Мировая экономика - готовые работы

ГлавнаяКаталог работМировая экономика
fig
fig
Введение
Во второй половине ХХ века в результате беспрецедентного усиления интернационализации хозяйственной жизни сформировались две основные тенденции, определяющие современное развитие мировой экономики – глобализация и международная интеграция.
Усиление экономической взаимозависимости стран вследствие международного регионального интегрирования и глобализации внешнеэкономических связей придает мощный импульс развитию экономических систем на национальном, региональном и мировом уровнях.
Разнообразие интеграционных моделей позволяет большинству государств независимо от их положения в мире, потенциала и уровня развития находить свое место в этих процессах. Мировые и региональные державы видят в интеграции мощный инструмент своего политико-экономического доминирования; развивающиеся страны рассматривают ее как возможность укрепления своих позиций на мировой экономической арене и лучшей защиты национальных интересов в условиях глобализации мировой экономики.
Анализ современных тенденций развития регионализации актуален не только с научной точки зрения, но и имеет практическое значение применительно к России, которая интегрируется в мировое хозяйство. В этой связи особую важность для определения верного азимута российской внешнеэкономической политики приобретает вопрос о том, какую конфигурацию может приобрести мировое экономическое пространство в условиях дальнейшего развития интеграционных процессов и какое геоэкономическое и геополитическое значение будут иметь функционирующие и возникающие региональные интеграционные объединения и союзы.
Многие специалисты в области региональной интеграции сходятся во мнении, что в XXI веке развитие мирового хозяйства будет определяться характером взаимодействия трех формирующихся торгово-экономических суперблоков - европейского, американского и азиатско-тихоокеанского, возглавляемых, соответственно, высокоразвитыми постиндустриальными державами Западной Европы, Северной Америки и Юго-Восточной Азии.
В последние годы заметные усилия по активизации интеграционного взаимодействия предпринимают страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Целью курсовой работы является раскрытие современных тенденций в развитии региональной экономической интеграции в контексте глобализации мировой экономики.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- Рассмотреть теоретические аспекты межстрановой интеграции (сущность и факторы развития международной интеграции, интеграционные формирования в АТР)
- Проанализировать развитие интеграционных процессов в АТР и роль России в них (рассмотреть современные тенденции в АТР, предпосылки развития внешних связей регионов Дальнего Востока и АТР, современные тенденции и перспективы взаимоотношений России и АТР)

1. Теоретические аспекты межстрановой интеграции
1.1 Сущность и факторы развития международной интеграции.
В ходе экономической и социальной эволюции мирового хозяйства расширяется спектр предпосылок и факторов, обуславливающих становление и развитие интеграции. Сложная система их взаимодействия имеет многоуровневый и многоканальный характер влияния на динамику интеграционных процессов во всем мире.
Многие ученые занимаются исследованием как интеграции в целом, так и отдельных ее элементов, категорий, взаимосвязей и проявлений. Накоплен весьма существенный научно-практический потенциал, который сформировался в результате многолетнего дискуссионного изучения проблем интеграции. Однако среди исследователей этой проблематики нет однозначного мнения, а также единого теоретического подхода к толкованию ее природы и содержания.
Интеграция как явление существует давно и как понятие употребляется в научной литературе уже несколько десятилетий.
Как известно, термин «интеграция» впервые был применен в 30-х годах ХХ века рядом немецких и шведских ученных и в переводе с латинского (от лат. integratio — восстановление, восполнение от integer — целый) интеграция означает объединение в целое каких либо частей, элементов .
Многие исследователи вслед за классиком теории интеграции Б. Балашшей при определении содержания экономической интеграции различают следующие ее характерные проявления. Во-первых, интеграция — это есть состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, во-вторых, интеграция — это процесс, ведущий к такому состоянию . С данным пониманием природы интеграции с точки зрения ее универсального общенаучного содержания нельзя не согласиться.
О.А.Родионова, считает, что экономиче¬ская интеграция – более высокая ступень сотрудничества, при которой дости¬гается объединение экономических субъектов, их приспособление друг к дру¬гу, углубление взаимодействия, развитие связей между ними. При этом осо¬бую роль приобретает согласованное развитие элементов системы межотрас¬левого взаимодействия и обмена.
Способом выражения и оформления интеграции и интеграционных процессов выступают различные организационные формы.
Многообразие протекающих интеграционных процессов можно наблюдать на различных уровнях:
-международный уровень - международный уровень — мировое хозяйство, интеграционные группировки отдельных государств;
-макроуровень — национальная экономика страны;
-мезоуровень — отрасли материального производства, крупные интегрированные структуры, региональные объединения;
-микроуровень — отдельное предприятие, производственный процесс.
Отметим, что это деление уровней проявления экономической интеграции условно и разными исследователями на этот счет предлагаются свои трактовки (более узкие или широкие подходы). Однако сколько бы уровней не выделялось все они известным образом тесно взаимосвязаны, имеют взаимопроникающий характер, и каждый нижестоящий входит в вышестоящий.
Таким образом, международная экономическая интеграция — это процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах» .
В экономической литературе дается и другое определение: международная экономическая интеграция — «процесс экономического взаимодействия стран ведущий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами» .
Существуют и другие подходы к определению международной экономической интеграции. Например, под экономической интеграцией подразумевается форма интернационализации хозяйственной жизни двух или более государств, характеризующаяся взаимопроникновением и взаимопереплетением их национальных экономических процессов и проведением согласованной экономической политики в отношениях между этими государствами, а также третьими странами .
В учебнике для вузов Международные экономические отношения под редакцией профессора Рыбалкина В.Е. дано вполне удачное определение: «международная экономическая интеграция — это объективный, осознанный и направляемый процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих потенциалом саморегулирования и саморазвития .
Все вышесказанное доказывает, что интеграция — это сложный эволюционный многоуровневый процесс с различными подходами, механизмами и средствами реализации.

1.2 Региональная межстрановая интеграция
Наиболее эффективно экономическая интеграция осуществляется на региональном уровне.
Региональная межстрановая интеграция подразумевает постепенное сближение национальных хозяйств нескольких стран при формировании ими определенного экономического пространства со своими механизмами взаимодействия.
Действительно, становление и бурное развитие связей на уровне первичных субъектов экономик стран порождает необходимость, межгосударственного (а в ряде случаев надгосударственного) взаимодействия, направленного на обеспечение свободного движения услуг, товаров, капиталов и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведения совместной экономической, научно-технической, финансовой и валютной, социальной, внешней и обороной политики. В результате происходит создание целостных региональных хозяйственных комплексов с единой инфраструктурой, общими экономическими пропорциями, валютой, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами управления. Протекающие в интегрированных региональных группировках воспроизводственные процессы становятся взаимосвязанными, они взаимопроникают и сращиваются, образуя воспроизводственный процесс региональных масштабов.
Существенными признаками, отличающими региональную интеграцию от других форм экономического взаимодействия национальных государств, являются взаимопроникновение и переплетение национальных воспроизводственных процессов; широкое развитие международной специализации и кооперации в производстве и НИОКР; глубокие структурные изменения в экономике стран-участниц, обусловленные стратегическими целями интеграции; целенаправленное межгосударственное регулирование процесса объединения и координация экономической политики участвующих в нем государств.
Различают открытый и закрытый регионализм. Открытый регионализм, который предполагает расширение взаимодействия разных интеграционных союзов, находится в русле экономической глобализации, служит своеобразной предпосылкой, этапом, предшествующим глобализации мировой экономики, а закрытый, нацеленный на защиту исключительно данного конкретного региона от негативных последствий глобализации, в определенном смысле противодействует ей .
Введение
Наряду с международным рынком товаров и услуг, с рынком капиталов все большую силу обретает теперь и международный рынок рабочей силы, который является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою замкнутость и обособленность. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер.
Международная миграция рабочей силы — перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы. Как процесс представляет собой единство эмиграции, иммиграции, реэмиграции .
Общепризнанным остается факт разделения причин международной трудовой миграции на экономические и неэкономические.
К экономическим причинам миграции рабочей силы в мировой экономике относятся:
• различия в уровнях экономического развития стран и, как следствие этого, различие уровней заработной платы в разных странах, жизни, социального обеспечения;
• различия в уровне обеспеченности отдельных стран трудовыми ресурсами;
• несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства;
• состояние национального рынка труда.
К причинам неэкономического порядка относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие условия, ведущие к миграции, носящей зачастую стихийный, внезапный и даже массовый характер.
Массовая международная миграция и мировой рынок труда оказывают заметное влияние на весь ход процесса воспроизводства, не только на количественные, но и на качественные характеристики рабочей силы. В современных условиях человек может родиться в одной стране, получить дошкольное воспитание в другой, обучаться в третьей, работать в четвертой, пятой и т.д. Повышение стабильности населения, интенсификация научно-технических, информационных, культурных межнациональных связей приводят к выравниванию многих параметров личной и производственной жизни. При этом наблюдается явная ориентация на американский или западноевропейский образец. Хотя не все работники и не во всех странах могут достичь желаемого уровня, все стремятся воспроизвести, хотя бы в упрощенном и удешевленном варианте, американский образ жизни с аналогичным набором материальных и духовных ценностей. Происходит формирование некоторого общемирового стандарта потребления при общем повышении потребностей населения, что действует в сторону увеличения стоимости рабочей силы и ее цены .
Цель курсовой работы – охарактеризовать современное состояние международного рынка рабочей силы, рассмотреть современные тенденции миграции населения.
1 Современные формы и тенденции развития рынка рабочей силы
1.1 Характеристика демографического развития мира
Демографическое развитие мира оказывает на мировое экономическое сообщество самое серьезное влияние. Численность населения всей планеты, его полновозрастная структура, продолжительность и качество жизни, квалификация рабочей силы, миграция населения, ее социально-экономические последствия - все это в значительной мере определяет тенденции развития современного мира и его экономики.
Под демографическим развитием понимается взаимодействие процессов длительной эволюции народонаселения и качественных сдвигов в его воспроизводстве за относительно короткие сроки.
Воспроизводство населения — это процесс его непрерывного обновления в результате смертности и рождаемости поколений. Следовательно, постоянно происходит взаимодействие двух процессов: смены поколений и естественного прироста населения.
На рубеже XX и XXI вв. в окружающем нас мире стали проявляться пять основных тенденций.
1. Быстрый рост народонаселения. В течение второй половины XX в. численность населения Земли выросла на 1 млрд. человек (это невзирая на человеческие потери за Первую и Вторую мировые войны). В течение второй половины XX в. численность населения выросла в 2,3 раза.
К началу XXI в. она достигла 6 млрд. человек.
2. Темпы роста народонаселения Земли происходят неравномерно. Население США, Западной Европы, бывших постсоциалистических стран растет медленнее, чем среднемировые показатели. В то же время в развивающихся странах Африки, Латинской Америки, Азии численность населения растет быстро - более 2% и выше в год. Такой демографический «взрыв» связан со сменой самого типа воспроизводства населения. Традиционный тип воспроизводства означает высокую смертность и высокую рождаемость, быструю смену поколений и незначительный прирост населения, непродолжительный срок жизни. Современный тип воспроизводства отличается от традиционного следующим: низкий уровень рождаемости, высокая смертность, низкий темп прироста населения и значительный рост продолжительности жизни. Причина такой ситуации - в улучшении благосостояния населения развитых стран с рыночной экономикой, высокий уровень развития культуры производства, жилищных и коммунальных условий, среды обитания, достижений науки и техники, образования и медицины.
Смена типов воспроизводства населения называется демографическим переходом. В развивающихся странах мира мы наблюдаем переходный этап к современному типу воспроизводства. Его отличия — высокая рождаемость при значительной смертности, господство традиций (моральных, религиозных, культурных, национальных и т.д.), не воспринимающих планирование семьи, разумную демографическую политику.
3. Снижение темпов ежегодного прироста населения — с 60-х гг. XXI в. в развитых странах, с 70-х гг. XX в. -в развивающихся странах. В некоторых странах происходит так называемый депопуляционный тип воспроизводства населения, когда смертность превышает рождаемость. Такая ситуация сейчас характерна для России и Беларуси. Чаще всего причинами называют развал СССР, экономический спад, вызванный им, трудности этапа реформирования и др. Но в таких благополучных странах, как Австрия, Германия, Дания также наблюдается абсолютное сокращение населения. Значит, причина намного глубже. Поэтому такая ситуация очень серьезно изучается мировой наукой и общественностью. В развитом мире происходит снижение рождаемости, а в планетарном масштабе ожидается рост народонаселения. По прогнозам ООН к 2015 г. численность населения Земли вырастет до 7,5 млрд. человек. Но основная масса населения мира будет сконцентрирована в развивающихся странах. А к концу XXI в. население Западной Европы и Японии составит только половину сегодняшнего уровня. Самыми «богатыми» по населению странами будут: США, Нигерия, Пакистан, Эфиопия, Конго, Мексика, Филиппины.
4. 4. Устойчивая тенденция к росту среднего возраста населения мира. В 1900 г. он составлял 15 лет, в 1995 г. - 25 лет, в 2000 г. - 27,5 лет. По прогнозам ООН в 2100 г. он составит 36 лет, а к 3000 г. - 43 года.
5. Увеличение продолжительности жизни на Земле. За последние 50 лет продолжительность жизни выросла больше, чем за минувшие 5000 лет! До промышленной революции XVII - XVIII вв. люди, перешагнувшие за 65 лет, составляли только 2—3% населения Земли. В 1999 г. их насчитывалось уже 14%. В XXI в. старение населения будет носить повсеместный характер.
Все пять тенденций, рассмотренных нами, имеют колоссальное значение для мировой экономики:
• изменился удельный вес регионов в населении мира, а значит и их доля в мировом ВВП: доля Европы снизилась вдвое, а доля Азии выросла более чем вдвое;
• в развитых странах население постарело, а в развивающихся - помолодело. К 2030 г. в некоторых странах доля лиц старше 65 лет достигнет 30%.
• Постарение населения рождает массу проблем. Растет экономическая нагрузка на общество, на работающих налогоплательщиков. Сегодня в развитых странах 3 работающих содержат 1 пенсионера. Через 25 лет это соотношение станет 1:1. Рост пенсий потребует роста подоходных налогов, а это приведет к сокращению сбережений у населения и уменьшению инвестиций в экономику.
По мере старения населения растут социальные расходы на уход за пожилыми, больными, нетрудоспособными. В США, например, за последние 25 лет доля национального дохода, получаемая людьми старше 65 лет, выросла в 2 раза, но вдвое снизилась доля национального дохода, направляемая в пользу людей от 18 до 35 лет. Примерно через 30 лет расходы на пожилых составят по прогнозам от 9 до 16% ВВП. То есть постарение общества становится серьезной финансово-экономической проблемой.
Поэтому для сохранения темпов развития мировой экономики развитым странам придется столкнуться с проблемами иммиграции: широко распахнуть «двери» для иностранной рабочей силы или обречь себя на бедную старость. Рост численности рабочей силы происходит и путем отсрочки выхода на пенсию, а также посредством роста числа так называемых «молодых пожилых», т.е. людей в возрасте 70-75 лет, продолжающих активную трудовую жизнь.
Рыночная экономика в развитых странах стала активно ориентироваться на процессы постарения населения. В центре внимания развитых стран стоят проблемы старшего поколения, его покупательной способности. Появился даже такой термин, как «седой доллар». В Западной Европе создаются специализированные учебные заведения для пожилых. Жилищное и коммунальное строительство ориентируется на учет их потребностей, очень много тура-генств для пожилых, появились особые финансовые услуги для пожилых и т.д. Такая ориентация на покупательскую способность старшего поколения уже обеспечивает бизнесу на Западе весьма солидные прибыли.
Мировое сообщество активно рассматривает глобальное постарение населения в странах мира. Эта проблема горячо обсуждалась на международном уровне: в 1982 г. на Всемирной Ассамблее по вопросам старения; в 1989 г. - на Международной демографической конференции в Праге; в 1993 г. — на одной из сессий Межпарламентского союза; в 1995 г. — на Европейском геронтологическом конгрессе; 1999 г. был объявлен ЮНЕСКО «годом пожилых людей» и т.д .
Введение
«Особенности таможенной политики в России» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема данной работы актуальна потому, что использование инструментов таможенного регулирования для достижения целей государственной политики является общепринятым в мировой практике. Важнейшим средством регулирования внешнеэкономических связей, которое используют практически все страны, участвующие в международной торговле, являются импортные таможенные пошлины. Единообразия в подходах к определению уровня ставок таможенных пошлин по конкретным товарным группам в современных условиях не существует. Однако могут быть сформулированы определенные правила, которые следует принимать во внимание при решении вопросов о величине ставок ввозных таможенных пошлин.
В свою очередь проведение Россией эффективной государственной политики требует серьезных изменений в подходе к таможенному регулированию. Эти изменения, прежде всего, должны быть направлены на отмену (либо значительное сокращение) ввозных пошлин на сырье, материалы, комплектующие и оборудование, не имеющие отечественных аналогов и ввозимые в целях технического перевооружения и расширения производства. Что же касается собственно протекционистских мер во внешней торговле, то их использование должно ограничиваться преимущественно случаями антидемпинговых расследований и использованием встречных мер, нацеленных на пресечение некорректных торговых практик иностранных поставщиков и "восстановление паритета" в торговых отношениях с теми или иными странами.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Войтенкова О.Н., Блинов Н.М., Ванин М.В., Якунин Р. и др.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – рассмотреть особенности таможенной политики в России.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать основы таможенной политики России;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о ключевых направлениях таможенной политики РФ;
3.Рассмотреть сущность и специфику особенностей таможенной политики РФ;
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, четырех параграфов и заключения. Название параграфов отображает их содержание.
Основы таможенной политики России
Общее руководство таможенными действиями в Российской Федерации осуществляют Президент РФ и Правительство РФ. Единую таможенную систему РФ образуют региональные таможенные управления, таможни РФ и таможенные посты РФ. Непосредственное управление всей таможенной службой осуществляет ее центральный орган — Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России).
Таможенный контроль, пресечение контрабанды, а также сбор статистических данных выполняют таможни и таможенные посты. Все таможни делятся на пограничные и внутренние. Пограничные таможни контролируют таможенное обеспечение, проверяют заполнение таможенных деклараций, а также иные документы, обосновывающие перевоз товаров. Внутренние таможни выполняют основную таможенную работу, включая досмотр товаров, проверку таможенных деклараций и других сопроводительных документов. Таможенные посты являются структурными элементами таможни .
Основные цели таможенной политики России:
• обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации;
• рационализация товарной структуры ввоза в РФ и вывоза товаров из России;
• поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;
• создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в России;
• защита экономики России от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
• обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику;
• достижение целей, определенных в конкретных случаях высшими законодательными и исполнительными органами России в соответствии с Таможенным кодексом РФ и другими законодательными актами России.
Перемещение товаров и используемых для этой цели транспортных средств через таможенную границу производится с применением различных способов движения, хранения и обработки товаров. Эти способы называются таможенными режимами. Таможенным кодексом РФ предусмотрены следующие виды таможенных режимов:
• выпуск для свободного обращения;
• реимпорт;
• транзит;
• таможенный склад;
• магазин беспошлинной торговли;
• переработка на таможенной территории;
• переработка под таможенным контролем;
• временный ввоз или вывоз;
• свободная таможенная зона;
• свободный склад;
• переработка вне таможенной территории;
• экспорт;
• реэкспорт;
• уничтожение;
• отказ в пользу государства.
При пересечении таможенной границы Российской Федерации взыскиваются следующие виды платежей:
• таможенная пошлина;
• налог на добавленную стоимость;
• акцизы;
• за выдачу и возобновление таможенных лицензий;
• за выдачу и возобновление таможенных аттестатов;
• сборы за таможенное оформление;
• сборы за хранение товаров;
• плата за консультацию;
• сборы за таможенное сопровождение товаров
Таможня Российской Федерации, выйдя из-под управления министерством развития экономики и торговли, она опять вернулась в лоно прямого управления правительства, - со всеми своими проблемами.
На сегодняшний день таможня собрала и перечислила в доход бюджета 2,6 триллиона рублей. В том числе структура импортных платежей дала почти 33%, что свидетельствует, на мой взгляд, о не очень хорошем состоянии нашей экономики в целом. В функции таможни входят очень противоречивые или, можно сказать, разносторонние действия, например, отслеживать пересечение границы радиоактивными материалами, как на выезд, так и на въезд; должны отвечать за биоресурсы; должны бороться с контрабандой; должны наполнять доходную часть бюджета, бороться с наркотиками, хотя весь штат российской таможни – 68 тысяч человек. Достаточно впечатляющая структура, хотя вот штат Федеральной налоговой службы – 180 тысяч. Две службы, налоговая и таможня, дают 90% всего дохода страны .
Таможенники неплохо оснащены, но плохо зарабатывают. То есть, условия, в которых они трудятся, немало способствуют коррупции. В значительной степени именно это и повлекло за собой организационные изменения, и сейчас очень тяжело, потому что это инерционный процесс.
Структура платежей по импорту более 33%, это означает, что российская экономика в сфере потребления не работает. Все наши потребности россияне удовлетворяют за счет ввоза в страну товаров иностранного производства. Если так пойдет дальше, то укрепляя рубль и стимулируя импорт, не укрепляя внутреннюю экономику, мы столкнемся с тем, с чем столкнулись сейчас.
Ключевые направления таможенной политики РФ
Правительство России одобрило основные направления таможенной политики РФ на 2008 год и на период до 2010 года. Соответствующее решение было принято в пятницу на заседании кабинета министров.
Как сообщил в своем выступлении глава ФТС Андрей Бельяминов, в текущем году таможенные органы должны перечислить в федеральный бюджет 3 триллиона 123 миллиарда 710 миллионов рублей.
При этом в 2006 году таможенные платежи составили 2 триллиона 863 миллиардов рублей, что несколько превышает контрольное задание. "В целом же этот показатель выше уровня 2005 года на 761,76 миллиарда рублей", - сказал Бельяминов.
Прирост платежей при импорте составил в минувшем году 26,3%.
Как подчеркнул глава Минэкономразвития РФ Герман Греф, в случае вступления России во Всемирную торговую организацию средняя ставка таможенного тарифа снизится с 11,7% в текущем году до 9,9% в 2010 году.
По информации Андрея Бельянинова, средневзвешенная ставка таможенного тарифа по товарам сельскохозяйственной группы составит в 2007г. 18,6%, на промышленные товары – 10,5%.
ВВЕДЕНИЕ
Национальные экономики уже давно являются частью динамичной системы мирового хозяйства. Сегодня очевидно, что чем активнее страна вовлечена в систему мирохозяйственных связей, тем динамичнее и результативнее ее собственное развитие, тем выше благосостояние ее граждан. Поэтому необходимо знать закономерности и современные тенденции развития мирового хозяйства, положительный и отрицательный опыт стран, чтобы точнее выверить курс и взаимодействие с остальным миром. Данное обстоятельство определяет интерес и актуальность выбранной темы курсовой работы «Российско-китайские отношения на современном этапе развития экономики».
Целью данной работы является выявить основные тенденции развития современного мирового хозяйства и определить роль и место Китая в системе мирохозяйственных отношений, охарактеризовать особенности и перспективы российско-китайского сотрудничества.
В первой главе дается характеристика современного этапа развития мировой экономики, выделяются основные тенденции и факторы их определяющие.
Во второй главе определяется роль Китая в системе мирохозяйственных связей: характеризуются этапы развития экономики, причем особое внимание уделяется современной «перегретости» экономики Китая, рассматривается торгово-экономическое, финансовое, научно-техническое сотрудничество, а также выявляются приоритеты в развитии международного сотрудничества.
В третьей главе характеризуется сотрудничество Китая и России в сфере экономики и торговли, финансов и инвестиций, науки и техники, выявляются приоритеты и потенциал для дальнейшего расширения отношений.
При написании работы использовались учебные пособия, статьи и аналитика периодических изданий, материалы международных информационных агентств, Интернет-ресурсы.
1. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
С экономической точки зрения современный мир предстает как совокупность 210 национальных экономик (согласно статистике Мирового банка ), различных по масштабам, структуре, лидирующим отраслям, эффективности и другим параметрам. Совокупность национальных экономик превращается в мировую экономику потому, что:
• страны взаимодействуют между собой;
• в результате этого взаимодействия возникают транснациональные хозяйственные образования (например, ТНК или совместные компании);
• страны все чаще прибегают к использованию согласованных правил взаимодействия и созданию наднациональных структур и организаций, которые связывают национальные экономики в единую систему мирового хозяйства.
Таким образом, под мировой экономикой понимается совокупность национальных экономик в их взаимодействии и сотрудничестве по институциональному устройству этого взаимодействия . Такое взаимодействие принимает форму интернационализации – сближение национальных экономик, проявляющееся в росте производственной взаимозависимости, международного товарооборота, движения капиталов и рабочей силы, взаимного влияния на различные экономические процессы в странах. Интернационализация является характерной чертой современного мирового хозяйства.
В основе интернационализации хозяйственной жизни лежит углубление международной специализации и интернационализация производства, транснационализация капитала и образование транснациональных корпораций. В современных условиях эти процессы называют глобализацией экономики. Развитие международной торговли и рост иностранных инвестиций являются основными составляющими этого процесса, который включает в себя также развитие научно-технического и культурного сотрудничеств между странами, миграцию трудовых ресурсов, развитие международного туризма и многие другие аспекты сближения народов разных стран . Для современного этапа процесса глобализации характерно постепенное вовлечение все большего числа стран в процесс интернационализации хозяйственной жизни (бывшие республики СССР и страны Центральной и Восточной Европы) – внедрение единых международных стандартов (технологических, экологических, статистических, бухгалтерских, финансовых и др.), использование схожих критериев в макроэкономической политике, а также унификация требований к налоговой политике, политике в области занятости и т.д.
Движущими силами глобализации являются следующие группы факторов:
Первый фактор – политика свободной торговли. Открытию национальных рынков товаров, услуг, капиталов и отчасти труда способствовали неолиберальные экономические теории , активно проводимые в экономическую практику правительствами развитых стран с помощью международных институтов, таких как Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Таким образом, процесс глобализации сознательно стимулируется и направляется и, в первую очередь, волей политических лидеров большой семерки.
Разные страны мира в неодинаковой мере вовлечены в мировую торговлю. Большая или меньшая выгодность внешней торговли для той или иной страны зависит, помимо прочего, от наличия у нее собственных природных ресурсов, а также от ее географического положения. Замечено, что страны с большим внутренним рынком обычно меньше участвуют в международной торговле, чем страны с узкими рынками, а страны, с избытком наделенные одним или несколькими видами природных ресурсов обычно экспортируют и импортируют относительно больше, чем страны, обладающие диверсифицированными природными ресурсами . Степень интегрированности в мировую систему измеряют с помощью отношения объема внешней торговли (т.е. суммы экспорта и импорта) к объему ВВП. Если судить по этому показателю, то средняя степень интегрированности, т.е. глобализации экономик стран мира возросла примерно вдвое по сравнению с уровнем 1950 г. В течение последних десятилетий объем мирового экспорта рос примерно вдвое быстрее, чем общий объем производства .
Второй фактор – борьба за право владения и распределения ресурсами, и, в первую очередь, энергетическими (нефть, газ). Как известно из истории, войны всех времен и народов были, как правило, направлены на завладение ресурсами на территории других народов. Это в явной и неявной форме наблюдается и сегодня, особенно в свете современного периода глобализации, названного Стегером М. – американизацией (с 1970 гг. по сегодняшний день).
Сеть нефте- и газопроводов, систем передачи электроэнергии, перекачивающих энергоресурсы из развивающихся в развитые страны, стала важным фактором глобализации. Так, потребление нефти в Европе превышает собственные достовернее запасы в 12 раз, у США – в 9 раз. Забота об энергетической безопасности развитых стран, интересы энергетических корпораций (а это крупнейшие корпорации мира ), интересы стран-поставщиков энергетических ресурсов и их объединений, в первую очередь ОПЕК, оказывают чрезвычайно важное влияние на глобальную экономику посредством экономических (падение/повышение цен на энергоресурсы, маршруты магистральных нефте- и газопроводов) и политических факторов.
Третий фактор – транснационализация производства. Политика свободной торговли при сдерживающих миграцию рабочей силы ограничениях привела к массовому перемещению части производства в регионы с дешевой рабочей силой, богатыми источниками сырья и ресурсов или с высокой емкостью рынков сбыта. Данный процесс стимулировало ожесточение конкуренции на глобальных рынках, а также желание обойти барьеры и меры контроля. Рост конкуренции в свою очередь вызвал процесс слияний и поглощений в мировом масштабе. Формирование транснациональных корпораций (ТНК) . Непрерывно идет процесс консолидации ТНК .
Процесс транснационализации захватил и развитые страны, и страны с переходной экономикой. По результатам 2005 г. В первую сотню ТНК попали Hutchinson Whampoa (Гонконг, Китай), Singtee (Сингапур), Cemex (Мексика), LG Electronics (Юж.Корея), Petroleos de Venezuela (Венесуэла), Petronals (Малайзия) . Динамично растут российские ТНК. Например, компания «Лукойл» с зарубежными активами на сумму более чем 5,8 млрд. дол. возглавляет список 25 ТНК стран Центральной и Восточной Европы, в который входят еще транспортные компании «Новошип», «Приморское морское пароходство», «Дальневосточное морское пароходство». Быстро развиваются зарубежные операции «Газпром» . ТНК, пронизывая практически все страны мира, создают в экономиках разных по уровню развития стран сегменты современной экономики. Правда, при этом мозговые штурмы и командные штабы ТНК размещаются в высокоразвитых странах, сборочные цена и некоторые услуги – в новых индустриальных странах, а поставщики сырья – в периферийных.
Четвертый фактор – снижение транспортных и коммуникационных издержек. Передовые технологии и сеть Интернет резко сократили транспортные, телекоммуникационные и расчетные издержки и облегчили глобальную интеграцию рынков. В итоге для предприятий стало возможным и даже выгодным размещать свои производства в разных частях мира.
Пятый фактор – интеллектуальная экономика. Ускорение научно-технического прогресса при высокой мобильности новых технологий и специалистов высокой квалификации привели к формированию «новой» (сетевой экономики). В такой экономике наибольший выигрыш от высокой мобильности технологий получают те страны или регионы, которые имеют хорошие образовательные системы и создают идеальные условия для хозяйственной деятельности. Известный в мире ученый-управленец Питер Друкер считает, что в XXI веке в выигрыше будут страны, которые сумеют достичь наиболее высокой производительности работников умственного труда .
Российская империя накануне Первой мировой войны занимала седьмое место в мире по объёму внешней торговли. Российская доля в мировом товарообороте составляла 3,4 % (доля Великобритании с колониями - 27,4 %, Германии - 12,6%, США - 9,6 %). Удельный вес России в населении земного шара (10,2 % в 1913 г.) не соответствовал уровню её занятости в мировом хозяйстве. В российском экспорте в 1913г. 61% составляла продукция растениеводства (в том числе зерновые культуры - 40 %, лён и пенька - 7 %), 18% - продукты животноводства, 10 % - продукция лесного хозяйства, 5 % - ископаемые (главным образом нефть, металлы, руды), 4 % - готовые изделия, 2 % - другие товары.
В дореволюционной России на экспорт шло в основном зерно. Специфику страны в международном разделении труда определял экспорт пяти важнейших культур: пшеницы, ржи, ячменя, овса и кукурузы. По их суммарному экспорту Россия занимала первое место в мире, причём экспорт возрос с 5,8 млн. тонн в 1888 г. до 10,4 млн. тонн в 1912 г. Будучи "житницей" планеты, царская Россия ввозила сырьё (47% в 1913 г.) - хлопок, шерсть, кожу, цветные металлы; 33 % импорта составляли готовые изделия.
Стремительная индустриализация страны в 30-х гг. изменила структуру внешней торговли. Уже в 1938 г. на долю промышленных товаров приходилось 64 % экспорта. Хотя внешнеторговый оборот СССР постоянно возрастал (только за 1960- 1986 гг. он увеличился почти в 5 раз), доля страны в мировой торговле в конце 80-х гг. была лишь 4 %, т. е. практически не возросла по сравнению с царской Россией. Однако сильно изменился состав ввозимых и вывозимых товаров. СССР перед распадом (в 1991 г.) являлся по существу топливно-сырьевой кладовой мира: доля советского экспорта топлива, электроэнергии, руд и металлов составляла почти 60 %.
Советский Союз был также крупнейшим (наряду с США) оружейным цехом планеты. В 1989 г. СССР экспортировал оружия на сумму 21,8 млрд. долларов, а США - на 11,9 млрд. долларов. На вырученную от продажи сырья, топлива и оружия валюту страна закупала машины, оборудование, продукты питания и промышленные товары (одежду, обувь и др.).
Россия в середине 90-х гг. играла скромную роль в международном разделении труда: её доля в мировой торговле не превышала 1,5%. Внешнеторговый оборот страны за 1990-1996 гг. сократился на 32%, причём импорт уменьшился почти вдвое. Полки магазинов в новой России переполнены товарами буквально из всех стран мира - а ввоз уменьшается! Это объясняется тем, что львиная доля (70 %) сокращения импорта произошла за счёт машин, оборудования, транспортных средств. Страна, переживающая острейший кризис, сворачивает производство, и, пока не начался экономический подъём, ей не нужны новые машины и оборудование. Кроме того, кризис привёл к обеднению населения, и оно из-за недостаточного количества денег не может покупать много товаров. Всё это и создаёт иллюзию товарного изобилия .
Несмотря на снижение объёма российской внешней торговли, экономическая зависимость страны усилилась, поскольку внутреннее производство уменьшилось ещё ощутимее - более чем вдвое. Это ослабляет экономическую безопасность страны. Любой неосторожный политический шаг в отношении Запада может привести к тому, что мировой рынок для нашей страны будет закрыт.
Начиная с 1992 г. Россия больше продаёт за границу, чем покупает. Эта долг составил 130 млрд. долларов. По этому показателю Россию опережает в мире только Бразилия. Однако, к сожалению, немалая доля валютной выручки «оседает» за рубежом. Незаконный вывоз капитала за 1992—1996 гг. оценивается астрономической величиной — от 100 до 300 млрд долларов . «Бегущий» от экономической нестабильности отечественный капитал «работает» на процветание отнюдь не бедствующих западных стран. Предотвратить утечку капитала, создать условия для его возвращения стало одной из главных задач российского правительства в 90-х гг.
В России в конце XX в. внешняя торговля приобрела так называемый колониальный характер — вывозится сырьё и топливо, а ввозятся легковые автомобили, продовольствие, товары массового спроса. Экспортируются в основном нефть и газ. В 1996 г. от их продажи наша страна получила почти 40 % валюты. Экспорт сырой нефти вырос с 56,6 млн тонн в 1991 г. до 126,6 млн. тонн в 1996 г., нефтепродуктов — с 27 до 57 млн тонн. Вывоз природного газа увеличился за тот же период с 36,2 до 198,5 млрд м³. В Российском экспорте 32 % составляют сырьё и металлы. За рубеж вывозится до 90 % производимых в стране алюминия, меди, олова, цинка, а также почти 80 % минеральных удобрений и около 90 % отечественной целлюлозы. А вот экспорт машин и оборудования за 90-е гг. сильно сократился. Хотя в СССР этот вид экспорта был и так невелик для индустриально развитой страны (21 %, в то время как в США — 53 %), в России его доля ещё ниже — чуть более 9 % (в 1996 г.) .
Наша страна теряет свои позиции на рынке вооружений и военной техники. Экспорт оружия сократился до 2,5 млрд. долларов. Это почти в 9 раз меньше, чем в СССР, хотя в России осталось 82 % оборонных предприятий бывшего СССР.
Значительно вырос ввоз в Россию продуктов питания. В 1996 г. в нашу страну ввезено 540 тыс. тонн мяса и 748 тыс. тонн птицы, что соответственно в 1,9 и 16,2 раза больше, чем в 1992 г. Западные фирмы расширяют экспорт в Россию экологически опасных продуктов. Так, в 1995 г. из проверенных импортных товаров забраковано 58 % колбасных изделий, 57% консервов, 36% масла.
Около половины потребляемого в России продовольствия поставляется из-за рубежа. Это серьёзно подрывает экономическую безопасность страны. Цены на продукты питания могут возрасти, а на топливо - упасть (с 1992 по 1997г. они действительно снизились вдвое). При такой ситуации населению останется лишь ещё туже затягивать пояса.
Знание структуры экспорта и географии производства позволяет определить, где "куётся" валюта для страны. "Валютные цеха" расположены в глубине российской территории, в малонаселённых и экономически односторонне развитых районах. Это прежде всего север Западной Сибири, где добывают нефть и газ, а также Восточная Сибирь, откуда вывозят цветные металлы, лес, целлюлозно-бумажную продукцию. Из давно освоенных районов видную роль в экспорте играют Урал и Поволжье (природный газ, нефтепродукты, минеральные удобрения).
С кем торгует Россия? В 1996 г. в общем объёме экспорта доля Германии составила 9,9 %, США - 7,1 %, Китая - 6,6 %. Импортировались товары в основном из Германии - 16,4 %, США - 9,2 %, Италии – 7,4%. Германия не только крупнейший торговый партнёр России, но и главный её кредитор: 50 % общей задолженности России - это немецкие займы .
Скромное и незавидное положение России в международном разделении труда может быть изменено. Необходимо наладить экспорт наукоёмкой продукции высокой сложности таких развитых отечественных промышленных отраслей, как атомное машино- и приборостроение, производство ракетной, космической и лазерной техники, авиастроение. Россия располагает самой крупной авиационной промышленностью в мире, способной производить 650 самолётов в год (в 1997 г. выпущено только 5 машин). Естественно, в сфере высоких технологий места на мировом рынке заняты, и за них надо вести жёсткую борьбу.
До тех пор пока в мире существуют конфликты, Россия не должна отказываться от экспорта оружия, боевой техники, пользующихся спросом благодаря их высокому качеству. Такую продукцию советской военной промышленности, как автомат Калашникова, системы залпового огня "Град" и "Смерч", не закупали только в Антарктиде, да и то потому, что там никто не живёт.
Борьба за мир и разоружение - важное направление внешней политики России. Однако если она откажется от выгодной торговли, то этим незамедлительно воспользуются (и уже пользуются) конкуренты, отстаивающие свои национальные экономические интересы.
Ещё 100 лет назад уровень развития и богатства страны определялся количеством выращенного хлеба, 50 лет назад - выплавленного чугуна, а сегодня - количеством наукоёмкой продукции. Но стремительное сокращение на Земле мест, пригодных для проживания и отдыха, ведёт к тому, что скоро в мире главным богатством станут чистые вода и воздух. Этот специфический ресурс - качество природной среды - уже в ближайшем будущем будет цениться, возможно, даже выше, чем научные знания и информационные технологии, которые ныне определяют ведущую роль стран, почтительно именуемых "высокоразвитыми".
Россия занимает первое место в мире по площади неосвоенных, "диких" земель. Они располагаются более чем на половине её территории. Это важнейший "туристический" и "экологический" ресурс нашей страны в XXI столетии.
Примером "экологического" экспорта может служить опытное производство по розливу глубинной байкальской воды. В озере Байкал содержится около 20 % мировых запасов пресной воды. При умелой рекламе можно добиться того, что байкальская вода серьёзно потеснит на мировом рынке многие зарубежные прохладительные напитки .
За годы рыночных реформ внешнеэкономические связи стали важнейшим фактором, во многом определяющим состояние и перспективы российской экономики. Достаточно сказать, что на зарубежных рынках ныне реализуется основная часть продукции базовых отраслей отечественной промышленности (60-70% жидкого топлива, металлов, химических удобрений, свыше 1/3 природного газа и лесоматериалов), а за счет импорта обеспечивается около 40% потребительского и более 20% инвестиционного спроса внутреннего рынка.
Решение.
Ритмичность работы оценивается коэффициентом ритмичности, который рассчитывается по формуле:

Где ΔСi – отклонение объема работ в i-м промежутке времени среднего, %
n- число промежутков времени в рассматриваемом периоде.
Определим коэффициент ритмичности по приведенной формуле:


Коэффициент ритмичности плановый практически равен фактическому коэффициенту. Таким образом, выполнение плана имеет равную ритмичность, что в результате нам предоставляет полное выполнение плана с незначительным перевыполнением, о чем свидетельствует ничтожная разница между коэффициентами ритмичности.
Чем больше отклонений объемов работ за отдельные промежутки времени от средних значений, тем меньше коэффициент ритмичности и, следовательно, тем не равномернее выполняется работа.
3. Определить положение подсистем в мировом хозяйстве на конец XX века. Заполнить таблицу:

СТРУКТУРА ВВП (В %%) ТЕМПЫ ПРИРОСТА ВВП
(В %%) ТИП ЭКОНОМИ¬ЧЕСКОГО РОСТА
сельское хозяйство промыш-ленность сфера услуг
ПРС 1 20,3 78,7 2-4 интенсивный
НИС 3,4 40,3 56,3 8-10 интенсивный
СЭЭ 7,3 66,6 26,1 - 4-6 экстенсивный
НРС 47,5 9,9 42,6 - 4-6 экстенсивный
СВиЦЕ 10,1 35 54,9 2-4 интенсивный
Резкие изменения совокупного спроса и предложения -шоки - приводят к отклонению объема выпуска и занятости от потенциального уровня. Шоки со стороны спроса могут возникать, например, вследствие резкого изменения предложения денег или скорости их обращения, резких колебаний инвестиционного спроса и т.д. Шоки предложения могут быть связаны с резкими скачками цен на ресурсы (ценовые шоки, например, нефтяной шок), со стихийными бедствиями, приводящими к утрате части ресурсов экономики и возможному уменьшению потенциала, усилением активности профсоюзов, изменением в законодательстве и, например, связанным с этим, значительным ростом затрат на охрану окружающей среды и т.д.
С помощью модели AD-AS можно оценить воздействие шоков на экономику, а также последствия стабилизационной политики государства, направленной на смягчение колебаний, вызванных шоками, и восстановление равновесного объема производства и занятости на прежнем уровне.
Например, негативный шок предложения (рост цен на нефть) вызывает рост общего уровня цен (краткосрочна кривая AS сдвигается вверх от SRAS 1до SRAS2 и падение объема выпуска (точка В) (рис. 1.5.).

Рисунок 1.5 Иллюстрация стабилизационной политики государства
Если правительство и Национальный банк не предпринимают никаких шагов, то экономика будет приспосабливаться к новой ситуации. При уровне производства и занятости ниже потенциального (точка В) цены начнут постепенно снижаться, а уровень занятости и выпуска вернется к прежнему состоянию. Это отразится на графике обратным движением вдоль прежней кривой AD1 из точки В в точку А. Однако, такой процесс приспособления может оказаться очень длительным, а затяжной спад в экономике чреват социальными конфликтами [6,с.143].
Национальный банк может нейтрализовать спад, увеличив предложение денег (сдвиг вправо кривой AD от AD1 до AD2, но последствием этого станет фиксация цен на более высоком уровне, установившемся в результате шока (точка С). Аналогичный результат достигается увеличением государственных расходов. Таким образом, экономическая политика государства сталкивается с известной дилеммой: длительный спад и безработица или рост цен при сохранении уровня занятости и выпуска.
Модель АQ - AS (с определенной степенью условности) может быть использована для интерпретации и анализа процессов, происходящих в переходной экономике Украины и других стран.
Последствия форсированной либерализации хозяйственной деятельности в Украине отразились на состоянии совокупного спроса и предложения, либерализация цен и снятие дефицита потребительских товаров (в том числе и за счет импорта) привели к перераспределению денежных средств населения в пользу текущего потребления за счет ранее накопленных сбережений. Безналичные средства предприятий, сложившие ранее простым средством учета плановых потоков продуктов, стали реальными платежными средствами. Все это привело к увеличению совокупного спроса в экономике. Графически это могло быть отражено сдвигом вправо-вверх кривой AD), что приводило к росту цен в экономике.
Структурная перестройка экономики в процессе либерализации хозяйственной жизни, связанная, в частности, с изменением структуры спроса и относительных цен, определенным образом повлияла на состояние совокупного предложения. Например, вследствие несовпадения структуры факторов производства, занятых в разных отраслях, было невозможно их полное перераспределение в соответствии с новыми потребностями из угасающих отраслей в перспективные. В связи с этим далеко не весь производственный потенциал, задействованный в доперестроечный период, мог быть использованным после либерализации экономики, В сторону сокращения объема потенциального выпуска (долгосрочного совокупного предложения) действовали и такие факторы, как разрыв ряда производственных связей и сокращение торговых отношений с бывшими союзными республиками и партнерами по СЭВу. Достаточно отчетливо проявилось в переходной экономике Украины явление "гистерезиса" - утраты части производственного потенциала, вследствие того, что падение производства оказалось достаточно устойчивым и долговременным.
В модели AD - AS подобные изменения совокупного предложения можно отразить графически сдвигом LRAS влево от прежнего уровня потенциального выпуска.
Краткосрочная кривая AS, если предположить ее положительный наклон, окажется слева от LRAS и также будет смещаться влево-вверх под воздействием, например, ценовых шоков, таких как рост цен на топливно-энергетические ресурсы. Все это будет иметь следствием дальнейшее снижение объема выпуска и рост цен, но теперь уже как результат инфляции издержек,
Длительное депрессивное состояние экономики привело к снижению реальных доходов основной массы населения, что послужило причиной последующего падения совокупного спроса. В этом же направлении подействовало и снижение инвестиционной активности в экономике, что сократило инвестиционную составляющую совокупного спроса. Графически это иллюстрируется сдвигом влево кривой AD, что еще более усиливает спад, по крайней мере, в краткосрочном периоде, хотя и несколько снижает уровень цен или замедляет инфляцию (если цены неэластичны в сторону понижения).
Таким образом, модель AD - AS может быть использована как для иллюстрации, так и для оценки перспектив событий в переходных экономиках во всех случаях, когда совокупный спрос и предложение начинают работать в соответствии с законодателями возникающего рыночного механизма.

2 ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА НА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ И ДЕНЕЖНОМ РЫНКАХ
2.1 Взаимосвязь моделей AD-AS и IS-LM
В модели AD-AS и модели Кейнсианского креста рыночная ставка процента является внешней (экзогенной) переменной и устанавливается на денежном рынке относительно независимо от равновесия товарного рынка. Основной целью анализа экономики с помощью модели IS-LM является объединение товарного и денежного рынков в единую модель. В результате рыночная ставка процента превращается во внутреннюю переменную, и ее равновесная величина отражает динамику экономических процессов, происходящих не только на денежном, но и на товаром рынках [8]
IS-LM (инвестиции— сбережения, предпочтение ликвидности - деньги) — модель товарно — денежного равновесия, позволяющая выявить экономические факторы, определяющие функцию совокупного спроса. Модель позволяет найти такие сочетания рыночной ставки процента R и дохода Y, при которых одновременно достигается равновесие на товарном и денежном рынках. Поэтому модель IS-LM является конкретизацией модели AD-AS.
Основные уравнения модели IS-LM:
1) Y=C+I+G+Xn — основное макроэкономическое тождество
2) C=a+b(Y-T) — функция потребления, где T=Ta+tY.
3) I=e-dR - функция инвестиций
4) Xn=g-m'(Y-n)R-функция чистого экспорта
5) M/N = k*Y – h*R –функция спроса на деньги
Внутренние переменные модели: Y (доход), С (потребление), I (инвестиции),Хn (чистый экспорт), R (ставка процента).
Внешние переменные модели: G (государственные расходы), MS (предложение денег), t (налоговая ставка).
Эмпирические коэффициенты (а, b, е, d, g, m , n, k, h) положительны и относительно стабильны.
Введение
«Россия на рынке транспортных услуг» – одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема работы актуальна потому, что в настоящее время одной из стратегических задач развития транспортной составляющей социально-экономической системы России является одним из необходимых условий дальнейшей структурной перестройки экономики и интеграции страны в динамично изменяющуюся систему международных отношений. При этом стратегическим приоритетным направлением развития транспортного комплекса является использование транзитного потенциала регионов и стимулирование развития экспорта транспортных услуг.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Багинова В. В., Бевзюк Е. А., Костылев И. И.,Левитин И. Е., Сафронов Э. А. и др.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – рассмотреть Россию на рынке транспортных услуг.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать общую характеристику транспортной системы России;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о месте России на рынке транспортных услуг;
3.Рассмотреть сущность и специфику проблем и перспектив развития транспортной системы РФ;
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, четырех параграфов и заключения. Название параграфов отображает их содержание.
Транспортная система России: основы и особенности
Транспорт – одна из наиболее стратегически важных отраслей экономики России. Особое значение транспортной отрасли определено географическим положением России – крупнейшей по территории страны мира .
В соответствии с методикой Госкомстата России выделяются семь основных видов транспорта: железнодорожный, автомобильный, городской электрический, магистральный трубопроводный, морской, внутренний водный и воздушный, а также два основных вида перевозок: пассажирские и грузовые . Ниже приводятся основные характеристики по отдельным видам транспорта.
По состоянию на конец 2006 г. эксплуатационная длина железнодорожных путей в России составляла 86 тыс. км2. По протяженности железнодорожных путей Россия уступает лишь США, однако плотность железных дорог в России относительно невысока .
В состав рабочего парка железнодорожного транспорта в 2006 г. Входило 498 тыс. грузовых и 20 тыс. пассажирских вагонов.
Протяженность автомобильных дорог в Российской Федерации на конец 2006 г. составила 896 тыс. км.
Автомобильный парк России в 2006 г. включал в себя 22 468,5 тыс. легковых автомобилей, 4 625,4 тыс. грузовых автомобилей, 703,3 тыс. автобусов. Из общего количества легковых автомобилей почти четверть (22,2%) приходилась на иномарки.
Выделяют три основных вида городского электрического транспорта: трамвайный, троллейбусный и метро.
По состоянию на конец 2006 г. общая протяженность трамвайных путей в России составила 2 899,9 км, троллейбусных линий – 4 766,2 км, путей метро – 412 км.
По состоянию на конец 2006 г. подвижный состав городского электрического транспорта включал 11,3 тыс. трамвайных вагонов, 11,9 тыс. троллейбусов, 5,9 тыс. вагонов метро.
В настоящее время Россия располагает 43 морскими торговыми портами.
Торговый флот России в 2006 г. включал 3 886 морских судов (общий дедвейт – 8201,9 тыс. т.). Основную долю судов (по количеству) составляли рыболовные суда (43,8%) и суда для генеральных грузов (24,7%).
В состав морского транспорта общего пользования в 2006 г. входило 190 грузовых транспортных судов и 8 пассажирских и грузопассажирских.
По состоянию на конец 2006 г. в составе внутреннего водного транспорта насчитывалось 33 532 судна общей грузоподъемностью 12,8 млн т.
По состоянию на конец 2006 г. в России было 713 грузовых причала общей протяженностью 86,1 тыс. пог. м.
В состав воздушного транспорта по состоянию на конец 2006 г. входило 5,9 тыс. судов. По состоянию на конец 2006 г. почти половина воздушных судов (49,4%) находилась в эксплуатации более 15 лет.
По состоянию на конец 2006 г. протяженность трубопроводов в Российской Федерации составила 216 тыс. км. Из них на газопроводы приходилось 153 тыс. км., нефтепроводы – 48 тыс. км., нефтепродуктопроводы – 15 тыс. км.
Обширность территории и взаимная удаленность мест производства и потребления товаров обуславливает, кроме прочего, значительную долю транспортных затрат в структуре производства - удельный вес валовой добавленной стоимости транспорта в ВВП России составляет около 8%, что существенно превышает соответствующий показатель для большинства зарубежных стран.
Социальную значимость отрасли подчеркивает тот факт, что в транспортной сфере занят каждый 15-ый житель страны. Среднегодовая (списочная) численность работников организаций транспортной отрасли составляет 3,4 млн человек.
Транспорт занимает первое место по стоимости основных фондов – чуть менее трети от совокупной величины. Несмотря на то что инвестиции в сферу транспорта в абсолютном выражении весьма высоки (более 19% от всех инвестиций в российскую экономику идут в транспорт), в настоящий момент их не хватает даже на то, чтобы сдерживать рост физического износа основных фондов.
Деятельность отрасли характеризуется относительно невысокими показателями прибыльности – доля финансового результата в общих чистых доходах российской экономики существенно ниже доли валовой добавленной стоимости отрасли. Между тем, почти четверть всех платных услуг населению России приходится именно на транспорт (табл. 1.).
Место Росси на мировом рынке транспортных услуг
В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт является инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в мировой хозяйственной системе .
Основными направлениями международной интеграции в области транспорта являются:
– последовательная гармонизация российского транспортного законодательства, стандартов и транспортной документации с действующими на международных рынках транспортных услуг;
– поэтапное приведение законодательной и нормативной правовой базы в области транспорта, в том числе, на региональном уровне, в соответствие с нормами и правилами ВТО;
– формирование и развитие общего транспортного пространства стран СНГ и ЕврАзЭС;
– активное участие в создании общеевропейского транспортного пространства;
– развитие сотрудничества с ЕС в целях обеспечения эффективного взаимодействия транспортных систем России и Евросоюза;
– обеспечение надежных и благоприятных условий транзитного железнодорожного и автомобильного сообщения с Калининградской областью;
– участие российских компаний и предпринимателей в создании совместных транспортных предприятий, а также в конкурсах и торгах по приватизации транспортных предприятий, прежде всего, в странах СНГ и ЕврАзЭС;
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества