Право (правоведение) - готовые работы

ГлавнаяКаталог работПраво (правоведение)
fig
fig
1. Общая характеристика правового статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
Не вызывает сомнений, что формы осуществления народовластия в Рос-сийской Федерации - одна из качественных характеристик современного демо-кратического государства и важнейший объект исследования юридической науки, теория которого строится в том числе на понимании роли и места орга-нов народного представительства в политической системе, статуса депутатов . Но последний производен от правового статуса человека и гражданина.
Статус члена Совета Федерации, статус депутата Государственной Думы определяются Конституцией РФ и Федеральным законом от 8 мая 1994г. № 3-ФЗ (ред. от 30.01.2007) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (да-лее – Закон о статусе).
Легально определение понятий «член Совета Федерации», «депутат Го-сударственной Думы» содержится в ст. 1 Закона о статусе, согласно которому:
- Членом Совета Федерации является представитель от субъекта РФ, уполномоченный в соответствии с федеральным законом о порядке формиро-вания Совета Федерации Федерального Собрания РФ осуществлять в Совете Федерации Федерального Собрания РФ законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и настоящим законом.
- Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы Федераль-ного Собрания РФ представитель народа, уполномоченный осуществлять в Го-сударственной Думе Федерального Собрания РФ законодательные и иные пол-номочия, предусмотренные Конституцией РФ и настоящим законом.
В силу ч. 1 ст. 97 Конституции РФ депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. При этом членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы не может быть гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной доку-мент, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.
Конституция РФ в ст. 96 устанавливает срок полномочий Государствен-ной Думы Федерального Собрания РФ – 4 года и способ ее формирования – из-брание. Такой срок полномочий парламентов или их нижних палат признается оптимальным во многих зарубежных странах и позволяет депутатам реализо-вать свои возможности по представлению интересов избирателей в законода-тельной деятельности и при исполнении иных полномочий .
Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе принципов всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном го-лосовании, обязательности (периодичности) выборов, альтернативности, закон-ности, гласности в работе избирательных комиссий.
Совет Федерации Федерального Собрания РФ является палатой, обеспе-чивающей представительство субъектов РФ в законодательном органе федера-тивного государства. Согласно Конституции и Федеральному закону от 5 авгу-ста 2000г. № 113-ФЗ (ред. от 25.07.2006) «О порядке формирования Совета Фе-дерации Федерального Собрания Российской Федерации» , в состав Совета Фе-дерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государст-венной власти. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) граж-данин РФ не моложе 30 лет, обладающий правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. Член Совета Федерации - представитель от за-конодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается его депутатами на срок полномочий этого органа. Представи-тель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководи-телем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий. Это решение оформляется указом (постановлением). Такой указ (постановление) вступает в силу, если на очередном или внеочеред-ном заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ 2/3 от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного лица.
Порядок выборов депутатов Государственной Думы определяется Кон-ституцией, Федеральными законами от 20 декабря 2002г. № 175-ФЗ «О выбо-рах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Фе-дерации» (статьи с 1 по 85, ст. 86, 89-91, 94-97,98-99 - утратили силу) и от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ (ред. от 25.07.2006) «Об основных гарантиях избиратель-ных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» . Кроме того, 7 декабря 2004г. Президент РФ внес в Государственную Думу раз-работанный ЦИК РФ проект нового Федерального закона «О выборах депута-тов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», который был поддержан обеими палатами российского парламента и 18 мая 2005 г. подписан Президентом РФ. Выборы депутатов Государственной Думы 5-го созыва будут проходить уже на основе нового федерального законодатель-ства, суть которого состоит в переходе от смешанной (пропорционально-мажоритарной) к пропорциональной избирательной системе. Таким образом, теперь депутаты Государственной Думы будут избираться исключительно по партийным спискам. Переход от смешанной избирательной системы к пропор-циональной обеспечит соотношение политических сил в Государственной Ду-ме, соответствующее соотношению политических сил в обществе.
Статусы депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации имеют как общие черты, так и собственную специфику. Об этом свидетельст-вует уже то обстоятельство, что, конкретизируя на основании Конституции РФ статусные характеристики членов Совета Федерации и депутатов Государст-венной Думы в едином законодательном акте – Законе о статусе, федеральный законодатель, как это прямо вытекает из наименования названного закона, объ-единяет соответствующих субъектов исходя из их принадлежности составу Фе-дерального Собрания Российской Федерации и одновременно разделяет их ста-тусы лиц, входящих в состав верхней и нижней палат российского парламента .
ГЛАВА 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЗАЩИТНИКА
1.1 Уголовно-процессуальные функции со стороны защиты

Виды, направления деятельности субъектов, обусловленные их ролью, назначением или целью участия в деле, называют процессуальными функция-ми. В инквизиционном процессе функции обвинения, защиты и разрешения де-ла соединяются в одном лице, что невозможно не только в правовом, но и в психологическом отношении, а фактически это приводило к тому, что обви-няемый оказывался перед обвинителем и судьёй в одном лице. «Демократиче-ская природа процесса в правовом государстве требует, чтобы обвинение, за-щита и разрешение дела представляли собой самостоятельные и не зависимые друг от друга функции, выполняемые различными субъектами» . Это ведёт к тому, что государственный или частный обвинитель доказывают перед судом своё утверждение о виновности обвиняемого в совершении преступления, а за-щиту от обвинения осуществляют обвиняемый, его защитник, законный пред-ставитель (ст.48, 49 Конституции РФ, ст. 46, 51, 398, 399 УПК).
В стадии предварительного расследования следователь выполняет функ-цию предварительного расследования, направляя усилия на собирание, и закре-пление доказательств, тщательное исследование всех обстоятельств дела, уста-новление лица, совершившего преступление, и решение вопроса о дальнейшем направлении дела в суд или устанавливает обстоятельства, исключающие обви-нение лица и дальнейшее производство по делу. «Уголовное преследование – процессуальная деятельность, направленная на доказывание виновности опре-делённого лица, состоящая в формулировании и обосновании следователем и прокурором вывода о совершении определённым лицом преступления» .
Функция защиты в уголовном процессе выражается в действиях подозре-ваемого, обвиняемого и их защитников, направленных на полное или частичное опровержение подозрения или обвинения, выявление обстоятельств, свидетель-ствующих в пользу подозреваемого или обвиняемого.
Функция обвинения в судебном разбирательстве выполняется государст-венным обвинителем общественным обвинителем и потерпевшим. Обвинение – это обязательная предпосылка правосудия, без него не возникает не только функция защиты, но и функция правосудия. Правосудие осуществляется только в отношении лиц обвинённых в совершении преступления. Функцию защиты в судебном заседании осуществляют подсудимый, его защитник, законный пред-ставитель, общественный защитник.
Как и в стадии предварительного расследования, в судебном разбиратель-стве находят выражение функции поддержания гражданского иска и защиты от него. Гражданский истец и его представитель действуют в интересах возмеще-ния материального ущерба, а гражданский ответчик и его представитель - в ин-тересах защиты от гражданского иска. Дело по существу разрешает суд, осуще-ствляющий функцию правосудия. Основное содержание функции правосудия состоит в непосредственном исследовании судом доказательств, представлен-ных сторонами, и разрешение дела по существу, то есть в решении вопросов о виновности или невиновности обвиняемого и назначении наказания в случае признания обвиняемого виновным.
1.2. Защитник и его статус
Защитник – это участник уголовного судопроизводства, который в соот-ветствии с законом осуществляет защиту прав и законных интересов, подозре-ваемых, обвиняемых и оказывает им юридическую помощь при производстве по уголовному делу. Таким образом, «функцией защитника является защита от обвинения, от уголовного преследования» . С этой функцией связано второе направление его деятельности, которое включает в себя все виды юридической помощи, оказываемой защитником доверителю в ходе производства по делу: помощь при составлении процессуальных документов, разъяснение действую-щего законодательства. Согласно ч. 2 ст. 49 УПК в качестве защитников допус-каются адвокаты. «По определению или постановлению суда в качестве защит-ников могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственни-ков обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняе-мый. Данные лица могут осуществлять функцию защиты самостоятельно при производстве у мирового судьи» .
Из ч.3 ст.49 УПК следует, что защитник может быть допущен в уголовное дело в любом случае совершения по отношению к лицу действий со стороны органов уголовного преследования, которые ограничивают его права человека и гражданина. Любое лицо, оказавшееся подвергнутым уголовному преследо-ванию, вправе требовать допуска защитника. В свою очередь орган уголовного преследования обязан разъяснить лицу, привлекаемому к уголовному пресле-дованию, его право на допуск защитника. Нарушением прав подозреваемого является допуск адвоката к участию в деле с момента составления протокола задержания, так как протокол может быть составлен в течение трёх часов с мо-мента фактического задержания (ч.1 ст.92 УПК). Отсрочка на три часа в оказа-нии квалифицированной юридической помощи задержанному может сущест-венным образом повлиять на дальнейший ход расследования. Организационные меры, направленные на приглашение адвоката, должны быть приняты ещё до составления протокола задержания.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 20.12.2004) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» «В качестве защит-ника адвокат допускается в уголовное дело по предъявлению удостоверения адвоката и ордера на исполнение поручения выдаваемого соответствующим ад-вокатским образованием. Никто не вправе требовать от адвоката и его довери-теля предъявления соглашения об оказании юридической помощи». Закон не предусматривает каких-либо иных документов, связанных с вступлением за-щитника в уголовный процесс. Следовательно, любые дополнительные требо-вания, устанавливаемые подзаконными нормативными актами и решениями должностных лиц администрации предварительного заключения или органов предварительного расследования, являются незаконными
. Понятие общего и отраслевого метода правового регулирования
Как справедливо отмечают практически все исследователи метода правового регулирования, одним из его признаков является множественность приемов, способов правового регулирования, закрепленных в правовой норме. Эта множественность для общего метода выражается исключительно в триаде - связывание, запрет, дозволение, в их системе. Дело в том, что данная триада это главнейший обязательный атрибут любой социальной нормы, в том числе и правовой. Правда, и религиозные, и этические и иные социальные нормы используют, в отличии от правовых, такой способ регулирований как рекомендация (наиболее «мягкий», «бессанкционный» прием воздействия). В правовой норме, в силу ее обеспеченности возможностью применения государственного принуждения для ее исполнения, в качестве способов именно правового регулирования, остаются только три основных приема - связывание (поступай только так), запрет (так не поступай) и дозволение (выбирай как тебе поступать из предложенного или сам определи свое поведение в дальнейшем). Иных способов правового регулирования человечество не имеет. При этом, например, нормативное свойство дозволения заключается в том, что в нем содержится разрешение субъекту или субъектам, на основе согласования их воль, самостоятельно определить вариант своего дальнейшего поведения. Правовое дозволение может разрешать не только выбор поведения, но и выбор форм, способов и иных условий дальнейшего регулирования поведения субъектов, своеобразного саморегулирования. Правовая норма может дозволить субъекту: выбрать из предложенных государством вариантов действий (бездействия), самоурегулировать свое будущее поведение (договором, уставом и т.д., создав новую норму - не обязательно правовую), добиться реализации своего правового интереса любым не запрещенным законодателем способом.
Прав С.С. Алексеев, когда указывает, что обязывания, запреты и дозволения выполняют функции способов регулирования, более того, носят субстанциональный характер, образуют «вещество» права как объективной реальности, относятся к глубинам правовой материи, образуют первичный, исходный материал, из которого складываются основные конструктивные построения позитивного права . Действительно, именно в этих первичных элементах правовой материи заложены базисные характеристики и связи, которые открывают путь к пониманию всего богатства логики права.
На основе анализа научной литературы можно выделить следующие определения общего и отраслевого методов правового регулирования:
Общий метод правового регулирования - это объективно необходимая, пронизывающая все элементы системы права, закрепленная исключительно в правовой норме (всех ее компонентах), система способов правового регулирования (дозволение, предписание, запрет) общественных отношений с целью установления желаемых для государства состояния воли субъектов в их взаимоотношении друг с другом, а также результатов их поведения.
Отраслевой метод правового регулирования является особой, неповторимой трансформацией общего метода правового регулирования и состоит в специфическом комплексе основных и дополнительных способов правового регулирования, который существует только в системе конкретных отраслевых правовых норм и в первую очередь взаимообусловлен, неразрывно связан с соответствующей группой общественных отношений - предметом правового регулирования и должен отражать следующие отличительные юридические свойства отрасли права: сочетание императивного и диапозитивного правового регулирования, порядок формирования прав и обязанностей субъектов, особенности оснований возникновения, изменения и прекращения соответствующих общественных отношений, особенности санкций, закрепленных в нормах данной отрасли права.
Многие ученые считают, что в отраслевом методе правового регулирования в первую очередь должно найти свое отражение специфика общего положения субъектов отрасли права. Представляется более правильным рассматривать специфику такого предлагаемого большинством ученых признака отраслевого метода права социального обеспечения.
Таким образом, без метода правового регулирования правовая норма абстрактная, отвлеченная, оторванная от конкретных общественных отношений, которые эта норма призвана регулировать т.е. это правовая норма являющаяся лишь термином общей теории права.
2. Концепция метода права социального обеспечения в советский и современный периоды
2.1 Метод права социального обеспечения в советский период
Метод правового регулирования является юридическим признаком самостоятельности отрасли права и всегда определяется характером общественных отношений, входящих в ее предмет.
Метод правового регулирования с 40-х годов признается отечественной наукой вторым необходимым критерием для разграничения отраслей права. Каждая группа отношений, образующих предмет отрасли права, требует специфических средств нормативно-правовой регламентации, которые реализуются в методе.
Метод представляет собой совокупность приемов и способов, при помощи которых государство обеспечивает нужное ему поведение участников правоотношений. По мнению С.С. Алексеева решающей чертой отраслевого метода правового регулирования является общее юридическое положение субъектов, их правовой статус.
При характеристике метода права социального обеспечения советского периода отечественные ученые B.C. Андреев, К.С. Батыгин, А.Д. Зайкин, Р.И. Иванова, В.А. Тарасова отмечали обусловленность его специфики алиментарным характером обязательств в соответствующих правоотношениях. Наиболее глубоко особенности "метода социально-алиментарных притязаний (требований) и предоставлений" проанализированы Р.И. Ивановой. Притязание гражданина на получение конкретного вида социального обеспечения и предоставление его органом материального обеспечения на условиях, установленных законом, - это основная схема поведения участников социально-обеспечительных отношений. "Социальной алиментарностью" Р.И. Иванова называет способ предоставления "государством или по его поручению общественными организациями всех видов социального обеспечения и обслуживания на справедливой основе бесплатно, безэквивалентно с учетом связи с трудом, но не в порядке ответных действий за новый встречный труд, в объеме нормального уровня жизни, сложившегося на данном этапе развития советского общества, без применения договорных начал из фонда социального обеспечения.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы не вызывает сомнений. Проблемы, связанные с тео-рией прав человека занимают одно из центральных мест в правовой науке. К сожалению, в советское время вопросы, связанные с этой проблематикой, были идеологизированы; нередко права человека признавались «буржуазным изобре-тением», призванным якобы завуалировать реалии капиталистической эксплуа-тации. В настоящее время ситуация в корне изменилась. Конституция РФ про-возглашает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Как видим, человек, его права и свободы на самом высоком, конституционном, уровне утверждены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина объявлены обязанностью государства. Таким образом, актуальность и практическая значимость темы работы обу-словлена повышенной значимостью вопросов прав и свобод человека и граж-данина в современной России, провозгласившей себя правовым государством и ставшей полноправным членом мирового сообщества демократических госу-дарств.
В отечественном правоведении вопросы теории прав человека исследова-лись такими учеными, как С.С. Алексеев, Е.М. Бобосов, Л.Ф. Евменов, Е.А. А.В. Малько, Г.В. Мальцев, Г.Н. Манов, А.С. Мордовец, В.С. Нерсесянц, В.Д. Перевалов, И.Л. Петрухин, С.А. Покровский, Л.А. Окуньков, В.И. Радченко, Т.Н. Радько, Б.Ю. Тихонова, Г.П. Толстопятенко, Д.Н. Сафиуллин, Л.В. Силан-тьева, Ю.И. Стецовский В.И. Семенков, А.А. Розанов, Р.А. Тузмухамедов, и др.
Цель настоящего реферата заключается в том, чтобы на основе исследо-вания научной литературы, нормативных актов и материалов судебной практи-ки проследить эволюцию теоретических концепций прав человека, уточнить их понятие, признаки и классификацию. В качестве методов исследования приме-нялись исторический, сравнительно-правовой, формально-логический и сис-темный методы научного познания.
1. Нормативные источники прав человека
Во процессе постепенной универсализации (сперва на внутригосударст-венном, затем и на международном уровнях) положений о правовом равенстве людей и правах человека существенную роль сыграли представления о естест-венных и неотчуждаемых правах человека, которые, сохраняясь и в условиях государственности, должны быть признаны и гарантированы публичными вла-стями и законами .
«Первопроходцем» на пути развития свободы и прав человека, признания их естественной, неотъемлемой природы можно считать Англию, где в 1215 го-ду была принята Великая Хартия Вольностей. Этот акт признается «крае-угольным камнем английской свободы». И хотя это был правовой документ пе-риода феодализма, он заложил основы, создавшие предпосылки для дальней-шего утверждения свободы и господства закона в жизни общества. В Хартии говорится о пожаловании всем свободным людям Королевства «ниженаписан-ных вольностей», чтобы «имели и владели ими они», прослеживается идея ог-раждения человека от произвола чиновников, от любых поборов и штрафов, не основанных на законе, неприкосновенности его основного имущества.
Дальнейшим шагом в области усиления гарантий прав человека и ограни-чения произвола властей явилось принятие Акта о лучшем обеспечении свобо-ды подданного и о предупреждении заточений за морями 1679 года. (Habeas Corpus Ame№dme№t Act). Этот документ закрепил одну из наиболее значи-мых процессуальных гарантий неприкосновенности личности, которая затем прочно вошла в практику не только Англии, но и многих зарубежных госу-дарств. Процедура habeas corpus явилась неоценимым средством ограничения произвола и беззакония властей, призванным исключить тайные расправы ко-ролевской власти прежде всего с оппозиций, которая была представлена сфор-мировавшимся классом буржуазии. Не случайно и в современном мире она со-храняет свое значение в качестве одной из важнейших гарантий неприкосно-венности личности.
Билль о правах 1689 года был направлен на возрастание роли парламен-та, без ведома которого нельзя приостанавливать законы, взимать налоги и сбо-ры «в пользу или распоряжение короны», набирать и содержать постоянную армию в мирное время. Обращение с петициями к королю есть право поддан-ных и потому «всякое задержание и преследование за такие петиции незакон-но». Билль содержал гарантии против чрезмерных судебных налогов, чрезмер-ных штрафов, жестоких или необычных наказаний, конфискаций, налагаемых на отдельных лиц до осуждения. В нем провозглашаются свобода слова, сужде-ний и актов в парламенте, которая «не должна быть стесняема или подвергаема рассмотрению в каком-либо суде или месте, кроме самого парламента».
Концепция естественных прирожденных прав человека занимала все бо-лее прочное место в политических доктринах Америки, в аргументации против колониального господства, в законодательных актах. Выдающийся историче-ский документ, развивающий идеи свободы и неотчуждаемых прав человека и народа, - Декларация независимости, принятая единогласно тринадцатью Со-единенными Штатами и утвержденная Третьим Континентальным конгрессом 4 июля 1776 г. Она воплотила начала свободы личности, ее автономии и уста-новила, что они подлежат защите от любых посягательств государства. Идея свободы, прав человека в единстве с принципами разделения властей и федера-лизма составляют основные постулаты американского конституционализма.
Конституция США 1787 года не содержит ни упоминания о естествен-ных правах человека, ни их перечня. Однако преамбула Конституции закрепля-ет важнейшие ценностные принципы, без которых невозможно обеспечение прав человека. «Мы, народ Соединенных Штатов, с целью образовать более со-вершенный Союз, установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойст-вие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы за нами и потомством нашим провозглашаем и уста-навливаем настоящую Конституцию для Соединенных Штатов Америки».
Впоследствии Д. Мэдисон и Т. Джефферсон составили серию поправок к Конституции, и 15 декабря 1791 г. вступил в силу американский Билль о пра-вах, - «великая американская хартия личной свободы и человеческого достоин-ства», который зафиксировал важнейшие основные права человека. Характер-но, что некоторые из этих прав сформулированы как запреты федеральным вла-стям издавать законы, ограничивающие естественные права человека. Так, по-правка I гласит: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии либо запрещающего свободное ее использование, либо ограничивающего свободу слова или печати, или право народа мирно соби-раться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб». Такая форма была в значительной мере определена недоверием американцев к государственной власти, стремлением ограничить произвол властей по отноше-нию к человеку. Поэтому права человека формулируются не как правило пове-дения индивида, не как право на определенные действия (это право присуще ему от рождения), а как ограничения полномочий власти, которая не должна преступать границы свободы индивида, очерченные его правами.
Декларация независимости, Конституция США, Билль о правах заложили основы долгосрочной традиции, имеющей непреходящее вневременное значе-ние. Тем более значимы были эти исторические документы в конце XVIII века, когда шло становление буржуазного строя, осуществляя поиск защиты челове-ка от самовластия и произвола.
В этот же период в Европе произошла Великая французская революция, значение которой вышло далеко за пределы одного государства и оказало ог-ромное воздействие на изменение общественной ситуации во многих странах. Революция выдвинула принципы равенства, братства, справедливости, на кото-рых должно формироваться новое общество, утвердившееся после победы ре-волюции. Она оставила великий правовой документ – Декларацию прав чело-века и гражданина 1789 года, содержание которой отразило гуманистические идеи эпохи Просвещения – свободу, равенство, народный суверенитет, общест-венный договор, авторитет закона, права человека. Политико-правовые и нрав-ственные воззрения Вольтера, Монтескье, Руссо явились тем фундаментом, на котором развивались свободомыслие, непримиримость к произволу и абсолю-тизму, преклонение перед законом и неотъемлемыми неотчуждаемыми правами человека, стремление к «общему благу».
ВВЕДЕНИЕ
Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет тому назад в долине Инда, с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро. Археологические раскопки дали возможность установить, что еще в III тысячелетии до н.э. здесь существовали крупные города — центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение населения.
Наука, к сожалению, располагает скудными историческими сведениями по этому периоду истории Древней Индии. Полнее представлены исторические свидетельства по так называемому ведическому периоду (вторая половина II тысячелетия до н.э. — середина 1 тысячелетия до н.э.), когда углубляется социальное расслоение и складывается государственность в долине Ганга, чему способствует продолжающееся ряд столетий волнообразное проникновение на территорию Индии с северо-запада индоарийских племен, консолидировавшихся где-то на рубеже III—11 тысячелетия до н.э. в районах Причерноморья и Прикаспия. Долина Ганга к началу проникновения ариев (XIV—XIII вв. до н.э.) была заселена этническими общностями мундов и дравидов, которые были либо оттеснены к югу, либо ассимилированы ариями, носителями более высокой материальной и духовной культуры. До нас дошли относящиеся к этому периоду литературные памятники религиозного содержания — веды, ставшие позже священными книгами индусов, а также произведения народного эпоса.
Хараппская культура долины Инда, существовавшая несколько веков раньше индоарийской, не оказала существенного воздействия на исторические судьбы народов долины Ганга, с которыми и связано возникновение одной из самобытных, сохранивших до настоящего времени свои культурные ценности цивилизаций Востока.
ГЛАВА I. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
1.1. Источники права
Специфические черты права, отразившие особенности культурного, социально-экономического и государственного развития Древней Индии, проявились прежде всего в источниках права, среди которых особое место занимают дхармашастры — сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм) и артхашастры — трактаты о политике и праве. Понятие дхармы многогранно. Это и религиозная добродетель, и мораль, и норма поведения, и свод правил, обязательных для каждого правоверного индуса, регламентирующих различные стороны его жизнедеятельности.
Наряду с термином дхарма в древнеиндийском праве существовало понятие "ньяя", сходное с европейским — закон, более узкое понятие, чем дхарма, обозначающее общепринятую норму поведения, нарушение которой влекло за собой наказание, применяемое государством.
Дхармашастры, составленные брахманами сначала для своих учеников, со временем были признаны не только авторитетными источниками права, но на определенном этапе даже вытеснили артхашастры, взяв из них то, что относилось к собственно праву. Включение в дхармашастры правовых тем и предписаний явилось вначале прямым следствием определения дхармы царя (раджа-дхармы) как охранителя мира и порядка .
К важной потере для исторической науки относится то, что не установлено ни полного количества дхармашастр, писавшихся и распространявшихся в Древней Индии в течение столетий, ни точного времени их появления. Они содержали материалы разного происхождения и достоверности, следы поздних вставок, многочисленных исправлений. Практически ни одна дхармашастра не может быть датирована более точно, чем в пределах двух-трех веков, ибо эти брахманские произведения строились по традиционным канонам, свойственным литературе данного жанра, комментирующей священные книги индусов — веды, с неизменными ссылками на древних мудрецов.
Старейшие дхармашастры — Гаутама, Баудхаяна, Апастаба, Васиштха, носившие название дхармасутр (сутра — нить), появились, видимо, в начале второй половины 1 тысячелетия до н.э. и на рубеже н.э. На их основе возникла обширная литература собственно дхармашастр — Манусмрити, или Законы Ману (II в. до н.э. — II в. н.э.) (в дальнейшем — ЗМ), джнавалкьясмрити (II—III вв. н.э.), Нарадасмрити (III—IV вв. н.э.)'. Законы Ману, содержание которых чаще всего воспроизводилось в более поздних произведениях этого жанра, среди других дхармашастр занимают особое место.
Появление ЗМ и последующих дхармашастр знаменовало качественно новый этап развития правовой мысли в Древней Индии, запомненное, передаваемая по памяти традиция, которая стала все больше испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения. Это сказалось в углублении самого понятия дхармы, трактуемой в контексте правил жизни четырех варн (а не четырех стадий жизни индуса — ашрам), и в большем разнообразии, обособлении собственно правовых предписаний, входящих в раздел раджадхарма .
Если в дхармасутрах в основном рассматривались деликты-преступления против личности: убийство, прелюбодеяние, оскорбление, воровство, которые объединялись общим понятием — химса (нанесение ущерба, обиды личности), то в более поздних дхармашастрах все большее внимание стало уделяться договорным и имущественным отношениям, ответственности за их нарушение (о неуплате долга, закладе, границах земельных участков, разделе наследства и пр.). Правовые нормы в этих дхармашастрах были более упорядочены, классифицированы. Начиная с ЗМ они стали строиться на основе 18 поводов судебного разбирательства.
Первая группа поводов (норм) судебного разбирательства по ЗМ касается договорных отношений — неуплата долга, заклад, продажа чужого, участие в торговом или ином объединении, неотдача данного (VIII, 4); затем идут нормы, касающиеся неуплаты жалования, нарушения соглашения, отмены купли-продажи, спора хозяина с пастухом (VIII, 5). Следующая группа носит иную направленность. От обязательственных отношений составитель переходит к конкретным деликтам-преступлениям. Это споры о границе (земельных участков), клевета и оскорбление действием, кража, убийство, насилие и прелюбодеяние (ЗМ, VIII, 6). Все эти деяния, а также потрава скотом урожая, ранее других были закреплены в дхармашастрах, составив ядро древнеиндийского деликтного права. Они входили в понятие вреда, нанесенного личности человека (химса).
Последующие поводы судебного разбирательства, ассоциативно связанные с предыдущими, касались нарушения норм брачно-семейного и наследственного права (VIII, 7), а также азартных игр, приравниваемых к преступлениям. Таким образом, имеющая внутреннюю логику система изложения норм в шастрах в соответствии с 18 поводами судебного разбирательства значительно отличалась от современной отраслевой системы, ибо здесь нельзя разделить нормы гражданского и уголовного права и пр.
Другой известной дхармашастрой стала Яджнавалкья. Рассматривая правовые нормы в соответствии с 18-членной системой ЗМ, Яджнавалкья (в дальнейшем — Ядж.) значительно больше внимания уделяет процессуальным нормам .
Одним из принципиальных положений индусской религии, философии и права является положение о четырех ступенях нравственного развития личности на пути к совершенству и духовной свободе (артха, кама, дхарма и мокша) и соответствующих этим ступеням четырех ашрамах, стадиях жизни индуса: брахма-чарии — периода учебы и самодисциплины, грихастхи — стадии хозяина (главы семьи), ванапрастхи — стадии лесной жизни аскета для очищения души от греховности и обуздания чувств и санньясы — жизни в отречении для спасения души, принципов, например о приоритетных средствах доказывания в суде, состоящих из документов пользования вещью и свидетельских показаний, о необходимости судебной проверки фактов, относящихся к рассматриваемой тяжбе. Она оперирует понятием "тяжкое правонарушение", выделяет преступления против царя, требует беспристрастности судей и пр .
Нарадсмрити предстает законченным юридическим произведением, целиком посвященным вопросам права, которое свидетельствует о достаточно высоком уровне развития правовой культуры. Составитель Нарады отходит от указаний на конкретные наказания по каждому виду преступления, ограничиваясь абстрактными рекомендациями в форме: "заслуживает штрафа", "пусть его накажет царь или судья", отсылая в большинстве случаев к обычаю, к признанным на местах нормам обычного права. Это обстоятельство — явный признак сугубо практического назначения данной дхармашастры.
При большом разнообразии дхармашастр можно увидеть глубокое сходство между ними, взаимовлияние, взаимозависимость, текстуальное совпадение, а главное — единство религиозно-философских концепций, принципов, на которых они основывались. Это прежде всего понятие самой дхармы, закрепление неравенства варн, особого значения ритуала, ритуальной чистоты и нечистоты индуса, системы искупления с целью очищения, в том числе и за совершенные преступления.
ВВЕДЕНИЕ
Уголовное судопроизводство является важнейшей сферой государственной деятельности. Именно от того, насколько справедливо разрешаются социальные конфликты, зависит эффективность деятельности многих социальных институтов. Социально-экономические преобразования, произошедшие в 90-х годах прошлого столетия, отчетливо проявили потребность в реформировании судебной системы, призванной создать подлинно демократическую и цивилизованную систему судоустройства и судопроизводства. Важным шагом на пути реформирования явилось принятие в 1993 году Конституции РФ, основанной на признании отдельно взятой личности главной ценностью в государстве, что в полной мере соответствует нормам международного законодательства.
Логичным следствием судебной реформы стали разработка и принятие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации взамен устаревшего УПК РСФСР 1960 г., в который за время его действия было внесено более 400 дополнений и изменений. УПК РФ воспринял и развил многие конституционные положения, одним из которых является право каждого осужденного за преступление на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом (ч. 3 ст. 50 Конституции РФ).
Важным этапом в реформировании института пересмотра судебных решений явилось введение института апелляции в российском уголовном судопроизводстве. Федеральным законом от 7 августа 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» был введен институт апелляции, который получил дальнейшее развитие в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, действующим с 1 июля 2002 г.
Согласно действующему уголовно-процессуальному закону суд апелляционной инстанции проверяет по апелляционным жалобам и представлениям законность, обоснованность и справедливость приговоров и постановлений мирового судьи. Судебное разбирательство в суде апелляционной инстанции предполагает проверку по апелляционным жалобам и представлениям правильности установленных в приговоре или постановлении мирового судьи фактических обстоятельств уголовного дела и применения уголовного закона, а также соблюдения при рассмотрении дела мировым судьей норм уголовно-процессуального закона. Суд апелляционной инстанции призван решать вопросы и факта, и права, т.е. разрешать дело по существу по правилам производства в суде первой инстанции. Это позволяет обеспечить конституционные права граждан на судебную защиту, а также повысить эффективность отправления правосудия.
Качественно новый институт апелляционного производства вывел проблему его теоретического осмысления и практической реализации в число чрезвычайно важных.
Заметную роль в развитии апелляционного производства сыграли научные труды А.С. Александрова, В.П. Божьева, В.В. Дорошкова, Н.Н. Ковтун, П.Е. Кондратова, Ю.В. Кореневского, П.А. Лупинской, И.Б. Михайловской, Л.И. Петрухина, А.В. Победкина, А.Н. Разинкиной, СВ. Филиппова и других авторов. Проведенные ими исследования внесли значительный вклад в науку, дали определенные рекомендации практике. Вместе с тем, необходимо учитывать, что отдельные положения апелляционного производства нуждаются в его дальнейшем развитии.
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АПЕЛЛЯЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Право на обжалование судебных решений является одной из важнейших гарантий защиты прав и законных интересов личности в уголовном процессе. Статьей 50 Конституции РФ установлено, что каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также просить о помиловании или смягчении наказания. Действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает четыре вида пересмотра судебных решений: в апелляционном, кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Право обжалования не вступивших в законную силу судебных решений реализуется посредством апелляционного и кассационного разбирательства. Вступившие в законную силу решения судов могут быть пересмотрены в надзорном порядке или по вновь открывшимся обстоятельствам.
В этой связи следует обратить внимание на то, что Европейским судом по правам человека рассмотрение дела в кассационном порядке признано исчерпывающим средством внутригосударственной правовой защиты, поэтому у граждан, участвующих в уголовном судопроизводстве и не согласных с результатом судебного разбирательства право обратиться с жалобой в Европейский суд по правам человека наступает уже после принятия решения судом кассационной инстанции.
Как признано ст. 15 Конституции РФ и закреплено в ст. 1 Уголовно-процессуального кодекса РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы и законодательства РФ, регулирующего уголовное судопроизводство. Именно поэтому одной из основных целей проводимой в России судебной реформы является «обновление
законодательства и приведение его в соответствие с нормами международного права и международными стандартами в области прав человека .
Международным правом выработаны основные положения в области защиты прав лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве. Конвенция содружества независимых государств о правах и основных свободах человека (ч.2 ст.7) провозглашает право каждого осужденного на пересмотр приговора вышестоящей судебной инстанцией в порядке, установленном законом . В соответствии с ч.1 ст.2 «Право на апелляцию по уголовным делам» Протокола № 7 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый осужденный судом за совершение уголовного преступления имеет право на то, чтобы его приговор и наказание были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией. Международный Пакт о гражданских и политических правах (п.5 ст. 14) предусматривает право каждого осужденного за совершение уголовного преступления на то, чтобы осуждение и приговор были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией. Как видно, международным законодательством уделяется весьма существенное внимание обеспечению права осужденного на пересмотр судебного решения, и это не случайно. Связано это с тем, что «уголовный процесс, как система норм, регулирует наиболее острые общественные отношения, определяющие взаимоотношения личности и государства в репрессивной сфере» .
В таких условиях право обжалования акта правосудия призвано гарантировать надлежащую защиту личности от незаконного осуждения и соблюдение её прав и свобод.
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ СТАДИИ АПЕЛЛЯЦИОНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Апогеем состязательного процесса является судебное разбирательство и постановление приговора судом первой инстанции. Существующие процессуальные гарантии являются основой постановления законного, обоснованного и справедливого приговора. Приговор суда после вступления в законную силу считается истинным, что подразумевает не только достоверность установленных фактов, но и правильность уголовно-правовой квалификации содеянного, соразмерность наказания, правильность решений всех других уголовно-правовых и уголовно-процессуальных вопросов.
Мнение о преюдициальном значении приговора сложилось достаточно давно. Известный юрист Ч. Беккариа в XVIII в. последовательно отстаивал истину приговора , продолжая многовековую традицию римской юриспруденции с ее правилом «res judicata pro vetitatehabetun» - «судебное решение принимается за истину» . В соответствии с этим И.Я. Фойницкий писал: «Судебное решение почитается за истину, но если эта презумпция падает, если решение оказывается ошибочным, оно должно быть заменено другим, справедливым. Истина - высший закон правосудия, стремлением к ней должны быть проникнуты все меры его» . Подобные точки зрения высказывались и позже.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПРАВА ДРЕВ-НЕГО ВАВИЛОНА
Вавилон был основан семитами, политическое и культурное значение ко-торого росло, Вавилон затмил все остальные города страны, и по его имени все Двуречье стали называть Вавилонией.
Во время своего правления Хаммурапи (начало XVII в. до н.э.) вел поли-тику завоевания, итогом которой явилось образование единой вавилонской им-перии. После его смерти (1750 до н.э.) напали касситы, которые господствова-ли 500 лет. Новое возвышение вавилонского государства приходится на VII век до н.э. Ново-Вавилонская монархия просуществовала до VI в. до н.э. и была за-воевана персами.
Законы Хаммурапи представляют собой обширный законодательный па-мятник, состоящий из 282 статей. Внешне кодекс представляет собой черный базальтовый столб, обнаруженный в 1902 году французской археологической экспедицией в г. Сузы - древней столице Элемского царства (территория со-временного Ирана).
Судебник Хаммурапи затрагивает самые различные вопросы права, но весьма далек от точности и полноты. Из 282 статей современным исследовате-лям неизвестно лишь содержание 21 статьи. В науке вопрос о системе кодекса Хаммурапи решается по-разному.
Правовые положения изложены казуистически, без обобщений. Вполне возможно, что законы Хаммурапи представляли собой записи судебных реше-ний.
Первые 5 статей судебника содержат положение процессуального харак-тера. Они направлены против царящего в судах произвола. 6-126 статьи посвя-щены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжению ею. Статьи 26-39 говорят о земельных наделах воинов.
Следующий раздел, включающий статьи 127-195, посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196-214 содержат по-ложение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст. ст. 215-282) посвящены труду и орудиям труда. Здесь содержатся статьи, устанавли-вающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, ста-тьи о найме, о сельскохозяйственных рабочих, о найме животных, орудий труда и о рабах.
Право шумерийских городов-государств заслуживает особого внима-ния. "Закон и правосудие, - пишет известный шумеролог С. Крамер, - были основополагающими понятиями для древних шумеров как в теории, так и на практике... археологи обнаружили тысячи глиняных табличек со всевозмож-ными юридическими текстами: договоры, соглашения, завещания, векселя, расписки, судебные постановления. В Древнем Шумере ученики старших классов посвящали немало времени изучению законов и усердно осваивали трудные и специфические юридические формулы, а также переписывали своды законов и судебные решения". К сожалению, шумерийские законы дошли до нас в отрывках.
Некоторые статьи Законника наводят на мысль, что немаловажной причиной кодификационной деятельности Хаммурапи было желание смяг-чить социальные противоречия вавилонского общества, вызванные крайними формами эксплуатации деревни богатыми землевладельцами-арендодателями и ростовщиками. Кодекс в некоторой степени ограничивает возможности этого круга стяжателей, заботясь главным образом о податных и военных интере-сах государства: плательщиком налогов и солдатом был крестьянин, и потому следовало предотвратить его разорение.
Вместе с многочисленными деловыми документами своей эпохи, дошед-шими до нас благодаря тому материалу, на котором они были написаны, то есть глине,
Законник Хаммурапи свидетельствует о значительной хозяйственной активности вавилонского общества. Продажа земли и строений, аренда па-хотного поля и сада, наем быков для работы в поле, заклад имущества при сделках займа- денежного и натурального - все это подробным образом рег-ламентируется в кодексе.
Для наиболее распространенных сделок, например купли - прода-жи, Законник предусматривает три условия действительности: чтобы имуще-ство не было изъято из оборота, например, илку, земли воинов, чтобы прода-вец был действительным собственником вещи и мог гарантировать нового приобретателя от эвикции, то есть истребования проданной вещи ее хозяину, чтобы оформление сделки происходило в присутствии свидетелей.
Обязательственное право Вавилона знает:
а) договорные обязательства;
б) обязательства из причинения вреда.
Договоры исполнялись по образцам (формулярам) на глине, засушенной на солнце или обожженной на огне и превращенной в твердую таблетку.
Известны договоры: купли продажи и межличный и имущественный на-ем, заем, поклажа, поручение, товарищество, договор тамкара с шамалу (де-нежных людей - с торговыми агентами).
Обязательства из причинения вреда предусматривали возмещение причи-ненного вреда в случаях:
* нанесения ущерба ирригационным сооружениям;
* неосмотрительности пастуха, по вине которого скот пасся на чужом по-ле;
* порубке дерева в чужом лесу;
* столкновения судов (отвечал плавающий вверх по реке);
* ранение в драке;
* нечаянного убийства раба или рабыни.
Скотоводческая отрасль включала в себя разведение как мелкого ( овцы), так и крупного (быки ) рогатого скота. Скот передавался для па-стьбы специальным пастухам (наемным или царским людям ), которые не-сли ответственность за потраву, а также за любой другой ущерб, проис-шедший в стаде по вине пастуха ( п.263 - 265 и 267 ). Статьи 244 - 251 также можно отнести к скотоводству: в них, достаточно подробно, рас-сматриваются различные случаи найма скота, а также возмещение убытков связанные с этим наймом, что в свою очередь может свидетельствовать о том, что скот являлся достаточно большой ценностью в Месопотамии в те времена и обладать им мог не вся-кий, а только достаточно состоятельные люди.
Введение
В 1992 году Правительство Российской Федерации взяло курс на построение рыночной экономики. Механизм осуществления реформ заключался: 1) в разгосударствлении государственной собственности; 2) в приватизации, когда товаропроизводители, а также пенсионеры стали собственниками имущества своего предприятий и земли; 3) в либерализации цен; 4) в создании многоукладной экономики и становлении предприятий различных организационно-правовых форм; 5) в изменении налоговой системы и кредитно-финансовой политики. Главная цель указанных реформ состояла в изменении к лучшему социально-экономических условия жизни и деятельности агропромышленного производства.
Из 25,5 тыс. колхозов и совхозов было реорганизовано 23,7 тыс. хозяйств, или более 2/3 их числа. Оставшиеся около 9 тыс. хозяйств не реорганизовались в новые формы (около 1/3 хозяйств). У них осталось примерно 35% сельхозугодий. 93,7% всех сельскохозяйственных угодий (более 170 млн. га) переданы новым формированиям, крестьянам.
Действуют 280 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, им принадлежит более 11 млн. га земли (примерно 5%), в среднем по 42 га на одно хозяйство. 49% сельхозугодий перешли в связи с реорганизацией колхозов и совхозов в общую долевую или совместную собственность крестьян. 11% сельхозугодий переданы личным подсобным хозяйствам для увеличения приусадебных участков. 5% сельхозземель осталось в районных фондах распределения.
Всего создано более 16 тыс. новых формирований: товариществ, хозяйственных обществ, сельхозкооперативов, подсобных сельских хозяйств. 18 млн. сельских семей увеличили земельные участки, 24 млн. семей состоят в садоводческих товариществах.
В то же время указанные реформы проводились без научно обоснованной концепции и предварительной подготовки, а экономические и правовые механизмы регулирования подчас противоречили друг другу.
Аграрная реформа не обрела черты рационального, системного, развивающегося процесса, который бы поддерживался и осуществлялся самими сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Объект исследования в данной работе представляет собой общественные отношения, возникающие при проведении приватизации в агропромышленной секторе национальной экономики.
Предметом исследования, определяющим тему курсовой работы, является правовое регулирование приватизационных процессов в сельском хозяйстве РФ.
Основная цель исследования заключается в том, чтобы на основе учета достижений правовой науки, опыта применения соответствующих правовых норм определить особенности приватизационных процессов в агропромышленном комплексе Российской Федерации.
Соответственно цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Произвести анализ реорганизации и приватизации колхозов, совхозов и сельскохозяйственных государственных и муниципальных предприятий.
2. Раскрыть специфику приватизации предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, производственно-техническому обслуживанию, материально-техническому обеспечению сельского хозяйства.
Структура работы обусловлена предметом исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Глава I. Особенности реорганизации и приватизации колхозов, совхозов и сельскохозяйственных государственных и муниципальных предприятий
Специфика приватизации проявляется в особенностях субъектного состава складывающихся здесь правоотношений, их объектов и содержания.
В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества должен выступать публичный собственник. В качестве продавца федерального имущества выступает специализированное учреждение, которому федеральным правительством предоставлены полномочия на организацию и осуществление такой продажи и назначенные им представители, а в качестве продавцов государственного или муниципального имущества – юридические лица, которым в порядке, определенном органами государственной власти субъектов РФ, предоставлены полномочия на организацию и осуществление такой продажи либо любые продавцы, назначенные органами местного самоуправления. Из этого следует, что в роли продавцов приватизируемого имущества могут выступать как органы публичной власти, так и подобранные ими юридические лица, в том числе коммерческие организации.
В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества могут выступать любые субъекты гражданского права, за исключением юридических лиц, в уставном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%. Очевидно, однако, что в этой роли не могут также выступать другие публично-правовые образования, а также многие некоммерческие юридические лица.
В качестве объектов приватизации могут выступать:
1) предприятия и другие имущественные комплексы;
2) здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты;
3) земельные участки;
4) жилые помещения;
5) акции открытых акционерных обществ.
Сложившаяся к 1991-1992 годам структура государственных и кооперативных предприятий в сельском хозяйстве оказалась не приспособленной к рыночным отношениям, изначально ориентированной на государственные закупки, снабжение, цены и т.п. Одной из задач аграрной реформы стало создание иной, более отвечающей требованиям рыночной экономики структуры, базирующейся на самостоятельных производителях и рыночных механизмах их взаимодействия.
Основными путями формирования новой производственной структуры призваны стать процессы приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов. В результате этих процессов должна быть создана система мобильных, ориентированных на рынок частных (базирующихся как на индивидуальной, так и на коллективной собственности) производителей сельскохозяйственной продукции.
Реорганизация – это процессы разделения предприятия на более мелкие предприятия, слияния с другими предприятиями или преобразования в иную организационно-правовую форму. По своей организационно-правовой форме колхозы изначально являются негосударственными предприятиями.
В соответствии с Законом РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР», была изменена редакция ст. 12, в результате чего совхозы перестали быть государственными предприятиями. В этой связи колхозы и совхозы не приватизировались, а подлежали реорганизации. Исключение составили сельскохозяйственные предприятия, функционирование которых имело общегосударственное значение или носило индустриальный характер. Такие предприятия остались в государственной собственности, порядок их приватизации и реорганизации определяется особо.
Согласно Указу Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» колхозы и совхозы обязаны до 1 января 1993 года провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и перерегистрироваться в соответствующих органах. Местные органы исполнительной власти обеспечивали контроль за реализацией права членов колхозов и работников государственных предприятий на беспрепятственный выход из них для создания крестьянских (фермерских) хозяйств.
Реорганизация сельскохозяйственных предприятий нацелена на изменение производственных отношений на селе, реализацию права свободного выбора формы предпринимательства с закреплением за работниками имущественных паев и земельных долей. В соответствии с вышеназванным Указом Президента РФ было принято Постановление Правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», в котором предусматривалось, что в случае принятия собраниями трудовых коллективов сельскохозяйственных предприятий решений о сохранении прежней формы хозяйствования осуществляется перерегистрация колхозов и совхозов с закреплением за ними земли в соответствии с действующим законодательством. При этом должно быть обеспечено безоговорочное право выхода со своим земельным и имущественным паем любого члена колхоза (работника совхоза), кооператива, товарищества, акционерного общества, ассоциации и других предпринимательских структур из их состава для создания крестьянского (фермерского) хозяйства без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия (организации).
Для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создаются комиссии. В их состав включаются представители местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов. Руководство указанными комиссиями возложено на председателей колхозов и директоров совхозов, которые несут персональную ответственность за исполнение настоящего постановления. За нарушение порядка и сроков приватизации виновные должностные лица привлекаются к ответственности в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР».
Введение
Актуальность настоящей работы. Без преувеличения можно сказать, что жилищное право затрагивает интересы каждого гражданина независимо от возраста или имущественного положения. Каждый день, знает об этом человек или нет, его существование регулируется нормами жилищного законодательства. И от того, какие это нормы, каково их наполнение и содержание, в значительной степени зависит его жизнь.
С сожалением приходится констатировать тот факт, что государство долгое время было в долгу у общества не только и не столько за свою строительную политику, сколько за отсутствие четкой, понятной, прозрачной и непротиворечивой системы жилищного законодательства.
До 1 марта 2005 г., т.е. до введения в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), законодательство, регулирующее жилищные отношения, характеризовалось бессистемностью и большим количеством нормативных актов (акты приняты в разное время, на разном уровне - от инструкций до федеральных законов).
Отсутствие единства правового регулирования жилищных отношений значительно усложняло осуществление государством последовательной жилищной политики, способствовало неопределенности в осуществлении гражданами своих жилищных прав. Кроме того, такое положение давало почву для многочисленных злоупотреблений.
Следует признать, что в Российской Федерации давно назрела необходимость принятия нового Жилищного кодекса, который наконец-таки упорядочил регулирование жилищных отношений.
ЖК РФ был принят 22 декабря 2004 г., одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 г., подписан Президентом Российской Федерации 29 декабря 2004 г., опубликован в Российской газете 12 января 2005 г. и, как указывалось выше, вступил в силу с 1 марта 2005 г. Многие юристы , оценивая действующую нормативную базу подчеркивают, что законодательство о договоре найма по сути своей представляет новейшее нормотворчество по регулированию отношений найма жилья в данных социально-экономических условиях.
Предмет исследования: Центральное место в работе отводится исследованию особенностей регулирования договоров найма жилых помещений в российском праве.
Объект исследования: институт договора найма жилых помещений в российском праве.
Цель работы: исследование особенностей договора найма жилых помещений и особенностей его регистрации.
Задачи работы: руководствуясь вышепоставленной целью, мы ставим перед собой следующие задачи:
1) исследовать коммерческий найм жилых помещений и его договорное оформление;
2) проанализировать особенности договора социального найма;
3) отметить особенности договора найма жилых помещений в целом;
4) подвести итоги проделанной работы .
Методологические основы работы: Методо¬логической основой работы является общий диалектический метод научного познания и связанные с ним принципы историзма и объективно¬сти исследования. Помимо общенаучных методов применяются и специ¬альные (частнонаучные): сравнительно-исторический, конкретно-социологический, системный, структурно-функциональный, формально- ¬логический и др. Использование методов в их сочетании позволило ос¬мыслить и раскрыть предмет исследования в обобщающих закономерно¬стях, в разнообразных деталях и ракурсах, что в конечном итоге дало возможность решить поставленные автором задачи.
Основные источники работы: данное правовое исследование основано на анализе нормативной базы (в частности Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, Основ жилищной политики и т.д.) и правоприменительной практики.
Степень освещения темы в литературе. Изучение научных источников сви¬детельствует о том, что проблема договора найма жилого помещения в России длительное время не исследовалась во всем ее многообразии. Специальные работы по данной теме довольно редки.
Практическое применение: данная работа может быть использована студентами и аспирантами юридических факультетов в качестве учебного материала, и практического пособия - всеми кто интересуется вопросами договорных отношений в части найма жилых помещений.
Научная и практическая новизна работы состоит в том, что с современных позиций пред¬принята попытка комплексного анализа вопросов, связанных с регулированием договорных отношений в части найма жилых помещений.

Глава 1. Общие положения о договорах найма жилых помещений
1.1 Понятие и сущность договора найма жилых помещений
Наем жилого помещения является одним из способов осуществления предусмотренного Конституцией (ст. 40) права граждан на жилище. Конституционное право на жилище означает гарантированную для каждого гражданина Российской Федерации возможность быть обеспеченным постоянным жилищем. Это право предполагает юридическую возможность стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением, его неприкосновенность, недопущение произвольного лишения жилища, а также возможность улучшения жилищных условий путем приобретения другого жилья.
Право на жилище обеспечивается посредством предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, на условиях найма жилых помещений у собственников, кооперативного жилищного строительства, а также приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения размеров площади.
До принятия части второй ГК наем жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда осуществлялся путем заключения нанимателем договора найма жилого помещения с органом местного самоуправления (ст. 51 ЖК), а в домах частных собственников - путем заключения договора аренды (ст. 17 Закона о жилищной политике). Порядок, сроки и условия аренды определялись договором между арендатором и собственником.
С введением в действие части второй ГК в правовом регулировании отношений по найму жилых помещений произошли существенные изменения. Прежде всего, наем гражданами жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда осуществляется посредством заключения нанимателем с органом местного самоуправления договора социального найма жилого помещения, а в домах частных собственников - посредством заключения нанимателем с собственником жилого помещения договора коммерческого найма (что соответствует складывающимся рыночным отношениям в жилищной сфере).
Таким образом, договор социального найма жилого помещения и договор коммерческого найма жилого помещения - это две разновидности найма жилых помещений применительно к различным видам жилищных фондов.
Основным договором, с помощью которого жилые помещения передаются в пользование вообще и во временное возмездное владение и пользование в частности, является договор найма жилого помещения.
Права и обязанности участников данной сделки регулируются гл. 35 ГК РФ и актами жилищного законодательства. Среди последних особо следует выделить ЖК РФ. Без преувеличения договор найма жилого помещения можно назвать центральным институтом жилищного законодательства и одновременно одним из видов гражданско-правовых договоров.
Часть вторая ГК РФ несколько по-иному, чем прежнее законодательство, регулирует договорные отношения, складывающиеся по поводу возмездной передачи жилых помещений во владение и пользование. По существу этот Кодекс выделяет договор найма жилого помещения, по которому жилье предоставляется гражданам (гл. 35), и арендный или иной договор, регулируемый гл. 34 или иными положениями ГК РФ, по которым жилое помещение предоставляется юридическим лицам, при этом ГК РФ оговаривает возможность его использования только проживанием граждан (п. 2 ст. 288 и п. 2 ст. 671).
В соответствии с п. 1 ст. 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Торговля людьми, в особенности женщинами и детьми - реальность нашего времени. Несмотря на то, что рабство как таковое отменено более 200 лет назад, современность возродила к жизни сходный с ним институт. Во всём мире ежегодно от 700 000 до 4000000 мужчин, женщин и детей покупаются, продаются, перевозятся и удерживаются против их воли в условиях, подобных рабству. Торговля людьми, по оценкам экспертов, считается третьей по доходности сферой деятельности организованной преступности, особенно в части её транснациональной составляющей, наряду с торговлей оружием и наркотиками. Центр ООН по международному предупреждению преступлений полагает, что ежегодно мировой рынок торговли людьми даёт 12 миллиардов долларов прибыли. Прогноз, представленный в докладе ЮНИСЕФ, тревожен: если не будут приняты меры, то к 2010 году торговля людьми по доходности сравнится с продажей наркотиков. Более того, есть основания полагать, что доходы от продажи людей вносят свою лепту в финансовое обеспечение международной террористической деятельности.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества