ее становится категория «субъект предпринимательства», а конкретным ее выражением - предприятие».
Гражданское законодательство регулирует отношения между предпринимателями, основанные на равенстве. Если потребности этих отношений удовлетворяются категорией «юридическое лицо» (исторически эта категория возникла для участия в гражданском обороте от своего имени), то в настоящее время вопросы государственного регулирования, корпоративного управления, трудового коллектива, внутрихозяйственных отношений и т.д. не находят в категории «юридическое лицо» адекватного решения. Предприятие же развивается в двух объективно существующих координатах: как обособленный субъект - юридическое лицо и как субъект, координируемый органами управления и регулирования.
Е.А. Суханов полагает, что понятие «предприятие» не имеет юридического значения, «в нормальной рыночной экономике» выражает лишь объект права и представляет собой «производственно-техническую структуру, являющуюся порождением прежней экономической системы».
Не соглашается с таким подходом В. Лаптев. «Предприятие является не объектом, а субъектом права. Объектом же права выступает не само предприятие, а принадлежащее ему имущество.
Трактовка предприятия как субъекта права вовсе не является продуктом социалистической системы, такое понимание предприятия имеет место и в традиционных капиталистических государствах. Так, во Франции распространено понятие «публичное предприятие» как особая организационно-правовая форма субъекта права. В юридической науке Германии понятие «предприятие» используется для обобщающей характеристики коллективных субъектов предпринимательской деятельности». А. Грибанов считает, что необходимо законодательное закрепление определения термина «предприятие» в двух значениях: как субъекта права и как объекта права, чтобы в каждом конкретном случае участники оборота и правоприменительные органы однозначно понимали соответствующие нормы.
Неоходимо за термином «предприятие» сохранить значение субъекта права, а в качестве объекта права рассматривать такую категорию, как «имущественный комплекс» .
Следует обратить внимание, что законодатель в Законе о предприятиях определял предприятие не как исключительно юридическое лицо, а как хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица. Таким образом, под предприятием в рамках Закона, по сути, понимался субъект хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности.
Субъектом малого предпринимательства, а именно малым предприятием может быть только унитарное предприятие.
Относительно организационно-правовых форм малого предприятия будет уместным отметить следующее.
Поскольку в форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные (республиканские или коммунальные) унитарные предприятия, то на республиканское унитарное малое предприятие распространяются меры государственной поддержки. Получается, государство в лице определенных государственных органов оказывает поддержку самому себе.
Государство, создавая предприятия, формирует имущественную базу для деятельности предприятия и может в процессе осуществления унитарным предприятием хозяйственной деятельности закрепить имущество за предприятием, разместить государственный заказ и т.д. Указанное может иметь место также в корпоративных предприятиях с долей участия государства.
Это не увязывается с назначением законодательства России, в том числе о малом предпринимательстве, которое состоит в реализации конституционных положений о свободе занятия предпринимательской деятельностью, о равенстве ее участников при использовании своих способностей и имущества, о поддержке конкуренции, о реализации гарантии социальной защиты - содействия занятости и т.д.
В коллектив учредителей (участников) малого предприятия, осуществляющего предпринимательскую деятельность в форме хозяйственного общества, по гражданскому законодательству могут входить юридические лица. В Законе о государственной поддержке малого предпринимательства нет никаких ограничений по поводу участия юридических лиц в малом предприятии. На наш взгляд, следует установить некоторые ограничения для участия в малом предприятии юридических лиц - не субъектов малого предпринимательства.
Невозможно создать действенную конкурентную среду, стимулируя и поддерживая предприятия, формально обладающие признаками малого предприятия, но подконтрольные предприятиям-монополистам, а также руководителям иных предприятий.
Нужно установить, что малое предприятие - это субъект хозяйствования организационно-правовой формы юридического лица частной формы собственности либо с ограниченной долей участия государства. В состав участников малого предприятия могут входить: физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели; юридические лица - субъекты малого предпринимательства. Понятие малого предприятия необходимо развить в Законе о государственной поддержке малого предпринимательства, используя позитивные положения Закона о предприятиях. Одним из таких положений является определение предприятия через понятие «субъект хозяйствования».
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества