Педагогика и психология - готовые работы

ГлавнаяКаталог работПедагогика и психология
fig
fig
Введение

Нравственные ценности имеют определяющее значение в содержании любой культуры, ибо выступает в качестве объединяющего, сплачивающего общество.
Формирование системы ценностей теснейшим образом связано с воспитанием личности, с ее социализацией. Решающую роль в этом процессе принято отводить семье и образовательному учреждению, но не менее важными представляются окружающая индивида общественная среда, массовая культура в целом. Однако российское общество находится в настоящее время в состоянии глубокого духовно-нравственного кризиса, сопровождаемого крушением общественно-духовных и нравственных идеалов. Вследствие этого система ценностных установок, присущих массовому сознанию, во многом деструктивна с точки зрения развития личности. Наблюдение за поведением детей вызывает обоснованное беспокойство за будущее подрастающих поколений, страны в целом. Одним из путей, ведущих к воспитанию полноценной личности, любящей свой народ и свою страну, заботящейся о настоящем и будущем соотечественников, является настоятельное обращение, и пристальное внимание к опыту и средствам педагогической науки. Вопросы формирования у молодежи системы базовых ценностей и ценностных ориентации характеризуются высокой значимостью для современной средней общеобразовательной школы.
Известно, что в младшем школьном возрасте изменяются социальные роли и функции детей, значительно расширяют¬ся их нравственные отношения с окружающим миром и дру¬гими людьми. Младшие школьники активно проникают в со¬циальную жизнь общества, взрослых людей, устанавливают с ними определенные связи и взаимоотношения, постигают смысл их деятельности и поступков. В данный возрастной период происходит чрезвычайно интенсивное усвоение ре¬бенком этических правил, норм и принципов, формирование связанных с ними нравственных привычек поведения и нрав¬ственных качеств личности.
Изменение социальной ситуации развития ребенка обус¬ловливает необходимость воспитания определенной совокуп¬ности нравственных качеств его личности, которые позволи¬ли бы ему быстро адаптироваться в новых социальных усло¬виях и служили бы основой для дальнейшего нравственного воспитания.
Актуальность темы данного исследования обуславливается необходимостью нравственного развития личности – воспитания моральных качеств: любви, добра, порядочности, милосердия и опыта нравственного поведения.
Нестабильность современного мира объективно задает трудности определения положительного нравственного идеала подрастающего поколения. Диагностика и прогнозирование особенностей становления и функционирования последнего дадут возможность решить многие психолого-педагогические задачи: способствовать нахождению детьми разнообразных граней своего «Я», формированию способности строить собственный внутренний мир, использовать его образования в ценностно-смысловом и действенном поиске собственной позиции и реализовать ее в ситуации неопределенности. Целенаправленная и профессионально организованная помощь в определении нравственного идеала позволит детям позитивно воспринимать собственное «Я» и быть готовым к его изменениям, выстраивать конструктивные взаимоотношения с окружающими, достойно представлять себя в новой ситуации жизнедеятельности.
Коренные социально - экономические преобразования последних лет создали в нашей стране совершено иную педагогическую ситуацию. Педагогика ориентирована на общечеловеческие ценности. Легализована религия. Она, хотя и не без противоречий, начинает играть свою стабилизирующую роль в обществе и выполнять присущие ей воспитательные функции.
Исследуемая нами проблематика духовно-нравственного воспитания нашла отражение в фундаментальных исследованиях А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Имеются работы, в которых дан анализ педагогического наследия писателей, видных ученых-педагогов, внесших значительный вклад в разработку проблем нравственного воспитания школьников (Т.И.Когачевская, Р.Н.Курманходжаева, Т.В.Лукина и др.)
Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М.Гей, А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др.)
Они показали, что нравственность определяет действие личности не по внешнему следованию моральным традициям, нормам, а по внутреннему убеждению, где мораль становится нравственным мерилом поступков, побуждений.
Раскрытие темы дипломной работы потребовало использования ряда терминов, нуждающихся в пояснении.
Нравственность – культурно–нормативная форма регуляции человеческих отношений; способ регулирования поведения индивида, реализуемый через выработку духовных ценностей – понятий добра, долга, справедливости, совести, чести, достоинства
Ценности – интегрирующий системообразующий компонент структуры личности, воздействующий на развитие мотивационно-потребностной сферы, определяющий направленность личности и являющийся одним из важнейших механизмов её саморегуляции.
Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Объект исследования: процесс формирования нравственных ценностей у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель дипломной работы - рассмотреть формирование нравственных качеств младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективным, если используется модель, которая предполагает соблюдение следующих условий:
• расширение ценностного пространства младшего школьника в личностно-значимой деятельности;
• организация деятельности, способствующей переживанию учениками ценностного отношения к явлениям действительности и осознанию общественного и личностного смысла ценности;
• включение младших школьников в коллективную творческую деятельность, направленную на актуализацию ценности.
Для реализации поставленной цели необходимо осуществить следующие задачи:
- изучить понятие, сущность, особенности нравственного воспитания детей младшего школьного возраста;
- описать роль социокультурной среды школы в нравственном воспитании младших школьников;
- выявить критерии и показатели нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста;
- рассмотреть внеурочный досуг детей младшего школьного возраста и его возможности в воспитании;
- дать обоснование технологии организации досуга в формировании нравственных качеств у детей 3-го класса общеобразовательной школы № 525.
- провести экспериментальную проверку технологии организации досуга и анализ ее результатов у детей 3-го класса общеобразовательной школы № 525.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что в нем представлены рекомендации по повышению эффективности педагогической деятельности, направленной на формирование нравственных ценностей у младших школьников. Предложенные методические материалы могут быть использованы при разработке тематических планов в системе общеобразовательных школ. Результаты открывают реальную возможность для обеспечения образовательно-воспитательных заведений эффективными программами по проблемам развития социально-нравственных ценностей личности.
Актуальность. Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи. В центре внимания современной методики, несомненно, находятся вопросы развития речи, в частности, письменной. Как известно, письменная речь - одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым. Проблема нарушения письменной речи у младших школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, т. к. письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Развитие письменной речи - важная задача обучения языку. В последние годы возрос интерес ученых - методистов и учителей к проблеме развития связной устной и письменной речи учащихся начальных классов. Можно предполагать, что возникновение письменной речи в истории культуры имело прорывной характер для самой человеческой психологии. Благодаря письменной речи человечество получило в свое распоряжение уникальное рефлексивное зеркало, позволяющее человеку как бы затормозить и ощупать взглядом свою собственную мысль. То, что до сих пор существовало как виртуально-неуловимая реальность, «здесь и теперь», в момент совершающегося общения с другим, обретает отныне вещественную зримость и может становиться предметом длительного созерцания (например, эстетического) на протяжении многих и многих человеческих поколений. А это значит, что возможность затормозить свою мысль с помощью письменного слова и внимательно рассмотреть ее в форме материализованно-отчужденного предмета (письменного текста) задает исключительный импульс рефлексивности личностному развитию человека. Не случайно с возникновением письменной речи человеческая культура выходит на совершенно новый виток своего развития - начинается то, что мы называем эпохой цивилизации, или эпохой истории в собственном смысле этого слова.
В сущности говоря, ничуть не меньшее значение в жизни ребенка имеет овладение письменной речью, являющейся исключительным по своей мощи рефлексивным инструментом. Ребенок, научившийся фиксировать опыт своих внутренних переживаний с помощью письменной речи, как бы обретает историю самого себя и уникальную возможность видения себя со стороны и отношения к себе прошлому. Не случайно Л.С. Выготский подчеркивает, что процессы обучения ребенка письменной речи вызывают столь же принципиальное изменение в общем духовном облике ребенка, как и обучение речи при переходе от младенческого возраста к раннему детству.
Вследствие вышесказанного, избранную тему курсовой работы следует считать актуальной.
Цель работы – исследовать особенности формирования письменной речи у школьников младших классов.
В связи с поставленной целью возникают следующие задачи:
- дать определение понятию речи, выделить ее виды;
- исследовать письменную речь как вид речи;
- рассказать об особенностях формирования письменной речи у младших школьников, для чего:
- описать психофизическую структуру письменной речи младших школьников;
- определить цель и задачи обучения письменной речи в младших классах;
- рассказать о методике обучения письменной речи у детей с нарушениями речи в младших классах.
Введение


Процесс общения занимает важное место в социальном формировании и становлении личности в целом, так как потребность в общении является одной из фундаментальных потребностей человека. Насколько полно и какими способами она удовлетворяется зависит от характера общественных отношений, от культивируемых в обществе ориентаций и ценностей, материальных и организационных предпосылок, и, конечно, от интереса и доверия самих людей друг к другу. В человеке и для человека все имеет значение: и внешний облик, и манеры, и мысли. Душевные качества, ценности духа личности являются при этом, безусловно, главным богатством.
Некоторые виды труда предъявляют к процессу межличностного общения особые требования. Для них значение общения заключается не в сопутствующей роли деятельности, а в придании ей кардинальной, профессиональной значимости. Таким образом, общение выступает уже не как форма обыденного человеческого взаимодействия, а как функциональная категория. Именно таким функциональным, профессионально значимым является педагогически направленное межличностное общение. Определяя межличностное общение как взаимодействие с целью установления контактов и устойчивых отношений, способствующее повышению уровня социальных и индивидуальных качеств личности, нами будет рассмотрен один из его видов – педагогически направленное межличностное общение в ситуации «учитель – ученик». Выделение из общей проблемы межличностного общения вопросов его педагогической направленности не случайно. В профессиональной деятельности учителя, общение с аудиторией учащихся занимает одно из ведущих мест. Оно выступает как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», поскольку из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие. Профессия учителя относится к типу «человек – человек» и в связи с этим в педагогической работе невозможно обойтись без общения. Через живое непосредственное общение осуществляется взаимодействие и взаимообогащение личности учителя и личности учащегося. Педагогическая деятельность, в которой межличностное общение приобретает особое значение, предъявляет к нему свои специфические требования. Представление о педагогической направленности межличностного общения сформировано в той или иной степени у каждого учителя. Эти представления складываются из непосредственных впечатлений от разнообразных встреч с людьми и анализа их результатов.
Исследования педагогической деятельности показывают, что учителю необходимо знание основ наук и частных методик учебно-воспитательной работы. Все полученные преподавателем знания, весь накопленный им педагогический и человеческий опыт могут быть переданы учащимся только через систему непосредственного общения с ними. Таким образом, сам процесс общения между учителем и учащимися выступает как необходимое условие и содержание профессионально-педагогической деятельности.
Подходы к исследованию проблемы общения, разработанные в философии, социологии, психологии, имеют важное общетеоретическое значение и определяют направления исследований процесса межличностного общения в педагогике. По нашему глубокому убеждению, отличительной чертой педагогического общения от педагогически направленного является тот факт, что первое может быть использовано только в учебное время, в то время как второе может быть не ограничено им. Педагогически направленное межличностное общение есть процесс профессионального взаимодействия педагога с учащимися в учебной и внеучебной деятельности, способствующий как установлению контактов и устойчивых отношений, основанных на гуманности и демократизации, так и повышению уровня социальных и индивидуальных качеств общающихся сторон.
Введение

В русском языке термин «ориен¬тация» употребляется в двух замет¬но отличающихся друг от друга смыс¬лах. Первый — совершение в отно¬шении кого-либо ориентирующего воздействия, координация деятель¬ности ориентируемого в том или ином направлении. Другой смысл — умение разобраться в окружающей обстановке и обстоятельствах, спо¬собность определить собственное местонахождение и рассчитывать на кого-либо или что-либо. Эти два смысла могут в некоторой степени соответствовать двум различным об¬разовательным парадигмам — педа¬гогике манипуляции и педагогике поддержки.
Определяя время реального воз¬никновения профориентации, Н. С. Пряжников выделяет два крите¬рия — социально-экономический и психолого-педагогический. Первый связан с изменениями в структуре экономики передовых стран к кон¬цу XIX — началу XX вв. Тогда же возникают кабинеты профориента¬ции: в 1903 году — в Страсбурге (Франция) и в 1908 году — бюро по выбору профессий в Бостоне (США).
Работа первых профориентационных служб основывалась на из¬вестной «трехфакторной модели» Ф. Парсонса. У претендента на ту или иную профессию выявляли спо¬собности и психологические каче¬ства, соотносили их с требованиями профессии и на основании этого выдавали рекомендацию о пригод¬ности или непригодности человека к данной профессии. Соотнесение характеристик человека с профес¬сией в качестве основного критерия наличия профессиональной ориен¬тации представляется не очень убе¬дительным. Но следует отметить, что эта работа строилась на научной основе — в отличие, например, от методов проверки и отбора на те или иные виды труда в соответствии со способностями и качествами че¬ловека, практиковавшихся еще в се¬редине третьего тысячелетия до на¬шей эры в Древнем Вавилоне (про¬водились испытания выпускников школ, готовивших писцов), или сис¬темы проверки способностей лиц, желавших занять должности прави¬тельственных чиновников в Древ¬нем Китае.
Проявления второго критерия исследователи относят к началу XX столетия. Принципиально новым к этому времени было то, что с проб¬лемами выбора профессии столк¬нулось значительное число людей, мигрировавших в города в поисках работы, что было связано с бурным ростом промышленного производ¬ства. При этом с данной проблемой столкнулись не только люди, ищу¬щие работу, но и работодатели, так как сформировался рынок рабочей силы и появилась возможность вы¬бирать наиболее достойных. Таким образом, к концу XIX — началу XX веков возникла необходимость в раз¬витии специальных профориента-ционных служб, способных обслу¬живать множество людей и удовлет¬ворять потребности как претенден¬тов на новые рабочие места, так и предпринимателей, предлагающих эти места и готовых оплачивать профориентационные услуги.
Осо¬бенностью нового времени стала ре¬ально возникшая перед людьми проб¬лема свободы выбора (самоопреде¬ления).
Введение
В условиях нарастания экологических и социальных проблем нарушения интеллектуально-поведенческой сферы и снижение адаптационных резервов организма детей получают все более широкое распространение. Это приводит к значительному увеличению числа школьников, которые не в состоянии освоить учебную программу. Одной из наиболее распространенных причин возникновения трудностей в обучении является задержка психического развития (ЗПР). Систематическое изучение проблем воспитания детей с ЗПР, начатое в 70-х гг., показало, что правильно организованный режим обучения с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей организма позволяет успешно компенсировать гетерохронность развития различных отделов центральной нервной системы и обеспечить полноценную психическую, соматическую и социальную адаптацию таких школьников. Известно, что для учащихся с ЗПР характерны быстрая утомляемость, колебания работоспособности, неустойчивость эмоционально-волевой сферы. Подобные изменения обычно сопровождаются сниженными показателями физического развития и физической подготовленности. В этих условиях эффективность учебной деятельности лимитируется как низким уровнем умственной работоспособности, так и быстрым развитием утомления, обусловленного длительным статическим напряжением скелетных мышц. В связи с этим можно полагать, что рациональное изменение двигательного режима учащихся с ЗПР может быть фактором, препятствующим реализации негативного эффекта учебной деятельнос ти. Вместе с тем наличие сниженного функционального резерва обусловливает необходимость тщательного нормирования физической нагрузки для детей с ЗПР. Между тем, если вопросы клиники и диагностики ЗПР изучены достаточно подробно, то сведения о влиянии физических нагрузок на функциональное состояние организма в литературе практически отсутствуют.
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.
Дети с ЗПР - многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания также могут стать причиной отставания в нервно-психическом развитии. Неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации являются еще одной причиной ЗПР у детей. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. На сегодняшний день в научных исследованиях убедительно показано и подтверждено практикой, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребёнка имеются в период раннего и дошкольного детства, т. к. в этот период психика наиболее пластична. Проводимое в течение последних четырёх десятилетий клиническое и психолого-педагогическое изучение феномена задержки психического развития у детей, позволило получить ценные научные данные о причинах возникновения, клинических и психологических формах ЗПР у детей. Накопленные научные сведения и результаты опытно-экспериментальной работы по обучению и воспитанию этой категории детей в специальных школах, классах и в дошкольных образовательных учреждениях, обеспечили научную основу для введения в структуру специального образования нового типа школ (1981) и дошкольных учреждений (1990) для детей с ЗПР.
Большинство учеников младших классов с задержкой психического развития имеют те или иные недостатки физического развития, такие как отставание в росте, весе, окружности грудной клетки, нарушения телосложения (патологическая форма грудной клетки, деформация позвоночника, неправильная форма ног, слабость брюшного пресса). Реже встречается чрезмерная полнота тела (ожирение), выраженные параличи и парезы [Н.Д.Соколова и Л.В.Калинникова 2001].
Т.В.Егорова [1973], К.С.Лебединская [1982], В.В.Лебединский [1985] указывают, что именно эта категория детей нуждается в специальной психолого-педагогической коррекции развития. Исходя из теоретических предпосылок и представлений об особенностях развития детей с ЗПР, были разработаны системы обучения и методы коррекционной работы [Н.Семаго и М.Семаго 1999]. Предложены программы деятельности классов здоровья, компенсации, коррекции и даже специализированных школ. Однако сегодня по оценкам специалистов, для 80% детей, традиционно относимых к категории «задержка психического развития», развивающая и коррекционная работа оказывается недостаточно эффективной, а в некоторых случаях даже ухудшает их состояние. Только четкая диагностика позволит сформировать более или менее однородные группы детей с «замедленным темпом» или «временной задержкой психического развития» и построить обучение и коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» ребенка.
Все эти вопросы закономерны и требуют своего разрешения.
Психическое и физическое здоровье нельзя рассматривать в отрыве друг от друга, так как физическое нездоровье может приводить к психическим расстройствам, а психические расстройства приводят к физическому недомоганию. Именно поэтому коррекция нарушений моторики и расширение двигательных возможностей детей с ЗПР являются главным условием подготовки их к жизни. Эффективность физических упражнений для коррекции нарушений моторики и недостатков физического развития подчеркивается в работах И.П.Павлова [1954], П.Ф.Лесгафта [1988], В.В.Гориневского [1951], А.В.Запорожец [1960] и др. Однако учебная программа по физической культуре в общеобразовательной школе в основе своей направлена на обучение, а не на коррекцию имеющихся недостатков.
Предметом исследования являются учащиеся 4-го класса специальной коррекционной школы VII вида.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить технологию коррекции двигательной сферы детей, а также разработать пути повышения двигательной активности учащихся 4-го класса специальной коррекционной школы VII вида средствами физического воспитания.
Гипотеза исследования. Коррекционно-педагогическая система с использованием средств физической культуры окажется эффективной, если:
— при организации учебно-воспитательной и коррекционной работы будет учитываться степень нарушения психофизических функций данной категории детей с использованием собственно компенсаторных механизмов организма;
— средства физической культуры будут подобраны так, чтобы они благоприятно воздействовали на растущий организм, содействовали правильному развитию всех функций и органов, укрепляли здоровье, а также целенаправленно осуществляли коррекцию недостатков развития детей с ЗПР;
Задачи исследования.
- рассмотреть основные показатели физического воспитания и двигательной функции учащихся специальной коррекционной школы.
- дать психолого-педагогическую характеристику исследуемой группы учащихся 4-го класса.
- рассмотреть понятие «гиподинамии» и пути её повышения средствами физического воспитания.
- проанализировать использование игровой деятельности с целью повышения двигательной активности (констатирующий эксперимент).
- рассмотреть формы и содержание двигательной активности школьников 4-х классов с нарушением интеллекта в режиме дня.
- разработать методические рекомендации по организации двигательной активности средствами физического воспитания .
Методологической основой исследования являются положения психологии и педагогики о единстве основных закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Л.С.Выготский, Т.А.Власова, В.И.Лубовский, В.С.Певзнер и др.); теория коррекции и компенсации нарушенных функций (Л.С.Выготский, В.И.Лубовский, У.В.Ульенкова др.); теория развития личности в деятельности (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.); физиологическое учение об анализаторах (А.Н.Бернштейн, И.П.Павлов, И.М.Сеченов и др.); положение о теории управления движениями (Н.А.Бернштейн, Н.П.Вайзман и др.); принципы единства диагностики и коррекции развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин и др.); положения теории и методики физического воспитания (В.М.Зациорский, Л.М.Матвеев, А.Д.Новиков и др.).
Научная новизна исследования.
Научная новизна исследования заключается в выявлении малоизученных особенностей развития детей с ЗПР, разработана методика их коррекции средствами физической культуры.
Теоретическая значимость исследования. Отставание в физическом развитии и двигательной подготовленности у них составляет не год-полтора, а 2-3 года. При этом в большей мере страдают координационные возможности, что проявляется в снижении показателей статического равновесия, динамической координации и дифференцированной сенсомоторной реакции. Это дает основание продлить педагогический процесс, направленный на коррекцию отстающих функций. Проведенные исследования, дают предпосылки более эффективно использовать средства и методы физической культуры для целенаправленного коррекционного воздействия на организм данной категории детей.
Практическая значимость исследования.
Разработаны методические рекомендации, которые предназначены для педагогов, работающих с детьми с ЗПР 10-12 лет. Данные методические рекомендации включают в себя как образовательную, так и коррекционную функцию, что позволяет повысить эффективность урочных занятий по физической культуре, осуществлять целенаправленную коррекцию различных отклонений психофизического состояния детей, повысить уровень индивидуализации коррекционного воздействия и сместить акцент в процессе их обучения с образовательно-оздоровительного на коррекционно-оздоровительный.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что понятия индивид, личность, субъект, индивидуальность являются одними из ключевых в педагогике. Данная наука широко рассматривает процесс формирования личности, который происходит в процессе социального и культурного развития. Личностью становится человек имеющий собственную позицию в жизни, пришедший к этому в итоге большой работы над собой, осознания социальных явлений, общения. Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагоги изучает и выявляется наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.
Целью данной работы является изучение сущности понятий индивид, личность, субъект, индивидуальность в педагогике.
Задачами работы являются: изучить материал по теме работы, структурировать полученную информацию, сформулировать выводы.
Основным методом исследования является теоретический анализ литературы.
темы. Исследование и особенности развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста является актуальной проблемой современного общества, несмотря на то, что данный аспект уже достаточно исследован. Каждый день появляются все новые технологии развития познавательных процессов, именно поэтому необходимо следить за направлениями развития всех сторон личности ребенка.
Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности. научиться управлять ими. Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют значительную роль в развитии познавательных процессов), но в большей мере от характера воспитания ребенка в семье, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию
Проблематика оптимизации познавательной деятельности школьников в последние годы раскрыта в исследованиях М.В.Гринева, Т.П.Зайченко, Г.Н.Котельниковой, Т.Н.Лукьянченко, Т.А.Старовойтовой и др. Интерес представляют проводимые в аспекте педагогической психологии исследования специфики обучения детей, не готовых к обучению в школе (1994-1999) (Е.Е.Кравцова, А.А.Нурахумова, В.В.Степанова, Г.Б.Яскевич), за счет развития у них познавательного интереса.
Несмотря на это в массовом опыте работы школ оптимизация познавательной активности как личностного свойства встречается редко, так как не разработана методика формирования этого процесса. Будущих учителей не готовят к воспитанию познавательного интереса и активности школьников.
Проблема познавательной деятельности, ее структуры, мотивов развития с учетом возраста школьников входит в исследования Ш.А.Амонашвили, Л.И. Божович, А.Е.Дмитриева, Л.В.Занкова, В.С.Мухиной и др. Как характеристика личности активность раскрывает ее динамику, инициативность и становится источником преобразования и поддержания значимых связей с окружающим миром. Активность выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь, как условие ее становления, реализации и взаимодействия, как свойство ее собственного движения. Активность личности помогает в выстраивании ее программ развития: социальной, духовной и биологической (А.М.Матюшкин, А.В.Петровский).
В последние десятилетия достигнуты новые результаты в исследовании данной проблемы: определена сущность и структура познавательной деятельности; выявлены дидактические и воспитательные аспекты формирования познавательной деятельности школьников (Н.С.Дежникова, М.Д.Виноградова, Г.Ц.Молонов, И.Б.Первин, П.И. Пидкасистый и др.); прослежены связи познавательной деятельности личности с ее потребностями, мотивами и интересами; влияние активности на учебную и внеучебную деятельность.
Несмотря на это, в настоящее время актуальным является исследования коррекции познавательной деятельности детей с нарушенным интеллектом. Можно отметить, что недостаточно четко разработана и не систематизирована методика формирования познавательной деятельности детей с задержкой психического развития.
В связи с тем, что в настоящее время в практике специализированных школ для детей с нарушенным интеллектом уделяется недостаточно внимания данной проблеме, мы сочли актуальным рассмотрение особенностей познавательного развития детей с интеллектуальной недостаточностью (ЗПР), что определило тему нашего исследования: «Особенности познавательного развития детей с ЗПР».
Цель исследования - теоретически рассмотреть особенности познавательного развития детей с ЗПР и экспериментально проверить педагогическую модель оптимизации познавательной деятельности младших школьников с ЗПР.
Объект исследования - образовательно-воспитательная деятельность коррекционной начальной школы.
Предмет исследования - процесс оптимизации познавательной деятельности младших школьников с ЗПР.
В основу исследования положена следующая гипотеза: успешность процесса формирования познавательной активности младших школьников с ЗПР в учебной деятельности будет более эффективным, если будут учитываться индивидуальные особенности интеллектуального развития и познавательных процессов детей. Мы предположили, что у младших школьников с ЗПР уровень развития познавательных процессов невысок, проведение работы по оптимизации познавательной деятельности положительно скажется на развитии познавательных процессов – уровень развития внимания, мышления, воображения и восприятия детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта повысится.
В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи исследования:
1.На основании анализа научной психолого-педагогической литературы определить основные понятия исследования: познавательная деятельность, факторы развития познавательной деятельности, составляющие познавательной деятельности личности – внимание, мышление, память, воображение;
2.выявить особенности развития познавательной деятельности младших школьников с нормальным и нарушенным интеллектуальным развитием;
3.провести эмпирическое исследование особенностей познавательного развития детей с ЗПР;
4.на базе данных, полученных в результате эксперимента, способствующего изучению уровня развития познавательных процессов младших школьников с ЗПР, рассмотреть и апробировать методические рекомендации по оптимизации познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта;
5.выявить динамику познавательного развития младших школьников с ЗПР.
Методологической и теоретической основой исследования явились: философские положения о личности, деятельности, познании; общепсихологическая теория деятельности (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина); теория личности (Л.И.Божович, А.М.Лурия, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Талызина); теория развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин): теория формирования познавательной активности школьников (А.И.Аникеева, Б.Т.Лихачев, А.М.Матюшкин, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина). Исследование проведено на основе гуманистического, личностно-ориентированного, системного подходов к образованию.
Для реализации целей и задач использовался комплекс методов: теоретический анализ психолого-методической литературы по проблеме исследования, а также программ и учебников для специализированной начальной школы; наблюдение за ходом учебного процесса на уроках, наблюдения за деятельностью детей в процессе занятий; беседы с педагогами начальных классов и специалистами коррекционного учреждения VIII вида; психодиагностические методы: анализ продуктов деятельности; технологии, диагностические задания для детей; опытно-экспериментальная работа.
Опытно-экспериментальной базой служили начальные классы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 359 г. Москвы.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем. Получили дальнейшее развитие научные представления о процессе оптимизации познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР. Выделены уровни развития познавательных процессов младших школьников как с нормальным, так и с нарушенным развитием. Экспериментально подтверждены нестабильность и возможность развития познавательных процессов учащихся младших классов с ЗПР.
Практическая значимость проведенного исследования определяется возможностью использования содержащихся в нем теоретических положений и выводов, научно-методических материалов и предложенных рекомендаций в процессе совершенствования образовательно-воспитательной работы с младшими школьниками как с нормальным так и с нарушенным интеллектуальным развитием. Материалы исследования могут быть использованы в нормативных и специальных курсах, на педагогических факультетах, в процессе повышения квалификации педагогических кадров, в учреждениях дополнительного образования.
Проблема эффективности коммуникативного воздействия преподавателя на обучаемых приобрела, равно как и типы их взаимоотношений в последнее время большое зна¬чение. Именно при помощи педагогическо¬го общения в полной мере реализуются цели образовательного процесса.
Как справедливо отмечает Б. Т. Лихачев, критерием эффективности коммуникативного воздействия преподавателя явля¬ется, в конечном итоге, качество обученности и воспитанности обучаемых, их способность к образовательно-воспитатель¬ному самодвижению.
Коммуникативное воздействие, равно как и взаимодействие представляет собой важнейшую составляющую всякого духовного, социального, культурного и личностного проявления человека. Любая из форм коммуникации есть процесс общения человека с самим собой и с окружающим его миром.
Потребность в общении – это изначальная врожденная особенность человека как биологического, так и социального существа, и более того, этого ес¬тественное условие его существования.
Общение обеспечивает обмен информацией, взаи¬мопонимание, деловое сотрудничество, творчество между людьми, развивает их психику, обогащает сознание.
Как известно, основой всякого общения является содержание деятель¬ности, а, следовательно – основой коммуникативного воздействия является содер¬жание учебно-воспитательного процесса в системе образования.
Таким образом, объект нашего исследования составляет – учебно-воспитательный процесс в современном российском образовании.
Предмет исследования – взаимообусловленности способов коммуникативных воздействий преподавателя и типов взаимоотношений с обучаемыми.
Объект, предмет исследования определили его цель – проанализировать способы коммуникативных воздействий преподавателя и типы взаимоотношений с обучаемыми в современном российском образовании.
Для решения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи исследования:
1) Выявить сущность коммуникативного воздействия преподавателя как педагогического явления;
2) Проанализировать историческое развитие представлений о способах коммуникативного воздействия преподавателя;
3) Определить современные подходы к классификациям коммуникативного воздействия преподавателя и типам взаимоотношений с обучаемыми.
Введение

Данная выпускная квалификационная работа посвящена теме «Воспитание младшего школьника на материале английских народных сказок».
Психологические основы процесса воспитания, как формирования отношений человека к миру представлены в работах А. И. Зимней, Б.Н. [24], Боденко, [32] Н.А. Морозовой, разработавших концепцию воспитания, новаторский характер которой обусловлен ориентацией на процесс непрерывного образования [10. c.6]. Вместе с тем в работах данных авторов специально не рассматриваются психологические основы деятельности учителя общеобразовательной школы по воспитанию учащихся.
В работах В.Я. Ляудис подчёркивается важность создания в процессе обучения и воспитания таких учебно-воспитательных ситуаций, которые обеспечивают стимулирование самого широкого спектра отношений, позитивных взаимовлияний как между учителем и учениками, так и между учениками, и в коллективе учителей [10. c.6].
Н.Е. Щуркова, утверждая необходимость создания в школе отдельных программ воспитания учащихся разных возрастных групп, считает, что в основу этих программ должно составлять содержание доминирующих отношений, в которых и существуют школьники [29. c.8]. Однако автор в своих трудах не ставит цель разработать психологические основы реализации этих программ в деятельности учителя.
В трудах Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, их учеников и последователей существенными и полезными для обучения и воспитания оказываются представленные способы организации "учебного сотрудничества" (взаимодействия учителя, учащихся и родителей) [54. c.21].
В трудах Л.И. Божович, [26] Н.А. Менчинской, [34] Г.Е. Залесского рассматривается проблема воспитывающей функции деятельности, в том числе и учебной, но учёными не предпринималась попытка исследования сравнительной эффективности разных методов воспитания и обучения, используемых в деятельности учителя [8. c.24].
Деятельность педагога по формированию отношений взаимной заботы в процессе коллективной творческой деятельности по улучшению окружающей среды разработана И.П. Ивановым и многочисленными сотрудниками его научной школы [8. c.24].
Актуальность темы заключается в том, что в период младшего школьного возраста происходит активное развитие личности ребенка и задача взрослого, педагогически грамотно помочь этому развитию, поскольку происходящие в младшем школьном возрасте преобразования, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития личности ребенка. На данном этапе необходимо развивать в ребёнке стремление к прекрасному, культивировать нравственные и духовные ценности, которые необходимы для успешной интеграции в современный социум.
Объектом исследования в настоящей выпускной квалификационной работе является процесс воспитания младших школьников, а также сказка, её структура, виды сказок, возможности использования сказки для влияния на личность, для воспитания.
Предметом исследования в данной работе является особенности процесса воспитание младшего школьника на материале английских народных сказок.
Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании и практической разработке технологии процесса воспитания младшего школьника на материале английских народных сказок.
Мы предполагаем, что английские народные сказки оказывают влияние на формирование личности, что при условии использования разнообразных эффективных приёмов воспитания и обучения, процесс воспитания младшего школьника будет более успешным, если на младшем этапе обучения активно использовать материал английских народных сказок.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- изучить и обобщить имеющиеся в педагогике и психологии исследования теоретических положений о воспитании;
- рассмотреть психологические характеристики детей младшего школьного возраста;
- рассмотреть физиологические характеристики младшего школьника;
- проанализировать нравственные, духовные, физические аспекты воспитания, а также аспект воспитания любви к природе.
- рассмотреть сказку как жанр художественного творчества;
- рассмотреть вопрос о воспитании младших школьников материалом английских народных сказок;
- изучить особенности воспитания через народную английскую сказку в общеобразовательной школе.
Теоретико-методологической основой работы явились концепции отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова и др. о социльно-биологической обусловленности личности, об определяющей роли деятельности и общения в её формировании [28. c.12]; Д.Б. Эльконина, [39], В.В. Давыдова и др. о личностном подходе к обучению, Л. И. Божович, [34] Н. А. Менчинской, [31], Г. Е. Залесского [21] и др. о воспитывающей функции обучения, а также основные концепции психологии труда и функциональных состояний в профессиональной деятельности, разработанные Е.А. Климовым, [22], П.Я. Шлаеным, [12].
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) теоретические методы исследования, включающие теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы;
2) эмпирические методы исследования, состоящие из анализа и обобщения педагогического опыта, наблюдения, анкетирования;
3) статистические методы, с помощью которых была произведена математическая обработка полученных данных и их качественная интерпретация.
Практическая ценность состоит в отборе и использовании эффективных приёмов воспитания младшего школьника на материале английских народных сказок, а также в возможности использования материалов данной работе на лекциях по методике преподавания иностранного языка, педагогике и др. дисциплинам.
Апробация использования английских народных сказок проводилась в период преддипломной практики с 07 апреля по 18 мая 2008 г. в средней школе №1690 города Москвы с учениками 3А и 3 В классов.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 61 наименования и приложения.
В первой главе «Теоретическое положение воспитания» рассмотрен вопрос об особенностях воспитания младших школьников, также рассмотрены нравственный, духовный, физический аспекты воспитания младшего школьника на основе английского языка в современном образовательном процессе. Кроме того, в данной главе мы рассмотрели особенности воспитания младшего школьника на материале английских народных сказок
Во второй главе «Воспитание младшего школьника на материале английских народных сказок» нами рассматривается сказка как жанр художественного творчества и отражения национальной культуры. Наряду с этим во второй главе проводится педагогическое исследование по воспитанию младшего школьника на материале английских народных сказок в средней школе, анализируются полученные результаты.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества