Право (правоведение) - готовые работы

ГлавнаяКаталог работПраво (правоведение)
fig
fig
Введение
Актуальность темы исследования. Основным элементом системы права является отрасль права. приоритетное положение отрасли в системе права оп-ределяются тем, что она отражает и регулирует наиболее важные, относительно обособленные группы общественных отношений, играющих существенную роль в организации общественной жизни.
Как известно, система российского законодательства представляет собой определенную совокупность источников права, которые являются формой вы-ражения правовых норм. Поэтому право не существует вне законодательства. Источники права соотносятся как форма и содержание. Именно в законодатель-стве правовые нормы и их различные структурные образования получают свое реальное выражение и внешнее проявление.
Система законодательства включает в себя следующие основные виды отраслей законодательства:
1) отраслевое законодательство содержит нормы, которые регулируют качественно определенный вид общественных отношений, являющийся пред-метом одной отрасли права (например, земельное, семейное;
2) внутриотраслевое законодательство выражает нормы подотрасли или института права, которые регулируют разновидность отраслевых обществен-ных отношений (авторское законодательство в составе отрасли гражданского законодательства);
3) комплексное законодательство включает нормы несколькихъ отраслей права, которые регулируют различные по своему видовому содержанию обще-ственные отношения, составляющие относительно самостоятельную сферу об-щественной жизни (хозяйственное, транспортное, военное законодательство).
Предметом регулирования комплексных отраслей законодательства в от-личие от отраслей права является не вид, а сфера общественных отношений, объединяющая различные их виды. Будучи предметом регулирования норм не-скольких отраслей права, они вместе с тем обладают известным единством, обусловленным общностью целей и задач человеческой деятельности.
Целью исследования является проведение анализа отраслей российского права, их видов и особенностей.
Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы и разрешены следующие задачи:
1) дать определение, раскрыть особенности отрасли российского права, рассмотреть виды и типологию отраслей права;
2) определить проблемы развития отрасли российского права;
3) проанализировать учебно-методические и иные материалы по прово-димой теме исследования;
4) подвести итоги проведенного исследования.
Объект исследования – система российского права.
Предмет исследования – отрасль российского права, как основной эле-мент всей системы права.
Теоретическую основу исследования составили учебно-методические и иные материалы по вопросам системы права и ее структурных элементов таких авторов, как Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Арбузкин А.М., Бондарь Н.С., Авсеенко В.И. Бочаро С.Н., Красавчиков О.А., Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А., Пугинский Б.И. и др.
Глава 1. Отрасли российского права: понятие, типология
§ 1.1. Понятие отрасли российского права
Первоначально, прежде чем дать полную характеристику отрасли права, необходимо отметить, что отрасль права является частью системы права. По-этому представляется необходимым определить, что представляет собой систе-ма права.
Итак, под системой права понимаются единство, согласованность и внут-ренняя взаимосвязь норм права, соединенных в правовые институты и отрасли права. В этой системе можно выделить три основных элемента, образующих соответствующие уровни права – норма права (первичный уровень), правовой институт (вышестоящий уровень) и отрасль права (первичный уровень). Взаи-мосвязь и взаимодействие этих элементов (уровней) и образует целостную сис-тему права.
В буржуазной науке права общепринято деление системы права на так называемое публичное и частное право. При этом, по мнению буржуазных уче-ных, такое деление является естественным, вытекающим из природы отноше-ний между личностью и государством. Данная теория уходит своими корнями вглубь веков. Еще в древнем Риме различались две отрасли права: публичное (jus publicum) и частное (jus privatum). По мнению древнеримского юриста Ульпиана, публичное право есть то, которое относится к положению государ-ства, частное - которое относится к пользе отдельных лиц.
Подобное же значение это деление права сохраняет и в современной за-рубежной буржуазной теории права. В нем выражается суть буржуазных обще-ственных отношений, основанных на частной собственности. К публичному праву буржуазная наука относит такие отрасли, как государственное, уголов-ное, административное, к частному - гражданское, семейное.
На протяжении более чем 70-летней истории советского государственно-правового развития наша официальная юридическая наука отрицательно отно-силась к делению права на публичное и частное.
Принято было считать, что это деление искусственное и призвано замас-кировать сущность буржуазного права как возведенной в закон воли эксплуата-торского меньшинства общества, посеять иллюзии о государстве и праве как надклассовых институтах.
Такое отрицательное отношение и подобная идеологизация научной про-блемы имеют свою конкретную историю.
Дело в том, что еще в 20-х годах при разработке Гражданского кодекса РСФСР В.И. Ленин в письмах на имя членов Политбюро к Наркому юстиции Д.И. Курскому резко высказался за обеспечение и расширение государственно-го вмешательства в частноправовые отношения. «Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не част-ное».
Эта ленинская установка и послужила идеологической основой своеоб-разного этатизма, тотального огосударствления всей правовой системы. Как верно заметил С. С. Алексеев, «... под влиянием тоталитарного режима, тоталь-ного господства публично-правовых принципов у нас укоренилось, вошло в плоть и в кровь представление о том, что будто бы все «юридическое» целиком исходит от государства, от государственного закона, что везде нужны «разре-шения» и «согласия». А это затрудняет в современных условиях возможность осуществить перестройку системы права в соответствии с режимом «все, что не запрещено, - дозволено».
Переход к рыночному хозяйству, основанному на плюрализме и равенст-ве всех форм собственности, в том числе и частной, означает своеобразный «возврат» российской системы права к делению на публичное и частное право.
Естественно, что в этих условиях должна быть произведена своеобразная инвентаризация отраслей и институтов права с целью вычленения из них норм, относящихся к частно-правовой сфере регулирования.
Другой путь формирования права - это разработка и введение в действие республиканских законов о собственности, предпринимательстве, приватиза-ции и т.д. Думается, что формирование отвечающих духу и принципам право-вого государства отраслей и институтов частного права - основная задача пра-вовой политики, ибо опыт публично-правового регулирования у нас имеется.
Важно только во главу поставить интересы личности, приоритет ценно-сти ее интересов во взаимоотношениях с государством.
Итак, отрасль права – это высший уровень системы права, представ-ляющий собой систему правовых норм, регулирующих комплекс однородных общественных отношений и выражающих единство средств и способов воздей-ствия на эти отношения.
В системе права различают отрасли материального и процессуального права. К материальному праву относятся уголовное право, гражданское право, административное право. Уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право образует группу процессуальных отраслей. Основное различие между процессуальными и материальными отраслями в свое время удачно подметил К. Маркс: «процесс есть только форма жизни закона, следова-тельно, проявление его внутренней жизни». Другими словами, процессуальные отрасли права призваны «обслуживать» материальное право, обеспечивать по-рядок применения материального закона, его «жизни». Таким образом, сам термин «материальное» право без связи с конкретным «процессуальным» пра-вом лишается своего содержания.
Конкретные связи между этими понятиями состоят в том, что, например, гражданское право как отрасль материального права имеет особые процедур-ные правила реализации, которые устанавливаются гражданско-процессуальным законодательством. Аналогичные взаимосвязи наблюдаются между уголовным и уголовно-процессуальным правом.
Критериями выделения отраслей права являются предмет и метод отрас-левого регулирования.
Предметом отраслевого регулирования является комплекс однородных общественных отношений, складывающихся в какой-либо сфере жизнедеятель-ности общества и требующих единообразного правового воздействия. Напри-мер, комплекс отношений, связанных с принадлежностью вещей и их перехо-дом от одних субъектов к другим (имущественные отношения); отношения свя-занные с трудоустройством, выполнением трудовых функций, охраны труда, выплатой зарплаты, и иные (трудовые отношения).
Методом отраслевого регулирования являются способы и средства пра-вового воздействия на регулируемые отношения.
Средствами правового воздействия являются: управомачивающие – пре-доставление прав, обязывание – возложение обязанностей, аппрет – установле-ние запретов на совершение тех или иных действий.
Есть два основных способа регулирования отношений. Один из них со-стоит в том, что нормы права, выражая общеобязательность, воздействуют в повелительном плане, изначально распределяя права и обязанности между субъектами отношений и ставя их в соподчиненное положение. Этот способ на-зывается императивным. Он действует там, где необходимо обеспечение обще-государственных интересов.
Вторым способом является диспозитивный, состоящий в том, что участ-никам регулируемых отношений предоставлена возможность самостоятельно, в определенных пределах устанавливать содержание своих прав и обязанностей, определять характер взаимоотношений.
Эти способы предопределяют и характер использования средств правово-го воздействия (управомачивание, обязывание, запрет). При императивном спо-собе права, обязанности и запреты устанавливаются властными органами. При использовании диспозитивного способа – с участием воли самих субъектов ре-гулируемых отношений. В связи с этим выделяют два основных отраслевых метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.
Таким, образом, сочетание предмета и метода дает возможность выделить отрасли права: конституционное, административное, финансовое, уголовное, уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное, гражданское, гражданско-процессуальное, трудовое, семейное и др.
Введение
В современных условиях развития в Российской Федерации демократии, большую роль играет развитие и совершенствование судебной власти. Судебная власть должна стать одним из важнейших элементов структуры государственной власти наряду с законодательной и исполнительной.
Для проведения судебной реформы, повышения эффективности деятельности судебной власти в Российской Федерации, оптимального организационно-правового и материально-технического обеспечения судебной системы в Российской Федерации Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России».
Суды районов и городов (без районного деления) составляют основное звено системы судов общей юрисдикции. Слово «народный суд» сегодня не употребляется. Этот термин устарел. Чаще всего суды данного звена называют «районными судами» (или «федеральными районными судами»), это обобщенное название, связанное с тем, что количественно районные суды преобладают.
Сегодня районные суды рассматривают огромное количество судебных дел, имеют огромный объем работы. Они рассматривают и разрешают уголовные, гражданские дела, дела по административным правонарушениям, осуществляют судебный контроль за предварительным расследованием уголовных дел, также реализуют другие полномочия.
Правильная организация работы районного суда имеет большое значение для обеспечения его успешной деятельности. Без должной организации судебной работы невозможно быстрое, полное и правильное рассмотрение судебных дел и выполнение других задач, стоящих перед судом как органом судебной власти.

1. Принципы организации работы районных судов РФ
Районный суд является основным звеном судебной системы, рассматривающим более 90% уголовных и гражданских дел.
Как уже было отмечено ранее, до принятия Закона «О судебной системе Российской Федерации» районный суд назывался народным. Этим подчеркивалась его близость к населению и то обстоятельство, что судьи районного суда избирались жителями района. С изменением порядка наделения судей полномочиями (см. комментарий к ст. 13 Закона) отпало основание для такого названия, однако социальная сущность районного суда не изменялась; по своему местоположению районные суды наиболее близки к населению.
Порядок организации и работы районного суда в настоящее время регламентирован Законом «О судоустройстве РСФСР».
Районные суды образуются в каждом районе или городе. На район и город может быть создан один суд.
К районным судам по статусу приравнены городские, межмуниципальные, окружные суды .
По существу, Закон вводит судебные районы, не совпадающие с административным делением.
Идея такого принципа образования судов была впервые изложена в Концепции судебной реформы. Одно из направлений судебной реформы заключалось в максимальном обеспечении независимости судов. Образование районных судов по территориальному принципу, соответствующему административно - территориальному делению, предопределяет их зависимость от местной власти.
При проведении судебной реформы предлагалось создание окружных судов, которые, действуя в качестве судов первой инстанции в судебных округах, не совпадающих с административно - территориальным делением, выводились бы из-под влияния местной исполнительной власти. Окружные суды должны были быть крупнее по численному составу, чем районные суды, что позволяло создать специализированные составы для рассмотрения определенных категорий дел (несовершеннолетних, трудовых и др.). Практическая возможность устранить какую-либо зависимость судов от местной власти и административной системы появляется с образованием судебных районов.
Основой для создания судов, образующих в своей совокупности основное звено судебной системы, явился Указ Президента РФ от 10 декабря 1993 г. № 2125 «Об общих принципах административно - территориального деления и организации местного самоуправления в городе Москве» .
На основании этого Указа в целях обеспечения развития местного самоуправления столицы в Москве образованы административные округа и муниципальные районы.
В 1991 г. в Москве на основании полномочий, предоставленных мэру столицы Президиумом Верховного Совета РСФСР, были ликвидированы 32 района и образованы 9 административных округов, включающих в себя более 130 муниципальных районов (округов).
В связи с установлением в г. Москве нового административно - территориального деления Указом Президента РФ от 19 октября 1993 г. «Об упорядочении территориальной юрисдикции районных народных судов г. Москвы» предписано привести ее в соответствие с установленным делением на муниципальные округа (районы).
На основании упомянутого Указа в 1994 г. районные народные суды г. Москвы были преобразованы в муниципальные народные суды административных округов. Одновременно были созданы межмуниципальные народные суды, которые, по сути, являются межрайонными судами. Тем самым было положено начало реформированию системы основного судебного звена - районного суда.
Основные направления организационного обеспечения деятельности судов:
- планирование деятельности суда и отдельных судей, предусматривающее время выполнения работ с аппаратом суда, изучение судебной практики и состояния законности в районе, время судебных заседаний по конкретным делам, график приема населения судьями, время и место совещаний судей и т.п.;
- прием населения, который ведется председателем, всеми судьями и работниками аппарата в строго установленное время;
- обобщение судебной практики, включающее ее сбор, изучение и формулирование выводов;
- работа с кадрами суда: формирование аппарата суда, повышение квалификации судей и работников аппарата;
- ведение статистической отчетности по всем направлениям деятельности суда: рассмотрение различных категорий дел, исполнительное производство и т.п.;
- ведение работы с законодательством, включающее отслеживание изменений законодательства и хранение контрольных экземпляров нормативно правовых актов и разъяснение судебной практики Верховным Судом РФ;
- делопроизводство, то есть фиксирование движения дел, поступивших и исходящих документов и т.п.
2. Судья районного суда
Судьей районного суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей ().
Требование стажа работы по юридической профессии означает, что кандидат в судьи должен приобрести профессиональный опыт, позволяющий ему стать представителем судебной власти.
Возрастной ценз судьи - 25 лет - основан на конституционном требовании, сформулированном ст. 119 Конституции РФ.
Однако практически, с учетом сроков получения высшего образования и предшествующей юридической деятельности, судейские должности занимают лица значительно старше.
Порядок отбора кандидатов на должность судьи определяется ст. 5 Закона о статусе судей в РФ.
Представлению кандидата на должность судьи районного и приравненного к нему суда предшествует сдача квалификационного экзамена.
Квалификационный экзамен принимается состоящей при органе юстиции экзаменационной комиссией, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей.
Каждый гражданин России, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи районного суда, имеет право обратиться в квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации на эту должность. Заявление передается в орган юстиции, при котором состоит экзаменационная комиссия.
Вступление
Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ) требует, чтобы пользование жилыми помещениями осуществлялось в соответствии с правилами, принятыми Правительством РФ. Что же предусматривает данное постановление, утвержденное в конце января 2006 года?
Согласно определению изолированное жилое помещение — это недвижимое имущество, предназначенное для постоянного проживания граждан. В то же время допускается использование его для предпринимательской либо индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях лицами, за исключением размещения в нем промышленных производств. При этом не допустимо нарушение прав и законных интересов других граждан, а жилые помещения должны отвечать установленным требованиям.
Статья 67 Жилищного Кодекса устанавливает права и обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Приведенный в комментируемой статье перечень прав и обязанностей нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является исчерпывающим и может быть дополнен самим ЖИЛИЩНЫМ КОДЕКСОМ, другими федеральными законами и договором социального найма. Так, например, ст. 682 ГК предусматривает обязанность нанимателя согласовывать переустройство и реконструкцию жилого помещения с наймодателем[5].
В кодексе определены права и обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма, правила пользования. Сказано, как снимать граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях, для кого сохраняется право стоять на учете. Но есть много моментов, вызывающих тревогу.
Актуальность исследования заключается в том, что на данное время, хотя и есть полностью разрабртанный кодекс регулирующий правовые отношения между нанимателем и собственником жидищного помещения, все же, как показывает судебная практика спорные ситуации не только процветают, но и находят такие «бреши» в жилищном законодательстве, что в некоторых ситуациях очень сложно определить правоту той или иной стороны. Таким образом, для внесения большей ясности об отношении в правовом положениии собственника и нанимателя жилищного помещения проведем детальный анализ прав, объязанностей и ответственности сторон.
Практическая и теоретическая ценность работы заключается во внесении ясности в большинство моментов, которые на первый взгляд могут оказаться спорными. Также посмотрим возможность применения для населения. Например, возьмем дом - общество собственников, которые должны сами задумываться о его содержании и ремонте. Сегодня все средства на капитальный ремонт должны аккумулироваться на отдельных счетах для каждого дома. Мы уже три месяца прожили в этом году, а счетов нет. И власти не поймут, как их аккумулировать. Ведь в одном и том же доме есть приватизированные и муниципальные квартиры. Как должен действовать механизм сбора средств? Власти разрабатывают его в спешном порядке, так как Жилищный кодекс уже введен и эти положения уже действуют. Но ни субъектам федерации, ни органам местного самоуправления не дали времени для разработки новых законов. Теперь нужно делать в спешном порядке, значит, таково будет и качество новых документов.
Другой момент - о выселении. Оно предусмотрено Жилищным кодексом, а переселенческого фонда у нас нет и нет средств его строить. А если эти процессы начнутся, то что тогда делать?
Теперь посмотрим с точки зрения строителей. Для нас в кодексе есть один плюс: при переселении предоставляется площадь, равная изымаемой. Это снижает нагрузку на строителей при расселении жилых домов. Но пока этим мы воспользоваться не можем. Такой практики и порядка переселения нет, то есть опять должен быть принят закон на уровне субъекта федерации.
Чтобы разобраться во всех этых «тонких» вопросах необходимо четко выделить границу между правовым положением нанимателя и собственника жилищного помещения и определить отличия в их правовом статусе. Таким образом сформируем цели и задачи исследования:
1. Провести теоретичесикй анализ правового статуса собственника и нанимателя жилищной площади. Определить права, объязанности и ответственность каждой из сторон наема.
2. Сравнить правовой статус собственника и нанимателя жилищной площади, раскрыть вопрос правового регулирования составления договора наема.
3. Провести исследования таких вопросов как обмен жилищной площади и правовой статус сожителей (или семьи) нанимателя.
4. Определить необходимые и достаточные условия для растожения договора найма. Проследить правовую сторону процедуры выселения нанимателя жилищной площади.
Таким образом, целью исследования является не только проведение теоретического анализа правового статуса собственника и нанимателя жилищной площади, но и исследование аспектов, которые вытекают из взаимоотношений этих социальных единиц.
1. Общие сведения о наеме жилого помещения.
В соответствии с Кодексом по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного либо муниципального жилищных фондов (действующий от его имени уполномоченный государственный орган или орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем на условиях, установленных Кодексом (ст. 60).
Наймодателем по договору социального найма может быть собственник соответствующего жилого помещения, от имени которого стороной в договоре выступает уполномоченный государственный орган либо орган местного самоуправления или управомоченное собственником лицо.
Этот перечень сформулирован как исчерпывающий.
Нанимателем является гражданин Российской Федерации, состоявший на жилищном учете по правилам, установленным гл. 7 Кодекса (см. также комментарий к указанной главе). По требованию нанимателя и членов его семьи договор социального найма может быть заключен с одним из членов семьи. В случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор заключается с одним из членов семьи, проживающих в жилом помещении (см. п. 2 ст. 672 ГК РФ).
Статья 60 Кодекса не содержит указания на возмездный характер договора социального найма жилого помещения. Поэтому здесь необходимо учитывать положения ГК РФ о возмездных и безвозмездных договорах. Так, договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное (п. 3 ст. 423 ГК РФ). Следовательно, договор социального найма жилого помещения, как правило, носит возмездный характер, т.е. наниматель по такому договору обязан вносить плату за пользование жилым помещением, за содержание и ремонт этого помещения, а также за коммунальные услуги по правилам раздела VII Кодекса (см. также комментарий к указанному разделу). При этом, как уже отмечалось, из данного правила Кодексом предусмотрено исключение: жилые помещения должны предоставляться на условиях социального найма без внесения платы за пользование занимаемым жилым помещением лицам, признанным малоимущими в установленном порядке (см. ст. 156 Кодекса). Указанное исключение применяется только в отношении тех жилых помещений, которые относятся к муниципальному жилищному фонду социального использования.
Жилое помещение по договору социального найма предоставляется гражданину во владение и пользование для проживания в нем (о содержании понятий "владение" и "пользование" см. комментарий к гл. 5 раздела II Кодекса). Особенности пользования жилым помещением, предоставленным по договору социального найма, установлены в ст. 61 Кодекса. В пределах указанных правомочий наниматель вправе не только сам проживать в таком жилом помещении, но также в установленном порядке вселять в помещение иных лиц, сдавать жилое помещение в поднаем, производить обмен жилого помещения и осуществлять иные права, предусмотренные ст. 67 и другими статьями Кодекса[5].
В отличие от договора коммерческого найма, о котором говорилось выше, договор социального найма заключается без установления срока (см. ст. 60 Кодекса). Договор социального найма не может быть расторгнут, если изменились основания и условия, дающие право на заключение такого договора. Речь идет, например, о таких случаях, когда улучшилось материальное положение семьи нанимателя или он приобрел на праве собственности иное жилое помещение и т.п. Подобные обстоятельства могут влиять лишь на изменение условий оплаты жилого помещения, предоставленного на условиях социального найма.
Кодекс в ст. 62 установил, что предметом договора социального найма может быть только жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Имеются в виду квартиры в многоквартирных домах, жилые дома, не являющиеся многоквартирными, одна или несколько изолированных комнат в квартире или жилом доме. Напомним, что в соответствии с ЖК 1983 г. предметом договора найма могло быть изолированное жилое помещение, состоящее из квартиры либо одной или нескольких комнат. Как следует из установленного Кодексом определения понятия "жилое помещение", помещение, предоставляемое на условиях социального найма, должно соответствовать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а также иным требованиям законодательства (подробнее об этом см. гл. 2 раздела I и комментарий к ней).
Как и ранее, самостоятельным предметом договора социального найма не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования (ср. со ст. 52 ЖК 1983 г.). Новеллой является то, что Кодекс дополнил этот перечень общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома (о правовом режиме такого имущества см. гл. 6 раздела II Кодекса и комментарий к ней). Под неизолированными жилыми помещениями следует понимать прежде всего смежные комнаты квартир и жилых домов (т.е. связанные общим входом), части комнат.
1. Понятие информации, информационное развитие общества
Существование человечества на планете Земля, формирование и разлитие общества и государства связаны с информацией и обусловлены ею.
Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства. В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отношений. В результате таких преобразований общество приобретало в определенном смысле новое качество.
Первая информационная революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку в информационном развитии общества. Появилась возможность фиксировать знания на материальном носителе, тем самым отчуждать их от производителя и передавать от поколения к поколению.
Вторая информационная революция (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания (первопечатники Гуттенберг и Иван Федоров). Появилась возможность тиражирования и активного распространения информации, возросла доступность людей к источникам знаний. Эта революция радикально изменила общество, создала дополнительные возможности приобщения к культурным ценностям сразу больших слоев населения.
Третья информационная революция (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в значительных объемах. Следствие этой революции — повышение степени распространяемости информации, повышение информационного «охвата» населения средствами вещания. Повысилась роль средств массовой информации как механизмов распространения сообщений и знаний на больших территориях и обеспечения ими проживающих на них граждан, повысилась доступность членов общества к сообщениям и знаниям. Существенно возросла роль информации как средства воздействия на развитие общества и государства, появилась возможность оперативного общения людей между собой.
Четвертая информационная революция (середина XX в.) связана с изобретением вычислительной техники и появлением персонального компьютера, созданием сетей связи и телекоммуникаций. Стало возможным накапливать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в электронной форме. Возросли оперативность и скорость создания и обработки информации, в памяти компьютера стали накапливаться практически неограниченные объемы информации, увеличилась скорость передачи, поиска и получения информации.
Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию, связанную с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей. Наиболее яркий пример такого явления и результат пятой революции — Интернет. Суть этой революции заключается в интеграции в едином информационном пространстве по всему миру программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных запасов или запасов знаний как единой информационной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно действуют юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. В итоге неимоверно возрастают скорости и объемы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации, новые виды традиционной деятельности в этих сетях.
Информация сегодня превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные финансовые, трудовые и иные ресурсы . Информация стала товаром, который продается и покупается. Активнейшим образом развивается и входит в нашу жизнь трансграничная информационная сеть Интернет.
Все это серьезно трансформирует жизнь личности, общества, государства. Цивилизация в целом и каждый человек, в частности, находится в стадии формирования общества нового типа — информационного общества.
В соответствии с концепцией 3. Бжезинского, Д. Белла, О. Тоффлера, поддерживаемой и другими зарубежными учеными, информационное общество — разновидность постиндустриального общества. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники этой концепции информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за тремя известными секторами — сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом они утверждают, что капитал и труд, как основа индустриального общества, уступают место информации и знаниям в информационном обществе.
Информационное общество — общество особое, не известное истории. Дать его определение трудно, однако можно перечислить основные особенности и характеристики:
• наличие информационной инфраструктуры, состоящей из трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей и распределенных в них информационных ресурсов как запасов знаний;
• массовое применение персональных компьютеров, подключенных к трансграничным информационно-телекоммуникационным сетям (ТИТС). Именно массовое, иначе это не общество, а совокупность отдельных его членов;
• подготовленность членом общества к работе на персональных компьютерах и в трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях;
• новые формы и виды деятельности в ТИТС или в виртуальном пространстве (повседневная трудовая деятельность в сетях, купля-продажа товаров и услуг, связь и коммуникация, отдых и развлечение, медицинское обслуживание и т.п.);
• возможность каждому практически мгновенно получать из ТИТС полную, точную и достоверную информацию;
• практически мгновенная коммуникация каждого члена общества с каждым, каждого со всеми и всех с каждым (например, «чаты» по интересам в Интернет);
• трансформация деятельности средств массовой информации (СМИ), интеграция СМИ и ТИТС, создание единой среды распространения массовой информации — мультимедиа;
• отсутствие географических и геополитических границ государств — участников ТИТС, «столкновение» и «ломка» национальных законодательств стран в этих сетях, становление нового международного информационного права и законодательства.
Типичный пример информационной инфраструктуры такого информационного общества — Интернет.
США были своего рода пионером в формировании основ практического осуществления информационной инфраструктуры — технологической основы информационного общества. В 1993 г. правительство США выпустило доклад с планами развития национальной ин формационной инфраструктуры (НИИ) ( Agenda for Action ). Для изучения проблем, связанных с построением НИИ, была создана Рабочая группа по Информационной Инфраструктуре ( Information Infrastructure Task Force ).
В специально подготовленном докладе были рекомендованы основные принципы формирования информационного общества: поощрение частных инвестиций; концепция универсального доступа; помощь в технологических инновациях; обеспечение интерактивного доступа; защита личной жизни, безопасности и надежности сетей; улучшенное управление спектром радиочастот; защита прав интеллектуальной собственности; координация государственных усилий; обеспечение доступа к государственной информации. В соответствии с этим докладом США взяли курс на строительство информационной супермагистрали как технологического средства, позволяющего каждому найти информацию, развлечение себе по вкусу, и которая определяется как совокупность всех технологий, связанных с производством, обработкой, хранением и распространением информации, будь то телевидение, компьютерные сети, спутниковое вещание, коммерческие онлайновые компании.
Практически каждая из стран Европы имеет программу, посвященную формированию национальной политики в деле построения информационного общества, причем эта политика воспринимается не как лань моде, а как императив, невыполнение которого чревато потерей конкурентоспособности всей страны, сравнительным снижением уровня жизни, потерей темпов развития и отбрасыванием с передовых экономических, торговых, технологических позиций.
Если рассматривать проблему формирования информационного общества в целом, то специфика современного момента выражается в том, что дальнейший прогресс информационных и теле коммуникационных технологий зависит не столько от прорывов собственно в технологиях, сколько от того, насколько быстро будут приспособлены к новым реалиям старые нормы, регулирующие традиционно разные сектора, — телекоммуникации, телевидение и иные средства массовой информации. Быстрый рост количества информации, характеризуемый метафорой «информационный взрыв», не замедляется. Это происходит в результате постоянного расширения масштабов деятельности людей — главным образом за счет информации (данных), получаемой при проведении исследований поверх¬ности, недр и атмосферы Земли, океанов, космического про¬странства, микромира и т.д.
3) Международно-правовые средства обеспечения обязательств государств в сфере защиты прав человека.
Во многих своих делах Конституционный суд обращался к нормам международного права, что вполне обоснованно, учитывая положение ч. 4 ст. 15 и ч. 1 ст. 17 Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются частью российской правовой системы. Более того, правила международных договоров имеют приоритет над нормами национального законодательства.
Российское государство не только устанавливает юридическую ответственность правовых субъектов, но и само является субъектом юридической ответственности, которая развивается в двух правовых измерениях – национальном и международном. В национальном – Российское государство несет ответственность за все, происходящее на его территории; в международном – оно несет ответственность за утверждение принципов человеческого достоинства, справедливости и равенства на глобальном уровне........
4) Имплементация международно-правовых обязательств/договоров РФ в сфере прав человека в ее законодательство.
Имплементация (международного права) (англ. implementation) фактическое осуществление международных обязательств на внутригосударственном уровне путем трансформации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты. В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.....
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы не вызывает сомнений. За последние годы в Россий-ской Федерации широкое распространение получило предпринимательство без образования юридического лица. Современные индивидуальные предпринима-тели успешно действуют на рынке, постоянно расширяя сферу своей деятельно-сти, и в итоге могут обеспечить достойные условия жизни себе и своим близ-ким. Неудивительно, что все больше людей, задумываясь о своем будущем, стремятся организовать собственный бизнес. На сегодняшний день в России за-регистрировано почти 5 миллионов индивидуальных предпринимателей, что со-ставляет около 3,3% всего населения страны. Ежегодно в стране регистрируется около 140 тыс. индивидуальных предпринимателей .
Нормы о правовом положении индивидуального предпринимателя закрепле-ны, главным образом, в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ). Порядок госу-дарственной регистрации физического лица в качестве индивидуального пред-принимателя и прекращения его деятельности регулируется в Федеральном за-коне от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Практика применения этих актов обна-ружила ряд пробелов и противоречий между нормами права, отсутствие надлежа-щего регулирования некоторых аспектов правового положения индивидуальных предпринимателей. Законодательство о государственной регистрации изменяется и дополняется и, кроме того, накопилось большое количество подзаконных актов. Указанные обстоятельства обуславливают актуальность и практическую значи-мость темы дипломного исследования.
Среди отечественных ученых, обращавшихся к рассматриваемым в курсо-вой работе вопросам, нужно назвать таких авторов, как: Т.Е. Абова, Е.И. Афо-нина, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, Б.М. Гонгало, Т.А. Гусева, А.Ю. Ка-балкин, Е.А. Киндеева, А.Р. Кирсанов, Е.Б. Козлова, О.М. Козырь, В.И. Конова-
лов, П.В. Крашенинников, А.В. Кузнецов, Н.В. Ларина, В.В. Огородников, Я.Е. Парций, М.Г. Пискунова, С.Ф. Савкин, О.Н. Садиков, В.И. Сергеев, Е.А. Суха-нов, Ю.К. Толстой, Г.Г. Черемных, А.М. Эрделевский и др.
Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, связан-ные с регулированием правового положения индивидуального предпринимате-ля как субъекта предпринимательских отношений. Предмет – нормы граждан-ского, административного права, доктринальные источники; судебная практика.
Цель настоящей курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, действующего законодательства, судебной и правоприме-нительной практики комплексно исследовать правовое положение индивиду-ального предпринимателя как субъекта предпринимательских отношений.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть правовое положение индивидуального предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности;
- изучить особенности предпринимательской деятельности без образования юридического лица;
- проанализировать легализацию деятельности индивидуального предпри-нимателя: порядок государственной регистрации, лицензирования и прекраще-ния деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринима-теля.
При написании курсовой работы использовались диалектический метод по-знания, общенаучные методы исследования, к которым, прежде всего, относятся формально-логические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия), специальные юридические методы. Для иллюстрации теоретических выводов использована судебная практика. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕД-ПРИНИМАТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОТ-НОШЕНИЙ
1.1. Индивидуальный предприниматель как субъект предпринимательской деятельности
Наиболее простой формой осуществления предпринимательской деятель-ности является использование статуса индивидуального предпринимателя .
М.Ю. Тихомиров определяет индивидуального предпринимателя как заре-гистрированное в этом качестве в установленном порядке физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без граждан-ства), осуществляющее предпринимательскую деятельность непосредственно (от своего имени, без образования юридического лица) и своим самостоятель-ным трудом, которое в этих целях действует по своему усмотрению, если обла-дает полной дееспособностью, и с согласия законного представителя, если дее-способность этого лица ограничена в силу возраста или закона .
В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоя-тельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на система-тическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом ка-честве в установленном законом порядке.
Цель предпринимательской деятельности - систематичность получения (максимизация) прибыли - заставляет предпринимателя стремиться в зону рис-ка, что приводит к постоянной новизне хозяйственных ситуаций и требует творческого подхода к решению возникающих проблем. По Владимиру Далю, «предприниматель - это предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дела этого рода чело-век» . Выбор формы осуществления предпринимательской деятельности обу-словлен большим количеством факторов экономического, производственно-технического и юридического порядка. В процессе осуществления такого выбо-ра различные основания должны анализироваться в совокупности.
Основными формами предпринимательской деятельности в России являют-ся: индивидуальная (частное предпринимательство) и коллективная (преду-сматривающая создание юридического лица).
В РФ индивидуальной формой осуществления предпринимательской дея-тельности является предпринимательство без образования юридического лица.
Возможность осуществления индивидуальной предпринимательской дея-тельности вытекает из общей правосубъектности гражданина: статья 18 Граж-данского кодекса РФ (далее ГК РФ) включает в содержание правоспособности граждан право заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законом деятельностью. Ограничение указанного права возможно только по решению суда по основаниям, предусмотренным законом, и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравст-венности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения оборо-ны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ и ч. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпри-нимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качест-ве индивидуального предпринимателя.
Заниматься предпринимательской деятельностью могут полностью дееспо-собные граждане. По общему правилу это лица, достигшие 18 лет. Кроме того, в соответствии со ст. 21 ГК РФ лица, вступившие в брак до достижения 18 лет, признаются полностью дееспособными и поэтому вправе самостоятельно осу-ществлять предпринимательскую деятельность. То же относится и к эмансипи-рованным несовершеннолетним (ст. 27 ГК РФ), которые занимаются предпри-нимательской деятельностью, за исключением той, для которой федеральным законом установлен возрастной ценз. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также совершеннолетние граждане, ограниченные в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средст-вами, могут заниматься предпринимательской деятельностью с согласия закон-ных представителей - родителей, усыновителей или попечителей. Отдельными видами деятельности гражданин-предприниматель вправе заниматься лишь на основании лицензии - специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования.
Введение
Актуальность темы не вызывает сомнений. Человек и власть, природа их взаимоотношений по поводу реализации ими своих прав и выполнения обязан-ностей уже долгое время является предметом споров и обсуждений на различ-ных уровнях. Институт уполномоченного по правам человека (омбудсмана) имеет многолетнюю историю. Данный институт имеется в активе 100 зарубеж-ных государств. При этом задачи и цели формирования такого института и его функционирования являются едиными - охрана прав граждан. Такая функция уполномоченного по правам человека позволяет сделать справедливый вывод о нем как элементе «системы правопорядка в широком смысле» .
Защита и обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина, созда-ние надлежащих условий для их реализации – основополагающая задача каждого современного государства, претендующего называться правовым. Демократия, де-сятилетиями развиваемая и совершенству¬емая на Западе, не случайно создала ин-ститут омбудсмена, задачей которого и является защита прав человека в его взаи-моотношениях в публичной властью. На сегодняшний день уже более ста стран (включая Россию) учредили такую должность. И, как показала практика существо-ва¬ния данного института, это позволило восполнить отсут¬ствующее звено в отно-шениях между государственными институтами и населением, способствовало раз-витию пра¬восознания граждан и должностных лиц.
Опыт зарубежных стран в вопросе учреждения и функционирования правово-го института омбудсмена крайне важен и практически значим для нашей страны. Долгие годы политическое развитие России, бывшего Советского Союза, опреде-ляло безраздельное верховенство государства; и то, что имен¬но человек, гражда-нин создан для государства, для власти, а не наобо¬рот, практически не подверга-лось сомнению. Изменение общественно-политической жизни России, возникнове¬ние новых экономических отношений, вступление России в различные междуна-родные организации, основополагающим принципом которых является защита прав человека (ООН, Совет Европы) и последующие первые шаги к демократиза-ции общества привели к тому, что человек, его права и свободы вышли на первое место, что подтвердила новая Конституция РФ, закрепив в ст. 2: «Человек, его пра-ва и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
Несмотря на существующую систему государственных органов, на которые возложена функция защиты прав человека и гражданина ситуация с их соблюдени-ем в нашей стране всё еще не внушает оптимизма. В этой ситуации российский за-конодатель пришел к выводу о необ¬ходимости создания еще одного института правозащиты на государст¬венном уровне, причем института независимого, кото-рый как орган пар¬ламентского контроля действовал в целях обеспечения гарантий госу¬дарственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения госу-дарственными органами, органами местного самоуправления и долж¬ностными ли-цами. Этим институтом стал институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Все вышесказанное обусловливает актуальность, своевременность и практи-ческую значимость темы настоящей контрольной работы.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с правовым регулированием института омбудсмена в зарубежных государствах. Предметом исследования являются, прежде всего, нормы конституционного права зарубежных стран, регулирующие вопросы создания и деятельности омбудсменов, их взаимодействия с государством и гражданским обществом, реализации компе-тенции по защите прав человека.
Целью контрольной работы является комплексный анализ института омбуд-смена в конституционном праве зарубежных странах, для чего поставлены задачи:
- рассмотреть эволюцию института омбудсмена;
- уточнить порядок назначения и освобождения от должности омбудсменов;
- проанализировать сферу компетенции омбудсмена;
- изучить порядок обращения к омбудсмену;
- исследовать полномочия омбудсмена.

Института омбудсмена в конституционном праве зарубежных стран
1. История создания института омбудсмена в зарубежных странах
Как показывает мировая практика, институт Уполномоченного по правам че-ловека занимает важное место в системе органов, осуществляющих контроль за деятельностью аппарата управления, эффективно защищающих права личности. В разных странах этот институт называется по-разному: омбудсмен, проведор, ме-диатор, комиссар, народный защитник, Уполномоченный и т.д.
Как указывает В.В. Чуксина, исторически институт омбудсмена имеет скан-динавское происхождение. Общеизвестно, что впервые он был создан в Швеции, когда Конституцией (1809 г.) была введена должность омбудсмена юстиции. Вто-рой страной, где была введена должность омбудсмена в 1919 г., стала Финляндия, затем Дания - 1954 г., Норвегия - 1962 г. По примеру скандинавских стран инсти-тут омбудсмена (общей компетенции или специализированный) стал создаваться во многих других государствах Европы, Америки, Азиатско-Тихоокеанского ре-гиона, Африки .
Несмотря на определенные различия между омбудсменами различных стран, многие исследователи выделяют общие черты данного института, так, например, Н.Ю. Хаманева считает, что:
- институт омбудсмена представляет собой важное дополнение правообеспе-чительного механизма, действующего в государстве;
- главная задача деятельности омбудсмена - охрана прав граждан в области исполнительных действий публичной администрации;
- важнейшая черта института омбудсмена - его независимость, в большинстве стран он избирается парламентом, отчитываясь лишь перед ним;
- в основную функцию омбудсмена входит контроль за деятельностью испол-нительных органов. Этот контроль осуществляется по инициативе омбудсмена ли-бо по жалобам граждан;
- в ряде случаев омбудсмен рассматривает дело не только с точки зрения за-конности, но и может рассматривать комплексно деятельность государственных органов и их должностных лиц и вынести решение о человечности, справедливости и целесообразности их действий;
- контрольные мероприятия омбудсмена направлены, прежде всего, на реали-зацию прав граждан и исправление нарушений в функционировании государствен-ной администрации. Он добивается этого, используя арсенал средств, специфич-ных только для него, - методы убеждения, критику, гласность. В его распоряжении нет административных, императивных полномочий;
- основным в этой форме контроля является ее простой и понятный для граж-дан способ деятельности, связанный с непосредственным доступом населения к омбудсмену (кроме Франции и Великобритании) и подкрепленный принципом бесплатности производства .
Первой вехой в истории института Уполномоченного в Швеции (и, соответ-ственно, во всем мире) является возникшая в XVI веке фигура Главного Сенешаля («drotsen»), основная задача которого определена в Конституции 1960 го¬да: «Исто-рически и до сих пор в обязанности Сенешаля входит осущест¬вление от имени верховной власти короля надзора за деятельностью и отправлением правосудия в королевстве» . В результате последующих изменений в 1719 г. он получил звание Justitie-Kansler (канцлера юстиции) и самые широкие полномочия для вмешатель-ства в дела королевской администрации и правосудия. С тех пор в силу своего происхождения канцлер юстиции все более зависел от Короны, исключая период роста парламентской власти в 1760 году. Кон¬ституция Густава-Адольфа 1772 года окончательно квалифицировала его как должностное лицо при Короне, назначае-мое королем; и так было вплоть до введения Конституции 1809 года.
Однако с течением времени Швеция, как и остальной западный мир, столк-нулась с необратимым процессом роста деятельности администра¬ции и ее вмеша-тельством в различные сферы жизни. В 1915 году деятель¬ность омбудсмена раз-двоилась, и появился Militieombudsman (военный омбудсмен), главной задачей ко-торого стал контроль военной администра¬ции и расследование всех жалоб, пода-ваемых солдатами и офицерами в связи с их службой в армии и возможными на-рушениями их индивидуаль¬ных прав в этот период.
С 1 января 1975 г. вступила в действие новая шведская Конституция. Поло-жения, касающиеся омбудсмена, были изменены, и в итоге с 1976 года в тесной координации совместно работают четыре омбудсмена юстиции. Сферы компетен-ции распределяются в за¬висимости от предмета или области расследования, пору-ченного каждому из них. Один из омбудсменов является административным руко-водителем группы, который и определяет основные направления ее деятельности.
Введение
В начале XXI века проблема безопасности приобрела для Российской Федерации особую актуальность. Это связано, во-первых, с глобальными геополитическими изменениями в мире, произошедшими в результате распада СССР, и определением нового места России в мировом сообществе; во-вторых, с кардинальными изменениями во внутренней политике: разгосударствлением экономики, сменой институтов государственной власти, становлением политического и идеологического многообразия, переходом России от фактически унитарного государства к реальной федерации. В условиях неоднозначных процессов глобализации, переходного состояния России приоритетным является укрепление Российского государства как необходимое условие обеспечения безопасности общества и личности. В первую очередь, это должно достигаться с помощью укрепления основ конституционного строя.
Конституция - это не только нормативно-правовой акт, но и документ, который должен обозначать принципы деятельности, цели, задачи Российской Федерации, а также важнейшие направления государственной политики по обеспечению безопасности ее многонационального народа.
Разрушительный процесс усугубляется вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции России над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации.
Глава 1. Понятие основ конституционного строя РФ
1.1. Понятие и структура основ конституционного строя РФ
В настоящее время много внимания уделяется изучению проблемы обеспечения безопасности государства, национальной безопасности, роли и месте государственных органов в этой сфере. Для того чтобы обеспечение безопасности государства осуществлялось на должном уровне, необходимо четко представлять, что является ее объектом.
В статье 1 Закона РФ «О безопасности» отмечается, что к основным объектам безопасности относятся :
− личность - её права и свободы;
− общество - его материальные и духовные ценности;
− государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
В современной науке государственного (конституционного) права и в нормативно-правовых актах часто используются понятия «конституционный строй», «основы конституционного строя».
Для характеристики конституционного строя как объекта безопасности государства необходимо раскрыть содержание основ конституционного строя, уяснить их структуру и соотношение между собой.
Основы - это важнейшие, исходные начала, положения, охватывающие и решающие главные элементы содержания чего-либо, определяющие его сущность. В конституционном строе также можно выделять его качественные характеристики, представляющие собой источник, главное, опору, инфраструктуру, на которой стоят и к которой сводятся все отдельные нормы, действующие в обществе и государстве.
Дискуссионность есть и в понимании основ конституционного строя. Так, в частности, О.Е. Кутафин под ними понимает «главные принципы государства, обеспечивающие подчинение его праву и характеризующие его как конституционное государство» .
В.Т. Кабышев отмечает, что они подчеркивают особенности и специфику конституционного регулирования общественных отношений, указывают на источник, то главное, на чем базируется определенное явление, полагая при этом, что «свою конкретизацию основы получают в конституционных принципах» .
Встречается понятие основ конституционного строя как «политико-правовых ориентиров в общей системе регулирования общественных отношений». В.И. Лафитский обращает внимание на закрепление в конституциях штатов США «основных структурных элементов политической системы и принципов, положенных в основу ее функционирования». НА. Михалева видит в них «законодательное выражение реально существующих основ общественного и государственного строя», которые отражают сущность фактических общественных отношений, составляющих объект конституционного регулирования и обусловленных характером основополагающих социально-экономических и общественно-политических отношений .
О.Г. Румянцев различает две стороны понятия основ конституционного строя. Во-первых, это устои реальных общественных отношений, которые суть категория объективная, во-вторых, субъективное отражение объективной категории, адекватно либо не вполне адекватно устанавливаемое законодателем. Под основами конституционного строя он понимает «находящиеся под защитой государства сущностные социально-нравственные установки и политико-правовые правила разумной и справедливой организации общества. Они обусловливают ключевые черты общественного строя, власти, формы правления, государственного устройства, политического режима. В них определяются общие принципы правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества, и обеспечивается их взаимодействие. Каждый из конституционных принципов представляет собою концепцию жизнедеятельности отдельных составляющих конституционного строя в целом» .
Основы конституционного строя предстают в виде самостоятельного государственно-правового института. Конституционное право регламентирует основы конституционного строя «основополагающие принципы устройства государства и его соотношения с человеком и обществом, его (государства) существенных характеристик, которые в совокупности составляют упорядоченную и относительно завершенную систему и которые проецируются на все остальные нормативные установления права» .
Основы конституционного строя взаимосвязаны, не существуют изолированно друг от друга. Все они оказывают друг на друга влияние, представляют собою не простую совокупность, а органическое единство, целостную систему и выражают качественную определенность её содержания.
Обобщая мнения большинства современных отечественных государствоведов, следует отметить, что главное свойство конституционного строя - обеспечивать подчинение государства праву и конституции как верховному его источнику. Далеко не всякое государство, даже имеющее самый совершенный писаный основной закон, обладает конституционным строем. Недостаточно просто закрепить существование конституционного строя на бумаге. Важно, чтобы конституции были подчинены абсолютно все субъекты, прежде всего, само государство. Причем конституционный строй - это не столько упорядоченность, сколько целостная, скрепленная нормами права система общественных отношений, включая ее экономический, политический, социальный и духовный компоненты. Наконец, сама конституция, национальная правовая система государства должны прогрессивно развиваться, следуя принципам цивилизованности, справедливости, демократичности и т.п.
Таким образом, конституционный строй есть сложившаяся в современном обществе система экономических, социальных, политических, духовно-нравственных отношений, подчиненная справедливым, разумным, цивилизованным конституционно-правовым предписаниям, ориентированная на уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прогрессивное развитие личности, общества и государства .
Понятно, что столь масштабную систему отношений объективно невозможно закрепить каким-то одним нормативно-правовым актом или документом. Эта совокупность общественных отношения существуют объективно, а задача конституции - закрепить лишь основополагающие устои государства, принципы его отношений с личностью и гражданским обществом. Одновременно основы конституционного строя выступают как генеральный институт конституционного права России.
1.2. Классификация основ конституционного строя
Основы конституционного строя имеют особую юридическую силу. Им не могут противоречить никакие другие положения Конституции, которая сама по себе, как известно, имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем остальным нормативным правовым актам, принятым в Российской Федерации. Как следствие, положения первой главы Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ. Их пересмотр возможен только посредством принятия Конституционным Собранием либо всенародным голосованием нового Основного закона страны. Тем самым устанавливается важнейшая гарантия защиты от непродуманных, продиктованных сиюминутными политическими соображениями поправок к Конституции России, ибо любое ее изменение не должно вступать в противоречие с положениями главы 1. В противном случае такая поправка будет юридически ничтожной.
Содержание основ конституционного строя раскрывается в науке по-разному. Нередко соответствующие нормы-принципы подразделяют на группы в зависимости от характера регулируемых ими общественных отношений.
К их первой группе относятся основы организации государственной власти: народовластие; федерализм; верховенство права; принцип разделения властей; государственный суверенитет.
Вторую группу составляют основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина. К ним относятся: признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью; их защита и соблюдение - обязанностью государства
Введение
В конце XVIII века в России начинается неизбежный процесс разрушения феодального, крепостнического строя. На его фоне происходит зарождение новых буржуазный отношений. В начале XIX века тенденция сохраняется, процессы социальных и экономических изменений приобретают значительно больший размах. Во всех без исключения отраслях экономики идёт постепенное создание уклада, отвечающего концепциям капиталистического образа жизни. Классовая структура российского общества трансформируется: наряду со старыми классами феодалов и крестьян зарождаются новые, свойственные капиталистическим отношениям, классы – буржуазия и пролетариат. Безусловно, это требует внесения определенных изменений в официально закрепленные правовые нормы, регулирующие отношения сословий.
В понимании общественного строя России первой половины XIX века – как реально сложившегося, так и закрепленного различными законами – лежит ключ к осознанию всех событий, происходивших позднее: отмены крепостного права, революций 1905-1907 гг., февральской и октябрьской революций… Более глубокое понимание событий того времени могло бы помочь политиком осознать процессы, происходившие в последние годы существования Советского союза. Современная же Россия, стремящаяся к рыночной экономике, обязательно должна изучить историю попытки перехода в XIX веке к капиталистическим отношениям. Опыт, отраженный в законодательных актах ушедших эпох, может многое подсказать сегодняшнему ученому или государственному деятелю.
Цель данной работы – раскрытие сложившегося в обществе XIX века социального разделения на сословия и его отражения в Своде законов Российской империи 1832 года. Для достижения цели необходимо решить несколько основных задач: рассмотреть происходившие в обществе процессы, ознакомиться со способом и причинами создания Свода законов Российской империи, проанализировать содержание статей Свода, относящихся к «законам о состояниях» (IX том Свода законов Российской империи 1832г.).
Общественный строй первой половины XIX века широко освещен как в учебной, так и в научной литературе. Большое внимание его изучению уделяют такие авторы, как Белковец И.П., Исаев И.А. и Титов Ю.П. Однако они предпочитают ссылаться не на статьи Свода законов 1832г., а на законы и указы, на основе которых он был создан. Даже Ключевский в курсе лекций «История сословий в России» (курс был прочитан в Московском университете в 1886-1887г.) не опирался на Свод законов: «Предмет предпринимаемого мною курса - обзор истории сословий в России до издания сословных жалованных грамот 1785 года императрицы Екатерины. Я выбираю эти законодательные акты Екатерины конечным пределом своего курса потому, что ими завершилось образование русских сословий» .
К сожалению, ознакомиться с первоисточником тоже не представляется возможным: Свод законов Российской империи не переиздавался очень давно (были полные переиздания в 1842 и 1857г, затем переиздавались отдельные тома – но с внесением изменений, диктуемых временем). Поэтому издания хранятся лишь в крупных библиотеках федерального уровня, и доступ к ним жестко ограничен. Таким образом, необходимо работать с научными статьями, посвященными положению отдельных сословий (примером может служить опубликованная в журнале «Правоведение» статья Блатковой В.В. «Правовое положение частновладельческих крестьян России во второй четверти XIX века).

Глава I. Подготовка свода законов. Система Свода
Николай I продолжил дело своих предшественников по коди¬фикации русского права. Однако новый правитель стал настаивать на создании не полностью нового Уложения, а полного Свода уже имеющихся за¬конов и указов. В связи с этим в 1826г. Уложенную комиссию преобразовали во Второе отделение Собственной канцелярии Его Ве¬личества. Возглавил новую организацию М.М. Спе¬ранский.
Существует два основных подхода к кодификации права: сведение всех существующих (ныне действующих и недействующих) зако¬нов воедино без изменений или составление нового Уложения. В 1830-х годах был выбран первый вариант. В основу юридической техники составления Свода законов была положена методика Ф. Бэ¬кона, апробированная в кодексе Юстиниана. Статьи Свода, которые основывались на одном действующем указе либо законе, точно излагались словами указа. Статьи, в основе которых лежало сразу несколько указов, излагались словами глав¬ного указа с дополнениями и пояснениями из других. При этом под каж¬дой статьей давались ссылки на все указы, которые в нее вошли. Излишне сложные и объемные тексты нередко сокращались. Из противоречивших друг другу указов выбирали лучший с точки зрения составителей, или более поздний хронологически.
Свод законов должен был состоять из восьми разделов:
• основные государственные законы (т. I, ч. 1);
• учреждения: а) центральные (т. 1, ч. 2), б) местные (т. II), в) устав о государственной службе (т. III);
• «законы правительственных сил»: а) устав о повинностях (т. IV), б) устав о податях и пошлинах (т. V), в) устав тамо¬женный (т. VI), г) уставы монетный, горный и о соли (т. VII), д) уставы лесной, оброчных статей и счетные (т. VIII);
• законы о состояниях (т. IX);
• законы гражданские и межевые (т. X);
• уставы государственного благоустройства: а) уставы духовных дел иностранных исповеданий, кредитный, торговый, промышленный (т. XI), б) уставы путей сообщения, почто¬вый, телеграфный, строительный, положения о взаимном пожарном страховании, сельском хозяйстве, найме на сель¬ские работы, трактирных заведениях, благоустройстве в ка¬зачьих селениях, колониях иностранцев на территории им¬перии (т. XII);
• уставы благочиния: а) уставы о народном продовольствии, об общественном призрении, врачебный (т. XIII), б) уставы о паспортах, о беглых, цензурный, о предупреждении и пресе¬чении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных (т. XIV);
• законы уголовные (т. XV).
Для каждой статьи Свода законов составили комментарий. Эти комментарии носили характер толкования, пояснения, не имея силу закона. Свод включал только действующие на тот момент законы. Проверку актуальности законов поручили специальным ревизионным комитетам при министерствах и главным управлениям, куда направляли отдельные части Сво¬да. Ревизия окончилась в мае 1832 г.
10 января 1832 г. Государственным Советом были рассмотрены все под¬готовленные 15 томов Свода. Свод законов Российской империи решили ввести в действие с 1 января 1835 г. Таким образом, работа, начатая еще Екатериной II, была завершена.

Глава II. Общественный строй. Общая характеристика
Классовая структура российского общества в XIX веке стала существенно меняться. Развитие капиталистических отношений привело к зарождению буржуазии и пролетариата. Однако официально все население по-прежнему делилось на четыре сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городские жители.
Дворянство, как и в предшествующий период, являлось экономически и политически господствующим классом. Дворяне владели большей частью земли, им принадлежало монопольное право на владение крепостными людьми (хотя эта формулировка является спорной. С 1822г. священноцерковнослужители из дворян получили право совершать купчие на мастеровых и крестьян ). Они составляли основу государственного аппарата, занимая в нем все командные должности.
Духовенство по-прежнему делилось на черное (монашествующее) и белое (приходское). Однако правовое положение этого сословия, окончательно превратившегося в служилое, существенно изменилось. С одной стороны, сами служители церкви получали еще большие привилегии. С другой стороны, самодержавие стремилось ограничить духовное сословие только лицами, непосредственно несущими службу в церквях.
Феодально-зависимые крестьяне составляли основную массу населения. Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и удельных, принадлежащих царской фамилии. В целях развития промышленности 28 декабря 1818г. был издан Указ о распространении права учреждать фабрики и заводы на всех казенных, удельных и помещичьих крестьян и «свободных хлебопашцев». Особо тяжелым, как и в прежние годы, оставалось положение помещичьих крестьян. В 10-м томе Свода законов Российской империи (законы гражданские и межевые) крепостные крестьяне причислялись к движимому имуществу (X том Свода законов Российской империи. Книга 2: О порядке приобретения и укрепления прав на имущества вообще). С 1816г. часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев. Они должны были заниматься сельским хозяйством, сдавая государству половину урожая, и нести военную службу.
Вступление
Выбор и целей и задач государственного регулирования особенно актуален для переходных экономик, в которых идет борьба между сторонниками «шоковой терапии». Так, если цель «шоковой терапии» состоит в сокращении масштабов государственного регулирования, достижении макроэкономической стабилизации и создании равных условий хозяйствования для предприятий и фирм, то, градуалистический подход преследует другие цели – сохранение производственного потенциала и занятости, обеспечение стабилизации производства.
Задачи государственного регулирования аграрной сферы включают в себя :
1) стабилизацию и развитие агропромышленного производства;
2) обеспечение продовольственной безопасности;
3) поддержку «паритета» между сельским хозяйством и другими отраслями экономики;
4) сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности;
5) защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.
Ряд авторов к задачам государственного регулирования аграрной сферы относят, также, улучшение продовольственного обеспечения страны.
Сделав анализ литературы по поводу целей и задач государственного вмешательства в аграрный сектор, мы считаем, что цели и задачи государственного вмешательства в аграрный сектор различаются в зависимости от уровня развития страны. Вместе с тем, цели и задачи государственного регулирования не должны препятствовать процессу либерализации аграрного сектора.

1. Понятие и принципы государственного регулирования агропромышленного производства.
Государственным регулированием агропромышленного производства признается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства.
Правовое регулирование сельскохозяйственного производства выражается в совокупности мало взаимосвязанных нормативных актов, регулирующих отдельные стороны данной отрасли экономики.
Задачами государственного регулирования агропромышленного производства являются стабилизация и развитие агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.
Государственное регулирование агропромышленного производства осуществляется по следующим основным направлениям:
- формирование и функционирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;
- финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;
- защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
- развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;
- развитие социальной сферы села;
- иные направления, определенные законодательством Российской Федерации.
В настоящее время правовое регулирование сельского хозяйства в рамках комплексных отношений в агропромышленной сфере сохраняется, о чем говорит отчасти и то, что приоритетный национальный проект назван «Развитие АПК».
Однако нельзя не отметить, что в последнее время, в том числе в законодательстве, все чаще употребляются понятия «агропродовольственный комплекс», «агропродовольственная политика», «агропродовольственный рынок». При этом в некоторых законопроектах агропродовольственный комплекс рассматривается как термин, тождественный агропромышленному комплексу, то есть термин, обозначающий совокупность отраслей, тесно связанных с сельскохозяйственным производством.
Представляется, что более правильно и точно было бы рассматривать агропродовольственный комплекс как отрасли, связанные непосредственно с производством продуктов питания (поскольку сельское хозяйство занимается производством и технических культур, и сырья, не используемых в качестве продуктов питания (лен, хлопок, табак и др.)).
Соответственно, если аграрная политика – это осуществляемые государством меры по увеличению сельскохозяйственного производства, созданию условий для эффективной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, социальному развитию села, то когда же речь идет об агропродовольственной политике, делается акцент именно на вопросах производства продовольствия и обеспечения им населения, в том числе учитывается и аспект обеспечения продовольственной безопасности.
Усиление социальной направленности политики нашего государства неизбежно должно привлечь внимание к законодательному обеспечению именно агропродовольственной политики. При этом основными целями государственного регулирования в этом направлении должны быть:
- продовольственная независимость страны, то есть возможность удовлетворения потребности населения в продуктах питания в основном за счет внутренних ресурсов;
- доступность для населения продуктов питания, что, с одной стороны, означает бесперебойное их поступление в места потребления в объемах, достаточных для удовлетворения потребностей населения, а с другой стороны, возможность приобретения населением продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами при существующих структуре потребления, системе цен, уровне доходов, социальных пособий и льгот;
- качество и безопасность пищевых продуктов.
Однако когда мы говорим о развитии и совершенствовании аграрного законодательства, то речь идет в первую очередь о регулировании отношений в области непосредственно сельского хозяйства, так как именно сельскохозяйственное производство имеет ту специфику, которая и делает необходимым выделение совокупности нормативных правовых актов, регулирующих данные отношения, в самостоятельную отрасль законодательства.
Специфика сельскохозяйственного производства заключается прежде всего в использовании земли как основного средства производства; использовании живых организмов для производства продукции; во влиянии погодных, климатических факторов на процесс производства, сезонном характере производственной деятельности, традиционном укладе жизни населения, работающего на селе и связанного с сельским хозяйством.
В силу этих, а также ряда других (исторических, политических, экономических) причин правовое регулирование отношений в области сельского хозяйства также отличается некоторой спецификой по сравнению с другими отраслями экономики.
В частности, приватизация имущества колхозов, совхозов и занимаемых ими земель осуществлялась на основе специальных актов об аграрной реформе, а не общего законодательства о приватизации; одним из результатов реформы явилось то, что земельные участки сельскохозяйственных организаций оказались разделенными на земельные доли, принадлежащие гражданам; в аграрном секторе существуют такие специфические формы организации производства, как крестьянские (фермерские) хозяйства; отдельным законодательством регулируется деятельность сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов; патентное законодательство не распространяется на отношения в области селекции и т.д.
2. Формы и методы государственного регулирования агропромышленного производства.
Формы и методы регулирования выводятся юридической наукой из действующего законодательства и практики его применения, а также из форм и методов деятельности государства в целом. Они регулируются правом и осуществляются путем организаторской деятельности соответствующих органов управления и их должностных лиц.
Формы и методы управления находятся во взаимодействии и дополняют друг друга. Формы отражают содержательную сторону и определяют, что именно делается в процессе управления. Методы определяют, как, какими способами осуществляется это управление.
Российская Федерация ведает федеральной собственностью (объектами) и не может управлять собственностью субъектов РФ, и наоборот – субъекты РФ не вмешиваются в управление федеральной собственностью.
И Российская Федерация, и ее субъекты используют по существу одни и те же формы и методы управления, но применительно к своему (то есть федеральному или региональному) уровню.
К формам государственного регулирования АПК относятся:
- правотворческая деятельность;
- правоприменительная (правоисполнительная) деятельность;
- правоохранительная деятельность.
Органы государственной исполнительной власти сами принимают правовые акты (постановления и распоряжения); обеспечивают и контролируют их исполнение и применение; принимают меры к охране прав и законных интересов граждан и юридических лиц (в этой деятельности участвуют также специальные правоохранительные органы – суды, прокуратура и другие).
За годы реформ, начиная с 1990 года, принято множество законов, посвященных деятельности АПК (в СССР эти отношения регулировались постановлениями партии и правительства). Но важно, чтобы законы исполнялись и обеспечивали достижение поставленных целей и задач.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества