Педагогика и психология - готовые работы

ГлавнаяКаталог работПедагогика и психология
fig
fig
Введение

На современном этапе развития системы специального образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социально-коммуникативных навыков, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими как важного фактора успешной коррекции нарушений общения у дошкольников с нарушениями интеллекта.
Разработанная и созданная усилиями отечественных дефектологов система специализированной помощи детям с нарушениями интеллекта достигла значительных успехов в решении задач диагностики и коррекции нарушений познавательной деятельности, развития общих способностей к учению.
Наиболее изученными в психолого-педагогической литературе являются вопросы, касающиеся общих сведений о конкретных проявлениях и причинах снижения темпов психического развития у детей (Т.А. Власова, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер и др.). Описаны различные варианты нарушения интеллекта (Н.П. Вайзман, Т.А. Власова, Е.С. Иванов, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, У.В. Ульенкова), специфика познавательной деятельности (Н.В. Бабкина, Н.Ю. Борякова, С.А. Домишкевич, Т.В. Егорова, Г.И. Жаренкова, Н.Г. Лутонян, В.Л. Подобед, Е.С. Слепович, Т.А. Стрекалова, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова, Н.А. Цыпина) и игровой деятельности (Е.Б. Аксенова, Л.В. Кузнецова, Е.С. Слепович) этой категории детей. Определены психолого-педагогические основы обучения (Г.И. Жаренкова, Г.М. Капустина, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, Н.А. Цыпина, С.Г. Шевченко и др.). Проблемы личностного развития этих детей исследованы в меньшей степени (Д.И. Бойков, Е.Н. Васильева, М.И. Гуменюк, Е.Е. Дмитриева, Г.И. Ефремова, Т.О. Журавлева, И.А. Коробейников, Е.А. Чернышова).
Недостаточно изучено общение детей с нарушением интеллекта , в то время как развитие социально-коммуникативных навыков является важнейшим фактором социализации ребенка и компенсации нарушений в его развитии.
Особенности дошкольного возраста как наиболее ценного и благоприятного в становлении коммуникативной функции, а также недостаточная разработанность научно обоснованных методик формирования социально-коммуникативных умений детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в дошкольном учреждении определяют актуальность настоящего исследования.
Цель исследования заключается в теоретическом и практическом обосновании вопроса об особенностях общения детей с нарушением интеллекта со взрослыми.
Объект исследования: процесс формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: особенности общения детей с нарушением интеллекта со взрослыми.
Гипотеза исследования: трудности в общении с окружающими людьми у детей с нарушением интеллекта связаны с несформированностью возрастных форм общения, неразвитостью его структурных компонентов, замедлением темпов и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития; преодоление этих трудностей возможно при условии разработки системы коррекционных мероприятий, включающих целенаправленное формирование социально-коммуникативных навыков у детей, а также обучение педагогов и родителей способам адекватного взаимодействия с ребенком.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования в работе решались следующие задачи:
- рассмотреть понятие «коммуникативная деятельность»;
- изучить смену форм общения ребёнка со взрослыми (по материалам М.И.Лисиной);
- рассмотреть соотношение особенностей речи детей с уровнем развития их общения;
- изучить специфику общения дошкольников с нарушением интеллекта со взрослыми.
- рассмотреть методики изучения особенностей общения детей со взрослыми. Методологической основой исследования являлись:
− положения об объективных закономерностях психического развития нормального и аномального ребенка, раскрытые Л.С. Выготским в теории культурно-исторического развития психики;
− концептуальный подход к исследованию общения, разработанный научной школой М.И. Лисиной, опыт изучения общения нормально развивающихся детей раннего и дошкольного возраста (М.Г. Елагина, Г.И. Капчеля, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Т.М. Сорокина и др.);
− теоретические позиции ведущих отечественных дефектологов и психологов по проблемам задержки психического развития (Е.А. Екжанова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская, М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.).
Методы исследования: обзорно-аналитическое изучение литературы по теме исследования; эмпирические методы: анализ педагогической документации, наблюдение за детьми и педагогами в процессе экспериментальных исследований и на занятиях, анкетирование родителей; экспериментальные методы: констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты; количественный и качественный анализ результатов исследования.


Теоретическая значимость исследования:
− расширены теоретические представления об особенностях развития общения детей с нарушением интеллекта как важного условия формирования их личности;
Практическая значимость исследования:
Материалы исследования могут быть включены в программы подготовки психолого-педагогических кадров в вузе, а также для использования на лекциях по логопедии, коррекционной педагогике, дефектологии и др. дисциплинам.
Школа и педагогика за рубежом прошли многовековой исторический путь. Постепенно из суммы идей и концепций педагогика превращалась в науку. На определенных этапах утрачивались позитивные педагогические идеи, чтобы затем возродиться в ином выражении. Исследованием истории возникновения и развития отечественной и зарубежной педагогики занимались такие авторы, как Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф., Брызгалова С.И., Каптерев П.Ф., Джуринский А.Н. и др, созавшие массу пособий по истории педагогики, в которых подробно и понятно изложили историю становления отечественной педагогической мысли как в России, так и за рубежом.
Известно, что все многообразие методов психологии укладывается в простую схему. Следует различать три основных метода — беседу, наблюдение и эксперимент, их совокупность как исследовательский модуль и методические цепочки от каждого из них в виде дополнительных и специальных методических приемов и множества конкретных методик, в том числе тестов. Изучением методов исследования в психологии, рассмотрением классификации диагностических методик занимался Ананьев Б.Г., Анастази А., Бодалев А.А., Столин В.В., Ерофеев А.К., Рубинштейн С.Л. и др.
В нашем исследовании мы постараемся охарактеризовать основные методы психологии, выявить классификацию и особенности применения данных методов и рассмотреть возникновение и развитие зарубежной отечественной педагогической мысли, что и составило цель нашей работы.
Задачи исследования:
1. проанализировать научную литературу по психологии и педагогики;
2. охарактеризовать основные методы психологии и их классификация, общая характеристика и особенности применения в профессиональной работе
3.определить возникновение и развитие зарубежной отечественной педагогической мысли.
В ходе выполнения работы мы опирались на научные труды таких исследователей, как Ананьев Б.Г., Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф., Каптерев П.Ф., Джуринский А.Н. и др.
Развитие информационных технологий затрагивает практически все сферы человеческой жизни. Не составляет исключение и образование. Новые технологии позволяют более эффективно организовать образовательный процесс, предоставляют обучаемому новые средства и источники получения информации: ресурсы Inte
et, электронные учебники, энциклопедии, электронные библиотеки и т.д. Также в обществе в настоящее время активно развивается открытое и дистанционное образование, в котором процесс обучения может осуществляться по принципам личностно-ориентированного подхода в рамках свободно выбираемой обучаемым собственной образовательной траектории. В этих целях в учебных заведениях формируются электронные учебно-методические материалы для обеспечения учебного процесса по различным формам обучения. Представляет интерес создание систематизированных учебно-методических комплексов (УМК) по отдельным дисциплинам, предназначенных для организации обучения по очной, заочной и дистанционной формам. Подобные УМК играют большое значение для преподавателя и студентов. Они могут быть размещены в локальной сети школы, вуза, в глобальной общедоступной сети Inte
et.
Разработка УМК представляет определенные трудности. В них необходимо предусмотреть дружелюбный интерфейс, автоматизировать многие работы, например, удобную поисковую систему, систему тестирования, привычную навигационную систему и пр.
Создаваемые в настоящий момент обучающие комплексы не могут удовлетворить потребности каждой отдельной дисциплины.
Представляется, что эффективным направлением совершенствования учебного процесса является разработка УМК для отдельных дисциплин. Все это послужило поводом к выбору темы настоящей выпускной квалификационной работы.
Учебно-методический комплекс по курсу Педагогическая психология» состоит из обучающих, методических и вспомогательных материалов, объединенных на основании общей программы.
Особенностью учебно-методического комплекса является то, что все его элементы подготовлены на основе единого подхода к тематике и структуре изложения учебного материала.
Гипотеза исследования: В основу исследования положена гипотеза о том, что система подготовки квалифицированных педагогических кадров в настоящее время еще не полностью обеспечена комплектом методических материалов, что сдерживает качество организации процессов подготовки практических психологов. Эффективность выполнения требований основной профессиональной образовательной программы будет выше, если:
 в ходе изучения разделов учебной дисциплины «Педагогическая психология» будут в полном объеме реализованы все основные программы и компоненты учебно-методического комплекса (УМК);
 если программы и компоненты учебно-методического комплекса будут ориентированны на формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также, на развитие способностей обучающихся находить новые пути решения поставленных задач;
 если требования по изучаемой дисциплине, содержание тестовых заданий и экзаменов, методические указания по самостоятельной работе, в том числе учебно-исследовательской деятельности студентов будут взаимообусловлены целями индивидуально-личностного развития выпускника высшего учебного заведения;
 если вышеперечисленный комплект документов методического сопровождения учебного процесса будет представлять собой организационное и технологическое единство, обеспечивающее способность к самообразованию студента на всем последующем периоде обучения;
 если учебно-методический комплекс по предмету «Педагогическая психология» обеспечит представление о взаимосвязи разделов дисциплины с другими дисциплинами учебного плана с акцентом на таких темах, как: «Общая психология», «Педагогика».
Объект исследования: учебный процесс по Курсу «Педагогическая психология» в программе высшего образования (педагогического ВУЗа).
Предмет исследования: УМК в поддержку курса «Педагогическая психология».
Цель исследования: разработка УМК по курсу «Педагогическая психология» и создание методики его использования в обучении студентов по очной и заочной формам.
Задачи исследования:
1. Анализ научной литературы по вопросу применения и разработки учебно-методического комплекса в образовательном процессе.
2. Анализ компьютерных средств обучения;
3. Разработка структуры и содержания УМК по курсу «Педагогическая психология»;
4. Формирование информационных, учебных, наглядных материалов для наполнения содержания УМК;
5. Разработка тестов и других контролирующих мероприятий.
6. Разработка методических рекомендаций по использованию УМК в учебном процессе.
7. Разработка электронного УМК по курсу «Педагогическая психология».
Для решения поставленных задач применялись следующие методы:
1. Анализ существующей литературы по теме исследования;
2. Анализ информационных систем, форматов представления информации в современных компьютерных системах;
3. Методы алгоритмизации и программирования;
4. Системный метод, методы анализа и проектирования сложных систем;
5. Педагогические и методические методы формирования средств обучения.
Работа состоит из введения, теоретической (гл.1) части, практической (гл.2, 3, 4) части, заключения и приложений.
В теоретической части исследования содержится обзор педагогических средств обучения, приведена их классификация. Рассмотрен УМК как одно из средств обучения, проведена классификация компьютерных средств обучения, рассмотрены основные технологии разработки УМК, приложений к нему, выявлены теоретические аспекты разработки УМК.
В практической части содержится рабочая программа по курсу «Педагогическая психология» для специальности 030600, экономический раздел, содержащий расчет себестоимости разработанного УМК, описание модели УМК по курсу «Педагогическая психология», представлены схемы, а также приведены методические рекомендации к использованию УМК в образовательном процессе ВУЗа. Кроме этого, в части приложения данной выпускной квалификационной работы имеются образцы рабочей тетради для студента и рабочей тетради для преподавателя, глоссарий и изображения рабочих окон электронного учебно-методического комплекса.
В системе экологического образования и воспитания исключительно важную роль играет школа, где экологическое образование и воспитание должно носить непрерывный, интегрированный характер и осуществляться в течении всей жизни человека, начиная с дошкольного возраста. Особенно огромное значение для экологического образования и воспитания приобретает период обучения детей в начальной школе, где делаются первые значительные шаги по изучению и общению детей с природой. Именно начальная школа является одним из первых звеньев становления человека - гражданина, где закладываются основы экологической культуры, формируется научно — обоснованное отношение к природной среде.
Младший школьник - человек удивительный. Он оп¬тимистичен, любознателен, еще весьма подвижен, эмо¬ционален, любит играть и фантазировать. Ему присуща быстрая смена настроения. Вместе с тем это натура увле¬кающаяся, личность вполне самостоятельная, имеющая свои взгляды и суждения и не всегда принимающая чужое мнение без доказательств. При благополучном педагоги¬ческом воздействии дети в младшем дошкольном возрас¬те остаются «почемучками», только вопросы их по срав¬нению с вопросами дошкольников более серьезные.
Для детей с умственной отсталостью типичным является отсутствие инициативы и самостоятельности. Им свойственны непосредственные, импульсивные реакции на внешние впечатления, необдуманные действия. Большинство умственно отсталых детей легко поддаются внушению, в то же время упорно сопротивляются всему новому и неизвестному. При относительной сохранности элементарных эмоций высшие, прежде всего гностические, нравственные, оказываются недоразвитыми и недостаточно дифференцированными.
В настоящее время работа педагога вспомогательной школы становится все более актуальной по причине увеличения числа детей с задержкой психического развития, со слабоумием.
Обучение детей с нарушениями в развитии до конца остаются непознанными, хотя психологическая наука дает ответ на ряд кардинальных для педагогики и психологии вопросов (о сущности обучения во вспомогательных школах, возрастных закономерностях развития детей).
Поэтому актуальным является исследование методов обучения во вспомогательных школах.
Целью нашей работы является рассмотрение вопроса о сочетании методов на уроках биологии во вспомогательной школе.
Предметом исследования является методы обучения вспомогательных школ.
Объект исследования: дети, находящиеся на обучении во вспомогательных школах.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования в работе мы определили следующие задачи:
1.проанализировать научную психолого-педагогическую и дефектологическую литературу по изучаемому вопросу;
2.сделать краткий обзор применяемых методов обучения и рассмотреть сочетание методов обучения биологии во вспомогательной школе;
3.определить сочетание методов в процессе ознакомления с окружающим миром дошкольников с психофизическими особенностями;
4. выявить динамику программ в изучении диких животных в разделе ознакомления с окружающим миром и определить возможности сочетания методов при изучении диких животных.
В написании своей работы мы опирались на труды таких исследователей, как Лернер И.Я., Леонтьев А.Н., Занков Л.В., Верзилин Н.М., Бабанский Ю.К., Анисимова В.С., Брунов Е.П., Реброва Л.В. и др.
В настоящее время система народного образования столк¬нулась с проблемой, что начиная с конца 60-х годов количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. По данным различных исследований затруднения в обучении по тем пли иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы; причем для более чем 50% неуспевающих школьников характерна задержка психического развития, чаще всего имеющая церебрально-органическое происхождение.
Таким образом, практический психолог, придя в систему народного образования, оказался в «гуще событий», когда необходимая помощь в профилактике и диагностике трудностей в обучении вылилась в приоритетное направление среди всех задач, решаемых практическим психологом в ходе своей деятельности.
С учетом таких масштабов перед психологом возникла необходимость максимально оптимизировать свою психодиагностическую деятельность, для того чтобы быстро и эффективно помочь как можно большему количеству школьников. Основная часть специалистов решает эту проблему через использование в своей практике средств психологической диагностики, которые включают в себя:
— средства измерения и оценки состояния элементов;
— средства описания объекта психодиагностики;
— средства описания психодиагностического процесса.
Средства измерения и оценки, а также изменения (коррекции) состояния элементов объекта психодиагностики (эмпирические методы практической психодиагностики) наиболее разработанные среди всех средств психологической диагностики. Действительно, в последнее время опубликовано множество психологической литературы, которая содержит конкретные психодиагностические методики, предназначенные для работы с детьми разного возраста. Теперь практические психологи могут выбрать для своей работы любые тесты и методики, как зарубежные, так и отечественные, применимые к каким-то конкретным элементам психического развития ребенка или одновременно исследующие комплекс взаимосвязанных элементов объекта психодиагностики, предполагающие индивидуальное или фронтальное обследование. Кроме того, выпущено большое количество пособий, содержащих коррекционно-развивающие упражнения, направленные на преодоление нарушений в развитии детей, повлекших за собой трудности в обучении. Это задания на развитие интеллектуальных функций, личностной сферы, преодоление тревожных и других негативных состояний.
Между тем многовариантность причинно-следственных связей достаточно часто приводит к тому, что, выясняя причину трудностей в обучении, практический психолог испытывает сложности с определением круга возможных психологических нарушений (причин), выбором необходимых в данный момент адекватных психодиагностических методик и эффективных коррекционных упражнений. Связать воедино элементы феноменологического уровня и уровня причинных оснований помогают школьному психологу средства психодиагностического описания объекта психодиагностики, которые представлены:
1) классификациями типичных отклонений на феноменологическом уровне и классификациями наиболее вероятных причин данных отклонений;
2) схемами психологической детерминации типичных отклонений и их причин;
3) психодиагностическими таблицами.
Первые две формы описания объекта психодиагностики известны достаточно давно. Их разработкой занимались специалисты начиная примерно с 60-х годов. Однако каждая из них имеет свои недостатки: первая, описывая поведенческие признаки типичных недостатков и отклонений в учебной деятельности и поведении, не отражает в полной мере все взаимосвязи элементов феноменологического уровня и уровня причинных оснований; другая, максимально отражая взаимосвязи, является громоздкой, запутанной и немобильной при ее использовании в практике школьного психолога.
Третья форма описания объекта психодиагностики — психодиагностические таблицы — синтезирует в себе первые две формы. В них связываются воедино практически все элементы диагностического процесса — от запроса до выдачи рекомендаций. В этом смысле они выступают в качестве ориентировочной основы в деятельности практического психолога. Доступность построения психодиагностических таблиц делает их незаменимыми помощниками в работе учителей начальных классов.
В настоящее время различными исследователями уже начата разработка психодиагностических таблиц как эффективного средства работы школьного психолога. Так, Н.П. Локаловой были разработаны психодиагностические таблицы на ос¬нове анализа психолого-педагогической литературы и бесед с учителями начальных классов. Принципом построения таблицы было выделение трудностей обучения при письме (русском языке), чтении и математике. С.В.Вахрушев составил свои психодиагностические таблицы на основе трудностей обучения, выделенных и систематизированных Л.А. Венгером.
Исследования, проведенные с использованием этих психодиагностических таблиц при постановке психологического диагноза психологом или учителем, показали, что:
— это одна из наиболее эффективных форм психодиагностики описания объекта;
— установление психологического диагноза с помощью диагностических таблиц значительно снижает трудоемкость постановки диагноза.
В связи с этим совершенно ясно, что разработка и оснащение психолога или учителя психодиагностическими таблицами является перспективным направлением повышения качества диагностической деятельности.
Цель исследования: изучение психологических причин неуспеваемости, разработка и применение коррекционной программы по развитию учащихся начальных классов.
Предметом исследования является неуспеваемость учащихся начальной школы.
Гипотеза: проблемы неуспеваемости могут быть решены посредством коррекционной программы с психологическими механизмами развития когнитивных процессов.
Задачи:
1. Изучение научной литературы по данной проблеме.
2. Разработка применение коррекционной программы по развитию учащихся начальных классов.
3. Подбор рекомендаций психолога учителям и родителям по преодолению неуспеваемости у детей младшего школьного возраста
Раннее утро. Солнце золотит верхушки вековых сосен, заглядывая в каждое окошко. Чудный запах свежей выпечки смешивается с ароматом свежих фруктов.
Воспитатели готовят самых маленьких воспитанников к прогулке среди деревьев, по экологической тропе. Ребята постарше в игровой форме учат новые английские слова и правила. Из одного окна доносится задорный смех – несомненно, там занимаются актерским мастерством, готовясь к очередному спектаклю-празднику.
Не обойден вниманием и спорт: отличительной чертой является наличие собственного бассейна, закрытых и открытых спортивных площадок.
Дальше и дальше скользит солнечный луч – и вот что удивительно, он не находит ни одного недовольного детского лица. Никто не плачет от обиды, не зовет маму, не дерется, не хмурится в углу.
Подмосковный детский сад не подходит под стандартное определение «детский сад». На самом деле, это второй дом, где каждого ребенка любят и ждут. И дети отвечают взаимностью. Все воспитанники вначале с удовольствием приходят в детский сад, а затем с теплотой и благодарностью вспоминают годы, проведенные в данном детском саду.
Образовательный процесс в подразделениях Подмосковного детского развития представлен базисной программой, по которой работает детский сад, - "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой.
На базовой основе активно проводятся различные авторские программы: от проектного метода до дидактических игр. Педагоги всех трех подразделений готовят детей к поступлению в любую школу.

Структура и задачи дошкольных образовательных учреждений
Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) предназначены для детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. В соответствии с направленностью дошкольные образовательные учреждения делятся на следующие виды:
• детский сад;
• детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
• детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
• детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно- гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
• детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
• центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:
• обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
• охрана жизни и укрепление здоровья детей;
• осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
• приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
• взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
В настоящее время появляется все большее количество пустующих детских садов. По разным причинам дошкольные образовательные учреждения закрываются. Мы все помним, что в 80-е годы уровень рождаемости превышал все допустимые нормы, что приводило к открытию все большего количества детских садов, наполняемость которых была максимальной. Несколько позже, рождаемость снизилась, детей было немного и детские сады пустовали, что приводило к их закрытию.
Еще одна из проблем дошкольного образования – это уровень жизни населения. В настоящее время есть семьи, где денег не хватает элементарно на проживание, не говоря уже и о том, чтобы отдать своего ребенка в детский сад (даже муниципальный) и ежемесячно платить за его образование. И наоборот, в семьях, где достаток выше среднего родители предпочитают отдавать детей в частные детские сады, тем самым, муниципальные дошкольные учреждения предназначены для детей, где в семьях средний достаток, а их, к сожалению, немного.
Огромное количество проблем, существующих в дошкольном образовании, как-то, нехватка материальной базы, невысокие заработные платы сотрудников государственных ДОУ, все большее количество частных детских садов, в которые, естественным образом, стремятся отдать своих детей родители и перейти работать высококвалифицированные педагоги – и это лишь маленькая часть тех проблем, которые приводят к тому, что многие детские сады закрываются и перестают функционировать.
Как известно, большинство пустующих детских садов или продолжают пустовать, или перекупаются коммерческими организациями и деятельность возрождается, только уже не дошкольным учреждением, а коммерческой фирмой или предприятием, не имеющего никакого отношения к образованию. Тем самым, снижается количество ДОУ, что приводит к нехватке мест в муниципальных детских садах, где цены за пребывание детей более доступны среднему классу населения.
По своей ведомственной принадлежности детские сады бывают различны.
Во-первых, государственные и муниципальные. Сегодня уже не существует ведомственных детских садов, они либо закрылись, либо перешли в статус муниципальных. Большинство дошкольных учреждений реализуют одну комплексную образовательную программу и ряд дополнительных программ. В Москве наиболее популярными среди комплексных образовательных программ являются: «Программа воспитания в детском саду» М.А. Васильевой, «Детство», «Сообщество», «Радуга», «Дом радости». Комплексная образовательная программа подразумевает развитие всех сторон и аспектов личности ребенка, а дополнительная – акцентирует внимание на каком-либо одном (например, развитие физических навыков, или изобразительных способностей, или творческого мышления).
В государственных и муниципальных детских садах наполняемость групп составляет от 15 человек (группы раннего возраста, от 1,5 до 3 лет) до 20 человек (дошкольные группы, от 3 до 7 лет). Обычно, реальная среднесписочная численность выше планируемой, т.к. мест в детских садах недостаточно, ведется заблаговременная запись. По Закону Москвы, плата за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях, финансируемых за счет средств бюджета города, составляет 20% прожиточного минимума (всего 492 руб.). Эти деньги не компенсируют реальных затрат на содержание ребенка. Поэтому многим родителям периодически приходится оплачивать покупку игрушек, канцелярских товаров, моющих средств, оборудования, проведение косметических ремонтов, охрану, всего от 100 руб. до $ 150 ежемесячно. Кроме того, повсеместной практикой дошкольных образовательных учреждений стало требование оплаты вступительного взноса, сумма которого колеблется от нескольких сот рублей до нескольких сот долларов. Основными недостатками государственных и муниципальных детских садов можно считать текучесть кадров и то, что детей надо забирать до 17-18 часов.
Во-вторых, негосударственные детские сады, которые чаще всего называют частными, т.к. они принадлежат одному или нескольким частным лицам. Частных детских садов полного дня (время работы с 8.00 до 20.00 и больше) в городе единицы, т.к. содержание детей в таком учреждении требует существенных финансовых вложений и организаторских способностей директоров. Частные детские сады располагаются в помещениях бывших ведомственных дошкольных учреждений, либо в зданиях государственных садов, деля с ними и территорию, и площадку, и кухню, либо приспосабливают полученное в аренду помещение. Частный детский сад может работать как по государственной программе, так и по собственной, авторской. В детском саду полного дня обычно предоставляется большой комплекс медицинских, оздоровительных, образовательных - основных и дополнительных - услуг.
Наполняемость групп от 5 до 15 человек, при этом соблюдается стандарт: один взрослый на 4-5 детей. Ребенок может находиться в детском саду до 12 часов в день, а в некоторых - круглосуточно. Стоимость колеблется от 250 до 500 у.е. в месяц. Вступительный взнос тоже существует, обычно равен сумме месячной оплаты за содержание ребенка. Преимущества частного сада в малой наполняемости групп, в увеличенном количестве взрослых на одного ребенка, как следствие - в реализации на практике индивидуального подхода, в качестве общего присмотра и ухода.
Отдельную нишу в частных садах занимают группы развития. Дети приходят в такие группы на 2-4 часа в день. Спектр форм работы с детьми самый разнообразный: от свободной игровой и развивающей деятельности до занятий, организованных по учебной модели, когда дети переходят из кабинета в кабинет. Цены варьируются от 50 руб до 20 у.е. в час. Наполняемость групп от 3 до 16 человек. Посещения таких групп способствуют смягчению адаптации ребенка к новому окружению и более плавному переходу в детский сад или школу.
Особый разговор – домашние детские сады. Они по сути своей являются частными, но, как правило, не имеют официального статуса. У большинства родителей к ним скептическое отношение, т.к. стоимость достаточно высока (от 200 до 400 у.е), а условия пребывания оставляют желать лучшего: все занятия с малышами проводит один и тот же человек, он же готовит им еду, медицинское сопровождение отсутствует, нет контроля за закупками продуктов, санитарным состоянием помещения и многое другое.
Единственное достоинство – небольшое количество детей в группе – 5-6 человек.
С 1 января 2006 г. изменен порядок финансирования заработной платы работников учреждений дошкольного образования. Согласно новому федеральному закону, вступившему в силу в самый канун нового года, теперь выплата заработной платы сотрудников детских садов является прерогативой бюджета субъекта Федерации.
Под «обычным детским садом» в данном исследовании понимается: детский сад в «рабочем» районе, не отличающийся хорошей материально–технической базой, не обладающий широким перечнем дополнительных образовательных услуг. Родительская плата в таком дошкольном образовательном учреждении средняя или даже более низкая, чем в целом по городу (району). «Элитный детский сад» – обладает относительно богатой материально–технической базой. Его отличает наличие разнообразных по направленности групп и различных инновационных образовательных программ, широкий перечень дополнительных услуг (в том числе и платных), высококвалифицированный кадровый состав и «продвинутый» руководитель. Часто в нем высокая родительская плата и приняты регулярные или одноразовые дополнительные денежные взносы.
Проблема детского сада - хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать - рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений - именно так официально называются всякие разные ясли и детские сады.
Вне всякого сомнения, принятие родительского решения во многом определяется вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее, в посещении детского сада существуют некие совершенно определенные плюсы и минусы - определенные не с точки зрения конкретных папы и мамы, а с точки зрения науки, точнее наук - педагогики, медицины, психологии, социологии.
Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом, детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласится - человек, с незапамятных времен животное коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю человеческую жизнь - начиная от знакомства с лицами противоположного пола с последующим созданием семьи и заканчивая производственными отношениями (трудоустройство, карьера, контакты с начальством и т.п.). Искусству общения несомненно стоит учиться с детства - никакая семья, никакие няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.
Педагогические и психологические аспекты посещения детских дошкольных учреждений даже перечислить сложно. Адаптация ребенка, контакты с другими детьми и воспитателями, обучение навыкам, игры, занятия, режим, подготовка праздников - вот только беглый перечень возможных тем для дискуссии. Мы же ограничим круг рассматриваемых вопросов проблемами медицинскими, что-что, но это тема, пожалуй, самая волнующая.
Главный минус посещения детского сада - ребенок чаще болеет. С этим не может никто спорить, это подтверждают и родители и медицинские работники и этот факт совершенно очевиден. Большинство болезней - острые инфекции, чаще всего респираторные (т.е. поражающие дыхательные пути). Вероятность заболеть инфекционной болезнью теснейшим образом связана с кругом общения - чем он шире, тем заболеть легче. Понятно, что «домашний» ребенок меньше общается с другими людьми.
Очевидный факт увеличения частоты болезней вовсе не является абсолютно отрицательным, как может показаться на первый взгляд. Начнем с того, что целый ряд инфекционных болезней, исключительно легко протекающих в детском возрасте (ветряная оспа, краснуха), представляют собой реальную угрозу здоровью и даже жизни взрослого человека. И этими болезнями в обязательном порядке следует болеть своевременно.
Здание, в котором расположен детский сад, качество и своевременность ремонтных работ, спальня и столовая, место для прогулок, количество детей в группе, профессионализм и добросовестность сотрудников, все это очень важно для детских садов.
В государственных детских садах, оплата в которых невысока, условия нахождения детей неудовлетворительные. Надлежащий надзор за каждым ребенком не обеспечен. Больные и здоровые дети находятся вместе на протяжении всего дня.
Случаются претензии и к питанию. Не только качество, но даже режим питания зачастую не соблюдается: детей кормят в разное время, причем чем попало. Хотя претензии здесь, возможно, и не уместны — ведь месячная плата за ребенка не так велика.
Таким образом, актуальность изучаемого нами вопроса очевидна. С проблемой детских садов, наверное, сталкивалась каждая семья. Проблемы организации дошкольного воспитания сейчас обсуждаются на правительственном уровне. Большинство детских садов не отвечает необходимым стандартам.
В своем исследовании нами была поставлена цель: изучить специфику работы детских садов, в частности Подмосковного детского сада.
В написании исследования мы поставили себе следующие задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу дошкольного воспитания и дошкольных образовательных учреждений.
2. Рассмотреть специфику детских садов в общем и Подмосковного детского сада в частности, положительные моменты и проблемы.
В написании работы мы опирались на труды таких исследователей, как Выготский Л.С., Кораблева Л.В., Лебедева О.А., Леонтьев А.Н., Васильева М.А. и на анализ журналов по дошкольному воспитанию и обучению.
В настоящее время перед обществом остро стоит вопрос сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Хронические заболевания, ослабленный иммунитет негативно сказываются на их психофизическом развитии и успеваемости.
Процесс интеграции средств физической культуры, наиболее предпочтителен в изобразительное искусство и трудовое обучение, где мелкая моторика рук в сочетании с физкультурными паузами развивает мышление, внимание, память. Музыкальные занятия необходимо сочетать с некоторыми специализированными гимнастическими упражнениями, что оптимизирует дыхательные функции и способствует снятию психоэмоционального напряжения. Такие средства физической культуры как походы, прогулки, подвижные игры позволяют провести занятия на высоком эмоциональном фоне, познакомить дошкольников с родной природой, расширить их кругозор.
Целесообразно начинать день с проведения физкультминутки, где за несколько минут учащиеся выполняют 5-6 упражнений, желательно под музыку. На занятиях, где детям требуется проявлять повышенное внимание и усидчивость, двухминутные физкультпаузы, снимут усталость, нормализуют психические процессы.
Возрастные особенности и возможности детей дошкольного возраста требуют создания соответствующих условий и средств обучения. Часть этих условий предусмотрена и определена нормативными документами. Но особенности физиологического и психического развития детей, их подготовленность к усвоению учебного материала требуют внесения корректив в содержание, систему и методику обучения. И здесь на помощь педагогам, психологам приходят нетрадиционные, авторские методики. Однако демократизация физического воспитания (право свободного выбора форм, средств, методов работы) должна гарантировать действительно высокие конечные результаты здоровья, физического развития, двигательной подготовленности детей по сравнению с исходными данными. Это обязывает воспитателя уметь определить ближайшую зону физического и двигательного развития детей, находить наиболее результативные средства, объединяя их в систему, уметь оценивать эффективность используемых методик.
Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребёнка. Двигательное творчество раскрывает ребёнку моторные характеристики собственного тела, формирует быстроту и лёгкость в бесконечном пространстве двигательных образов, учит относиться к движению, как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети входят в ситуацию (сюжет), через движения тела учатся передавать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции, создавать новые сюжетные линии, новые формы движений. Кроме того, в процессе двигательной деятельности формируется самооценка дошкольников: ребёнок оценивает своё «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка.
Развитие психологии современного человека закладывается в раннем возрасте и предопределяется педагогическими характеристиками воздействия на него общества, воздействия на него окружающих людей и, прежде всего самых близких для ребёнка людей, его семьи. Тем самым подтверждается роль, которая оказывается психологом-педагогом в формировании личности, формировании психологических её характеристик.
В воспитании и развитии дошкольника важны все факторы воздействия на ребенка - как семейное воспитание, так и воспитание в условиях дошкольного учреждения.
Однако, психологическое влияние на развитие личности не заканчивается воздействием на построение внутренней личностной структуры. Важно отметить и значимость влияния психолога на развитие всех характеристик человека, в том числе и физических. Дело в том, что все действия (бездействия) человека напрямую зависят от его психических характеристик, от состояния психики личности на данный момент. Исходя из чего, важно отметить и значительную роль оказываемую именно психологом на развитие физических характеристик и качеств человека.
Особенно указанное воздействие важно в младшем возрасте, когда психика ребенка находится в состоянии интенсивного развития и то или иное воздействие на этот процесс может оказать значительное влияние на восприятие ребенком мира, на его участие в совместной, коллективной деятельности и, в том числе, на его участие в физкультурной деятельности группы в условиях детского дошкольного учреждения.
Однако роль психолога в развитии сферы физкультурной деятельности дошкольника на этом не заканчивается. Здесь важно также отметить значимость работы психолога с родителями, а также проецирование педагогических воздействий, оказанных на ребенка в условиях дошкольного учреждения, на его поведение в семье, направленных на создание условий для полноценного развития личности.
В современных условиях жизни, диктующих высокий уровень урбанизации, подчас, плохую экологическую обстановку (что особенно актуально для нашего города) выделяется множество факторов отрицательного воздействия на здоровье ребенка, здоровье дошкольника и особую значимость приобретает развитие и формирование у дошкольников физкультурной деятельности.
Целью является снятие психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста посредством развития и активизации физкультурной деятельности дошкольника.
Объектом является психоэмоциональное напряжение у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является значение физических упражнений при психоэмоциональном напряжении.
В ходе написания решались следующие задачи:
- Изучение особенностей психофизиологического и эмоционального развития дошкольника;
- Анализ особенностей физкультурной деятельности дошкольников;
- Создание комплекса оздоровительных игр и физических упражнений.
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Мышление и речь не тождественны, возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность.
Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на овладении профессией.
У умственно отсталых детей отмечается нарушение не только интеллекта, но и других психических функций: восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, эмоциональной и волевой сферы. С нарушениями интеллекта тесно связано глубокое недоразвитие речи. Прежде всего, появление речи, как правило, значительно запаздывает. У многих детей речь появляется к 6-7-летнему возрасту. Степень поражения речи чаще всего соответствует уровню общего психического недоразвития. Однако встречаются случаи их расхождения в ту или другую сторону. У некоторых детей с кажущейся богатой речью модно наблюдать поток бессмысленных штампованных фраз с сохранением услышанных ранее интонаций. В таких случаях говорят о пустой, эхолаличной речи. У других детей речь не возникает и почти не развивается. Это так называемые «безречевые» дети. Ярко выраженный речевой дефект оказывает негативное влияние на умственную деятельность детей и резко снижает их познавательные возможности.
В младшем школьном возрасте дети плохо понимают чужую речь, улавливая только тон, интонацию и отдельные опорные слова, связанные большей частью с их непосредственными потребностями. В дальнейшем понимание обращенной речи, их пассивный словарь расширяются и обогащаются, однако понимание остается ограниченным и связанным только с личным опытом детей.
Самостоятельная речь детей младшего школьного возраста проявляется преимущественно в виде отдельных слов, коротких фраз. Она характеризуется недостаточной модуляцией, грубым косноязычием, нарушением структуры слов, аграмматизмами. Отсутствие речи компенсируется жестами, нечленораздельными звуками, своеобразными словами, в которые они вкладывают обычно вполне определенный смысл. В ходе обучения словарь детей обогащается: они знают названия различных предметов обихода, животных, овощей, владеют названиями действий, относящихся к учебной или бытовой ситуации. Однако, как правило. они связывают слово только с определенным предметом или с группой предметов, отражающих ситуационные отношения. Без специального обучения слово не служит им для более сложного обобщения.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Имеется большое количество разработок по развитию фонематических процессов у детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, но до настоящего времени недостаточно изучены, на наш взгляд, возможности развития фонематических процессов учащихся младшей школы общеобразовательных классов, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи через систему фронтальных занятий по дифференциации пар согласных звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство при составлении рассказов. Уровень фонематического восприятия детей находится в определенной зависимости от выраженности лексико-грамматического недоразвития речи.
В настоящее время науки психология и логопедия уже дают ряд ответов на вопросы, касающиеся особенностей развития фонематического восприятия у детей с умственной отсталостью, но и в настоящий момент данная тема не до конца изучена, что и обуславливает выбор темы нашего исследования.
В настоящее время работа педагога с умственно отсталыми детьми становится все более актуальной по причине увеличения числа детей с задержкой психического развития, со слабоумием.
Целью нашего исследования является оценка особенностей фонематического восприятия у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста с дальнейшим подбором и апробированием методик по коррекции выявленных отклонений.
Объектом изучения: фонематическое восприятие у детей с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования: особенности и своеобразие развития фонематического строя речи у детей с умственной отсталостью.
Анализ логопедической и психолого-педагогической литературы, определение цели, объекта и предмета исследования позволили сформулировать следующую гипотезу: у детей с умственной отсталостью отмечаются нарушения в речевом развитии, в том числе и в фонематической структуре, которые при верном подборе коррекционных методик и разработке логопедических занятий будут нивелироваться.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. провести анализ научной психолого-педагогической литературы, посвященной состоянию фонетического восприятия у детей с умственной отсталостью;
2.рассмотреть различные точки зрения на изучаемый нами вопрос, определить психолого-педагогические особенности умственно отсталых детей и выявить особенности развития речи у младших школьников;
3.изучить особенности фонематического восприятия у детей с умственной отсталостью;
4.провести диагностическое исследование фонематического восприятия у детей с нарушением интеллекта;
5. подобрать методы, занятия по коррекции и дальнейшему развитию фонематического восприятия у детей с умственной отсталостью.
В исследовании применялись следующие группы методов:
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, анализ работ детей, наблюдение, обобщение педагогического опыта);
3)статистические: ранжирование, рейтинговая оценка, математическая обработка полученных в ходе исследования данных.
База исследования: одна из логопедических школ города для детей с умственной отсталостью.
Были исследованы 15 детей младшего школьного. Исследование проводилось с апреля по март 2006г.
В написании своей работы мы опирались на труды таких ученых психологов, педагогов и логопедов, как Немов Р.С., Лалаева Р.И., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Фомичева М.Ф., Хватцев М.Е. и др.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества