Предпринимательское право - готовые работы

ГлавнаяКаталог работПредпринимательское право
fig
fig
Раздел I. Общетеоретические основы системы источников предпринимательского права
1.1. Категория «источник права» в юридической науке
Позитивное право в обществе появляется с возникновением государства, т.е. с возникновением власти, способной обеспечить исполнение подчиненными ей лицами соответствующих повелений. Но для того, чтобы упомянутые лица осуществляли волю государства, необходимо предоставить им возможность ознакомиться с её содержанием. Поэтому воля государственной власти должна обязательно быть выражена вовне в определённой форме. Подобные формы выражения позитивного права называются в правовой теории и практике «источниками права».
По сей день, полемика вокруг данного правового понятия оправданна нечеткостью самого понятия источника права с одной стороны и неоднозначностью правопонимания в целом с другой. Общее понятие права является предметообразующим понятием юридической науки и, следовательно, понятие источника права должно предваряться анализом общего понятия права, складывающегося в современных условиях. Признание многоаспектности права позволит говорить и о множественности его источников (форм), которые имеют различную природу и изучить не только формальные, но и содержательные аспекты права, что приведет к обогащению исследуемого понятия.
Современная наука права, располагая знаниями из области философии, социологии, психологии и антропологии позволяет более полно и всесторонне изучить такую юридическую категорию как «источник права».
В исследовании проблем источников права можно выделить несколько основных тенденций (вопросов):
1) отвечает ли термин «источник права» смысловому объему, который в него вкладывается, и нет ли необходимости обойти его и заменить другим выражением «форма права»?
2) внесет ли четкость и ясность выделение в источнике права двух смыслов: материального и формального?
3) приведет ли пересмотр и переосмысление правопонимания сегодня к единой, но разноуровневой и многоаспектной характеристике его источников?
Относительно первого вопроса нужно отметить, что такая тенденция уже намечалась в конце ХIХ начале ХХ века. Так известный русский ученый Г.Ф. Шершеневич в «Общей теории права» высказывает мнение о непригодности термина «источники права», введенного в оборот Титом Ливием, «в виду своей многозначности». Он заменяет его термином «форма права» и понимает под ним «различные формы права, отличающиеся по способу выработки содержания норм», замечая, что выбор форм зависит всецело от государственной власти. С позиций позитивного правопонимания он абсолютно прав, так как его подход к источникам (формам) права опирается на рассмотрение их, как правил общежития, поддерживаемых государственной властью.
Советская наука, опирающаяся на данный подход к праву, связывала проблему источников права с ведущей ролью государства в образовании юридических норм. Отсюда, единственным источником права в условиях советской правовой системы, долгое время, признавался нормативный акт. Возобновившаяся волна споров в 60-е годы ХХ века, особенного изменения в понятие «источник права» также не внесла, кроме того, что при употреблении выражения «источник права» между этими словами в скобках добавляется уточнение – «формы». Такая позиция не получила широкой поддержки, ибо термин «форма права» ещё более многозначен и может быть использован при изучении права в самых разных значениях. Так, например, советский теоретик права Б.В. Шейндлин выделил пять значений термина «форма», применяемых к праву. К тому же в отраслевых юридических науках термин «источник права» всегда сохранял своё значение, поэтому в данной работе он и используется.
Авторы уточнения пытаются таким образом указать на юридический смысл понятия «источник права», т.е. источник права в формальном смысле. Более подробно эти взгляды изложены С.С. Алексеевым, Д.А. Чиркиным, Н.Г. Александровым, С.Л. Зивсом и другими.
Г.И. Муромцев по этому поводу, справедливо замечает, что формальный источник права является по существу формой участия государства в правообразовании. Отталкиваясь от юридического подхода к источникам права, появились такие его определения, как: форма, «в которой выражено правило, сообщающее ему качества правовой нормы», форма «установления и выражения правовых норм»,2 а также способ придания ей значения общеобязательной.
С этим трудно не согласиться, но дело в том, что господствующая точка зрения позитивного трактования права, утверждает придание правовой формы содержанию лишь государством. На основании потребностей нового времени роль государства более не преувеличивается и право не рассматривается как результат, продукт государственной деятельности. Тем не менее, признается, что от способа участия государства в правотворчестве зависят виды форм (источников) права: санкционированный обычай, судебный прецедент, нормативный акт и т.д.
В последствии упомянутое уточнение привело к вопросу разграничения источника права в материальном смысле и формальном смысле, то есть, юридического источника и источника правовых норм. Очень четко эта позиция изложена в учебнике под редакцией проф. А.И. Денисова: «Официальными формами установления и выражения правовых норм, или источниками права в юридическом смысле, в различных государствах выступают законы и иные нормативные акты, судебный прецедент, правовой обычай, договоры нормативного содержания». Им, с позиций социологического позитивизма, к видам источников права наряду с законом, относятся и другие, но их правовой статус определяется также государством.
Последний тезис опирается на анализ строения нормы права. В каждой норме права можно выделить «правовое содержание» (создаваемое обществом, народом, их организациями) и «правовую форму», т.е. придание обязательности выработанному правилу поведения. Со слов Г.Ф. Шершеневича «это теоретическое различие установил Лабанд» , обозначив в ней содержание и санкцию.
Следуя вышеупомянутому, можно не согласиться с В.Е. Чиркиным, утверждающим о не совпадении понятий «источник права» и «форма права» в некоторых традиционных правовых системах. Нет никакого противоречия в том, что в обычном праве ряда африканских племен в качестве формы права выступают устные обычаи, в которых выражается правовое содержание, а источниками права санкционирующая деятельность государства, обозначаемая правовой формой.
На основании имеющихся предпосылок можно констатировать факт однобокости рассмотрения такого понятия как источник права.
Во-первых, в рамках понятийного аппарата понятие «форма права» оказалось не менее многозначным, чем понятие «источник права». Кроме того, лексическая многозначность слов «источник» и «форма» и в дальнейшем будет предопределять множество их значений в терминологической системе юридической науки. В этой связи стоит согласиться с положением Гуровой Т.В. о том, что принцип однозначности термина не следует понимать буквально. «Важно помнить, что это, прежде всего, определенное требование логики: в контексте любого рассуждения под тем или иным именем иметь в виду один и тот же предмет».
Во-вторых, при всех различиях в подходе советских ученых к проблеме источника права под ним понимают «деятельность либо результаты деятельности органов государства по созданию правовых норм».
В-третьих, особенности правопонимания не позволяют определить правовое содержание как право, т.к. оно не имеет формы, которая придает обязательность через государственное принужде¬ние и его возможность.
Опираясь на целый ряд работ по источникам права, возможно утверждать, что вопрос по-прежнему на повестке дня. Множественность и противоречивость подходов дает основание для новых научных поисков. Так, современная тенденция в происхождении и понимании права, дает все основания считать признание множественности его источников (материальных и формальных).
Кроме того, в связи с развитием философского и социологического направлений в праве, активизируются исследования социальной его основы. Изменения происходят и в оценке роли государства в процессе формирования права и его источников (форм).
Так Т.В. Гурова предлагает в основу концепции источников права положить интегративный подход в правопонимании и выделить:
1) социальный источник права, т.е. рассматривать человеческое общество как генетический источник права.
2) политический источник права – т.е. сила, порождающая позитивное право и являющаяся необходимым связующим звеном между генетической основой права и его документальными источниками.
3) формальные источники права: нормативные акты, судебные прецеденты, договоры нормативного содержания, принципы права, правовые обычаи, общепризнанные принципы и нормы международного права и другие.
Надо отметить некоторую новизну подхода, но формальные источники права получают свою нормативность, как и прежде, от государства.
Суммируя изложенное правомерно, по-видимому, говорить о том, что понятие юридического источника права, сложившееся в европейских правовых системах, право – при всех различиях – предполагает связь правовой нормы с государством, не может быть безоговорочно применено к традиционным правовым системам. Важно конечно учитывать «фактор государственности», т.к. невозможно представить более совершенного механизма реализации права
Создание и государственная регистрация юридического лица
Порядок возникновения юридических лиц устанавливается законодательством, регулирующим деятельность юридических лиц данной организационно-правовой формы. Возникновение юридического лица включает непосредственное создание и государственную регистрацию. Юридическое лицо может быть создано путем учреждения и путем реорганизации уже существующего юридического лица.
В теории и правоприменительной практике выделяют такие основные способы создания юридических лиц.
Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо создается на основе распоряжения (решения) собственника имущества или уполномоченного им органа. Для данного способа характерны три основные стадии: 1) издание индивидуального (распорядительного) акта собственником или компетентным органом; 2) организационная работа (подбор кадров, выделение средств и т.д.); 3) утверждение учредительных документов.
В связи с ликвидацией государственной монополии в сфере создания юридических лиц и придания в нашем законодательстве большого значения факту их государственной регистрации этот порядок фактически утратил значение, за исключением случаев, установленных в законе (например, создание государственной корпорации – Агентство по реструктуризации кредитных организаций – АРКО).
Разрешительный порядок характеризуется тем, что инициатива создания исходит от будущих участников (учредителей) юридического лица. Компетентный государственный орган или другое юридическое лицо проверяет законность образования данного юридического лица и дает на то соответствующее разрешение.
Для данного способа характерны: 1) инициативный акт учредителей; 2) издание скоординированного (согласованного) акта компетентного органа или юридического лица; 3) организационная работа. В разрешительном порядке создаются, например, банки, коммерческие юридические лица с особо крупным размером уставного капитала или объединяемых средств. Так, кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.
Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации кредитных организаций осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.
Кредитная организация обязана информировать Банк России об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Банк России не позднее одного рабочего дня со дня поступления соответствующей информации от кредитной организации сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о кредитной организации.
Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России.
Явочно-нормативный порядок не требует ни распоряжения, ни специального разрешения. Такое разрешение в общей форме содержится в норме закона. Требуются лишь инициатива учредителей, их явка. Компетентный государственный орган проверяет соблюдение порядка образования и соответствия характера и целей создаваемого юридического лица общим требованиям, предъявляемым законодательством к этой организационно-правовой форме, создаваемой данным способом. Для него характерны: 1) инициативный акт учредителей; 2) организационная работа; 3) контрольная работа компетентного органа. Этот порядок наиболее распространен во всем мире, в том числе и в России.
Учредителями юридических лиц могут быть физические и юридические лица с ограничениями, установленными законом, а также государство, государственные и муниципальные образования в порядке, установленном законом.
Закон, как правило, не конкретизирует название и форму инициативного акта учредителей (участников, собственника), содержащего решение о создании юридического лица. Как свидетельствует практика, это решение облекается в письменную форму протоколом учредительного (общего организационного) собрания, протоколом решения единственного учредителя, протоколом заседания компетентного органа единственного учредителя – юридического лица.
Решение об учреждении юридического лица должно содержать место и время принятия, сведения о лицах (лице), его принявших, их подписи, оттиск круглой печати юридического лица – учредителя, результаты голосования и принятые решения: по вопросам учреждения юридического лица, об утверждении его учредительных документов, об утверждении денежной оценки (взносов, вкладов), вносимых в имущество юридического лица в неденежной форме; об избрании или назначении органов юридического лица.
Обязательным элементом процесса возникновения (а именно, создания) юридических лиц выступает разработка учредительных документов, которые наряду с законодательством и иными нормативными актами являются правовой основой деятельности юридических лиц.
Современное гражданское законодательство относит к учредительным документам в различных комбинациях устав, учредительный договор, общее положение.
Ст. 52 Гражданского Кодекса РФ определяет обязательное содержание учредительных документов для всех юридических лиц, которое конкретизируется другими статьями ГК и специальными правовыми актами по отдельным организационно-правовым формам юридических лиц. В частности, в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.
В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.
Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.
Стандартизация – установление и применение правил с целью упорядочения деятельности при участии всех заинтересованных сторон . Стандартизация должна обеспечить возможно полное удовлетворение интересов производителя и потребителя, повышение производительности труда, экономное расходование материалов, энергии, рабочего времени и гарантировать безопасность при производстве и эксплуатации.
Объектами стандартизации являются изделия, нормы, правила, требования, методы, термины, обозначения и т.п., имеющие перспективу многократного применения в науке, технике, промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте и в связи, в культуре, здравоохранении, а также в международной торговле.
В зависимости от формы руководства стандартизацией и сферы действия стандартов различают государственную, национальную и международную стандартизацию
Введение
Современный развитый гражданский оборот характеризуется как наличием большого числа разнообразных сделок, так и многообразием участников. Реформиро¬вание отечественной экономики повлекло за собой переход от простой струк¬туры субъектов хозяйственных отношений, включающей в себя главным об¬разом государственные предприятия, к сложной, состоящей из хозяйствен¬ных обществ и товариществ, унитарных предприятий, производственных кооперативов и различных некоммерческих организаций, для которых зако¬нодатель даже не установил закрытого перечня организационно-правовых форм. Появление новых участников гражданского оборота требует их тща¬тельного изучения. Только на основе анализа деятельности создаваемых хо¬зяйствующих субъектов, учета мировой практики возможно моделирование таких организационно-правовых форм юридических лиц, которые бы вписы¬вались в рамки отечественной правовой доктрины.
Законодательное закрепление отдельных видов организаций, без учета их конститутивных признаков и назначения, на практике обычно приводит к нежизнеспособности таких организаций либо к многочисленным проблемам, связанным с их функционированием. Первое ярко демонстрирует пример с полным товариществом, которое рассматривалось Законом от 25 февраля 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» в ка¬честве одной из организационно-правовых форм предприятия и в то же вре¬мя, согласно названному Закону, не являлось юридическим лицом, что прак¬тически отождествляло его с простым товариществом. Вследствие примене¬ния ряда положений упомянутого Закона возникали и последствия второго рода.
Так, многочисленные споры на практике вызывало закрепление двой¬ственного правового режима имущества юридического лица: с одной сторо¬ны, Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» закреплял его на праве собственности за самой организацией, а с другой - наделял ее участников правом собственности на долю в этом имуществе, устанавливая режим общей долевой собственности.
Задача по недопущению указанных негативных последствий особенно актуальна применительно к акционерным обществам. Это вызвано рядом факторов.
Во-первых, организация акционеров имеет наиболее сложную структуру по сравнению с иными юридическими лицами, поскольку является высшей формой объединений лиц для совместного осуществления предприниматель¬ской деятельности.
Во-вторых, в нашей стране с созданием акционерных обществ связывалось решение задачи разгосударствления экономики. Акционирование госу¬дарственных предприятий выступило в качестве основного способа привати¬зации, что привело к широкому распространению акционерной формы пред¬принимательства.
В-третьих, акционерная форма предоставляет широкие возможности для финансовых злоупотреблений со стороны учредителей и иных лиц, являю¬щихся управляющими или крупными акционерами, как на стадии создания акционерного общества, так и в процессе его деятельности. Об этом наглядно свидетельствует история развития акционерного законодательства, сохра¬нившая такие термины, как «грюндерство», «мыльные пузыри» и тому по¬добное. Россия здесь не является исключением, что доказывают многочис¬ленные скандалы вокруг так называемых финансовых пирамид, многие из которых были организованы в форме акционерных обществ.
Целью настоящей дипломной работы является исследование не внешних признаков акционерного общества как юридического лица, которые получи¬ли достаточно широкое освещение в юридической литературе, а специфики отношений, складывающихся внутри организации акционеров. Тем более, что и характер участия акционерного общества в гражданском обороте или его деятельность во вне обуславливается единой волей, сформированной во внутриорганизационных отношениях. Акционерное общество, согласно п. 1 ст. 53 Части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 но¬ября 1994 г. № 51-ФЗ (далее по тексту - ГК РФ) , способно приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через свои органы, по¬средством которых происходит волеизъявление юридического лица. Сам процесс формирования воли осуществляется в рамках реализации тем или иным органом акционерного общества своих полномочий. Например, круп¬ная сделка, определение которой дается в п. 1 ст. 78 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «0б акционерных обществах» (далее по тексту Закон об АО), может быть заключена обществом только после вынесения соответствующего решения, которое в зависимости от стоимости имущества, являющегося предметом сделки, принимает либо общее собрание акционеров, либо совет директоров.
Отношения, возникающие в организации акционеров, достаточно мно¬гообразны. Наиболее важные из них, складывающиеся в процессе формиро¬вания единой воли общества, по поводу распределения прибыли от его дея¬тельности и имущества при его ликвидации, а также некоторые другие, буду¬чи урегулированными нормами права, приобретают форму правоотношений. Категория акционерного правоотношения имеет большое научное и практи¬ческое значение, что подтверждается следующим.
Во-первых, акционерное правоотношение является той формой, в которой абстрактные нормы права, содержащиеся в актах акционерного законодательства, получают свою реа¬лизацию. Поэтому, анализируя указанное правоотношение, можно опреде¬лить степень юридической проработки той или иной нормы права, соответст¬вие правовой модели реальным обстоятельствам.
Во-вторых, исследование акционерного правоотношения обеспечивает возможность полного анализа правового статуса самого акционерного общества и отдельно взятых акцио¬неров, поскольку они являются субъектами названного правоотношения и входят в его структуру. Важно учитывать и такое обстоятельство: создание надежного механизма защиты прав владельцев мелких пакетов акций, что особенно важно в настоящее время, невозможно без тщательного изучения акционерного правоотношения, так как права членов акционерного общества не существуют изолированно, а образуют его содержание.
Введение
Развитой гражданский оборот характеризуется как наличием большого числа разнообразных сделок, так и многообразием участников. Реформирование отечественной экономики повлекло за собой переход от простой струк¬туры субъектов хозяйственных отношений, включающей в себя главным об¬разом государственные предприятия, к сложной, состоящей из хозяйствен¬ных обществ и товариществ, унитарных предприятий, производственных кооперативов и различных некоммерческих организаций, для которых зако¬нодатель даже не установил закрытого перечня организационно-правовых форм. Появление новых участников гражданского оборота требует их тща¬тельного изучения. Только на основе анализа деятельности создаваемых хо¬зяйствующих субъектов, учета мировой практики возможно моделирование таких организационно-правовых форм юридических лиц, которые бы вписы¬вались в рамки отечественной правовой доктрины.
Многочисленные споры на практике вызывало закрепление двой¬ственного правового режима имущества юридического лица: с одной стороны, Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» закреплял его на праве собственности за самой организацией, а с другой - наделял ее участников правом собственности на долю в этом имуществе, устанавливая режим общей долевой собственности.
Указанные обстоятельства предопределили особый интерес ученых цивилистов к проблемам акционерных обществ. Глубокий анализ этих проблем был дан русскими учеными в дореволюционный период' и в первые го¬ды Советской власти1 .Затем с конца двадцатых и вплоть до девяностых годов акционерная форма предпринимательской деятельности практически не исследовалась в отечественной юридической литературе. Лишь с переходом к новым экономическим отношениям положение изменилось и проблемы ак¬ционерных обществ выдвинулись на первый план и в науке, и в законода¬тельстве.
ВВЕДЕНИЕ
Господствующая до последнего времени в нашей стране и ряде других стран модель построения общества, определяемая как “реальный социализм” нашла в качестве своего экономического базиса единую общенародную (государственную) по-существу собственность.
Идея построения национальной экономики как единого центрально управляемого комплекса-предприятия была последовательно реализована в первые годы после социалистической революции, в затем - начиная с 30-х годов. Следует отметить, что указанная концепция построения экономики, в общем, не выходила за рамки социалистической идеи как таковой. Очевидным следствием реализации такой концепции является то, что из экономической жизни исключается не только плюрализм форм собственности, организационно-правовые формы хозяйственной деятельности, но и всякая предпринимательская инициатива.
Отказ от концентрации единого государственного синдиката, разгосударствление собственности, развитие плюрализма форм хозяйственной деятельности с неизбежностью сопровождаются развитием предпринимательства, частной хозяйственной инициативы, инициативы, не опосредованной силой государственной власти. Не случайно, что система развития хозяйственной реформы в направлении формирования плюрализма форм собственности и хозяйственной деятельности привела не только к смене ответственности за частнопредпринимательскую деятельность, но и сначала скрытой (например, в Законах СССР об индивидуальной трудовой деятельности, о кооперации и т.п.), а затем и явной нормы ГК РФ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве и др.), легализация в хозяйственной жизни страны. Конституция РФ. Признавая и гарантируя права и свободы человека и гражданина, провозглашает, что каждый имеет право на свободное занятие и использование имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34).
Актуальность настоящего исследования обусловлена становлением этого нового для России вида хозяйственной деятельности, ее широких перспектив в связи с развитием рыночной экономики в стране.
Объектом исследования являются понятия предпринимательства физического лица, правовые нормы, правоотношения и акты реализации, относящиеся к юридическому закреплению правового статуса гражданина, как субъекта предпринимательской деятельности.
Целью и задачей исследования является уяснение понятия и значения предпринимательской деятельности гражданина, изучение системы правовых актов, системы регулирования предпринимательства. С учетом поставленной цели задачами исследования являются:
- провести краткий историко-правовой анализ развития деятельности в сфере предпринимательства;
- рассмотреть основные признаки и значения предпринимательской деятельности гражданина;
- проанализировать законодательство о регулировании индивидуального предпринимательства;
- изучить порядок регистрации индивидуального предпринимателя и его банкротство;
- сделать основные выводы и рекомендации по совершенствованию правового регулирования предпринимательской деятельности гражданина.
В качестве методологической основы исследования использованы принципы познания социальных явлений в их историческом развитии и взаимосвязи и взаимообусловленности, с точки зрения связи теории и практики, истории и современности. Нормативную базу работы составляют Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, законы Российской Федерации, Указы Президента и Постановления Правительства РФ. В работе использованы также материалы учебника Гражданское право РФ /ред. А.Г.Сергеева и Ю.К.Толстого / 1998 года, нормативные акты и практические рекомендации - “Предприниматель без образования юридического лица” (М. 2006); пособия - Соловьева А.А. “Предприниматель без образования юридического лица” (М. 2003), Ю.Д.Полонского “Предприниматель без образования юридического лица” / М. 2003, “Субъекты предпринимательства” (ред. П.В.Алексия) М. 2004. Помимо этого автором использованы материалы периодической печати, в частности, журналов “Государство и право” и “Трудовое право”. Различные аспекты предпринимательства рассматривались в трудах таких юристов, С.С.Алексеев, Ю.Г.Басин, В.Ф.Попондопуло, Е.А.Суханов, Ю.К.Тостов и других.
Однако, вышеуказанные и другие исследования имеют вид либо кратких научных сообщений, статей, или комментарий законодательных или иных правовых актов, в то время, как существует очевидная потребность в серьезном монографическом исследовании.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В основе предпринимательства как общественно-значимого явления лежит основополагающий принцип естественного права - принцип индивидуальной свободы. Этот принцип в области экономических отношений интерпретируется как принцип свободы труда, торговли и промышленности. При этом следует отметить, что на первых порах развития буржуазного общества государство, стремясь обеспечить в полной мере действие этого принципа, запрещало или существенно ограничивало деятельность предпринимательских корпораций, и, таким образом, эпоха свободного предпринимательства может быть, в то же время, определима как эпоха расцвета предпринимательской деятельности без образования юридического лица.
Советский период нашей страны характерен запретом предпринимательства и пресечением любых проявлений частной инициативы (Исключение составляет период НЭПа, особенностью которого была легализация частной инициативы, правда, лишь в сфере потребительского рынка). С началом экономических реформ в стране (с конца 80-х гг.) частная инициатива, предприимчивость, получает законодательное подтверждение. К числу основных законодательных активов в этой сфере относятся - “Законы РФ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, “Об иностранных инвестициях”, “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, “О потребительской кооперации”, “О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и порядке их регистрации”, “О товарных биржах и биржевой торговле”, “Об акционерных обществах”, “Защиты прав потребителя” и некоторых других.
Основываясь на существующем понятии предпринимательства можно вычленить признаки данной деятельности. В качестве одного из признаков выделяется, прежде всего, цель получения прибыли (субъективный признак”). Основной смысл данного субъективного признака состоит в систематичности получения прибыли. Систематичность представляет собой процесс деятельности, заключающийся в длительности, постоянности, профессионализме субъекта.
Определенной характеристикой в процессе осуществления предпринимательской деятельности обладают признаки - самостоятельность и инициатива. Данные признаки содержат в себе свободу выбора той или иной деятельности, ведь “генезис свободы творчества исходит из многогранных слагаемых социальной свободы личности, а также включает в себя возможность выбора творческой профессии или сферы деятельности [8, с.57].
Любая деятельность тем более предпринимательская, предполагает ответственность за соответствующие действия. Определенную специфику в этой деятельности имеет такой признак, как риск. Существенным в данном признаке является то, что с риском связаны всевозможные неблагоприятные последствия в отношении предпринимателя, обусловленные с его стороны совершенном правонарушением (ст.40) ГК РФ.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕД-ПРИНИМАТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОТ-НОШЕНИЙ
1.1. Индивидуальный предприниматель как субъект предпринимательской деятельности
Наиболее простой формой осуществления предпринимательской деятель-ности является использование статуса индивидуального предпринимателя .
М.Ю. Тихомиров определяет индивидуального предпринимателя как заре-гистрированное в этом качестве в установленном порядке физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без граждан-ства), осуществляющее предпринимательскую деятельность непосредственно (от своего имени, без образования юридического лица) и своим самостоятель-ным трудом, которое в этих целях действует по своему усмотрению, если обла-дает полной дееспособностью, и с согласия законного представителя, если дее-способность этого лица ограничена в силу возраста или закона .
В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоя-тельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на система-тическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом ка-честве в установленном законом порядке.
Цель предпринимательской деятельности - систематичность получения (максимизация) прибыли - заставляет предпринимателя стремиться в зону рис-ка, что приводит к постоянной новизне хозяйственных ситуаций и требует творческого подхода к решению возникающих проблем. По Владимиру Далю, «предприниматель - это предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дела этого рода чело-век» . Выбор формы осуществления предпринимательской деятельности обу-словлен большим количеством факторов экономического, производственно-технического и юридического порядка. В процессе осуществления такого выбо-ра различные основания должны анализироваться в совокупности.
Основными формами предпринимательской деятельности в России являют-ся: индивидуальная (частное предпринимательство) и коллективная (преду-сматривающая создание юридического лица).
В РФ индивидуальной формой осуществления предпринимательской дея-тельности является предпринимательство без образования юридического лица.
Возможность осуществления индивидуальной предпринимательской дея-тельности вытекает из общей правосубъектности гражданина: статья 18 Граж-данского кодекса РФ (далее ГК РФ) включает в содержание правоспособности граждан право заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законом деятельностью. Ограничение указанного права возможно только по решению суда по основаниям, предусмотренным законом, и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравст-венности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения оборо-ны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ и ч. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпри-нимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качест-ве индивидуального предпринимателя.
Заниматься предпринимательской деятельностью могут полностью дееспо-собные граждане. По общему правилу это лица, достигшие 18 лет. Кроме того, в соответствии со ст. 21 ГК РФ лица, вступившие в брак до достижения 18 лет, признаются полностью дееспособными и поэтому вправе самостоятельно осу-ществлять предпринимательскую деятельность. То же относится и к эмансипи-рованным несовершеннолетним (ст. 27 ГК РФ), которые занимаются предпри-нимательской деятельностью, за исключением той, для которой федеральным законом установлен возрастной ценз. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также совершеннолетние граждане, ограниченные в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средст-вами, могут заниматься предпринимательской деятельностью с согласия закон-ных представителей - родителей, усыновителей или попечителей. Отдельными видами деятельности гражданин-предприниматель вправе заниматься лишь на основании лицензии - специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования.
А. Костылева считает, что понятие "индивидуальный предприниматель" обычно выводят из ст. 23 ГК РФ. Однако в действительности дать такое опреде-ление возможно только путем систематического толкования множества норм ГК РФ, напр. ст. 1, 2, 21, 24, 27, 50, 56, 64, 65, 66, 184, 310, 315, 322, 400, 401, 426, 428 и др. Анализ этих и других норм гражданского права позволяет инди-видуальными предпринимателями называть граждан, обладающих полной дее-способностью, осуществляющих на свой страх и риск деятельность, направлен-ную на систематическое получение прибыли, и зарегистрировавшихся в этом качестве в установленном порядке .
Большинство авторов различают в понятии «индивидуальный предприни-матель» и другие признаки. Так, в литературе обычны указания на то, что инди-видуальными предпринимателями могут быть не только лица, достигшие 18 лет, но и эмансипированные в порядке ст. 27 ГК РФ, не только граждане Рос-сийской Федерации, но и иностранные граждане и лица без гражданства; что индивидуальные предприниматели выступают в гражданском обороте от своего собственного имени и отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, могут быть признаны банкротами; что к индивидуальным предпринимателям применяются те нормы, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями . Правоспособ-ность индивидуальных предпринимателей практически та же, что и у юридиче-ских лиц - коммерческих организаций. Подчеркивается также, что индивиду-альный предприниматель, так же как и юридическое лицо, вправе осуществлять любые виды деятельности, кроме тех, которые запрещены законом. Некоторые авторы важным признаком понятия индивидуального предпринимателя считают право заключать трудовые соглашения, т.е. использовать наемный труд при осуществлении предпринимательской деятельности, а не только на условиях гражданско-правового договора подряда. Индивидуальные предприниматели могут вести производственную деятельность коллективно, на основании дого-вора простого товарищества.
Собственно статус индивидуального предпринимателя гражданин получает после прохождения процедуры государственной регистрации в установленном законом порядке. В то же время в соответствии с п. 4 ст. 23 ГК РФ гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юриди-ческого лица с нарушением требований о регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпри-нимателем. Суд может применить к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Характеризуя правовой статус частного предпринимателя, нельзя не отме-тить положения п. 3 ст. 23 ГК РФ, в соответствии с которым к предпринима-тельской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из за-кона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Предприниматель может иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Так же как и коммерческие юридические лица, индивидуальный предприниматель имеет право: открыть расчетный счет в банковском учреждении; иметь свой то-варный знак; заключать сделки и подписывать хозяйственные договоры; полу-чать банковский кредит; самостоятельно платить налоги; быть истцом и ответ-чиком в суде по имущественным спорам с юридическими лицами; использовать наемный труд других граждан на основе договоров подряда и т.п .
Законодатель подошел к урегулированию института банкротства (несостоятельности) дифференцировано, порядок рассмотрения дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей отличается от порядка рассмотрения дел о банкротстве юридических лиц, в частности к ним не применяются процедуры досудебной санации, наблюдения и внешнего управления.
Следует заметить также то, что недостатком действующего законодательства в отношении индивидуальных предпринимателей банкротов является слишком упрощенный порядок возбуждения дела о банкротстве, иными словами, если индивидуальный предприниматель имеет задолженность перед кредиторами на сумму, превышающую 100 минимальных размеров оплаты труда (а это не очень большая сумма) и не исполняет своих обязательств в течение трех месяцев с даты наступления сроков их исполнения то он по заявлению кредитора может быть признан банкротом. Следствием чего является частое и необоснованное обращение кредиторов в суд с заявлением о признании индивидуального предпринимателя банкротом, без применения мер, направленных на получение надлежащего исполнения своих требований. Очевидно, в Законе о несостоятельности (банкротстве) следует увеличить сумму требований кредиторов достаточную для возбуждения дела о банкротстве до 500 минимальных размеров оплаты труда, а срок неисполнения обязательств перед кредиторами до шести месяцев. Должник же при обращении в суд с заявлением о признании индивидуального предпринимателя банкротом, должен представлять суду доказательства о принятии мер, направленных на исполнение своих требований и только при невозможности их исполнения может быть возбуждено дело о банкротстве. Непредставление указанных доказательств кредитором должно служить основанием для отказа судьи в принятии заявления о признании индивидуального предпринимателя банкротом.
Введение
Инвестиционная деятельность составляет основу экономического роста и развития общества. Инвестиции обеспечивают развитие всех сфер жизнедеятельности общества и государства, удовлетворение самых разнообразных потребностей населения.
Правовое регулирование отношений в инвестиционной сфере осуществляется посредством ряда нормативных актов, прежде всего на уровне законов. К ним относятся, прежде всего, Закон РСФСР от 26.06.1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (в действующей части), Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» и др.
Актуальность выбранной темы «Понятие инвестиционной деятельности и основные формы» заключается в следующем. В настоящее время институт инвестиций вызывает большой интерес у представителей юридической науки. В частности, исследуются вопросы правовой сущности и природы категорий «инвестиция», «инвестиционная деятельность», рассматривается юридическая конструкция инвестирования. Некоторыми учеными высказываются идеи о становлении новой комплексной отрасли права – инвестиционного права.
Внимание, которое в современной России уделяется вопросам инвестиций, имеет весьма важное значение: оно свидетельствует об общем понимании того, что без правильно организованного инвестиционного процесса никакая модернизация страны и успешное движение вперед невозможны.
Однако интерес к проблемам внутренней инвестиционной деятельности возник относительно недавно, так как ранее внутренних инвестиций не было в принципе. Поэтому внутригосударственное инвестиционное право в отечественной юридической научно-практической сфере до последнего момента остается практически не исследованной в полном объеме.
Цель данной работы – теоретическое исследование понятия инвестиционной деятельности и ее основных форм.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить правовое содержание понятия «инвестиции» и «инвестиционная деятельность»;
- выделить основные формы осуществления инвестиционной деятельности;
- дать характеристику некоторым формам осуществления инвестиционной деятельности, в частности ПИФам и финансовой аренде (лизингу).
Успешность выполнения задач настоящей работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.
В работе использовались следующие методы: изучение и анализ научной литературы, обобщение научных взглядов, абстрагирование, анализ, синтез, дедукция, сравнение.
Сформулируем объект и предмет изучения рассматриваемой темы.
Объект изучения – общественные отношения в сфере инвестиционной деятельности
Предмет изучения – понятие инвестиционной деятельности и основные формы.
Для написания работы использовались действующее законодательство и комментарии к нему, монографии, научные публикации в газетах и журналах, учебная литература.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении научного знания по рассматриваемой проблеме.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя параграфы, заключения и список литературы.
Первая глава раскрывает понятие инвестиций и инвестиционной деятельности. Во второй главе рассматривается классификация форм инвестиционной деятельности, а также подробно охарактеризованы такие формы инвестиционной деятельности как паевые инвестиционные фонды и финансовая аренда (лизинг).
7. Инвестиционная деятельность в особых экономических зонах.
Ст. 10 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предусматривает, что резидент промышленно-производственной особой экономической зоны вправе вести на территории особой экономической зоны только промышленно-производственную деятельность в пределах, предусмотренных соглашением о ведении промышленно-производственной деятельности. Резидент технико-внедренческой особой экономической зоны вправе вести на территории особой экономической зоны только технико-внедренческую деятельность в пределах, предусмотренных соглашением о ведении технико-внедренческой деятельности. Резидент туристско-рекреационной особой экономической зоны вправе осуществлять в особой экономической зоне только туристско-рекреационную деятельность в пределах, предусмотренных соглашением об осуществлении туристско-рекреационной деятельности. Резидент портовой особой экономической зоны вправе осуществлять в особой экономической зоне только портовую деятельность, а также в предусмотренных соглашением об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне случаях деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта.
По соглашению об осуществлении (ведении) промышленно-производственной деятельности резидент особой экономической зоны обязуется в течение срока действия соглашения осуществлять в особой экономической зоне промышленно-производственную деятельность, которая предусмотрена соглашением, в том числе осуществить инвестиции в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением, а органы управления особыми экономическими зонами обязуются в срок, указанный в соглашении, заключить с резидентом особой экономической зоны договор аренды земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны и прошедшего кадастровый учет за счет резидента, для осуществления промышленно-производственной деятельности на срок действия соглашения, если меньший срок не заявлен резидентом.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества